Что такое поэтичность ландшафта

Все о дизайне

История и поэтика ландшафтного дизайна: Европа и Россия

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

В разгар дачного сезона, вашему вниманию предлагаю вторую статью на тему истории садово-паркового искусства в Европе и России. Как и прежде, вдохновлять нас будут поэтические строчки.

В Европе, к искусству создания сада было обращено самое пристальное внимание. Во времена великой эпохи Возрождения (Ренессанса) сады изобиловали оригинальными скульптурными ансамблями, причудливыми водоемами, изящными беседками.
Расцвет садово-паркового искусства начинается с Италии в XIV веке. Сад становится неким продолжением дворца, таким же роскошным и дорогим. К началу XVII в. итальянские барочные сады становятся еще более зрелищными и усложненными: с роскошными каскадами, фонтанами, скульптурными группами. Аллеи объединяются в сложнейшие анфилады с «зелеными залами», поражая воображение зрителей.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Одним из самых великолепных итальянских садов считается сад, разбитый в XVI веке на вилле д’Эсте недалеко от Рима. Самым впечатляющим зрелищем были приводимые водой в движение механизмы (поющие птицы, ухающая сова), которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Вдоль одной из поперечных дорожек, получившей название Аллея ста фонтанов, уступами размещались небольшие фонтаны и фонтанчики.

Из Италии барокко постепенно проникает во Францию. Там главным шедевром ландшафтной мысли становится сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Почти сразу же версальский стиль становится образцом для подражания. Основы садово-паркового искусства, заложенные в Версале, образуют отдельный стиль – французский классицизм. Элегантность и чувство прекрасного вдохновляли Менотра, с 1661 по 1668 годы создававшего этот прообраз французского регулярного парка. Тянущийся почти на 6 км Большой Канал пересекается с Малым Каналом в центре парка. Строгая геометрическая основа аллей богато украшена живописными картинами: цветниками, фонтанами и скульптурными группами.

И все мне снится день в Версале,
Тропинка в парке между туй,
Прозрачный холод синей дали,
Безмолвье мраморных статуй…
(М. Волошин)

В начале XIX в., следуя новым веяниям английской культуры, возникает викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений. Все детали викторианского сада подчиняются расположенным в нем цветникам. Из нововведений стоит отметить газоны и бордюры из однолетних травянистых растений.

В ходе XIX века городская культура начинает доминировать над «искусством сада» как такового. Следуя данным тенденциям, американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед создает серию уникальных городских парков. Среди которых можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

Центральный Парк обнимет странной тишиной,
На 57-ой последним экипажем
Простится осень, уступив зиме скупой
На время место в бесконечном Вернисаже.
(Ольга Таранюк)

Теперь обратимся к садам и паркам России.

В XVII в. в России входят в моду увеселительные, или так-называемые «красные» сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Не менее знаменит Измайловский сад в Москве: со зверинцем, ботаническим садом, лабиринтом, многочисленными водоемами и даже виноградниками. Притягателен был и Нескучный сад. Раскинувшийся на высоком берегу Москвы-реки, он был прекрасным местом для отдыха и прогулок.

Нескучное, отколь с чертогами, с церквами
Великая Москва лежит перед глазами
С Кремлём, возвышенным во образе венца;
Пред взорами Москва – и нет Москве конца.
(Александр Воейков)

При Петре I русское садово-парковое строительство ориентируется на классические каноны регулярного сада. Яркими примерами служат Петродворец, Стрельня, Ориенбаум и знаменитое Царское село – «город муз», прославляемый поэтами. По словам Анны Ахматовой, там «столько лир повешено на ветки».

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
(А. С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»)

В центре города Санкт-Петербурга находятся самые известные парки России – Летний сад и Михайловский сад, Александровский сад, а также Екатерининский, Юсуповский и Таврический сады. Некоторые парки в создавались специально для научных целей. Например, парк Лесотехнической академии или сад Бенуа.

Таврический сад является одним из самых старых в городе на Неве. Он был разбит в конце XVIII в. возле Таврического дворца. В проект вошли пруды, каналы, насыпные холмы, создающие ощущение естественного ландшафта.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Любопытный факт, до XIX веков в России не существовало понятия «дизайнер» или «архитектор», профессия называлась «устроитель садов и парков». Известная цитата отражает суть этой творческой деятельности: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Согласитесь, что это высказывание кажется очень современным и актуальным. Создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой – вот первоочередные задачи ландшафтного дизайна.
В XX веке ландшафтное искусство следует веяниям технического и культурного прогресса, подчиняясь тенденциям постмодернистской эпохи. Новые технологии сподвигают на новые творческие поиски. Однако, хочется завершить наше поэтическое путешествие в историю садов и парков словами великого Жака Делиля:

О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
В Эдем, в единый сад была превращена!

Мечтаете ли о собственном приусадебном хозяйстве или уже обустраиваете свой сад? Что бы вы из идей ландшафтного дизайна хотели бы воплотить в собственном саду?

Автор выражает благодарность Марине Пановой (*mari) за идею цикла статей, посвященных ландшафтному дизайну, за неоценимый вклад и помощь в подборе уникального материала, а также мудрые советы при составлении данной статьи.

Источник

Кто такой ландшафтный дизайнер и чем он занимается

Наличие загородного дома — норма для жителей крупных городов. Хозяева садовых участков и дач приходят к мысли, что их земле необязательно быть огородом: вместо этого можно устроить приятное место для отдыха на природе.

На рынке труда вырос спрос на ландшафтных дизайнеров — специалистов, которые создают красивую и функциональную аудиторию. Рассказываем, кто это такие, чем занимаются и как стать одним из них.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Автор-фрилансер. Разобралась в профессии.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Редактор Нетологии. Заверстал статью.

Что такое ландшафтный дизайн и какие стили существуют

Ландшафтный дизайнер — специалист по проектированию ландшафтов — профессия с долгой историей. В Греции облагораживать пейзажи начали ещё в X–VIII веках до н. э., традиция японских дзен-садов берёт своё начало с появления буддизма на островах, а китайское ландшафтное искусство оформилось 6 000 лет назад как часть фэншуй — духовной практики по организации пространства. Даже одно из Семи чудес света — каскадные висячие сады Семирамиды — представляло собой произведение ландшафтного искусства. В России же первые официальные «устроители садов и парков» появились в XVII–XVIII веках и занимались оформлением общественных мест для прогулок.

Сейчас услуги ландшафтных дизайнеров применяют в самых разных сферах: от реализации крупных городских проектов до оформления придомовых участков и превращения дачных огородов в сады.

У ландшафтного дизайна множество направлений. Формирование стилей происходило под влиянием климата, рельефа и других особенностей местности, в которой они зарождались, а названия они чаще всего получали от имени той страны, в которой были придуманы. Таковы итальянские холмистые пейзажи или голландский стиль с обилием цветов и водоёмов.

Кроме этого, направления ландшафтного дизайна подвержены моде. Эпоха Возрождения в Европе изобиловала скульптурными украшениями, Испания унаследовала от арабского владычества внутренние дворы и сады в мавританском стиле, яркие роскошные цвета, сложные орнаменты и фонтаны.

Современный мир предпочитает сдержанность и уважение к дикой природе. Из самых популярных на сегодня направлений можно выделить следующие:

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафтаРегулярный, классический или французский стиль — симметрия и строгие геометрические формы, фонтаны и скульптурные группы, прямые дорожки и безупречно подстриженные растения — применяется на участках с большой площадью, поскольку изначально рассчитан на размах и масштабность.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафтаПейзажный или английский стиль хорошо известен по экранизациям произведений Джейн Остин и других британских классиков. Немного старомодный, романтичный, выглядящий слегка заброшенным сад, чья геометрия видна, только если посмотреть на всю композицию сверху. Английскому стилю свойственны живые изгороди, натуральные материалы, дерево и камень, дорожки из гравия и каменных плит. Цветовая гамма оформления сдержанная и часто только одного оттенка — холодного или тёплого, а водоёмы оформлены в виде естественного пруда или речки.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафтаЯпонский стиль гармонично сочетает баланс между водой, камнями и растениями. Каждый элемент имеет свой символ и значение, пропитан идеями синтоизма и дзен-буддизма. Это место, созданное для созерцания, размышлений и вдохновения.

Несмотря на экзотичность, японский сад довольно прост в оформлении и поддержании. Он может быть в одном едином стиле, например, отображать времена года. Для декора используется небольшое количество элементов, обязательное условие — камни и вода в движении.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафтаДеревенский или романтичный стиль отличается отсутствием строгих линий и жёстких ограничений. Его основной принцип — естественность и уют.

Сад может сочетать в себе элементы множества разных направлений или соблюдать какой-то общий принцип. Например, лавандовый Прованс, или кантри, или романтизм. Типичны тайные уютные уголки, беседки, яркие цветы, оформление в деревенском стиле плетёными корзинками и натуральными материалами.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

При создании каждого конкретного проекта ландшафтный дизайнер учитывает особенности выбранного направления и индивидуальные пожелания заказчика. Его задача — сделать так, чтобы проект гармонично сочетал в себе место, стиль и образ жизни клиента.

Какими качествами должен обладать ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайнер — это специалист широкого профиля. Мало обладать художественным вкусом: необходимо разбираться в растениеводстве, проектировании, строительстве, материалах. Понадобятся навыки визуализации и умение работать в специальных программах:

Для успешной карьеры начинающему специалисту пригодятся следующие качества:

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафтаПрофессия

Ландшафтный дизайнер

Где найти вдохновение ландшафтному дизайнеру

Виктория Донских, ландшафтный дизайнер и эксперт Нетологии, советует тренировать насмотренность — навык видеть и отмечать гармонию и красоту.

При создании ландшафтного дизайна необходимо учитывать и сочетать массу факторов. Даже овладев виртуозно технической частью профессии, без хорошего вкуса не обойтись. Тренировать его можно и нужно, выделяя время для посещения уже существующих объектов благоустройства.

Даже не выезжая за пределы России, можно найти много красивых и интересных мест для изучения. Например, в Москве это Тюфелева роща, открытая в июле 2018 года на территории бывшего завода ЗИЛ. Пространство было задумано как место отдыха жителей района, но полюбоваться оригинальной архитектурой небольшого парка приезжают жители всего города.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Ещё один интересное в плане обустройства место — Аптекарский огород на территории Ботанического сада МГУ им. М. В. Ломоносова, старейший ботанический сад России, — расположено в самом центре Москвы, на Проспекте Мира. Помимо дендрария и старинного пруда, здесь можно увидеть сад лекарственных растений, коллекцию орхидей, а также редкую экспозицию хищных растений.

Достойны внимания Павшинская пойма в Красногорске, Нескучный сад, Фабрика Станиславского на Таганской — уютный оазис с плодовым садом в московском дворе и обновлённый ВДНХ.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Небольшой город Зарайск в Московской области к 2018 году полностью обновил городской центр и стал излюбленным местом для туристов. Архитекторы и ландшафтный дизайнеры постарались сохранить историческую уникальность города, центральным объектом пешеходной зоны стали старинная водонапорная башня и купола церквей.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Парков в Санкт-Петербурге великое множество, из новых можно выделить Севкбель Порт, находящийся на территории промышленного комплекса и представляющий собой полноценное общественно-культурное пространство. И рукотворный остров Новая Голландия, где летом 2020 года открылась новая часть парка.

Образец европейского пейзажного стиля, скальный парк Монрепо расположен в Выборге на берегу залива. Бывшее владение шведских аристократов сейчас открыто для посещения и представляет собой обширный лесопарк с гротами в скалах, озёрами и тайными тропинками.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Отдельно стоит сказать о Краснодаре: расположенный в городе парк «Краснодар», который местные жители называют парком Галицкого по имени предпринимателя и мецената Сергея Галицкого, на чьи средства он построен. Это уникальный объект благоустройства, лауреат нескольких премий по архитектуре и дизайну, будущему ландшафтному дизайнеру стоит его посетить.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Кроме этого, в Краснодарском крае можно посетить красивейшие винодельни Абрау-Дюрсо, Гай-Кадзор, Долину Лефкадия и совсем недавно открывшийся Шато де Талю.

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Что должен уметь ландшафтный дизайнер

Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта. Фото Что такое поэтичность ландшафта

Ландшафтный дизайнер, эксперт курса Нетологии

Ландшафтный дизайнер — это человек, который чувствует пространство вокруг себя и понимает перспективы его развития, умеет найти бережный и правильный подход. Вопросы экологии и охраны окружающей среды в наше время особенно актуальны, и ландшафтный дизайнер должен в первую очередь созидать и беречь природу. Его миссия — показать людям, что можно находить красоту в любом пространстве, будь то городские площади, собственный участок или двор многоквартирного дома.

При застройке жилых районов зачастую мало внимания уделяется придомовым территориям, и людям приходится жить в бетонных муравейниках без клочка зелени. Задача ландшафтного дизайнера — использовать максимально любой даже самый небольшой участок выделенной ему земли, сохранив, насколько возможно, живую природу.

Существует мнение, что ландшафтный дизайн — это просто. Со стороны может показаться, что всё можно сделать самому и нет необходимости платить деньги специалисту.

По этой причине вокруг профессии сложилось множество предубеждений. Один из них — то, что профессия не требует специальных навыков. Это не так.

Ландшафтный дизайнер должен:

Сколько зарабатывает ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайнер может работать как с частными лицами, так и с более крупными проектами: заниматься благоустройством и озеленением торговых и бизнес-центров, оформлением зон для отдыха, парков, городских садов.

Источник

Ландшафтная архитектура и дизайн участков

Среда жизни человека организована в различных формах поселений – городских или сельских. Человек издревле старался определенным образом сформировать не только благоприятную, но и эстетически выразительную среду обитания.

В тесном взаимодействии с ландшафтной архитектурой находится ландшафтный дизайн. Ландшафтный дизайн представляет собой приемы формирования пейзажа для небольших участков: дачный участок, личное хозяйство, сквер, аллея и т.п.

Ландшафтная архитектура и дизайн участков основаны не только на экологических особенностях природных компонентов, но и на восприятии человеком эстетических свойств окружающей среды.

При осуществлении ландшафтно-арихитектурных проектов или ландшафтном проектировании выполняются определенные правила или приемы построения объемно-пространственной композиции и использования свойств компонентов природных комплексов. Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, ландшафтной архитектуры, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. Одним из стержневых методов проектирования является построение объемно-пространственной композиции. Объемно-пространственная композиция представляет собой спланированный, целостный участок культурного ландшафта с взаимосвязанными элементами природного и рукотворного происхождения. Практическая задача состоит в том, чтобы реализовать нижеприводимые правила и приемы построения объемно-пространственной композиции наиболее эффективными средствами.

Выбор сюжета. Проектирование ландшафта должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. Целостность проектируемой композиции сохраняется только тогда, когда смена пейзажных картин представляет собой не просто случайный набор видов, а является сюжетной основой, предназначенной для «чтения» при движении от одной картины к другой. В наиболее знаменитых историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей тщательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением.

Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителю эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными панорамами. Этот прием логического построения смены картин позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену впечатлений, благодаря чему возникает неослабевающий интерес к прогулкам.

На сегодняшний день признается, что, к сожалению, данное искусство построения сюжета в России утрачено.

Организация пространства. Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

— планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.)

— объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы);

— плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.).

Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.

Как принято в современной концепции ландшафтной архитектуры, пространственность, а также контраст света и тени являются наиболее важными в ландшафтном проектировании.

В связи с этим ландшафтное проектирование использует следующие правила для построения пространственной перспективы:

1. Точка обзора и первый пространственный план. Основные элементы первого плана должны служить обрамлением главной пейзажной картины, ее основного сюжета. Глубиной первого плана должна быть удвоенная (или утроенная) высота самого высокого объекта. Например, дерево своеобразным обрамлением главной пейзажной картины имеет высоту 10 м, следовательно, оптимальным расстоянием для его наилучшего обзора будет 20 м.

2. Промежуточный средний план влияет на степень открытости или закрытости вида. Поэтому, в зависимости от поставленной цели, средний план могут формировать густые картины деревьев и кустарников, поляна, склоны речной долины над водной поверхностью и др.

3. Задний план и фокус композиции, на который и направляется перспектива, формируют главный сюжет пейзажа. Самый выразительный элемент многоплановой пейзажной композиции – ее фокус. Он может выражаться через декоративную группу деревьев, водоем, водопад, архитектурное сооружение, солитер или же ландшафтный фон – теряющиеся в дымке бескрайняя водная гладь, вершины холмов и др.

Солитер одиночно расположенное в открытом пространстве дерево (кустарник или крупное травянистое растение), привлекающее внимание выдающимися размерами, цветом, особой формой кроны, выразительным силуэтом.

При создании планировочной композицииландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:

— величина угла зрения на объект или пейзаж;

— закон линейной перспективы (взаимосвязь видимой величины предмета и его удаленности);

— закон воздушной перспективы (ослабление четкости контуров и окраски предметов по мере их удаления). Знание и применение законов перспективы особенно необходимо при создании панорам с дальними видами и большими открытыми пространствами.

Закон линейной перспективы. Благодаря тому, что кажущаяся величина предмета уменьшается по мере его удаления от наблюдателя – закон линейной перспективы, существует возможность зрительно видоизменять пространство ландшафта в целом и размеры его отдельных элементов. Например, открытая ровная и постепенно поднимающаяся поверхность кажется более обширной, а понижающаяся, наоборот, меньше своего размера. Также и низкие берега водоемов, особенно если они не имеют густой растительности, способствуют визуальному расширению водного пространства.

Как правило, предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо поверхности с небольшим подъемом. Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении их сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) наиболее благоприятное впечатление производят при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (например, деревья с пирамидальной, плакучей или ажурной формой кроны) выглядят более эффектно на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу. С учетом этого должна меняться и предполагаемая точка обзора: в первом случае – со склона холма, с террасы и т.п., а во втором случае – с более низкого участка.

Кроме того, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если раскрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников, понижением рельефа и т.д.). Это происходит потому, что глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт. В китайском и японском садово-парковом искусстве этот прием назывался «прием заимствования пейзажа».

Закон воздушной перспективы в ландшафтном проектировании имеет большое значение. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчается его окраска и очертания. Поэтому, если возникает необходимость оптически увеличить глубину пространства, задуманное можно успешно осуществить, например, с помощью соответствующего подбора растительности. В частности, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и с синеватым оттенком листвы или хвои значительно усилит впечатление глубины пейзажа. И наоборот, проектирование насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень. Вопросы освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы имеют значение в любом стилистическом направлении, но особенно важную роль они играют в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителя постоянной динамикой световых и цветовых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. При проектировании ландшафта и размещении в нем архитектурных сооружений, малых форм, скульптуры следует учитывать их ориентацию по сторонам света, а также направление и силу освещенности, которая зависит от угла падения солнечных лучей в разное время суток.

В частности, при восприятии объектов против солнца (контражур) и при фронтальном освещении возникает много различных аспектов, из которых требуется выбрать наиболее подходящие для конкретного ракурса. Например, деревья с плотной кроной при восприятии против солнца выглядят темным монолитным силуэтом, усиливается их окраска, а при ажурной кроне возникает эффект игры светотеневых контрастов солнечных лучей среди листвы. При фронтальном освещении объектов, наоборот, четкость силуэта теряется, в ярких солнечных лучах пропадают рельефные детали. Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поэтому наиболее благоприятными условиями освещения главных пейзажей является боковой угол падения солнечных лучей 15 – 45 градусов.

Смена освещения в пейзаже происходит непрерывно. Фиксировать какой-либо световой эффект длительное время невозможно (максимум 30-40 мин), однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты. Поэтому нельзя забывать о том, как меняется освещенность территории в течение дня и в разное время года, каким будет направление и длина отбрасываемых от объектов теней.

При проектировании открытых пространств (лужаек, полян, площадок, водоемов и др.) нужно обязательно оценить их затененность, чтобы определить как оптимальные размеры самих пространств, так и высоту окружающей растительности.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей мере оттеняют все особенности формы предметов, поэтому, чтобы использовать эффект от освещения косыми утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу или западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем цвета золотятся и плохо читаются, поэтому, напротив, обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения, следует проектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цвет. Цветовая гамма ландшафта насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее девяти раз в году, с течением времени завершая круговорот смены красок. В создании колористики ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Общеизвестно, что разные цвета вызывают разную реакцию организма человека и, соответственно, производят разное эстетическое впечатление. Установлено, что красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив – фиолетовый, сиреневый, синий, голубой, зеленый – обладают успокаивающим действием и даже способствуют снижению кровяного давления, замедлению пульса.

Цветовые сочетания строятся по правилам цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности красок. На практике существуют различные колориметрические шкалы, чаще всего употребляется 24-членная шкала. В наиболее простом варианте цветового круга цвета делят на две группы: основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном составлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый. Однако надо учитывать, что цвета в парах нельзя использовать в одинаковом количестве (они не должны занимать равные площади, так как нарушится оптическое равновесие). Они также не должны обладать одинаковой насыщенностью, иначе возникает впечатление пестроты.

В природе часто встречаются сочетания близких переходных тонов одного цвета: голубой, синий, темно-синий; сиреневый, лиловый, светло-фиолетовый, темно-фиолетовый и т.д. Однако, как показывает практика, создание искусственным путем таких гармоничных цветовых сочетаний требует кропотливой работы по подбору сортов растений необходимой гаммы, а также точного знания фенологии для подбора видов одновременно цветущих растений. Например, в период цветения яблони с бело-розовой окраской цветков одновременно цветут красные тюльпаны и некоторые виды спирей – спирея Ван-Гутта с белыми цветками и спирея березолистная с нежно-розовыми соцветиями и сизой окраской листвы. Вместе они могут быть использованы для создания композиции в гармоничном сочетании цветов.

Цвет и свет. Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства. В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой – при дневном освещении отдаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков). При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

В ландшафтной архитектуре существуют различные приемы композиции: ритм, контраст, нюанс, симметрия и асимметрия, – с помощью которых «варьируют» пространственные объемы пейзажа.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не 4-6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Приведем пример контрастного сочетания двух пород деревьев по форме кроны, ее плотности и сезонной цветовой гамме листвы (хвои), а также по цвету коры стволов (табл. 1), которые могут использоваться для создания группы.

Контрастные породы деревьев, используемых при построении ландшафтной композиции по форме и строению кроны и цветовой гамме листвы (хвои) (Н.А. Нехуженко, 2004)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *