Что такое послушание в христианстве

Послушание Богу

Послушание Богу — это согласование своей воли с Божьей волей.

Христианская жизнь начинается с уверования в Христа. Момент покаяния и обращения к Богу — переломный в жизни человека. Он делит ее на “до” и “после”. Но покаяние не будет иметь ценности без следующего шага — ученичества.

“Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…”
(Св. Евангелие от Иоанна 8:30,31)

Обратите внимание: Христос не останавливается просто на уверовании. Он говорит новообращенным: “Вы действительно Мои ученики, если пребудете в Моем Слове”.

“Пребывать” означает “оставаться, жить, быть”. Господь говорит не только о том, что верующим нужно знать Его Слово, но и исполнять его, то есть жить в Его Слове. Это и есть послушание Богу, качество, которое отличает истинного ученика Христа от номинального.

“Что вы зовёте меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?”
(Евангелие от Луки 6:46)

Послушание Богу — признак истинного обращения и ученичества.

Послушание и вера

Чтобы быть послушным Богу, нужно Ему верить. Поэтому послушание — признак наличия веры.

Посмотрите, что сказано об Аврааме, духовном отце всех верующих:

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет”
(Послание к Евреям 11:8)

Здесь прекрасно демонстрируется связка вера-послушание-действие. Авраам поверил Божьему призыву и повиновался ему, что вылилось в действие — он отправился туда, куда Бог позвал его.

Иаков в своем послании говорит, что если мы только знаем Слово Божье, но не исполняем его, то обманываем самих себя. Благословение приносит не просто знание, а исполнение. Вера без дел, то есть без послушания, — мертвая вера, не способная принести плод.

Послушание и любовь

Любовь к Богу также выражается в послушании.

“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”
(Евангелие от Иоанна 14:15)

Соблюдать — значит хранить и исполнять. Подумайте: мера нашего послушания — это мера нашей любви к Богу. Наше отношение к Его Слову равносильно нашему отношению к Нему самому. В каком состоянии ваши отношения с Богом? Есть ли у вас время для Его Слова? Насколько вы практикуете его в жизни?

Настоящие отношения с Богом начинаются с подчинения нашей воли Его воле, когда мы делаем то, что Он говорит.

Ценность послушания для Бога

В 1 Книге Царств есть история, которая показывает, насколько послушание важно для Бога.

Когда евреи странствовали по пустыне, им противостал народ амаликитян. Они воевали с евреями и добивали уставших и отстающих. За это Бог обещал наказать амаликитян.
Намного позже, когда первым царем Израиля стал Саул, Бог исполнил Свое обещание. Через пророка Самуила Он повелел Саулу истребить Амалик полностью, включая домашний скот.

Саул послушался, но не до конца. Он решил пощадить царя амаликитян и оставить лучшее из скота. Когда Самуил обличил его, он ответил:

“…привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили”
(Первая книга Царств 15:15)

На что Самуил ответил:

“И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство…”
(Первая книга Царств 15:22,23)

Удивительно! Бог сравнивает непослушание с идолопоклонством. Твой настоящий бог — тот, кому ты послушен. Если ты не послушен Господу, то Он не твой Бог. Это перекликается со словами Иисуса, которые мы приводили выше: “Что вы зовете меня “Господи” и не делаете того, что Я говорю”.

Обетования за послушание

Писание содержит обетования тем, кто послушен Богу. Бог есть любовь, и у Него есть намерения по поводу нас. Эти намерения не во зло, а во благо. Бог думает не о том, как бы наказать нас или усложнить нам жизнь, а о том, как нас благословить.

“Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду”
(Иеремия 29:11)

Из-за грехопадения человеку стало сложно подчиниться Богу. А ведь от послушания зависит реализация Божьих благословений в нашей жизни, включая и обетование вечной жизни.

То, насколько мы послушны Богу, определит степень исполнения Его обетований для нас. Если мы следуем за Ним, Он приведет нас на злачные пажити и к водам тихим.

“Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли…”
(Книга Иова 36:11)
“Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет”
(Псалом 1:1-3)

Послушание — путь домой

Обратившись к Христу, человек разворачивается на 180 градусов и начинает движение к Царству Божьему. Слово Божье можно сравнить с точным навигатором, который указывает нам дорогу. Наше послушание — это залог того, что мы прибудем в пункт назначения

“…Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти”
(Книга пророка Исаии 48:17)

Источник

Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением

Послушание — одна из основ духовной жизни христианина. Но современному человеку бывает трудно понять эту добродетель, еще сложнее ее усвоить. В чем состоит послушание? Кого надо слушаться в Церкви и в обычных жизненных ситуациях? На вопросы о добродетели послушания мы попросили ответить Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

Что такое послушание в христианстве. Смотреть фото Что такое послушание в христианстве. Смотреть картинку Что такое послушание в христианстве. Картинка про Что такое послушание в христианстве. Фото Что такое послушание в христианстве

— Владыка, вот человек начинает христианскую, церковную жизнь. Насколько важно ему научиться послушанию? И кого он должен слушаться?

— Когда человек приходит в Церковь, он должен приучать себя прежде всего слушаться Бога. Он должен учиться всю жизнь распознавать волю Божию о себе и быть ей послушным. Принимать со смирением все то, что посылает Господь в жизни, глубоко веря, что Бог Сам знает, что нужно для нашего спасения; что не только доброе, хорошее, но и все испытания, искушения, скорби, которые встречаются человеку на его жизненном пути, тоже есть действие Промысла Божия и ведут его ко спасению.

Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям. Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям, это двуединая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

Можно много говорить о послушании, но очевидно одно: если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.

Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. Дети должны слушаться старших — это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчиненный — начальника и так далее. Если же младшие перестают слушаться старших, исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве. Послушание — очень важная часть человеческой жизни, без которой все скатится в полный хаос.

Если говорить о послушании в христианстве, то для каждого, кто приходит в Церковь, очень важно обрести духовника. Духовник — это священник, которому человек постоянно исповедуется, который знает его душевные склонности и жизненные обстоятельства и с которым можно посоветоваться по духовным и обычным житейским вопросам. Само собой разумеется, что этот священник должен быть опытным и искренним, должен сам вести неукорную жизнь. Тогда он сможет помогать своим духовным чадам в распознавании той самой воли Божией, о которой говорилось в начале.

Несколько иное явление — это послушание в монастырях. По древней традиции, это одно из самых главных монашеских деланий. Послушание в монастыре доходит до полного отсечения послушником своей воли перед старцем, духовником. Здесь надо помнить, что монашество — особый образ жизни и христианского подвига. Монах добровольно приносит себя в жертву Богу, живую и богоугодную, как говорится в чине монашеского пострига. А поскольку это жертва, то она предполагает более высокую степень самоотвержения, чем у мирян. Это касается и добродетели послушания: в монастыре человек учится отсекать свою волю, в том числе и там, где от мирянина этого не требуется. Это делается для того, чтобы воспитать себя соответствующим образом и стяжать дарования, которые свойственны именно монашеству, и дерзать на приобретение которых мирянин не может и не должен.

В сознании верующих людей монашество превознесено на очень большую высоту. Недаром благочестивая пословица говорит, что «Свет мирянам — иноки, а инокам — Ангелы», а само монашество называется «ангельским чином». Конечно же, это накладывает соответствующий отпечаток на всю христианскую жизнь. В результате у нас, в нашем христианском быту, имеет большое распространение и непоколебимый авторитет монашеская аскетическая литература. И действительно, она очень полезна, потому что в своих лучших образцах она достигает такой глубины проникновения в человеческую природу, к которой и близко не подошли даже до сегодняшнего дня научная психология и другие дисциплины, претендующие на знание человека.

Но здесь возникают и проблемы. Иногда люди, читающие аскетическую литературу, — Добротолюбие, Патерики, жизнеописания святых, — начинают пытаться повторить в своей жизни подвиги, описанные в этих книгах. То, что описывается в них, действительно необычайно духоподъемно и вызывает большой энтузиазм, особенно у молодого человека-неофита. Хочется стать таким же, как древние отцы, хочется добиться всего того, о чем пишется… И поэтому бывает, что человек, только что пришедший в Церковь, начинает искать в современной жизни ту же степень мироотречения, послушания, постничества, о которых рассказывается в этих книгах, особенно если он читает их без здравого духовного руководства. И отсюда трагические примеры, когда человек, берясь за ту меру подвига, которая ему просто недоступна в силу его образа жизни, впадает в прелесть, или надрывается, перестает жить духовной жизнью, часто при этом даже уходя из Церкви.

