Что такое погодные записи
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Краткость. Определенная дата – событие. Иногда одно предревнерусской литературыожение, иногда чуть большею большинство таких записей о военных событиях (1041 г. – пошел Ярослав на мазовшан в ладьях). Т.е. краткая, документированная запись (стремление летописца подчеркнуть достоверность записи).
Чтобы не нарушать хронологической последовательности, если нет источника, ставили пустое место.
2) Летописное сказание – отсылка к устному (фольклорному преданию (источнику). Например, сказание о мести Ольги древлянам (под 945 г).
1. Закопать живьем в ладьях
2. Велела сжечь в бане
3. 5 тыс человек порублены на куски по время тризны – поминального пира у могилы Игоря.
Каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. Этот рассказ о трех местях Ольги читался в начальном своде. В ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ была внесена 4 месть: Ольга не могла захватить Искоростень – по три воробья и три голубя с дома (маленькая дань) – зажженный трут в лапкам – сожгла город.
Свадебный обряд : Древляне – сваты (сватов звали «гостями») – функция жениха. Ольга – потенциальная невеста.
Покойников омывали в бане. Древнерусской литературыя данной эпохи характерно трупосжигание.
4ая месть с ними не связана. Все это форма летописного сказания. Ольга выступает как мудрая дева – фольклорный жанр.
Под 992 г. – летописное сказание о юноше Кожемяке :
— князь печенежский предревнерусской литературыагает поединок
— старый муж говорит о пятом, меньшом сыне, тот просит испытать его (разодрал быка).
— печенежский муж был велик и страшен – фольклорный элемент.
Фольклорная модель : поединок, сильный младший сын, большой противник
Эпическая модель : Владимир не как креститель, а как эпический (культурный) герой.
3) Летописный рассказ :
Еремин считает, что из погодной записи вырос летописный рассказ – описание событий. Содержание связано с военными походами.
Лихачев выделяет рассказы о княжеских преступлениях : 1097 г. рассказ об ослеплении Василька Теребовольского:
1) Сначала тема единства земли
1) 2 князя Давыд и Святополк. Дьявол был огорчен их любовью. Якобы Владимир объединился с Васильком.
3) Далее динамическое развитие: приезжает на княжеский двор, его вводят в избу, Василька Святополк уговаривает погостить, а Давыд сидит окаменев – он сам Оклеветал и сам страшится злоумышления. Когда Святополк выходит, Василько заговаривает с Давыдом, но тот будто не слышит (редкое явление, когда автор передает душевное состояние героя). Давыд выходит, врываются слуги. – описание борьбы – доска, на нее садятся – у Василька трещит грудь.
4) 5 ноября Василька запирают и «оковали его». Подчеркивается реакция Василька.
5) Игумены узнают о казни – братья сваливают вину друг на друга.
6) Ослепленного Василька везут на телеге. Он в беспамятстве. Сопровождающие снимает с него окровавленную сорочку, отдают ее постирать. Попадья, постирав ее, оплакивает его. Но он услышал и говорит : Зачем ее снимали с меня? Лучше б в кровавой предстал я пред Богом. Этот эпизод – воспоминание о страшной участи оклеветанного князя. Вызывает сочувствие к нему, а желание представть в окровавленной рубашке – напоминает о неизбежном возмездии.
Явление «литературного этикета».
Литература этого времени отличалась церемониальностью. Лихачев называет это явление литературным этикетом. ЛЭ определяет задачи литературы, ее темы, принципы построения сюжетов, сами изобразительные средства, выделяя круг наиболее предпочтительных речевых оборотов, образов, метафор.
В основе этого понятия лежит представление человека о незыблемом и упорядоченном мире. Предметом литературы по преимуществу должно стать изображение нормативных ситуаций: если пишется летопись, то в центре внимания описания восшествия князя на престол, битв, смерти и погребении князя.
При этом каждая из ситуаций должна была изображаться в сходных традиционных речевых оборотах : 1) о родителях святого обязательно говорилось, что они благочестивы, о ребенке – будущем святом, что он чуждался игр со сверстниками и тд. 2) о битве повествовалось в традиционных формулах типа : «и бысть сеча зла», «иных посекоша, а других поимаша».
Один и тот же летописец не только применяет различные формулы, но и по нескольку раз меняет стиль повествования : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – если автор писал о военном походе или княжеском преступлении, то выделяется летописный рассказ – 1097 – об ослеплении Василька, 941 – поход Игоря на греков. А если автор писал о смерти какого – либо князя, то это была уже летописная повесть : 1086 – о смерти Ярополка – князь канонизируется – он «кроток, смирен и братолюбив».
И в каждом из этих жанров автор меняет свой стиль изложения.
Ситуации, создаются именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям: князь молится перед битвой, его дружина малочисленна, а войско противника громадно и тд. – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 996 – перед битвой с печенегами Владимир молится в церкви. У Владимира небольшая дружина. «избегнув опасности, Владимир построил церковь (во имя святого Преображения)».
Если описываются поступки князя – летописец подчиняет их княжеским идеалам поведения : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 988 – при описании Владимира используются глаголы – повелел, послушались.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Формы летописного повествования. Еремин
· Документы из княжеских архивов (литературного значения не имеют)
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
Формы летописного повествования
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
26.09.2016, 3910 просмотров.
Летопись
Полезное
Смотреть что такое «Летопись» в других словарях:
ЛЕТОПИСЬ — ЛЕТОПИСЬ, летописи, мн. летописи, летописей летописей, жен. Погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первонач. в монастырях; ист., лит.). Новгородская летопись. Летопись Нестора. «Еще одно последнее сказанье, и… … Толковый словарь Ушакова
«Летопись» — ежемесячный литературно политический журнал, издававшийся в Петрограде с декабря 1915 по декабрь 1917. В нем сотрудничали представители различных течений тогдашней социал демократии (М. Горький, Ю. Мартов, А. Ерманский, А. В. Луначарский, М.… … Литературная энциклопедия
летопись — Анналы, хроника, история. См … Словарь синонимов
ЛЕТОПИСЬ — ежемесячный литературный, научный и политический журнал, издавался в Петрограде в 1915 17. Основан М. Горьким, который сгруппировал вокруг Летописи литературные силы, выступавшие против войны, национализма, шовинизма … Большой Энциклопедический словарь
Летопись — ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 10 12 тыс. экземпляров. Редакция на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор А. Ф. Радзишевский.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Летопись — (др. рус. лето – год) – погодная запись исторических событий, вид повествовательной литературы на Руси в ХI – ХVII вв. (возникла и велась первоначально в монастырях). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
летопись — летопись, мн. летописи, род. летописей (неправильно летописей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
«Летопись» — «Летопись», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, основан М. Горьким. Выходил с декабря 1915 по декабрь 1917. Тираж 1012 тыс. экземпляров. Редакция на улице Большая Монетная, 18. Издатель A. Н. Тихонов, редактор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
ЛЕТОПИСЬ — На Руси* ХI–XVII вв. вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи). Слово летопись образовано от существительного лето* в значении ‘год’. Летописи являются… … Лингвострановедческий словарь
Яркий финал 2021-го: истеричность климата нарастает
Обилие снега в Европейской России и экстремальные морозы, ставшие в эпоху глобального потепления непривычным явлением, стали ярким финалом 2021 года. Год оказался богат на всевозможные природные катаклизмы: от экстремальных дождей и наводнений до рекордных засух и масштабных лесных пожаров. В МЧС уже сообщили, что в уходящем году произошло больше природных катастроф, чем их было в 2020 году. Чрезвычайные ситуации нанесли России ущерб, который может превысить 165 миллиардов рублей. В США потери от катаклизмов, по словам президента страны Джо Байдена, вообще достигли астрономической суммы – 100 миллиардов долларов.
«Климат будет не столько теплеть, сколько становиться нервным. Не более морским или более континентальным, а нервным. Вот эти скачки температуры, более нерегулярные выпадения осадков, более резкое выпадение осадков, когда у вас такое же количества снега или дождя, как было в прошлом, выпадает не за сутки, а за два часа. Или не за два часа, а за 20 минут. А для городского хозяйства или инфраструктуры это очень большая разница», – отмечает директор программы WWF России «Климат и энергетика» Алексей Кокорин.
«Истеричность» климата нарастает. К каким последствиям это привело в 2021 году – в обзоре наиболее знаковых природных катастроф в России и мире.
2021-й был щедр на различного рода природные аномалии и катаклизмы.
Стихийные бедствия приходят неожиданно, не по расписанию. Глобальное потепление влияет на их силу и частоту, предугадать ущерб с каждым годом становится все сложнее.
Сразу два разрушительных урагана пронеслись в этом году по территории США. Ида бушевала в Америке в конце лета – начале осени, а Николас – в середине сентября. Десятки погибших, массовые отключения электричества, сотни тысяч домов без света, затопленные города, поврежденная инфраструктура.
Циклоны в этом году терзали и регионы России. Природа, видимо, решила восполнить дефицит влаги в Крыму, который последние годы страдал от небывалой засухи. Этим летом непрекращающиеся ливни привели к сильнейшим наводнениям на полуострове. Больше всего от стихии пострадали Ялта, Керчь, Ленинский и Бахчисарайский районы.
Экстремальные дожди летом накрыли многие районы страны. В общей сложности от паводков пострадали более 600 населенных пунктов. Особенно досталось Забайкалью, Кубани и Приамурью.
Климатологи объясняют рост количества природных катаклизмов перегревом Арктики, из-за которого нарушается нормальная циркуляция в атмосфере.
«Перемещение воздушных масс «север-юг» усилилось, «восток-запад» – практически не изменилось. Это вторжение арктического воздуха, который, по арктическим меркам, очень теплый, всего минус 5-10 градусов Цельсия. Но если доходит до Испании или Техаса… В Техасе люди погибли, просто они не предполагали, что такое может быть. И наоборот, эта же волна с юга, хоп, и у нас в Верхоянске плюс 8″, – продолжает Алексей Кокорин.
В Сибири в этом году уже в мае было жарче, чем во многих частях Европы. Севернее Полярного круга воздух прогревался выше +30-ти. Засуха и аномальная жара стали причиной лесных пожаров в Якутии. Дым от них дошел до Челябинска. Огонь едва не уничтожил якутский поселок Бясь-Кюэль: 30 домов сгорели, однако более 300 невероятными усилиями пожарных и волонтеров удалось отстоять.
Лесные пожары летом бушевали недалеко от турецкой Антальи. Позже огонь охватил большую часть на юге турецкого Средиземноморья.
С природными пожарами боролась Греция. На Адриатике стояла самая сильная жара с 1987 года.
С аномальной жарой летом столкнулась вся Европа. Почти плюс 50 на Сицилии и в Афинах, на севере Финляндии температура воздуха достигла почти 37 градусов, 30-градусная жара несколько недель подряд стояла в Москве.
2021 год отличился ростом вулканической активности. На Канарах проснулся вулкан Кумбре-Вьеха. Лавовые потоки уничтожили сотни домов. Тысячи людей пришлось эвакуировать.
В Индонезии непредсказуемое извержение вулкана Семеру засыпало горячим пеплом 11 поселений, убив десятки жителей.
«В процессе адаптации к этим событиям нам нужно адаптироваться в том числе и ментально. Нельзя расслабляться и думать, что климат безопасен, каким он был в последней половине XX века», – советует доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Павел Константинов.
На фоне всех природных катаклизмов знаковым событием в этом году стало вручение Нобелевской премии по физике ученым, которые занимались исследованиями процессов моделирования климата. Результаты их работы, по всей видимости, очень пригодятся человечеству в ближайшие годы.