Что такое последовательная связь между предложениями

Последовательная связь предложений в тексте

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?

Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.

Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.

Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.

Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?

Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.

Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.

Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь

Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.

Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.

Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.

Поясним сущность цепной связи схемой.

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениями

Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.

Собакевич неприветлив, жаден и груб.

Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.

Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.

Поясним сущность параллельной связи схемой.

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениями

В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Источник

Последовательное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении

Последовательное под­чи­не­ние — это под­чи­не­ние, при кото­ром каж­дое после­ду­ю­щее при­да­точ­ное пред­ло­же­ние зави­сит от предыдущего.

Несколько при­да­точ­ных частей могут быть свя­за­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и меж­ду собой после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем. Укажем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложное предложение с последовательным подчинением

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два и более зави­си­мых пред­ло­же­ния могут иметь после­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние по отно­ше­нию друг к дру­гу. Последовательное под­чи­не­ние име­ет «гово­ря­щее» назва­ние. Оно про­ис­хо­дит после­до­ва­тель­но от глав­но­го пред­ло­же­ния к пер­во­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, затем от пер­во­го ко вто­ро­му, от вто­ро­го к тре­тье­му и т. д.

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениями

Непосредственно глав­но­му пред­ло­же­нию под­чи­ня­ет­ся толь­ко пер­вое при­да­точ­ное, а все после­ду­ю­щие посте­пен­но и после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся по оче­ре­ди друг к дру­гу. Образно гово­ря, это постро­е­ние слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния похо­же на желез­но­до­рож­ный состав, где к теп­ло­во­зу при­со­еди­ня­ет­ся толь­ко пер­вый вагон, а все осталь­ные цеп­ля­ют­ся друг за дру­га по порядку.

Например:

Помню (1), как пошли мы с лес­ни­ком в дуб­ра­ву (2), где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и каба­ны (3) (В. Песков).

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние состо­ит из трех про­стых: пер­вое пред­ло­же­ние глав­ное, вто­рое и тре­тье — при­да­точ­ные. Первое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние непо­сред­ствен­но соеди­не­но с помо­щью сою­за «как» с глав­ным и пояс­ня­ет в нем ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом «пом­ню»:

пом­ню (что?) как пошли мы с лес­ни­ком в дубраву.

Второе при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся союз­ным сло­вом «где» к пер­во­му при­да­точ­но­му и пояс­ня­ет в нем обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с пред­ло­гом «в дуб­ра­ву»:

в дуб­ра­ву (какую?) где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и кабаны.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем выгля­дит так:

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениями

Понаблюдаем, как при­со­еди­ня­ют­ся друг к дру­гу при­да­точ­ные пред­ло­же­ния в слож­ном пред­ло­же­нии с после­до­ва­тель­ным подчинением:

Я знал, что мне нуж­но пото­ро­пить­ся, посколь­ку поезд отправ­ля­ет­ся через полчаса.

Она мне не раз гово­ри­ла, как бы ей хоте­лось вер­нуть­ся сюда ещё раз, что­бы вспом­нить счаст­ли­вые дни сво­ей юности.

Мы шли по еле замет­ной тро­пин­ке, что неожи­дан­но свер­ну­ла к реч­ке, у бере­га кото­рой плес­ка­лись утки.

Некоторые счи­та­ют, что доста­точ­но толь­ко как сле­ду­ет попро­сить, что­бы их жела­ние исполнилось.

Запятые в предложении с последовательным подчинением

При после­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ет­ся от глав­но­го пред­ло­же­ния и друг от дру­га запятой.

В саду зацве­ли ябло­ни, кото­рые похо­жи на бело­снеж­ные обла­ка, что как буд­то спу­сти­лись с небес.

Следует иметь в виду, что в слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем одно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может ока­зать­ся внут­ри дру­го­го напо­до­бие «мат­рёш­ки», при­чём под­чи­ни­тель­ные сою­зы или союз и союз­ное сло­во ока­жут­ся рядом, например:

Я думал о том (1), что (2), если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радо­сти (3), он их вовсе не полу­ча­ет (2).

Рядом нахо­дят­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы «что» и «если», кото­рые отно­сят­ся к раз­ным при­да­точ­ным предложениям:

Между сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая, если изъ­я­тие вто­ро­го под­чи­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния не тре­бу­ет пере­строй­ки все­го слож­но­го пред­ло­же­ния, а это про­ис­хо­дит при отсут­ствии вто­рой части состав­но­го сою­за — то, так, но.

Запятая на сты­ке двух под­чи­ни­тель­ных сою­зов (сою­за и союз­но­го сло­ва) не ста­вит­ся в том слу­чае, если вто­рое пред­ло­же­ние нель­зя изъ­ять без изме­не­ния все­го слож­но­го пред­лож­но­го. В этом слу­чае далее име­ет­ся вто­рая часть состав­но­го сою­за — то, так, но.

Примеры предложений из художественной литературы

Эдип знал, что_ если он не раз­га­да­ет голо­во­лом­ки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она одна­жды не вый­дет на рабо­ту, то к обе­ду сле­ду­ет ожи­дать конец све­та (Т. Устинова).

Подъехав к месту сра­же­ния, я понял, что, если про­явить упор­ство, побе­да будет за нами.

Воздух был необык­но­вен­но све­тел, про­зра­чен и нежен, так что, когда Анна Акимовна погля­де­ла в окно, ей преж­де все­го захо­те­лось вздох­нуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

Снег падал мед­лен­но и важ­но, и хло­пья его были такие боль­шие, что каза­лось, буд­то с неба сле­та­ют на город лег­кие белые цве­ты (К. Паустовский).

Я был слаб, что­бы рабо­тать, поэто­му писал кни­ги и пьесы…(Б. Шоу).

Ветки их так часто пере­пле­лись, что каза­лось, буд­то огнен­ные цве­ты шипов­ни­ка и белые, пах­ну­щие мин­да­лем цве­ты боярыш­ни­ка каким-то чудес­ным обра­зом рас­пу­сти­лись на одном кусте (К. Паустовский).

В то лето, когда побы­вал Сёмка в горо­де, он стал при­гля­ды­вать­ся к цер­ков­ке, кото­рая сто­я­ла в деревне Талица, что в трех вер­стах езды от Чебровки (В. Шукшин).

Многие дума­ют, буд­то пой­ди толь­ко в лес, где мно­го мед­ве­дей, так они набро­сят­ся и съе­дят тебя (М. Пришвин).

Допустим, мы заин­те­ре­со­ва­ны, что­бы в лесу води­лось поболь­ше ряб­чи­ков, жизнь кото­рых свя­за­на с хвой­ны­ми дере­вья­ми (В. Солоухин).

Источник

7.7. Тексты с различными видами связи

Текст и его основные признаки

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:

В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениями

Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.

Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:

Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).

Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».

Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.

Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.

Источник

«Средства связи предложений в тексте»

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».

Источник

Средства и способы связи предложений в тексте

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениямиТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениямиЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениямиПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть фото Что такое последовательная связь между предложениями. Смотреть картинку Что такое последовательная связь между предложениями. Картинка про Что такое последовательная связь между предложениями. Фото Что такое последовательная связь между предложениямиЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *