Что такое полилог в русском языке 5 класс
Полилог
Полезное
Смотреть что такое «Полилог» в других словарях:
полилог — сущ., кол во синонимов: 2 • беседа (30) • разговор (53) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПОЛИЛОГ — (от греч. polys – многочисленный + logos – разговор). Разновидность диалогической речи: разговор нескольких собеседников. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину «диалог». Для П. характерны… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Полилог — (гр. – много суждений) – способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно деятельностной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Полилог — (от греч. πολύς многочисленный и λόγος, здесь разговор) разговор между несколькими лицами. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину «диалог» (см. Диалогическая речь), частично совпадая с ним по… … Лингвистический энциклопедический словарь
ПОЛИЛОГ — (от греч. poly много, многое и logos слово) дискуссия, беседа трех и более участников; полилог культур, полилог мира (по аналогии с диалогом) … Профессиональное образование. Словарь
Полилог — – разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним. Полилог как форма разговорной речи присутствует в некоторых жанрах печатной и аудиовизуальной журналистики … Энциклопедический словарь СМИ
Полилог — (греч., букв. ’речь многих’) разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно… … Википедия
полилог — (от греч. polys много и logos слово) разговор нескольких действующих лиц в литературном произведении. Ср. диалог … Словарь литературоведческих терминов
полилог — 1. Разговор между несколькими лицами, при чередовании говорящих и слушающих. Количество говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа. 2. Разговор, беседа между многими лицами. Ср. диалог, монолог … Толковый переводоведческий словарь
полилог — полил ог, а … Русский орфографический словарь
Полилог
Полезное
Смотреть что такое «Полилог» в других словарях:
полилог — сущ., кол во синонимов: 2 • беседа (30) • разговор (53) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПОЛИЛОГ — (от греч. polys – многочисленный + logos – разговор). Разновидность диалогической речи: разговор нескольких собеседников. Термин возник при исследовании коммуникативных свойств языка как добавление к термину «диалог». Для П. характерны… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Полилог — (гр. – много суждений) – способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее (сравните, монолог, диалог). Полилог возможен в формах: беседы, дискуссии, конференции, диспута, организационно деятельностной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОЛИЛОГ — (от греч. poly много, многое и logos слово) дискуссия, беседа трех и более участников; полилог культур, полилог мира (по аналогии с диалогом) … Профессиональное образование. Словарь
Полилог — (от греч. polys многочисленный и logos здесь разговор) разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении. Количество говорящих (два или больше двух) не является дифференциальным признаком позиции «диалог П.» … Педагогическое речеведение
Полилог — – разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним. Полилог как форма разговорной речи присутствует в некоторых жанрах печатной и аудиовизуальной журналистики … Энциклопедический словарь СМИ
Полилог — (греч., букв. ’речь многих’) разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно… … Википедия
полилог — (от греч. polys много и logos слово) разговор нескольких действующих лиц в литературном произведении. Ср. диалог … Словарь литературоведческих терминов
полилог — 1. Разговор между несколькими лицами, при чередовании говорящих и слушающих. Количество говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа. 2. Разговор, беседа между многими лицами. Ср. диалог, монолог … Толковый переводоведческий словарь
полилог — полил ог, а … Русский орфографический словарь
Что такое полилог в русском языке 5 класс
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ДИАЛОГ И ПОЛИЛОГ
Вот как различия между диалогом и полилогом объясняет справочная служба русского языка:
В школе термин полилог активно не используется, а диалогом называют «вопросно-ответную форму речи, при которой происходит обмен высказываниями (репликами) между говорящими» (Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь. М., 2006). Термин полилог в словаре Лемова отсутствует. Энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи» (М., 2003) определяет эти термины таким образом: диалог – текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации. «, полилог «чаще всего указывает в современных лингвистических (и не только в лингвистических) работах, что в создании текста участвуют на относительно равных основаниях более чем два партнера коммуникации, в то время как диалог создается только двумя говорящими».
Таким образом, слово диалог может употребляться в широком значении (разговор между двумя или несколькими лицами) и в узком (разговор между двумя собеседниками). Второе значение актуализируется, когда важно противопоставить два вида коммуникации – между двумя говорящими и более чем двумя.
Posts from This Journal by “говорение” Tag
Сегодня в блоге новый гостевой пост. Галина Лэнг преподаёт русский язык в Австралии. Она поделилась с нами историей создания…
Книга Раисы Александровны Кульковой «Я хочу тебя спросить» теперь в свободном доступе Отличная новость для преподавателей,…
Учебники и пособия по РКИ уровня С1
Достижение третьего сертификационного уровня (С1) общего владения русским языком свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции во…
Коллега Lembergerin Ana в группе Методика преподавания РКИ для всех поделилась полезными ресурсами, которые пригодятся преподавателям для…
Коллеги напомнили (спасибо Ольге Ермаковой), что на уроках РКИ можно использовать рисунки датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. С их…
В наши дни ни один учебный процесс уже не обходится без использования технических средств обучения и ресурсов интернета. Компьютерная…
https://ok.ru/iktpedagog/topic/69744374576551 Как организовать специальный курс для родителей, которые усыновляют детей из…
Следует ли знакомить учащихся-нефилологов с русскими говорами (хотя бы просто продемонстрировать примеры) и на каком этапе? В целом сейчас…
РУСТЬЮТОРС
Монолог, диалог, полилог как формы речи. На примерах монологов Чацкого, Гамлета, Мцыри, Анны Карениной и др.
Содержание:
↑ МОНОЛОГ
Монологической является научная, деловая, частично публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют, говоря о художественной речи, потому монолог рассматривается чаще всего как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к себе или другим.
Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Классический пример монолога — монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума».
↑ Монолог Чацкого «Не образумлюсь. виноват»
Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художественного произведения. В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.
По сравнению с диалогом как общей формой коллективного общения, монолог — это особая, по словам акад. В.В. Виноградова, «форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и синтагматики». Иначе говоря, монолог— продукт индивидуального творчества, он требует тщательной литературной отделки.
С точки зрения языка монолог характеризуется такими признаками, как наличие в нем обращений, местоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно. с вами я горжусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Речевые типы монологов выделяются в зависимости от присущих им функций: рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и др.
↑ Монолог-повествование
Для монолога повествовательного характерна последовательность действий, движение событий. Ярким примером может служить отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
↑ Монолог из «Мцыри» М.Ю. Лермонтова:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог. Не перенес
Трудов далекого пути.
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился — даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
↑ Монолог-рассуждение.
↑ Монолог Гамлета «Быть или не быть. «
Быть или не быть — таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась па море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть —
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, —
Вот что сбивает нас, вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия. Но тише!
Офелия? — В твоих молитвах, нимфа,
Все, чем я грешен, помяни.
↑ Монолог-исповедь
Монолог-исповедь объединяет, как правило, повествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример — монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
↑ Монолог Мцыри «Ты слушать исповедь мою. «
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».
Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взволнованность, приподнятость речи. Вообще следует сказать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя многообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с преобладанием одной из них.
В монологах разных типов широко и свободно используются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экспрессивные синтаксические построения, в том числе конструкции диалогической речи.
↑ Внутренний монолог
Особая разновидность монолога — внутренний монолог, цель которого — выразить, имитировать процесс эмоционально-мыслительной деятельности человека, «поток сознания».
↑ Монолог Анны Карениной
«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! Прости мне все!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.
Помимо вышеперечисленных, существует особый тип монолога — СКАЗ.
По определению акад. В.В. Виноградова, «Сказ — это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диалогические черты которой имитируют живую речь.
Характерные особенности:
просторечия
диалектизмы
профессиональная речь
Обращение к сказу часто связано со стремлением писателей вывести на сцену нового героя (обычно далекого от книжной культуры — Н.С. Лесков, В.И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полного самовыражения, свободного от авторского «контроля». И читатель в результате остро переживает новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух, нередко противоположных оценок — автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зощенко.
«Любитель»
«Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, скажем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской помощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-моему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме государственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно залечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтеллигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.
Совершенно ясно, что используемые в рассказе речевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.
↑ ДИАЛОГ
Диалог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
Диалогическая речь — первичная, естественная форма языкового общения. Если иметь в виду бытовые диалоги, то это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей степени литературно обработанная.
Для диалогической речи характерна тесная содержательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— Где ты был?
— На работе задержался.
Информативная неполнота диалогической речи восполняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Информация, содержащаяся в репликах, нередко не исчерпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутствует в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А— завуалированное предложение помириться, а ответ Б — отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в сообщении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как показывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структурной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими факторами.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
↑ Виды диалогов
В публицистике, в газете используются два вида диалогов.
1) Информационный.
Он относительно прост в структурном отношении, нейтрален — в стилистическом. Диалогическое развитие линейно, реплики либо прямо дополняют друг друга содержательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания.
«Газетный диалог, — пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, — в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оправданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нормативным, «нулевым» можно считать диалог информационного типа) связано со структурно-семантическим усложнением отношений между репликами и — что еще более характерно — между репликами и окружающим их текстом».
Информационный диалог по сути дела формален, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказывается конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания вашего языка?
— Создавать ничего не пришлось, — прозвучало неожиданно. — Речь идет только об оформлении всеобщего языка, понятного различным народам.
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вместо ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная отрицательная реплика.
Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь.
↑ ПОЛИЛОГ
Полилог — разговор между несколькими лицами. Полилог в принципе не противопоставляется диалогу. Общее и главное для обоих понятий — чередование говорящих и слушающих. Количество же говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа.
Полилог — форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературные произведение, спорт и т. д.). Общие черты диалога — связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. — ярко проявляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.
Современная лингвистика (точнее, одна из ее отраслей — социолингвистика) исследует закономерности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.
Широко используется полилог в художественной литературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.
В качестве яркой иллюстрации можно привести заключительную сцену из «Бориса Годунова» Пушкина:
Конспект урока «Диалог» 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Диалог. Монолог. Полилог.
Цели урока (образовательные): познакомить учащихся с таким языковыми явлениями, как диалог; монолог, полилог, научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи, расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные : Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал для самостоятельной работы.
образовательные: ввести понятия “диалог”, “реплика”; показать различия между диалогом и прямой речью; познакомить со знаками препинания при диалоге;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами детской художественной литературы;
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.
для учителя: проектор, экран, презентация;
для учащихся: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, справочники.
Педагогические технологии: групповая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Крылья ледяные распустила
Над землею матушка-зима.
Посмотрите, как прелестно и красиво
Все, что в снег укутала она.
Нам же с вами зимушка велела
Только лишь пятерки получать.
Что ж, друзья, мы переходим к делу…
Чур, без ошибок на уроке отвечать!
— Обещаете не подвести матушку-зиму?
2. Актуализация знаний.
— Итак, мы с вами опять будем заниматься исследованиями.
— Кто такие исследователи?
— Люди, занимающиеся научными исследованиями.
— Кто хочет стать исследователем в дальнейшей жизни?
— Скажите, а вы, случайно, не ждали сегодня гостей на урок?
— Тогда угадайте, кто к вам пришел?
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
— Конечно же, Снеговик. И он поможет нам сегодня на уроке, что делать?
— Исследовать прекрасный и могучий русский язык.
— Сегодня мы продолжим исследование русского языка вместе с нашим гостем Снеговиком.
Прочитайте, пожалуйста, что хочет сказать нам Снеговик?
Он немного помолчал и добавил: «Я так торопился, а вороны постоянно мне мешали».
— Кто мне ответит, что перед нами?
Предложения с прямой речью.
— Что называется прямой речью?
Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его имени без изменения.
— Расскажите о структуре предложения с прямой речью.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: из прямой речи и слов автора. Слова автора содержат глаголы говорения.
-Кто нам сможет начертить схемы предложений с прямой речью.
— Кто же у нас сегодня очень хорошо отвечал? Поднимите руку высоко-высоко. А теперь медленно опускаем руку на голову, гладим себя по голове и говорим: «Молодец, молодец».
4. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
А теперь внимательно посмотрите на доску и попробуйте ответить, как изменилась речь Снеговика? А как вы думаете, что перед нами?
— А что сейчас изменилось? Что перед нами?
— Так с каким же языковым явлением мы познакомимся сегодня на уроке? (СЛАЙД № 8)
— И какие цели поставим перед собой?
5. Изучение новой темы. Запись в тетради. (СЛАЙД № 9)
Не забывайте, пожалуйста, что на протяжении всего урока вы должны заполнять параллельно со всей работой инсерт.
— Работаем с инсертом .
— Какие же цели вы ставите перед собой сегодня?
6. Объяснение новой темы учителем.
-Ну и давайте познакомимся с основными понятиями новой темы. Продолжим наше исследование. (СЛАЙД № 11)
В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.
Монолог – слова, речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.
Диалог – это разговор двух лиц, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего.
Полилог – это групповое общение (беседа, собрание, дискуссия, диспут, игра). Участники полилога должны видеть и слышать друг друга.
Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом
7. Работа со средствами выразительности языка.
Что-то заволновался наш Снеговик? Ну-ка посмотрим, что с ним случилось?
Солнышко хохочет – олицетворение
Друг снежный – метафора, эпитет
Сто лет простоял – гипербола
Увял, как роза – сравнение
— Мы с вами так старались, а Снеговик все равно растаял! Что же будем делать?
— Скатаем нового Снеговика! Давайте встанем и приготовимся.
9. Продолжение работы над темой урока.
Итак, на чем мы с вами остановились?
Давайте запишем эти определения в тетрадь. Инсерт.
В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.
Монолог – слова, речь одного человека.
Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц.
Полилог – разговор многих людей.
Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.
А как же оформляются на письме диалог, полилог и монолог?
-Сколько действующих лиц в тексте? Прочитаем предложенный отрывок в лицах.
Увидев детей, стражники грозно провозгласили:
Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Девочка Льдинка испугалась, а мальчик Лучик громко прокричал:
Мы ищем Зиму, которую кто-то похитил. Загадочная тропинка привела нас сюда.
В ту же секунду ворота замка распахнулись:
Но куда идти? – удивились ребята.
Отрывок из сказки К. Левченко и В. Медведева «Как Зиму искали»
-Что у нас почти получилось?
— Вы обратили внимания на оформление диалога?
На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире.
Реплики диалога всегда тесно связаны между собой.
А как вы думаете, можно ли записать формулу диалога? Попробуете?
Запишем формулу диалога.
Диалог = прямая речь без кавычек. (СЛАЙД № 18)
9. Постановка проблемы.
— Какие новые слова у нас сегодня часто встречаются в речи?
— Что же такое диалог?
— Из чего он состоит?
— А что такое реплика?
— Давайте найдем точный ответ в толковом словаре слов реплика и анекдот.
Реплика – это ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.
— А теперь запишем в словарик слова: диалог, монолог, полилог, реплика, анекдот.
— Как вы думаете, какое отношение к этим словам имеет слово анекдот?
Анекдот состоит из реплик.
10. Самостоятельная работа с текстом.
— Сейчас мы с вами воспользуемся приемом антиципации.
— Запишите начало анекдота и самостоятельно придумаете последнюю реплику.
11. Закрепление новой темы. Групповая работа.
Задание от Снеговика:
Разбиться на группы и написать диалог из 4-6 реплик на тему «Зимняя прогулка».
12. Проверка полученных знаний, умений.
Поможем Снеговику. Работа с листочками.
13. Оценивание. Домашнее задание.
Учащиеся прочитывают заполненный инсерт, получают оценки за урок.