Что такое плейбек в музыке

Вход в систему

Материалы

Свежий номер МО

Что такое плейбек в музыке. Смотреть фото Что такое плейбек в музыке. Смотреть картинку Что такое плейбек в музыке. Картинка про Что такое плейбек в музыке. Фото Что такое плейбек в музыке

Статья «О фанере»

Выступления под фонограмму давно заклеймены музыкальной общественностью и даже где-то признаны нарушением закона. Принято также считать, что «фанера» — чисто российское «преступление против зрителя». Мнение это в действительности содержит некоторое заблуждение.

Невежество и полное отсутствие толкования этого явления сводит на нет любой спор на тему «извлечения односторонней выгоды». Фонограммой принято называть плейбек (от англ. playback — проигрывание, воспроизведение). В развитых странах частичное применение плейбека в целях насыщения живого звучания допустимо и считается вполне добросовестным художественным приемом — так называемый халф-плейбек (англ. half-playback — полупроигрывание). Однако провести четкую границу между «заменой» и «обогащением» без специальных экспертиз не так-то просто.

Существует великое множество разновидностей фонограмм. Фонограммы, представляющие собой обычную стереофоническую запись номера с голосом, называют «плюсами», а инструментальные фонограммы, подразумевающие живое вокальное исполнение, — соответственно, «минусами». В каждом случае количество записанных инструментов может отличаться: минусы могут содержать приглушенную вокальную дорожку — «подложку» — для обеспечения должной плотности звучания всего номера, барабаны могут быть записаны не полностью, клавишные и бас могут быть не записаны вовсе. Несмотря на то, что «плюсы», по сути, являются всего лишь частным случаем одного из вариантов применения фонограммы, народное негодование чаще всего обращено в сторону открывающих рот или подпевающих себе поверх фонограммы вокалистов. Причина невозможности или нехотения бороться с фонограммой кроется в умелом манипулировании терминологией и подмене морально-этического аспекта — имитации исполнения — техническим. Но публика не обязана вникать во все нюансы трактования «фанер», а потому, отождествляя применение плейбека с халтурой, клеймит использующих фонограмму артистов без разбору.

Как бы там ни было, присутствие фонограммы далеко не всегда связано с обманом. Изначально, плейбек — это эталонная многодорожечная запись живого выступления, изготовленная в студийных условиях и предназначенная для обеспечения присутствия в миксе инструментальных либо вокальных партий, которые корректно воспроизвести со сцены имеющимися техническими средствами не представляется возможным.

При создании фонограммы имеет смысл пересмотреть оригинальную аранжировку и выкинуть из нее (учитывая предполагаемое звуковое давление и специфику концертного звучания) все непринципиальные с художественной точки зрения партии, а также соблюсти паритет между тем, что люди услышат, и тем, что они увидят. Хотя в записи номера могут участвовать совсем не те, кто потом будет выступать со сцены, звучание заготовленной фонограммы не должно оставлять сомнений в том, что все играется именно вживую.

Для создания эталона все записываемые в студии инструменты и применяемые комплекты микрофонов должны быть идентичны используемым на выступлении. Вокалист также должен спеть свою программу в тот же микрофон, с которым будет потом стоять на сцене. Записанные партии не подлежат частотной коррекции, но должны быть выровнены по вертикали и горизонтали в четком соответствии с эталонным исполнением. Партии, которые еще как-то могут быть воспроизведены музыкантами со сцены, должны быть сохранены на отдельных треках без обработок, а те, что создаются путем сложных манипуляций с настройками приборов, и, соответственно, не могут быть воспроизведены со сцены ни при каких обстоятельствах, могут быть смикшированы. Коллектив, имеющий на руках записанный в студии эталон выступления, получает возможность «наиграть» материал за сравнительно короткий отрезок времени, а также в любой момент заменить если не все, то хотя бы часть записанных партий на живые, и наоборот. Заготовленная студийная запись не должна ограничивать возможности для живых импровизаций. Поскольку звукоинженеру предстоит скрестить живое с мертвым, то есть обслужить не одну, а уже две программы, идущие синхронно в параллельных измерениях, можно говорить не о снижении нагрузки на исполнителя, а лишь о ее перераспределении.

