Что такое по толстому чувство патриотизма

Тема патриотизма в романе Война и мир Толстого

Одна из самых главных тем романа – это патриотизм. Из чего же он состоит по мнению великого писателя? Для Толстого патриотизм – это совершенно искреннее чувство, которое возникает у любого человека, который любит свою родную страну, который готов встать на ее защиту. Настоящий патриот не будет думать о себе, он будет готов сделать все необходимо для своей родины. Так, автор подкрепляет свое мнение множеством примеров в произведении.

Жители Смоленска сжигали свои дома и продовольствие, которое могло достаться французским войскам. А жители Москвы покидают свой город. Уезжают все: ремесленники, купцы, даже дворяне, для которых французский язык был почти как родной. Конечно, для дворян проще всего было остаться в своих жилищах, но им даже в голову не приходило, что можно предать своего государя и жить под гнетом французской армии.

Патриотизм у Наташи Ростовой можно проследить в сцене, где она кричит на свою мать, когда та не хочет отдавать свои подводы для раненых бойцов. В этот момент Наташе в голову даже не приходит, что она должна думать о своем приданом. Она не представляет, как можно поступить иначе. Выбрать вещи, а не живых людей.

Как же выглядят ложные патриоты романа? Именно им Толстой противопоставляет настоящих патриотов. Ложным патриотам совершенно нет никакого дела до беды их государства, для них главное – просто извлечь выгоду. Лжепатриотов можно найти в салоне Шерер, а также в штабе офицеров. К ним можно отнести Бориса Друбецкого, который готов заискивать перед любым человеком, главное, чтобы его оставили при главной квартире. Граф Ростопчин также входит в этот список. Именно из-за него погибли тысячи людей, а затем, он просто трусливо бежит из Москвы, обрекая на гибель сына купца Верещагина.

Можно заключить, что в своем произведении Толстой блестяще раскрыл тему патриотизма. Он показал читателю, не только как должен выглядеть настоящий патриот своей страны, но и как выглядит лжепатриот, на которого равняться точно не стоит.

Сочинение 2

Роман под названием «Война и мир» от начала до конца пропитан духом патриотизма. Люди любили и уважали свою страну, несмотря на то, что в аристократическом обществе было много французских манер. Безусловно, большинство представителей знати только вели светские беседы на тему войны, но были и те, кто шли вперёд и защищали свой народ. В момент, когда остальные жили припеваючи.

Андрей Болконский отправился на войну, как только узнал, что его страна в опасности. Его отец был генералом, чисто теоретически он мог бы пристроить его в какой-нибудь штаб. Но этого не хотели ни отец, ни сын. В их поступке виднеется двусторонний патриотизм. Отец всегда любил Россию, служил ей правдиво и честно. Самостоятельно дошёл до звания генерала. Безусловно, имел связи с влиятельными людьми, в том числе, с Кутузовым. Николай Андреевич даже не предложил сыну тёплого местечка, он был против кумовства. Отец хотел, чтобы его сын был примером для остальных и также, как он, добился всего сам.

Простой народ отличался патриотизмом. Очень ярко преданность стране проявилась, когда русский народ стал покидать Москву. Народ делал всё, чтобы помочь своей армии, потому как люди понимали, что это делается для их блага. Наташа отдала подводы раненым солдатам и позволила им разместится в их доме. Простые люди собственными руками поджигали свои лавки и дома, чтобы французу ничего не досталось.

Пьер Безухов хотел участвовать в военных действиях, несмотря на то, что сам никогда не был солдатом. Военнослужащие были очень удивлены тому, что герой оказался вместе с ними на поле сражения. Чуть позже Пьер оказывается в плену, после чего знакомится с простыми людьми. Видит их реакцию на всё происходящее и отношение к жизни.

Тема патриотизма в романе Война и мир

Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть фото Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть картинку Что такое по толстому чувство патриотизма. Картинка про Что такое по толстому чувство патриотизма. Фото Что такое по толстому чувство патриотизма

Популярные сочинения

Что такое человечность? Мне кажется, под этим словом понимается совокупность лучших качеств, присущих человеку: доброты, честности, любви, самопожертвования

Если не задумываться на темой честности, то можно смело сказать, что честным быть проще пареной репы. Стоит только научиться всегда, говорить правду в глаза, не когда не врать, и прямо говорить всё

Источник

Л.Н.Толстой о патриотизме

«Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти.

Патриотизм есть рабство.

Народы нашего времени дожили до периода разумности, не имеют враждебности друг к другу и могли бы решать свои несогласия путем мирным. Но рассуждение это справедливо только относительно народов, одних народов, если бы они не были под властью правительств. Народы же, подчиняющиеся правительствам, не могут быть разумны, потому что подчинение правительства уже есть признак величайшего неразумия.

Подчинение же людей правительствам всегда будет, пока будет патриотизм, потому что всякая власть основывается на патриотизме, т.е. на готовности людей, ради защиты своего народа, отечества, т.е. государства, от мнимо угрожающих ему опасностей, подчиняться власти.

Страшно сказать, но нет и не было такого совокупного насилия одних людей над другими, которое не производилось бы во имя патриотизма.

Казалось бы, что распространение образования, облегченных способов передвижения, частого общения между людьми разных народов, при распространении печати и, главное, при совершенном уничтожении опасности от других народов, обман патриотизма должен бы становиться все труднее и труднее и под конец сделаться невозможным.

Но дело в том, что те самые средства всеобщего внешнего образования, облегченных способов передвижения и общения и, главное, печати, захваченные и все более и более захватываемые правительствами, дают им теперь такую возможность возбуждать в народах враждебные друг к другу чувства, что на сколько увеличивалась очевидность ненужности и вреда патриотизма, на столько же увеличивалась и сила воздействия правительств и правящих классов на народ для возбуждения патриотизма.

Различие между тем, что было и что есть теперь, состоит только в том, что, так как теперь гораздо большее число людей участвует в тех выгодах, которые доставляет патриотизм высшим классам, то и гораздо большее число людей участвует в распространении и поддержании этого удивительного суеверия.

Существует общественное мнение, что патриотизм есть великое нравственное чувство и что хорошо и должно считать свой народ, свое государство самым лучшим в мире, и устанавливается естественно вытекающее из этого общественное мнение о том, что хорошо и должно признавать над собой власть правительств и подчиняться ей, что хорошо и должно служить в военной службе и подчиняться дисциплине, хорошо и должно в виде подати отдавать свои сбережения правительству, хорошо и должно подчиняться решениям судов, хорошо и должно бесконтрольно верить тому, что выдается правительственными лицами за божественную истину.

А раз существует такое общественное мнение, то и устанавливается могущественная власть, обладающая в наше время миллиардами денег, организованным механизмом управления, почтами, телеграфами, телефонами, дисциплинированными войсками, судами, полицией, покорным духовенством, школой, даже прессой. и власть эта поддерживает в народах то общественное мнение, которое нужно ей»

Это Лев Николаевич Толстой, статья 1895 года.

Прошло больше 120 лет, а написано как сегодня. Я вижу два объяснения — либо Толстой все предвидел на столетие вперед, либо страна, Россия, вернулась назад, в толстовские времена.

Источник

Патриотизм по Толстому

Просмотр содержимого документа
«Патриотизм по Толстому»

Патриотизм по Толстому- это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Наташа и Пьер во время войны

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Участие в военных событиях 1812 года Пети Ростова

Желание совершить геройский поступок не покидало Петра Ростова и, в конце концов, стало навязчивой мыслью. Поэтому он все время порывается оказаться на линии фронта – в самом центре военных баталий. Вскоре такая возможность у него появляется.

Петр Ростов оказывается в отряде Денисова. Молодой человек с воодушевлением воспринимает все вокруг. Ему кажется, что он попал в то место, где вершатся судьбы людей и совершаются самые безумные подвиги.

Петя в душе еще совсем ребенок и это замечают окружающие, они не высмеивают его ребячество и детские порывы – для людей, закаленных боями, такое эмоциональное восприятие кажется необыкновенно милым.

И вот мечта Пети сбылась – он принимает участие в военном сражении под Вязьмой, но действует он крайне безрассудно: он нарушает приказ и скачет не туда, куда нужно было, а под огонь французов, стреляя несколько раз из пистолета в сторону врага. После этого инцидента ему запрещают принимать участие в военных действиях.

Огорченный Петя вновь нарушает приказ – на этот раз он, невзирая на запреты, берет участие в атаке с Долоховым и Денисовым.

Предостережения сослуживцев оказались не напрасны – молодой и неопытный Петя Ростов получает серьезное ранение и гибнет тут же на поле битвы.

Известие о смерти Пети его родные восприняли с ужасом – они все искренне любили этого милого и веселого шалуна. Его сестра Наташа назвала в его честь своего единственного сына.

Таким образом, Петя Ростов – это олицетворение всех позитивных качеств характера. Он, несмотря на свой возраст, в душе всегда оставался добрым и искренним ребенком, который жил своими идеалами и мечтами.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов.( В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.)

Наполеон представлен в романе самонадеянный властитель Франции, Ослепительный славой, Считающий себя движущий силой исторического процесса. Он принимает актёрские позы, произносит напыщенные фразы.

Наполеон способен понимать переживания других людей (а для Толстого это всё равно, что не чувствовать себя человеком).Это делает Наполеона готовым «…Исполнить ту жестокую, печальную и тяжёлую, не человеческую роль, которая ему была предназначена». Тем не менее уверял себя в том, что их благо было целью его поступков и что он мог распоряжаться и руководить судьбами множества людей, делать путём своей власти благодеяния. Наполеон воображал, что война с Россией произошла по его воле, его душу не поражало ужас совершившегося.

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н.Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дает нам и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Заключение
В заключение сочинения по теме патриотизма в романе «Война и мир» необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.

Источник

Патриотизм в романе Война и мир Толстого сочинение

В романе-эпопее тема патриотизма является ключевой. Во времена, когда в воздухе витает опасность, и вот-вот французы совершат нападение, начинают вскрываться истинные мотивы и желания каждого участника. Теме войны посвящаются тома. Одни герои проявляют себя, как истинные патриоты, а вторые всем видом показывают, что им нет дела до народной беды. Люди из обеих категорий всегда существовали. Всегда были те, кто всем сердцем болели за общее дело и те, которым всё было безразлично.

Толстой убежден, что патриотизм – это естественное состояние человеческой души, когда та воспринимает общую беду, как свою собственную. Война, начавшаяся в 1812 году, является истинным подтверждением данного факта. Потому что русские делали всё для того, чтобы заставить французов пожалеть о своем решении. Роман переполнен примерами самоотверженности и жертвенности, как солдат, так и простого народа.

Например, жители Смоленска собственноручно поджигают свои дома и уничтожают все запасы пищи. Всё это делается только для того, чтобы французам ничего не досталось. Многие купцы отдают все свои товары и запасы бойцам. Он хочет, чтобы наши солдаты имели всё, а французские – ничего.

Московские жители отличаются особым патриотизмом. Они настолько любят свое Отечество, что сделают всё, лишь бы французы пожалели о своем приходе на Московскую землю. Наполеон пришел к городу и ожидал, что своим приходом вызовет страх и повиновение. Однако, его никто не ждал. Все давно покинули столицу. Улицы города пусты, дома сожжены, провизия отсутствует. Нет ни продавцов, ни ремесленников. Даже дворяне, которые свободно разговаривали на французском языке, недолго думая покинули города. Мало кто хотел жить под управлением Бонапарта.

Удивительно, что в сложный момент патриотизм проснулся и у тех, на кого и в жизни не подумаешь. Княжна Катишь утверждает, что под властью Наполеона жить не сможет. Сплетница Карагина тоже является удивительным исключением из правил.

Народ даже не задумывался о том, какой может быть жизнь под властью Наполеона. Людям это было совершенно не интересно, так как для них существует только русское правительство.

2 вариант

Основной темой в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир», является патриотизм. Когда опасность наступает, и враги окружают со всем сторон, в каждом участнике сражения просыпаются искрение желания и мотивы. Очень много произведений посвящено теме войны. Некоторые герои произведения показывают себя как настоящие патриоты своей страны, другие же абсолютно не заинтересованы жизнью народа и своей родины.

Лев Николаевич, утверждает, что тема патриотизма, это единственное, что может открыть настоящую сторону человеческой души. Настоящий патриот, воспринимает беду страны и народа, как свою собственную. И война, произошедшая в 1812году, показывает читателю, что это на самом деле так. Русский народ готов был идти на все, чтобы французы, никогда больше не смели вступать на их территорию. Произведение содержит в себе множество примеров, того как простой солдат может пожертвовать собой ради блага своей страны. В этом и заключается суть патриотизма.

Многие готовы были, сжигать свои дома и уничтожать запасы еды, только для того чтобы их врагу ни чего не досталось. Так в произведении, жители Смоленска сжигали и уничтожали все, чтобы французу ни чего не осталось. Купцы отдавали свои товары солдатам, чтобы у тех было все, чтобы сражаться достойно с противником.

Жители Москвы отличались своеобразным патриотизмом. Они готовы пойти на любые жертвы, чтобы их враги пожалели о том, что вступили на их земли. Наполеон, ждал, что с его приходом, он вызовет у всех страх и повиновение. Однако, это было далеко не так. Ни кто его не ждал. Он был удивлен тому, что жители опустошили весь город, перед его взором предстали пустые улицы, сожженные дома. Не было абсолютно ни кого. Даже дворяне, которые хорошо знали французский язык, покинули город. Ни кто не хотел жить под управлением Наполеона.

Для всего русского народа, существовало только их русское правительство. Они даже не интересовались, как они могут жить под правлением Наполеона.

Сочинение Патриотизм в Войне и мире

Когда на Россию нападает враг, русский народ способен дать ему достойный отпор. История многих войн это доказывает. Чувство патриотизма присуще русскому человеку. Оно впитывается с молоком матери.

В своём романе «Война и мир» Толстой во всём многообразии показывает, как люди ведут себя в этой страшной непростой ситуации. Чтобы французским захватчикам не чего было есть, жители сами сжигают свои дома и запасы еды. Купцы бесплатно раздают еду русским солдатам.

Главное – победить Наполеона, выгнать его из России. Причём, гнать до самого Парижа. Дома можно отстроить снова. Наполеон думал, что москвичи выйдут к нему на поклон с ключами от города. Он здорово просчитался. Жители покинули город. Увели скот. Всё, что не смогли забрать с собой – уничтожили. Разъярённый Наполеон приказал сжечь город.

Он попадает в плен, остаётся жив благодаря партизанам. Даже светские дамы, которые носят французские наряды и отлично говорят по-французски, и те не хотят жить под Бонапартом.

Брат Наташи Ростовой Петя, почти ребёнок, отправляется в армию. Он тоже хочет сражаться с французами. Жаль, что его молодость и горячий пыл сыграли с ним злую шутку. В армию идёт и князь Андрей. А как же иначе? Он потомственный военный.

Семья Ростовых оказывается на грани разорения из-за того, что все телеги, собранные для вывоза имущества, были отданы для эвакуации раненых русских солдат.

Один из основных фигур романа – это Кутузов. Он неказист внешне – маленький, толстый, сутулый, с отекшим лицом и без одного глаза. Но у него такой сильный дух. Он не побоялся взять на себя смелость отдать приказ о сдаче Москвы французам. Для того, чтобы сохранить боеспособную армию, которая потом одержит победу в Бородинской битве, и погонит захватчиков назад, в Европу.

Простые люди, партизаны – Денис Давыдов, Тихон Щербатый, староста одной из деревень Василиса сражались с французами подручными средствам. Война стала носить народный характер. Поэтому, она и называется Отечественная. Весь народ, все сословия воевали плечом к плечу за свою свободу, свободу и независимость России.

Образец 4

Известнейший роман «Война и мир» пропитан темой патриотизма. Светское общество того времени было связано с французской культурой. Даже в разговорах можно было заметить французский мотив. Некоторые военнослужащие восхищались Наполеоном.

Примечательно, что Наполеон и его идеи были актуальны и интересны российским военнослужащим недолго. Ровно до того момента, как началась Отечественная война. В этот момент русские солдаты встали на защиту своего Отечества. Никто не собирался сдаваться французскому герою и завоевателю.

Во все времена были такие люди, которые переживали все происходящие события близко к сердцу, а также и те, кому всё было абсолютно безразлично. Автор утверждает, что патриотизм является неотделимой частью русской души. Человека, которому небезразлично происходящее. Беду страны патриот воспринимает, как собственную трагедию.

В 1812 году вскрываются все скрытые мотивы и планы каждого гражданина. Начинается война. Здесь сразу же становится видно, кому небезразлично будущее страны, и кто готов прогнуться перед французами.

Большинство народа показало самоотверженный патриотизм. Сожжённая Москва является прямым тому подтверждением. Все русские люди долго думали над тем, как сделать так, чтобы француз пожалел о вторжении на территорию России. За свободу и независимость бились аристократия и простой народ. Никто не хотел идти под иго француза, как бы красиво тот не расписывал перспективы жизни под его покровительством.

Солдаты бились до последнего, тысячами отдавали свои жизни на поле боя. Все это делалось только ради того, чтобы сохранить нашу землю и независимость. Простой народ срочно эвакуировался из городов, куда должен прийти неприятель. Помимо этого, купцы раздавали всю провизию военнослужащим и громили все вокруг. Всё делалось для того, чтобы как можно сильнее досадить французу.

Французы неоднократно отмечают патриотизм, силу, стойкость и уверенность русских бойцов. В определенных моментах неприятели боялись наших мужиков и просили о милости. Наполеон не мог проигнорировать подвиг Андрея. Он был убежден, что князь погиб и назвал произошедшее прекрасной смертью. Полководец видел, что никто не собирается сдаваться и эту землю легко не захватить.

Сочинение 5

Лев Толстой своим романом «Война и мир» показал суть патриотизма русского народа. Патриотизм в романе есть одной из его основных тем.

Автор дает понять, что патриотизм проявляется в любви к своей Родине. В начале произведения рассказывается о войне на чужой земле, куда солдат заставляли идти не по своей воле. Русская армия потому и потерпела поражение в этой войне, ибо нашему народу нечего было защищать, сражение шло на чужой земле и никакого патриотизма здесь не может быть.

Другое дело война 1812 года. Она показала всему миру, как россияне любят свою Отчизну. Все слои населения сплотились в борьбе с врагом и одержали победу. Хотя среди них были и такие люди, которые только на словах любили Родину, а на самом деле одним из них было все равно, что происходит, другие были просто трусами.

К таким «патриотам» можно отнести Анну Шерер, хозяйку салона, в котором собираются даже во время больших сражений. Граф Ростопчин, из-за призывов которого погибли тысячи людей, а сам он позорно сбежал из Москвы. Офицер Берг, который произнося пламенные речи, на самом деле оказался алчным человеком. Но таких людей очень мало.

Особенно проявляется патриотизм в битве под Бородино. Только сплоченными усилиями русского народа, как дворян, так и простых людей, благодаря их сильному духу и любви к России, русская армия одержала победу.

Для Толстого патриотизм – это естественное чувство, а не кричащие слова о любви к Родине. Именно так и понимаем мы патриотизм, читая этот роман.

Также читают:

Картинка к сочинению Патриотизм в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Главным героем пьесы выступает Андрей Васильевич Коврин, который занимается философией и делает свою работу не по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя

Что такое ВЫБОР? Ответ на этот вопрос получит человек, прочитавший данный текст. Мне кажется, что выбором является возможность человека откинуть

Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету.

Есть такие люди, говоря о которых, в сердце каждого человека просыпается чувство гордости, благодарности и безмерного уважения – это ветераны.

Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

Источник

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир Толстого — сочинение

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу».

Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка».Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются. В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага. Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.

Наташа и Пьер во время войны

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Популярные сочинения

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой. Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть фото Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть картинку Что такое по толстому чувство патриотизма. Картинка про Что такое по толстому чувство патриотизма. Фото Что такое по толстому чувство патриотизма
Лев Николаевич Толстой

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть фото Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть картинку Что такое по толстому чувство патриотизма. Картинка про Что такое по толстому чувство патриотизма. Фото Что такое по толстому чувство патриотизма
Бородинское сражение

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.

Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Кутузов в романе — выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе — подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.

Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.

Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть фото Что такое по толстому чувство патриотизма. Смотреть картинку Что такое по толстому чувство патриотизма. Картинка про Что такое по толстому чувство патриотизма. Фото Что такое по толстому чувство патриотизма
Андрей Болконский. Кадр из фильма «Война и мир» (1965 год)

Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие”.

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту. ” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь. ” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).

Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает приём даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

«Лжепатриоты» находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости «сумел удержаться при главной квартире». Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него «шифоньерочку» и туалет «с англицким секретом». И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрёк на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъярённой толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Всегда ли наши ожидания соответствуют реальности?

Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью. В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский, отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты. Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови.

Проблематика отношений

Отнюдь не второстепенной является и проблема человеческих отношений и чувств: любовь, истинная и ложная, ревность, предательство, самопожертвование, зависть и злоба. Множество оттенков человеческих чувств и переживаний сплелись в сложнейшие сюжетные перипетии в романе. Людьми движет алчность, зависть, жажда денег и власти – это ярко показано на примере семьи Курагиных. Автор раскрывает “вечные ситуации”, пройдёт несколько столетий, но они будут также актуальны. Миром правят связи, знакомства, положение в обществе, ум и благородство – не всегда способны пробить себе дорогу.

Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто имеет статус и прочное материальное положение безусловно, не обращая внимания на те пороки, которыми кишат души “избранных”. Внешность, красивая обёртка – служит залогом успеха, всеобщего признания (это прослеживается на примере Элен Курагиной).

Душевные качества неинтересны для толпы, восхищаются лишь тем, что снаружи – эта истина неизменна и сейчас.

Какова роль личности в истории?

Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе. Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра Первого в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии). Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности.

Как связано отсутствие моральных принципов с изменами? (Проблема измены, моральных принципов)

Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.

Почему люди изменяют?

Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

Поиск смысла жизни

Андрей и Пьер совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа – на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство – необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», – скажет он в разговоре с Пьером), это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая – современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением – разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пойдет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Кутузове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева.

Соотношение внешней и внутренней красоты. (Проблема истинной, духовной красоты)

Как общество влияет на формирование целей?

С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *