Что такое полоса в газете

Элементы газетного номера и полосы.

Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.

Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска.

Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.

Фонарь— статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Уголок— статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак — крупный материал, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.

Объявления заверстывают обычно на последней полосе.

Объявления и выходные данныезаверстывают обычно на последней полосе.


41. Особенности оформления первой полосы.

Первая полоса газеты – ее лицо, на которое читатель обращает внимание в первую очередь. От нее зависит, купит ли человек издание. Поэтому на первой полосе должны найти отображение самые интересные, актуальные и выразительные (или скандальные) материалы. Газета должна моментально узнаваться постоянными читателями, что требует постоянства в использовании цвета, графических элементов и расположении материалов. Обязательным элементом первой полосы газеты является название газеты, а также календарные данные, периодичность, читательская принадлежность.

При создании дизайна первой полосы следует принимать во внимание ее задачи: заинтересовать читателя статьями номера и дать ему представление о том, что же за газету он покупает. Следовательно, название и анонсы – это главное на первой полосе, и именно им отводится первоочередное место. В современных газетах, кроме обязательных элементов, на первую полосу выносятся:

• акцент номера;

• анонсы материалов;

• постоянная рубрика, например, новости в несколько строк.

Также нередко на первой полосе размещают рекламу, прогноз погоды, курсы валют, материалы с продолжением, отдельные материалы.

В целом, оформление первой полосы газеты определяется ее тематикой, объемом, периодичностью, читательским назначением. Ошибкой для ежедневной газеты является обилие материалов на первой

странице. В этом случае акцент номера растворяется в других материалах, а анонсы могут вообще затеряться. Хотя для газет из 4-6 полос вполне возможно размещение на первой полосе небольших информаций под постоянными рубриками или материалов с продолжением на внутренних полосах. В газетах большого объема (например, «Зеркало недели») анонсы превращаются в оглавление (подобно книжному). Задача оформления первой полосы – дать как можно больше информации о содержании номера и, одновременно, не перегрузить материалами, сделать четкие акценты. В этом важную роль играю выработанные традиции оформления, лаконичность заголовков, смысловая яркость фотографии- акцента номера, информативность анонсов. Тенденция сжатости изложения информации диктуется временем – читатель не успевает ознакомиться с материалами большого объема.

Главное пространство на первой полосе – это верхняя половина. Достаточно пройти вдоль газетных лотков и киосков, чтобы заметить, что очень часто газета лежит (или висит) сложенная пополам, и покупатели видят только верхнюю ее половину. Если изданию немного повезет, его могут развернуть, но если этого не случится, то будущий читатель все равно как-то должен составить себе представление о номере. Поэтому вся важнейшая информация выносится в верхнюю половину первой полосы.


42. Особенности оформления текстовых материалов разных объемов.

Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.

Чем важнее статья или заметка, тем более крупный шрифт используют для набора заголовка. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок. Верстальщику приходится учитывать и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.


43. Основные приемы оформления текстовых материалов, управляющие читательским вниманием.

Это текстовое деление на абзацы, колонки, изменение кегля, начертания, применение лида, эпиграфа, примечания, выделение курсивом (в т.ч.вопрос в интервью), подложка, врезка, рамка, структурирование текста по номерам, (1,2,3) буквам (а,б,в) точкам и прочая, иерархия заголовков и др (придумать по ходу).


44. Виды газетных заголовков и заголовочных комплексов. Приемы их оформления.

1) организуют, направляют и облегчают чтение:

— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и тем самым подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;

— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию;

— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем;

2) углубляют понимание статьи, т. к. наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и соотв. подразделов, место каждого в общей структуре произведения;

3) усиливают справ. функцию, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания.

Заголовки акцентируют внимание читателей на наиболее важном и интересном материале, поэтому их оформлению придается первостепенное значение. При оформлении газеты большое внимание должно быть уделено правильному подбору заголовочных шрифтов и их сочетанию с шрифтом основного набора. Газетные заголовки набирают шрифтами разных гарнитур и начертаний, преимущественно кегля 32, 28, 16, 12 п. Заголовки бывают одно-, двух- и многострочными. Строки в заголовке размещают в соответствии с правилами их группировки. Для выделения заголовки подчеркивают линейками, заключают в рамки.

Виды (приемы):

Глухой, флаговый (заголовок, набранный по левому или правому краю текста ), закрытый, открытый.

Врезка – самостоятельный объект внутри публикации в рамке обычного

Буквица – огромная оформительская первая буква.

Выворотка – когда меняется фон с белого на цветной, цвет шрифта. Напр. Текст заходит на фото.

Подложка – часть текста на другом цвете. Моногарнитурный и полигарнитурный.

Заголовочные комплексы – простой, сложный, составной.

Простой – 1,2 строчки. Он, как правило, состоит из одного предложения, включающего в себя ка­кую-то законченную мысль. Он может быть по характеру не только утверди­тельным, но и вопросительным

«Усложненный» заголовок (с лидом) Подобные заголовки отличаются от «простых» тем, что «формируют­ся» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, пред­ставляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала.

Составной– с фото. Редко.

«Заголовочный комплекс»

В их со­став входят основной заголовок и под­заголовки (дополнительные заголов­ки) самой разной сложности и назна­чения.

Шрифтовое оформление заголовков

Выразительность заголовка во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и количеством колонок, на которые он разверстан, а также местом заголовка на газетной полосе и ее форматом. Между объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок.

Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет недостаточно выделен.

Шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну­, две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.

Многострочные заголовки рекомендуется набирать шрифтами более мелких кеглей — на одну ступень ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь.

Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки.

Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают «черными» (жирными и полужирными) начертаниями шрифтов. Целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой­-либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана курсивным полужирным шрифтом, то заголовок стоящей под нею статьи лучше набрать прямым светлым.

При необходимости можно добиться контрастности и между соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какой­либо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.


45. Виды изобразительных материалов. Практика их использования в газете. Приемы размещения иллюстрации на газетной полосе. Требования, предъявляемые к ним.

Иллюстрация в буквальном переводе означает «освещение», «пояснение», «наглядное изображение»

Иллюстрация– любое изображение, которое служит пояснением или дополнением к тексту и способствует раскрытию его содержания с помощью зрительных образов Ее важнейшая задача – не украшать, а информировать. Виды иллюстрации – фотографии и рисунки, репродукции и карты, схемы и графики, компьютерные анимированные и трехмерные иллюстрации(3D-модели). Графические иллюстрации.

В целом основные функции такие:

По советским учебникам задачи газетной иллюстрации такие:

сатирические и юмористические

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: «в обтравку», под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Отличительной чертой некоторых газет (молодежных, рекламных и др.) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания человека.

«Плакатный стиль» предполагает активное использование фотоиллюстраций – плакатов, крупных снимков в сочетании с «шапкой», «врезкой», набранной прописным или даже заголовочным шрифтом, с броскими линейками, «воздухом», цветовыми акцентами и т.д.

Фотография– важнейший элемент оформления газетной полосы. Появление фотографии не только расширило эти возможности, но и дополнило арсенал журналистики еще одним мощным документальным инструментом, однозначно свидетельствующим о факте произошедшего: снято – значит было. Эта способность фотографического изображения очень быстро продвинула фотографию с позиций иллюстрирования к собственно информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов,» – говорил знаменитый американский фотограф Эдвард Стейхен.

Сейчас существует большая проблема – бытует точка зрения, что лучше плохая фотография, чем никакой вообще. Хотя основная функция иллюстрации – информировать, а не украшать. Жанр газетной фотографии – фотография с места события.

Требования к фотографиям:

 Она должна быть профессиональной по качеству и соответствовать тематике полосы.

 Наиболее привлекательными снимками считаются фотографии, где объект в движении.

 С содержательной точки зрения наиболее привлекательно смотрятся фотоснимки, показывающие объект в движении (это касается и портрета).

Статичные снимки – для особых случаев (если есть особая задумка).

Графика

Графика – привлекательный элемент издания. Но это не элемент декора. К графическим иллюстрациям относят:

Рисунки (карикатуры), графические иллюстрации. В прессе существует себе еще одна разновидность иллюстрации – инфографика – всевозможные рисованные иллюстрации-схемы, схемы, диаграммы, карты облегчающие представление «технологии» происшедшего. Пространственно реконструированный механизм события позволяет читателю-зрителю максимально точно и максимально быстро разобраться в ситуации, например в аварии самолета, ограблении банка, реконструкции здания и т.п.

Инфографика переводит на язык зрительных образов и делает наглядными самые сложные ситуации, объяснение которых практически невозможно одними лишь словами. Внедрение в редакционную практику компьютеров и спец программ для изображения значительно облегчило эту задачу журналистам, позволило самые сложные схемы-конструкции рисовать максимально быстро, что крайне необходимо при оперативной передаче информации.

Информационная графика (карты, таблицы, диаграммы) – также этот компонент называется инфографика

Коллажи функции– однозначно публицистическую, прямо выражая мнение издания по тому или иному вопросу.

Верстка иллюстраций – два метода:

 комплексный (групповой) – когда множество иллюстраций связаны одним сюжетом. Снимки образуют единый иллюстративный образ (единый иллюстративный блок в центре или вверху).

 Раздельный метод верстки – каждая фотография представляет самостоятельный материал.

Квадратных форм фотографий сегодня стремятся избегать. Обычно форма прямоугольника. Фотографии часто помещают внутрь текста – из снимка получается вырезанная по контуру картинка-наклейка.

Говоря об иллюстрациях в периодических изданиях, мы говорим об информационном материале, основным жанром, конечно, остается фотография (и такие жанры фотожурналистики, как фотопортрет, фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения. Но не менее часто используется графика (рисунки, карикатуры)

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Что такое полоса в газете

Почему в типографиях макеты меряют полосами?
Каждый, кто сталкивался с вопросом «сколько полос в блоке?», наверняка сначала переспрашивал, а потом, после разъяснений, удивлялся — зачем использовать еще одно слово для того, что уже имеет понятное название — «страница»?

Давайте разберемся.
Итак, «лист» — это лист в буквальном значении — физический плоский листочек, который можно запечатать с двух сторон. Получаем 1 лист и 2 страницы (или одну, если печать односторонняя). С лифлетом в одно сложение тоже все просто: первая страница, разворот 2—3, последняя — 4.

А если не листовка, а сложенный два раза лифлет? Вот тут и появляется понятие полосы.

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете
Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете
Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете
Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете
Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рекламные предложения оперируют той же терминологией. Полостная реклама, модуль в полполосы горизонтально, 1/3 вертикальной — все это измерено полосами именно потому, что модуль может находиться на «логической» странице, а не физической.

Источник

Строение газеты

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Прежде всего, раз в этой главе мы говорим о газетной верстке, забудем на время слово «страница» и будем применять слово «полоса», которое традиционно используется в работе с газетами. Большой разницы, конечно, нет, но имеет смысл привыкать к устоявшимся терминам.

Устройство обычной газеты предельно просто. Основными ее частями являются:

• первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;

• последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и подобные данные;

• все остальные полосы.

Для всех полос, кроме первой и последней, нет устоявшихся традиций оформления, которым необходимо неукоснительно следовать. Конечно же, есть разница между оформлением телепрограммы и обычных статей, поэтому можно выполнить и дальнейшее деление полос по типам информации, размещенной на них:

• информационные полосы – с различными статьями, интервью, даже с самостоятельными литературными произведениями;

• развлекательные полосы – с кроссвордами, анекдотами, головоломками и другим подобным материалом;

• полосы телепрограммы – название говорит само за себя;

• рекламные полосы – содержащие рекламные статьи и объявления;

• полосы объявлений – с различными частными и официальными объявлениями без уникального оформления (как на рекламных полосах).

Такое деление достаточно условно, поскольку в зависимости от издания те или иные полосы могут отсутствовать или на них может быть отведен фрагмент одной из полос. К примеру, в газетах развлекательного характера можно найти по несколько полос, отведенных на анекдоты и кроссворды (а то и вся газета от начала до конца). В то же время в более серьезных изданиях таким материалам отводится только часть одной из полос или их может не быть вообще.

С точки зрения дизайнера, работающего над газетой, разница невелика – независимо от того, заполняет он анекдотами пять полос или две колонки на последней полосе, он пользуется одинаковыми устоявшимися приемами оформления.

Источник

Компью А рт

Дизайнера и верстальщика газеты можно сравнить с архитектором и строителем, а основные элементы оформления газеты — с кирпичиками, из которых возводится здание, то есть газетный номер. Дизайнеры и верстальщики решают комплекс проблем, связанных с планом этого строительства —
с композицией номера и полос, с размещением материалов и т.д. Композиция полос зависит от композиции всего номера газеты, в свою очередь определяемой содержанием публикуемых материалов и их характером.

Композиция номера газеты

Практически в каждой газете постепенно складывается более или менее устойчивая композиция, под которой подразумеваются характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики.

Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.

Но устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой­либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.

Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.

Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какой­либо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов. Это может быть выделение в форме тематической полосы или страницы­плаката (см. ниже) и т.п. В целях выделения может быть использовано и изменение формата какой­либо из полос номера. Так, в небольшой газете, выходящей в формате A3 на четырех полосах, возможна замена двух внутренних смежных полос одной большой полосой формата А2. Эта полоса будет верстаться как бы «повернутой на бок». Подобный прием укрупнения формата применяется в тех случаях, когда необходимо более подробно осветить какую­либо важную тему. Но возможно и уменьшение стандартного формата полосы, например с A3 до А4. Этим пользуются по большей части при оформлении «газеты в газете» (см. ниже) или спецвыпусков. Например, таким образом оформляют какой­либо из разделов, помещая на каждой странице вместо одной полосы стандартного формата A3 по две полосы формата А4, располагающиеся вместе со средником, который их разделяет, горизонтально, вдоль поперечной оси всего номера.

Разрабатывая композицию номера, можно в целях выделения какой­либо полосы изменять количество текстовых колонок на ней. Например, в газете, верстающейся на пять стандартных колонок, при необходимости выделяют одну из полос, размещая на ней шесть узких колонок. Иногда такое изменение числа текстовых колонок связано с характером постоянно помещаемых на полосе материалов. Так, если на последней полосе газеты публикуются мелкие информационные сообщения, то ее можно постоянно верстать на шесть колонок, что открывает более широкие возможности для верстки и оформления материалов.

Композиция номера во многом
определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос.

Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.

Важный элемент композиции газеты — ее разделы и рубрики. Рубрики подразделяются на служебные, определяющие жанр или источник публикуемого материала, и тематические, указывающие направление и характер публикации. Для композиции номера решающее значение имеют именно тематические рубрики, которые позволяют реализовать дифференцированный подход к читательской аудитории, систематизировать материал газеты и ориентировать его на конкретные группы читателей. В каждой газете существует несколько разделов, в которых помещают материалы определенного направления, характера или жанра. Раздел газеты может совпадать с рубрикой, но чаще статьи и заметки, входящие в какой­либо раздел, печатают под разными рубриками, которые выступают как его части. Чем больше таких рубрик, тем разнообразнее газета. В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определенную аудиторию и т.д. Одни рубрики используются в издании постоянно или живут длительное время, иногда несколько лет, и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие связаны с конъюнктурой или имеют сезонный характер. Применяются и эпизодические рубрики, которые помогают уточнить характер публикации в одном номере и более не повторяются. Они также помогают читателям, хотя и не играют большой роли в формировании лица газеты.

Рубрики различаются и периодичностью, частотой своего появления в газете. Одни применяются в каждом или почти в каждом номере, другие, рассчитанные на определенные читательские группы, используются реже, с большими или меньшими интервалами. Некоторые предназначены для всей читательской аудитории, иные — лишь для ее части.

У рубрик в газете своя жизнь: какие­то из них могут наскучить читателю, а другие потребовать обновления. Иногда достаточно видоизменить рубрику над старым постоянным разделом газеты, чтобы его материалы стали восприниматься поновому. Лучший метод обеспечить оптимальное функционирование системы рубрик газеты — планирование, для чего составляются редакционные планы по рубрикам, определяется периодичность их появления в газете; рубрики закрепляются за определенными страницами номера и местом на полосе, связываются с конкретными днями недели или месяца.

Композиция газетного номера в значительной мере определяет характер его верстки.

Особенности композиции специальных номеров газеты

Особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какой­либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.

Особый вид целевого номера представляет так называемый объединенный номер. Он выпускается редакциями нескольких газет и посвящается теме, представляющей общий интерес для читателей всех этих изданий. В номере, независимо от места его издания, помещают одни и те же материалы, подготовленные по единому плану журналистским коллективом из представителей всех газет. Редакции выпускают номер по заранее разработанному макету. На первой его странице обычно воспроизводят названия и логотипы всех газет, принимавших участие в подготовке номера. Здесь же помещается и вводная часть, сообщающая о целях выпуска объединенного номера и о его участниках.

Верстка газеты

Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. Но, несмотря на общую основу, у этих двух процессов своя специфика, которая определяется различием задач, стоящих в каждом случае перед дизайнером и верстальщиком, а также разницей в количестве и характере материалов.

Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных статей и заметок (со всем, что отобрано для публикации) и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики, определяя место каждого материала. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Характер материалов, которые должны быть здесь напечатаны, уже в основном определен; теперь необходимо организовать и разместить их на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления — с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.

В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно.

Рассмотрим некоторые закономерности верстки, знание которых поможет в решении практических вопросов, связанных с оформлением газеты.

Общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.

Выделение достигается с помощью различных средств верстки и технического оформления, прежде всего — выдвижением важнейших материалов номера вперед. Не случайно в газетной практике бытует термин «первополосный материал»: он означает, что содержание какой­либо статьи или заметки настолько важно, что она достойна помещения на первой полосе, с которой читатель начинает ознакомление с номером. Несмотря на оправданное желание «закрепить» материалы основных разделов и рубрик газеты на относительно постоянных, привычных для читателей местах, при необходимости следует менять их расположение в номере, выдвигая важнейшие на данный момент разделы вперед.

Кроме общих для всех газет основ верстки, существуют особенности, характерные для каждого из изданий. Это и понятно: ведь верстка как один из главных компонентов внешней формы газеты в значительной мере определяет ее лицо. Как и другие элементы газетной формы, верстка, конечно, зависит прежде всего от характера и направления материалов газеты, а также от ее типа, формата и объема. Ее особенности связаны и с запросами, и с требованиями читателей данного издания.

Качество верстки газеты в основном определяется квалификацией верстальщиков. Нередко именно мастерство верстальщиков определяет характерные черты верстки и оформления того или иного издания, особенно при выпуске однотипных газет, выходящих в примерно равных условиях, решающих одинаковые задачи и предназначенных для одного круга читателей. Особенности верстки газеты во многом зависят и от технической оснащенности типографии.

Обычно из нескольких возможных вариантов верстки выбирают тот, который обеспечивает быстрейший выпуск номера и наиболее высокий уровень его оформления. Верстка должна облегчать производство и выпуск номера, а не осложнять и задерживать их.

На специализированных форумах часто просят назвать конкретные издания в качестве примера для верстки газет. Найти образец для подражания среди российских или зарубежных газет несложно, но не стоит забывать, что бездумное, механическое заимствование различных приемов верстки и оформления даже самых лучших изданий, без учета возможностей использования этих приемов в конкретной обстановке, может привести к удлинению процесса выпуска номера и даже к срыву графика производства газеты.

Особенности верстки газет зависят, наконец, и от традиций, сложившихся в процессе ее развития, а также от национальных предпочтений. Так, специфика верстки российских газет характеризуется относительно большими размерами публикуемых материалов по сравнению с материалами, помещаемыми в большинстве зарубежных изданий. Это различие в объемах газетных материалов объясняется прежде всего принципиально разными задачами, которые стоят перед российской и, например, американской прессой. Если большинство американских изданий стремятся лишь информировать читателей о происходящих событиях, то российская пресса, как правило, предлагает читателю материалы аналитического характера.

Большими объемами печатаемых материалов объясняется, например, распространение в отечественной печати многогарнитурного стиля оформления газетных заголовков. Поскольку в последнее время публикация крупных аналитических материалов все чаще сочетается с подачей большого количества разнообразной краткой информации, значительная часть номера как центральных, так и местных изданий стала конструироваться из заранее подготовленных информационных блоков или разделов. Одна из устойчивых форм организации таких разделов — газетная колонка. Иногда несколько колонок объединяют в тематический блок — подборку.

Информационные тематические или разнотематические колонки занимают значительное место в каждом номере, а сочетание таких колонок лежит в основе компоновки страниц многих газет. Комплекс таких информационных сообщений дополняет крупные проблемные статьи в номере.

Стремление сочетать публикацию объемных материалов и множества мелких тематически организованных информационных сообщений накладывает заметный отпечаток не только на верстку, но и на композицию номера в целом. Это предполагает как размещение устоявшихся разделов­колонок в определенной части той или иной полосы, так и планирование их появления по определенным дням недели. Информационные разделы­колонки должны органично входить в систему информационных рубрик газеты.

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рис. 1. Простая верстка полосы. Газета «Метро»

Вместе с тем компоновка полосы номера из композиционных элементов в форме колонки закономерно предопределяет их размещение по вертикали, то есть более частое использование приемов вертикальной верстки и соответствующего оформления материалов. Вот почему для газет, где в основу композиции некоторых полос положена информационная колонка, так характерны различные разновидности вертикальной верстки.

При верстке газет следует учитывать ее особенности, связанные с историческими и национальными традициями, которые нужно поддерживать и развивать. Разумеется, это не должно вести к отказу от заимствований лучших приемов оформления иностранных изданий: они возможны и допустимы, но при условии, что не будут противоречить характеру газеты, задачам, принципам и традициям ее оформления. Здесь в равной мере противопоказаны и вредны обе крайности: как своеобразный национальный нигилизм — пренебрежение национальными традициями оформления своей прессы, так и разновидность национального газетного шовинизма — отказ от всего «чужого». Известный английский газетный дизайнер А.Хатт писал, что знание различий в национальных стилях оформления газет способствует пониманию собственного стиля и может помочь верстальщику и дизайнеру критически отнестись к собственной работе. Немалое значение имеют и традиции верстки конкретного издания.

В последнее время большое влияние на верстку газет оказывает журнальная верстка. Однако при совпадении целей и задач газетная и журнальная верстки во многом различаются. Верстка газеты должна обеспечить быстрый, оперативный выпуск номера. Верстальщик журнала обычно имеет в своем распоряжении несравнимо большее время, что позволяет ему пользоваться иными, более сложными приемами верстки и дизайна. К тому же журнал, как правило, печатается на иной полиграфической технике и на бумаге более высокого качества, чем газетная, что позволяет воспроизводить сложные виды иллюстраций. Механическое перенесение в газету различных журнальных приемов верстки и дизайна, например вертикальной постановки набранного заголовка рядом со статьей, приводит к неприятию газеты читателем, привыкшим к традиционным газетным приемам верстки.

Виды верстки

В газетах применяют несколько типов (стилей) верстки. Для каждого из них характерны свои приемы размещения и технического оформления текстовых и иллюстративных материалов на полосах. Неоднократно делались попытки найти общую основу для классификации этих типов верстки и их разновидностей. Так, немецкий дизайнер Альберт Мейер выделял верстку, «не перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «перекрещивающуюся по вертикали и жесткую по горизонтали», «горизонтально­переменную» и «перекрещивающуюся по вертикали и переменную по горизонтали».

Подобная классификация, несмотря на ее простоту и удобство, недостаточна. Она не учитывает ряда важных признаков верстки — таких как направление размещения материалов на полосе, их симметрия или асимметрия. Поэтому целесообразно отказаться от попыток определения общей основы всех типов (стилей) и видов верстки и классифицировать их по трем группам признаков. Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе. К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Действительно, каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника (рис. 1).

Одной из разновидностей простой верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального формата. Благодаря этому при брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных горизонтально прямоугольников — «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки.

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рис. 2. Ломаная верстка полосы. Газета «Ракурс»

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рис. 3. Вертикальная асимметричная верстка полосы. Газета «Метро»

Верстка с размещением материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной верстки (рис. 2). Статья или заметка приобретает при этом различную, иногда сложную форму — «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольников­колонок разной высоты.

Вторая группа признаков классифицирует верстку в зависимости от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается). Если высота большинства статей и заметок на полосе превышает их ширину, она называется вертикальной (рис. 3). При этом все или почти все тексты представляют собой одноколонные или многоколонные прямоугольники, вытянутые по вертикали. Если текст размещают в нескольких колонках разной высоты, он может получить и иную, более сложную форму; однако главным для его разверстки остается вытянутость по вертикали.

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рис. 4. Горизонтальная верстка полосы. Газета «Глагол»

Для горизонтальной верстки характерно размещение текстов многоколонными прямоугольниками, растянутыми по горизонтали: общий формат публикации при этом больше ее высоты. В таком случае газетная полоса может быть расчленена на несколько «этажей» (рис. 4).

При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной верстки: текст разверстывают горизонтально на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая две­три последние.

Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии верстку называют асимметричной.

При симметричной или асимметричной верстке в равной мере допустимо пользоваться приемами вертикального или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать простую прямоугольную или сложную ломаную форму.

Таким образом, для определения особенностей верстки какой­либо газеты приходится давать развернутую характеристику, учитывающую все основные признаки, о которых шла речь выше. Например, верстальщики «Московского комсомольца» применяют брусковую (по конфигурации материалов), смешанную (вертикально­горизонтальную), асимметричную верстку.

Как определить тип верстки, который максимально отвечает задачам, стоящим перед газетой? В каждом отдельном случае нужно принимать во внимание конкретные особенности издания: соответствует ли верстка типу газеты? Обеспечит ли она ясность в размещении материалов и вместе с тем даст ли достаточные возможности для выделения важнейших статей и заметок? Позволит ли добиться разнообразия, живости и динамизма в оформлении? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, верстальщику приходится взвешивать преимущества и недостатки того или иного вида верстки.

Простая (прямоугольная) верстка обеспечивает ясность размещения материалов в номере, облегчает их восприятие. Верстальщик получает широкие возможности выделения важнейших публикаций номера и полосы, изменения формата колонок, применения различных приемов технического оформления. Эта верстка особенно удобна для газет с уплотненным графиком выпуска. Она позволяет при необходимости быстро переверстать полосу, заменить одну или несколько статей.

Но при всей кажущейся простоте применение этого вида верстки требует от верстальщиков и дизайнеров достаточно высокого уровня профессионального мастерства. Неумелое ее использование может привести к однообразию оформления газеты.

Есть свои достоинства и у ломаной верстки. Она позволяет придавать материалам газеты различную, иногда сложную конфигурацию, предоставляет большие возможности их выделения. Благодаря этому расширяется выбор средств, с помощью которых можно оживить лицо газеты. Приемами ломаной верстки успешно пользуются, когда необходимо более разнообразно оформить номер или какую­либо из его полос, умело подать в газете материалы, контрастные по содержанию и форме.

Однако при такой верстке необходим весьма точный расчет в процессе макетирования номера. Верстка газетных полос усложняется и может потребовать дополнительного времени, не предусмотренного графиком. А самое главное, подобная верстка усложняет восприятие материалов номера. Излишний контраст между материалами может привести к пестроте оформления газеты. Поэтому сфера применения ломаной верстки в нашей прессе в последнее время сужается. Если в 50­е годы ее приемами охотно пользовались не только в молодежных, но и в целом ряде областных и центральных газет, то теперь многие газеты перешли к более простой верстке (рис. 5).

Что такое полоса в газете. Смотреть фото Что такое полоса в газете. Смотреть картинку Что такое полоса в газете. Картинка про Что такое полоса в газете. Фото Что такое полоса в газете

Рис. 5. Верстка газеты «Известия»

Желая использовать достоинства различных видов верстки и избежать недостатков, газетные верстальщики часто сочетают их элементы. В одном и том же номере статьи и заметки разверстывают на колонки равной или разной высоты, придают материалам прямоугольную или более сложную форму
и т.д. Подобная смешанная верстка позволяет соединить простоту и ясность размещения газетных материалов, несложность воплощения замыслов с достаточно широкими возможностями оформления. Она получила большое распространение в центральной и местной прессе.

Кроме того, возможно комбинирование вертикального и горизонтального размещения материалов в номере. Вертикальная разверстка текстов — один из самых старых приемов размещения материалов в газете. Длительное время все статьи и заметки разверстывались в газетах последовательно в одну колонку за другой. Понятно, что в результате все тексты принимали форму вытянутых по вертикали узких прямоугольников. И в настоящее время статью или заметку чаще всего заверстывают на ограниченное число колонок — одну, две, три. Читатели привыкли к такому традиционному построению газетных текстов, оно удобно и для верстальщиков. Подобное расположение материалов номера позволяет с равным успехом применять как простую, так и ломаную верстку и не затрудняет выделение материалов.

Достоинствами вертикальной верстки объясняется широкое применение ее вариантов во многих газетах. А в некоторых из них возродили прием вертикального размещения материалов в одну колонку — он оказался удобен при разверстке многочисленных мелких информационных заметок и сообщений.

Горизонтальная разверстка также позволяет четко разграничить материалы различных разделов и рубрик газеты — обычно на каждом «этаже» полосы располагаются статьи и заметки, входящие в какой­либо один раздел. К тому же, полоса получает необычный вид. Но вместе с тем подобная верстка ограничивает возможности верстальщика, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Кроме того, она эффективна лишь при размещении крупных статей, если полоса компонуется всего из трех­четырех больших текстовых «кусков»; мелкие же заметки, оформленные таким образом, выглядят весьма странно.

Практика показала, что неумеренное применение горизонтальной верстки приводит к однообразию в оформлении газеты, поэтому многие верстальщики стараются сочетать приемы вертикальной и горизонтальной верстки. Разверстывая большинство текстов вертикально, отдельные крупные статьи они размещают по горизонтали — «подвалом», «чердаком» и т.п. — или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок.

Применяя симметричную и асимметричную верстку, надо учитывать их возможности. Умело сверстанная симметричная полоса привлекательно выглядит и может украсить номер, поэтому симметричную верстку сейчас применяют в основном при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц и подборок. Но в большинстве случаев предпочитают использовать асимметричную верстку, поскольку, в стремлении добиться одинаковой величины симметрично расположенных заметок, приходится подчас сокращать некоторые из них, удаляя предложения и целые абзацы, жертвуя содержанием материалов ради избранной формы.

Асимметричная верстка более динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших заметок. Но асимметрия не означает беспорядка на газетных полосах — она должна быть продуманной, только при этом условии такая верстка поможет избежать однообразия в оформлении газеты. Разумное сочетание приемов симметричной и асимметричной верстки — наилучший из возможных вариантов компоновки номера. Верстая газету в основном асимметрично, можно при необходимости использовать отдельные элементы симметрии, например расположить на асимметрично сверстанной полосе симметричную подборку или же выделить в номере тематическую страницу с помощью симметричной верстки ее материалов.

Таким образом, верстальщики имеют широкие возможности для выбора различных видов верстки газет. В основе этого выбора, как было сказано, лежат понимание и оценка ряда объективных и субъективных моментов — типа газеты, опыта и мастерства дизайнеров и верстальщиков, возможностей полиграфической базы и т.д.

Тип газеты и верстка

Выбор типа верстки во многом определяется особенностями читательской аудитории, а также стремлением найти для газеты индивидуальное лицо, отличное от других периодических изданий. Для центральных, республиканских, краевых и областных массовых изданий характерно тяготение к спокойной брусковой верстке.

Приемами этой верстки все чаще пользуются и в молодежных газетах, однако в них чаще, чем в других изданиях, применяют и ломаную верстку. Это связано с особенностями читательской аудитории молодежных изданий, с необходимостью более живого и яркого их оформления. Молодежные газеты, как правило, увеличивают количество текстовых колонок на полосах, что дает дополнительные возможности для размещения материалов.

Информационный характер вечерних газет определяет небольшие размеры большинства публикуемых материалов и обусловливает довольно сложную верстку. Обычно в таких газетах увеличивают количество текстовых колонок на полосе и применяют смешанную верстку.

В большинстве районных газет применяют простую вертикально­горизонтальную асимметричную верстку.

Основные недостатки разных видов верстки

Недостатки верстки, как правило, весьма относительны: то, что ранее считалось недостатком, с течением времени может перестать быть таковым. Один из наиболее ярких тому примеров — изменение отношения к так называемому перерезу. Перерез газетной страницы горизонтальной линейкой или вследствие установки на одном уровне заголовков нескольких соседних материалов раньше считался недопустимым. Чтобы его избежать, применяли различные приемы: передвигали один из заголовков в середину заметки, отбивали линейками и т.д. Но когда в газетах стала активно использоваться горизонтальная верстка, отношение к перерезу изменилось.

Однако существуют недостатки, которые повторяются в сотнях самых разных по своему типу и характеру изданий. Несмотря на их различие, у большинства этих недостатков общая основа — невысокая квалификация некоторых верстальщиков и дизайнеров, непонимание ими особенностей, специфики верстки и оформления той или иной газеты, связанное с этим стремление применить приемы верстки, не соответствующие ее задачам и характеру, а также игнорирование
ограничений, связанных с возможностями полиграфической базы. Одна из причин возникновения многих недостатков в области газетной верстки — утрирование какой­либо из ее сторон, упорное и постоянное применение каких­либо ее приемов, даже когда в этом нет никакой необходимости.

Так, оправданное стремление к простоте и ясности верстки, доведенное до крайности (простота во что бы то ни стало!), приводит к так называемой серой верстке. Она выражается в подаче материалов «сплошняком», в одну колонку, без попытки как­либо разрядить текст. Серая верстка однообразна, отталкивает читателя и способна погубить любой, даже самый интересный и содержательный материал. Часто этот эффект возникает при неумелой подаче крупных материалов, особенно в малоформатных местных газетах. Между тем с помощью ряда достаточно простых приемов этот недостаток легко устранить.

В то же время столь же понятное желание избежать штампа и стандарта в верстке, доведенное до предела, приводит к гипертрофированным формам ломаной верстки — к крайнему усложнению оформления и столь замысловатому размещению заметок, что верстка, в конце концов, начинает запутывать читателя, превращая газетный номер в ребус. На полосах появляются уродливые «горбатые» подвалы, заметки с чудовищно длинными «ножками», статьи непонятной многоугольной формы. Подобные ошибки особенно часто встречаются в «желтой» прессе и в рекламных изданиях.

Подражая некоторым центральным газетам, во многих местных изданиях стали активно применять горизонтальную верстку. При этом нередко теряется чувство меры: любую статью и заметку, независимо от их размеров, стараются разверстать исключительно горизонтально. В результате приходят к абсурду: 15­20­строчную заметку размещают на три­четыре колонки по четыре­пять строк в каждой.

Распространенный недостаток многих газет — непостоянство стилей верстки, когда за весьма короткое время без конца меняются виды и типы верстки. Подобная неразборчивость свидетельствует лишь о непонимании возможностей верстки, о неумении найти ее стиль, наиболее соответствующий типу и характеру данной газеты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *