Что такое портрет для детей подготовительной группы
Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»
Светлана Темирджанова
Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»
Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета: передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.
Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.
План занятия.
1. Повторить определение жанров живописи.
2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем
3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.
4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2
портрета: Арсения и Микки Морозова.
5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).
6. Игра «Волшебный сундучок»
7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.
8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.
9. Рассматривание разных портретов: мужского, женского, детского, группового, автопортрета.
10. Игра «Определяем какой портрет
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Портрет. М. Яснов
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Называется «портрет».
Ход занятия:
(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)
Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.
Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые
Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
светлая, а другая темная. Почему?
Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?
Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».
— Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите: Кто из этих двух
— По лицу, по взгляду.
— Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?
— Нет, он хочет играть, бегать.
— О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?
— Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на
По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».
Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.
После того,как все скажут:
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
В — Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |
Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.
(Игра «Определи какой портрет?»)
1. Что такое портрет?
2. Чем пишут портреты«?
3. Какие бывают портреты?
4. Для чего нужны портреты?
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека» Постановка проблемы: Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой.
НОД «Портрет» подготовительная к школе группа
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7»
Непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
Форма проведения: Мастер-класс
Провела: Бабокина Н.С.
-Вызвать у детей желание создать портрет человека с помощью разнообразных изобразительных материалов, передать в работе некоторые индивидуальные особенности внешности человека (цвет глаз, волос, прическу)
-Учить симметрично располагать части лица (брови, глаза, нос, рот)
-Совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми в нестандартной ситуации
-Продолжать формировать интерес к новым нетрадиционным техникам создания изображения
-В разделе ознакомления детей с изоискусством проведение НОД по теме «Портрет»
-Беседы воспитателя с детьми о жанре живописи «Портрет»
-Создание в группе выставки репродукций портретов выполненных в различных изобразительных техниках.
Материал и оборудование :
-Репродукции портретов выполненные различными художественными материалами (восковые мелки, акварельные краски, гуашевые краски, масляные краски, графитный карандаш, цветные карандаши )
-Альбомный лист формата А-4 на каждого ребёнка.
-Гуашевые краски, палитра, фломастеры, пластилин, графитный карандаш, влажная салфетка, кисть для тонировки, кисть №4, банка с водой (всё на каждого ребёнка).
Овоид, графитный, кареглазая, сероглазая, голубоглазая, жанр, живопись.
Воспитатель приглашает детей в мастерскую (в руках воспитателя афиша)
-Дети, вчера вы обратили внимание на то, что у нас в коридоре появилась афиша. Сегодня я пригласила всех желающих на мастер-класс. Тема: «Портрет». Проходите. Я рада вас видеть.
-Как вы понимаете, что такое мастер-класс? (ответы детей)
На афише написано – проверить свои знания, потому что мастер-класс будет проходить в два этапа.
Сначала мы поговорим о таком жанре живописи как портрет.
На следующем этапе вы научитесь создавать портрет используя различный художественный материал. Вы готовы приступить к первому этапу? (ответы)
-Какие жанры живописи вы знаете? (ответы детей)
-Что означает слово «Портрет». (ответы детей)
-Слово портрет означает образ, внешний вид человека. Художник рисует человека «черта в черту» или точь в точь. Портрет один из самых сложных жанров живописи. Как вы думаете почему? (ответы детей)
-Расскажите, что вы знаете о таком жанре живописи как портрет, а поможет вам в этом подборка репродукций портретов. (рассказ детей)
— Какие портреты рисуют художники? (ответы детей)
-Что значит авто-портрет?(ответы детей)
-Где мы можем любоваться портретами? (ответы детей)
Рассказ воспитателя о своей личной коллекции портретов.
-Какие художественные материалы используют художники в работе? (ответы детей)
Воспитатель с детьми рассматривают репродукции портретов и беседуют о материалах используемых художниками.
— Главная цель художника сделать портрет выразительным, по этому он использует в работе разный художественный материал.
Воспитатель обращает внимание на тот рабочий материал который находится на столах и дети его перечисляют.
— Готовясь к мастер-классу, я решила, что мы будем создавать портрет с натуры.
-Переходим ко второму этапу нашей работы.
-Дети, обратите внимание на присутствующих здесь дам, которых я пригласила на мастер-класс и предлагаю вам выбрать натурщицу.(дети выбирают и приглашают на рабочее место)
-Прежде чем, художник приступит к работе, внимательно рассмотрите натуру. Определите цвет глаз, волос, форму причёски, одежду.
Воспитатель предлагает приготовить палитру для работы и создать розовую краску для тонировки листа.
-Кто-нибудь догадался почему мы создаём именно розовую краску? (ответы детей)
С помощью кисти для тонировки и влажной салфетки затонируйте поверхность листа.
— Сначала мы создадим глаза человека используя при этом пластилин.
— Внимательно посмотрите на свою натурщицу и определите какого цвета у неё глаза, какой они формы. Раскатаем два одинаковых овоида белого цвета не большого размера. Расплющим форму между ладонями и придадим форму глаза заострив уголки. Расположите готовую форму на поверхность листа.
-Как выдумаете, для чего нужны ресницы человеку? (ответы детей)
— Над глазами чёрным фломастером нарисуем дугой брови.
Между глазами у человека нос – это самая выпуклая часть лица, по этому, чтобы передать объём, я выбрала пластилин. из розового пластилина раскатаем тонкий жгут (при этом кончик жгутика оставляем не тронутым) расположим жгут между глазами начиная от бровей (воспитатель обращает внимание на свою работу). С обеих сторон носа есть ноздри (крылья носа), мы вылепим их тоже из розового пластилина, раскатывая прямыми движениями короткие жгутики, при этом не трогая кончики. Располагаем с обеих сторон аккуратно прижимая пальцами.
-Ниже носа расположены губы, они находятся между носом и подбородком.
С помощью графитного карандаша нарисуем овал лица, линию шеи и плеча. Уши нарисуем графитным карандашом по обе стороны головы – полукругом.
Причёска – посмотрите внимательно на натурщицу и определите цвет волос и форму причёски. Приготовьте нужный оттенок краски в палитре. С помощью кисти для тонировки нарисуйте причёску. Будьте внимательны. обведите красным фломастером овал лица и линию шеи.
Вы видите части одежды, подберите нужную краску и кистью для рисования нарисуйте ворот кофты. Портрет готов.
Таким образом с помощью различных художественных материалов можно создать портрет человека.
-Дети какие трудности вы испытывали в работе?
-Сможете ли вы дома глядя на своих близких создать портрет?
-Чему бы вы ещё хотели научиться на наших мастер-классах?
-Как вы считаете, кому должен принадлежать этот портрет?
Ознакомление дошкольников подготовительной группы с жанром живописи «Детский портрет»
Рощина Наталья Вениаминовна
Ознакомление дошкольников подготовительной группы с жанром живописи «Детский портрет»
Ознакомление дошкольников подг. гр с жанром живописи «Детский портрет»
Подготовили и провела:воспитатель высшей квалификационной категории: Рощина Наталья Вениаминовна
БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»
Цель: расширение знаний детей о жанре живописи – портрет.
1. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: автопортрет, детский портрет, мужской, женский и групповой портрет.
2. Познакомитьс разными способами написания полотен: живопись и графика.
3. Закрепить умение составлять портрет из разных частей так, чтобы получилось знакомое лицо.
1. Развивать память, мышление, воображение.
2. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. (портрет, художник-живописец, графика, румянец)
Вызвать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи.
Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, Николай Николаевич Ге портрет внука, Николай Николаевич Ге «Портрет Л. Н. Толстого», Владимир Лукич Боровиковский «ПОРТРЕТ ЛОПУХИНОЙ», Антонис Ван Дейк «Семейный портрет», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», презентация.
Аудиозапись муз. отрывка из пьесы «Грёзы» Р. Шумана.
Собрались все дети в круг.
Слева друг и справа друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу слева
Вместе будет веселей.
Воспитатель: А сейчас я вам хочу предложить посмотреть на экран. (Дети смотрят отрывок из мультфильма «Пластилиновая ворона»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Называется «портрет».
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о портретах)
Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с жанром живописи – портретом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на выставку картин. Вы самостоятельно рассмотрите картины, а когда музыка закончится, подойдёте ко мне. (2 мин.)
Воспитатель: Кто изображён на картинах? (Мужчины, женщины, дети и тд.). Такие картины называют портретом. Некоторым картинам более 100 лет.
Как вы думаете, почему художники в давние времена стали рисовать людей? (не было фотоаппаратов, камер, чтобы сделать снимок)
Для чего нужны портреты? (Портрет – это изображение реального человека, который живёт сейчас или жил когда – то. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст, чтобы все увидели,какой он: добрый или злой, весёлый или грустный, хитрый или простодушный.
1. автопортрет Василия Андреевича Тропинина
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто изображён на портрете?
На картине изображен художник.
В руках у него палитра и кисти.
Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля и зубчатые стены.
Воспитатель: Как вы думаете, почему некоторые художники рисуют себя?
Художник оттачивает мастерство, изображая именно себя в разных ракурсах, позах, цветовом решении. Или художником движет желание запечатлеть собственный образ для потомков
2. Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
Воспитатель: если на картине изображены дети, то этот портрет называется – детский.
Красивое, правильное, лучистое
— О чем говорят его глаза?
Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
— Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете светлая, а другая темная. Почему?
Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица Арсения.
3. Портрет Мики Морозова. В. А. Серов.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за столы и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть этот портрет.
Перед вами портрет четырехлетнего мальчика, которого изобразил известный русский художник Валентин Александрович Серов. Он назвал картину «Портрет Мики Морозова»
— Как вы думаете, что это за имя – «Мика»?.
(Уменьшительно-ласкательное имя от Михаила).
— Как вы думаете, когда мальчик вырос, его продолжали называть Мика?
(Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета).
— Рассмотрите внимательно лицо мальчика. (Обрати внимание на глаза, рот, щеки). широко открытые глаза что-то внимательно разглядывают. Рот приоткрыт, как от удивления, видны белые зубки, на щеках румянец.
— как вы думаете, что увидел мальчик? может быть, родители пообещали ему какой-то сюрприз или подарок.
— а чем ещё мог заинтересовать ребёнка художник, чтобы Мики терпеливо позировал? Наверное, художник ему что-то рассказывал интересное. А он слушал. Видите, какой заинтересованный взгляд на портрете получился.
— Посмотрите на волосы мальчика. Какие они? Растрёпанные, кудрявые.
— посмотрите на портрет и расскажите, во что одет Мика? Он в белой рубашке. на более темном фоне картины кажется еще белее, совсем белоснежной. Художник специально взял для фона картины краски темных тонов. Белый цвет заметнее на темном фоне.
— Можно ли по одежде, прическе ребенка сделать вывод о времени суток? Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? (Обрати внимание на румянец) Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден. Наверное, мальчик спал, только что пробудился – видите, как горят его щёки – это он во сне так разрумянился.
— Итак, что можно сказать о позе Мики? Он сидит на самом краю большого кресла. Руки лежат на подлокотниках. Не отвернулся в сторону, не отвлекается, смотрит прямо. Нам прекрасно видно его лицо.
— Его поза говорит о том, что он готов встать и убежать?
Мика порывается встать. Он устал сидеть и позировать в кресле, куда его попросил присесть художник, но терпеливо ждет, когда ему разрешат убежать в тому, что увидел мальчик. Или же Мика внимательно слушает кого-то, что подтверждает его взгляд и приоткрытый рот.
— Что вы можете сказать о кресле, на котором сидит мальчик? глубокое кресло, на краешек которого присел Мика, подушки, лежащие позади мальчика. Оно большое, неудобное, деревянное, коричневого цвета.
— Обрати внимание на позу, как он сидит? Мальчик сидит на краешке в кресле
— Возникло ли у вас ощущение, что Мика как будто соскальзывает с него?
— Попробуйте вы сесть также. (на край стула). Вам удобно? Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина.
Воспитатель. Давайте ещё раз посмотрим на портрет маленького Мики Морозова, созданный русским художником Валентином Александровичем Серовым. Это лицо умного и непоседливого мальчика. Художник прекрасно сумел передать зрителям не только внешность, милые взгляду черты лица Мики, позу порывающегося встать с кресла мальчика, но и его характер. Выражение широко раскрытых глаз Мики говорит о его любознательности, пытливом уме, детской непосредственности, подвижности, чудесном настроении.
Стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Дети и цветы».
Как нарисовать портрет ребенка?
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА (под музыку)
4. Мужской портрет
Николай Николаевич Ге «Портрет Л. Н. Толстого»
Л. Н. Толстой — один из самых известных писателей. На картине он изображён сидящим за своим письменным столом во время творческого процесса.
5. Женский портрет
Владимир Лукич Боровиковский «ПОРТРЕТ ЛОПУХИНОЙ»
«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского. Эта девушка из богатой графской семьи. На этом портрете Мария как живая. Она молодая, красивая и нежная.
6. Групповой (семейный) портрет
Антонис Ван Дейк «Семейный портрет»
Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный — его молодой миловидной жены устремлены на зрителя.
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию.
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали.
8. Игра «Составь портрет» (презентация).
Дети при помощи картинок подбирают части лица так, чтобы получился знакомый человек.
— Чем мы сегодня занимались? (Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в разное время, по ним мы можем узнать, как выглядели, как одевались люди в далекие времена, так же можно увидеть их настроение, узнать какой он.)
— какие виды портретов бывают? (автопортрет, детский, мужской, женский, групповой)
— а чем ещё отличаются картины? (одни картины пишут красками, а другие карандашами)
— Какое задание было для вас трудным? Почему?
— Какое задание больше всего понравилось?
— Как вам могут пригодиться в жизни полученные знания? (при рисовании портрета, если пойдём в музей, то можем узнать картину и рассказать про неё)
«Посчитал, порисовал — первый свой фрактал создал!» Детский мастер-класс по фрактальной живописи «Посчитал, порисовал – первый свой ФРАКТАЛ создал!» Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию детский мастер-класс по фрактальной.
Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.
Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.
Конспект занятия по ИЗО для подготовительной группы. Портрет «Мамочка любимая моя» Цель: закрепление знаний о жанре портрета, рисование женского портрета. Задачи: учить рисовать женский портрет, правильно располагать части.
Конспект занятия по рисованию «Милой мамочки портрет» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.
Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта» Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сятра-Хочехматский.
Презентация «Музыкальные инструменты в русской живописи» для старших дошкольников Картины об инструментах и музыке Музыка звучит… Как сохранить всё её оттенки? Как сохранить те чувства и переживания, что она будит в нас?.
Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.