Что такое пластическая анатомия

Пластическая анатомия: фундамент навыков художника

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника – передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии.

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия – наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов – кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.

Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или. может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла – достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник – стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

Источник

Пластическая анатомия для художников

На курсах академического рисунка и живописи изучают как передать пространство, материальность объекта, текстуру предмета. Правильно нарисованный рисунок выглядит реалистично, возникает ощущение реальности, стоит только протянуть руку или сделать шаг — и ты уже находишься в картине. Статические предметы и людей рисовать проще всего, но нередко стоит задача изобразить движение человека. Для выполнения данной задачи требуются особенные навыки и умения, которые изучаются в курсе пластическая анатомия.

Анатомия человека для начинающих художников

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Что изучает пластическая анатомия?

Пластическая анатомия для художников — важнейший элемент обучения. Данное направление изучает изменения форм и частей тела людей и животных во время движения. Пластическая анатомия, как наука, опирается на знания о внутреннем строении. Основными элементами, которые изучаются является кожа, мышцы и скелет.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Данные знания необходимы для того, чтобы правильно передавать движения, не “ломать” анатомию человека или животного. При малейшем изменении ракурса и позиции, вся структура скелета может кардинально меняться. Соответственно, знания анатомии помогают сопоставить практически медицинские знания с визуальным образом, и отобразить фигуру реалистично.

Как развивалась пластическая анатомия для художников?

Первые данные о этой науке мы находим еще в памятниках Древнего Египта. Более детально пластическую анатомию начали изучать в Греции. Учебными пособиями становились фигуры воинов и спортсмены, так как на объемных мышцах внутренние изменения структуры просматривались намного четче. Подтверждением высокого уровня понимания анатомии человека являются великолепные статуи времен античности.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Научное обоснование данным дал Леонардо да Винчи. Именно он соединил в единую дисциплину рисование тела в соответствии с внутренним строением. Начиная изучать анатомию человека как художник, в дальнейшем он развивал эту тему с научной точки зрения. Изучая тела умерших, он первый визуально отобразил органы человека.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

В настоящее время пластическая анатомия является обязательной дисциплиной во многих художественных учебных заведениях. Основными учебными материалами являются атласы.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Как это работает? (пластическая анатомия тела и лица)

Как мы указывали ранее, одним из основных элементов в изучении является скелет, именно он определяет положение тела в пространстве и служит основой любого рисунка. В процессе обучения рассматриваются все возможные положения костей — при сгибании, разгибании и вращении.

Не менее важными являются мышцы, которых в теле животных и человека практически 850. При любом движении происходит деформация формы мышц, важно не только правильно передать изменение человека в пространстве, но и верно обозначить все объемы.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Самым сложным является изучение пластической анатомии лица. Только во время улыбки человек задействует около 30 мимических мышц, при этом изменяется степень натяжении кожи на разных участках лица. Поэтому во время написания портретов не стоит произвольно изменять выражение лица человека — с большой долей вероятности, Вы потеряете значительную степень похожести человека.

Для чего необходимы эти знания?

Пластическая анатомия для художников важна, даже если рисунок перерисовывается с фото. Недостаточно просто скопировать контур, важно еще тенями обозначить верное движение и строение.

Рисуя, художник не просто вслепую копирует изображение, он логически осмысливает каждую форму. Без знаний анатомии у Вас не получится изобразить животного или человека с натуры.

Источник

Пластическая анатомия скелет человека

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Художнику необходимо знать пропорции человека, обусловленные особенностями скелета, который является плотной основой тела. Условно человеческий скелет можно разделить на следующие части: туловище, шею, голову, парные верхние и нижние конечности.

Можно считать, что плечо равно предплечью. Руки, находясь в свободном положении, доходят до середины бедра. Ширина черепа укладывается в плечевом поясе три раза. Художники, обнаружив в натуре общие пропорциональные закономерности, установили каноны, в которых единицей измерения (модулем) в разные времена были разные части фигуры человека: высота головы, длина кисти, длина позвоночного столба. Наконец, пришли к общепринятому модулю — голове. Считается, что в росте человека она укладывается восемь раз. Такие пропорциональные соотношения наиболее типичны, однако немало и отклонений. Так, может встретиться человек, в росте которого уложится не 8, а 7,5 или 6 голов. Но если в фигуре укладывается только 5 голов, то о таком человеке мы говорим, что он с уродливыми пропорциями. Может быть и обратное: в росте содержится 9 голов; а если 10, то это уже исключение. Человек с такими пропорциями для нас в диковину.

Некоторые художники считают, что следование в практической работе канонам связывает творческую инициативу, обедняет творчество. Это мнение ошибочно. Все дело в том, как пользоваться канонами. Если художнику канон нужен для выяснения общей закономерности натуры, для определения индивидуальных ее особенностей, то такое обращение с каноном обогатит видение острохарактерного в натуре, а значит, и творчество. Плохо, когда канон возводится в ранг незыблемой догмы.

Самый большой объем в человеческом теле — туловище. Оно не только находится в вертикальном положении, но может наклоняться вперед, назад, в стороны, производить движения скручивания. Туловище делится на две части — позвоночный столб и грудную клетку. Рассмотрим позвоночный столб сбоку. Вы можете заметить в его общей линии два изгиба вперед и два — назад. Благодаря им увеличиваются рессорные свойства всего торса. Первые изгибы носят название лордозов, вторые — кифозов. Каждый позвонок соединен с соседним межпозвоночным диском. Межпозвоночные диски состоят из студенистой массы — межпозвоночного хряща, который также ослабляет толчки при ходьбе, беге, прыжках. Тело позвоночного столба состоит из 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4 копчиковых.

Большое значение в форме туловища имеет скелет грудной клетки. Грудная клетка образуется прикреплением 12 пар ребер к позвонкам и состоит из грудины и реберной дуги. Прикрепленные к грудине 7 пар ребер называются истинными, остальные 5- ложными. Грудная клетка имеет бочкообразную, слегка конусообразную форму. Форма грудной клетки зависит от возрастных особенностей, на нее часто влияют профессиональные факторы.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Важную роль в пластике человеческого тела играют кости верхних и нижних конечностей. Кости рук, лопаток, а также ключицы образуют так называемый плечевой пояс. Кости ног, таза относятся к тазовому поясу. Существенным элементом плечевого пояса являются лопатки, расположенные на задней части грудной клетки с левой и правой сторон. Они крепятся мышцами к позвоночному столбу и грудной клетке.

Лопатка напоминает треугольник с нижним, внутренним и наружным углами. Необходимо обратить внимание на ее важную образующую форму — ось лопатки и плечевой отросток — акрамион. При движении руки в сторону, назад, вперед лопатка благодаря акрамиону обладает большой подвижностью. На передней поверхности грудной клетки сверху расположена длинная изогнутая кость — ключица. Она напоминает форму латинской буквы S и расположена обычно горизонтально. Хотя встречаются люди, у которых ключица чуть приподнята или слегка опущена. Одним концом она крепится с грудиной, другим сочленяется с плечевым поясом. Общую форму скелета верхней конечности можно разделить на три участка — плечо, предплечье и кисть. Скелет плеча образует плечевую кость — трубчатую, удлиненную. В ее верхней части находится круглая по форме головка, между ней и телом расположены шейка плечевой кости и два бугорка — большой и малый. В нижней части плечевой кости находится внутренний и наружный надмыщелки, еще ниже расположен блок и головчатое возвышение. Предплечье состоит из двух костей — лучевой и локтевой. Их внешние формы сильно отличаются. Верхний отросток локтевой кости называется локтевым отростком, впереди его расположен венечный отросток. Между двумя отростками полулунная вырезка, здесь происходит сочленение с блоком лучевой кости.

В нижней части локтевой кости расположена ее головка. Со стороны мизинца находится шиловидный отросток. Лучевая кость по своему размеру и массе значительно меньше локтевой. Более тонкая часть ее сверху. Верхнюю часть лучевой кости венчает цилиндрическая головка. Ниже цилиндрической головки — шейка лучевой кости. В самой нижней ее части — небольшой шиловидный отросток.

Скелет кисти i анатомически делят на три отдела: запястье, пястные кости и фаланги пальцев. А проще — кисть включает в себя две части: собственно кисть и пальцы.

Кости запястья расположены в два ряда, это восемь небольших костей, у каждой из них свое название. Запястный массив несколько напоминает дугообразную форму, вогнутую спереди. Форма пястных костей повторяет движение запястья. Кости пальцев, за исключением большого, состоят из трех фаланг. Скелет большого пальца образован двумя фалангами — основной и ногтевой. Форма кисти может быть удлиненной либо более короткой. В области запястного сустава кисть руки очень подвижна. По отношению к предплечью она может производить сгибание, разгибание, а также круговое движение.

Как упоминалось выше, к тазовому поясу относятся кости таза, а также кости свободных нижних конечностей. Таз состоит в основном из четырех крупных костей — двух тазовых (правой и левой), крестца и копчика. На крестцовую часть, которая находится между двумя подвздошными костями, приходится дав-, ление всего тела. В верхней части тазовой кости находится подвздошный гребень, в нижней части таза — лобковая кость и седалищные бугры, образованные двумя полукружиями.

Переходим к рассмотрению самых больших костей человеческого тела — бедренным, имеющим изогнутую поверхность и трубчатое строение. В верхней части находится полушарообразная головка, с наружной стороны бедренной кости расположен большой вертел. Его легко можно определить в стоящей фигуре, которая опирается на одну ногу. С обратной стороны находится так называемый малый вертел. Сверху вниз между ними расположен межвертельный гребень. На нижней части бедренной кости имеются мыщелки — внутренний и наружный. Шероховатая поверхность над ними называется надмы- щелками. Впереди бедра к нижней его части примыкает треугольная коленная кость — чашечка. Она легко прощупывается под кожей.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия

Голень состоит из примыкающих двух костей — большеберцовой и малоберцовой. Больше- берцовая кость занимает внутреннее положение, а малоберцовая — наружное. Большие вы ступы большеберцовой кости в верхней ее части называются внутренними, а с наружной стороны — наружными мыщелками. Выше находятся надмы- щелки бедренной кости.

Нижнюю часть большеберцовой кости замыкает выступ, который хорошо виден под кожей. Это лодыжка.

На малоберцовую кость приходится наружная лодыжка. Хорошо прослеживается под кожей на всем протяжении бедренной кости ее гребень.

Кости голени сочленяются со стопой и замыкают развитие нижней конечности. Исключительно большое значение для всего скелета человека имеет форма стопы. Стопа тоже подразделяется на три части — предплюсна, плюсна и фаланги пальцев. В ее строении различается ряд сводов, или арок, направленных продольно и поперечно. Такое их расположение способствует лучшим рессорным свойствам тела. Самая большая кость предплюсны — пяточная. Вся предплюсна состоит из семи костей, каждая из которых имеет свое название. Как и кисть руки, стопа ноги состоит из трех фаланг пальцев, кроме большого. Но фаланги пальцев ноги гораздо меньше по размеру.

Таковы основные части скелета человеческой фигуры. Знание его строения поможет вам при изображении человека.

Источник

Основы пластической анатомии человека

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомияИзображать человека – важнейшая задача художника. Для того, чтобы научиться принципам реалистичного рисунка, стоит изучить основы пластической анатомии. Нужно не только воспринимать то, что на поверхности и просто копировать формы, а знать закономерности внутреннего строения, понимать, как это влияет на пластику.

Анатомия человека для начинающих

Изучение пластической анатомии начинается с понимания того, что образует внешний вид человека: его скелет и мышцы, вникает в детали и основные движения, пропорции. А также занимается освоением метода изображения фигуры исходя из анатомических основ:

Понимая, как устроено тело можно понять, как костная или мышечная система влияет на пластику и форму.

Основные разделы пластической анатомии

В пластической анатомии пристальное внимание уделяется видимым формам, движениям тела и его отдельным частям, что очень важно для художника. Значимое место занимают вопросы, которые не охватывают разделы медицинской анатомии:

Основное место в занятиях по изучению пластической анатомии занимает изучение конструктивных схем, которые представляют основу для запоминания строения человека и удобны в применении на практике.

Последовательное изучение всех базовых разделов станет фундаментом для развития личности художника и его профессиональных навыков.

Программа курса пластической анатомии для хуоджников

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомияОсновы пластической анатомии – это уроки по освоению художественной анатомии из серии «академический рисунок». Участники курса получат практические навыки о изображении, различных трансформациях формы, анализе и моделировании. А также:

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомияПреподавательский состав арт-студии – это молодые и творчески одаренные художники, постоянно практикующие и достигшие определенных результатов в своем творчестве.

Записываясь на курс, можно сначала посетить первое пробное занятие, которое поможет принять окончательное решение пройти весь курс. Занятия проходят как в индивидуальной форме, так и в групповой. По окончанию курса выдается сертификат о его прохождении. Оставьте заявку или позвоните – и возможно любовь к рисованию станет профессией и делом всей жизни.

Источник

Предисловие

Все живые существа, несмотря на разнообразие строения, формы и функций их тела, являются членами одной общей семьи, составляющей единое целое с природой. Человек, также неотделимый от природы, должен рассматриваться в тесной связи с условиями его существования. Влияния внешней среды отражались на организме человека в течение длительного периода его развития и становления. Среда действует и на индивидуальное развитие каждого отдельного человека, вызывая изменчивость форм, строения и функций его организма.

Науку о жизни, биологию, обычно подразделяют на науку о форме (морфологию) и науку о функции (физиологию). Однако это разделение искусственное, так как морфологические и физиологические явления, форма и функция, обусловливают взаимно друг друга.

Анатомия относится к морфологическим наукам и изучает форму и строение тела живого человека. Старое понимание задач анатомии было другим, что ясно видно хотя бы из самого наименования этого предмета. Слово «анатомия» происходит от греческого слова «анатемно», что означает «рассекаю». Анатомия, по древним понятиям, являлась искусством рассечения. Такое понимание анатомии все больше и больше отдаляло исследователя от изучения организма человека как единого целого. Современный анатом вооружился кроме ножа рядом новых методов исследования, дающих возможность изучать пластические формы живого организма в их взаимной связи.

Изучение можно проводить с различными целями. Рассмотрение человека как части природы вызывает необходимость сравнения его тела с организмами других животных. Отрасль анатомии, устанавливающая родственные связи различных организмов, получила название сравнительной анатомии.

Непосредственное изучение строения и формы тела здорового человека составляет предмет нормальной анатомии. Практические запросы медицины привели к развитию специальных областей анатомии. Сюда относится патологическая анатомия, изучающая строение и форму органов больного человека, и топографическая (хирургическая) анатомия, рассматривающая расположение отдельных органов тела в их взаимной связи. Запросы работников изобразительных искусств дали толчок к развитию пластической анатомии, анатомии внешних форм тела. Пластическая анатомия не только пользуется данными о строении органов тела человека, определяющем его внешние формы, но всегда изучает и функции этих органов, неразрывно связанные с характером форм.

Понимание пластики формы основано на изучении ее анатомического строения и физиологических функций. Художник должен знать, как двигаются части тела в зависимости от конструкции суставов, и хорошо разбираться в возникающих при этом новых мышечных рельефах.

Точное представление о форме может сложиться только на основе комплексного изучения всех элементов, из которых строится форма. Так, например, при изучении пластической формы головы надо начинать с костной ее основы, с черепа, определяющего общую форму и пропорции головы. Далее следует ознакомиться с мускулатурой головы, посредством которой осуществляются мимика и жевательные движения. Непосредственно за этим исследуются кожные покровы и наружные детали головы (глаз, нос, ухо, рот).

Одновременно совершенно необходимо делать наброски со скелета и анатомических препаратов. Пластическая форма познается и запоминается только путем систематического воспроизведения ее в рисунке.

При желании более детально изучить мускулатуру тела пользуются препаровкой трупов. Большую пользу при изучении анатомии на живом теле приносит просвечивание его рентгеновскими лучами.

Наши сведения о первоначальных истоках анатомических знаний весьма скудны. В глубокой древности форма и строение человеческого тела не изучались. Поэтому изображение человека в те времена отличалось своеобразной примитивностью.

Первые попытки изображения человека мы встречаем в странах Древнего Востока, преимущественно в Египте. При раскопках древних египетских гробниц были найдены высеченные на камне изображения людей, покрытые сеткой. Такие же сетки наносились на стены, предназначенные для росписей с фигурами людей. Видимо, в Древнем Египте уже существовали какие-то каноны, служившие художникам руководством для изображения человеческого тела.

Кроме египетской сетки был изучен еще один, очевидно более поздний, египетский канон, в котором за единицу измерения принималась длина среднего пальца кисти. Пропорциональной считалась такая фигура, в которой средний палец укладывался 19 раз.

В период средневековья пластическая анатомия не двинулась ни на шаг вперед. Гнет церкви и монашества, презрение к телу и запрещение вскрытия трупов привели к тому, что анатомическая наука находилась почти в полном упадке.

Вновь появляется интерес к изучению человеческого тела. Возрождение выдвинуло ряд крупных ученых и художников, изучавших анатомию на трупах людей.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия
Рис. 1. Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия
Рис. 2. Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки

В своих первых работах, связанных с анатомическими изысканиями, Леонардо изображал формы мелких животных в движении, позже он принялся за изучение анатомии лошади. После этих как бы предварительных трудов Леонардо да Винчи приступает к препаровке трупов человека, работая вместе со своим другом, падуанским профессором анатомии Марком Антонием делла Торре (1482-1512).

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи заключались в тринадцати папках. Часть папок пропала, и изданы были только 234 листа, содержащие 779 разнообразных рисунков, среди которых были и анатомические.

Из этих и несколько позже опубликованных рисунков, на полях которых автором были сделаны заметки, мы узнаем о методе, применявшемся гениальным мастером при изучении пластической формы тела. Главной особенностью анатомических рисунков Леонардо да Винчи была их наглядность. Каждая часть тела изображалась художником с разных сторон. Автор писал: «Умножая рисунки, я даю изображение каждого члена и органа так, как будто ты имел их в руках и, повертывая, рассматривал со всех сторон, внутри и снаружи, сверху и снизу». Второй отличительной чертой метода Леонардо являлась строгая последовательность. Он всегда начинал изучение пластики тела со скелета, причем изображал каждую кость отдельно, рисуя ее со всех сторон. Тончайшим образом отмечая все детали формы, этот гениальный анатом все же не был удовлетворен своими рисунками и переделывал их много раз, опасаясь упустить малейшую деталь. После того как им были изучены отдельные кости, он соединял их в рисунках в скелет и только после этого наносил на кости мускулатуру. Третья особенность метода Леонардо относится к способу изучения мускулатуры. В основу изучения художник кладет функционально-пластический признак. Желая подчеркнуть разные функции отдельных пучков мышцы, Леонардо делит большой мускул на отдельные части. Помня всегда о пластическом характере формы, он в своих рисунках располагает мышцы строго послойно и, нанося их слой на слой, таким образом постепенно строит форму тела. Он часто рисует схемы, в которых поверхностные мышцы изображаются в виде шнуров. Это дает возможность показать глубокие мышцы без резкого нарушения общей формы органа.

Леонардо да Винчи не ограничивался в своих анатомических исследованиях телом человека, его интересовали даже ископаемые остатки животных и растений. В этой области он шел впереди своего времени более чем на три века.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия
Рис. 3. Скелет стоящего человека. Из сочинения А. Везалия

Необходимо упомянуть еще о знаменитом Рафаэле (1483-1520), анатомические рисунки которого говорят о его незаурядных знаниях в области пластической анатомии. Особенно показательными являются рисунки к этюду картины «Положение во гроб», где для изображения мертвого тела с расслабленными мускулами Рафаэль пользуется своими знаниями строения скелета. Первый рисунок изображает скелет, во втором художник дает ту же фигуру в одежде.

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия
Рис. 4. Рафаэль. Рисунки к картине ‘Положение во гроб’

Поворотным пунктом в работах по изучению пластических форм тела явилась анатомия Андреа Везалия (1514-1564), впервые в истории давшего правдивое описание строения тела человека. Его крупное сочинение «Устройство человеческого тела» было иллюстрировано учеником Тициана Иоганном Стефаном Калькаром (1499-1546). Известное участие в этой работе принимал, очевидно, и сам учитель.

В XIX столетии вопросы анатомии форм делаются темой исследования не только художников, но и ряда ученых. Сюда относятся работы Сальважа (1772-1813), Жерди (1797-1856), Шадова (1764-1850), Фо (1811-1880) и других.

Большой вклад в дело развития пластической анатомии внесли русские ученые.

История отечественной пластической анатомии может быть разбита на два периода, из которых первый охватывает время от возникновения у нас этой науки и до основания Академии художеств (1757), второй от основания Академии до настоящего времени.

Постепенно анатомические знания накапливались и научный кругозор русских художников расширялся. Большую роль здесь сыграли приглашенные в Академию талантливые отечественные педагоги рисунка и живописи, которые, не довольствуясь положениями анатомии Прейслера, сами принялись за исправление и расширение устаревших познаний о пластической форме и пропорциях тела. Прежде всего необходимо упомянуть А. П. Лосенко (1737-1773), возглавившего школу реалистического рисунка и объединившего вокруг себя многих талантливых художников. Теория и методика рисунка, разработанные Лосенко, были диаметрально противоположны методу Прейслера. Вместо контурной обрисовки фигур Лосенко ввел принцип объемного рисования, основанного на знании анатомии, пропорций и перспективы. Приступив в 1769 году к руководству натурным классом, Лосенко прежде всего составляет руководство по изучению пропорций человека. Оно было издано под названием «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное». Этим руководством награждались ученики, отличившиеся в рисунке.

Отсутствие достаточного количества пособий вынудило преподавателей Академии снабдить учащихся оригинальными образцами анатомических рисунков. Такие «анатомии» передавались учениками из рук в руки, сильно изнашивались и дошли до нас в весьма ограниченном количестве.

Среди них необходимо упомянуть самые ранние анатомические рисунки с тщательно разработанной поверхностной мускулатурой, выполненные П. И. Соколовым. Далее следует отметить работы Г. Чернецова. Особой точностью отличались анатомические рисунки П. В. Васина.

Расцвет преподавания анатомии в стенах Академии художеств связан, как уже упоминалось, с именем знаменитого русского хирурга Ильи Васильевича Буяльского, приглашенного в 1831 году президентом Академии А. Н. Олениным в качестве профессора вновь организованного класса анатомии. На долю первого профессора анатомии выпала исключительно большая работа по постановке преподавания предмета, составлению программы, оборудованию учебных помещений. Буяльский с большим интересом и энергией берется за работу. Кроме чтения лекций он впервые вводит практические занятия на трупах, проводя их три раза в неделю. Трупы препарировались в присутствии студентов. Здесь же делались зарисовки с натуры скелета, суставов, мускулов, вен и пр.

Будучи большим любителем искусств, Буяльский окружил себя выдающимися художниками того времени. Среди них были профессора : А. Н. Егоров, В. К. Шебуев, Ф. Г. Солнцев, А. Г. Ухтомский, Н. И. Уткин и другие. С их помощью Буяльский выполнил прекрасный атлас по хирургии, которым и по сие время может гордиться русская медицинская наука. В 1836 году по совету Оленина Буяльский решил «снять форму с замороженного препарированного тела» * и по ней отлить фигуру. Для этой цели он использовал замороженный труп хорошо сложенного мужчины. Придав корпусу и конечностям наиболее демонстративное положение, Буяльский удалил с них кожу и обнажил всю поверхностную мускулатуру. После этого художником А. П. Сапожниковым была снята с трупа гипсовая форма, по которой известный скульптор П. Клодт отлил в бронзе статую лежащего тела. «Лежащее тело» и в настоящее время является ценным учебным пособием.

* ( Отчет императорской Академии художеств за 1835-1836 гг.)

Что такое пластическая анатомия. Смотреть фото Что такое пластическая анатомия. Смотреть картинку Что такое пластическая анатомия. Картинка про Что такое пластическая анатомия. Фото Что такое пластическая анатомия
Рис. 5. И. Буяльский и П. Клодт. ‘Лежащее тело’

После Буяльского пластическую анатомию в Академии художеств преподавали крупные отечественные анатомы, и среди них профессора: Ф. П. Ландцерт (в 1874-1889 гг.), А. И. Таренецкий (в 1891-1901 гг.), М. Г. Тихонов (в 1901-1904 гг.), И. Э. Шавловский (в 1904-1915 гг.) и другие. Тихонов оставил нам изданное в 1906 году подробное руководство по пластической анатомии, снабженное прекрасными иллюстрациями. Оно явилось хорошим учебным пособием для нескольких поколений русских художников и скульпторов.

Развитие пластической анатомии в России связано также с трудами Училища живописи и ваяния. Среди профессоров анатомии училища необходимо особенно отметить И. М. Соколова, М. А. Тихомирова, А. П. Губарева и П. И. Карузина.

М. А. Тихомиров составил учебник по пластической анатомии, изданный в 1884 году и пользовавшийся в то время большой популярностью.

Однако развитие отечественной пластической анатомии тормозилось царскими сановниками, поставленными во главе высших художественных учебных заведений. В руководящей группе профессуры преобладало слепое преклонение перед авторитетом иностранных ученых. Издание оригинальных произведений по пластической анатомии наших отечественных авторов всячески задерживалось. Ряд ценных работ русских авторов ходил по рукам в рукописях, и потому эти труды оказались для нас утраченными.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции начинают выходить в свет оригинальные отечественные руководства. Среди последних прежде всего необходимо отметить работу профессора анатомии П. И. Карузина (1864-1939). Его «Пластическая анатомия», изданная в 1921 году, является настольной книгой каждого изучающего пропорции человеческого тела. Приходится только сожалеть о том, что автор не успел выполнить поставленной перед собой задачи написать полный курс пластической анатомии.

Оригинальное руководство по пластической анатомии, вышедшее в 1924 году, написал другой крупный русский анатом Н. К. Лысенков (1865-1942). Коротко и доходчиво объяснил он строение внешних форм человеческого тела. Применив комплексный метод в изложении материала, автор близко подошел к практическим запросам художника и скульптора.

Большое значение для художественного образования имели переводные руководства по пластической анатомии. Необходимо особенно отметить переводы с французского «Анатомии для художников» М. Дюваля с исправлениями и дополнениями Б. Н. Ускова (1936, 1940).

Анатомические познания занимают большое место в деле повышения мастерства художников. Совершенное знание пластической формы, необходимое для изображения человека, возможно только лишь при тщательном изучении анатомии, так как внешняя форма тела человека находится в самой тесной зависимости от ее внутреннего строения и функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *