Что такое полутон в музыке
Полутон
Рис. 1. Основные и производные ступени на клавиатуре форепиано
Этот рисунок необходимо зрительно очень хорошо запомнить, так как это таблица умножения в музыке, при помощи которой вы всегда сможете вспомнить подзабытую информацию и восстановить её при помощи рассчетов на основе этой таблицы.
Для лучшего запоминания обратите внимание на то, что группа двух белых клавиш с чёрной клавишей между ними похожа на символ ^ или горы. Тогда октаву можно представить как две горы + три горы или так:
Вершины галочек (гор) – чёрные клавиши, а точки их оснований – белые. Для простоты можно сказать, что это 2 + 3. Есть ещё такой замечательный советский фильм «три плюс два». А у нас наоборот «два плюс три»
Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже при изучения понятия лада.
Двенадцать полутонов, которые делят октаву, показаны на рис. 2.
Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.
Рис. 3. Основные ступени
На рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си и до образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них основные ступени с такой же лёгкостью, как на клавиатуре фортепиано. Нет! Из этого следует то, что большая часть построений в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано. Отсюда следует вывод о том, что, если вы хотите уверенно использовать теорию музыки на практике, то необходимо уверенно знать и помнить построения на клавиатуре фортепиано.
В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах. Полутон имеет значение 1/2 (0.5). Два полутона образуют тон, 1/2 + 1/2 = 1 или 2 * 1/2 = 1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3 * 1/2 = 1,5 тона и т.д. Данная ломаная линия поможет начинающим музыкантам не запутаться в расчётах. Чёрные клавиши короче, и явно не видно то, что у большинства белых клавиш соседними являются чёрные клавиши, а не белые, как может показаться, если смотреть на широкие части белых клавиш.
Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
Первый подход во многом напоминает метод «тыка». Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Без знания теории музыки можно даже стать виртуозным исполнителем. Однако отсутствие или пробелы в знании теории часто сильно ограничивает возможности человека в практике..
Второй подход часто используется учащимися, когда они пытаются не понять, а запомнить материал. Результат такого подхода один – теория музыки быстро становится непонятным и ненавистным предметом, так как запомнить всё невозможно.
Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Мы же не старамся запомнить то, как производить математические операции над всеми возможными числами. Это просто невозможно сделать. Достаточно выучить таблицу умножения и запомнить правила действия и выполнений математических операций. Аналогичный подход используется и для выполнений построений в музыке.
Волшебные клавиши
Тон и Полутон
Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?
Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.
Сразу наглядный пример на клавишах:
Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.
А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.
Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.
Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.
На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.
Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.
Тон и полутон. Знаки альтерации
В музыкальной грамоте используются следующие понятия: тон и полутон, а также знаки альтерации. Эти понятия взаимосвязаны.
В данной статье я постараюсь простым языком изложить, что означают эти понятия и как их применяют на практике. Начнем с полутона и тона.
ТОН И ПОЛУТОН
Полутон – это наименьшее расстояние между двумя ближайшими по высоте звучания нотами в современной музыкальной системе. Тон, соответственно, это расстояние между звуками, которое слагается из двух полутонов.
Для наглядности давайте взглянем на клавиатуру пианино, то расстояние между двумя ближайшими клавишами будет составлять полтона.
Расстояние от ноты до до до диез (она же ре бемоль) – составляет полтона. От до диез (она же ре бемоль) до ноты ре – тоже полтона. Соответственно, от ноты до до ноты ре – будет один тон. Кстати, обратите особое внимание на то, что расстояние от ноты ми до ноты фа – полтона, т.к. между этими белыми клавишами нет черной. Такая же история относится к расстоянию между нотами си и до – расстояние между ними всего полтона, потому что между ними нет черной клавиши. Вспомните определение: расстояние между двумя ближайшими клавишами на фортепиано составляет полтона.
Теперь обратимся к гитаре. Расстояние между двумя ближайшими ладами на грифе гитары составляет полтона.
К примеру, возьмем первую струну МИ. Если мы зажмем струну ми на первом ладу – у нас получится нота фа, на втором ладу – фа диез, на третьем ладу – соль, на четвертом – соль диез и т.д. Аналогично со всеми остальными струнами.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Теперь несколько слов о знаках альтерации. Существует шесть знаков альтерации:
На нотном письме знаки диез и бемоль изображаются следующим образом:
Функция диеза (#) заключается в том, что он обозначает повышение ноты на полтона.
Функция бемоля (b) заключается в понижении звучания ноты на полтона.
Помимо диеза и бемоля существует знак бекар:
Бекар отменяет значение диеза и бемоля, а также дубль диеза и дубль бемоля.
Дубль диез, дубль бемоль и дубль бекар встречаются в нотах значительно реже диеза, бемоля и бекара.
Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!
didi79
Я Леди.
Рис. 1. Основные и производные ступени.
Из рисунка видно, что, например, до-диез и ре-бемоль – это одна и та же клавиша. Зачем одну и туже клавишу называть двумя разными названиями? Об этом будет рассказано позже.
Двенадцать полутонов показаны на рис. 2.
Рис. 2. Равномерно-темперированный строй с 12-ю полутонами
Основные ступени и интервалы между ними показаны на рис. 3.
Рис. 3. Основные ступени
Нетрудно заметить, что при помощи фортепианной клавиатуры демонстрация интервалов между основными ступенями получается более наглядной. Например, на рис. 2 видно, что между ступенями ми и фа, си идо образуется полутон. Если посмотреть на рис. 3, то догадаться о том, что между этими ступенями находится полутон невозможно, потому что ноты располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите теперь на гитару, баян, флейту. Вы можете показать на них 12 полутонов с такой же легкостью, как на клавиатуре фортепиано? Нет! Из этого следует то, что построения в равномерно-темперированном строе наиболее наглядно демонстрируются с использованием клавиатуры фортепиано.
В пространстве расстояние между объектами измеряется в сантиметрах, метрах и других величинах. В музыке расстояния между ступенями измеряется в полутонах.
Два полутона образуют тон, 1/2+1/2=1 или 2*1/2=1. Посмотрите на рис. 2. Расстояние между ступенями до и ре равно одному тону, между ми и соль – полтора тона, а между соль и до – два с половиной тона. Красным цветом на этом рисунке показана ломаная линия, каждый отрезок которой можно условно принять за полутон. Для определения расстояния между ступенями нужно посчитать количество отрезков ломаной линии между интересующими клавишами. Между клавишами до и ре два отрезка, значит между ними два полутона или один тон. Между клавиши ми и соль три отрезка или 3*1/2 = 1,5 тона и т.д.
Зачем нужно уметь вычислять расстояния между ступенями? Существует несколько подходов к изучению музыки:
Первый подход во многом напоминает метод «тыка». Благодаря слуху можно найти гармоничные сочетания звуков и использовать их при игре на музыкальном инструменте. Можно даже научиться весьма неплохо играть и без знания теории музыки. Однако отсутствие знаний теории часто сильно ограничивает возможности на практике.
Третий подход является наиболее эффективным, так как при его использовании требуется запомнить относительно небольшой объем информации, на основе которой можно производить большое количество различных построений. Это относится и к построению интервалов, о которых будет рассказано на следующей странице.
Полутон
Акустико-математическое выражение
Интервал | Соотношение частот | В центах |
Апотома пифагорова строя | 2048 : 2187 | 113,69 |
Диатонический полутон чистого строя | 15 : 16 | 111,73 |
Большая лимма | 128 : 135 | 92,18 |
Лимма пифагорова строя | 243 : 256 | 90,22 |
Хроматический полутон | 24 : 25 | 70,67 |
Равномерно темперированный полутон | 1 : | 100 |
Звучание
B ♯ /C · D · E/F ♭ · E ♯ /F · G · A · B/C ♭ |
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
---|---|---|
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Полезное
Смотреть что такое «Полутон» в других словарях:
полутон — полутон … Орфографический словарь-справочник
ПОЛУТОН — ПОЛУТОН, наименьшее расстояние между звуками в музыке равномерно темперированного строя; единица измерения интервалов (наряду с тоном). Полутон равен 1/12 части октавы (100 центов) … Современная энциклопедия
Полутон — ПОЛУТОН, наименьшее расстояние между звуками в музыке равномерно темперированного строя; единица измерения интервалов (наряду с тоном). Полутон равен 1/12 части октавы (100 центов). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОЛУТОН — см. Тон … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛУТОН — ПОЛУТОН, полутона, мн. полутоны полутона, муж. 1. Наименьший интервал темперированной гаммы (муз.). Взять полутоном ниже. 2. Цвет, краска, образующая переход от светлого тона к темному в картине. Картина выдержана в бледнолиловых полутонах. ||… … Толковый словарь Ушакова
ПОЛУТОН — ПОЛУТОН, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. 1. ( ы, ов). Наименьшее расстояние между звуками по высоте. 2. ( а, ов). Переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОЛУТОН — см. пола. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
полутон — сущ., кол во синонимов: 2 • звук (90) • оттенок (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Полутон — ближайшее расстояние двух звуков, наименьший интервал,между которыми нельзя сделать перелива голоса. П. бывает Диатонический ихроматический. Диатонический П. состоит из двух ближайших соседних нотдиатонической гаммы, имеющих два различных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
полутон — полутон, мн. полутоны, род. полутонов и полутона, полутонов. О цвете обычно: полутона, род. полутонов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке