Что такое погребальная земля

Суеверия

Еелена

Что такое погребальная земля. Смотреть фото Что такое погребальная земля. Смотреть картинку Что такое погребальная земля. Картинка про Что такое погребальная земля. Фото Что такое погребальная земля

протоиерей Дионисий

Что такое погребальная земля. Смотреть фото Что такое погребальная земля. Смотреть картинку Что такое погребальная земля. Картинка про Что такое погребальная земля. Фото Что такое погребальная земля

Анна П.

Раевская Наталья Николаевна

Здравствуйте! В дополнение темы есть хорошая статья иерея Алексия Плужникова http://memoriam.ru/main/vred?id=130 Приведу выдержку:

«Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить. ».

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд?

В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу.

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.»

Источник

Землю из церкви после отпевания можно хранить дома?

Что такое погребальная земля. Смотреть фото Что такое погребальная земля. Смотреть картинку Что такое погребальная земля. Картинка про Что такое погребальная земля. Фото Что такое погребальная земля

Здравствуйте, можно ли хранить отпетую из церкви землю дома?

Похожие вопросы

3 Ответа

Что такое погребальная земля. Смотреть фото Что такое погребальная земля. Смотреть картинку Что такое погребальная земля. Картинка про Что такое погребальная земля. Фото Что такое погребальная земля

Если только как призыв к покаянию. Никакого мистического значения эта земля не имеет и ничем от любой другой земли не отличается.

Землю не отпевают, отпевают христианина.

Огромное воспитательное значение имеет момент, когда после отпевания, при погребении, священник высыпает горсть земли на крышку гроба. Это действие напоминает всем присутствующим, что человек создан из праха земного и в этот прах он призван возвратиться. Это действие указывает понимающему человеку: «Вот ты видишь перед собой любимого человека, но это уже не он, это лишь прах, земля, в которую он уже начал свое возвращение. И земля, насыпанная священником, есть образ того, чем ему предстоит стать через некоторое время. Земля и прах — это то, чем и ты станешь после смерти. Тело тленно и временно, но душа бессмертна и вечна. Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной». Не свидетельством об истинности погребения усопшего является эта земля, а призывным воплем о покаянии, обращенным к живым. Не покойному она нужна, но живым. Поэтому лишено смысла высыпать землю на могилу покойного, которого погребли несколько лет назад, или на могилу его родственника. В таком случае стоит ограничиться молитвой во время заочного отпевания.

Источник

Пусть земля им будет пухом?

Пра­во­слав­ное вос­при­я­тие смер­ти и погре­бе­ния тела усоп­ше­го кар­ди­наль­но про­ти­во­по­лож­но тому вос­при­я­тию, кото­рое быту­ет, к сожа­ле­нию, в нашей пост­со­вет­ской стране сре­ди вче­раш­них ате­и­стов, в одно­ча­сье став­ших “пра­во­слав­ны­ми”, т.е. при­бе­га­ю­щи­ми к Церк­ви в экс­тре­маль­ных слу­ча­ях рож­де­ния (кре­ще­ния), болез­ни и смер­ти чело­ве­ка. Эти “набе­ги” на Цер­ковь столь мас­со­вы, что поро­ди­ли свою “похо­рон­ную” тра­ди­цию, кото­рая сей­час широ­ко рас­про­стра­не­на в народ­ном сознании.

Тело чело­ве­ка в пра­во­слав­ной тра­ди­ции пони­ма­ет­ся как храм души (“раз­ве вы не зна­е­те, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?” ( 1 Кор.3,16 )). Бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к телу покой­ни­ка напря­мую свя­за­но с глав­ным дог­ма­том хри­сти­ан­ства – дог­ма­та о Вос­кре­се­нии. Мы веру­ем не в то, что вос­крес­нут наши души (мы зна­ем, что душа чело­ве­че­ская бес­смерт­на), мы веру­ем, что при Вто­ром При­ше­ствии Спа­си­те­ля наши тела вос­крес­нут (где и в каком бы состо­я­нии они не нахо­ди­лись) и соеди­нят­ся с наши­ми душа­ми, и будем мы вновь целостными.

Поэто­му и при­ня­то в Церк­ви тща­тель­но под­го­тав­ли­вать тело к погре­бе­нию: обмы­вать, оде­вать в чистое, покры­вать белым сава­ном, и хоро­нить в зем­лю как в постель, где тело спит, ожи­дая гла­са архан­гель­ской тру­бы. Тем самым, забо­тясь о достой­ном погре­бе­нии чело­ве­ка, мы выра­жа­ем свою веру в вос­кре­се­нье. Поэто­му и свя­щен­ник наде­ва­ет на отпе­ва­ние белые ризы, пока­зы­вая веру Церк­ви в этот догмат.

“Бабушкины” и “батюшкины” советы

Конеч­но, всё мно­го­об­ра­зие бабуш­ки­ных сове­тов мне невоз­мож­но знать (бабу­шек мно­го и живут они дол­го). При­ве­ду лишь неко­то­рые, с кото­ры­ми само­му при­хо­ди­лось сталкиваться.

Итак, когда чело­век уми­ра­ет, что дела­ют в первую оче­редь? Пра­виль­но: заве­ши­ва­ют зер­ка­ла. Зачем? Что­бы душа, бро­дя­щая по квар­ти­ре до 40-го дня (запом­ни­те: не до тре­тье­го, а аж до соро­ко­во­го! Бед­ные род­ствен­ни­ки, хоть с квар­ти­ры на пол­то­ра меся­ца съез­жай…), не уви­да­ла себя в зер­ка­ле. Навер­ное, в обмо­рок упа­дёт, или застес­ня­ет­ся сво­е­го непри­гляд­но­го вида…

Это суе­ве­рие рабо­та­ет сто­про­цент­но. За четы­ре года свя­щен­ства я ещё ни в одной квар­ти­ре не видел, что­бы не было выпол­не­но это золо­тое пра­ви­ло похо­рон. На вопрос: “зачем и поче­му” – все пожи­ма­ют пле­ча­ми: “так вро­де надо, бабуш­ка сказала…”.

Прав­да, есть и поло­жи­тель­ный момент в этом золо­том пра­ви­ле. Неко­то­рые заве­ши­ва­ют и теле­ви­зор и не смот­рят его 40 дней! Похваль­ное рве­ние, нуж­но посо­ве­то­вать толь­ко ещё годок не сни­мать зана­ве­соч­ку с теле­я­щи­ка – так, на вся­кий слу­чай. Кто её, эту душу, зна­ет, вдруг шля­ет­ся побли­зо­сти – может, ведь и испу­гать­ся ново­стей от НТВ…

Сле­ду­ю­щее незыб­ле­мое пра­ви­ло: ста­кан с вод­кой (для муж­чи­ны) или с водой (для жен­щи­ны) и кусок хле­ба (кла­дут ещё кон­фе­ты, пече­нье). Душа, сле­до­ва­тель­но, не толь­ко гуля­ет по квар­ти­ре, она ещё и кушать хочет. Прав­да, непо­нят­но, поче­му так мало? Уж тогда все три блю­да, да с буты­лоч­кой… (На помин­ках, кста­ти, обя­за­тель­но ста­вит­ся тарел­ка с бор­щом для “наше­го дорогого…”).

Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал такой эпи­зод: позва­ли его на помин­ки. Сидит он, куша­ет блин. Вдруг чув­ству­ет, все ему в рот смот­рят… Ста­ло ему не по себе, сидит, давит­ся… Когда, нако­нец, доел, то все облег­чён­но вздох­ну­ли – ока­зы­ва­ет­ся, если батюш­ка доест блин до кон­ца, то всё у покой­нич­ка будет нор­маль­но там…

Древ­ние языч­ни­ки, совер­шая триз­ны, всё-таки были после­до­ва­тель­ней наших совре­мен­ни­ков: по край­ней мере, они чёт­ко зна­ли, зачем они совер­ша­ют тот или иной обряд, всё име­ло сим­во­ли­че­ский смысл. Совре­мен­ные “пра­во­слав­ные языч­ни­ки” отли­ча­ют­ся край­ним ску­до­уми­ем, когда воз­ни­ка­ет этот про­стой, каза­лось бы, вопрос: “ну зачем, граждане?!”.

Важ­ным момен­том счи­та­ет­ся вопрос после выно­са покой­ни­ка: от чего (от две­ри или от окна) “замы­вать” полы? Не зна­е­те? Лад­но, отве­чу: полы, граж­дане, нуж­но замы­вать от грязи!

Ну, ещё есть мел­кие сове­ты о том, что надо после покой­ни­ка раз­да­вать чаш­ки с лож­ка­ми; при­но­сить в цер­ковь суп-набор для него; раз­да­вать вещи усоп­ше­го. Если покой­ник снит­ся с прось­ба­ми, то надо выпол­нить эти прось­бы бук­валь­но: про­сит одеть – отне­сти в цер­ковь барах­ло какое-нибудь. Поку­шать про­сит – чая с бато­ном на канун при­не­сти… Но поче­му же никто не хочет уви­деть в этих прось­бах при­зыв помо­лить­ся, испра­вить свою жизнь, стать бли­же к Богу, для того, что­бы молит­вы за усоп­ше­го дохо­ди­ли поско­рей? Поче­му все пыта­ют­ся отку­пить­ся от покой­ни­ка? Ответ прост: пото­му что нет веры в рай и ад, и нет люб­ви к усопшему.

Да, недав­но узнал, что суще­ству­ет ещё важ­ней­ший обряд про­во­дов души на соро­ко­вой день. Что-то нуж­но про­чи­тать, со свеч­кой вый­ти к калит­ке, открыть дверь, в общем, совер­шить таин­ствен­ные дей­ствия, недву­смыс­лен­но наме­ка­ю­щие душе, что, мол, пора и честь знать, про­ва­ли­вай… ( Дру­гой вари­ант про­во­дов: нуж­но на соро­ко­вой день в 9 часов вече­ра открыть окно, что­бы душа плав­но выплы­ла в сто­ро­ну кладбища…)

Самое печаль­ное то, что суе­ве­рия эти живу­чи настоль­ко, что скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что мало кто из свя­щен­ни­ков борет­ся с ними. Прак­ти­че­ски все­гда я слы­шу от людей на отпе­ва­нии: “батюш­ка, мы пер­вый раз это слы­шим от вас!”. Свя­щен­ни­ки не про­по­ве­ду­ют на отпе­ва­нии, не объ­яс­ня­ют людям, что это не без­обид­ные народ­ные тра­ди­ции, а тра­ди­ции, про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­ной вере. Но мно­гие свя­щен­ни­ки пред­по­чи­та­ют мол­чать и не свя­зы­вать­ся. А неко­то­рые ещё и сами спо­соб­ству­ют рас­про­стра­не­нию мра­ко­бе­сия, ина­че не назовёшь.

Рас­сказ одно­го архи­ерея: “На днях полу­чил донос: при­хо­жане жалу­ют­ся на сво­е­го насто­я­те­ля, обви­ня­ют батюш­ку в самом жут­ком гре­хе, какой толь­ко может быть… Пишут, что их батюш­ка душу в рай не пустил. Созда­ли комис­сию, посла­ли раз­би­рать­ся. Выяс­ни­лось, что на этом при­хо­де до той поры слу­жил свя­щен­ник с Запад­ной Укра­и­ны, доволь­но ремес­лен­но отно­сив­ший­ся к сво­е­му делу. При нём там сфор­ми­ро­ва­лась такая тра­ди­ция: после отпе­ва­ния покой­ни­ка выно­сят из хра­ма, ста­вят в цер­ков­ном дво­ре, запи­ра­ют воро­та, веду­щие с тер­ри­то­рии хра­ма на ули­цу, выно­сят ста­кан с вод­кой, и батюш­ка дол­жен эту вод­ку выпить, а затем бро­сить ста­кан в желез­ные воро­та со сло­ва­ми: “Эх, понес­лась душа в рай!”. После это­го воро­та рас­па­хи­ва­ют­ся, и гроб уно­сят на клад­би­ще. А новый батюш­ка, моло­дой, после семи­на­рии, шиб­ко гра­мот­ный ока­зал­ся – и не стал это­го делать. При­хо­жане оби­де­лись и напи­са­ли донос…”. (Диа­кон Андрей Кура­ев. Неа­ме­ри­кан­ский мис­си­о­нер. Сара­тов, Изд-во Сара­тов­ской епар­хии, 2006.)

Было бы смеш­но, если бы не было так груст­но. Сто­ит ли удив­лять­ся, что нор­маль­ные мыс­ля­щие люди, моло­дёжь за вер­сту обхо­дят хра­мы, где живёт тём­ный, удуш­ли­вый дух “пра­во­сла­вия от бабы-яги”…

Одним из пороч­ных сове­тов, исхо­дя­щих от попов, явля­ет­ся настой­чи­вый совет освя­тить квар­ти­ру после покой­ни­ка, “почи­стить”. Конеч­но, понят­но жела­ние зара­бо­тать лиш­нюю сот­ню на люд­ском горе… Но ведь таким обра­зом созда­ёт­ся язы­че­ское уче­ние о том, что покой­ник – это сквер­на, гадость, после кото­рой надо освя­щать жили­ще. Мощи свя­тых лежат в раках в хра­мах и исто­ча­ют токи исце­ле­ний и бла­го­да­ти, а мощи наших пра­во­слав­ных усоп­ших – это, поче­му-то, осквер­не­ние наших жилищ! Это очень важ­ный вопрос и, дума­ет­ся, сто­и­ло бы при­ме­нять стро­гие дис­ци­пли­нар­ные меры к таким попам, рас­про­стра­ня­ю­щим “пра­во­слав­ное” язычество.

Один “рев­ност­ный” поп (30 лет про­слу­жив­ший в сане!) даже тре­бо­вал у моло­до­го насто­я­те­ля, что­бы тот “окроп­лял кре­щен­ской водой лав­ки, на кото­рых сто­ял гроб с покой­ни­ком, что­бы не было болез­ней у тех, кто потом будет садить­ся на эти лав­ки”! А потом мы ещё удив­ля­ем­ся, поче­му у нас народ такой суе­вер­ный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Раз­го­вор в хра­ме: “У нас бабуш­ка умер­ла. Нам ска­за­ли, что её надо земель­ке пре­дать. Мож­но у вас зем­ли купить. ”.

Дума­е­те – нель­зя? Ещё как мож­но! В неко­то­рых хра­мах она уже куч­ка­ми лежит запа­сён­ная, ждёт сво­их упо­кой­нич­ков. Глав­ное, денеж­ки упла­ти, и тебе тут же мол­ча выда­дут “пре­да­ние зем­ле”. И можешь идти с чув­ством выпол­нен­но­го долга…

Не прав­да ли, повсе­мест­ная ситу­а­ция? Вот толь­ко заду­мы­ва­ют­ся ли люди (да и сами свя­щен­ни­ки, прак­ти­ку­ю­щие подоб­ное): зачем нуж­на эта земелька?

Отку­да пошёл этот “земель­ный” обряд?

В Рос­сии до 1917 г. прак­ти­че­ски на каж­дом клад­би­ще был храм, совер­шен­но обыч­ным делом было то, что пра­во­слав­но­го чело­ве­ка отпе­ва­ли в таком хра­ме. После отпе­ва­ния свя­щен­ник шёл вме­сте со все­ми к моги­ле, и когда гроб опус­ка­ли в моги­лу, свя­щен­ник брал лопа­той зем­лю и бро­сал её на гроб, читая молит­ву: “Гос­под­ня зем­ля, и испол­не­ние ея, все­лен­ная, и вси живу­щие на ней”. Тем самым, это сим­во­ли­че­ское дей­ствие пока­зы­ва­ло всем окру­жа­ю­щим, что из зем­ли мы созда­ны и в зем­лю воз­вра­ща­ем­ся. То есть: заду­май­тесь о брен­но­сти сво­е­го бытия. Всё. Нет дру­го­го смыс­ла, кро­ме сим­во­ли­че­ско­го напо­ми­на­ния живым о смерти.

В совет­ское вре­мя ситу­а­ция ослож­ни­лась. С хра­ма­ми, да и со всем осталь­ным, каса­ю­щим­ся пра­во­слав­но­го погре­бе­ния, ста­ло про­бле­ма­тич­но. Воз­ник­ло заоч­ное отпе­ва­ние, после кото­ро­го выда­ва­лась освя­щён­ная зем­ля для того, что­бы веру­ю­щие род­ствен­ни­ки мог­ли сами совер­шить этот сим­во­ли­че­ский обряд, напом­нив себе о жду­щей всех нас участи.

Но в даль­ней­шем в свя­зи с ката­стро­фи­че­ским умень­ше­ни­ем и веру­ю­щих, и гра­мот­ных свя­щен­ни­ков, это дей­ствие пре­вра­ти­лось в само­до­ста­точ­ное, ото­рва­лось от сво­е­го нази­да­тель­но­го, педа­го­ги­че­ско­го сим­во­ла, и ста­ло бес­смыс­лен­ным и вред­ным. Сама зем­ля ста­ла счи­тать­ся глав­ным момен­том, заме­ня­ю­щим даже отпевание.

К при­ме­ру, в совре­мен­ной бро­шю­ре, издан­ной Сре­тен­ским мона­сты­рём, читаем:

“Над гро­бом воз­гла­ша­ет­ся “Веч­ная память”. Свя­щен­ник посы­па­ет кре­сто­об­раз­но зем­лю на тело умер­ше­го с про­из­не­се­ни­ем слов: “Гос­под­ня зем­ля, и испол­не­ние ея, все­лен­ная, и вси живу­щие на ней”. Обряд пре­да­ния зем­ле может совер­шать­ся и в хра­ме и на клад­би­ще, если туда усоп­ше­го сопро­вож­да­ет свя­щен­ник. (с. 26)

(..) В наше вре­мя часто слу­ча­ет­ся, что храм нахо­дит­ся дале­ко от дома усоп­ше­го, а ино­гда и вооб­ще отсут­ству­ет в дан­ной мест­но­сти. В такой ситу­а­ции кому-либо из род­ствен­ни­ков почив­ше­го сле­ду­ет в бли­жай­шей церк­ви зака­зать заоч­ное отпе­ва­ние, по воз­мож­но­сти в тре­тий день. По его окон­ча­нии свя­щен­ник даёт род­ствен­ни­ку вен­чик, лист бума­ги с раз­ре­ши­тель­ной молит­вой и зем­лю с пани­хид­но­го стола.

(..) Но быва­ет и так, что усоп­ший погре­ба­ет­ся без цер­ков­но­го напут­ствия, и спу­стя дли­тель­ное вре­мя близ­кие всё же реша­ют его отпеть. Тогда после заоч­но­го отпе­ва­ния зем­ля кре­сто­об­раз­но рас­сы­па­ет­ся на моги­ле, а вен­чик и молит­ва либо сжи­га­ют­ся и так­же рас­сы­па­ют­ся, либо зака­пы­ва­ют­ся в могиль­ный холм.(с. 26–27).

(..) Если отпе­ва­ние быва­ет до кре­ма­ции (как и поло­же­но), то ико­ну из гро­ба надо убрать, а зем­лю рас­сы­пать по гро­бу. Если отпе­ва­ли заоч­но и урну под­хо­ра­ни­ва­ют в моги­лу, то зем­ля кре­сто­об­раз­но рас­сы­па­ет­ся по ней. Если же урну поме­ща­ют в колум­ба­рий, то погре­баль­ную зем­лю мож­но рас­сы­пать по любой моги­ле хри­сти­а­ни­на, как обыч­но, с чте­ни­ем Три­свя­то­го. Вен­чик и раз­ре­ши­тель­ная молит­ва сжи­га­ют­ся вме­сте с телом.(с. 32)”. (“В путь всея зем­ли”. М., Сре­тен­ский м‑рь, 2003).

И всё. Ни сло­ва, объ­яс­ня­ю­ще­го смысл этих земель­ных пере­ме­ще­ний. Читая этот текст, я могу сде­лать толь­ко один вывод: глав­ное – земель­ка и кол­до­ва­ния со “сжи­га­ни­ем” и “зака­пы­ва­ни­ем”. Осо­бен­но дико выгля­дят сове­ты рас­сы­пать земель­ку на чужие моги­лы! Ну зачем?! Кому это надо? Усоп­ше­му? Глу­бо­ко сомни­тель­но. Род­ствен­ни­кам, кото­рые будут тупо копать­ся в чужих моги­лах, рас­сы­пая пепел и думая, что они совер­ша­ют уди­ви­тель­но разум­ные дей­ствия? Или свя­щен­ни­кам, полу­ча­ю­щим доход от тор­гов­ли зем­лёй и не жела­ю­щим объ­яс­нить людям, что усоп­ше­му нуж­ны толь­ко наши молит­вы и доб­рые дела, исправ­ле­ние нашей жиз­ни, наше при­бли­же­ние к Богу.

И всё же, мож­но спро­сить: а что же делать, как ломать усто­яв­шу­ю­ся лож­ную тра­ди­цию? Про­по­ве­дью, неустан­ным объ­яс­не­ни­ем людям (и на отпе­ва­нии и вне его), что глав­ное – это духов­ное (молит­ва, пока­я­ние, исправ­ле­ние жиз­ни), а всё мате­ри­аль­ное (зем­ля, вен­чик, саван, све­чи и т.п.) – вто­рич­но, име­ет толь­ко сим­во­ли­че­ское, педа­го­ги­че­ское зна­че­ние, и ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­ным в отры­ве от разум­но­го пони­ма­ния дан­но­го действия.

Где отпевать?

В пра­во­слав­ной доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии этот вопрос даже не под­ни­мал­ся. Любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин отпе­вал­ся или в сво­ём при­ход­ском хра­ме, к кото­ро­му он всю жизнь был при­пи­сан (поэто­му-то и были пол­ны тако­го глу­бо­ко­го смыс­ла сло­ва раз­ре­ши­тель­ной молит­вы, кото­рые про­из­но­сил духов­ник усоп­ше­го: “Чадо, про­ща­ют­ся тебе гре­хи твои”; и поэто­му так бес­смыс­лен­ны они сей­час, когда свя­щен­ник пер­вый раз видит чело­ве­ка уже умер­шим) или в клад­би­щен­ском хра­ме. Отказ род­ствен­ни­ков отпеть усоп­ше­го в хра­ме мог быть рас­це­нен как акт отре­че­ния от сво­ей веры. Заоч­ное отпе­ва­ние было воз­мож­но толь­ко в свя­зи со смер­тью чело­ве­ка “на стране дале­че” (в море, на войне).

В совет­ское вре­мя (дово­ен­ное осо­бен­но), разу­ме­ет­ся, основ­ным спо­со­бом отпе­ва­ния веру­ю­щих людей (а неве­ру­ю­щих не отпе­ва­ли) из-за гоне­ний ста­ло заоч­ное отпе­ва­ние, в луч­шем слу­чае – на квартире.

Но ко вре­ме­ни пере­строй­ки и к нашим вре­ме­нам ситу­а­ция серьёз­но изме­ни­лась. Ста­ли отпе­вать всех под­ряд, по “тра­ди­ции” (лишь бы был номи­наль­но кре­щё­ным), а у уми­ра­ю­щих веру­ю­щих бабу­шек в основ­ном оста­ва­лись неве­ру­ю­щие род­ствен­ни­ки. И вот сей­час, когда цер­ков­ная жизнь ста­би­ли­зи­ру­ет­ся, воз­ни­ка­ют мно­гие слож­но­сти с отпеванием.

Уми­ра­ет чело­век. У род­ствен­ни­ков воз­ни­ка­ет про­бле­ма выбо­ра: как и где отпе­вать? Есть вари­ан­ты: заоч­но (за земель­кой схо­дить) – самый про­стой и рас­про­стра­нён­ный вари­ант; позвать батюш­ку на дом – наклад­но, но солид­но; повез­ти в храм – почти нере­аль­ный вари­ант, осо­бен­но бла­го­да­ря гра­би­тель­ской поли­ти­ке погре­баль­ных кон­тор, кото­рые дерут огром­ные день­ги за каж­дую мину­ту простоя.

В Церк­ви сей­час наблю­да­ет­ся попыт­ка воз­рож­де­ния ста­рых тра­ди­ций отпе­ва­ния толь­ко в хра­мах, даже жёст­че: толь­ко в клад­би­щен­ских хра­мах. Тра­ди­ция эта сама по себе, разу­ме­ет­ся, закон­ная. Вот толь­ко мёрт­вая. Такая тра­ди­ция будет реаль­но жить толь­ко в пра­во­слав­ном госу­дар­стве, где подав­ля­ю­щее боль­шин­ство граж­дан осо­зна­ют эту тра­ди­цию как свою. Мы же, полу­ча­ет­ся, навя­зы­ва­ем нашу тра­ди­цию неве­ру­ю­щим людям. Бабуш­ка умер­шая – она-то веру­ю­щая, и ей хоте­лось бы, что­бы её отпе­ли в хра­ме, вот толь­ко мы забы­ва­ем, что цель её род­ствен­ни­ков – побыст­рее и, глав­ное, без лиш­них рас­хо­дов изба­вить­ся от ста­руш­ки. Поэто­му они пой­дут по пути наи­мень­ше­го сопро­тив­ле­ния: или купят земель­ку, или погре­баль­ная кон­то­ра наве­дёт на них како­го-нибудь “авто­ном­но­го” попа-рас­стри­гу, под­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го на рели­ги­оз­ной без­гра­мот­но­сти наро­да. В луч­шем слу­чае, они всё же заве­зут ста­руш­ку в клад­би­щен­ский храм, где ста­руш­ки эти дав­но постав­ле­ны “на поток”. (Отцы клад­би­щен­ские, не оби­жай­тесь, не про всех говорю!).

Зна­е­те, сколь­ко длит­ся нор­маль­ное отпе­ва­ние, по пол­но­му чину? Око­ло двух часов. Обыч­но же слу­жат сокра­щён­но – око­ло полу­ча­са. А вы когда-нибудь виде­ли отпе­ва­ние за две­на­дцать минут? Я видел. Я видел, как оскор­би­ли глу­бо­ко веру­ю­ще­го усоп­ше­го чело­ве­ка (умер­ше­го через несколь­ко часов после оче­ред­но­го при­ча­стия), когда поп (как его ещё ина­че назо­вёшь?!), что-то бор­мо­ча себе под нос и бук­валь­но бегом обма­хал кади­лом всё, что ему каза­лось нуж­ным обма­хать. Это назы­ва­лось отпе­ва­ние “по-клад­би­щен­ски”. Вот в чём глав­ная беда отпе­ва­ний в клад­би­щен­ских хра­мах: пол­ное рав­но­ду­шие свя­щен­ни­ка (не всех, конеч­но!) к оче­ред­но­му (два­дца­то­му за сего­дня) покой­ни­ку. Такое “отпе­ва­ние” толь­ко спо­соб­ству­ет оттор­же­нию людей от Церкви.

Поэто­му, в нашей сего­дняш­ней ситу­а­ции наи­бо­лее реаль­ным пред­став­ля­ет­ся отпе­ва­ние на дому. С одной сто­ро­ны, это уход от покуп­ки земель­ки. С дру­гой сто­ро­ны, неве­ру­ю­щие люди смо­гут хоть пол­ча­са у себя дома в при­выч­ной обста­нов­ке при­кос­нуть­ся к кра­со­те пра­во­слав­но­го заупо­кой­но­го бого­слу­же­ния. И самое глав­ное: про­по­ведь. Имен­но в момент про­во­дов усоп­ше­го люди наи­бо­лее откры­ты к сло­ву свя­щен­ни­ка, наи­бо­лее спо­соб­ны заду­мать­ся о брен­но­сти сво­ей жиз­ни. Нель­зя лишать их этой воз­мож­но­сти. У них ещё нет сил пере­сту­пить порог хра­ма, а свя­щен­ник как мис­си­о­нер, на закон­ных пра­вах при­дёт в их дом и что-то ска­жет о спа­се­нии души.

Конеч­но, пре­крас­но, когда люди пони­ма­ют необ­хо­ди­мость отпе­ва­ния в хра­ме, но когда это­го нет, то луч­ше пой­ти им навстре­чу (им, а не их земель­ным суе­ве­ри­ям!), вой­ти к ним в дом и пока­зать, что свя­щен­ник – это не при­да­ток риту­аль­ных услуг (мно­гие в этом уве­ре­ны), а чело­век, постав­лен­ный Богом на уте­ше­ние скор­бя­щих и вра­зум­ле­ние заблудших.

Заключение

Одна­жды на отпе­ва­нии я дол­го гово­рил про­по­ведь, рас­ска­зы­вал о важ­но­сти для усоп­ше­го все­го духов­но­го (молит­вы, доб­рых дел) и неваж­но­сти все­го внеш­не­го (земель­ки, заве­ши­ва­ния зер­кал и проч.). Объ­яс­нил, в чём смысл “земель­ки”. В ответ одна интел­ли­гент­но­го вида тётуш­ка мне заметила:

– Это вы всё, конеч­но, пра­виль­но гово­ри­те, хоро­шо. Одно толь­ко нехо­ро­шо: зря вы земель­ку-то в дом занес­ли, не положено.

– Отку­да у неё такие глу­бо­кие позна­ния в бого­сло­вии, она, не сму­ща­ясь, ответила:

– Как отку­да? Из церк­ви, разу­ме­ет­ся, отту­да мы это слышали!

Что я мог ей отве­тить? Да, на нашу беду, люди при­но­сят суе­ве­рия из наших хра­мов. Конеч­но, неча­сто вино­ва­ты в рас­про­стра­не­нии неве­же­ства сами свя­щен­ни­ки (хотя и быва­ет), вино­ва­ты чаще все­го бабу­леч­ки, “глав­ные по под­свеч­ни­кам” и по “пра­виль­но­му” бла­го­че­стию. Но, а где же в это вре­мя свя­щен­ник, поче­му его нет в хра­ме? Поче­му вме­сто дре­му­чих языч­ниц в хра­ме не дежу­рят моло­дые зна­ю­щие ребя­та, кото­рые в отсут­ствие свя­щен­ни­ка могут в чёт­кой и доступ­ной фор­ме объ­яс­нить при­хо­дя­щим эле­мен­тар­ные поня­тия пра­во­слав­ной жизни?

И, конеч­но, опять повто­рюсь: очень важ­на про­по­ведь, не толь­ко с амво­на, но и вез­де – на тре­бах, на огла­си­тель­ных бесе­дах, и про­сто на лавоч­ке око­ло хра­ма. И очень важ­но, что­бы все свя­щен­ни­ки так посту­па­ли, ибо толь­ко тогда есть надеж­да, что вера у наше­го наро­да будет пра­во­слав­ной, а не “бабуш­ки­ной”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *