Что такое погодная запись в древнерусской литературе
Формы летописного повествования. Еремин
· Документы из княжеских архивов (литературного значения не имеют)
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
Формы летописного повествования
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
26.09.2016, 3908 просмотров.
Жанры древнерусской литературы
Всего получено оценок: 445.
Всего получено оценок: 445.
В данной статье, которая предназначена для учеников 9 класса, рассмотрим, что такое жанры древнерусской литературы, как происходило их деление, каковы особенности первичных и объединяющих жанров.
Определение
Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.
Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.
Первичные жанры
К основным первичным жанрам относятся:
Объединяющие жанры
К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:
Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.
Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.
Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.
Таблица
Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:
Жанр
Произведение древнерусской литературы
«Житие Александра Невского»
«Слово о Законе и Благодати»
«Поучение Владимира Мономаха»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)
Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского
Сказание о мести Ольги древлянам
Погодные записи из «Повести временных лет»
Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Что мы узнали?
Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Жанр летописи в древнерусской литературе (Повесть временных лет)
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.03.2009 |
Размер файла | 107,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Определения понятий
2. Ответы на вопросы
1. В чем состоит значение летописания для русской средневековой культуры в целом?
2. Каковы принципы построения древнерусской летописи? Что такое «погодное расположение летописного материала», «летописный свод», «анфиладный принцип»?
3. Назовите общие и отличительные черты жанров летописи и хронографа.
Исследователи XIX в. и начала нашего столетия считали, что русское летописание возникло как подражание византийской хронографии. Это неверно: византийские хроники, были использованы русскими книжниками отнюдь не на начальном этапе развития русского летописания. Кроме того, большинство русских летописей построено по иному принципу, чем византийские хроники. В хрониках (в частности, в «Хронике Георгия Амартола» и «Хронике Иоанна Малалы») исторический процесс членится по царствованиям: рассказывается история правления одного царя или императора, затем его преемника, затем преемника этого последнего и т. д. Для хроник характерно указание не на год воцарения того или иного правителя, а на продолжительность его царствования. Структура русского летописания иная: летописец фиксирует события, произошедшие в тот или иной конкретный год, не последовательность правлений, а последовательность событий. Каждая летописная статья посвящена одному году и начинается словами «В лето. » (далее следует год «от сотворения мира»).
В «Хронографе» мы, например, читаем: «По Марце же царствова сын его Комод лет 12, и течениемь кровнымь и золчию (от болезни желчи?) борзо умре. По Комоде же царствова Петримакс месяца 2 и убиен бысть. По Петримаксе же царствова Иулиан Дидний месяць 4 и убиенъ бысть у источника, глядаа рыб. По Дидний же царствова Севир лет 17. Т (от) в Вретании победив супостаты. »
Иначе построено изложение в летописи: «В лето 6535 (1027). Родися 3-й сын Ярославу, и нарече имя ему Святослав. В лето 6536 (1028). Знаменье змиево явися на небеси, яко видети всей земли. В лето 6537 (1029). Мирно бысть. В лето 6538 (1030). Ярослав Белзы взял. »
Эти отрывки заключают короткие статьи, но различие принципов изложения в хронике и летописи достаточно наглядно.
И летописи и хроники (хронографы) представляли собой своды, или компиляции. Летописец или хронист не мог излагать все события по собственным впечатлениям и наблюдениям, хотя бы уже потому, что как летописи, так и хроники стремились начать изложения с «самого начала» (от «сотворения мира», от образования того или иного государства и т. д.), и, следовательно, летописец вынужден был обращаться к существовавшим до него источникам, повествующим о более древних временах. С другой стороны, летописец не мог просто продолжать летопись своего предшественника. Во-первых, не мог потому, что каждый летописец, как правило, проводил какую-либо свою политическую тенденцию и в соответствии с ней перерабатывал текст своего предшественника, не только опуская малозначительные или не устраивавшие его в политическом отношении материалы, но и дополняя его извлечениями из различных источников, создавая таким образом свой, отличный от предшествовавших вариант летописного повествования. Во-вторых, чтобы труд его не приобрел непомерный объем от соединения многих обширных источников, летописец должен был чем-то жертвовать, выпуская сообщения, которые ему казались менее значительными.
4. В чем заключаются гипотезы А.А. Шахматова и Д.С. Лихачева относительно ранней истории русского летописания?
Согласно данной гипотезе, летописание возникает во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав. Древнейшие события отечественной истории восстанавливались по самым разнообразным устным и письменным источникам. История Руси соотносилась с мировой историей.
Рассмотрим схемы формирования древнейшего летописания по упомянутым гипотезам.
Гипотеза А. А. Шахматова
Гипотеза Д.С. Лихачева
Повесть временных лет. Редакция Сильвестра.1116 г.
3. «Повесть временных лет»
1. Определите, в чем состоит своеобразие композиции «Повести временных лет».
2. Выявите особенности жанрового состава «Повести временных лет».
3. Выпишите примеры, иллюстрирующие специфику художественного времени и художественного пространства летописи.
Эпизод этот рассказан столь подробно, с такими конкретными деталями, что эта сцена еще раз вызывает воспоминание о страшной участи оклеветанного князя, вызывает сочувствие к нему, а выраженное им желание предстать перед богом «в той сорочке кроваве» как бы напоминает о неизбежном возмездии, служит публицистическим оправданием вполне «земным» действиям князей, выступивших войной против Давыда Игоревича с тем, чтобы восстановить права Василька на отнятый у него удел.
4. Назовите наиболее значимые для последующей культуры темы «Повести временных лет», прокомментируйте их с точки зрения идейного своеобразия летописи.
В «Повести временных лет» особое место занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям и легендам. Именно таковы рассказы о первых русских князьях: Олеге, Игоре, княгине Ольге, о Святославе, о времени Владимира. В этих рассказах особенно проявился тот стиль летописного повествования, который Д. С. Лихачев назвал эпическим стилем.
Есть в «Повести временных лет» рассказы фольклорного происхождения. К ним относятся предание о смерти Олега, послужившее основой сюжета для пушкинской «Песни о вещем Олеге», рассказ о юноше-кожемяке, победившем печенежского богатыря, и некоторые другие.
5. Найдите в «Повести временных лет» эпизоды, которые противоречат фактам реальной истории, и объясните это нарушение.
6. Объясните, в чем заключается концепция русской истории, отраженная в «Повести временных лет».
6. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков // Избранные работы в трех томах. Т.1. М., 1984.
Подобные документы
Изучение особенностей летописания. «Повесть временных лет», ее источники, история создания и редакции. Включение в летопись различных жанров. Фольклор в летописи. Жанр «хождение» в древнерусской литературе. Бытовые и беллетристические повести конца 17 в.
шпаргалка [96,7 K], добавлен 22.09.2010
История возникновения русской летописи «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» как исторический источник и литературный памятник. Стилевое своеобразие «Повести временных лет». Значимость «Повести временных лет» в литературоведческом аспекте.
курсовая работа [37,0 K], добавлен 25.10.2006
Гипотезы формирования, жанровое своеобразие и язык «Повести Временных лет». «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как образец эпидиктического красноречия. Отражение политических и этических взглядов автора в «Поучении Владимира Мономаха».
контрольная работа [77,9 K], добавлен 21.05.2015
Проблема палеографических особенностей «Повести временных лет». Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.
реферат [15,6 K], добавлен 20.11.2012
Краткая биография Олега первого киевского князя из рода Рюриковичей. Его образ в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет». Основные события, связанные с его правлением и гибелью.
контрольная работа [106,1 K], добавлен 10.03.2009
Житийный жанр в древнерусской литературе. Особенности формирования древнерусской литературы. Древнерусская культура как культура «готового слова». Образ автора в жанровом литературном произведении. Характеристика агиографической литературы конца XX в.
дипломная работа [95,8 K], добавлен 23.07.2011
презентация [876,7 K], добавлен 24.09.2014
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемmuza-marija.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Древнерусская литература. Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили.» — Транскрипт:
2 Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…». Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.
3 Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
5 В те далёкие времена, когда Русь испытывала постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. После смерти князя Святополка киевляне выбрали его своим князем.
6 В годы его правления были написаны справедливые законы, построены каменные крепости вокруг некоторых городов, заложены новые города, в том числе Владимир. Но прежде всего Владимир Мономах снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников.
7 Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.
8 Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.
10 Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.
12 Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
13 В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.
14 Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава». При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.
16 Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Троицко-Сергиевская Лавра
17 Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а ещё более возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.
18 «Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в гг. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьмеСожжение протопопа Аввакума
19 Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца13 – начала 14вв. В житие изображена деятельность правителя и полководца