Что такое палеография 5 класс кратко
Значение слова «палеография»
[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
палеогра́фия
1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гвоздарь (существительное):
Синонимы к слову «палеография»
Предложения со словом «палеография»
Понятия со словом «палеография»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «палеография»
Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.
Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.
Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.
Палеография
Полезное
Смотреть что такое «Палеография» в других словарях:
палеография — палеография … Орфографический словарь-справочник
ПАЛЕОГРАФИЯ — (греч., от palaios древний, grapho пишу). Искусство разбирать старинная письмена в рукописях и на монументах часть археологии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛЕОГРАФИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
Палеография — (греч. palaiós «древний» и graphē писание) система знаний, направленная к ориентированию в материале рукописей, преимущественно старом, т. к. последний чаще требует постановки вопросов «когда?» и «где?», разрешимых методом П. Для… … Литературная энциклопедия
палеография — и, ж. paléographie f. Историко филологическая дисциплина, изучающая внешний вид и письмо древних рукописей с целью определения времени и места их написания. БАС 1. См. Монфоконову Греческую Палеографию. Карамз. ПРП 1998 1 прил. 67. Палеография..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЛЕОГРАФИЯ — (от палео. и. графия), историко филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. Палеография определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы… … Современная энциклопедия
ПАЛЕОГРАФИЯ — ПАЛЕОГРАФИЯ, палеографи, мн. нет, жен. (от греч. palaios древний и grapho пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой нибудь рукописи. Палеография этого памятника очень… … Толковый словарь Ушакова
Палеография — наука о развитии письменности и древних рукописях. См. также: Письменность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
палеография — (неправильно палеография) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Палеография
С. М. Каштанов, В. Я. Малов, В. Л. Романова. Москва.
Греческая П. Термин «греч. П.» впервые был употреблен в нач. 18 в. Б. Монфоконом, автором первого руководства, посв. специально П., в к-ром рассматривалась история греч. письма с древнейших времен до падения Визант. империи (1453). С кон. 18 в. объектом изучения греч. П. является по преимуществу лишь письмо Визант. империи, изучаемое по пергаментным и бумажным рукописям (письмо на твердом мат-ле и папирусах в круг изучения греч. П., как правило, не входит). Труду Монфокона предшествовали исследования филологов 15-17 вв., накопивших немалый опыт по чтению и датировке греч. рукописей. Для развития греч. П. 18-19 вв. характерно накопление сведений, отд. наблюдений по истории визант. письма на основе изучения рукописных собраний (сложившихся после тур. завоевания Византии гл. обр. в б-ках Италии и Франции). В 19 в. публикуются описания собраний визант. рукописей из европ. б-к, небольшие палеографич. исследования (напр., работа нем. филолога Ф. Баста «Commentatio palaeographica», 1811), подготовившие дальнейшее появление обобщающих руководств по греч. П. В 1879 вышло первое после труда Монфокона руководство по греч. П. нем. палеографа В. Гардтхаузена (в наст. время несколько устаревшее), в к-ром рассматривается история греч. письма не только в ср. века, но и в античный период. Со 2-й пол. 19 в. проводилась большая работа по науч. изданиям факсимиле греч. рукописей нем. палеографом В. Ваттенбахом, франц. ученым А. Омоном (заслуга к-рого также и в описании греч. рукописных собраний Париж. Нац. б-ки). В 1-й пол. 20 в. вышло несколько кратких руководств по греч. П.: нем. папиролога В. Шубарта (гл. обр. по истории письма на папирусе), греч. ученого А. Сигаласа (история греч. письма с древнейших времен по 15 в.) и др. Продолжалась и науч. публикация снимков с рукописей (особенно значительно издание амер. палеографами К. и С. Лейк серии факсимиле датированных греч. минускульных рукописей до 13 в.). В последние десятилетия греч. П. за рубежом развивается в двух направлениях: 1) составление библиографич. справочников, науч. описаний рукописей и рукописных собраний (франц. ученые М. Ришар, А. Ден, Р. Девреес и др.) и 2) исследования по истории отд. мастерских письма (Ж. Иригуэн (Франция), Л. Политис (Греция), Ф. Дельгер (ФРГ) и др.).
В Россию первое известное значит. собр. греч. рукописей было привезено с Афона в сер. 17 в. А. Сухановым (ныне хранится в Гос. Ист. музее в Москве); большое собрание составили греч. рукописи, поступившие в 19 в. в Императорскую публ. б-ку в Санкт-Петербурге (совр. Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Занятия греч. П. в России первоначально были связаны с потребностями развивающейся славистики (со ср.-век. греч. письменностью тесно связана древняя письменность болгар, сербов, русских, украинцев). С сер. 19 в. появляются сборники фотокопий с греч. и слав. рукописей, статьи о связях между визант. и слав. письменностью (И. И. Срезневский, В. И. Григорович, архимандриты Савва, Амфилохий, Антонин Капустин, Порфирий Успенский и др.). Для дальнейшего развития греч. П. в России характерно научное описание эллинистами и византинистами (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский, В. Н. Бенешевич и др.) греч. рукописных собраний и отд. рукописей. После установления Сов. власти изучение греч. рукописей, их описание и составление каталогов продолжали В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, М. А. Шангин (его большая работа по греч. П. осталась неизданной). Ряд статей в области греч. П. принадлежит Е. Э. Гранстрем.
E. Э. Гранстрем. Ленинград.
В России начало лат. П. было положено О. А. Добиаш-Рождественской (1874-1939), к-рая впервые ввела ее преподавание. После Окт. революции Добиаш-Рождественская написала первую в СССР общую работу по лат. П. Проблеме возникновения готич. письма посвящены работы сов. палеографа Т. В. Луизовой. Новейшая обобщающая работа «Латинская палеография» подготовлена А. Д. Люблинской (находится в печати). Статьи по лат. П. печатаются в сб. «Средние века» (изд. Ин-та истории АН СССР).
Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., История письма в ср. века, (2 изд.), М.-Л., 1936; Foerster H., Abriss der lateinischen Pal?ographie, Stuttg., 1963 (имеется библ.).
В. Л. Романова, В. Я. Малов. Москва.
Славяно-русская П. подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные буквами алфавита глаголица, и кирилловскую, изучающую памятники, написанные буквами алфавита кириллица (поскольку подавляющее большинство слав. рукописей написано кириллицей, кирилловская П. является гл. направлением славяно-рус. П.).
Лит. (кроме указанной в статье): Черепнин Л. В., Рус. палеография, М., 1956 (имеется библ.); Жуковская Л. П., Развитие слав.-рус. палеографии, М., 1963 (имеется библ.); Тихомиров M. H., Муравьев A. B., Рус. палеография, М., 1966.
С. М. Каштанов. Москва.
К. Н. Юзбашян. Ленинград.
Грузинская П. Зарождение груз. П. как науч. дисциплины (кон. 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, в осн. определившего периодизацию всех видов груз. письма и опубликовавшего палеографич. таблицы. Одно из гл. мест в палеографич. исследованиях груз. ученых занимала и занимает проблема происхождения груз. письма. Большое внимание ей уделял акад. И. А. Джавахишвили, внесший большой вклад в развитие груз. П. Происхождению груз. письма посвящены исследования Г. В. Церетели («Армазская билингва», Тб., 1941, на груз. яз.; «Армазское письмо и проблема происхождения груз. алфавита», в сб.: «Эпиграфика Востока», (в.) 2-3, М.-Л., 1948-49). В 1958 на базе отдела рукописей Музея Грузии (Тбилиси) образован Ин-т рукописей АН Груз. ССР, ставший центром изучения груз. рукописей; ежегодно издает «Вестник».
С. С. Какабадзе. Ленинград.
Китайская П. Своеобразие развития кит. П. обусловлено спецификой кит. идеографич. письма. Вплоть до 20 в. кит. П. как самостоят. науч. дисциплины не существовало. Палеографич. исследования являлись составной частью 3 смежных отраслей науки: «науки о письменности» (вэньцзысюэ), эпиграфики (цзинынисюэ), каллиграфологии (шуфасюэ).
«Наука о письменности», возникшая в 9-10 вв., изучала начертание, произношение и семантику иероглифов. При этом исследование базировалось не на изучении конкретных памятников письменности, а на комментировании словаря «Шовэнь», автор к-рого Сюй Шэнь (рубеж 1-2 вв.) сопоставил совр. ему написание иероглифов (ок. 10 тыс.) с более древними почерками (гл. обр. с почерком 3 в. до н. э. сяочжуань). Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в 18 в. (Дай Чжэнь, Дуань Юй-цай, Гуй Фу и др.).
В работах ученых КНР все более отчетливо проявляется тенденция к сближению трех вышеуказ. отраслей науки и формированию на этой основе единой кит. П., изучающей общие закономерности развития кит. письма (исследования Цзян Шань-го и др.). Статьи по кит. П. публикуются в журн.: «Каочу» («Археология»), 1959-; «Вэньу» («Памятники материальной культуры»), 1959- (КНР); «Кокоцугаку» («Изучение надписей на гадательных костях»), 1915- (Япония).
Лит.: Ху Фу-ань, Чжунго вэньцзысюэ ши (История науки о письменности в Китае), Шанхай, 1937; Чэнь Цаинь, Шовэнь яньцзюфа (Изучение «Шовэня»), Шанхай, 1934; Чжу Цаянь-синь, Цзиньшисюэ (Эпиграфика), Шанхай, 1955; Цзян Шань-го, Ханьцзы синтисюэ (Морфология кит. письменности), Пекин, 1959.
Для совр. развития араб. П. за рубежом остаются характерными исследования частного характера: привлекает внимание проблема возникновения и ранняя эволюция араб. письма (Н. Аббот, США), изучается письмо папирусов и надписей (А. Громан, Австрия; А. Дитрих, ФРГ; М. А. Марзук и X. Хавари, ОАР; Ф. Дей и Р. Эттингхаузен, США; Г. Виет и Э. Комб, Франция; Д. С. Райс, Англия).
Сов. ученые продолжают работу по науч. описанию, публикации араб. надписей и рукописей. Значит. часть исследований в обл. развития письма (работы О. Г. Большакова, М. М. Дьяконова, Ц. П. Кахиани, В. А. Крачковской, М. X. Нейматовой, С. Б. Певзнера и др. базируется на изучении памятников араб. письма на терр. СССР (Закавказье, Ср. Азия).
Палеография*
Палеография II (латинская и греческая). 1. Устав IV в. (Виргилий). 2. Полуустав VI в. (Т. Ливий). 3. Полуустав VIII в. (Иосиф Флавий). 4. Новый римский курсив VI в. (Равеннская грамота 572 г.). 5. Минускульное письмо IX в. (Беда). 6. Минускульное письмо XI в. (Библия 1094—97 гг.). 7. Минускульное письмо XII в. 8. Греческий полуустав V в. (Библия). 9. Греческие минускулы XI в. (Фукидид).
Древние греки для сохранения актов официальной жизни, в роде договоров, постановлений, прибегали к помощи такого материала, как камень, бронза и т. д., на котором буквы нужно было не на писывать, а вырезать. Для целей науки и обыденной жизни подобный материал был мало пригоден, а потому его пришлось заменить другим, более удобным для письма, — папирусом. При переносе письма с камня на папирус буквы утратили угловатый характер, присущий надписям, и таким образом получился особый тип письма, более округлый в контурах, так наз. маюскулы. Этот род письма, несмотря на сравнительную мягкость линии, особенно в начале своего образования сильно напоминал письмо надписей. Таков например Папирус Артемизии III в. до Р. Хр. (снимок в «Palaeographical Society» II, pl. 141). Но затем, постепенно удаляясь от своего прототипа, он подвергался все большим и большим изменениям и наконец, дал начало другому типу, так наз. курсиву (скорописи). Сперва задачи маюскула и курсива были различны. Первый употреблялся для записывания произведений литературы, второй — для целей обыденной жизни. В скором времени маюскулы были вытеснены курсивом, который приблизительно с V в. по Р. Хр. сделался почти исключительным письмом папирусов. Причина этой замены объясняется просто. С одной стороны, курсив, главный принцип которого был «писать как можно скорее», представлял гораздо более удобства, а с другой — в IV в. по Р. Хр. вошел в употребление новый материал для письма — пергамент. Пергаментные рукописи. Будучи материалом более плотным и удобным для письма, пергамент к началу VII в. окончательно вытеснил папирус, который с тех пор встречается лишь в виде исключения. Письмо надписей, отразившееся на характере первоначального письма папирусных рукописей, оставило еще более яркий след на письме пергаментных рукописей IV и V вв. Это письмо, наз. уставом и существовавшее вплоть до конца Х в., в рукописях IV—V вв. является почти сколком с алфавита надписей и очень сильно напоминает собой папирусные маюскулы. Разница между уставом и маюскулами в большей правильности, определенности и монументальности первого рода письма, что объясняется до некоторой степени самим материалом, более плотным, чем папирус. Особенной правильностью отличается устав IV—V вв. Круглые буквы ( ε, σ, о, υ, ω ) в нем действительно круглы, квадратные действительно квадратны, причем стройность письма доведена до того, что буквы кажутся стоящими одна под другой. Эта стройность заметна до известной степени и в уставе VI в. С VII в. устав начинает слегка наклоняться вправо, к IX в. наклон увеличивается, а в Х в. буквы снова выпрямляются, но зато, удлиняясь, принимают овальные формы. Уставное письмо существовало главным образом для переписывания произведений литературы, светской и духовной, в обыденной же жизни продолжал употребляться курсив. Так как курсив вследствие своего принципа «писать как можно скорее» сделался неразборчивым, а устав для обыкновенного письма не годился, то в конце VIII в. курсив был преобразован в письмо строчное. Этот новый тип письма, который взял от устава его правильность, а от курсива — буквенные элементы, уже к началу X в. вытеснил устав и удержался в рукописях вплоть до введения книгопечатания (древнейшая из строчных рукописей — Порфирьевское Чeтвepoeвaнгeлие 835 г. Хранится в СПб., в публичной библиотеке).
Палеография I. Псалтирь Троицкой лавры XV в. (полуустав).
Палеография III (русская). 1. Устав XI в. (Остромирово Евангелие 1056 г.). 2. Устав XI в. (Изборник Святослава). 3. Устав XIV в. (Лаврентьевская летопись). 4. Полуустав XIV в. (Лаврентьевская летопись). 5. Полуустав XVI в. (Минеи Макария). 6. Московская скоропись XVII в. (Рукопись Котошихина). 7. Юго-западный курсив XVI в.
С течением времени строчное письмо утратило первоначальную правильность и к XV в. сделалось таким же неразборчивым, как письмо курсивное. Главная причина в небрежности писцов, которые в погоне за скоростью извращали формы букв до неузнаваемости. Немалую роль играет здесь и система сокращений, которая наряду с буквенными элементами была перенесена в строчное письмо из курсива. Сокращения заменяют как конечные слоги, так и наиболее употребительные слова, вроде предлогов, союзов и т. д. Будучи остатками стенографических систем древности, эти знаки, удобные для ускорения процесса письма, в скором времени приобрели права гражданства и сделались необходимым элементом каждой строчной рукописи. Сообразно изменениям письма изменялись и их формы.
Бумажные рукописи начинают конкурировать с пергаментом с Х века; но окончательно вытеснить пергамента бумага все-таки не могла, и он продолжал употребляться в качестве писчего материала даже в XV—XVI вв. Письмо бумажных рукописей исключительно строчное.
Палимпсесты. Kpoме обыкновенных рукописей, писанных на папирусе, пергаменте и бумаги, П. очень часто приходится иметь дело с так наз. палимпсестами. Палимпсест (παλίμψηστον от πάλιν — снова и ψάω — стирать) — рукопись (редко папирусная, обыкновенно пергаментная), в которой по старому письму, смытому губкой, нанесено новое. Обычай смывать рукописи ведет свое начало от глубокой древности. Так например Платон сравнивает тирана Дионисия со смытой рукописью, так как в нем из-за философского наслоения проглядывает прежняя грубая натура. Обычай смывать старое письмо объясняется дороговизной писчего материала. Благодаря этому обычаю, мы утратили ряд драгоценных памятников, но в настоящее время найдены химические средства, при помощи которых иногда возможно бывает вызвать старое письмо, уничтожая новое.
П. латинская. Переписывание было главным способом издания книг в древнем Риме (см. Книга), а также после падения Рима до появления инкунабул включительно. Неудивительно, поэтому, что в громадном большинстве случаев дошедшие до нас рукописи латинских авторов весьма неисправны, автографы же исчезли почти бесследно. Когда начали печатать памятники классического периода, то долгое время не обращали должного внимания на точную оценку достоинства рукописи: брали нередко первый попавшийся список, исправляли наиболее явные промахи и пускали в печать. Лишь в сравнительно недавнее время явилась критика текста, давшая толчок развитию П. Как самостоятельная наука — латинская П. явилась лишь в конце прошлого столетия; до тех пор она входила в качестве вспомогательного отдела в дипломатику (см.). Основатель дипломатики, Иоанн Мабильон, считается и основателем латинской П. В нашем столетии много сделано для П. французскими учеными. Великая революция отняла у древних документов их практическое значение: дипломатика постепенно превратилась во вспомогательную науку в области истории, но зато П. выделилась в особую дисциплину, и с помощью новых средств воспроизведения рукописей (фотография, фототипия и друг.) дала множество прекрасных научных пособий в своей области. Главнейшие: Natalis de Wailly, «El éments de Palé ographie» (Пар., 1838), переработка бенедиктинского «Nouveau Trait é «, с 17-ю таблицами прекрасных facsimilia рукописей IV—XVI вв. и с 20-ю таблицами facsimilia печатей. Silvestre, «Pal é ographie universelle» (П., 1841, 4 т. imperial-f o ) — тpyд, занимающий по выполнению одно из первых мест среди пособий по П. I т. — П. Востока, II и III — Греция и Рим со средними веками, IV — письмена национальные. Aim é Champollion, «Palé ographie des classiques latins» (П., 1839 г. 1 т., 12 таблиц образцов рукописей латинских авторов IV—XV вв.). Chassant, «Paleographie des Chartes et des manuscrits du XI au XVII s.» (Париж, 1839, с 10-ю таблицами); его же, «Dictiounaire des abreviations latines et franç aises» (Париж, 2-е изд., 1862) — словарь употребительных в рукописях сокращений (теперь более новый сборник этих аббревиатур: Zanino Volta, «Delle abbreviature nella Paleografia Latina», Мил., 1892). Delisle, «Le cabinet des manuscrits de la Bibl. Nat.» (П., 1881; большой атлас 4°, образцы лат. письма V—XV вв.); его же, «Album Pal é ographique» (П., 1887; 50 отличных таблиц фотогравюр grd f 0 с лат. рукописей). Chatelain, «Pal é ographie des classiques latins» (П., 1884), еще не оконченный сборник гелиогравюр in f 0 с лучших рукописей лат. классических авторов. Вне Франции: сборник Перца (Pertz), 10 вып. facsimilia, приложенных к его сборнику «Monumenta Germaniae historica». Sickel, «Monumenta graphica medii aevi» (Вена, 1858—82 f°), Zangemeister-Wattenbach, «Exempla codicum latinorum litteris maiusculis scriptorum» (Гейдельб., 1876—1879; 62 фотографических таблицы). Arndt, «Schrifttafeln zur Eriernung der lat. Palaeographie» (В., 3 изд., 1897, I—II; 60 таблиц). Руководства: Wattenbach, «Anleitung zur lat. Palaeographie» (4 изд., Лпц., 1886). Blass, «Lat. Palaeographie», в энциклопедии Ив. Мюллера. Prou, «Manuel de Pal é ographie» (П., 1890). Thompson, «Handbook of Greek and Latin Palaeography» (Лонд., 1893). Paoli-Lohmeyer, «Grundriss der lat. Palaeographie» (Иннсбр., 1885). Из англ. сборников 1 место занимают издания лонд. палеографического общества под руководством Бонда и Томпсона; Бондом же изданы в 1873 г. «Facsimiles of ancient charters in the Brit. Museum». Из итальянских упомянем: Vitelli-Paoli, «Collezione fiorentina di facsimili paleografici greci e latini» (Флор., 1886, 2 вып.). Ср. Geraud, «Essai sur les livres dans l’antiquit é et particuliè rement chez les Romains», П., 1840; Berger, «Histoire de l’ écriture dans l’antiquité » П., 1891; Birt, «Das antike Buchwesen», Б., 1882; Wattenbach, «Das Schriftwesen im Mittelalter», Лпц., 1875. О материале, на котором писались латинские рукописи, см. Папирус, Пергамент и Бумага. Об украшениях рукописей см. Миниатюры.
Древнейшим типом письма латинских рукописей, почти одинаковых с письмом надписей, была scriptura capitalis, устав, письмо сплошь прописными, заглавными (litterae capitales) буквами, без разделения строк на слова (фиг. 1, табл. I); устав дает несколько разновидностей своего типа, и в более поздних рукописях (VI—VII вв.) строка уже разбивается на слова, отделенные или точкой, как в надписях, или пространством (spatiolum). Древнейшие рукописи этого типа относятся к IV в. по Р. Хр. и держится он до VII в., а для заголовков — и позднее. С V в. встречается второй тип латинского письма — scriptura uncialis, полуустав, уже отступающий от прежнего строго прямого, квадратного типа (uncialis от uncus, кривизна, изгиб). Это письмо более округлое, уже более близкое к новому времени, особенно в некоторых литерах (фиг. 2, 3, табл. I). В начале и в этом типе строка не разбивается на отдельные слова. Держится до VIII века, особенно в документах. Оба эти типа носят общее название в палеонтологии litterae maiusculae. Хотя каждая литера в рукописях этого класса выписана очень тщательно, но отсутствиe интерпункции сильно затрудняет чтение, особенно незнакомого текста: понятно, почему нам древние римские авторы (Геллий) с похвалой говорят о таких lectores (чтецах вслух), которые разбирали такие рукописи a livre ouvert, толково и без запинки. Курсив, scriptura cursiva — в массе разновидностей, бывший обиходным, повседневным родом письма у римлян, встречается в наших памятниках спорадически уже в доклассический период, до Цицерона, и держится, рядом с другими типами, до позднего средневековья. В начале он отличался от устава только большей свободой начертаний, напр.
и т. п., но вскоре выработался в особый тип, представляющий порой значительные трудности для прочтения. Древнейшие его разновидности — рукописи на свинце (всего чаще заклинания, находимые в гробницах; см. И. В. Помяловский, «Эпиграфические этюды», СПб., 1873; здесь facsimile одной такой рукописи) и надписи на стенах домов, нацарапанные всего чаще острием гвоздя или ножа на штукатурке (graffiti); такими надписями особенно богаты стены в Помпеях; собраны они с facsimilia в IV т. Корпуса. Сюда же относят письмо вощеных дощечек (сеrае), как помпейских, так и австрийских, о чем мы говорили выше; но их письмо читается уже несколько труднее. Несколько новее тип, называемый средним или императорским курсивом, памятники которого относятся к IV—V вв. по Р. Хр. Это была каллиграфия императорской канцелярии, употреблявшаяся для официальных грамот и документов; письмо очень вычурное и далекое от уставного. Под именем нового римского курсива разумеют тип письма, встречающегося особенно в папирусных грамотах и документах V—VII вв. итальян. городов: Равенны (ф. 4), Неаполя, Ареццо и др. Xopoшиe образцы у Мабильона. Это — красивый, округлый курсив, не особенно затейливый, напоминающий в некоторых буквах нашу современную скоропись и читающийся без особого труда. Особенно известна равеннская хартия 565 г. по Р. Хр., носившая некогда имя Testamentum Julii Caesaris, а теперь Charta Plenariae Secaritatis: длинная полоса папируса 2,34 м длины и 28 см ширины, хранящаяся в Париже. Из курсива вышли и так называваемые — письмена национальные: 1) лонгобардское VIII—XIII вв., особенно разработанное в монастырях Средней Италии (Monte-Cassino) и принятое между прочим и в папских буллах этого периода; 2) вестготское, VII—XII вв. — распространенное в вестготcком царстве, главным образом в Испании (библиотека Эскориала); хоpoшиe образцы дают Ewald-Loewe: «Exempla scripturae Visigothicae», 40 фотогр. таблиц (Гейдельберг, 1883); 3) меровингское, развившееся в Галлии из римского курсива, дающее нам множество памятников, особенно дипломов франкских королей Меровингской династии, весьма важных для изучения истории Франции этого времени. — наиболее вычурное и трудное из нац. письмен. В эпоху Каролингов оно было преобразовано, упрощено и, перейдя постепенно в строчное письмо, вытеснило собой все другие типы; 4) ирское и англосаксонское письмо, довольно далекое от римского курсива, хотя несомненно родственное с ним, выработавшееся в Англии около VI в. по Р. Хр. и переходившее иногда через ирландских ученых монахов и на материк Европы. Держалось в Англии до XII в. Позднейшим типом латинского рукописного письма является минускульное или строчное письмо (litterae minusculae), развившееся из унциального в начале средневековья. Это и есть почерк, которым писано большинство латинских рукописей названного периода, особенно же рукописей латинских классиков. Со времени Карла Великого это письмо сливается с преобразованным меровингским курсивом и постепенно вытесняет собой все другие типы, дожив до XV в. и дав начало типам печатных букв первых инкунабул. Особенной красотой и вместе простотой отличаются каролингские минускулы IX и Х вв.: в них строки уже разбиты на слова, интерпункция и прописные (капитальные) литеры в начале периодов и глав (ф. 5, 6, 7). Кроме каролингских минускулов в отдельных странах Европы из того же полуустава под влиянием национальных письмен вырабатывались национальные минускулы: 1) лонгобардские, каллиграфически усовершенствованные в тех же монастырях, особенно в Моnte-Cassino c его богатой рукописной библиотекой; характерная особенность этого типа — изломанность линий букв (Lombard bris é); 2) вестготские, более округлого типа; 3) англосаксонские, отличающиеся острыми нижними концами литер (рукопись Беды в нашей Публичной библиотеке). В XII и XIII ст. все эти минускулы постепенно вытесняются каролингскими; но и последние не остаются без изменения: к XII в. они утрачивают понемногу свою округлость, становятся все более и более изломанными и минускулы XIV в. (готические) напоминают современную немецкую швабскую печать: ими и воспользовались первые печатники для инкунабул, тогда как гуманисты конца XV и XVI вв. применяли в своих печатных изданиях более чистый тип минускулов (antiqua) начала каролингского периода (фирмы Альда, Эльзевиров и др.).
Цифры. Кроме общеупотребительных римских цифр, с Карла Великого и особенно с XIII в. входят в употребление арабские, особенно благодаря трудам пизанского ученого Leonardo Fibonacci, хорошо знакомого с арабской ученостью. Название нуля al zyfr (zefiro, zefro, z é ro) — дало название и знакам — zifrae, cifrae. Интерпункция — очень разнообразна; в древнейших типах просто точка, в каролингских нередко употребляется следующая система:
. и т. п. Сокращения (аббревиатуры) встречаются уже в древнейших типах, но очень редко; в сильное употрбление они входят особенно в XII и XIII в.; есть рукописи, где на десяток слов 7 или 8 писаны сокращенно, что значительно затрудняет чтение, тем более, что кроме общепринятых сокращений вроде ds (= deus), dns (= dominus), eps (= episcopus), sps (= spiritus), scs (= sanctus), mia (= misericordia) и др., в каждой стране была своя система; несмотря на сборники Шассана, Пру, Вольты и др. — эта сторона чтения рукописей требует много навыка и сообразительности. Есть еще род письмен, который, хотя и редко применялся к связным текстам, но встречается среди текстов довольно часто. Это — notae T ironianae, значки римской стенографии, получившие имя от Тирона, отпущенника Цицерона; Тирон считается изобретателем римской стенографии, но, вероятно, он только применил уже существовавшее до него у греков стенографическое письмо к латинской речи; см. Ze i big, «Geschichte und Literatur der Geschwindschreibekunst» (Дрезден, 1874); Ruess, «Die Tachygraphie der R ö mer» (Мюнхен, 1879); Tardif, «M é m. sur les notes Tironiennes» (в «M é m. de l’Acad. des inscr.» 1852, т. III); лучшее собрание дошедших до нас в рукописях образцов этого письма сделал Schmitz: «Commentari inotarum Tironianarum» (Лпц., 1894, с таблицами facsimilia). Наиболее часто встречаются среди текстов следующие тиронианские значки:
и т. д. Сплошь этим письмом писаны, напр., парижская и вольфенбюттельская рукописи Псалтири начала средних веков.
Палеография русская возникла недавно. Кроме нескольких (весьма немногих) статей и отдельных заметок, можно указать три курса университетских лекций: 1) Срезневский, «Славяно-русская палеография XI—XIV в.». Книга начинается с обзора изданий разных памятников; затем идет хронологический обзор памятников с выводами в конце столетий; 2) Соболевский «Славяно-русская П.». Труд весьма ценный, по которому легко усвоить данные науки. Отличается систематичностью изложения. К сожалению, пока существует лишь в литографированном виде, с большим или меньшим числом снимков при разных изданиях (1889 г., 1892 г.); 3) Карский, «Из лекций по славянской Кирилловской П.» (Варш. 1897). Издания палеографич. снимков возникает у нас лишь в нынешнем стол. Наиболее важны: Погодин, «Образцы славяно-русского древлеписания» (1840—1841); Сахаров, «Образцы древней письменности», «Материалы для истории письмен» (1855); епископ Савва, «Палеографические снимки» (1863); Срезневский, атлас к «Памятникам русского письма и языка» (1866), «Сборник палеографических снимков с древних грамот и актов XV—XVI вв.» (издание вил. археогр. ком., 1884). Некоторые памятники изданы палеографически целиком: Ocтpомиpовo евангелие, Святославов изборник 1073 г., Туровское евангелие XI века, Несторова летопись по Лаврентьевскому и Ипатьевскому спискам, Новгородская летопись по синодальному списку. В древней Руси различались: 1) книгы (мн. ч.) в том же значении, как у нас. Формат большей частью зависел от употребления книги и размера ее. Так напрестольные евангелия писались в лист, а евангелия для домашнего употребления в четверку; большой формат находим в таких обширных книгах, как полная Библия арх. Геннадия, Минеи митр. Макария, разные прологи. Сейчас же по написании книга переплеталась в прочный переплет с застежками или завязками, чтобы она не коробилась. Переплет часто обтягивался шелковой материей, украшался металлическими бляхами, золотом; серебром и даже драгоценными камнями (напр. напрестольные Евангелия). 2) Свиток, т. е. лист, свернутый в трубку. До XV в. ни одного свитка не сохранилось, хотя указания на употребление их есть. Позже свитков находим много, но это уже деловые бумаги. 3) Грамота в значении небольшого письменного произведения (так Владимир Мономах называет свою духовную грамотицей). Писались они на одном листе или на нескольких сшитых вместе, причем текст занимал только одну сторону. Позже склеивая листы бумаги, получали так называемые столбцы (столп), достигавшие весьма значительной длины. Напр. столп, на котором написано Уложение, занимает 434 арш. длины. Уже с XVI в. столбцы стали заменять вследствие их неудобства книгами, напр. судебник Иоанна III. При Петре Вел. эта замена сделана обязательной. Древнейшим материалом для писания был пергамент. В Москве до XVII в. вместо слово пергамент употреблялись слова: кожа, телятина и хартия или харатья (откуда харатейная рукопись). В XIV в. пергамент еще в полном употреблении и бумага идет главным образом на грамоты и вообще на разные документы (договорная Симеона Гордого с братьями 1340 г.; духовные Симеона Гордого и Ивана Ивановича), но во второй половине XV в. уже господствует бумага, хотя пергамент еще не исчезает и переходит в XVI и XVII в., употребляясь в редких случаях: в роскошных книгах, в важнейших царских и королевских грамотах. Бумага снабжалась водяными знаками, которые тоже помогают определить время рукописи. Сверх пергамента и бумаги употреблялись еще другие материалы: 1) береста, на которой между прочим писал св. Сергий и его первые ученики (вероятно сама кора). В XVIII в. раскольники на севере употребляли верхний высушенный покров коры; 2) луб (упоминается в документах XV в.); 3) доски, по-видимому, только для частных документов (в роде теперешних векселей). Чернила, как предполагается, были металлического состава. Кроме них для заглавных букв, записей, заставок употребляли красную краску — киноварь, привозимую сперва из Греции, позже с Запада. В тех же случаях употребляли золото: в старших памятниках крайне редко; с конца XIV в., особенно в XV—XVII вв. чаще. В одном памятнике — Служебнике Варлаама Хутынского — заглавные строки и буквы написаны серебром. Для заставок и разрисовки букв прибегали к помощи разных красок: желтой, зеленой, голубой и фиолетовой. Целиком киноварью или золотом рукописи писались крайне редко, напр. киноварная грамота Иоанна Грозного 1555 г. арх. Гурию; грамота киевского кн. Мстислава 1130 г., вся покрытая золотом. Здесь перед нами подражание греч. императорам. Приступив к списыванию, писец прежде всего линовал писчий материал: сперва проводились черты сверху вниз по обоим краям, а затем уже поперечные линии на равном одна от другой расстоянии. Для линования пергамента употреблялось какое-то тупое металлическое орудие, сразу выдавливавшее строчки на всех восьми листах тетради. На бумаге линейки делались, вероятно, свинцовым карандашом, слегка окрашивавшим бумагу. Книги большого формата почти всегда линовались в два столбца, рукописи малого формата большей частью в один; грамоты же всегда писались в одну строку. Орудием для писанья служило гусиное, редко павье перо.
, который после ХIII в. становится редок. С XIII в. является знак +, сохраняющийся до XV в. С полууставом и скорописью старые выдержанные знаки исчезают. Что касается знаков ударения, они у нас являются под южно-славянским влиянием и расставляются правильно только с XVI в., причем в скорописи их нет. Разделение слов при писании начинается у нас с XVI в., но и позже, до XVIII в., сохраняется еще слитное письмо. Сокращение слов старшие памятники знают крайне редко, в нескольких определенных случаях: Бог, Господь, Богородица, глаголати. С XII в. число сокращений увеличивается, и особенно они часты в скорописи. Установление времени рукописи помогает также орнамент: рисунки, заставки, украшенные буквы. Рисунки в старших памятниках редки и однообразны (евангелист, царь Давид, составитель литургии, иногда заказчик рукописи). Позже, с конца XIV в., возникает иллюстрация текста (лицевые рукописи). Заставки и разрисованные буквы в древнейших рукописях характеризуются геометрической правильностью линии и естественностью изображений людей, животных и растений. С XIII в. возникает новый, т. наз. чудовищный (тератологический) стиль орнамента (фантастические звери и птицы, драконы) с нарушением естественных форм. С XV в. этот стиль уступает место нововизантийскому, состоящему из ремней, плетений, веток, реже из цветов; люди и животные почти отсутствуют. Для изучения орнамента могут служить атлас Бутовского: «История русского орнамента с Х по XVI в.» (1870) и атлас Стасова: «Славянский и восточный орнамент» (1884—87). Время, а также место написания памятника определяются и при помощи наблюдения над орфографическими наблюдениями. Тут особенно резкой гранью является конец XIV в., когда делается заметным влияние южно-славянской орфографии. Ср. А. И. Соболевский: «Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV—XV вв.».