Что такое последовательная связь

Последовательная связь предложений в тексте

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?

Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.

Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.

Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.

Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?

Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.

Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.

Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь

Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.

Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.

Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.

Поясним сущность цепной связи схемой.

Что такое последовательная связь. Смотреть фото Что такое последовательная связь. Смотреть картинку Что такое последовательная связь. Картинка про Что такое последовательная связь. Фото Что такое последовательная связь

Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.

Собакевич неприветлив, жаден и груб.

Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.

Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.

Поясним сущность параллельной связи схемой.

Что такое последовательная связь. Смотреть фото Что такое последовательная связь. Смотреть картинку Что такое последовательная связь. Картинка про Что такое последовательная связь. Фото Что такое последовательная связь

В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

5) позиция автора текста.

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Источник

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Существуют два основных способа связи предложений в тексте: цепной и параллельный.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. В каждом новом предложении есть та информация, которая уже известна слушателю или читателю, то есть та, на которую мы опираемся при развёртывании мысли (данное, или тема). Но в нём обязательно должна быть и новая, ещё неизвестная информация, ради которой и создаётся предложение (новое, или рема). «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Стоит дом. В доме — кресло. В кресле — Сонечка. Поджав ноги, как от высящейся воды прилива. (М.Ц.)

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение несёт новую информацию, которая получает развитие в каждом из последующих предложений, причём между собой эти последующие предложения не соединяются, каждое из них соединяется с первым, информация из которого становится «данным» для всех последующих. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Что такое последовательная связь. Смотреть фото Что такое последовательная связь. Смотреть картинку Что такое последовательная связь. Картинка про Что такое последовательная связь. Фото Что такое последовательная связь

В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. В ней стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом, а пред кроватью еловый столик, на котором горела сальная свеча и лежали открытые ноты. На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (А.П.).

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во- первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).

Средства связи предложений в тексте

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.

1. Использование слов одной тематической группы.

Потом Ноздрёв показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. В этой же конюшне видели козла, которого, по старому поверью, почитали необходимым держать при лошадях, который, как казалось, был с ними в ладу, гулял под их брюхами, как у себя дома. (Н.Г.)

2. Лексический повтор, то есть повтор одного и того же слова, возможно в другой форме.

Из брички вылезали двое какие-то мужчин. Один белокурый, высокого роста; другой немного пониже, чернявый. Белокурый был в тёмно-синей венгерке, чернявый просто в полосатом архалуке. (Н.Г.)

3. Употребление однокоренного слова.

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нём был совершенномедвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. (Н.Г.)

4. Замена слова местоимением, чаще всего личным, или использование указательного местоимения.

Видал ли кто-нибудь белую радугу? Это бывает на болотах в самые хорошие дни. (М.П.)

5. Замена слова синонимом, в том числе контекстуальным, то есть таким, который является близким по смыслу только в этом контексте.

Покупки Чичикова сделались предметом разговоров. В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян. (Н.Г.)

6. Замена слова синонимичным описательным оборотом.

Частями стал выказываться господский дом и наконец глянул весь в том месте, где цепь изб прервалась и наместо их остался пустырём огород или капустник, обнесённый низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. (Н.Г.)

7. Замена родового понятия видовым и наоборот, а также замена по признаку «часть — целое».

Я приехал в Казань, опустошённую и погорелую. По улицам, наместо домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон. (А.П.)

8. Использование антонимов, в том числе контекстуальных.

Тут я его страшно пожалела: бедный! должно быть, с должности прогнали за пьянство, так он — с голоду. А оказалось, Марина, от любви. (М.Ц.)

9. Союз или частица в начале предложения.

Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но всё было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли. (Н.Г.)

10. Использование наречий места и времени.

Вся передняя стена моленной была занята иконостасом, в котором, под дорогими окладами из серебра и золота, темнели образа самого старинного письма. Тут были собраны иконы работы фряжской, старого строгановского письма и произведения кормовых царских изографов. (М.-С.)

11. Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковую структуру и способы выражения членов соседних предложений.

Страннице — сон. Страннику — путь. (М.Ц.)

12. Структурная неполнота второго предложения.

Нет, это был сухой огонь, чистое вдохновение, без попытки разрядить, растратить, осуществить. Беда без попытки помочь. (М.Ц.)

13. Использование вводных слов и предложений.

Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. (Н.Г.)

Друзья говорят: не торопись. Ведь придётся ещё и впредь писать статьи, камешки пригодятся, А я отвечаю — пусть! Во-первых, насобираю ещё. Во-вторых, может быть, так даже интереснее. (В.Сол.)

14. Вопросно-ответная форма изложения.

И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. (Н.Г.)

15. Видовременная соотнесённость глаголов, т.е. использование глаголов одинаковых форм, например одного времени или вида.

Потом он приобретает опыт, становится мастером, постигает законы композиции, архитектоники, гармонии и дисгармонии, обогащается целым арсеналом средств и профессиональных секретов.

И вот, вооружившись всем этим, он всю жизнь пытается сознательно достичь той же высоты, которая в юности далась ему как бы случайно. (В.С.)

60. Укажите средства связи предложений.

Произошло это утром, в десять часов. В этот час утра, в ясные дни, солнце всегда длинною полосой проходило по его правой стене и освещало угол подле двери. (Ф.Д.)

1) Лексический повтор

2) Замена синонимом

3) Указательное местоимение и лексический повтор

4) Лексический повтор, однокоренное слово и указательное местоимение

61. Укажите средства связи предложений.

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (Н.Г.)

1) Лексический повтор

2) Замена синонимом

3) Однокоренные слова

4) Указательное местоимение

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Последовательная связь

Что такое последовательная связь. Смотреть фото Что такое последовательная связь. Смотреть картинку Что такое последовательная связь. Картинка про Что такое последовательная связь. Фото Что такое последовательная связь

Что такое последовательная связь. Смотреть фото Что такое последовательная связь. Смотреть картинку Что такое последовательная связь. Картинка про Что такое последовательная связь. Фото Что такое последовательная связь

СОДЕРЖАНИЕ

Кабели [ править ]

Практически при любой междугородной связи данные передаются побитно, а не параллельно, поскольку это снижает стоимость кабеля. Кабели, по которым передаются эти данные (кроме «последовательного» кабеля), и порты компьютера, к которым они подключаются, обычно имеют более конкретное имя, чтобы избежать путаницы.

Последовательные автобусы [ править ]

Последовательный или параллельный [ править ]

Каналы связи, по которым компьютеры (или части компьютеров) взаимодействуют друг с другом, могут быть последовательными или параллельными. Параллельное соединение передает несколько потоков данных одновременно по нескольким каналам (например, по проводам, дорожкам печатной схемы или оптическим волокнам); тогда как по последовательному каналу передается только один поток данных.

Хотя последовательный канал может показаться хуже параллельного, поскольку он может передавать меньше данных за такт, часто бывает так, что последовательные каналы синхронизируются значительно быстрее, чем параллельные каналы, чтобы достичь более высокой скорости передачи данных. Несколько факторов позволяют увеличить тактовую частоту последовательного интерфейса:

Во многих случаях последовательное соединение дешевле, чем параллельное. Многие ИС имеют последовательные интерфейсы, а не параллельные, поэтому они имеют меньше контактов и, следовательно, менее дороги.

Источник

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Смотреть что такое «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ» в других словарях:

последовательная обратная связь (по току) — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN series feedback … Справочник технического переводчика

последовательная весовая обработка — Весовая обработка разделением штыря встречно штыревого преобразователя на отдельные элементы, имеющие между собой емкостную связь. [ГОСТ 28170 89] Тематики изделия акустоэлектронные EN series weighting … Справочник технического переводчика

последовательная системная магистраль — Магистраль обеспечивает последовательную связь между модулями системы Multibus II или сегментами (подсистемами) посредством двухпроводной шины, работающей с частотой 2 МГц. Магистраль может объединять до 32 узлов на расстоянии до 10 м. Магистраль … Справочник технического переводчика

Последовательная весовая обработка — 40. Последовательная весовая обработка Series weighting Весовая обработка разделением штыря встречно штыревого преобразователя на отдельные элементы, имеющие между собой емкостную связь Источник: ГОСТ 28170 89: Изделия акустоэлектронные. Термины… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обратная связь — обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. О. с. характеризует системы регулирования и управления в живой природе, обществе и технике. Различают положительную и… … Большая советская энциклопедия

Универсальная последовательная шина — Символ USB USB (англ. Universal Serial Bus универсальная последовательная шина) последовательный интерфейс передачи данных для среднескоростных и низкоскоростных периферийных устройств. Разработка спецификаций на шину USB производится в рамках… … Википедия

IEEE 1394 — Interface Тип Последовательная связь История Разработчик Apple Computer (сейчас Apple, Inc.) Разработано 1995 Производитель Разнооб … Википедия

SIMATIC S7-200 — SIMATIC S7 200 семейство программируемых логических контроллеров фирмы Siemens AG из семейства устройств автоматизации SIMATIC S7. Позиционируются как микро ПЛК для решения простых задач промышленной автоматизации.[1] Содержание 1 Обзор 2… … Википедия

Simatic S7-200 — Simatic S7 200 семейство программируемых логических контроллеров фирмы Siemens AG из семейства устройств автоматизации Simatic S7. Позиционируются как микро ПЛК для решения простых задач промышленной автоматизации[1]. Содержание 1 Обзор 2… … Википедия

Инфракрасный канал — канал передачи данных, не требующий для своего функционирования проводных соединений. В компьютерной технике обычно используется для связи компьютеров с периферийными устройствами (интерфейс IrDA) В отличие от радиоканала инфракрасный канал… … Википедия

Источник

Русский язык

План урока:

Синтаксис: определение и общие характеристики

Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.

Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.

Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.

Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.

Словосочетание

Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).

Научное определение звучит следующим образом:

В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.

Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.

Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:

Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.

Предложение

Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:

Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.

Грамматические и синтаксические признаки предложений:

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.

Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:

Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:

Зачем мне деньги, зачем богатство!

В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.

Текст

Самая объемная единица синтаксиса – текст.

Дадим ему определение:

Рассмотрим несколько примеров:

Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.

Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.

Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».

Виды связи предложений в тексте

Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.

Цепная связь

Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.

Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.

Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.

Рассмотрим следующий текст:

Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.

Предлагаю определить виды связей предложений:

Это самый простой пример цепной связи.

В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.

В этом тексте бросаются в глаза:

Параллельная связь

Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.

Пример текста с параллельной связью:

Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.

Средства связи между предложениями:

Вывод: между предложениями параллельная связь.

Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.

Средства связи между предложениями:

Разница между цепной и параллельной связью

Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *