Что такое план проведения наблюдения

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ (в процессе исследования) должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать, с помощью чего наблюдать, что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? [89].

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА – (заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и срок выполнения эксперимента) включает:

— цель и задачи эксперимента;

— продолжительность, место и время проведения;

— характеристику участников эксперимента;

— описание используемых в эксперименте дидактических материалов и технических средств;

— описание методики проведения эксперимента;

— перечень и особенности применения методов;

— изложение методики обработки результатов эксперимента [66, c. 259].

Смотреть что такое «ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ» в других словарях:

Планёрный спорт — Планёр Антонов А 15. Планёрный спорт (планеризм) вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. При хороших погодных условиях опытные пилоты… … Википедия

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ — план, зависящий от состояния знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпирич. исследования. В социологии, литре выделяются три варианта стратегии исследовательского поиска.… … Российская социологическая энциклопедия

Планёр (летательный аппарат) — 1843. планер «Ариэль» на рекламном плакате Ariel Transit Company … Википедия

План одностороннего размежевания — (ивр. תוכנית ההתנתקות Tokhnit HaHitnatkut, известен также, как «Размежевание», «התנתקות» Hitnatkut ‎) план отделения Израиля от Палестинской национальной администрации (ПНА), предложенный премьер министром Израиля Ариэлем Шароном. Предусматривал… … Википедия

Планёр — У этого термина существуют и другие значения, см. Планер. Мотопланёр … Википедия

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ — наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы и культурных раст. Каждое раст. проходит ряд фаз развития, учет и фиксация сроков наступления к рых составляет сущность с. х. Ф. н. Так зерновые злаки (рожь, пшеница, овес, кукуруза, просо,… … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Источник

Методика и программа наблюдения

При применении метода наблюдения в границах конкретного исследования, необходима методика наблюдения. Она разрабатывается в соответствии со структурой исследования, имеющей специфические особенности, касающиеся наблюдения.

Проблемы, решаемые при помощи наблюдения

В начале исследования следует сформулировать тот вопрос, ответ на который хотел бы получить исследователь. При помощи методики наблюдения решается проблема ознакомления с новой областью, о которой нужно составить представление, выделить объекты, зафиксировать феномены устойчивого типа для более подробного анализа.

Вопросы, которые должен задать себе исследователь: что нового для психологии открывает область исследования? Что можно изучить, опираясь на материалы наблюдения, и какие гипотезы выдвинуть?

Еще один круг проблем, решаемый при помощи метода наблюдения, исследования специфического характера, которые не решаются при помощи других методов. Например, какие стратегии ведения спора выбирают женщины и мужчины? В чем они схожи и чем различаются? На эти вопросы исследователь ответит, прибегнув к методу наблюдения. Затраты усилий, количество искажений будут наименьшими при выборе данного метода в отличие от опроса или эксперимента.

Постановка целей и задач наблюдения

Цели и задачи наблюдения также нужно ставить, исходя из решаемой проблемы. Будет это поиск материала для дальнейших исследований или разработка конкретного вопроса. Любое научное наблюдение подразумевает постановку цели и разработку программы. Постановка цели – основной признак, который отличает научное наблюдение от обычного. Цели могут быть разными, от обобщенных до узких, специфических. С точки зрения сформулированной цели наблюдение можно разделить на поисковое и исследовательское. Если имеющихся данных об объекте мало и предполагается эти данные получить, то цель наблюдения будет общей: наблюдать в целом. Для исследователя важна вся информация, собранная об объекте. Наблюдения исследовательского типа основываются на предварительных знаниях об объекте. В процессе исследования ставится частная задача и проверяется конкретная гипотеза. То есть следует формулировать цель более узко.

От постановки цели зависит выбор единиц наблюдения. Также в соответствии с целями выстраивается программа наблюдения – подробное описание того, что будет наблюдаться, в каких условиях, как будет организовано наблюдение в рамках каждой сессии и как будут регистрироваться данные. Программа наблюдения должна ответить на следующие вопросы: что наблюдать, когда, у кого и каким образом? Ответы на эти вопросы и являются задачами наблюдения, которые четко должны быть поставлены в программе. Если хоть одна задача не будет решена в ходе наблюдения, значит цель не достигнута.

Выборка испытуемых является общей для всех научных методов. Более подробно рассмотрим вопрос о единицах и ситуациях наблюдения.

Выбор единиц наблюдения

Основным этапом разработки программы наблюдения является выбор ключевых показателей, который позволяет разбить возможные проявления наблюдаемого момента на части и выбрать те из них, которые должны быть зарегистрированы. От того, на каких теоретических позициях стоят исследователи и какие цели преследуют, зависит выбор единиц наблюдения. Количество проявлений поведения огромно, они варьируются от легко наблюдаемых до сложно поддающихся наблюдению. Легко наблюдать за жестами, мимикой, высказываниями. Сложно наблюдаемыми проявлениями являются краткосрочные мимические проявления, саккады, определенные движения глаз.

Если объектом психологического наблюдения становится группа, то набор поведенческих проявлений в разы увеличивается. Такое количество результатов наблюдения зафиксировать трудно. Для этого и нужен четко поставленный исследовательский вопрос и сформулированная цель, чтобы определить проявления, подлежащие наблюдению. Например, цель наблюдения – изучение особенностей взаимодействия молодого рабочего с членами бригады. Исследователю не нужно наблюдать за тем, как ведет себя молодой рабочий в семье, с друзьями, не работающими с ним вместе, даже как он проявляет себя во взаимодействии с начальством. При наличии конкретной цели это становится ненужным, намного упрощается работа исследователя.

Выбор единиц наблюдения – один из важных этапов планирования, где определяются как явление, так и поведенческие проявления, связанные с ним. Задаются рамки наблюдения, происходит определение языка описаний и способы фиксирования результатов.

Выбор единиц наблюдения – это формулирование операциональных определений изучаемого явления, теоретических конструктов в терминах наблюдаемых явлений и операционного набора при помощи которого эти явления могут быть измерены.

Идея операциональных определений пришла в психологию из физики, ее применение делало действия по изучению явлений более согласованными. В психологии операциональные определения тоже очень важны, поскольку выбор измерительных инструментов для внутренних переменных сложен. Одному и тому же явлению в различных исследованиях могут быть даны разные операциональные определения, причем, в зависимости от конкретной операционализации изучаемого психологического феномена, полученные результаты могут оказаться разными. Например, умственное развитие операционально может быть определено как количество правильно решенных заданий в тесте Амтхауэра или как число верных ответов в любом другом тесте. Кроме того, можно спросить человека о том, высокое ли у него умственное развитие. Психологическая характеристика во всех случаях будет одинаковой – умственное развитие. Операционализации будут разными, соответственно результаты тоже будут различаться.

Операционализации могут быть качественными и количественными. Качественный показатель дает ответ на вопрос, есть ли исследуемая характеристика в психике и картине поведения человека. Например, рассержен человек или нет, чувствителен к холоду или нет и т.д. Количественный показатель дает ответ на вопрос, в какой степени выражена исследуемая характеристика у человека. Например, насколько хорошо человек ориентируется в незнакомой местности.

Таблица 1. Примеры качественной и количественной операционализации заботы об окружении.

Качественная операционализация

Количественная операционализация

Анализируя ответы на вопросы, можно прийти к выводу, заботится ли человек о том, как будут чувствовать себя люди в результате его действий или это его не волнует.

Частота происходящих событий, говорит о том, насколько человек заботится об окружающих.

Существует несколько подходов к выбору единиц наблюдения. В простых случаях выбираются 1-2 единицы, которые лучше всего отражают исследуемую реальность. Например, изучая плохое настроение младенца, можно фиксировать только его плач. Такой подход упростит работу наблюдателя, но другие моменты, имеющие отношение к этому явлению будут упущены. Обычно внутренняя переменная к одному-двум признакам не сводится, чаще всего наблюдению подлежат несколько признаков. При этом в одних признаках интересующее явление будет отражено полно, в других – частично.

Категории наблюдения

Т.В.Корнилова акцентирует внимание на двух способах выделения ключевых показателей: при помощи единиц и категорий наблюдения.

Единицы наблюдения – это проявления поведения, описанные обычным языком ( человек занервничал, повернулся в сторону шума, улыбнулся).

Категории – теоретически нагруженные единицы (человек демонстрирует синдром эмоционального выгорания).

Категории содержат в себе как описание поведения, так и его теоретическую интерпретацию. Строго разработанная теория может быть воплощена в системе категорий наблюдения. Примером может служить методика Р.Бейлза, она описывает 12 категорий поведения, которые могут обнаруживаться при групповом решении задач. Наблюдатель должен относить к одной из этих категорий каждое высказывание участников группы, принимая во внимание не только содержательную сторону, но и эмоциональную составляющую, а также на какой стадии решения задачи находится группа. Категории дополняют друг друга и полностью дают описание всего процесса решения задачи группой.

После того, как выбраны ключевые показатели происходит распределение ситуаций наблюдения. Ситуации должны быть выбраны так, чтобы они имели репрезентативность по отношению к изучаемому явлению. Должно быть обеспечено максимальное проявление характеристики и возможность наблюдения. При этом частота проявления характеристики в ситуации должна соответствовать частоте проявления в реальной жизни.

Выбор ситуации зависит от сформулированной цели. Если это изучение особенностей поведения в специфических условиях, то ситуации должны включать в себя эти специфические условия. Например, если изучается состояние волнения, то ситуации должны включать в себя наличие этого состояния: выступление перед аудиторией, чтение доклада, защита диссертации, сдача экзамена. А вот ситуация домашнего обеда сюда явно не подойдет, поскольку рассматриваемый признак не будет проявляться. Такой подход называется выборкой событий.

Если изучается общее поведение человека, то выбираются разнообразные ситуации, в которых проявляются разные стороны поведения. Такой подход называется выборкой ситуаций.

Важно правильно распределить ситуации наблюдения по времени и определить частоту сессий наблюдения. Более надежными считаются данные, полученные при длительных наблюдениях с большим количеством ситуаций. Сессий наблюдения должно быть несколько через определенные временные промежутки. Достаточность сессий наблюдения и ситуаций определяется целями и задачами исследования. Например, при доказательстве того, что улыбка возникает чаще в социальных ситуациях, нежели в ситуациях достижения цели, Р. Краут и Р. Джонстон изучали видеозапись игры в боулинг в течение нескольких часов. Существование выученной беспомощности М.Зелигман доказал при помощи наблюдения за шестью собаками. А способность животных решать интеллектуальные задачи доказывалась при помощи круглосуточной видеозаписи на протяжении долгого времени.

Следующим вопросом является, как в течение сессии будет происходить регистрация результатов. При наблюдении непрерывного вида фиксирование происходит безостановочно в ходе всей сессии наблюдения. Исследуя динамику работоспособности сотрудников, наблюдение ведется весь рабочий день, и выбранные единицы наблюдения постоянно фиксируются. Такой подход имеет свои преимущества, которые заключаются во всеобъемлющем охвате изучаемого явления. Данный подход предъявляет очень высокие требования к наблюдателю.

Можно использовать сокращенное непрерывное наблюдение. Суть его в том, что фиксация происходит непрерывно в определенное время. Наблюдение за сотрудником производится не весь день, а по одному часу утром, днем и вечером. При таком подходе важно выбрать время, когда наблюдаемое явление проявляется наиболее ярко. Исследуя работоспособность, необходимо наблюдение в разные части рабочего дня, иначе результаты не будут объективными.

Временной сэмплинг – выбор временных моментов для фиксирования показателей.

Можно использовать выборку временных интервалов, выборку временных точек, случайную выборку временных точек.

Выборка временных интервалов – вся сессия разбита на непродолжительные интервалы времени.

Длина интервала зависит от особенностей наблюдаемых явлений и подробности протокола. В течение интервала данные фиксируются по принципу «было – не было». Если ключевая характеристика проявилась во время интервала, отметка об этом заносится в протокол. Отметка будет только одна, независимо от того сколько раз в интервале повторялось это явление.

Так было организовано наблюдение, изучающее имитацию детьми элементов агрессии. 20 минут – время сессии наблюдения, оно разделено на 5-секундные интервалы, их оказалось 240. В каждом интервале отмечалось присутствие или отсутствие единиц наблюдения. Таким образом, выводилась частота проявления конкретного вида поведения.

Выборка временных точек (срезов) дает моментальные срезы поведения во время непосредственной фиксации. Сессия при этом также делится на интервалы, регистрация осуществляется в конце интервала и фиксируется только момент временной точки. Если единицы наблюдения проявляются в интервале, но не наблюдаются в момент временной точки, они не фиксируются. Например сессия разграничена на 5-минутные интервалы, фиксируется то поведение, которое наблюдается в конце пятой минуты. Продолжительность временных интервалов должна быть подобрана так, чтобы выборка срезов была репрезентативной. Этот метод чувствителен к длительности интервалов, и качество данных зависит от верности выбора времени для осуществления срезов.

В целях избежания ошибок, связанных с цикличностью записи данных, используют модифицированную версию этого метода – случайную выборку временных точек. Общая идея прежняя: фиксация данных в конце каждого интервала. Однако длительность интервалов разная, устанавливается не произвольно, а на основании таблиц случайных чисел. Каждое число указывает на то, сколько времени должно пройти между срезами. Этот вариант лучшим образом показывает реальную частоту проявления целевого поведения.

Когда определены все содержательные моменты программы наблюдения, необходимо определить способы фиксации данных и вид протокола наблюдения. Должны быть предусмотрены технические средства, которые могут понадобится при протоколировании.

Источник

Разработка программы (схемы) наблюдения

Глава 2. Организация и методика наблюдения

Разработка методики, как самого полного описания всей процедуры наблюдения включает в себя следующие этапы: планирование наблюдения, разработку программы (схемы) наблюдения, проведение наблюдения и обработку результатов наблюдения.

Планирование наблюдения

При планировании наблюдения необходимо выполнить следующие действия:

СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ(ДЛЯ ЧЕГО? ЗА ЧЕМ НАБЛЮДАТЬ?)

С точки зрения предварительных знаний об изучаемой реальности исследования делятся на поисковые и исследования, направленные на проверку гипотез. Поисковое исследование имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Такую цель М.Я.Басов называет целью наблюдать вообще, наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Мейман назвал такое наблюдение выжидательным. Если цель исследования конкретна и строго определена, во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений, то такое наблюдение называют исследующим или выбирающим.

Наличие цели наблюдения обусловливает избирательный характер восприятия, ведет к селекции предметного содержания наблюдения – что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом. Ю.М.Лотман отмечал, «способность наблюдения в равной мере подразумевает умение и нечто замечать и нечто не замечать».

ВЫДЕЛИТЬ ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ(У КОГО НАБЛЮДАТЬ ИНТЕРЕСУЮЩЕЕ НАС ПОВЕДЕНИЕ? У КАКИХ ИНДИВИДОВ? У КАКОЙ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ?)

Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение – отдельный человек или группа людей в их совместной деятельности и общении. Наблюдение в психологии носит специфический характер. Наблюдение осуществляет наблюдатель, сам являющийся таким же объектом. В психологии, как ни в какой другой науке, наблюдатель и наблюдаемые факты неразделимы.

Выделение объекта наблюдения – сложная мыслительная операция, часть общего процесса понимания. Понимание предполагает, что объект в какой-то мере известен наблюдателю. Поэтому как при выделении объекта наблюдения, так и при восприятии фактов его поведения проявляется субъективизм наблюдателя. Результаты наблюдения диктуются теоретическими интересами, предвзятыми идеями и установками (часто бессознательными), которые подбирают и выбирают факты соответственно. Ошибки, которые допускает наблюдатель при проведении наблюдения, будут рассматриваться более подробно в пункте 3.4. данного пособия. От наблюдателя требуется их знание, прогнозирование и поиск путей предотвращения.

В целях объективации процедур наблюдения в психологии применяются детально разработанные программы и схемы наблюдений, используются технические средства фиксации и обработки данных, практикуются многократные длительные наблюдения одних и тех же объектов работающими независимо друг от друга наблюдателями. Полученные в разное время в разных ситуациях разными наблюдателями факты затем сопоставляются на предмет их соответствия друг другу.

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЯ(ЧТО НАБЛЮДАТЬ? КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ?)

Предмет психологии не наблюдаем, а лишь предполагаем на основании косвенных признаков. Наблюдение за психическими явлениями осуществляют извне. Посредством наблюдения изучают внешне наблюдаемые элементы поведения, которые раскрывают содержание интересующего исследователя психического явления.

«Элементом поведения называется та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения» (Ингенкамп К., 1991, с.64). Элемент поведения определяет содержание того, что должно наблюдаться, что является предметом наблюдения. При наблюдении элемент поведения (нечто внешне наблюдаемое) становится знаком психологического содержания изучаемого психического явления.

Предмет деятельности наблюдения – это суждение о психическом явлении только на основе внешне воспринимаемого, изучение явлений видимого, элементов поведения. Предметом наблюдений являются внешние признаки, вербальные и невербальные акты поведения человека. Они становятся фактами наблюдения.

Факты наблюдения не следует путать с впечатлением, сложившимся у человека. На впечатление влияет множество субъективных факторов.

Следует также четко различать факты наблюдения и их интерпретацию. Нет таких элементов поведения, которым можно было бы дать однозначное объяснение. Факт, полученный в процессе наблюдения, важнее, чем его интерпретация.

Между тем, интерпретация как распознавание внутренних, субъективных сущностей по конкретным внешним проявлениям, это то, что требуется от психолога в конечном итоге. Важно уметь во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутреннее психическое состояние или свойство, а также хорошо различать признаки, через которые человек выражает себя вовне.

Вопрос о связи внешних проявлений с актами внутренний психической жизни должен оставаться открытым. С одной стороны, известно, что одно и то же психическое явление, переживание может обнаруживать себя по-разному. С другой стороны, разные психические явления могут проявлять себя вовне одинаковым образом.

Главная и конечная задача психолога – знание не о том, что может увидеть любой наблюдательный человек, а о том, что скрыто от наблюдения, что составляет внутренние причины внешних проявлений душевной жизни.

РАССМОТРЕТЬ И ИЗУЧИТЬ СИТУАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЯ(ГДЕ НАБЛЮДАТЬ?)

Наблюдение как исследовательский метод включает и фактор «определенных условий». В самом общем виде под условиями понимается определенная ситуация, т.е. обстоятельства, в которых разворачиваются наблюдаемые события, и осуществляется поведение объектов наблюдения.

Необходимо определить, будут ли ситуации наблюдения варьировать или, наоборот, наблюдение будет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуации. Дело в том, что психические явления могут иметь устойчивый и ситуативный характер. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые носят устойчивый, не ситуативный характер, во втором – те, которые обусловлены выбранной ситуацией.

УСТАНОВИТЬ ЧИСЛО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ(СКОЛЬКО РАЗ И КАК ДОЛГО НАБЛЮДАТЬ?)

Постоянное наблюдение за событием, как правило, превышает возможности исследователя. Поэтому наблюдатель составляет график наблюдений и фиксирует событие лишь в определенные промежутки времени. Количество и продолжительность периодов наблюдения, как правило, определяется на усмотрение исследователя, а также зависит от того, как часто ожидается интересующее его поведение.

Наблюдатель осуществляет квалификацию и квантификацию наблюдаемого события, фиксирует его качественные проявления и количество их появлений, а также их начало и окончание. Качественное описание (квалификация событий) составляет первую стадию отражения результатов наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описание – квалификация и квантификация событий наблюдателем – обычно используются в комбинациях.

Разработка программы (схемы) наблюдения

При разработке программы (схемы) наблюдения исследователь отвечает на вопрос, КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ?Создание схемы наблюдения представляет собой сложную работу, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Схема наблюдения выступает как средство качественного описания наблюдаемой реальности. В схеме отражено все, что составляет основу конкретного интересующего исследователя способа поведения испытуемого. Выделенные в ней элементы поведения позволяют упорядочить процесс наблюдения, ограничить его определенными рамками, а также оптимизировать регистрацию данных наблюдения.

Схемы наблюдения представлены четырьмя процедурными разновидностями и выполняются как:

1) перечни индикаторов, признаков внешних проявлений изучаемого явления;

Описываются конкретные элементы поведения, характерные для изучаемого психического явления. В ходе наблюдения фиксируют, какие из них и насколько часто проявляются. Каждый индикатор должен быть однозначным и одинаково пониматься разными людьми. В данной схеме совокупность индикаторов считается открытой. В нее при необходимости можно вносить те или иные дополнения.

2) перечни категорий, обозначений воспринимаемого более общими поведенческими классами;

Такая схема содержит полное описание всех проявлений интересующего исследователя поведения. Совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически допустимые внешние проявления изучаемого явления. Здесь «именно теория решает, что мы можем наблюдать …» (Альберт Эйнштейн), «а категории содержат в себе «скрытое» объяснение – некую теорию наблюдаемых явлений» (Н.А.Кременцов). Процесс получения эмпирических данных контролируется включением теоретического «взгляда» на изучаемое явление.

Категории определяются операционально, не пересекаются с другими категориями, имеют ту же степень общности, что и другие, и выражают определенный аспект задачи исследования. Они могут появиться как результат эмпирического обобщения в предварительном исследовании и использоваться для классификации наблюдавшихся типов поведения.

Содержание используемых показателей в их отношении к теории позволяет разграничивать схемы, построенные на основе либо перечня индикаторов, либо перечня категорий.

3) перечни достаточно общих вопросов;

Такая схема – это как бы вопросы наблюдателя самому себе относительно особенностей поведения объекта наблюдения. В беседе или анкете, в свою очередь, будут задаваться вопросы другому, в том числе и самому объекту исследования.

4) перечни субъективных шкал (оценочных, порядка);

При таком способе наблюдения внимание исследователя обращено не столько на наличие того или иного признака, сколько на количественную степень его выраженности (интенсивности) или представленности. Заранее составленная субъективная шкала заполняется, как правило, либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании.

Индикаторы, категории, вопросы, субъективные шкалы – это показатели для регистрации наблюдаемых фактов, элементов интересующего исследователя поведения.

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 39 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *