Что такое поэтический символ
Символ и символизм в литературе
Понятие символа в литературе
Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.
Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.
Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.
Отличие символа от метафоры и аллегории
Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.
Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.
В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.
Особенность символов в литературе
Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».
Человек интуитивно понимает их значение.
Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.
Примеры символов в названиях книг
Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.
Символизм в литературе
Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.
Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.
Символизм в русской литературе
В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов
Старшие символисты
К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».
Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.
З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».
Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.
Младшие символисты
После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».
Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.
А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.
А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.
Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».
К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.
Символизм в западной литературе
Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.
Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли
Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.
Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.
Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По
Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.
Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла
Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.
Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг
Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:
Символы «Грозового перевала» Э. Бронте
«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.
Символы «Повелитель мух» У.Голдинга
Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:
Символы русской поэзии 1. Алла Овсейчик
СИМВОЛЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
«НАШ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ…»
Любите ли вы поэзию, уважаемые читатели? Думаю, любителей стихов еще достаточно, особенно среди представителей старшего поколения. Молодые люди увлекаются сейчас другими вещами, за редким исключением сами пишут стихи и любят их читать.
Что такое поэзия? В чем секрет ее воздействия на души людей? Чем объяснить неумирающую ценность подлинных произведений поэтического искусства? Что же это за такое, не сводимое лишь к стихотворной форме создание, творение, проявление жизни человеческого духа, без которого эта жизнь остается неполной, недостаточно гармоничной и цельной? Ведь не случайно существует, как говорил В. Маяковский, «тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».
Настоящая поэзия всегда была особым видом художественного постижения жизни. Располагая средствами и свойствами других искусств — живописностью, музыкальностью, — поэзия вместе с тем несет в себе и нечто большее — умение передать трепетное биение живого человеческого сердца, вбирающего гул эпохи, ритмы времени. Многогранно воздействие поэзии на духовную сферу человеческой личности: через стихи великих поэтов, да и просто хороших, происходит художественное постижение мира и времени, народного бытия и самосознания, открытие глубин человеческого духа. Стихи о любви и природе, о жизни и смерти, о вечном обновлении окружающего мира, написанные, может быть, сотни лет тому назад, продолжают волновать нас и сегодня.
Почему стихи (иногда всего три-четыре строфы) рождают так много мыслей, чувств, ассоциаций? Конечно, это объясняется и силой, глубиной чувств в стихе, которые вызывают у нас разный отклик в зависимости от изменения настроения, жизненного опыта. Но есть еще одна причина. Само поэтическое слово вызывает в читательском сознании разные ассоциации, тем более богатые и разнообразные, чем выше читательская культура, эстетическая восприимчивость.
У поэзии свои законы, свой язык. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи.
В поэзии существует своя символика, без знания которой некоторые поэтические строки будут просто непонятны. Мы предлагаем читателям познакомиться с распространенными поэтическими символами. Это облегчит понимание поэтической речи.
Арфа — античный и европейский символ искусства и поэзии.
Бабочка — символ суетности. Багряная (красная) луна — символический предвестник убийства (исконный символ русского фольклора). Бубновый туз — опознавательный знак каторжника в царской России (метка на спине его одеяния, нашивка в виде ромба красного или желтого цвета). Венок (венец) — символ почести, награды, признания, славы, любви, счастья. Верба — символ христианства. Веретено (прядение) — символ жизни и вечности. Весы — символ справедливости и суда, атрибут богини справедливости Фемиды (из античной мифологии). Вода — символ любви, символ девушки. Связан с древним обычаем девушки в семье ходить за водой. Ворон — символ смерти, предвестник несчастья. Голубка (горлица) — символ верной и нежной супруги; голуби — символ счастливой супружеской пары. Гора — символ горя, печали (исконно славянский). Гроза (буря) — символ свободы. Гроздь винограда — символ веселья, вакханалии. Древнегреческий бог вина и веселья Дионис (Вакх, Бахус) украшался гроздьями винограда. Дождь — символ печали, слез. Дракон — европейский символ зла. Жезл — символ царской власти. Желтый дом — дом для умалишенных. Желтый цвет ассоциировался с сумасшествием. Зажженный факел (светильник) — символ поэзии. Звезда (небесная) — символ счастливой и блестящей судьбы, счастья. Змея (змей, змий) — христианский символ дьявола. Ива — символ печали. Изумруд — символ любви, талисман, внушающий любовь. Бессмертник (иммортель) — символ смерти и траура, эти цветы используются в надгробных венках. Калина — символ девушки и ее любви. Цветущая калина — незрелая, несозревшая любовь; ломать калину — брать девушку замуж; ходить по калиновому мосту — искать любви. Кинжал — символ трагедии. Из античной культуры. Муза трагедии Мельпомена изображалась с окровавленным кинжалом. Ключ — символ власти (и хозяйства). Символическое значение идет от древнего обычая вручать ключи от города победителям, захватившим его. Колесо, колесо фортуны — символ счастья и его изменчивости. Из античной культуры. Богиня счастья Фортуна изображалась едущей на колесе с повязкой на глазах. Колпак — символ шутовства. Кольцо — символ брака, залог любви и любовной или супружеской верности. Потеря или разрушение кольца — потеря любви. Коса — символ смерти. Из античной культуры. Бог времени и смерти Сатурн изображался с косой в руках. Кукушка — славянский символ одинокой тоскующей женщины. Лавр — символ победы и славы. Из античной культуры. Это дерево было посвящено Аполлону, венком из лавров венчались лучшие поэты, полководцы — победители в войнах. Ландыш — символ чистоты, непорочности, девственности. Это символическое значение растения развилось ввиду его сходства с лилией, символизирующей то же самое.
Лебедь (белая) — 1) символ девушки (исконный русский и европейский); 2) аллегория поэта. Из античной культуры. Ассоциация лебедь — поэт восходит к легенде о прекрасном пении лебедя перед смертью, с которым сходно по силе воздействия искусство большой поэзии. Лира — символ поэзии, атрибут Аполлона. Лира на ветвях — символ смерти и скорби. Личина (маска) — символ комедии. Атрибут музы комедии Талии, с которым она изображалась. Луна, месяц, полумесяц — символ мусульманства.
В следующем выпуске нашей рубрики мы продолжим разговор о поэтических символах.
Рубрику ведет
Алла ОВСЕЙЧИК
МАТЕРИАЛ СКОПИРОВАН С САЙТА ГАЗЕТЫ «ПРИДНЕСТРОВЬЕ» от 20.08.2009 г.,
Что такое поэтический символ
Что такое символ
в литературе
Что такое символ в литературе
Образ-символом называют мощное орудие, которое позволяет «прорваться» через пелену повседневности к высшей реальности. Он отражает, прежде всего, индивидуальное, собственное представление автора о мире.
Символ – это особый поэтический образ, который предусматривает ответную творческую работу поклонников писателя. Его можно назвать важной связующей нитью, которая соединяет автора и читателя. В этом и состоит важность переворота, который был произведён символизмом в искусстве.
Типы символов в литературе
символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К их числу стоит отнести образ вишнёвого сада в одной из пьес Антона Павловича Чехова.
Сходство и отличия символов от метафоры и аллегории
При использовании метафоры обычно подразумевается связь с конкретным предметом («сноп волос твоих овсяных» у С. Есенина). Символ – это попытки автора отразить что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. В качестве примера приведём пламя свечи на окне в романе «Доктор Живаго». При помощи этого символа Б. Пастернак изображает надежду на воцарение мира, обретения счастья. Пламя свечи – это ещё и воплощение душевного тепла, которое удаётся сохранить в суровых реалиях военного времени.
Метафора углубляет восприятие реальности. Символ же уходит за её пределы. Как было упомянуто ранее, посредством него автор пытается постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.
Символизм в литературе
В русской
Московская группа принадлежала к старшим символистам. Её руководителем был В. Брюсов. Представители московской группы символом называютинструмент, позволяющий показать явный конфликт с окружающим миром. Реальная жизнь представлялась старшим символистам всего лишь иллюзией. Творчество и мечты им виделись отдельным миром, в котором личности суждено обрести свободу. Реальность писатели называли «пошлой и бессмысленной». В творчестве символистов было весьма точно подмечено несовершенство мира.
Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (в период роста революционных настроений). Последователи философских идей В. С. Соловьева верили в торжество мира Красоты. Считалось, что она сумеет соединить в себе земное и божественное начало. Следовательно, именно Красота спасёт мир. Младшие символисты были полны оптимизма. Они ждали «царства божьего на земле», полного преображения мира.
Символика, тайны которой хранит русская литература, довольно часто олицетворяет собой любовь, женственность, красоту. Так происходит и в произведении А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
Символика придаёт образность эпическим произведениям. К примеру, в сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина в центре повествования находится образ измученной до полусмерти крестьянской лошади. Он довольно сложен. Образ животного, искалеченного тяжёлой работой, является воплощением порабощённости трудящегося крестьянства.
В западной
Понятие символа в литературебыло издавна известно зарубежным авторам. Писатели активно применяли их в своём творчестве. Ниже приведены некоторые примеры символов в литературе.
Герой романа «Убить пересмешника» предостерегает своих детей от убийства птиц. Он считает подобный поступок актом бессмысленной жестокости. Пересмешники – птицы, которые воплощают собой красоту и непорочность. Этот образ символизирует невинность.
Огромная чёрная птица из стихотворения «Ворон» Э. А. По отображает глубину переживаний рассказчика, олицетворяет горечь потери. Образ огромного ворона символизирует печаль, одиночество, траур.
В повести Д. Оруэлла «Скотный двор» животные выступают в роли представителей человеческого общества. Этот образ – слегка завуалированный символ событий, происходящих в СССР. Он олицетворяет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. Под Наполеоном в этом произведении подразумевается И. В. Сталин.
Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Известный во всём мире мастер пера широко применяет разнообразные символы. Ниже перечислены наиболее популярные из них:
Символизм
Символи́зм (фр. Symbolisme ) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Содержание
Терминология
Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними. Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный. [1]
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши — в вянущих ушах.
Возникновение
Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.
Эстетика
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.
Вячеслав Иванов в своей работе «Заветы символизма» ёмко и по-символистски образно выразил художественные признаки и эстетические принципы собственно «символического» направления в искусстве (сказанное здесь о поэзии вполне применимо и к остальным видам искусства):
Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки разных подземных ключей. [5]
Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:
В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.
Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей. Поэтические образы-символы, как будто приподнимающиеся над реальностью, дающие поэтический ассоциативный ряд, воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа. Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:
Однако, помимо музыкально-поэтических (в широком смысле) принципов воплощения символистских образов, меняется и сама направленность искусства, его цели. Художник, играющий символами, несущими в себе некие тайны и поэтическую многозначность, своим талантом обнажает в этих образах некие вечные соответствия и взаимосвязи мира, отражающегося в нашем сознании, и этим проливает свет на те самые тайны и «идеи», которые, в конечном счёте, и ведут нас к Истине, к постижению Красоты. Строка Бальмонта «мгновенье красоты бездонно по значенью» замечательным образом обобщает как взгляд символистов на искусство, так и их художественные методы: символы призваны своими смыслами выразить некую трансцендентную красоту мироздания, они же заключают её и в форме своего воплощения.
Обобщая, можно сказать, что метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.
Символизм в литературе
Из приверженцев символизма в литературе наиболее известны:
Поэтические символы: становление и эволюция
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 24.01.2017 2017-01-24
Статья просмотрена: 1593 раза
Библиографическое описание:
Сабирова, Н. Э. Поэтические символы: становление и эволюция / Н. Э. Сабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 684-686. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38601/ (дата обращения: 29.12.2021).
Термин «символ» происходит от греческого слова «symbolon», что значит «знак», «примета», «признак», «пароль», «сигнал», «предзнаменование» [5, с. 18].
Символические описания являются продуктом человеческого мышления. Их формирование связано с началом истории человечества.
Символы являлись простыми знаками, когда впервые в своей жизненной деятельности первобытный человек начал пользоваться ими. Различные символы, связанные с охотой, скотоводством, служили для удовлетворения различных потребностей первобытного человека, облегчая охоту, помогая отличить свой скот от чужого.
В связи с развитием человеческого мышления постепенно начал расширяться диапазон значений символических выражений. Общественное развитие положило начало появлению религиозных представлений. В итоге возникают такие ранние формы искусства, как пение и танцы.
В танцах начинает формироваться символическое подражание различным движениям животных, а также имитация процесса охоты, сражений [3, с. 78].
Позднее в танцах стали проявляться случаи перевоплощения в конкретного животного, сопровождаемые специальным облачением в его шкуру. Все эти процессы являлись результатом тотемизации животных. Таким образом, основу всех танцев составляла символизация, т. к. культ-вера всегда стремится представляться в виде образа, а последний, в свою очередь, является символом, оболочкой духа. Дух в убеждениях народа символизируется посредством растений, животных, камней-фетишей. У некоторых народов вдова носила при себе как символ оболочку духа своего мужа [3, с. 77].
Значит, первоначальное представление символов имело сакральный, ритуальный характер. Со временем, в процессе общественного развития, символы начали выполнять функцию посредствующего звена в различных отношениях.
Как свидетельствует М. Кашгарский, каждое из тюркских племен и родов имело свой специфический символ [4]. Самое последнее представление данного явления — государственные гербы.
Человек пользовался символами при изображении различных явлений. Например, у народов, поднятие белого флага для которых символизировало мир, сохранились разные идиомы и выражения, связанные с войной. В частности, в Хорезме выражение «Этагимдаги тошни тўкдим» (букв. «Высыпал камни с подола») означает перемирие, отсюда «камень» символизирует войну. Таким образом, предметы превращались в символы, заключающие различные понятия.
В дастане «Хиромон пари», распространенном в Хорезме, есть один характерный эпизод. Во время охоты взгляд принца Мунавварсултана неожиданно падает на белую вещь. Подойдя поближе, он обнаруживает там девушку, бесподобную в своей красе. Увидев ее, принц теряет сознание. Красавица некоторое время ожидает, но принц так и не приходит в чувство. В конце концов, она снимает со своей головы платок, накладывает на него семь кусков угля и гребень для бороды, затем им завязывает голову принца и исчезает. Джигиты, обнаружив его без сознания, привозят к падишаху. Он вызывает совет, чтобы понять суть произошедшего. Тогда одна пожилая женщина разъясняет суть завернутых в платок предметов: Уголь необходим для ювелира, а самшитовый гребень — «ишорат», намекает на то, что родина девушки — страна Шамшад [7, с. 301].
Слово «ишорат» употреблено в дастане в значении символа. Значит, девушка посредством платка хотела выразить свою любовь, угля — род деятельности отца, материала, из которого сделан гребень — свою родину. Здесь все предметы являются символами.
Большое количество таких эпизодов можно встретить и в сказках.
Следовательно, символы в той или иной форме проявляются в некоторых жанрах народного творчества.
На всех этапах истории человечества символы в той или иной форме употреблялись в конкретных целях.
Рассматриваемые нами поэтические символы как художественные средства значительно усовершенствовались с течением времени.
Видимо поэтому в лингвистической науке сосуществуют различные подходы к рассмотрению символов.
Значения слова «символ» в истории философии и эстетики отличаются настолько большой спутанностью и неясностью, что почти каждый автор понимает их по-своему, путая то с «аллегорией», то просто со «знаком», то с «художественным образом», то с «олицетворением», то с «эмблемой», то с «выражением» и т. д. [5, с. 18].
История понятия «символ-знак» в русской фольклористике начинается с конца ХVIII века.
Однако, дело в том, что символ воспринимался не как специфическое явление поэтического языка, а как вещь, как нечто застывшее и ограниченное в пространстве, как эмблема [1, с. 250].
Как утверждает К. М. Бутырин, А. А. Потебня одним из первых отделяет символ от аллегории и принимает его в качестве поэтического образа. Им также подчеркивается, что мысль — это знак, обладающий значением.
По теории А. А. Потебни, символ — понятие психологическое, а не поэтическое.
В конце XIX века с новой концепцией о символах выступил А. Н. Веселовский. Его подход к рассмотрению символа тождественен с подходом А. А. Потебни. Поэтические образы, связанные с символом, аллегорией и метафорой, он связывает с психологическими параллелизмами [2, с. 147–148].
К началу XIX века, теория символа начала фигурировать в трудах В. В. Виноградова. По его утверждению, символ-знак — семантическая единица поэтической речи.
Если эти подходы при всей их разности не отрицают друг друга, то это происходит главным образом потому, что они имеют дело с разными реально существующими аспектами символа: Потебня с психологическим, Веселовский с культурно-историческим, Виноградов с лингвистическим [1, с. 259].
Из этого вытекает, что и в работах русских ученых существовали различные взгляды на символ. Одна из основных причин — нечеткое определение традиционной семантики и места этого поэтического элемента в художественном произведении.
Иными словами, всякий символ указывает на некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания [5, с. 36].
С этой точки зрения, объект (предмет) символа многозначен. Один лишь его конец соприкасается с общей аналогичностью. Например, если рассмотреть символичность цветка, то он уподобляется красоте, а если взглянуть на поэзию, то она всегда выступает как эквивалент женственности, а женщина, в свою очередь, воплощает в себе желание, душу, сущность своего «я» героя [9, с. 112]. Значит, цветок по своей красоте подобен женщине, которая выступает и как человек с разумом, преданный обитель семейного благополучия.
В самых древних образцах художественного мышления — в пословицах — некоторые суждения и выводы передавались с помощью символических выражений. Например:
«Эр-хотин-қўш ҳўкиз» (букв. «Муж и жена — одна сатана»).
«Ўғлинг ёққан чироқни қизинг ҳам ёқади» («И сын, и дочь способны продлить твой род»).
Как правило, муж-жена составляют пару, так же как и «қўш ҳўкиз» (букв. пара волов). Эти два понятия связаны между собой только тем, что они вместе обозначают парное. Если взглянуть в суть вопроса, муж-жена — одна семья. Они должны действовать совместно. Значит, предметное значение сочетания «қўш ҳўкиз» никакого отношения к семье не имеет.
И во второй пословице можно наблюдать подобное. «Чироқ» (лампа) — символ семьи. Здесь сочетание «чироқни ёқмоқ» (букв. зажигать лампу) символизирует продолжение рода.
Символ есть знак, но отнюдь не всякий знак есть символ. Для того чтобы знак стал символом, он должен иметь семантический акт [5, с. 54–55].
Фольклорист А.Мусакулов в трактате «Исторические основы узбекской народной лирики» приводит характерный пример:
Қошингнинг қораси ювса кетарми,
Сенингдек тоза гул боғда битарми?
Сенингдек тоза гул боғларда битса,
Сўраб борсам боғбон менга сотарми?
В данном отрывке из народной песни «қорақош» (букв. чернобровая) символизирует красоту, «тоза гул» (букв. свежий цветок) — совершеннолетнюю девушку, «боғ» (букв. сад) — семью, «боғбон» (букв. садовник) — главу семьи [6, с. 7].
Как отмечает ученый, суть слова «сотиш» из данного отрывка буквально сводится к следующему: «ты достигла совершеннолетия, если по обычаям я заплачу калым (выкуп за невесту), отец выдаст ли тебя за меня?».
Следовательно, слово «сотиш» здесь обладает символичностью.
Такого рода символы довольно часто используются в устной и письменной литературе. В классической литературе и народном творчестве встречаются такие образы, которые, кроме своей роли в произведении, заключают в себе суть определенного символического понятия.
Народные песни непосредственно связаны с бытом и мировоззрением собственных творцов. Данный жанр, считаясь плодом художественного мышления народа, берет свое начало от первобытного строя. По этой причине, невозможно полностью раскрыть сущность поэтики народных песен, не изучая тотемизм, шаманство, магию, культы урожая, обряды и традиции, существующие в сознании народа. Для этого необходимо глубоко исследовать каждую песню, образ, средства изобразительности, отдельное слово [6, с. 9].
Таким образом, говоря о народных песнях, необходимо заметить, что символы в их составе занимают важное место среди других художественных средств. В свою очередь, своими особенностями они различаются от других тропов.
Символическое выражение — это не простой троп. В нем отражаются традиции, обычаи, различные обряды, общественное мышление, магико-мифологическое мировоззрение народа.
Как было отмечено выше, символ прошел большой путь, пережил эволюционные изменения и превратился в художественное средство, выражающее поэтические воззрения. Поэтическая выразительность символа настолько содержательна, что он обладает логической семантикой, исходящей от образности. Поэтому художественный образ не осмысляется вне символичности. «Но если исходить из того точного определения символа, то художественная образность, собственно говоря, никогда не обходится без символа, хотя символ здесь и вполне специфичен» [5, с. 144].
Таким образом, в результате эволюционного развития символ из простого знака превратился в важное поэтическое средство. В народных песнях активно используются символические выражения, изображающие быт и обряды народа. Изучение символа как важнейшего поэтического средства, возвышающего художественно-эстетический пафос песен, служит для раскрытия разнообразных граней народного мировоззрения.