Что такое планета знаний умк
Что такое планета знаний умк
Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и используется в 40 регионах России.
Содержание программы
Учебно-методический комплекс состоит из завершённых линий учебников для 1–4 классов:
Учебники программы «Планета знаний» выпускаются с 2003 года. Сейчас их издаёт корпорация «Российский учебник». Все пособия, кроме «Литературного чтения», включены в Федеральный перечень рекомендуемых учебников приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года. В УМК также входят рабочие тетради, дидактические материалы и методические пособия по каждому предмету.
Особенности программы
Главной особенностью программы авторы называют её целостность. По всем предметам разработана единая структура учебников, формат заданий и методы обучения. Все учебники, вне зависимости от предмета, разделены на несколько крупных разделов, каждый из которых предваряет маршрутный лист — разворот, на котором с помощью понятных ребёнку схем и картинок изображено содержание раздела и логика его освоения. По ним удобно прослеживать связь между темами, отмечать прогресс и просто смотреть, сколько уже изучено, а что ещё предстоит узнать.
Задачи во всех пособиях разделены на блоки:
Вторая важная особенность программы — принцип выбора. Любая тема включает задания базового уровня (необходимый минимум) и 2–4 вариативных — более сложных, направленных на расширение кругозора и развитие нестандартного мышления. Каждый ученик может выбрать степень погружения в предмет.
Также ребёнку предлагаются на выбор задания с разными видами деятельности — поисковой, творческой, интеллектуальной, исследовательской или проектной.
Важная роль проектной работы — третья особенность программы «Планета знаний». Во время учёбы школьники ставят спектакли, сочиняют сказки, готовят презентации. При этом ребёнку предоставляется выбор — выполнить индивидуальное задание или принять участие в групповом проекте. Такая деятельность развивает кругозор и творческое мышление, учит работать в команде и выполнять разные социальные роли.
Плюсы и минусы программы
Отзывы учителей и родителей о «Планете знаний» довольно противоречивы. Многие преподаватели называют программу продуманной и отмечают, что вести уроки по ней комфортно. Кроме того, они выделяют следующие достоинства:
С другой стороны, родители часто критикуют «Планету знаний» по следующим причинам:
Но больше всего споров вызывает ориентация программы на саморазвитие. В классической педагогике обучение строится на многократном повторении материала в школе. В УМК «Планета знаний» основной объём работы приходится на домашние задания.
Поэтому родители, которые могут заниматься с ребёнком дома, отмечают хорошие результаты и хвалят программу за то, что она учит работать с информацией и думать самостоятельно. А те, кто не может выделить время на помощь ребёнку или нанять репетитора, ругают за чрезмерную сложность, большой объём домашней работы и странные формулировки заданий.
Кому подойдёт программа
Проектная деятельность, информационный поиск, задания повышенной сложности — всё это требует участия старших. Если у родителей достаточно времени и сил, чтобы помогать ребёнку с учёбой, «Планета знаний» поможет добиться отличных результатов.
Программа предполагает, что ребёнок к первому классу уже умеет читать и знает азы счёта. Для дошкольников разработан специальный подготовительный курс «Планета знаний. Предшкольная пора».
Если родители не готовы помогать ребёнку с уроками, или он сам не может тратить много времени на домашние задания (например, профессионально занимается спортом или посещает несколько кружков) — лучше выбрать другую программу обучения.
Школьный гид
Программа «Планета знаний» (ФГОС)
УМК «Планета знаний» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
— Русский язык.
Букварь. Автор: Андрианова Т.М.
Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М., Илюхина В.А. (1 класс) ; Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2-4 классы).
— Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.
— Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.
— Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Сокольникова Н.М.
— Музыка. Автор: Бакланова Т.И.
— Технология. Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
— Физическая культура. Авторы: Лисицкая Т.С., Новикова Л.А.
Все учебники, кроме «Литературного чтения» Кац Э.Э., включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).
Учебники УМК «Планета знаний» прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.) и были включены в предыдущий федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенностьУМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.
Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.
Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.) позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.
Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной).
Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.
Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
УМК «Планета знаний» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения.
УМК «Планета знаний» включает полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований Основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, проверочные работы, электронные образовательные ресурсы, дополнительные пособия для дошкольников, дополнительные пособия для школьников.
Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса.
Ранее УМК также включало в себя завершенную предметную линию учебников «Английский язык» (Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.) для 2-4 классов, которая не вошла в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Школьный гид
Программа «Планета знаний»
ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа «Планета знаний» (ФГОС НОО 2009г.)
УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы:
— Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Автор: Андрианова Т.М.
— Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)
— Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.
— Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
— Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.
— Музыка. Автор: Бакланова Т.И.
— Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.
— Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.
Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению – это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.
Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.
Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.
В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.
Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Основные и отличительные особенности УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Основная особенностьУМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Какие же отличительные особенности УМК « Планета знаний»? Новый комплекс «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. По сравнению со «Школой России» этот комплект выгодно отличается. Есть своеобразные ноу-хау авторов. Во-первых, следует отметить, что современность, высокий уровень научности сочетается с доступностью изложения материала. Основой учебника являются принципы развивающего обучения, что соответствует современным требованиям образовательного процесса. Во – вторых, хорошая полиграфия, яркое и красочное оформление. Это конечно не критерий при выборе той или иной программы, но когда первоклассник «живет» в мире красок и игр это облегчает адаптацию к школьным условиям и обеспечивает психологический комфорт, а также помогает успешно осваивать содержание новой деятельности учения. Все учебники имеют единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта. Каждый раздел начинается с маршрутного листа — графического отображения логики его изучения. Маршруты по учебнику и по теме дают учащимся возможность осмысления последовательности изучения материала. В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню и темпу развития. Интересным нововведением в УМК «Планета знаний» является цветовое разграничение содержания на инвариантную и вариативную части. Это позволяет учителю более успешно работать с детьми разных способностей и возможностей и достигать максимального уровня освоения материала. Инвариантная часть (выделена жёлтым цветом) содержит новый материал, обязательный для усвоения всеми учащимися. Эта часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального образования, обязательного для всех учащихся. Вариативная часть (выделена голубым цветом) включает материал на2 расширение знаний по изучаемой теме, задания, которые развивают интеллект, творческие способности, нацеливают ребят на поиск новой информации. Наиболее сложные задания включены в «интеллектуальный марафон». Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации
Учебный методический комплекс «Планета знаний»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Рязанской области
Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Рязанский педагогический колледж»
(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)
УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Преподавание в начальных классах
Квалификация: учитель начальных классов
Башкина Юлия Петровна
Ивакина Алена Валентиновна
Седова Людмила Васильевна
Целью данного комплекта является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Образовательное пространство УМК «Планета знаний» обеспечивает:
практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования (в том числе общеучебных умений, навыков и способов деятельности);
формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;
интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности;
проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности..
Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов УМК «Планета знаний» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков.
УМК «Планета знаний» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):
Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенностьУМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.
Материал четко разделен на обязательную (СТАНДАРТ) И ВАРИАТИВНУЮ (для сильных детей) части. Очень важно что эти учебники учат детей учиться, а не тупо заучивать информацию, как это было в моем детстве.
Мир меняется, поколения совсем не похожи друг на друга, все развивается, детям приходиться переваривать намного больше информации чем нам когда-то, их ждет совсем другая жизнь и к ней надо готовиться.
В учебниках, прописях и рабочих тетрадях отсутствуют какие-либо разъяснения. Вопросы в заданиях сформулированы, мягко говоря, некорректно, а местами абсолютно безграмотно. Кроме того, в учебных пособиях масса ляпов и опечаток. Возникает вопрос, кто финансировал разработку данной программы, как он это контролировал, кто и как редактировал, принимал и утверждал запуск в производство учебных пособий? Сама программа сырая, недоработанная и наспех сделанная. Наше детство было действительно счастливым, и отчасти это было обусловлено старой доброй системой образования.
В учебниках по русскому языку не найти ни одного правила нормального, понятного ребёнку — приходится искать дополнительную литературу.
Программа требует доработки. По русскому языку очень мало пишут, в рабочей тетради вставляют буквы в слова, но ведь надо побольше писать.
«Окружающий мир». Огромное количество ляпов по всем разделам. Например: «потовые железы» названы потовыми (с ударением на 3-ем слоге), система кровообращения описана так, что необходимо объяснять детям наличие не одного (как в учебнике), а двух кругов кровообращение. По устройству государства вообще ляп на ляпе: Президентом оказывается, можно стать в 21 год, а не в 35, Государственную Думу обозвали парламентом, а с Федеральным собранием вообще авторы запутались. Неужели эти ляпы не убираются и учебники никто не рецензирует! История Москвы написана ужасно, прыжки в стороны, никакой схемы и последовательности. А тесты для проверки знаний вообще полная ерунда. Вопросы составлены часто некорректно, без учёта того, что именно изложено в учебнике. Обидно, что красивые, красочные учебники практически испорчены авторами.
В литературе за 3-й класс весьма странно сокращены некоторые тексты, например «Тёплый хлеб» без конца. Странно. Не лучший выбор поэзии. Многих вещей дети ещё не понимают… Зачем? А рабочая тетрадь по литературе — это задание исключительно для родителей, а не для учеников. Тоже не понимаю целей этих заданий и сплошных рисований.
За всю планету знаний не скажу, могу за литературное чтение, русский язык для 4 кл, например, непонятно, почему сказка Пушкина дается маленьким отрывком, но зато «Рикки-тикки-тави» приводится полностью. По русскому языку не изучаются нужные разборы, а те, которые изучаются, даются так, как никто никогда и не разбирает, хотя предполагается госстандартом, что ребенок, придя в 5 класс, умеет выполнять все виды разборов (естественно на своем уровне).
Программа сложная и объемная — это факт! И очень много творческих заданий, сидим до ночи с поделками, аппликациями и т. д. С одной стороны-хорошо… развитие и т. д., но все это приходится делать родителям. Нагрузка очень большая, переживают за ребёнка, чтобы успевал и понимал!
Далеко не каждый ребенок с 1 раза понимает и запоминает объяснения по заданию, которые дает учитель. А как программа может быть эффективной, если родители не могут ребенку помогать, или она сделана так, что ребенок не может разобраться сам?
Программа требует доработки.
Вот эти учебники и учат детей зубрить, а не понимать смысл написанного. Правила порой написаны корявым языком, длинно, запутанно… Порой ребёнку легче зазубрить этот набор слов, нежели вникнуть в содержание и понять смысл написанного!
В ней, на мой взгляд, нет логики и последовательности в подаче знаний.
Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал.