Что такое погон башни танка

Станки решают все

Размышления вслух по поводу поста коллеги Ansar02. Ну и особенно по поводу комментариев.

Мое личное мнение – ну не могло быть в РИ и АИ к 1940 году трехместной башни с длинно­ствольным орудием свыше калибра 76 мм.

У нас обычно напирают на двигатели и трансмиссию, на орудия. И забывают о станочном парке. В РИ максимум выдали погон в 1420 мм для Т-34. У «четверочки» погон в 1600 мм гарантировал выпуск практически до конца Второй Мировой, местами в довольно экзотических вариантах.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Tiger_II с погоном башни 1850 мм. Одноклассник ИС-2/ИС-3 с погоном башни 1800 мм (спасибо поставкам Дешимага в 1940–1941 году и ленд-лизу в 1941–1943 году).

У кого есть ссылки на первоисточники немецких поставок оборудования в 1940–1941 году – буду очень благодарен.

Возможно, я тупой, но повторюсь. Диаметр колес паровозов ФД и ИС был около 1800 мм. Точнее, увы, не помню, надо искать((( Хотя почему же…

Повторюсь про тупого, но не понимаю, почему должны быть танковые карусельные станки и железнодорожные….. И Коломна и Луганск в годы ВОВ не работали по «прямому» профилю. Что мешало использовать эти станки?

А для расточки погона Т-34-76 требовался станок с диаметром план-шайбы 2500 мм (для КВ – 3000 мм).

Станки с судостроительных предприятий не подходят, у них нет план-шайбы (у тех, которыми растачивают погоны башен ГК).

уганск был занят противником, Коломна делала башни, но сообразуясь со своими возможностями, т.е. для танков Т-60/70.

Источник довольно заангажированный, но все же:

И еще один очень важный факт, связанный с ленд-лизовскими станками. 23 января 1944 года на вооружение Красной армии был принят танк Т-34-85. Но его производство в начале 1944 года велось только на одном заводе №112 («Красное Сормово»). Крупнейший производитель «тридцатьчетверок», нижнетагильский завод №183, перейти на выпуск Т-34-85 не мог, так как нечем было вести обработку зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Имевшийся на заводе карусельный станок позволял вести обработку деталей диаметром до 1500 мм. Из предприятий НКТП такие станки имелись лишь на Уралмашзаводе и заводе №112. Но поскольку Уралмашзавод был загружен программой выпуска танка ИС, надеяться на него в плане выпуска Т-34-85 не приходилось. Поэтому новые карусельные станки были заказаны в Великобритании (фирма «Лоудон») и США («Лодж»). В результате первый танк Т-34-85 покинул цех завода №183 только 15 марта 1944 года. Таковы факты, с ними, как говорится, не поспоришь. Не получи завод №183 импортные карусельные станки, не вышли бы из его ворот новые танки. Вот и получается, что, по совести говоря, нужно 10 253 танка Т-34-85, выпущенных нижнетагильской «Вагонкой» до конца войны, приплюсовать к ленд-лизовским поставкам бронетехники.

Источник

Недавно, в одном из «танковых» постов, зашла дискуссия о величинах погонов советских танков 30-ых годов. Мистер Хайд потрясал «гроссбухом» и «заданиями», а два мистера «Джекила» приводили в противовес цитаты из танковых историков и какие-никакие чертежи.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Стало интересно, и провел я, в перерывах между матчами ЧМ по футболу, — небольшое исследование. Выводы такие :

1. Круг обслуживания в свету (КОвС) цилиндрических башен Т-26 и БТ-5/7, одинаков и равен 1126мм.

2. КОвС конической башни БТ-7 и башни БТ-7А(с 76,2 мм пушкой) также одинаков и равен 1295мм.

3. КОвС танка А-20 в проекте равен 1380 мм.

Доказательство П.1 простое — выравниваем башни по наружному диаметру и видим, что совпадают (в пределах толщин линий) как размеры погонов, так и размеры орудий(см. рис.). Если бы размеры погонов были разные, то обязательно бы вылезло несоответствии каких-либо размеров. Для ориентира дан отрезок в 70 мм(якобы на эту величину погоны различались).Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Т.е. проектировщики изменили конструкцию погона и тем самым увеличили пространство для обслуживания 3″-ого орудия, несмотря на ограничения по размеру корпуса танка.

А зачем же было делать башню с 45мм пушкой с КОвС равным башне с 3″-ой? Ведь была же коническая башня от Т-26 с 20К на погоне 1126мм. Логично было бы иметь коническую башню на одном погоне, как это было с цил. башнями Т-26 и БТ-5/7. Вероятно, в этом аспекте и давались «задания», упомянутые коллегой Хайдом. Точного ответа, почему не унифицировали, у меня нет, возможно 183-ий завод предполагал, что вот-вот начнётся выпускатся серией танковая 3″-ка(КТ-28, ПС-3 или Л-10), а у него уже в серии башня под под это орудие.

Интересно, как и почему увеличивали погон на БТ-2/5/7. При установке цил. башни на БТ-5 с 20К на корпус БТ-2, — отодвинули верх перегородки МТО. При установке башни с 3″-кой на БТ-7(изначально он должен был выпускатся именно с этой пушкой) пришлось передвинуть вперед МВ, уширив корпус в носу. Но т.к. серийной 3″-ки для БТ-7 не было, то поставили цил. башню с 45мм пушкой от БТ-5/Т-26. При этом МВ остался сдвинутым вперёд, что позволило потом устанавливать башни с увеличенным погоном.Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Известно, что погон на Т-34 был равен 1420мм, т.е. был увеличен относительно А-20 примерно на 40мм. Вероятно, увеличение получилось из-за размещения в башне орудия Ф-34(в 1939г. Ф-32), которое вдавалось в башню больше чем орудие Л-11(расстояние от оси вращения до конца казённика у Ф-32 было больше примерно на 75мм, чем у Л-11).

Башня, конечно, будет другая(как и погон), но башни на Т-34 меняли как перчатки, только за вторую половину 40 года — первую половину41 года, было четыре типа башен.

Приведенные размеры на чертежах РИ в посте, из-за изменения формата, не сильно хорошо видны, но их можно рассмотреть в сканах книг и самих книгах, приведённых в списке использованной литературы.

Размеры в ряде случаев, указаны как наиболее вероятные и могут иметь отклонения от РИ на 2-5 мм.

Список использованной литературы.

Танк БТ-7. Наставление АБТВ РККА 1938г.

Альбом фотографий и характеристика танка БТ-7М. Харьков 1940г.

Танк БТ-5. Наставление АБТС РККА 1935 г.

Танк Т-26. Альбом рисунков.

Т-34. Первая полная энциклопедия. Коломиец М.В. 2009 г.

Источник

Что такое погон башни танка

Ограниченный объем башни не позволил разместить в ней третьего члена экипажа, и наводчик орудия совмещал свои обязанности с обязанностями командира танка, а порой и командира подразделения. Приходилось выбирать: или вести огонь, или руководить боем. Этот недостаток отмечался офицерами НИБТПолигона в 1940 году, а затем немцами и американцами. Последние, например, вообще никак не могли понять, каким образом наши танкисты могут помещаться в башне зимой, когда носят полушубки.

Теснота башни и боевого отделения в целом существенно уменьшала все достоинства мощной 76-мм пушки, обслуживать которую было просто неудобно. Крайне неудачно, в вертикальных кассетах-чемоданах размещался боекомплект, что затрудняло доступ к снарядам и снижало скорострельность.

Вентиляция танка осуществлялась вентиляторами системы охлаждения и дополнительным вытяжным, расположенным в перегородке моторного отделения. В крыше башни имелось вентиляционное отверстие, но принудительной вентиляции не было!

В отчете НИБТПолигона указывалось, что «содержание СО при выстреле даже с работающей вентиляцией значительно превышает допустимую норму (0,1 мг/л) и является токсической».

В 1940 году был отмечен и такой существенный недостаток танка, как неудачное размещение приборов наблюдения и их низкое качество. Так, например, смотровой прибор «кругового обзора» устанавливался справа сзади от командира танка в крышке башенного люка. Доступ к прибору был крайне затруднен, а наблюдение возможно в ограниченном секторе: обзор по горизонту вправо до 120°; мертвое пространство 15 м. Ограниченный сектор обзора, полная невозможность наблюдения в остальном секторе, а также неудобное положение головы при наблюдении делали смотровой прибор совершенно непригодным к работе. Неудобно располагались и приборы наблюдения в бортах башни. В бою все это приводило к потере зрительной связи между машинами и несвоевременному обнаружению противника.

Органическим недостатком Т-34 являлась пружинная подвеска типа Кристи, сообщавшая машине во время движения сильные колебания. Кроме того, шахты подвески «съедали» значительную часть забронированного объема.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Сормовский Т-34-85 на параде в Анголе. Машина прошла модернизацию, о чем можно судить по ИК-осветителю ФГ-100 на правом борту корпуса. Луанда, 9 февраля 1976 года

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Солдаты армии ЮАР осматривают подорвавшийся на мине ангольский Т-34-85. 1976 год

Важным и неоспоримым достоинством танка было применение мощного и экономичного дизельного двигателя. Но двигатель в танке работал в крайне перенапряженном режиме, в частности, и с точки зрения воздухоподачи и воздухоочистки. В отчете начальника 2-го управления Главразведуправления Красной Армии генерал-майора танковых войск Хлопова, составленном по результатам испытаний танка на Абердинском полигоне в США, говорилось: «Недостатки нашего дизеля — преступно плохой воздухоочиститель на танке Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Для них непонятно также, почему в нашем наставлении его называют масляным. Испытания в лаборатории и испытания его в поле показали, что воздухоочиститель вообще не очищает воздух, попадающий в мотор; пропускная способность его не обеспечивает приток необходимого количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.

В результате этого мотор не развивает полной мощности — и попадающая в цилиндры пыль ведет к очень быстрому срабатыванию их, падает компрессия, и мотор теряет еще больше мощности.

Средний танк Т-34, после пробега в 343 км, окончательно вышел из строя и не может быть отремонтирован. Причина: вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле в мотор набилось очень много грязи и произошла авария, в результате которой поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно отремонтировать».

Вот так: 300 с небольшим километров пробега — и двигателя нет, и все из-за убийственно плохой конструкции воздухоочистителя «Помон»!

Впрочем, самой большой проблемой «тридцатьчетверки», и это подтверждается и немецкими, и американскими документами, стала трансмиссия, и в первую очередь крайне неудачная конструкция коробки передач. Вот что по этому поводу писали немцы: «Подавляющее большинство КПП в танках наших противников (имеются в виду Т-34 и КВ — Прим.авт.) плохо переключается, отчасти от того, что в большинстве случаев это — простая система передвигаемых шестерен; кроме того, заднее расположение двигателя и КПП в танках делает необходимыми длинные рычаги управления передачами, имеющими большой мертвый ход, вследствие наличия промежуточных звеньев, что вызывает при быстрых переменах скоростей неправильные переключения. В плохом переключении кроется самая большая слабость советского танка Т-34. Следствием этого является сильный износ сцепления. Почти все захваченные нами танки при сохранности всех остальных частей вышли из строя из-за повреждения сцепления».

Из-за быстрого износа, а также вследствие неудачной конструкции главный фрикцион почти никогда не выключался полностью, его «вело» и переключить передачу в таких условиях было сложно. При невыключенном главном фрикционе «воткнуть» нужную передачу удавалось только очень опытным механикам-водителям. Остальные же поступали проще: перед атакой включалась 2-я передача (стартовая для Т-34), а с двигателя снимался ограничитель оборотов. В движении дизель раскручивали до 2300 об/мин, танк же, соответственно, разгонялся до 20—25 км/ч. Изменение скорости осуществлялось изменением числа оборотов, а попросту — сбросом «газа». Нет необходимости объяснять, что такая солдатская хитрость уменьшала и без того небольшой моторесурс двигателя. Впрочем, редкий танк доживал до выработки его «сердцем» даже половины этого ресурса.

Нельзя признать удачным и побортное расположение топливных баков, да еще в боевом отделении и без выгородок. Не от хорошей жизни танкисты стремились перед боем заполнить баки до отказа — пары солярки взрываются не хуже бензиновых, сама солярка — никогда.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в 1941 году основными недостатками танка Т-34 были теснота боевого отделения, плохая оптика и неработоспособные или почти неработоспособные двигатель и трансмиссия. Судя по огромным потерям и большому количеству брошенных танков, недостатки Т-34 в 1941 году взяли верх над его достоинствами.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Югославский Teski Tenk Vozilo А в военном музее в крепости Калемегдан в Белграде

Диаметр башенного погона у танков с 75- и 76-мм пушками

Диаметр погона башни в свету, мм

Читатель, наверное, уже обратил внимание, что многих этих недостатков можно было бы избежать, если бы в серию был запущен танк Т-34М с трехместной просторной башней с большим диаметром погона, полученным за счет вертикального, а не наклонного, как у Т-34, расположения бортов, пятискоростной коробкой передач, торсионной подвеской и т.д. Однако этого не произошло. Более того, Т-34М, судя по всему, сыграл в судьбе Т-34 роковую роль. Сотрудники КБ завода № 183, увлекшись проектированием новой машины, совсем упустили из виду работу по устранению конструктивных недостатков у серийных «тридцатьчетверок» и опомнились только в начале 1942 года.

Следует подчеркнуть, что Т-34 1941 и 1942 годов выпуска —это не Т-34 1943 года. Проблемы с двигателем и трансмиссией были сняты установкой двух воздухоочистителей типа «Циклон», пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и усовершенствованием конструкции главного фрикциона. В результате маневренные характеристики танка резко возросли.

Обзорность из танка удалось несколько улучшить за счет применения призматических приборов наблюдения вместо зеркальных и введения нового прицела ТМФД-7.

Вертикальные кассеты для снарядов заменили на горизонтальные ящики, обеспечив доступ сразу к нескольким выстрелам.

В башне был установлен вытяжной вентилятор.

К сожалению, в полной мере не удалось решить вопрос тесноты боевого отделения. Не очень помогло и внедрение в 1942 году новой башни. Уменьшив наклон ее стенок, удалось добиться несколько большего внутреннего размера по ширине, но башенный погон остался прежним, и разместить в башне третьего танкиста было нельзя. По этой причине не вызвало должного эффекта введение в 1943 году командирской башенки, поскольку командир танка по-прежнему не мог одновременно вести огонь из пушки и пользоваться командирской башенкой. На поле боя она оказывалась бесполезной.

Маленький диаметр башенного погона не позволил разместить в башне Т-34 пушку более крупного калибра. Создалась парадоксальная ситуация: если в начале войны Т-34 зачастую не мог реализовать свое превосходство над немецкими танками в броневой защите, мощи вооружения и подвижности по причине конструктивных недостатков, то появление на поле боя «тигров» и «пантер» практически сделало бесполезной и всю работу по их устранению. На повестку дня встал вопрос о более солидной модернизации, которую и осуществили в Т-34-85.

В результате ее был устранен основной недостаток — теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигли это за счет увеличения диаметра башенного погона, а также установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Характерной особенностью югославских «тридцатьчетверок» был крупнокалиберный зенитный пулемет «Браунинг» М2 американского производства, смонтированный прямо на бронеколпаках вентиляторов

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки — с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B—длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному — 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса, почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм; сокращение забронированного объема примерно на 2 м 3 ; усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.IV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.IV.

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Схема компоновки танка Т-34-85 (заимствована из учебника «Конструкция и расчет танков»)

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Военнослужащий Российской Армии из состава международных сил по поддержанию мира в Боснии осматривает подбитый сербский танк Т-34-85. Босния, 1996 год

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

В течение всего производства Т-34 и Т-34-85 не изменилась и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же «Шермана», возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

Рассматривая достоинства и недостатки «тридцатьчетверки», необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут и у Т-34, и у Т-34-85 все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтнопригодностью! Парадоксально, но факт — и в этом «виновата» компоновка!

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Танк Т-34 у памятника павшим советским воинам. Берлин, Тиргартен

Существует правило: компоновать агрегаты не для обеспечения удобного их монтажа-демонтажа, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторнотрансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из- за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтнопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

Кроме того, необходимо отметить, что танк Т-34, изначально довольно сложный по конструкции, в процессе серийного выпуска максимально приспособили к существовавшим у нас в годы войны условиям производства, для которого были характерны привлечение к выпуску боевых машин неспециализированных предприятий и широкое использование малоквалифицированных рабочих кадров. В связи с этим осуществлялась плановая работа по уменьшению номенклатуры деталей и снижению трудоемкости. Так, на 1 января 1941 года вся трудоемкость Т-34 с корпусными деталями и башней составляла 9465 нормо-часов, а на 1 января 1945 года — 3230.

Следует учитывать и еще одно обстоятельство. В сознании большинства людей танки Т-34 и Т-34-85 не разделяются. На последнем мы ворвались в Берлин и Прагу, он выпускался и после окончания войны, состоял на вооружении до середины 1970-х годов, поставлялся в десятки стран мира. В абсолютном большинстве случаев именно Т-34-85 стоит на постаментах. Ореол его славы распространился и на куда менее удачливого предшественника.

Боевые машины из экспозиции Музея Веткой Отечественной войны в Москве

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Танк Т-34 выпуска 1942 года производства завода «Красное Сормово»

Что такое погон башни танка. Смотреть фото Что такое погон башни танка. Смотреть картинку Что такое погон башни танка. Картинка про Что такое погон башни танка. Фото Что такое погон башни танка

Танк Т-34 выпуска 1942 года с улучшенной башней

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *