Что такое пороговые страны
В России в 10 раз сократили порог особо крупного размера для метадона
Правительство России внесло изменения в ряд нормативных актов, которые регулируют оборот наркотиков. Среди изменений — уменьшение порогов значительного, крупного и особо крупного размера (от которых зависит тяжесть уголовного наказания за незаконное хранение, производство, сбыт или перевозку) для метадона. Соответствующее постановление было опубликовано в пятницу, 24 декабря, оно направлено на «совершенствование контроля» над оборотом наркотических и психотропных веществ. Его разработчиком было Министерство внутренних дел.
Согласно поправкам, граница значительного размера метадона составит 0,2 г вместо 0,5 г, крупного — 1 г вместо 2,5 г, а особо крупного — 100 г вместо 1 кг. Прежние пороговые размеры метадона соответствовали пороговым значениям для героина (для него значения остались прежними). Согласно Уголовному кодексу, незаконное хранение или приобретение любого наркотика влечет за собой до 15 лет колонии, производство или сбыт — до 20 лет колонии, контрабанда — до пожизненного лишения свободы.
Метадон — синтетический опиоид, полностью запрещенный к обороту в России. Во многих странах мира он контролируемо применяется в медицине при заместительной терапии опиоидной зависимости (среди таких стран — Украина; по данным ООН, в Крыму до присоединения к России метадон в рамках медицинских программ получали 805 человек). В России запрещено лечение наркомании наркотическими средствами.
На черном рынке метадон и другие синтетические опиоиды распространены «не меньше, чем героин», сказал РБК юрист, член рабочей группы по совершенствованию антинаркотического законодательства при комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству Арсений Левинсон: «Множество людей, имеющих опийную зависимость, употребляют метадон».
В пояснительной записке к проекту постановления правительства говорилось, что в отношении метадона «за последние пять лет прослеживается серьезная динамика в сторону увеличения как массы изъятий из незаконного оборота, так и количества установленных фактов его «монопотребления», а средняя разовая доза метадона — около 0,05 г. То есть уголовная ответственность наступает в случае хранения объема наркотика, равного десяти средним дозам. «Указанное обстоятельство активно используется всей «криминальной цепочкой» наркодельцов, стремящихся избежать уголовной ответственности», — считают в МВД.
Изменения направлены на дальнейшую криминализацию наркопотребления и на то, чтобы «облегчить работу полиции», говорит Левинсон. По его словам, 1 г (порог крупного размера) — это количество, которое наркозависимые приобретают на несколько дней употребления. «Это никак не помогает решить проблему злоупотребления наркотиками, снизить уровень употребления наркотиков в обществе или понизить доступность наркотиков. Нет никакой пользы в ужесточении и так чрезвычайно репрессивных положений о размерах наркотиков. Напротив, это позволяет полиции заниматься имитацией борьбы с наркотиками. Отчитываться о раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, пресечении оборота наркотиков в «крупном» размере, а в действительности изымать только граммы, сажать наркопотребителей и при этом бездействовать в пресечении реального наркобизнеса, закрывать глаза на распространение килограммов и тонн наркотиков», — уверен эксперт.
Кроме изменения пороговых объемов метадона постановление также вносит в перечень запрещенных к обороту наркотиков несколько десятков веществ, которые в пояснительной записке к проекту постановления называются «дизайнерскими наркотиками», или новыми психоактивными веществами (НПВ). Это химические соединения из группы фентанилов, другие опиоидные анальгетики, бензодиапины, синтетические каннабиноиды.
Проблема с преследованием за оборот подобных веществ в том, что размер наркотика при задержании предполагаемого преступника точно не устанавливается, говорит Левинсон: правоохранительным органам достаточно того, что он превышает определенный порог. На практике это позволяет «на 10–20 лет лишать свободы наркопотребителей с несколькими дозами» вместо борьбы с действительно крупными партиями наркотиков, предназначенными для сбыта, уверен юрист.
Ядерный мир как феномен процесса глобализации
Осознание же возможных последствий ядерной войны стало основой заключения международных договоров и соглашений в области сокращения и ограничения ядерных вооружений, что привело к формированию договорных ядерных связей, ограничивающих свободу действий государств в ядерной сфере и усиливающих их зависимость друг от друга.
Рост количества случаев проявлений международного терроризма привел к осознанию высокого риска проявлений ядерного терроризма и шантажа. Это вынуждает государства и международные организации консолидировать свои усилия в противостоянии этой угрозе за счет закрепления взаимных обязательств.
Между военным и мирным секторами ядерной сферы также нарастает взаимозависимость. Так, в рамках единого технологического цикла (на одних и тех же энергетических установках) осуществляется производство начинки ядерных боеприпасов и топлива для АЭС, на одних и тех же радиохимических заводах идет переработка ядерных боеприпасов и отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с АЭС.
Указанные процессы и взаимозависимости представляют собой не что иное, как глобализацию в ядерной сфере, которая проявляется в структурировании ядерной сферы и формировании специфических ядерных связей между странами.
По характеру структуры и поведения систему можно отнести к социально-геополитическим. На ее геополитическую сторону указывают следующие обстоятельства:
— масштаб системы, охватывающий все ядерные государства, страны с предприятиями атомной промышленности и энергетики, международные правительственные и неправительственные организации, занимающиеся ядерными проблемами, и другие геополитические субъекты;
— многосторонние и двусторонние международные договоры и соглашения в ядерной сфере носят ярко выраженный геополитический характер.
Геополитическая система является открытой системой, взаимодействующей со странами и международными организациями, не входящими в ее состав. Особенно тесно она взаимодействует с субъектами мирового сообщества, обеспечивающими международную безопасность и стратегическую стабильность.
Таким образом, можно констатировать, что произошло становление геополитической системы, которой целесообразно дать название «ядерный мир» (ЯМ).
Рассмотрим основные подсистемы современного ядерного мира.
Россия и Китай занимают несколько обособленную позицию в ядерном клубе, отстаивают собственные интересы, которые во многом не совпадают с интересами стран НАТО. Россию и Китай можно считать относительно самостоятельными субъектами ядерного клуба.
Опасность существования пограничных стран вполне очевидна, они в любой момент могут пополнить состав группы нелегальных ядерных государств и создать угрозу нарушения режима нераспространения.
Характерна для современного ядерного мира размытая грань между теневыми, пограничными и пороговыми странами первой очереди. Вполне вероятно, что некоторые пороговые страны первой очереди уже сегодня могут быть отнесены к теневым или пограничным ядерным государствам.
Опасность существования пороговых стран заключается в том, что они создают мощный потенциал для роста числа нелегальных теневых и пограничных ядерных государств, внося неясность в перспективу дальнейшего развития ядерного мира.
Шестая подсистема. Она включает государства, обладающие предприятиями атомной энергетики и ядерной промышленности. Есть опасность, что такие предприятия будут избраны целью для нападения со стороны государства-агрессора и результат нападения окажется эквивалентным ядерному воздействию. Кроме того, предприятия атомной промышленности могут стать объектами теракта. Большую опасность такие государства представляют с точки зрения ядерных аварий и экологических катастроф глобального и регионального масштабов. Учитывая, что в мире насчитывается более 400 предприятий атомной промышленности, можно сделать вывод о необходимости объединения государств с предприятиями атомной промышленности в особую группу ядерного риска.
Седьмая подсистема. Включает негосударственные организации, в том числе террористические организации, обладающие ядерными материалами и радиоактивными веществами, которые могут быть использованы для проведения террористических актов. К ним в первую очередь следует отнести международные террористические организации, религиозные секты и экстремистские группировки.
Восьмая подсистема. К ней можно отнести международные правительственные и неправительственные организации, национальные институты и движения, регулирующие или влияющие на ядерные отношения. Например, к ним относятся:
2) международные правительственные и неправительственные организации в области использования ядерной энергии:
— Международная комиссия по радиационным единицам и измерениям (МКРЕИ);
— Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих АЭС (ВАО АЭС);
— национальные организации и исследовательские центры;
3) международные и национальные организации, исследующие влияние радиации на здоровье человека и окружающую среду: Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация радиационной защиты, Международная ассоциация радиационных исследований, Международная комиссия по радиационной защите, Научный комитет ООН по действию атомной радиации, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международное агентство по изучению рака, Международный союз радиоэкологов, Европейское общество радиобиологов, национальные исследовательские центры.
Ядерный мир имеет характерные ядерные связи и отношения. Существующие ядерные связи целесообразно разделить на несколько условных уровней.
Перечисление основных ядерных связей позволяет судить о том, что в ядерном мире формируется большое разнообразие ядерных отношений, порождающее сложную коммуникативную среду.
Структурно-территориальное построение ядерного мира является важным аспектом в познании геополитической системы. Следует обратить внимание на тот факт, что субъекты ядерного мира неравномерно расположены в различных регионах. Сегодня он формируется на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Ядерный мир в национальных масштабах предстает в рамках одного государства.
Компоненты ядерного мира. В структуру ядерного мира входят такие основные компоненты, как атомная энергетика, ядерные оружейные комплексы и ядерные силы государств. В качестве самостоятельной
компоненты можно также выделить предприятия и учреждения, использующие в процессе своей деятельности радиоактивные материалы.
Атомная энергетика существует во многих странах ядерного мира. Результаты исследования экспертного сообщества показали, что при существующих технологиях и темпах производства и потребления электроэнергии можно в течение 50 лет ожидать выброса в атмосферу сотен млрд. тонн углерода в виде углекислого газа. Это обстоятельство существенно ускорит процесс глобального потепления. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, нужны механизмы снижения объемов выбросов углерода в атмосферу. Одним из таких механизмов может служить развитие атомной энергетики. По прогнозам этих же ученых, мощность мировой атомной энергетики увеличится в три раза и к 2050 году достигнет уровня 1 млн. мегаватт. Это позволит снизить годовые выбросы в атмосферу тепловых электростанций, сжигающих уголь, до 1,8 млрд. тонн углерода в год, что составит порядка 25% объема выбросов углерода. В связи с этим очевидно, что атомная энергетика имеет достаточно большой потенциал развития.
Особенность атомной энергетики состоит в том, что с экономической точки зрения строительство предприятий по переработке ОЯТ выгодно только в том случае, если атомные электростанции вырабатывают в год более 1,5 тонн ОЯТ. Такое количество могут произвести около 50 крупных АЭС. Однако многие страны не обладают столь большим количеством АЭС, поэтому вынуждены перерабатывать и хранить ОЯТ в других странах (России, Великобритании, Франции, Китае), где имеются радиохимические заводы по переработке ОЯТ. Это обстоятельство накладывает отпечаток на ядерную энергетику различных стран, придавая каждой стране отличительные черты.
В России, Великобритании, Франции и Китае в атомный энергетический комплекс входят предприятия по производству ядерного топлива для атомных электростанций, сами атомные электростанции и радиохимические заводы по переработке ОЯТ, а также места хранения плутония и предприятия по утилизации радиоактивных отходов. Кроме того, в него входят контейнеры и транспортные средства для перевозки ОЯТ и радиоактивных отходов.
В современном мире ядерные силы различных государств отличаются друг от друга. Целесообразно провести их классификацию.
1) По уровню межгосударственной интеграции ядерного планирования в мире существуют:
— национальные ядерные силы государств (планирование применения ядерных сил осуществляется в национальных рамках).
2) По дальности действия ядерного оружия:
3) По средствам базирования ядерного оружия различают ядерные силы наземного базирования; ядерные силы морского базирования; ядерные силы воздушного базирования; комбинированные ядерные силы.
Организации, использующие в своей деятельности радиоактивные материалы и вещества, являются важной компонентой ядерного мира. По составу и предназначению они очень разнообразны: медицинские учреждения, предприятия по переработке отходов, производственные цеха, полигоны и многое другое. Распространение ядерных технологий резко увеличило число таких объектов в мире, поэтому их деятельность стала оказывать существенное влияние на людей и окружающую среду. Возникла ситуация, когда требуются консолидированные меры государств по урегулированию проблем в данном ядерном секторе.
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности.
В процессе мониторинга угроз экономической безопасности страны должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами и необратимой деградацией экономики и общества. В этой связи из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Пороговые значения – это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.
Для получения пороговых значений необходимо, сформулировать перечень основных параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности.
В соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности к таким параметрам относятся:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.
Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции. Производство которых на необходимом уровне может быть организованно в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.
Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.
2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.
Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.
Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло- электро- и водоснабжения, транспорт, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.
3. Устойчивость финансовой системы, определяющую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок. Максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей). Обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использование принятых в международной практике защитных мер.
5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.
7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.
В общем виде перечень этих параметров соответствует структуре понятия «экономическая безопасность» и отчасти детализирует ее.
Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по областям экономики.
Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства.
В связи с этим принята следующая величина пороговых значений:
— объем валового внутреннего продукта в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;
— на душу населения – 50% от среднего по «семерке»;
— на душу населения – 100% от среднемирового показателя ВВП.
Фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 34% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 24% от среднего по «семерке» и 29% от среднемирового. Большую роль в данной группе пороговых значений играют индикаторы, характеризующую структуру производства и долю импорта во внутреннем производстве.
Величина пороговых значений в этой области следующая:
— доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%;
— доля импорта во внутреннем потреблении населения – 30%, в том числе продовольствия –25%;
— доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 6%;
Фактическое состояние этих индикаторов также вышло за пределы пороговых значений. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности составляет сейчас порядка 52%, доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 2-2,5%, объем инвестиций – 17%.
Второй группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения.
В этой области определены следующие пороговые значения:
— доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7%;
— продолжительность жизни – 70 лет;
— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз;
— уровень безработицы – 8%.
Фактическое значение этих индикаторов к началу 2003 г.: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума –28%; продолжительность жизни – 65 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 15 раз, уровень безработицы более 9%.
Третьей группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния.
По этой группе определены следующие пороговые значения:
— объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;
— объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;
— дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;
— объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;
— денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.
Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2003 г. составили:
— объем внутреннего долга – примерно 22%;
— объем внешнего долга – примерно 27%;
— объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;
— денежная масса – 17%.
Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.
В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.
В условиях общего спада производства усиливаются неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными» районами.
Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 из 89 субъектов Федерации. На эти регионы приходится около 40% промышленного производства.
Таким образом, часть пороговых значений индикаторов экономической безопасности обозначает максимально допустимый предел индикаторов (доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума:
— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;
— объем внутреннего и внешнего долга;
— объем иностранной валюты, обращающейся на внутреннем рынке;
— доля импорта во внутреннем обороте;
— экономическая дифференциация субъектов Федерации).
Считается, что если фактические параметры выше этих пороговых значений, то страна в данной области находится в опасной зоне. Все другие пороговые значения обозначают минимальный предел индикатора. При этом имеется в виду, что если фактический параметр ниже пороговых значений, то страна находится в опасной зоне, а если выше, то в безопасной.
Выводы:
1. Длительное сохранение внутренних угроз без проведение эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.
2. Пороговые значения – важный инструмент системного анализа и прогнозирования. К сожалению сегодня нет количественных параметров пороговых значений, утвержденных на государственном уровне.
3. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации во все большей степени приобретают комплексный характер. Само по себе деление угроз на экономические и неэкономические становится в значительной степени условным, последние при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в военные. Усиливаются технические, военные, экономические, информационные и другие внешние опасности.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
— экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
— характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
— характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
— качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
— предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
— предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;
— предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.