Что такое политико географическое положение страны
Что такое политико-географическое положение страны?
Ещё с младших классов школы я знала: есть страны с удачным географическим положением, а есть государства, расположившиеся не совсем выгодно для себя. Но как определять, кто есть кто, какие для этого существуют критерии, я понять не могла. А уж информация о политико-географическом положении меня вовсе запутала. Но только на время.
Разница между географическим и политико-географическим положениями
О географическом много чего можно вспомнить из школьного курса науки о землеописании — это расположение страны по отношению к поверхности планеты и другим объектам, с которыми территория хоть как-то взаимодействует (поэтому определять положение Литвы по отношению к Конго как минимум нелогично). Если здесь можно рассматривать местоположение страны по отношению к рекам, горам и другим объектам, то политико-географическое положение оценивает только взаиморасположение административных единиц: городов, крупных селений, стран и т. д. Особенно важно оценивать положение государств относительно «горячих точек» — территорий, где имеют место военные конфликты — и отношение этих стран к подобным событиям.
Выгодное и невыгодное положение
От геополитического размещения напрямую зависит как политика, так и экономика территории:
Всё это характеризует геополитику страны как невыгодную.
У стран же с хорошей политико-географической ситуацией обычно экономически выгодные взаимоотношения с соседними государствами, мирная политика по отношению к остальным находящимся поблизости территориям и хорошо развитая торговля.
На геополитическое положение сильно влияют и природные факторы, потому что нахождение в сейсмичной зоне не может быть выгодным ни для какой страны.
Что такое политико-географическое положение
Если на пальцах, то это такое положение, которое определяет географические и политические особенности расположения государства на карте мира. А если копнуть глубже – то всё намного интереснее.
Существует несколько систем оценки этого самого положения, сокращённо – ПГП.
Политико-экономическое положение оценивается по следующим показателям:
Первый пункт – оценка границ, звучит вроде бы плоско. Но на самом деле – это очень объёмная оценка экономики государства и его соседей. Тут в расчёт идёт масса переменных. Например, уровень экономического развития соседей, весьма важно входит ли страна в какой либо экономический или политический, или военный блок.
Географическое положение страны
А вот в этой оценке участвуют больше природные признаки. Тут в расчёт идёт наличие водных и лесных ресурсов, полезных ископаемых, ландшафт, климатические зоны ну и всякое такое. Перспективность географии для туристического бизнеса – то есть наличие гор, морей, минеральных или грязевых источников. Ещё есть такое разделение в географическом положении, как центральность и периферийность. Если государство облеплено соседями со всех сторон – это центральное положение. К периферийным, чаще всего, относят островные государства. Признак ГП носит ещё и масштабированный характер, т.е. показывает глобальность, региональность и соседскость – количество и качество соседей.
География. 10 класс
§ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Объекты и основные направления политической географии. Политическая география является одним из важных направлений социально-экономической географии и находится на стыке наук. Поэтому ряд учёных отводит ей самостоятельную роль в географии.
Зародившись в конце XVIII в. как естественная наука, политическая география изучала деление мира на государства, их территорию, взаимное расположение, границы и объясняла политические процессы характером природных условий и ландшафтов.
Клуб знатоков-экономикогеографов. Известный французский просветитель Шарль Луи Монтескьё считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи обусловливают деспотическое правление. Учёный объяснял это так — для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удалённость места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Поэтому маленькие государства по своей природе должны быть республиками, а большие — подчиняться монарху. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества республиканского правления с силой монархии. Такой формой Монтескьё считал федерацию — пространственно единый союз республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии.
Прав ли был Монтескьё? Аргументируйте свои мнения «за» и «против».
Благодаря работам немецкого географа Ф. Ратцеля (рис. 22), в конце ХIХ в. особенности политического устройства, внутренней и внешней политики разных государств начинают изучать с учётом географического положения, географических условий и культурно-исторических особенностей.
Впоследствии, когда стали принимать во внимание пространственные и региональные особенности развития мира, представления о предмете политической географии значительно расширились.
Политическая география — особая географическая наука, которая изучает пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил.
С развитием науки расширился перечень объектов политической географии (рис. 23).
Основной задачей политической географии является характеристика общей пространственной картины политической жизни страны и совокупности факторов, которые её обусловливают.
Большое количество объектов послужило формированию нескольких самостоятельных научных направлений. Каждое из них динамично развивается в настоящее время (рис. 24).
Политико-географическое (геополитическое) положение
Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).
Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.
Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте. [16]
Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.
Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.
Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.
Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)
Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.
Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).
C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.
Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.
Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).
В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай». [17]
Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.
Образец выполнения работы.
Политико-географическое положение стран мира.
Политическая география –это ветвь политической и социальной географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное распределение политических сил и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны.
Политическая география изучает:
а) формирование политической карты мира и отдельных его регионов;
б) изменение в политических границах;
в) особенности государственного строя;
г) политические партии, группировки и блоки;
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний(так называемая «электронная география»).
Составной частью политической географии является геополитика,выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействие с другими, прежде всего соседними странами.
Геополитика – (по В. А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных ГП страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны.
Среди понятий и категорий основными являются: ГП страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны-сателлиты и др.
Интеграция– развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанных на проведении ими согласованной межгосударственной политики. (ПГП и ЭГП).
Сателлит– государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.
Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.
ЭГП– положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.
ПГП (геополитическое)– это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени.
Подведение итогов урока.
Вывод:чтобы понимать сдвиги качественные и количественные на политической карте мира, проблемы экономического и политического сотрудничества стран, тенденций развития МГРТ важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих политических и социальных проблем.
Практическая работа. «Политико-географическое положение Германии»
Используйте любой вариант плана (Вариант 1 или вариант 2 на выбор), используя образец выполнения работы
План характеристики ПГП.(Вариант I).
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
в) стратегическая оценка государственной границы.
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьём.
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.
4. Общая оценка политического положения страны.
План характеристики ПГП. (Вариант II).
1. Положение страны по отношению к другим странам.
2. Уровень экономического развития соседних стран.
3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.
4. Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.
5. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика. (Общая оценка).
Образец выполнения работы.
Политико-географическое положение Франции.
Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.
Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.
Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.
Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.
Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.
Что такое политико географическое положение страны
Сначала приведем определение географического положения.
Есть различие в значении терминов «географическое положение» и «местоположение». Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.
Свойствами ГП являются:
• детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;
Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к «мирового перекрестка», каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.
Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.