— Мне кажется, чаще происходит наоборот: люди заранее считают, что это все недостижимо. Те примеры послушания, которые мы видим в Патериках, современному человеку бывает очень сложно понять и принять…

— Да, конечно, многие истории из Патерика или «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника непонятны современному человеку. Собственно говоря, они могут восприниматься лишь как примеры того, как люди вырабатывали в себе высшую степень послушания, которая, повторю, недоступна, да, собственно говоря, и не нужна человеку, живущему в миру.

Но надо понимать, что те примеры, о которых говорится в древних книгах, на самом деле были действенными. И доказательство тому — сонм святых преподобных отцов, подвизавшихся в золотой век монашества. Их святость — результат в том числе и полного мироотречения, а оно предполагает и пост в меру, которую сегодня даже трудно себе представить, и послушание, и нестяжание, опять же настолько полное, насколько это вообще возможно для живого человека.

Поэтому я думаю, что понять и принять это несложно, если только не пытаться примерить каждый раз на себя: «Раз я этого не могу, значит, это невозможно». Это тоже очень распространенная особенность психики: человек примеряет к себе некое явление, не может его понести и тогда начинает его отрицать и осуждать. Далеко не всё, что не годится для нас с вами, не годится в принципе, — это надо помнить.

— Правильно ли относиться к послушанию как к потере личной свободы, отказу от собственного мнения?

— В какой-то мере это верно в монастыре. И то, скорее, это не потеря личной свободы, а ее добровольное отложение. Хотя все равно и здесь должны быть некоторые ограничения. Послушание заканчивается, если тот, кому оно оказывается, начинает требовать от послушника того, что против слова Божиего и евангельской нравственности.

Классический вариант монастырского послушания сегодня может быть реализован только в очень благоустроенном монастыре с духовно опытным наставником. Тогда послушание действительно может принести пользу. Однако недаром все святые отцы и наставники монашества называют следующей главной добродетелью рассудительность.

А для живущего в миру человека степень его послушания духовнику зависит от многих факторов, и прежде всего от уровня доверия и от того, насколько духовник опытен.

Но ни в коем случае в христианстве человек не может быть превращен в механизм, полностью подчиненный чужой воле. Такого быть не должно. Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением.

— Наверное, самое правильное послушание — по любви?

— Самое правильное — это послушание людям, которые для тебя являются авторитетными, на которых ты хочешь быть похожим, чей духовный опыт для тебя — безукоризненный и бесспорный. Конечно, хорошо, когда при этом есть добрые чувства, но прежде всего духовные.

— Какие качества в человеке противоположны послушанию, не дают ему развиться?

— Прежде всего гордыня, страсть к самочинию — это очень характерно для сегодняшнего времени, причем, к сожалению, и для людей церковных. Постоянно приходится с этим сталкиваться. Объясняешь что-то человеку и видишь, он понимает — да, так будет правильно. Но он пойдет и обязательно сделает по-другому, по-своему… Спрашиваешь: «Почему?». Молчит. Просто хочется обязательно сделать по-своему, другой причины нет. Порой это доходит даже до какого-то безумия, не побоюсь этого слова. Думаю, что подобное приходится видеть не только священникам, но и многим родителям в своих детях. Эта страсть к самочинию, конечно, признак очень незрелой души, независимо от возраста. Преодолевается она, как и другие страсти, только вниманием к своей внутренней жизни.

— К сожалению, это тоже особенность нашего времени. Есть священники, совершенно равнодушные к духовной жизни, не знающие и не желающие ничего о ней знать и не способные окормлять тех, кто к ней стремится. А есть священники, головы которых забиты какими-то неофитскими представлениями. И эту неофитскую горячность они проявляют не в собственной жизни, а учат ей других. Священник, который «благословил» человека бросить троих малолетних детей, на мой взгляд, заслуживает просто извержения из сана.

Что касается евангельских слов (часто еще приводят слова о «ненависти» к ближним из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)), то не надо воспринимать их как призыв ко всем семейным людям бросить мать, отца, жену, детей… Здесь говорится о том, что нельзя ставить естественные родственные отношения выше любви к Богу. На первом месте в жизни человека должен быть Бог и исполнение Его заповедей. А среди заповедей Божиих — и почитание отца и матери, и любовь к ближним, естественно, и забота о них.

Этот случай — как раз классический пример, как человек не хочет терпеть своего креста. Я часто сталкивался с этим как духовник, да и сейчас ко мне обращаются с подобными вопросами. Приходит какая-нибудь раба Божия, у нее, как это часто бывает, не очень хорошо в семье, и просит: «Благословите пойти в монастырь. Я так хочу в монастырь, так хочу!» — «У тебя муж, дети есть?» — «Есть». — «Какой же тебе монастырь?» — «Это все не то, все неправильно и не так…» И у мужчин бывает точно так же — хотят в монастырь, жену и детей готовы оставить: «Ничего, Бог им поможет…» Это, конечно, совершенно нехристианское отношение к жизни. Так делать нельзя, это противоположно всем Божиим и человеческим установлениям. У такого человека в монастыре точно так же ничего не получится, как не получилось в семье. Тот, кто нетверд на своих путях в чем-то одном, будет таким же нетвердым и в другом.

Да, бывают примеры, их знает и история Церкви, и современная жизнь, когда люди, прожив жизнь в браке, поставив на ноги детей, потом шли в монастырь. Так поступили родители преподобного Сергия, множество людей в Древней Руси, начиная от великих князей и кончая простыми крестьянами. Так и сегодня некоторые делают — я лично знаю таких людей. И вот в этом нет ничего плохого, можно только приветствовать желание человека оставшееся время своей жизни посвятить служению Богу. И такие люди часто становятся очень хорошими монахами.

Но совершенно неправильно идти в монастырь, не закончив чего-то, уже начатого, что Бог благословил. Потому что и семейная жизнь, и рождение детей — это благословение Божие. Тут ведь парадокс возникает: идти против воли Божией для того, чтобы творить свою собственную волю. Если с этого начинать, какое может быть монашество?

Поэтому послушание бывает неправильным чаще всего тогда, когда неофитом руководит священник, который привык неофитство в людях поддерживать. На самом деле, это очень большая беда. Это говорит не просто о неопытности духовника, а об очень тяжелом искажении его собственной духовной жизни, о том, что ему нравится властвовать над душами людей. А для того, чтобы властвовать над человеком, надо в нем поддерживать и всячески распалять его неофитский жар… На самом деле задача духовника совершенно другая — помочь человеку тот яркий пламень, который горит в его душе во время прихода в Церковь, преобразовать в ровное, тихое горение, которого хватило бы на многие годы и десятилетия. Не погасить этот пламень, как тоже бывает: «Да все это чепуха, глупости, живи проще… подумаешь, мясо в пост… все нормально…». Можно ведь просто угасить в человеке все добрые порывы. Наоборот, опытный, правильный духовник будет стараться сделать так, чтобы добрая первоначальная ревность без крайностей сохранилась в пришедшем на возможно долгое время.

— Да, это очень тяжело. Если этот человек христианин, прежде всего надо искать себе духовника и слушаться его, несмотря на ответственный пост или на главенство в семье. Еще раз скажу о правильном и неправильном послушании. Правильное, неискаженное послушание вовсе не превращает человека в неполноценное создание, которое уже не имеет своей воли и боится всякой ответственности. Если же послушание неправильное, человек боится и шагу ступить: «А можно это? А можно то?». Это означает, что духовник не смог выстроить ровные и духовно трезвые отношения между собой и тем, кто у него исповедуется. Поэтому в идеале навык послушания ничуть не препятствует человеку иметь чувство ответственности за порученное дело, не противоречит умению самому принимать решения и отвечать за них.

Что касается людей одиноких — конечно, церковная, полноценная приходская жизнь как ничто другое может им помочь в преодолении своего одиночества. Но таким людям надо опасаться излишней привязанности к духовнику. Это очень большая проблема, если учесть, как много сегодня одиноких людей. А современный мир таков, что со временем их будет все больше и больше.

— Такое современное явление, как «поиски старцев», всегда ли связано с желанием послушания?

— Поиски старцев чаще всего основаны на неправильном, недолжном отношении и к жизни, и к роли старца. И связаны они, скорее, не с послушанием, а с желанием с легкостью избавиться от проблем. Представьте, что человек жил без Бога и на протяжении многих лет своей жизни делал все не так, как должно, а совершенно наоборот, и в результате пришел к разбитому корыту. И потом он начинает искать того, кто чудесным образом избавит его от всех бед и скорбей. Так не бывает, поэтому люди ездят из одного места в другое: тут и старцы, и старицы, и источники, и всякого рода бабки-экстрасенсы. А нужно только одно: найти священника, который поможет человеку начать внимательную духовную жизнь, приведет ко Христу. И чаще всего такой священник находится совсем рядом.

Журнал «Православие и современность» № 36 (54)

Источник

Послушание

Для озна­ком­ле­ния с темой:

Для воцер­ко­в­лён­ных хри­стиан:

Для углуб­лён­ного изу­че­ния:

Послуша́ние – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, заклю­ча­ю­ща­яся в согла­со­ва­нии своей воли с волей Божьей; 2) пред­мет обета, дава­е­мого чело­ве­ком перед лицом Божьим при вступ­ле­нии в мона­ше­ство; 3) испол­не­ние насель­ни­ком мона­стыря того или иного рода слу­же­ния, осу­ществ­ля­е­мого по тре­бо­ва­нию (с бла­го­сло­ве­ния) мона­стыр­ского руко­вод­ства; 4) форма отно­ше­ния веру­ю­щего к своему духов­ному настав­нику (руко­во­ди­телю, отцу), осно­ван­ная на дове­рии, выра­жа­ю­ща­яся в готов­но­сти сле­до­вать его реко­мен­да­циям, настав­ле­ниям, пору­че­ниям.

Обра­зец послу­ша­ния – Гос­подь Иисус Хри­стос, Кото­рый всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю послав­шего Его Отца и смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной ( Флп. 2:8 ).

Послу­ша­ние – осно­ва­ние хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства, кото­рое состоит в непре­стан­ном сотруд­ни­че­стве Бога и чело­века, поз­во­ля­ю­щем Богу духовно пре­об­ра­зить чело­века и пре­бы­вать в нем. Виды послу­ша­ния мно­го­раз­личны, поскольку все они зави­сят от Боже­ствен­ного Про­мысла о чело­веке. Послу­ша­нием может быть и тер­пе­ние попу­щен­ных Богом скор­бей, и про­хож­де­ние осо­бого рода подвига, и испол­не­ние совета духовно опыт­ного настав­ника или стя­жав­шего дар про­зор­ли­во­сти рас­суж­де­ния старца. Все виды послу­ша­ния объ­еди­нены взыс­ка­нием и испол­не­нием Боже­ствен­ной воли.

Чем бого­угод­ное послу­ша­ние в миру отли­ча­ется от послу­ша­ния вообще?

Бого­угод­ное послу­ша­ние под­ра­зу­ме­вает такие вза­и­мо­от­но­ше­ния между духов­ным руко­во­ди­те­лем и «послуш­ни­ком» (духов­ным чадом, после­до­ва­те­лем, уче­ни­ком), кото­рые спо­соб­ствуют духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию послед­него, направ­лены на его еди­не­ние с Богом.

К сожа­ле­нию, не всякое послу­ша­ние, при­ни­ма­е­мое за бого­угод­ное, отве­чает назван­ному тре­бо­ва­нию. Это свя­зано с тем, что далеко не всякий духов­ный настав­ник обла­дает такой сте­пе­нью муд­ро­сти и доб­ро­де­тели, чтобы тре­бо­вать от «послуш­ника» все­сто­рон­него, глу­бо­кого послу­ша­ния (см.: Духовни́к). А между тем, в цер­ков­ной прак­тике такие случаи встре­ча­ются.

Доста­точно рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой в этой связи явля­ется та, согласно кото­рой послу­ша­ние духов­нику вос­при­ни­ма­ется как апри­ори спа­си­тель­ное, вне зави­си­мо­сти от духов­ной зре­ло­сти самого духов­ника, лишь бы он обла­дал саном свя­щен­ника или почи­тался наро­дом за старца (см. подроб­нее: Что такое лже­стар­че­ство?). «Дока­за­тель­ства» пра­виль­но­сти этого мнения нахо­дят в древ­ней подвиж­ни­че­ской прак­тике отсе­че­ния соб­ствен­ной воли; дескать именно отсе­че­ние соб­ствен­ной воли спо­соб­ство­вало ста­нов­ле­нию древ­них подвиж­ни­ков как святых.

Что можно на это ска­зать? Конечно, в раннем мона­ше­стве встре­ча­лось немало образ­чи­ков свя­то­сти. Но разве свя­тость их жизни обу­слов­ли­ва­лась послу­ша­нием как тако­вым?

Исто­рии Церкви известно немало при­ме­ров, когда отсе­че­ние ино­ками соб­ствен­ной воли и сле­до­ва­ние их за своими настав­ни­ками при­во­дило их не в Небес­ное Оте­че­ство, а в общины рас­коль­ни­ков и ере­ти­ков. Дело в том, что спа­се­ние чело­века свя­зано не с отсе­че­нием воли как тако­вой, а с отсе­че­нием воли гре­хов­ной.

Мудрый, бла­го­че­сти­вый, обла­го­дат­ство­ван­ный настав­ник спо­со­бен руко­во­дить своим духов­ным чадом так, чтобы вести его к Богу. Послу­ша­ние такому духов­нику бла­го­творно отоб­ра­жа­ется на послуш­нике. Без­ого­во­роч­ное же послу­ша­ние воле неопыт­ного духов­ника может при­ве­сти к обрат­ному резуль­тату: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ).

Соб­ственно говоря, пра­вила цер­ков­ной дис­ци­плины не тре­буют от миря­нина обя­за­тель­ного, без­услов­ного пови­но­ве­ния духов­нику, не запре­щают трез­вого и рас­су­ди­тель­ного отно­ше­ния к его реко­мен­да­циям и тре­бо­ва­ниям (разу­ме­ется, речь не идёт о том, что миря­нин должен рас­смат­ри­вать дея­тель­ность своего руко­во­ди­теля под мик­ро­ско­пом).

Если дей­ствия духов­ника вызы­вают у миря­нина серьёз­ные сомне­ния, он вправе обра­титься с соот­вет­ству­ю­щим вопро­сом как к самому духов­нику, так и к иным пред­ста­ви­те­лям духо­вен­ства; и если выяс­нится, что дей­ствия духов­ника про­ти­во­ре­чат Еван­гель­скому учению, послуш­ник должен сле­до­вать Еван­ге­лию, ибо в первую оче­редь он обязан вни­мать не чело­веку, но Богу.

Что значит послу­ша­ние, как отказ от своей воли?

Обычно под без­услов­ным послу­ша­нием под­ра­зу­ме­ва­ется мона­ше­ская прак­тика духов­ного окорм­ле­ния (руко­вод­ства) иноков духо­нос­ным стар­цем. Под волей в данном случае под­ра­зу­ме­ва­ется не жела­тель­ная спо­соб­ность души, а воля вет­хого чело­века. Причём не просто пас­сив­ный отказ от гре­хов­ной воли, а одно­вре­мен­ное взра­щи­ва­ние и укреп­ле­ние в себе воли нового чело­века.

И в послу­ша­нии нужна рас­су­ди­тель­ность, в конце концов, были послуш­ными и те, кото­рые, как их научили, кри­чали: «Распни, распни Его!» ( Мк.15:9-13 ), послушна матери была и дочь Иро­ди­ады ( Мк.6:21-28 ).

Цель старца совсем не в том, чтобы осво­бо­дить уче­ника от ответ­ствен­но­сти, но в том, чтобы научить послуш­ника под­лин­ной хри­сти­ан­ской жизни и под­лин­ной хри­сти­ан­ской сво­боде, для чего необ­хо­димо через подвиг послу­ша­ния пре­одо­леть в себе страсть любо­на­ча­лия и вла­сто­лю­бия.
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

Послу­ша­ние, отсе­че­ние своей воли в опре­де­лён­ной сте­пени есть и в браке, как для жен­щины, так и для муж­чины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *