Что такое поколение зет и альфа
Что такое поколение зет и альфа
Сертифицированный тьютор МТА, педагог-психолог, образовательный мотиватор.
Что такое теория поколений
Существует довольно много теорий поколений, и мнения авторов разнятся. Мы поговорим о концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува.
Они разработали теорию в начале 90-х. Смысл теории поколений Штрауса и Хоува в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.
Вот примерные года трёх последних поколений по Штраусу и Хоуву:
Хотя Хоув и Штраус выделяют такие даты, не все социологи согласны. Мнения часто разнятся: например, исследователи Карл Мангейм и Норман Райдер отрицали идею о том, что новые поколения рождаются через одинаковые промежутки времени.
Сейчас теория поколений используется в демографии, социологии и маркетинге. Но везде фигурируют примерные даты. Давайте разберёмся, какие черты свойственны каждому из поколений согласно теории Хоува и Штрауса.
Поколение X
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, эти люди родились с 1961 по 1981 год. В этот период произошли ключевые события: холодная война со странами Запада, конфликт в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены.
Люди поколения X в России родились ещё при Советском Союзе. Многим представителям свойственно стремиться к лучшей жизни и стабильности, работать по профильному образованию, ценить классическое образование.
Кумиры этого поколения — The Beatles, Виктор Цой, Егор Летов, Алла Пугачёва, Майкл Джексон.
Поколение Y — миллениалы
Эти люди родились приблизительно с 1982 по 2004 год. Они застали развитие интернета, поэтому больше вовлечены в цифровые технологии, чем предыдущее поколение. Многие представители поколения Y хотят «быть не таким, как все» и ярче выделяться из толпы.
Эксперты отмечают, что для большинства миллениалов создание семьи не приоритет — в поколении Y больше чайлдфри. Вообще для многих миллениалов характерно оттягивать переход во взрослую жизнь — если их предшественники уже в 22–23 года обзаводились семьёй, то среди миллениалов это не так распространено.
Кумиры этого поколения — Земфира, резиденты Comedy Club, Сергей Бодров, Юрий Дудь.
Поколение Z — зумеры
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, период зумеров начинается с 2005 года и продолжается по настоящее время. Про них говорят: родились со смартфоном в руках.
Подростки поколения Z живут в ином мире по сравнению со своими предшественниками. Сегодня цифровые сервисы и технологии кажутся чем-то естественным. Для зумеров VR и 3D-реальность — обыденное развлечение. С помощью Google они находят ответ на любой вопрос за 0,35 секунды и не представляют себе жизнь без интернета. Некоторые из детей ещё не умеют разговаривать, но уже способны найти и включить нужный мультфильм в приложении YouTube.
Большинство зумеров не любят концентрироваться на длинных академических текстах. Но многие интересуются наукой и технологиями — биомедициной, робототехникой, программированием и экологией.
Зумеры чаще задают вопрос: «А смысл?». Они чувствуют, что взрослые зачастую сами расфокусированы, и пытаются найти ответы самостоятельно. Наладить контакт с зумерами поможет честность. Интересуйтесь их мнением, обсуждайте происходящее в семье и мире «без купюр».
Большинство подростков отдают предпочтение престижным занятиям, где не требуется тяжёлый физический труд. Для зумеров характерен культ лёгкого успеха — многие представители поколения Z уже успели раскрутиться в интернете, заработав миллионы. Взгляды на образование тоже изменились — всё больше зумеров замечают недостатки современной школьной системы.
Кумиры этого поколения — Билли Айлиш, Моргенштерн, блогеры TikTok, Ариана Гранде, BTS.
Резюме
С каждым поколением особенности большинства людей меняются, и за этим безумно интересно следить. Распространённое мнение, что в предыдущих поколениях что-то было лучше или хуже, нельзя назвать верным — просто каждое новое отличается от предыдущего.
Различия нужно учитывать, чтобы лучше понимать происходящее в мире, тенденции и события. Остаётся лишь гадать, насколько сильно будут отличаться от нас люди будущего, которые родятся через несколько десятилетий.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Поколения Z и «Альфа»: кто они, потребители будущего
1 min
На смену поколения Z приходит поколение «Альфа». В соответствии с теорией поколений, люди, родившиеся в определенный временной период, демонстрируют схожие социально-психологические черты и поведенческие паттерны. Понимание особенностей и предпочтений каждой группы позволяет разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и предсказывать тренды потребления.
Кто такие «зеты» и «альфы»
Представители поколения Z появились на свет в период с 1995 по 2010 год. «Альфами» называют людей, родившихся в промежуток с 2010 до 2025 года. Границы временных периодов в разных странах могут отличаться, – это связано с общим уровнем жизни и прогресса.
Представителей поколения Z еще называют зетами, зумерами, центениалами и цифровыми аборигенами. Все эти термины отражают степень влияния цифровых технологий на жизнь среднего представителя группы: рядовой зумер пользуется множеством онлайн-сервисов и умных гаджетов, доверяет мнению инфлюенсеров. Среди зумеров много интровертов; они склонны выражать свое мнение прямолинейно. Большинство центениалов многозадачны, вдумчивы и предпочитают минимализм.
Обобщить черты альф пока сложно: первым представителям сейчас не больше 10 лет. Однако австралийские маркетологи уже отметили, насколько важно учитывать предпочтения альф в таргетированной рекламе – выяснено, что общий объем карманных денег, выделяемых детям родителями-миллениалами, исчисляется миллиардами долларов.
Главные черты центениалов
Зумеры не торопятся съезжать от родителей, мало – по сравнению с миллениалами – общаются с друзьями лично, однако не представляют свою жизнь без соцсетей. По данным Well Being Trust, представители Z периода заботятся о своем здоровье – употребляют намного меньше алкоголя и сигарет, чем предыдущие поколения; две трети подростков и молодых людей используют ЗОЖ приложения.
Для зумеров характерны навыки быстрого поиска и подтверждения сведений в интернете, вместо запоминания информации. Предпочитаемые медийные форматы – изображения и видео, читать длинные тексты центениалам неинтересно. Зумеры – главные потребители умных устройств для повышения комфорта и упрощения жизни.
Представители Z поколения стремятся сделать карьеру, и при этом не полагаются исключительно на вузовское обучение. Для повышения квалификации и переподготовки они чаще всего выбирают онлайн-платформы. Зумеры нацелены на самореализацию, и по данным консалтингового агентства Robert Half, готовы преодолевать трудности и работать усерднее, чем миллениалы. Поэтому большинство представителей цифрового поколения требовательны к месту работы, и зачастую предпочитают собственный бизнес.
Психология поколения Z
Начало тысячелетия было отмечено террористическими атаками, экологическими проблемами и финансовыми кризисами. По этой причине зумеры более склонны к бессоннице, депрессии, тревоге и ожиданию глобальных катастроф. На психологическое здоровье зумеров также негативно влияет количество времени, которое они проводят в интернете. Любопытно, что и сами молодые люди считают зависимость от смартфонов и соцсетей проблемой – в этом признались 9 из каждых 10 респондентов агентства Pew.
Традиционная религия у западных зумеров не пользуется спросом – по данным Джин Твенге в 2016 году каждый третий молодой житель США 18-24 лет называл себя атеистом. Российские исследователи, однако, с таким выводом не согласны; по мнению Евгении Шамис из RuGenerations, в переходные периоды ценность религии для молодежи повышается.
Среди других общих черт центениалов – взвешенный подход к заключению брака, толерантность, рациональное отношение к финансам и инвестициям, интерес к моде и равнодушие к вождению автомобилей.
Поколение «Альфа»
Представители альфа-периода с рождения имеют аккаунты в соцсетях – их ведут заботливые родители. Альфы вырастут в окружении технологий виртуальной и дополненной реальности, умных игрушек, роботов и приложений на основе нейронных сетей.
Маркетологи и социологи сходятся во мнении, что альфы станут самым обеспеченным, технологически грамотным и образованным поколением из всех предыдущих. Объем карманных денег у альфа-детей позволяет предположить, что поколение также будет самым требовательным к уровню качества товаров и услуг. Поэтому большая часть продуктов и сервисов станет персонализированной.
Мировые тренды указывают на то, что большинство альф выберут обучение онлайн. Еще в большей степени, чем зумеры, альфы будут интересоваться ЗОЖ, решением экологических проблем и космическими экспедициями.
Западные компании – от крупных банков и кабельных сетей до цифровых гигантов Facebook, Apple и Amazon уже финансируют создание таргетированного контента для поколения «Альфа». К примеру, PNC Bank спонсирует популярную программу для детей «Улица Сезам», где малышей не только учат считать и читать, но и подают основы финансовой грамотности в интересном формате. Компания NPR запустила подкасты для детей на тему технологии, науки и этики, а разработчики Snapchat создали детскую версию приложения Snapkidz.
Корректность и польза классификации
Хотя теория о предпочтениях поколений уже стала одним из главных инструментов маркетинга и рекрутинга, не все социологи и маркетологи с ней согласны. Колумнист Bloomberg Фэй Флам отмечает, что точность классификации потребителей по времени рождения равнозначна составлению гороскопов. Такого же мнения придерживается психолог из Сент-Луисского университета Корт Рудольф, указывая на то, что пока нет никаких научных данных, подтверждающих теорию поколений.
Екатерина Митрофанова из Института демографии НИУ ВШЭ считает, что теория не универсальна и для применения в российских реалиях нуждается в адаптации. Вместе с тем Митрофанова согласна, что теорию можно использовать для мотивации сотрудников – например, разрешить зумерам более свободный дресс-код и общение с начальством через мессенджер. Другой очевидный плюс – теория позволяет найти релевантные образы и темы для обращения к целевой аудитории.
Новые комментарии:
Отменить ответ
Наконец-то я разобралась к какому поколению отношусь, а то такая путаница с пояснениями в интернете. Хоть я и согласна с описательной концепцией поколения в целом, некоторые характеристики распространяются далеко не на всех, а лишь на малую часть. Забавно отслеживать последствия исторических событий, которые отразились сначала на родителях, а потом их стараниями на детях. В целом, в статье приведены грамотные доводы.
Да, пожалуй, соглашусь с мнением исследователей. У меня есть возможность наблюдать за представителями поколений Z и «Альфа». Я школьный учитель, поэтому вижу разных детей каждый день. Могу сказать, что современная молодежь отличается от предыдущих поколений. Она более свободолюбива, ориентирована на ЗОЖ, не представляет своей жизни без гаджетов и соц.сетей. Как на мой взгляд, то это и хорошо, и плохо. Развитие технологий и прогресс ведёт к развитию всех отраслей жизнедеятельности государств, но в то же время — обесценивается живое общение и взаимоотношения.
Родилась в 94, полностью ощущаю себя подходящей под описание, спасибо автору. Мой муж родился в 92 и почему то чувствуется разница поколений между нами. Ему очень тяжело даются современные технологии, его максимум — освоение компьютера.
Я постоянно куда то двигаюсь, он предпочитает сидеть на месте. Я пробую новую работу, он уже 8 лет на старой, не нравится, но терпит, стабильность же. Очень сложно сдвинуть его в любых масштабных решениях. Будет интересно почитать подборки с другими поколениями
Обе мои дочери из поколения альфа. Старшей 10 лет и никаких аккаунтов в соцсетях у нее нет, как и у младшей. Эти классификации действительно похожи на гороскопы. Умные игрушки и роботы также вероятно доступны какой-то ограниченной части детей человечества. Да и ЗОЖ моих детей мало интересует. Главное чтоб было вкусно и красиво. Выходит, все это лишь теория.
Соглашалась со многим в статье, пока не дошла до последнего абзаца, где ставилось под сомнение точность составления гороскопов.
Не единожды на своем же опыте отметив точность закономерностей, которые мой астролог читает в моей натальной карте и гороскопе, буду рьяно защищать эту точную и математическую науку – астрологию. В ней ноль эзотерики, одни чистые расчеты.
Касательно темы статьи. Я родилась в 1993, но очень подхожу под описание поколения Z. Получается, если я рожу до 2025 года (что очень возможно), мой ребенок будет из поколения Альфа) очень интересная теория. Почитаю об этом подробнее.
Да, согласна, различия между людьми разных поколей видны невооруженным взглядом. Очень часто замечаю, что люди другого поколения, более раннего, в большинстве своем, гораздо хуже разбираются в современной технике, реже используют всевозможные приложения и программы. Так складывается, что более поздние поколения намного быстрее и стремительнее овладевают цифровыми технологиями, им легче использовать все современные открытия и нововведения, в них сильнее развит дух свободы. И, конечно, для них требуется свой подход в рекламе и прочих реалиях жизни.
Как представитель поколения Z (оказывается), могу сказать, что для меня предпочитаемым медийным форматом по-прежнему является текст, в том числе длинный, а воспринимать видео довольно сложно.
Равнодушие к вождению автомобилей, интерес к моде, зависимость от соц. сетей, навыки быстрого поиска вместо запоминания информации — эти пункты в точности совпадают. А вот с рациональным подходом к заключению брака не соглашусь: на удивление многие мои ровесницы уже не первый год замужем и с детьми.
Только непонятно, как всё-таки окончательно разобраться с временными рамками разных поколений. В одних источниках сказано, что к зумерам относятся люди, рождённые после 1996, в других — что после 2000. В данной статье приведён тот же вариант, который я нашла в англоязычном интернете
А я вот соглашусь с Фэй Флам. Да, какие-то общие тенденции выделить можно, но на развитие человека влияет столько факторов, что они могут полностью нивелировать эти тенденции. Бесспорно, все «альфы» будут с технологиями на «ты», ведь они с детства ходят со смартфонами. Но так ли это хорошо? Ведь у каждой медали есть две стороны. Можно тот же интернет использовать для образования, поиска полезной информации и т.д., а можно просто часами там сидеть и смотреть видео без всякой пользы. Здесь решающим фактором и станет воспитание. Ведь во многом от родителей зависит, принесут технологии их детям пользу или вред.
Теория поколений: как она работает и работает ли вообще
Что такое теория поколений
Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.
О разнице между «отцами и детьми» размышляли еще средневековые философы. А вопросом смены поколений серьезно занялись в XIX веке. Ученые считали, что основным признаком объединения людей в поколение может быть общность ценностей и жизненного опыта. Если люди переживали большое общественное или социальное событие — война или кризис, — это влияло на их поведение и мышление.
Настоящую популярность теории принесли две книги: «Поколения: история будущего Америки, 1584—2069 годы» 1991 года и «Четвертый поворот: американское пророчество». Ее авторы — писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Они выделили четыре архетипа поколений со своим набором черт и ценностных установок. Социальные поколения сменяют друг друга раз в 15–20 лет.
Беби-бумеры — люди, которые родились в 1946–1963 годах. В молодости они пылкие и смелые, разрушают привычный уклад жизни. А в зрелости — наоборот, активно отстаивают стабильность и тот образ жизни, который для себя выбрали.
Поколение X — родились в 1964–1980 годы. Люди этого поколения растут в период разрушений старого образа жизни и строительства нового, поэтому рано взрослеют. «Иксы» — прагматики и индивидуалисты. Они высоко ценят материальные ценности и часто идут к своей цели, не обращая внимания на эмоции и мнения других людей.
Поколение Y, «миллениумы» и «миллениалы» — люди, родившиеся с 1981 по 1996. Они ориентированы на общие ценности и блага. Ценят технологии, гуманисты и оптимисты.
Поколение Z, «зумеры» — родившиеся в 1997—2012 годах. Взрослея, остро реагируют на кризисы безопасности. Готовы поменять индивидуальную свободу и сложность политических и общественных систем на усиленный внешний и общественный контроль.
В чем подвох теории поколений
Теория Штрауса-Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Он даже разослал ее копии каждому члену американского Конгресса.
При этом теорию раскритиковали профессиональные историки и социологи:
Вот что говорил по поводу поколенческих теорий в мировой истории основатель Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин:
«Статистика подтверждает — несмотря на беспрестанные разговоры о глобализации, разница между сообществами остается глубокой, а часто и углубляется. Особенно глубока разница между тем, что в свое время называли третьим миром, и тем, что именовали капиталистическими индустриальными обществами. Даже линия разделения не меняется, потому что практически ни одно общество за время жизни последних двух поколений не перешло из одного мира в другой».
В то же время идеи Штрауса и Хоува вдохновили многих исследователей на изучение поколений. Одни начали искать поколенческие различия, другие сосредоточились на поиске границ между поколениями. А поколению Z и его характеристикам посвящено как минимум шесть независимых исследований.
Как теория поколений работает на практике
Мнения специалистов в области маркетинга, HR и менеджмента о пользе теории поколений также разнятся.
Джулиан Биркиншоу, профессор стратегии и предпринимательства Лондонской школы бизнеса, считает рассуждения о поколениях непродуктивными:
«Думаю, мы тратим слишком много времени на разговорах о различиях между ними. Мои исследования ясно показывают, что дело не в каких-то поколенческих чертах, а в том, что люди приобретают с годами опыт, развиваются в различных отношениях, принимают более здравые решения».
Член правления и вице-президент по управлению персоналом ГК «Элемент» Оксана Кухарчук отмечает, что несмотря на критику, теория помогает объяснить руководителям, почему сотрудникам разных возрастов может быть сложно работать в команде. А еще — как эффективно ставить им цели, в чем ключевая разница восприятия работы и стиля жизни:
«Попытка понять, что движет поколениями, поможет руководителям компаний максимально эффективно отстроить HR-процесс и обеспечить развитие бизнеса. Используя ценностный подход, заложенный в теорию поколений, мы разрабатываем мотивационные программы, социальные мероприятия, предлагаем различные инструменты управления. Например, представители поколения Y лучше воспринимают краткосрочные задачи в перспективе 3–9 месяцев. Для них мы показываем глобальную задачу, но обязательно разбиваем на подзадачи и боле короткие подпроекты, чтобы поддерживать интерес и эффективность. Поколение Х пережило развал Советского Союза, несколько экономических кризисов и привыкло много работать. Понимая это, мы реализуем социальные программы по заботе о здоровье, выгоранию и проект наставничества «наоборот», когда молодежь обучает сотрудников более зрелого возраста пользоваться мобильными технологиями и трендам в области цифровизации».
В то же время директор по персоналу и культуре компании Hempel в России, Турции и Европе Алсу Полякова не ориентируется в работе на теорию поколений:
«Прежде всего, оригинал теории базируется на истории США, и он не пригоден для нашей страны. У нас собственный культурный код, своя история. Но главное — в самой теории содержится обобщение, приклеивание ярлыков. Под описание поколения может подойти один из десяти человек, но теория будто стрижет всех под одну гребенку. По ней мы упускаем, где и как люди росли, какие ценностные установки они получили в своих семьях, с каким образованием стали работать. Конечно, можно учитывать некоторые положения теории, однако в HR, наоборот, идет тренд на индивидуализацию работы с сотрудниками. Вместо того чтобы всем раздавать одинаковые страховки, сейчас чаще появляется принцип кафетерия, по которому люди сами выбирают, взять им, к примеру, дополнительную медстраховку на члена семьи или расширить свою».
Андрей Байков, директор по цифровой трансформации McDonald’s, считает, что теория поколений полностью применима в маркетинге, поскольку их статистические данные показали различия между поколениями и тем, как они воспринимают информацию, как реагируют на нее и насколько легко им дается взаимодействие с цифровыми каналами:
«Например, беби-бумеры больше, чем кто-либо другой, лояльны к брендам. Если один раз завоевать их доверие, особенно в FMCG, они останутся с компанией надолго, если не навсегда. Они достаточно хорошо реагируют на кросс-сейлы и апсейлы. При этом менее склонны к покупкам со смартфонов и чаще пользуются десктопами. Отличие российских потребителей из этого поколения от западных в том, что для них гораздо более важным параметром для покупки являются скидки.
Поколение X — самое экономически активное население страны. Оно хорошо разбирается в технологиях, охотно взаимодействует с электронной почтой, поэтому для них email-маркетинг все еще очень актуален. В свое время они были самыми активными пользователями купонных сайтов. При всей любви к онлайн-покупкам, продолжают ходить в офлайн-магазины. На них хорошо действует таргетированная реклама: они понимают, как она работает, но не пугаются этого. В этом поколении также есть прослойка людей, которым важна социальная ответственность брендов.
Миллениалы очень любят современные технологии и первыми пробуют новые сервисы, соцсети, приложения. При поиске товаров в интернете очень сильно полагаются на отзывы, без них могут вовсе отказаться от покупки. Охотно используют социальные механики по типу «приведи друга». Отчасти потому, что для них естественно поделиться постом в соцсетях и получить за это бенефиты. Активные участники программ лояльности, вместо кипы пластиковых карт предпочитают приложения в смартфоне. Практически не восприимчивы к баннерной рекламе, но аудиоролики или рекламу в подкастах воспринимают хорошо».
Стоит ли пользоваться теорией
Результаты опросов и исследований можно применять в организации стажировок для молодых специалистов или в образовательных программах для подростков. Но полагаться на теорию как на единственный правильный подход к анализу исторических и общественных процессов не стоит.