Барабаны дублировать фонограммой в полном объеме не стоит. Плейбек может помочь создать заграждение, обеспечивая комфортные условия для игры барабанщика, а также разгрузить насыщенные партии. Плейбек также может быть использован в качестве важной ритмической основы, поверх которой барабанщик может играть все, что захочет. Насыщенности и плотности звучания ритм-секции следует уделить особое внимание, поскольку в ней сосредоточена вся энергия номера. Для корректного воспроизведения плейбека следует добиться точного баланса между подзвученной ударной установкой и записью. Синхронность обеспечивается двумя тактами предварительного отсчета палочкой по ободу.

Все фактурно-ритмические «подкладки» клавишных по математическим соображениям в большинстве случаев идут с фонограммы, а артисту предоставляется возможность играть заполняющие и фоновые партии. Располагаясь преимущественно в средней и средне-верхней частях диапазона, эти элементы фактуры являются самыми большими раздражителями слухового аппарата человека, и, играя их уровнями, можно в известной мере управлять настроением аудитории — если требуется раскачать публику, звукоинженер делает ритмическую составляющую громче; если есть желание привлечь внимание зрителей к каким-то художественным моментам программы, делает тише.

Несмотря на то, что в роли гитаристов часто выступают смазливые статисты, тем, кто способен хоть что-то сыграть для оживления фонограммного действа, предпочтительно поручить игру всех ритмических фактур поверх фонограммы, а тем, кто инструментом владеет в достаточной степени — солирующих партий без каких-либо подложек.

Главный враг выступлений под полную или частичную, а тем более, плюсовую фонограмму — непредусмотрительность. Следует подумать о двусторонней связи со сценой, чтобы обе стороны имели возможность оперативно реагировать на поступающие в ушные мониторы инструкции. Избавьте вокалиста от подачи на пульт спорных жестов — выдайте ему петличку. Самый распространенный прокол среди фанерщиков, работающих под плюс — выкрики в зал в паузах в выключенный микрофон, причем это ошибка не столько вокалиста, сколько дремлющего звукоинженера, реакция которого должна быть просто молниеносной. Если уж вы не можете заставить вокалиста помалкивать в паузах, оставьте его микрофон включенным. Вокалист может либо петь дублем поверх фонограммы, уплотняя вокальную дорожку и давая звукоинженеру возможность «накачать» микс, либо все же помалкивать, открывая немой рот, имитируя тем самым исполнение, как это делает подавляющее большинство ветеранов «концертного движения».

Технологии работы с вокальной фонограммой за последнее время продвинулись так далеко, что наличие плюса далеко не всегда замечают даже стоящие рядом музыканты. Высший пилотаж, самый изощренный и технически сложный способ применения фонограммы — выступление только под вокальную звуковую дорожку, сопровожденную метрономом, размечающим не только временную сетку, но и части произведения. Даже изучив всю маршрутизацию вдоль и поперек, уличить коллектив в применении такой фанеры практически невозможно. Подобные постановки проходят незамеченными даже там, где с фонограммой борются с особым энтузиазмом. Применение радиосистем делает возможным проведение подобных выступлений в сборных концертах, а также снимает все ограничения на выступления на маленьких площадках, где зритель сидит у тебя прямо на плече, и где сведение звуковой картинки происходит не в пульте, а буквально в головах слушателей.

Запись такой фонограммы не представляет никаких трудностей — достаточно просто «ледоколом» напеть все без ошибок, и смонтировать все без спецэффектов и очевидных признаков наложения. Записанный вокальный трек обязан сохранить все нюансы живого исполнения, включая все непринципиальные с художественной точки зрения огрехи и наборы воздуха. Драматургия номера должна быть очевидной для всех музыкантов, а все, что требуется от вокалиста — бесподобная артикуляция. Все это достигается путем тренировок и многократных репетиций.

За применением плейбека следит размещенная либо в кармане сцены (у мониторного пульта), либо в «доме» (у главного пульта) специально обученная бригада технических специалистов, формирующая «скелет микса». Удобство первого размещения в том, что коммутацию можно организовать таким образом, чтобы на главный пульт приходила уже сформированная совокупность сигналов, которые требуется просто свести, а удобство второго — в наличии визуального мониторинга сцены и более объективного контроля за происходящим на ней. Какой из вариантов размещения окажется предпочтительней, сказать трудно, поскольку это зависит не только от технологии применения фонограммы, но также от возможности заниматься подобными фокусами на открытом всеобщему обозрению пространстве. Скажем, особой любовью у автора пользуется Ледовый дворец в Санкт-Петербурге, где на одной площадке одновременно выступают две группы — артистическая и техническая. На сборных концертах пульт традиционно стоит в центре зала на одном уровне со зрителями за символическим ограждением. При этом расстояние от зрителя до пульта составляет не более двух метров, и любой желающий может не только слышать все разговоры у пульта, но и воочию обозревать работу сменяющихся от номера к номеру «специалистов», делающих одну и ту же работу — установку минидиска и натаптывание педали дилея. Передать идиотизм происходящего просто невозможно — это нужно видеть своими глазами.

Надо сказать, что для устроителей выбор фонограммы как единственно верного и надежного способа проведения мероприятия на должном уровне никогда не был сложным (и вопрос здесь не только в экономике), тогда как для некоторых артистов фонограмма может стать настоящим испытанием, поскольку подобное выступление требует от них немалого количества антидепрессантов и серьезной «спортивной» подготовки.

Большой ошибкой будет полагать, что плейбек используется только в поп-концертах. Он используется практически везде, где фактура звука доминирует над гармонией и мелодией. Сутками изобретая звуки, пропуская звучание инструментов через сотню примочек и фильтров, разворачивая воспроизведение задом наперед, обрабатывая таким образом и разворачивая обратно, музыканты создают звуковые ландшафты, которые ни при каких обстоятельствах невозможно воспроизвести живьем. Использование плейбека в гастрольной деятельности решает самые разные задачи, и совершенно непринципиально какими техническими средствами он воспроизводится. Автору приходилось сталкиваться даже с диджейскими вертушками, в торец которых с огромной любовью и аккуратностью были врезаны всевозможные проигрывающие устройства, начиная от MP3плееров и заканчивая минидисками.

Альтернативные музыканты или рокеры также не гнушаются фонограммой. Например, Эрик Клаптон пользовался плейбеком еще во времена своей молодости, когда c Джеком Брюсом и Джинджером Бэйкером частенько изображали игру четверых (гитара Джека Брюса в действительности содержала не одну, а две партии, записанные наложением). В Советском Союзе фонограмма впервые дала о себе знать на съемочной площадке «Голубого Огонька», но не в качестве обогащения звучания музыкального номера, а как мистификация исполнения. Ославились все. Запись посредине номера остановилась, и ничего не понимающие артисты после возобновления воспроизведения вместо того, чтобы просто подхватить слова и продолжить открывание ртов, начали «нагонять» песню, пропевая ее с самого начала (!) до текущей позиции в экстремально ускоренном режиме. Я думаю, тот праздник идиотизма стал днем рождения не только отечественной фонограммы, но и отечественной синхронизации. Наличие у безусловно художественного и очень полезного явления — фонограммы — столь серьезной родовой травмы, тяжелыми осложнениями отзывается нашим артистам и по сей день.

Автор выражает глубокую признательность главному редактору журнала «Звукорежиссер» Анатолию Вейценфельду и генеральному продюсеру «ВВС Продакшн» Валерию Матвееву за помощь в работе над материалом.

Источник

Что такое playback и как он делается.

Вступление.

С развитием цифровых технологий в музыкальной индустрии появилась возможность отказаться от классических методов записи, таких как магнитная лента или виниловые пластинки (и то и другое сохранилось по сей день, но это уже другая история). Со временем это позволило уменьшить размер звукозаписывающей аппаратуры сначала до размеров комнаты, затем – персонального компьютера, а потом и вовсе до размеров ноутбука.

Параллельно в мире развивались технологии цифрового моделирования звучания различных инструментов, появлялись все более и более точные и «живые» по звуку плагины. Делались цифровые копии работы студийного оборудования, например, компрессоров, лимитеров и многого другого – их обновление и совершенствование не останавливается и сейчас.

Нетрудно догадаться, что любому современному композитору, звукорежиссеру, музыканту необходимо следить за выходом новинок и хорошо в них разбираться. «Для чего?» – спросит кто-то из вас. «Ну, вы же не наденете свадебный костюм, сшитый в 1983 году, чтобы пойти в ЗАГС сегодня?» – ответим мы. Конечно, есть и такие люди, но выглядеть они будут, как минимум, странно.

И так, что такое «плейбэк»?

В любой современной композиции, и даже той, которую вы слушаете прямо сейчас, используется большое количество инструментов, различных звуков и разновидностей вокала (как основного, так и бэк-вокала). Часто записанные в студии партии инструментов трудно или вовсе невозможно исполнить на концерте вживую, причем по разным причинам. Ну, например, для этого нужно задействовать несколько десятков музыкантов, а это просто невыгодно.
Для того чтобы композиция на концерте звучала так же красиво, как и на студийной записи, используется плэйбек.
Плейбэк в дословном переводе с английского языка – это «игра позади». То есть заранее записанные партии инструментов (чаще всего клавишных) и вокала в студии, в определённом темпе. Эти записи включаются во время исполнения песни на концерте, а музыканты, которые стоят на сцене, играют на своих инструментах поверх этих партий.
Большинство современных исполнителей, вне зависимости от жанра музыки, используют данную технологию на своих выступлениях: Rihanna, Madonna, Black Eyed Peas, Ozzy Osbourne, Monatik, Елена Темникова и многие другие, если не сказать, что все.
На сегодняшний день для профессионалов при выступлениях на больших сценах и фестивалях плейбэк является обязательным атрибутом.

Как же это делается?

Для начала эти самые партии сочиняются и разучиваются музыкантами и вокалистами. Затем по очереди приезжают в студию и записываются под метроном (штука, которая отмеряет короткие доли равномерными ударами) в строго зафиксированном темпе. Затем звукорежиссер делает необходимую обработку и выстраивает сбалансированную громкость звучания инструментов (на языке профи – делает сведение). Далее сведённая композиция отдается мастеринг-инженеру, который доводит композицию до определённой громкости, делает звучание более правильным и приятным для слуха. Для этого часто используются авторские, сделанные по спецзаказу приборы с особыми характеристиками (в основном ламповые), которые вносят в звучание композиции свои неповторимые оттенки. Стоят они несколько десятков, а в некоторых случаях и несколько сотен тысяч рублей. По этой причине выбор специалиста по мастерингу – это очень важный этап для получения великолепного результата.
Затем готовую композицию, в которой отсутствуют партии инструментов, работающих вживую, отдают группе, которая начинает репетировать песню, а затем и исполнять её для вас на концертах.
Занимают эти процедуры довольно много времени и требуют большого количества технических ресурсов.

Источник

Ирина Тихонова «Звукорежиссер» : 2003 : #9

Применяемая на Западе технология использования фонограмм на концертах называется Playback или Half Playback. Так что же такое плэйбэк, и зачем он на самом деле нужен? Ответив на этот вопрос и вкратце ознакомившись с технологией его использования, вы без труда сможете понять, какое именно оборудование может понадобиться при проведении концертов. Приглашаю вас слегка прогуляться за кулисами популярной музыки…

Готовя плэйбэк, несомненно, имеет смысл пересмотреть оригинальную аранжировку и выкинуть из нее (с учетом предполагаемого звукового давления) все непринципиальные с художественной точки зрения партии. Если в обычной жизни, записывая демо, думают о том, как бы обогатить звучание, сделать аранжировку плотнее, то, готовясь к туру, следует подумать, как ее упростить. Принципиально нет никакой связи между профессионализмом музыкантов и уровнем заготавливаемой фонограммы, просто следует учитывать некий паритет между тем, что люди услышат, и тем, что они увидят. В каждом конкретном случае фонограмма пишется своя, но существуют некие универсальные правила, которые не мешает знать, если вы вдруг решите записать себе нормальный плэйбэк.

Итак, фонограмма, в принципе, готова. Теперь вы имеете реальную возможность персонифицированно вводить те или иные партии в общее концертное звучание, замещая реально сыгранные пассажи на ранее заготовленные. Для полного соответствия в дальнейшем сигналов, идущих с магнитофона и от артиста, подход к записи должен осуществляться по упрощенной схеме. Маршрутизацию сигналов на площадке рекомендую придумать самостоятельно. Я же приведу самый наглядный, хотя далеко не самый гибкий и, соответственно, не самый удобный подход.

Дублировать фонограммой в зал живые ударные в полном объеме не стоит. Но сделать какие-то составляющие «пожирнее» и «поплотнее» смысл все же есть. Важно даже не подобрать какие-то тонкие оттенки звучания дублируемых партий, но создать комфортную среду для ударника, допускающую погрешности живой игры. Большую часть этой «среды» можно давать в зал в качестве заслона, который будет перекрывать то и дело возникающую асинхронность игры барабанщика. Следует добиться точного баланса между подзвученной ударной установкой и магнитофонной записью, чтоб ударник имел возможность играть живьем на брейках, для чего томы в фонограмме предусмотрительно следует слегка убрать.

С гитаристами проблемы решаются просто. В «фанерных» коллективах они одними из первых деградируют, поэтому текучка бывает страшная. Чаще всего номера отрабатывают приглашенные смазливые статисты… Принципиальных моментов с ними нет никаких, так что решайте сами… Как оживить подобное «пластмассовое» действо, пусть думает продюсер.

Кроме того, вокалисту может быть известно истинное предназначение плэйбэка, и он вдруг попытается отработать концерт в полную силу, так что тут у вас может возникнуть пара серьезных проблем. Вы оказываетесь перед выбором: с одной стороны, очевидно, что микрофон следует выключить, и тем самым фактически лишить вокалиста дара речи на всем протяжении номера. С другой стороны, этим вы лишаете его всех «спасибо-за-цветочки», «я-вас-люблю» и «привет-я-вас-помню. «, а это еще больше удаляет вас от имитации живого исполнения. В принципе, можно записать автоматизацию на пульте и включать микрофон в паузах, но и это не даст ему никакой свободы для импровизации. Проблему легко решит специально поставленный и обученный нажимать на «мьют» человек. Обеспечьте его прямой связью с вокалистом, и пусть он загробным голосом говорит ему в ухо «включил/выключил». И теперь, если у вокалиста возникнет желание спеть какую-то песню вместе с залом, он может сделать это в любой момент, когда только ему это заблагорассудится.

…Лирическое отступление. На одном концерте такой вот «человек-наушник» сказал солисту что-то очень веселое, что согнуло его практически пополам в самой середине песни…. «Человек-наушник» переключился с фанеры на микрофон, чтоб зал услышал правдивый и заходящийся в дикий хохот вокал. Изумленные музыканты также не заметили, что тоже лишились своих «подложек». В общем, исполнение песни само собой свернулось, и вся группа приводила в чувство солиста еще несколько минут. Нужно отдать должное вокалисту, сообщившему в зал, что, дескать, вспомнил, как во время прошлого визита в этот город с ним приключился крайне забавный случай… Смеялись все, а газеты потом написали, что это был самый живой из всех когда либо увиденных и услышанных ими концертов в этом городе… «Человека-наушника», тем не менее, выгнали…

Надеюсь, что мне удалось снять несколько вопросов, касающихся плэйбэков, и вот теперь самое время перейти непосредственно к сути вопроса.

Как вы поняли, для воспроизведения фонограммы понадобится многодорожечный рекордер. Ноутбук таковым не является. Программно он может эмулировать работу мультитрекера, но для работы с фонограммой не годится. Его еще можно использовать как секвенсер для управления расставленными по сцене приборами, но это будет самый извращенный подход к фонограмме. Ставить ноутбук на сцену, тащить сигнал через весь зал туда-сюда… это ж почти километр проводов! Или вы собираетесь рулить мероприятие прямо со сцены? И наконец, нецелесообразно использовать в живой концертной работе системы, имеющие вероятность сбоев в работе более одного процента. Народ иногда устраивает выставки железа на сцене, но это в подавляющем большинстве случаев антураж.

Гастрольная практика показывает, что именно харддиск-рекордер (HDR) является самым универсальным и гибким, а потому и самым подходящим устройством, и по праву может считаться наиболее оптимальным для работы на выезде. Кроме того, некоторые модели HDR предусматривают возможность прямой коммутации мониторов и мышей к ним, так что удобство и наглядность мероприятий по записи-воспроизведению, а так же редактированию записанного материала гарантирована. Можно взять HDR напрокат на время тура в любой дилерской конторе, а после у них же купить себе новый. Его конечная стоимость будет незначительно выше, но размеры регулярных выплат для гастролирующего коллектива незначительны.

В нашей стране принято включать фанеру с портативных MD-проигрывателей или DATов… CD-проигрыватели за свою своенравность не снискали уважения у фонограммщиков. На моей памяти было несколько изумительно поставленных фонограммных концертов, на которых реально удавалось убедить публику в живом исполнении, но… к сожалению, завалившихся по причине либо соскока диска, либо зажеванной ленты. Поэтому настоятельно рекомендую обратить свои взоры все-таки в сторону харддиск-рекордера, благо об их частых сбоях пока ничего не слышно.

Если же речь идет о камерных выступлениях, то советую отказаться от любых фонограмм и «скромной помощи» современной техники вообще, даже несмотря на все ее мнимое совершенство.

Источник

playback

Смотреть что такое «playback» в других словарях:

Playback — may refer to:An album: * Playback (Tom Petty and the Heartbreakers box set) * Playback (SSQ album) * Playback (Sam Lazar album)In literature: * Playback (novel), by Raymond Chandler ** Playback (screenplay), a screenplay by Raymond Chandler *… … Wikipedia

playback — /pleiˈbɛk, ingl. ˈpleɪˌbæk/ [vc. ingl., comp. di to play «recitare» e back «di nuovo»] s. m. inv. nella loc. in playback, registrato CONTR. dal vivo … Sinonimi e Contrari. Terza edizione

playback — (ingl.; pronunc. [pléibac]) m. Interpretación gestual de una grabación realizada con anterioridad. ⊚ Esta técnica: ‘El grupo musical no canta en directo, sino en play back’. ≃ Previo … Enciclopedia Universal

playback — Voz inglesa que designa la sonorización de un número musical con una grabación hecha previamente. Se recomienda sustituirla en español por (sonido) pregrabado: «No todo el mundo sería capaz de interpretar un papel operístico con un sonido… … Diccionario panhispánico de dudas

playback — <><>[wym. plejbek] <><>rz. mnż IIa, D. u <><> sposób realizacji filmu dźwiękowego polegający na kręceniu zdjęć stosownie do nagranego wcześniej dźwięku; metoda stosowana w technice telewizyjnej lub w… … Langenscheidt Polski wyjaśnień

playback — ► NOUN ▪ the replaying of previously recorded sound or moving images … English terms dictionary

playback — [plā′bak΄] n. 1. reproduction of sounds, images, etc. from a recorded disc, tape, etc. 2. the control or device for such reproduction on a player, recorder, etc … English World dictionary

Playback — Sur les autres projets Wikimedia : « Playback », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) Le playback (faux anglicisme[1], aussi appelé présonorisation) est une technique de synchronisation labiale qui consiste à faire semblant … Wikipédia en Français

Playback — Das Playback ist eine Methode des Vortragens von akustischen Signalen. Dabei wird alles oder nur Teile des Vortrages von einem Tonträger abgespielt und nicht live vom jeweiligen Interpreten vorgetragen. Mit Playback wird auch das um mindestens… … Deutsch Wikipedia

playback — įrašo perklausa statusas T sritis informatika apibrėžtis Garso arba balso įrašo perklausa. Dažniausiai atliekama tuojau pat įrašius garsą norint patikrinti, ar teisingai ir kokybiškai buvo įrašyta. Peržiūrint vaizdą (pvz., filmą) kartu… … Enciklopedinis kompiuterijos žodynas

playback — UK [ˈpleɪˌbæk] / US noun [countable/uncountable] Word forms playback : singular playback plural playbacks the use of a machine to show pictures or play sounds that were recorded earlier We recorded the show for later playback … English dictionary

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *