Что такое политическая деятельность что отличает

Политическая деятельность

«. Политическая деятельность в контексте данного Закона трактуется как:

а) индивидуальные или коллективные действия с целью оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей;

б) индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан;

в) участие в работе органов государственной власти или местного самоуправления на выборных должностях;

г) содействие индивиду, политическим партиям, общественным движениям, организациям и объединениям, участвующим в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления, в проведении политической пропаганды и агитации;

д) членство в организации, фактически ведущей политическую деятельность в соответствии с определением в предшествующих пунктах данной статьи, сотрудничество с данной организацией или содействие ей. «

Источник:

«МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПАРЛАМЕНТСКОМ КОНТРОЛЕ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВА»

Смотреть что такое «Политическая деятельность» в других словарях:

Политическая деятельность — понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект… … Политология. Словарь.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (political activity/activities/work) занятие на общественных началах ила профессионально в сфере политики и политической жизни. П.д. требует специальной подготовки, знаний, опыта, квалификации, творчества и инноваций, специфических личностных… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — Как самостоятельный вид деятельности, как сфера жизни общества возникает с разделением общества на классы. Что касается первобытнообщинного строя, то в нем общественная жизнь носила неполитический характер. Носителями политической деятельности… … Политическая психология. Словарь-справочник

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан тич. социаньно политич. мысли, когда политика была… … Философская энциклопедия

Деятельность политическая — форма отношения субъектов политики к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное регулирование общественных (экономических. социальных, собственно политических) процессов; необходимое условие существования современного… … Политология. Словарь.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — (political sociology) Политическая социология в широком понимании – это изучение власти и господства в социальных отношениях. Поэтому она может включать анализ семьи, средств массовой информации, университетов, профсоюзов и т.д.. Политическая… … Политология. Словарь.

Политическая структура Латвии — История Латвии Название Латвии … Википедия

Политическая жизнь Германии (2004) — Сокращение расходов на социальные нужды, урезание пособий по безработице и сроков их получения с двух лет восьми месяцев до одного года, а также меры экономии на условиях трудовой деятельности вызывают острое недовольство у населения ФРГ. Крайне… … Википедия

Источник

Характеристика и формы политической деятельности

Сущность политической деятельности

Политическая деятельность представляет собой деятельность по изменению (или сохранению) общества через изменение государственной власти

Политическая деятельность неразрывно связана либо со смещением властвующих лиц и партий, либо с трансформацией самой системы власти. Если рассматривать политическую деятельность отдельного человека, то в этом случае будет подразумеваться совокупность различных форм жизненной активности этого человека, в которых отражается его желание участвовать в политических процессах, происходящих в стране, отстаивая собственные политические права и интересы.

Еще Аристотель назвал человека «политическим существом», т.е. существом, для которого государство (от греч. «полис») является естественной средой обитания, как, например, для рыбы – вода, а для верблюда – пустыня.

Политическая деятельность – это также важнейшее средство становления и развития личности в человеке. Именно в этой деятельности формируется, собственно, человеческий способ постижения сущности окружающих обстоятельств и, что самое главное, взаимодействия с другими людьми.

Политическое участие предполагает выполнение действий, в которых выражены интересы определенной общественной группы, адресованные органам власти вместе с требованием их соблюдения.

Можно выделить несколько форм участия граждан в политической жизни государства:

Отдельно стоит отметить, что политическая деятельность напрямую не связана с получением тех или иных осязаемых материальных благ. Первоочередной целью участников политической деятельности является утверждение и защита конкретных идей и принципов.

Виды политической деятельности

Как уже упоминалось, политическая деятельность преследует цель трансформации общества через изменение государственной власти. Однако эти изменения могут иметь совершенно различный характер: могут быть как глубокими, так и поверхностными; постепенными или резкими и т.д.

По характеру изменений в обществе в результате политической деятельности и способу реализации этих изменений можно выделить несколько разновидностей политической деятельности:

Реализация радикальной политики предполагает использование всех средств, даже открытого вооруженного насилия. Активисты такой политики не останавливаются даже перед перспективой нелегитимности новой политической системы.

В рамках такой политики имеет место постепенная трансформация общества без вооруженных конфликтов, в основном мирным путем посредством парламентского механизма утверждения изменений действующего законодательства. При этом, как правило, реформаторы серьезно относятся к возможности сохранения преемственности власти и ее легитимности.

На самом деле происходит обратная ситуация: в рамках оппортунистической политики собственные интересы адаптируются к существующей политической системе. Оппортунисты придерживаются принципа: если нельзя изменить обстоятельства, то нужно изменить свое отношение к ним. В политике оппортунизм зачастую сравнивается с приспособленчеством и соглашательством.

В политике лояльность означает благожелательное и корректное отношение к действующей власти, уважение ее законов, согласие с официально пропагандируемыми ценностями и нежелание что-либо менять в существующей политической системе.

В политике конформизм выражает отсутствие своего мнения, нежелание анализировать ситуацию и разрабатывать собственную программу действий. Для конформистского типа политической деятельности характерно беспринципное и некритическое следование существующему порядку, в качестве которого, как правило, выступает мнение большинства.

Таким образом, из пяти выделенных видов политической деятельности первые два ориентированы на преобразование существующей политической системы, а три оставшихся – на сохранение сложившегося положения.

Источник

Понятие политической деятельности

Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением. Деятельная активность человека может быть направлена на его собственный внутренний мир и личностные качества (самообразование, самовоспитание).

Политическая деятельность — это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Любое действие является политическим в том случае, если оно направленно на формирование, поддержку или изменение политических институтов.

Элементами политической деятельности являются субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средства и результат (продукт).

Субъект (от лат. subjectum — находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности, активная сторона процесса познания и преобразования политической жизни общества.

Объект (от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту в его политической деятельности и с чем субъект взаимодействует: общество, государство и его органы, группы, политические партии и общественные организации, социальные и правовые нормы, другие субъекты и отношения между ними.

Предмет представляет собой то, на что направлено действие. Это целостность, выделяемая субъектом из объективного мира. Предмет в широком смысле слова идентичен объекту.

Цель деятельности — это ее предвосхищенный результат, его идеальная модель, создаваемая субъектом в своем сознании (например, приобретение определенных властных полномочий, изменения в законодательстве, право голоса для определенных категорий граждан и др.).

Средства — это то, что преобразует предмет деятельности в ее продукт (результат) или то, что созидается. Для каждого вида деятельности характерны соответствующие средства. Для политики это, в первую очередь, общение в различных его организационно-правовых формах, таких как, например, политические партии и общественные объединения. Даже сама политика как вид деятельности и ее сфера может рассматриваться в качестве средства достижения определенных целей.

Результат (продукт) деятельности — это то, что человек получает благодаря своей активности. Результат деятельности возникает в сознании прежде, чем он будет существовать реально.

Политическая деятельность представляет собой выстроенную в систему последовательность политических действий. Если же действия людей в политике непоследовательны, то это свидетельствует либо об изменении цели деятельности, либо о ее отсутствии. Такая последовательность действий может быть описана через категорию «политическое поведение».

Цель и мотивы политической деятельности. Способы политической деятельности.

Политическая деятельность есть форма общественного бытия политики. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляет завоевание, удержание и использование государственной власти.

Каждая сфера жизни общества: экономическая, социальная, духовная, и др.

– характеризуются совокупностью присущих ей форм и видов деятельности и общественных отношений. Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политики, политической жизни. Определить содержание политической деятельности – означает дать сущностное определение политики. И начинать, видимо, это следует с определения понятия «деятельность». В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека или группы людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов: объект и субъект, цель деятельности, средства деятельности, результат деятельности. Приведенные положения могут быть целиком отнесены к политике, которая является одним из самых распространенных видов человеческой деятельности.

Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам. В свою очередь политическая деятельность предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий, которыми могут быть названы определенные поступки, акции намерения или спонтатанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.

В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия, можно выделить три основных типы действий:
— революции, восстания, контрреволюции как политические действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения – сменой правящего социального класса; в сфере власти – сменой правящей группы путем насилия по отношения к прежним группам;
— реформа и контрреформа как политические действия ведут не к уничтожению основ существующей власти господствующих групп, а фиксируют лишь уступки с их стороны, они осуществляются «сверху» с использованием легальных средств;
— политические перевороты – государственный или «дворцовый» переворот, путч, заговор как политические действия приводят к изменению только внутри существующей власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения.

Все три названных типа политических действий важны для организации политической жизни, но еще более существенное значение имеют действия, осуществляемые правящей элитой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и, прежде всего, государства и именуемых внутренней и внешней политикой.

Однако отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления неправомерно. Основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность политического и гражданского общества;

— политическое участие обозначает разнообразные виды индивидуальной и групповой непрофессиональной деятельности, связанной с политикой. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие. Наиболее значимыми видами политического участия могут быть: деятельность в политических организациях, движениях, партиях; посещение политических собраний; электоральная деятельность. В литературе различают: прямое и опосредованное участие; автономное и мобилизованное. Важнейшая функция политического участия – формирование политики и контроль за ее осуществлением, формирование и утверждение политической культуры, контроль за поведением политических элит.

Политическая деятельность людей неразрывно связана с их поведением. В литературе нет однозначного понимания категории «политическое поведение», отмечается три точки зрения по данному вопросу:
1. Поведение есть внешнее проявление политического действия;
2. Политическое поведение и политическое действие – тождественные понятия;
3. Политическое поведение есть специфическая форма политической деятельности.

Специфика политического поведения состоит в следующем:
— это прежде всего субъект-субъектное отношение, тогда как политическая деятельность – это прежде всего субъект-объектное отношение;
— политическое поведение – такой тип активности, которая направлена на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.

Г.П. Предвечный рассматривает поведение как вид активности, направленный на изменение состояние субъекта, а не на изменение того, что находится вне субъекта.

Сказанное позволяет отметить, что понятие «поведение» относится к любым политическим действиям, характеризующим состояние субъекта во время деятельности. Такая трактовка данного понятия соответствует его определению с психологической точки зрения. Специфика политического поведения в отличие от деятельности, проявляется в конкретных разновидностях его субъектов. Такими выступают индивиды, группы, массы, толпа. Соответственно различаются виды поведения: индивидуальное, групповое, массовое. Кроме того, поведение может быть классифицировано: по мотивам – осознанное, неосознанное, произвольное, стихийное; по ситуативным особенностям – стабильное, нестабильное, кризисное, неожиданное; по способам проявления – бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности – длительное, кратковременное; по направленности – сознательное, контролируемое, неконтролируемое (импульсивное, патологическое).

Таким образом, несмотря на то, что политическое поведение неотделимо от политической деятельности, его анализ не дублирует объяснение политической деятельности, а позволяет раскрыть состояние субъектов различных уровней и модификаций в различных процессах этой деятельности.

Политические решения.

Решение — это выбор цели и способа действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности. Альтернативой называют вариант действий, исключающий возможность реализации других вариантов.

Политическое решение — это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Институционализация процесса принятия решений предполагает его формализацию, в частности, определение его процедуры.

Субъектами политических решений выступают субъекты политики:
— индивиды — члены общественных организаций, их представители в выборных органах государственной власти, политических и иных общественных организаций;
— различного рода группы, образуемые в ходе собраний граждан, референдумов, голосований и др.;
— организации в лице уполномоченных на то индивидов и групп. В зависимости от уровня иерархии, сферы деятельности, организационно-правовой формы управления, такие субъекты могут называться кабинетом министров, мэрией, советом, комитетом и т.д.

Объекты политических решений — это объекты и субъекты, находящиеся в поле власти субъекта принятия решения.

Научный подход к принятию политических решений предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании принятия решений.

Методами принятия решений являются компромисс, консенсус, гегемония и др., включая вооруженный конфликт, т.е. силовое решение проблемы.

Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок. Этот метод возможен при частичном совпадении интересов участников процесса принятия решений.

Консенсус понимается как общее согласие. Часто этот метод реализуется путем согласования. Для достижения консенсуса и его поддержания необходимы такие условия, как готовность большинства следовать законам и принятым решениям; позитивное восприятие институтов, призванных осуществлять решение; наличие у исполнителей ярко выраженного чувства принадлежности к общности (нации, народу).

Метод последовательных ограничений (метод ветвей) предполагает движение к цели «малыми шагами», путем отбора наиболее приемлемых альтернатив из тех, которые подготовлены заинтересованными группами и находятся «под рукой» у субъектов государственного управления. При таком подходе решения никогда не бывают окончательными, так как они являются результатом согласования постоянно меняющихся позиций заинтересованных лиц.

Формами закрепления принятых решений являются законодательные акты, указы, постановления, договоры, пакты, программы, манифесты и др. документы.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1003 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Политическая деятельность и политическое участие

Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает

Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает

Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает

1. Сущность и структура политической деятельности.

2. Политическое участие: формы и мотивы.

Политическая деятельность – одна из важнейших политических категорий, которая занимает одно из ключевых мест в курсе политической науки. Она возникла вследствие сочетаний двух составляющих: политики и деятельности. Деятельность –это философская категория, которая определяется как специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразные изменения и преобразования. Это определение предполагает изучение исследования различных сфер человеческой деятельности.

Политическая деятельность – одна из сторон политического поведения людей, проявляющегося в социально-политической активности субъектов политики, их реакции и приспособлений к изменяющейся реальности, политическом участии или политической бездеятельности (пассивности). Она, как и всякая деятельность, предполагает активное отношение к явлениям окружающего мира с целью изменения и преобразования их в интересах людей.

Политическая деятельность включает в себя отдельные индивидуальные, групповые, спонтанные и организованные действия субъектов политики, направленные на реализацию своих потребностей и интересов определенных общественных слоев.Потребности и интересы субъектов политического процесса обусловливают содержание политической деятельности, стимулируют действия людей в определенном направлении. Политическая деятельностьнаправлена на завоевание власти или влияние на нее. Ее структура включает объекты, субъекты, цель этой деятельности, обстоятельства осуществления, а также формы, способы и средства политического действия.

Главным объектом политической деятельности является власть. К объектам также относят политические институты, политические отношения и политическую систему в целом. Стремление к власти обусловливается потребностями и интересами людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес же направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике таким условием является завоевание власти или влияние на нее. Для одних социальных групп удовлетворение экономических потребностей и тесно связанных с ними политических интересов предполагает сохранение существующей политической власти, для других – ее свержение или изменение. Политические интересы могут порождаться не только экономическими, но и собственно политическими потребностями, т.е. потребностями в осуществлении власти, удовлетворении групповых или личных политических амбиций (политического тщеславия, честолюбия), а также потребностями духовными, нравственными, экологическими и т.д.

К субъектам политической деятельности относят классы, социальные группы, этнические общности, партии, массовые общественные организации и движения, коллективы, отдельные личности.

Как только классы, социальные группы, личности осознают, что удовлетворить экономические потребности можно лишь тогда, когда будет устранена та или иная власть или осуществлены изменения в ней, становятся политическими интересами и вызывают определенную политическую деятельность социальных субъектов. Осознать социальной структуре потребности, помочь сделать их политическими интересами призваны политические организации, четко выразить интересы могут через деятельность партии.

Политические партии, общественные движения, массовые организации выдвигают из своей среды политических лидеров, которые являются основными проводниками политики и идеологии того или иного класса или социальной группы.

Сторонники формально-институционального подхода такую же роль отводят формальным институтам и политическим организациям: государственным органам, партиям, массовым общественным объединениям.

Особое место среди субъектов политической деятельности принадлежит государству и его органам. Осуществление властных функций государством (а власть, как уже отмечалось, есть объект политической деятельности) делает его одновременно и объектом и субъектом политической деятельности. Субъективность государства проявляется как в том, что оно защищает себя, располагая различными средствами, так и в том, что оно регулирует взаимоотношения между различными субъектами политической деятельности: классами, нациями, партиями, общественными движениями, личностями.

Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть фото Что такое политическая деятельность что отличает. Смотреть картинку Что такое политическая деятельность что отличает. Картинка про Что такое политическая деятельность что отличает. Фото Что такое политическая деятельность что отличает

Важный структурный элемент политической деятельности – цель. Она может быть конструктивной или деструктивной по отношению к политической системе. Конструктивная целевая направленность предполагает укрепление политической системы путем охранительных мер или путем изменений в ее функциях. Деструктивная цель предполагает коренное преобразование политической и социальной систем, дестабилизацию существующей модели. Деятельность субъектов политики осуществляется в различных обстоятельствах, которые ограничивают политические действия или способствуют политической активности. Такими обстоятельствами могут быть политический режим, внутренняя и внешняя политическая обстановка, политическая культура населения, его менталитет (мировосприятие) и т.д. Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на достижение политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Выделяют обычно две формы политического действия – мирную (ненасильственную) и насильственную. В реализации этих форм в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

Важнейшей мирной формой политического действия является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Различие реформ и революций в том, что реформы не предусматривают переход власти от одного класса к другому, что влечет за собой революция. Реформы мирным путем способствуют экономическому и социальному прогрессу, улучшают положение трудящихся и т.п. Следует отметить, что западноевропейские реформистские политические партии, связанные с профсоюзами играли и играют огромную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся, за что и пользуются их массовой поддержкой,

К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм (от лат. conformis – сходный, подобный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют любому политическому курсу, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формуле «я человек маленький», «моя хата с краю» и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести решение политических проблем парламентским путем, т.е. посредством внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, использования избирательной системы, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Революция – это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая революция, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает радикальные изменения в экономической и политической структуре общества. Она может реализоваться в мирных и немирных формах.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление «новой» власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие классы (или господствовавшие) добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх, и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии, Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция 30-х гг. в Испании).

Органы государства и другие субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и т.д.

При регулировании деятельности политических субъектов, особенно в конфликтных ситуациях, а также из тактических соображений используются такие способы политического действия, как компромиссы и консенсусы. Компромисс (от лат. compromissum – соглашение) – договоренность между противоборствующими сторонами путем взаимных уступок; уступки ради достижения определенной цели.

Консенсус (от лат. consensus – согласие, единодушие) – принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. Метод консенсуса признан в ряде органов ООН. Он применяется на международных совещаниях и конференциях, проводимых в ее рамках. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать многие вопросы и выходить из затруднительных ситуаций. К сожалению, многие политики, призывая к консенсусу, стремятся к тому, чтобы только оппонент шел на уступки, а не сам призывающий, что обычно приводит к тупиковым ситуациям.

2. В политической науке еще Платон и Аристотель анализировали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин перехода от одной формы государственного устройства к другой в разработке формы идеального государства. В новейшее время сначала марксизм-ленинизм, обосновал социалистическую концепцию преобразования общества, а затем радикальные теории западной демократии декларировали политическое участие как компонент своих доктрин. В современной политологической науке политическое участие учитывается при разработке большинства других политических концепций объектам анализа для исследования политических институтов и процессов.

Политическое участие – неотъемлемое свойство политической и любой другой управляемой деятельности людей, которое служит одним из средств выражения в достижении их интересов. Участие приобретает политическое качество, когда личность, слой, класс вовлекаются в политическо-властные отношения в процессе принятия решений и управления, носящих политических характер. В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим. Оно может быть организованным и неорганизованным. Степень организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное.

Индийский политолог П. Шаран выделяет два вида участия: автономное и организованное, и соответственно, выделяет характерные черты:

1. Различие между организованным и автономным наблюдается только в теории, нежели в реальной жизни;

2. Практически все системы включают организованное и автономное участие. Уровень организованного участия значительно выше в демократических системах, чем в диктаторских;

3. Между двумя видами участия существует динамическая взаимосвязь. Правительства, оппозиция, политические партии стремятся войти в автономные местные группы давления, подчинить их своему влиянию и использовать в своих интересах.

В отличие от П. Шарана отдельные исследователи используют категории санкционированного и несанкционированного участия. Как правило, несанкционированное или же автономное участие осуществляется различными политическими партиями, группами давления с целью оказать влияние на действующую власть. Порой автономное участие может приобретать стихийный неуправляемый характер. Оно может проявляться в разных формах: пикетировании государственных учреждений, захвате заложников, блокадах дорог и т.д. Поводом к стихийному выступлению могут быть не только человеческие эмоции, но и различные природные факторы – небывалая жара, повышенная солнечная активность или же другие природные катаклизмы.

Антиподом политического участие может быть неучастие (от лат. absenteismi – отсутствие). Абсентеизм – это проявление равнодушного проявления населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Равнодушие, бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической выключенности как результате заорганизованности политической системы из-за низкой эффективности этой деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике – это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия. Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории западной демократии впервые право участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 1946 г. и Италии 1947 г.

Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60-70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества, а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. В этих условиях термин «участие» приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада. В обществе обострившийся массовый интерес к проблеме участия и самоуправленческим началам возрос. Демократизация общественной жизни была обусловлена, с одной стороны, неудовлетворенностью существующим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой – возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремление к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона, города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности политической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы «чрезмерного» участия, либералы же – последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание в участии трудящихся масс в политической жизни они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования административной системы, стремившейся превратить человека в «винтик» существующей политической системы, вместе с инакомыслием преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. Правящий политический режим с помощью идеологии утвердил в сознании общества приоритет общественных интересов. Политическое участие приобрело вынужденный принудительный характер. Проводимые властями массовые пропагандистские мероприятия порой шли в разрез с интересами отдельных людей, социальных групп, слоев. В этих условиях культивируемое участие означало лояльность, преданность правящему политическому режиму. В обществе возник определенный слой, номенклатура, которая формально выражала интересы народа, а на самом деле удовлетворяла за счет его свои интересы, прикрываясь господствующей идеологией. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие в форме открытой симпатии к режиму для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей. Традиция дискредитации личности, ее роли, места в социально-политическом развитии стала мировоззренческой базой преобразований в середине 80-х годов. Новые политические неологизмы – перестройка, ускорение и т.п. – оказались непонятными и даже враждебными. Бюрократия же использовала их в своих интересах для дискредитации процесса социально-политических преобразований. В этой связи распад советской системы приобрел стихийный и неконтролируемый характер.

В Беларуси, как, в прочем, и на всем постсоветском пространстве, элементы демократического участия стали достоянием незначительной части населения. Оно стало возможным не как результат качественного становления личности, а как следствие принудительного воздействия, инициативы властей. Новые формы активного участия, такие как: политические клубы, общественно-политические организации др. не приобрели массовый всенародный характер, а стали достоянием определенной части общества. Эта незначительная часть населения оказалась не способна вовлечь большую часть населения в активное участие. В следствие чего воздействие, влияние на политическую систему приобрело локальный, спорадический характер. Политическая индифферентность большинства населения позволила бюрократии усилить административное воздействие на общество, сузить границы демократических преобразований. Новые формы участия: политические партии, общественно-политические движения реально не состоялись как элементы гражданского общества, рычаги воздействия на власть. В тоже время нередки факты проявления стихийного массового движения, обусловленного экономической политикой, локальным недовольством и прочими причинами. Стихийное движение чревато серьезными социальными потрясениями, дестабилизацией политической системы.

1. Раскройте сущность и структуру политической деятельности.

2. Какие мотивы и цели профессиональной политической деятельности?

3. Дайте характеристику санкционированного и несанкционированного политического участия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *