Что такое портальные мосты на внедорожниках
Оборудование
Победа над сантиметрами: портальные мосты и бортовые редукторы
Портальные мосты и бортовые редуктора предназначены для увеличения дорожного просвета и значительного улучшения проходимости. Механизмы позволяют не только приподнять оси над землей, но и поставить колеса большего диаметра, увеличив и без того внушительный клиренс.
Есть у «порталов» дополнительные функции и бонусы. Многие конструкции выполняют роль внешней «понижайки», разгружая трансмиссию при установке колес большой размерности. Увеличиваются углы свеса (въезда/съезда). Возникает возможность получить преимуществом на соревнованиях, где правилами ограничен диаметр покрышек. А в обычной внедорожной жизни за счет того, что ось колес ниже оси мостов становится проще избегать «посадки на брюхо» при пробуксовке. Как показывают специализированные тесты, «порталы» улучшают геометрическую проходимость на 30–40% при одновременном улучшении тяговых характеристик.
Что мы приобретаем, устанавливая портальные мосты в сборе или отдельные бортовые редукторы понятно. А что теряем? Чтобы это понять специалисты журнала «Офф-роад Драйв» сравнили Land Rover Defender 90 с обычной подвеской и такой же Дефендер на портальных мостах от Volvo С-303, в народе именуемые «Лапландеровскими». Результат оказался ожидаемым. Установка «Лап» привела к уменьшению максимальной скорости на 20%, а динамики разгона почти на 40%. Ухудшилась управляемость, но всего на 5–6%.
Но, есть способ приподнять автомобиль без ухудшения характеристик. С помощью бортовых (колесных) редукторов, устанавливаемых на штатную трансмиссию. И вот тут мы подошли к самому главному. К пониманию того, что существует два пути повешения геометрической проходимости автомобиля с помощью «порталов».
Один способ для тех, кто хорошо разбирается в «железках», делает все своими руками и может выбрать, добыть, а затем приспособить бывшие в употреблении военные портальные мосты от других средств передвижения к своему внедорожнику.
Другой путь для тех, кто тоже в железе понимает, но имеет возможность купить и установить новые фирменные бортовые редукторы.
В общем, выбирать вам. Наше дело рассказать, какие варианты существуют и коротко их охарактеризовать. Подробно копать, не зная какой у вас автомобиль, и под какие цели готовится машина, бессмысленно. Лучше обращаться к специалистам с конкретной задачей.
ВОЕННЫЕ ПОРТАЛЬНЫЕ МОСТЫ
«Железяки», как правило, бывшие в употреблении или с консервации. Плюс один – относительно бюджетно. Минусы – иностранные мосты сложно достать, а если достал, то их состояние непредсказуемо и никакой гарантии. Минус и плюс одновременно – приспосабливая чужое, все делаешь сам (или с помощью таких же, как ты специалистов) на свой страх и риск.
Портальные мосты UNIMOG
Считаются самыми надежными и самыми не убиваемыми. Объяснение простое – нагрузки на легковом внедорожнике составляют максимум половину того, что испытывает подвеска военного грузовика Mercedes-Benz Unimog.Mercedes-Benz Unimog.
Во всех отношениях замечательные мосты если бы не вес. Например, у Unimog 404 вес переднего портала 240 кг, а заднего 220 кг. Облегчить механизмы можно путем замены огромных барабанных тормозов на дисковые. Однако это даст уменьшение веса всего на 40 кг на оба моста. Надо учитывать, что машина становится проходимей с точки зрения геометрии, но заметно тяжелее. Большим плюсом этой части подвески Unimog является уже встроенная блокировка дифференциалов на обоих мостах (переднем и заднем). В зависимости от модели блокировка либо механическая, либо пневматическая.
Увеличение клиренса: на 140 мм.
Передаточное число 6,36 (главная пара 2,18 + бортовой редуктор 2,92).
Ступица на редукторе под диски: 20 дюймов.
«Лапландеровские» мосты
Неразрезные мосты от шведского военного вездехода Volvo C303. Кстати, С-303 никогда не назывался «Laplander». «Лапландер» — это гражданский вездеход Volvo 202 на обычных мостах- единственная модель, имеющая собственное имя. Но раз у российских джиперов название прижилось, то пусть так оно и будет.
Славятся самым большим увеличением дорожного просвета, хотя характеристики подъема из паспорта аналогичны унимоговским. Зато «Лапы» значительно легче. Вес одного – 140 кг. Блокировки принудительные жесткие с воздушным включением, а в некоторых версиях еще и с функцией самоблока.
Увеличение клиренса: на 140 мм.
Передаточные числа: 6:1, 7:1 и 7.56:1.
Ступица на редукторе под диски: 16 дюймов.
Редукторные мосты Pinzgauer
В отличие от вольвовской подвески, в основе портальных мостов австрийского военного вездехода Pinzgauer не заимствование от Unimog, а собственные разработки фирмы Steyr. И как следствие, собственное техническое решение бортовых редукторов с шестернями внешнего зацепления.
Несмотря на то что установка мостов от Pinzgauer дает меньшее увеличение дорожного просвета, управляемость получше, чем у Unimog или Volvo. Особенно на больших скоростях. Причина в том, что подвеска у Пинца независимая с качающимися полуосями.
Увеличение клиренса: на 120 мм.
Передаточные числа редукторов: 2,23.
Ступица на редукторе под диски: 16 дюймов.
«Военные» мосты от УАЗ-3151-03
Самый доступный и бюджетный способ приподнять автомобиль. Легко приобрести как бывшие в употреблении у вояк, так и новые в магазинах. Более тяговитые, но менее скоростные, чем у гражданских УАЗов. Однако выигрыш в высоте относительно небольшой – 8 сантиметров. 4 см дают бортовые редукторы и еще 4 см меньший, чем у гражданских УАЗов размер картера.
Более надежные, чем «гражданские» потому, что у них крупнее зубья главной пары и равномернее распределяется нагрузка между ГП и колесами. Но есть несколько минусов. Армейская конструкция тяжелее, в ней больше деталей и сложнее ремонт. В уменьшенный картер не поставить серийные самоблокирующиеся дифференциалы и принудительные блокировки. Расход топлива у внедорожника на портальных мостах увеличивается минимум на 1,5 литра на сотню.
Увеличение клиренса: на 80 мм.
Передаточное число: 5,38. Главная пара 2,77 + бортовые редукторы 1,94.
Ступица на редукторе под диски: 15 дюймов.
Одна из разновидностей – мосты «Барс» УАЗ-3159. Отличия в расширенной до 1600 мм колее, других полуосях и «чулке» от гражданской модификации.
ФИРМЕННЫЕ БОРТОВЫЕ РЕДУКТОРЫ
Сплошные плюсы, вплоть до того, что редукторы в отличие от мостов съемные. Например, перед техосмотром можно их демонтировать, а затем снова установить. Не хотите устанавливать и снимать сами? Не беда. Масса фирм, включая производителей и их представителей, сделают это за вас. Минус один – цена. Стоимость отдельных комплектов (4 шт.) переваливает за миллион.
Бортовые редукторы Tibus
Самое известное и распространенное в России заводское решение подъема осей автомобиля от Tibus Offroad Ltd & Co KG (Германия). Главная прелесть в том, что устанавливаются на «родные» мосты. Скорость передвижения не снижается (передаточное число близко к единице) и сохраняется работоспособность ABS.
Разработаны и производятся для всех моделей серьезных внедорожников: Land Rover Defender, Jeep, Mercedes Gelandewagen, Toyota весом менее 3 тонн и размером штатной резины не более 255/85 R 16. После монтажа на редукторы можно надевать колеса диаметром до 35 дюймов (315/75R16).
Выполнены в разборном и обслуживаемом алюминиевом корпусе. В комплекте идут усиленные полуоси и шрусы. По желанию покупателя может быть установлена централизованная система подкачки колес. На все оборудование предоставляется гарантия. Правда, в инструкции есть оговорка «при использовании на соревнованиях гарантия аннулируется». Так то на официальных мероприятиях, а у нас ведь просто «покатушки».
Увеличение клиренса: 100 мм.
Передаточное число: 1,16 или 1,6
Ступица на редукторе под диски: Mercedes G 16х7,5.
Бортовые редукторы LeTech
Пожалуй, самый именитый бренд на этом рынке. В России фирма пока известна не сильно, но в мире гремит, поскольку является официальным поставщиком Мерседеса. На монстрообразном шестиколесном 6х6 Mercedes Benz G63 и на военных броневиках Enok LAPV стоят бортовые редукторы от LeTech. Формально компания считается американской c офисом в Лас-Вегасе, однако, порталы и редукторы изготавливаются в Германии, так как продукция и услуги фирмы предназначены исключительно для Mercedes-Benz G-Wagen.
После установки редукторов клиренс увеличивается на 150 мм и на автомобиль становится возможным установить колеса внешним диаметром 37 дюймов. Собственно, под этот размер шин бортовые редукторы LeTech и рассчитаны.
Несложные подсчеты на шинном калькуляторе показывают, что после установки немецких редукторов и замены покрышек на Гелике со штатных 275/50R20 (31 дюйм) на резину с внешним диаметром 37«клиренс Мерседеса G-класса увеличивается более, чем вдвое. Со стандартных 205 мм до 431 мм. На 15 см машину поднимают редукторы и еще на 7,62 (3 дюйма) новые покрышки. При этом, несмотря на увеличение дорожного просвета, сохраняется штатное функционирование всех систем, включая спидометр, ABS и круиз-контроль.
Увеличение клиренса: 150 мм.
Ступица на редукторе под диски: Mercedes G 16х7,5.
Редуктора и портальные мосты «ВОиН 4х4»
Отечественный производитель, предлагающий широчайший выбор технических решений для многих внедорожников, включая прототипы и вездеходы.
Производят, продают и устанавливают редукторы для практически всех автомобилей повышенной проходимости марок: Jeep, Land Rover, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Toyota, ВАЗ 2121, ГАЗ 66. Как выпускающихся сейчас, так и «раритетов» типа Сузуки Самурай. Все редуктора оснащены узлом для подключения системы подкачки колес.
Портальные мосты тоже почти для любого автомобиля по выбору заказчика собирают одним из нижеперечисленных способов.
1. На базе мостов УАЗ, с колесными редукторами собственного производства.
2. На базе любых задних ведущих мостов, с установкой редукторов.
3. С применением бортовых редукторов (конечных передач), переднего ведущего моста трактора Т-40, на базе мостов УАЗ и других.
4. На базе мостов ГАЗ-3110 с использованием редукторов с понижением на выбор.
ЗАОКЕАНСКИЕ МОСТЫ
Фирменными, новыми и готовыми к употреблению бывают не только бортовые редукторы, но и целиком мосты. На российском рынке они большая редкость, но, тем не менее, такие узлы существуют и о них невредно знать. Лидеры по изготовлению портальных мостов американцы.
AxleTech
Признанный мировой лидер и крупный поставщик осей, мостов, планетарных механизмов и компонентов для тяжелой внедорожной техники и специальных машин, эксплуатируемых в сложных условиях.
Порталы AxleTech могут оснащаться системой центральной подкачки и контроля давления шин, ABS, блокировками дифференциалов. Тормоза предлагаются гидравлические или пневматические.
Dynatrac
Портальные мосты PROROCK этого производителя обеспечивают подъем центральной балки над осями колес до 5 дюймов (127 мм). Это эквивалентно переходу с 35-дюймовых колес на покрышки в 44 дюйма. Нагрузки на полуоси при этом уменьшаются в 1,5 раза.
В штатных портальных мостах Dynatrac Prorock нет блокировок и стояночного тормоза. Но они могут быть легко добавлены по желанию покупателя.
Вообще, если быть точным, порталы Dynatrac это скорее не готовые к продаже мосты, а набор элементов, которые индивидуально собираются под конструктивные особенности каждого автомобиля. Определены только общие характеристики, такие, как передаточные числа 1,5:1 или диаметр полуосей. Все остальное, например, бортовые редукторы DANA подбирается на заказ.
Внедорожники с портальными мостами
Еще несколько лет назад для установки на внедорожник больших грязевых колес (от 39 дюймов и выше), для получения серьезного клиренса сантиметров в 40 под орехом моста, строители внедорожников почти повсеместно использовали портальные мосты C303 от Volvo Laplander, которые хоть и выпускались году этак в 80-м, но стоили при этом в нашей стране несколько сотен тыс. рублей и требовали серьезной доработки, а потом еще и дефицитных запчастей.
Портальные мосты Volvo C303 лапландер
Лэнд крузер и Ниссан патрол на мостах Volvo c303
Портальные мосты Volvo и 39-е INTERCO Irok на Патриоте
Сейчас же на российском рынке имеется огромное количество предложений изготовления портальных мостов под различные внедорожники и требования к эксплуатации.
Портальные мосты УАЗ Барс
Ниже будут приведены фото внедорожников на портальных мостах.
Фото портальных мостов:
Портальные мосты от voin4x4 с редуктором БТР
Портальные мосты Portal-Axles
Проходной редуктор для третьего моста служит для передачи крутящего момента с одного на два кардана.
Портальный мост с редуктором подключения третьего моста
Мост с бортовым редуктором под пружинную подвеску
Внедорожники на портальных мостах:
Land Cruiser 105 на портальных мостах от Voin4x4
Toyota Tacoma на портальных мостах
Toyota Tacoma на портальных мостах вид сзади
Крузак на порталах
Лэнд крузер на портальных мостах
Патрол на портальных мостах с огромными колесами
Ниссан Патрол на порталах
Нива для оффроада на порталах
Шеви-нива с колесными редукторами
Тюнинг Ниссан Патрол на портальных мостах
УАЗ Буханка на портальных мостах
Буханка на порталах с большими колесами
УАЗ Пикап, на портальных мостах ПМ-150, колёса Авторосс 35-36 дюймов
УАЗ Хантер с портальными мостами
Прототип для соревнований на портальных мостах
Квадрокар Red Stoun, на портальных мостах ПМ-100, колёса 46 дюймов
Вездеход на портальных мостах
Видео внедорожников на портальных мостах:
Портальные мосты и колеса 42 творят чудеса
Ниссан Патрол на портальных мостах с тракторной резиной на 42 дюйма катается по заболоченному участку рядом с бобровой запрудой. На видео видно что даже без блокировок Патрол на порталах невозможно засадить. Прорезая глубоченные колеи, он все равно выбирается из грязи.
Вот еще видео, где тот же самый патрол на портальных мостах прорезает своими 42-дюймовыми тракторными колесами глубоченную колею и все равно выезжает.
Портальные мосты БМК
Видео про замер клиренса на стандартных мостах и на портальных
ТЛК 105 на портальных мостах Барнаул
Видео про тот самый лэнд-крузер на портальных мостах (фото выше)
Nissan Patrol Y 60 колёсные редуктора VOiN4x4 RU на штатных мостах
На видео 60-й Ниссан Патрол на портальных мостах штурмует холмы и овраги.
Портальные мосты: устройство и принцип действия. Как увеличить проходимость автомобиля. Тюнинг внедорожника
Рассматривая необходимость увеличения проходимости собственного внедорожника, многие принимают решение установить портальные мосты. Эти устройства в течение длительного времени практически не использовались на стандартных автомобилях, однако в последнее время они приобрели особенную популярность.
Что это?
Первоначально портальные мосты были разработаны военными для того, чтобы их автомобили имели возможность проходить по той местности, по которой стандартные машины пройти не могут. В связи с этим было принято решение разместить ось моста выше оси колеса, в то время как между ними появился специализированный редуктор с шестеренками.
Однако при этом нужно понимать, что изменение конструктивных особенностей структуры моста также провоцирует возникновение изменений в его ходовых характеристиках.
Что они дают?
Если вы решили установить портальные мосты, вам следует ожидать приблизительно следующего эффекта:
Другими словами, военным далеко не так важно было обеспечить высокую скорость, потому что в условиях ведения реальных боевых действий, когда в преимущественном большинстве случаев войска передвигаются по различной пересеченной местности, гораздо важнее обеспечить гарантированное прибытие, чем сохранить скорость, но рисковать застрять в какой-то колее.
Таким образом, вам придется несколько пожертвовать скоростью, но в то же время обеспечить более эффективную проходимость автомобиля по любой местности.
Особенности
Такие мосты и бортовые редукторы используются для того, чтобы увеличить дорожный просвет, а также добиться повышенной проходимости. При помощи таких механизмов вы сможете не только поднять оси над землей, но также получите возможность использовать колеса большего диаметра, обеспечив увеличение клиренса.
Также стоит отметить тот факт, что некоторые конструкции обеспечивают разгрузку трансмиссии в том случае, если осуществляется установка крупногабаритных колес и увеличиваются углы свеса. Немаловажным является и то, что увеличение клиренса и все остальные манипуляции позволяют получить преимущество на соревнованиях, на которых в соответствии с правилами диаметр покрышек является ограниченным. Если же говорить об обычной внедорожной жизни, то когда ось колес располагается ниже мостовой оси, гораздо проще исключить возможность посадки автомобиля в процессе пробуксовки. Проведение специализированных тестов показало: тюнинг автомобилей путем установки на них портальных мостов обеспечил значительное увеличение геометрической проходимости при поднятии тяговых характеристик.
Можно ли избежать ухудшения характеристик?
Конечно, есть способ увеличить автомобиль, который не предусматривает ухудшения его характеристик. В данном случае тюнинг автомобилей осуществляется при помощи бортовых редукторов, которые устанавливаются на стандартную трансмиссию. Таким образом, есть два варианта улучшения собственного автомобиля.
Первый вариант является актуальным для тех людей, которые разбираются в оборудовании, выполняют все собственными силами, а также могут выбрать, найти и впоследствии приспособить какие-либо бывшие в употреблении военные мосты от других транспортных средств к собственному внедорожнику.
Второй вариант для тех, кто также разбирается в оборудовании, но при этом у них есть возможность приобрести и установить специализированные фирменные бортовые редукторы.
Военные мосты
В преимущественном большинстве случаев речь идет о различных устройствах, которые являются бывшими в употреблении или же снимаются с консервации. В данном случае единственным преимуществом является относительная бюджетность данного варианта, потому что его стоимость является ниже фирменного оборудования. При этом следует отметить тот факт, что иностранные мосты достать на сегодняшний день достаточно сложно, а даже если удалось это сделать, то их состояние является непредсказуемым, а вы в то же время не получаете никакой гарантии. Таким образом, получается и преимущество, и недостаток, потому что, получая чужие элементы, все работы выполняются самостоятельно или при помощи специалистов только на свой страх и риск.
UNIMOG
UNIMOG – это на сегодняшний день наиболее надежные и долговечные портальные мосты. На «Ниву» их достаточно редко устанавливают, однако можно встретить некоторые экземпляры и с такими устройствами. Объяснение надежности этого оборудования является простым – оно устанавливается на военные грузовики Mercedes-Benz, нагрузки на подвеске которого как минимум вдвое превышают нагрузки практически любого легкового внедорожника.
Огромнейшее количество преимуществ этих мостов разбавляется единственным недостатком – это их достаточно большой вес. К примеру, если речь идет о модели Unimog 404, то вес переднего моста составляет 240 кг, в то время как задний весит 220 кг. Можно снизить вес механизмов посредством замены слишком больших барабанных тормозов на дисковые, однако даже в этом случае вы сможете облегчить каждый мост всего лишь на 40 кг. Таким образом, машина становится гораздо более проходимой с точки зрения геометрии, но при этом приобретает солидную прибавку к массе. Дифференциалы на обоих мостах – еще одно преимущество, которым отличаются эти портальные мосты. Цена их, конечно, несколько выше по сравнению с аналогами, но если вы хотите добиться максимальной надежности – это ваш вариант.
Laplander
Такое оборудование устанавливается на военные шведские вездеходы модели Volvo C303. Стоит отметить, что данный вездеход никогда не носил такого названия, а «Лапландером» назывался исключительно гражданский вездеход модели Volvo 202, использующий стандартные мосты. Однако среди отечественных любителей внедорожников в конечном итоге прижилось именно такое название.
Стоит отметить, что эти портальные мосты на УАЗ и другие отечественные автомобили могут не очень подходить по той причине, что у них присутствует самое большое увеличение дорожного просвета, несмотря на то что характеристики подъема в соответствии с паспортом являются аналогичными тем, которые присутствуют в мостах UNIMOG. При этом следует отметить тот факт, что такие устройства отличаются гораздо меньшим весом – всего лишь 140 кг. Также нельзя не сказать о том, что здесь присутствуют жесткие принудительные блокировки с воздушным включением, а некоторые модели и вовсе предусматривают возможность автоматического блокирования.
С точки зрения специалистов эти портальные мосты на «Патриот» и другие серьезные автомобили являются наиболее оптимальными, так как являются самыми надежными и, что не менее важно, ремонтопригодными среди всей остальной военной техники. При этом стоит отметить, что главные пары заднего и переднего моста являются взаимозаменяемыми.
Pinzgauer
В отличие от предыдущей модели подвесок, портальные мосты от этого австрийского вездехода представляют собой не просто заимствованную технологию у UNIMOG, а являются собственной разработкой компании Steyr. Таким образом, было обеспечено собственное техническое решение бортовых редукторов, оснащенных шестернями внешнего зацепления.
Несмотря на то что использование таких мостов позволяет добиться заметно меньшего увеличения дорожного просвета, в данном случае присутствует гораздо более эффективная управляемость автомобиля, особенно если он движется на достаточно большой скорости. Главной причиной в данном случае является то, что подвеска у «Пинца» является абсолютно независимой и оснащена качающимися полуосями.
Такие мосты отличаются большей тягой, но в то же время являются менее скоростными по сравнению с теми, которые используются в традиционных гражданских УАЗах. Выигрыш в высоте также является относительно небольшим – всего 8 см, четыре из которых обеспечивается бортовыми редукторами, в то время как остальные дает меньший размер картера по сравнению с гражданскими УАЗами.
Повышенная надежность по сравнению с гражданским вариантом достигается благодаря тому, что у них присутствуют более крупные зубья главной пары, а также присутствует равномерное распределение нагрузки между колесами и ГП. Однако при этом стоит сказать о том, что есть здесь и несколько минусов. Армейская конструкция является на порядок более тяжелой, в ее составе присутствует довольно большое количество деталей, а также присутствуют определенные сложности ремонта. Из-за уменьшенного картера пропадает возможность использовать серийные самоблокирующиеся дифференциалы, а также специализированные устройства принудительной блокировки. Помимо всего прочего стоит сказать о том, что если на внедорожник устанавливаются такие портальные мосты, его расход топлива увеличивается приблизительно на 1,5 л на каждые 100 км.
Фирменные редукторы
Специализированные фирменные бортовые редукторы отличаются сплошными преимуществами, включая то, что, в отличие от вышеуказанных мостов, их можно снимать в случае необходимости. К примеру, перед прохождением техосмотра вы можете без труда демонтировать их, после чего снова поставить. Если же вы не хотите проводить все процедуры самостоятельно, то есть большое количество самых разнообразных компаний, включая самих производителей и их представительства, которые предоставляют свои услуги в этой области. Единственным минусом здесь можно назвать достаточно высокую для большинства стоимость комплектующих, потому что сумма всех элементов в преимущественном большинстве случаев превышает миллион рублей.
Какие выбрать?
Наиболее распространенными на сегодняшний день являются мосты от компании Tibus (Германия). Главным их преимуществом является то, что в случае необходимости их можно будет устанавливать даже на стандартные мосты. Скорость передвижения в данном случае абсолютно не падает, и в то же время полностью сохраняется работоспособность ABS.
Стоит отметить, что такие редукторы на сегодняшний день используются практически в любых серьезных внедорожниках, включая Gelandewagen, Land Rover Defender, Jeep и множество других. В связи с этим именно их наиболее часто устанавливают в процессе тюнинга собственных внедорожников, если есть возможность выделить на них средства.