Что такое постановка вопроса
Постановка вопроса
при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки вопроса.
Смотреть что такое «Постановка вопроса» в других словарях:
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ДОВЕРИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — способ (метод) воздействия (давления) на парламент, инициированного высшим органом федеральной исполнительной власти. Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) предоставляет Председателю Правительства РФ право поставить перед Государственной Думой вопрос о… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1. к Поставить (1.П.; 1 2 зн.). П. паровоза на ремонт. П. голоса. П. пьесы. П. парусов. П. корабля на якорь. Деловая п. вопроса. П. на учёт. 2. чего. Способ, манера держать какую л. часть тела (обычно в результате… … Энциклопедический словарь
постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. см. тж. постановочный 1) к поставить I 1), 2) Постано/вка паровоза на ремонт. Постано/вка голоса. Постано/вка пьесы … Словарь многих выражений
Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия
БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… … История Философии: Энциклопедия
Ленин — I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… … Литературная энциклопедия
Меринг — I. Биография. II. М. как представитель немецкой соц. дем. «левой» довоенного времени. III. Литературоведческие труды М. IV. Эстетика М. V. Политика М. в области искусства. VI. Заключение. I. БИОГРАФИЯ. Меринг Франц (1846 1919) один из виднейших… … Литературная энциклопедия
Христианская повестка дня — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Теория волн Эллиотта — (Elliott Wave Theory) Теория волн Эллиотта это математическая теория об изменении поведения общества или финансовых рынков Все о волновой теории Эллиотта: видео, книги, статьи о теории волн, информация о советниках и индикаторах волн Эллиотта… … Энциклопедия инвестора
Техника задавания вопросов
Существует принцип в информатике, который гласит: «Мусор на входе — мусор на выходе». Он значит, что при неверных входящих данных будут получены неверные результаты, даже если сам алгоритм правильный. Этот же принцип можно применить и в коммуникации: неверные вопросы дают неправильные ответы. Умение задать правильный вопрос является целым искусством и может многократно увеличить понимание какой-либо темы или улучшить взаимоотношения с другими людьми. Главная функция правильной постановки вопросов в том, чтобы собрать нужную информацию, чему-нибудь научиться и сделать правильный логический вывод.
Рассмотрим несколько техник задавания вопросов, а также то, в каких ситуациях нужно их использовать.
Открытые и закрытые вопросы
Закрытый вопрос предполагает короткий, четкий и понятный ответ. Он не способен разговорить собеседника, потому что похож скорее на вопрос из собеседования или интервью. Например, «Ты голоден?» или «Где ты живешь?» предполагают простой ответ. Впрочем, если ваш собеседник на закрытый вопрос ответил историей и эмоциями, значит он заинтересован в дальнейшем общении и это хороший знак.
Открытые вопросы направлены на то, чтобы получить развернутые ответы. Обычно они начинаются со слов «что», «почему», «зачем» и «как». Открытый вопрос имеет своей целью узнать точку зрения собеседника и вызвать у него эмоции. К вопросам такого типа также относят и фразы типа: «Расскажи мне…», «Опиши мне…». Вот примеры открытых вопросов:
Открытые вопросы хороши для:
Закрытые вопросы хороши для:
Если вы хотите разговорить человека и используете только закрытые вопросы, это приведет к неловким паузам и может уничтожить любые позитивные намерения.
Воронкообразные вопросы
Эта техника достаточно проста и эффективна: вы начинаете с общих вопросов, а затем с каждым последующим сужаете тему и переходите на новый уровень детализации. Этот метод часто используют детективы при допросе свидетеля:
Вы можете комбинировать эту технику с закрытыми и открытыми вопросами. Начинайте с закрытых вопросов и общей картины, а когда дело дойдет до деталей, подключайте открытые вопросы и начинайте вызывать эмоции.
Уточняющие вопросы
Это еще один способ получения деталей. Иногда достаточно попросить собеседника привести пример, чтобы понять, что он хотел сказать своим утверждением. Или вам может понадобиться дополнительная информация для понимания: «Когда вам нужен мой отчет и хотите ли вы увидеть черновой набросок перед финальной версией?». Также вы можете попросить привести доказательства: «На каком основании вы считаете, что новый продукт не получит спроса? Можно подробнее?».
При использовании этой техники чаще используйте слово «именно»: «Что именно ты хочешь этим сказать?».
Уточняющие вопросы хороши для:
Также можете использовать метод «Почему?» для личной эффективности.
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы стараются привести точку зрения собеседника к вашей. Их можно задавать несколькими способами:
Наводящие вопросы хороши в таких случаях:
Кстати, обратите внимание на то, что наводящие вопросы являются по большей части закрытыми.
Риторические вопросы
Риторические вопросы по своей природе не требуют ответа. На самом деле это утверждения, выраженные в вопросительной форме: «Ну разве этот фильм не великолепен?». Люди используют риторические вопросы для вовлечения слушателя, а также для того, чтобы он с ними согласился.
Также они хороши, когда идут один за одним: «Разве этот монитор не хорош? Разве вам не понравится смотреть на нем фильмы и наслаждаться качеством картинки?».
Использование техники задавания вопросов
Вероятно, вы уже использовали все эти техники в разных сферах своей жизни, однако осознанное их применение может помочь добиться намного больших целей.
Вопросы хороши для таких сфер жизни:
Помните, что человеку нужно дать время на то, чтобы ответить на ваш вопрос. Не делайте вывод о паузе, как о несогласии.
Развивайте навык слушателя, потому что именно это позволит вам овладеть искусством задавать правильные вопросы. Также помните о своем языке тела, что тоже имеет значение для вашего собеседника.
Также рекомендуем вам наш курс по повышению грамотности, который определит именно ваши типовые ошибки и даст вам специальные упражнения на их исправление.
Что такое постановка вопроса
В повседневной жизни каждый из нас задает себе хотя бы один вопрос в день. Хотя бы один вопрос в день возникает на работе. Очевидно, что задавать вопросы — повседневная практика. И тем не менее и вы, и я задаем одни и те же типы вопросов и тем самым используем их потенциал лишь на 15%. Почему?
Обычные вопросы
Спрашивая, мы хотим получить информацию, которая подтверждает наше видение мира, наше восприятие ситуации, нашу «карту мира».
Если кто-то делает нечто, что кажется нам очень странным, мы немедленно интересуемся: «Почему ты это делаешь? Что на тебя нашло?» И тот будет вынужден оправдываться и объясняться. Потому что это мы хотим его понять! Хотим понять, что он сделал, но в нашей системе координат. Потому что мы ограничиваем вопросы, которые задаем, до 15% от всего их многообразия.
Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.
Техника Сократа
Существует техника, позволяющая расширить вопросы.
Первым, кто давно понял необходимость изменить традиционные вопросы, был Сократ. Например, если кто-нибудь из его учеников жаловался на несправедливость, Сократ не спрашивал его: «Почему ты жалуешься на несправедливость?» Признайте, что ответ на этот вопрос не сильно продвинет дебаты. Сократ спрашивал: «Какое предположение ты сделал, чтобы сделать из него заключение, что это несправедливо?»
Видите, как смещается фокус? На этот раз ученик задумывается о том, как функционируют его собственные умозаключения. Предлагая этот вопрос, Сократ позволяет задуматься о своем способе мыслить, то есть размышлять. И плюс ко всему так он предлагал ученику определить, из чего же состоит его «карта мира».
Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.
Лицей Аристотеля
Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.
Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.
Зачем вообще задавать вопросы?
Мы задаем вопросы, чтобы узнать, что происходит вокруг, но не для того, чтобы узнать что-то принципиально новое, — чтобы лишь подтвердить и укрепить уже имеющуюся «карту мира».
Вы можете сказать, что система хорошо работает — зачем задавать какие-то другие вопросы? Эйнштейн на этот счет сказал так: «Если у меня будет 1 час на то, чтобы решить задачу, от которой зависит моя жизнь, я проведу первые 55 минут в поисках наилучшего вопроса, который я могу себе задать. Когда я найду его, мне будет достаточно 5 минут, чтобы правильно на него ответить».
«Все подвергай сомнению»
Это послание великолепно еще и тем, что показывает, как гений проводит свои исследования. Это скорее подвергание сомнению, чем поиски ответов. Если бы он задал себе традиционный вопрос, начинающийся со слова «почему» («Почему движения небесных тел не объясняются современными теориями?»), он бы не продвинул вперед физику так, как ему это удалось. Вместо этого, скорее всего, он задался сократовским вопросом: «Какие современные гипотезы можно предложить, чтобы объяснить небесные движения?» То есть революционность его вклада в том, что он предложил изменить существующие гипотезы. Он предположил, что время и пространство непостоянны. Революционная идея, меняющая «карту мира» в физике. Как видите, задавать вопросы — это очень важно.
Техника постановки вопросов
Чтобы понять технику постановки вопросов, достаточно стать на место того, кому вы собираетесь их задавать. Каким бы ни был предмет вопроса, сначала вы предлагаете собеседнику занять определенное позицию.
Первый способ варьировать вопросы — изменить позицию.
Тут вариантов может быть всего четыре. Собеседник может:
1) ответить как действующее лицо;
2) ответить как наблюдатель за происходящим;
3) ответить исходя из своих чувств по отношению к ситуации;
4) вообще от ситуации отстраниться
Второй способ варьировать вопросы — мысленный жест.
Когда задаете кому-то вопрос, вы приглашаете его к специфическому ментальному жесту. Чтобы понять ментальные жесты, надо провести параллель с физическими жестами.
Когда вы ударяете по мячу или бьете теннисной ракеткой, вы используете разные группы мышц, поэтому получаете разный эффект от удара. Это логично.
По этой аналогии, если я попрошу вас сделать резюме ситуации, вы задействуете другие зоны мозга, а не те, что использовали бы, если бы я попросил ситуацию проанализировать. В этих двух ситуациях активизируются разные нейроны, и между ними будут разные связи.
Пример коучинга
Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.
Подросток: «Я очень много работаю, участвую в работе на уроке, остаюсь внимательным, делаю все домашние задания, трачу на это много времени. Но как только я оказываюсь на контрольной работе, все улетучивается из головы, я будто в ступоре».
Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.
Если я задам вопрос: «Почему ты впадаешь в ступор на контрольной работе?» — это ему не поможет. Потому что он в ней и так главное действующее лицо, а я попрошу его оставаться в этой роли.
Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.
Коуч: «Когда ты на контрольной впадаешь в ступор, что ты чувствуешь?»
Подросток: «Я испытываю большой страх провалить контрольную. И это мешает мне двигаться дальше».
Коуч: «А чего ты боишься, когда боишься провалить контрольную?»
Подросток: «Ну, если у меня будут плохие оценки, я думаю, что это мне помешает позже выбрать то, что я хочу делать в жизни».
Видите? Простое изменение позиции относительно объекта вопроса позволяет этому подростку осознать свою «карту мира». А вопрос, который заставляет отстраниться от ситуации, не так сложно сформулировать, как кажется. Достаточно повторить глагол дважды: «Чего ты боишься, когда боишься контрольной?» И подросток вдруг осознает, что для него смысл контрольной — это в конечном итоге иметь возможность выбрать карьеру.
Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.
Когда мы осознали, как выглядит в конкретном месте наша «карта мира», можно предлагать разные другие возможности, новые направления.
Для этого надо предложить другие ментальные жесты.
До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.
Коуч: «Это значит, что плохая оценка за контрольную помешает тебе потом выбрать профессию?»
Подросток (после некоторого раздумья): «Ну, вообще-то нет. Из-за какой-то одной контрольной у меня не будет проблем с выбором направления для карьеры».
После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.
Коуч: «Хорошо. Если ты не напишешь контрольную, что случится с тобой в самом худшем случае?»
Подросток: «Я должен буду ее переписать и быть при этом более внимательным».
Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.
Цель вопросологии и ее инструментарий
Двойная хорошая новость в этой истории: есть всего четыре позиции и с десяток ментальных жестов. Это не так много, этим можно управлять. Но это в 40 раз увеличивает возможности вопросов! А следовательно, и ответов! То есть новых возможностей.
Если вы будете задавать максимально разные вопросы своим близким, это откроет перед ними намного больше возможностей. В профессиональной жизни способность задавать разные вопросы позволяет значительно расширить свою «карту мира» новыми возможностями.
В этом и заключается цель вопросологии. Позволить каждому варьировать и умножать типы вопросов, чтобы выбрать по-настоящему интересные для вас и позволяющие вам двигаться вперед.
В XXI веке мы имеем беспрецедентное количество разных вызовов: экономических, экологических, демографических. Как советует Эйнштейн, надо иметь возможность ответить на них, не отыскивая немедленные ответы, а задавая новые правильные вопросы. Нам нужны лидеры, способные задавать лучшие вопросы.
Техника постановки вопросов
Илья Исакович Аминов, кандидат психологических наук, психолог-консультант
Деловая информация далеко не всегда поступает к нам в том объеме, как нам хотелось бы. Во время делового общения часто приходится добывать необходимые сведения у своих партнеров, расспрашивая их обо всех существенных сторонах дела. Спрашивать — значит приобретать сведения и выражать оценку полученной информации.
Спрашивать — значит проявлять интерес к партнеру и готовность уделить ему время. Однако своими неумелыми, назойливыми, неуместными вопросами можно добиться обратного эффекта: вместо информации партнер «закроется», насторожится, а то и вовсе откажется от сотрудничества. Вот почему так важно уметь правильно задавать (ставить, формулировать) вопросы.
Немецкий философ И. Кант писал:
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
Хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.
Той или иной постановкой вопроса (его формулировкой) можно достичь самых различных целей:
Чтобы спрашивать, необходима смелость. Ведь задавать вопросы другому — значит обнаруживать собственную позицию, делать свою систему ценностей прозрачной для другого.
Замечено, что деловую беседу лучше начинать с серии заранее подготовленных вопросов. Уже самим фактом вопроса вы показываете, что хотите участвовать в общении, обеспечиваете его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в том, что вы проявляете к нему интерес и стремление установить позитивные отношения. Для поддержания беседы также лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.
Постановка вопросов требует не только их тщательной подготовки, но и разработки их системы, обдумывания формулировок. Это — ключевое звено для получения информации. Именно здесь закладывается фундамент активизации делового общения, его творческая направленность. При этом следует помнить, что большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (боязнь передачи неправильных сведений, недостаточное знание предмета, деловые ограничения, сдержанность, трудности в изложении и т. п.). Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы — в его интересах.
Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос — ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.
Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.
Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы живете в Москве?» — «Нет». «Вы водите машину?» — «Да». «Какой вуз окончили и когда?» — «МГУ, в 1992 году».
Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что. », «Не будете ли Вы возражать, если. », «Вы не будете отрицать, что. ».
В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.
Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» — «Конечно»; «Груз прибудет в четверг?» — «Нет, в субботу».
Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.
Основные характеристики этой группы вопросов таковы:
Однако открытые вопросы дают возможность собеседнику уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию и даже увести разговор в сторону. Поэтому в процессе деловой беседы рекомендуется задавать наводящие, основные, второстепенные и вопросы других разновидностей.
Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.
Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.
Второстепенные, или последующие, вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.
Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать юристом: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете почему?»; «Как вы считаете, когда нам лучше провести следующее заседание: уже на этой неделе или перенесем его на следующую?».
Для того чтобы разговорить собеседника, можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив его не задевала. Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы.
Рекомендуется смягчать вопросы, которые могут задеть собеседника, и формулировать их в форме предположения. Например, вместо вопроса «Вы что, боитесь не справиться?» рекомендуется формулировка: «А может быть так, что какие-то обстоятельства помешают вам вовремя выполнить эту работу?».
Не следует задавать вопрос, если вы заранее знаете ответ на него. Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Почему вы не. » или «Как вы могли. ». По-настоящему грамотный вопрос — это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением партнера или его действиями, постарайтесь тактично, но твердо сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.
Риторические вопросы не требуют прямого ответа и задаются с целью вызвать у партнеров ту или иную реакцию: акцентировать их внимание, заручиться поддержкой со стороны участников деловой встречи, указать на нерешенные проблемы. Например: «Можем ли мы считать произошедшее нормальным явлением?»; «Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»; «Когда наконец люди научатся понимать друг друга?».
Риторические вопросы важно формулировать так, чтобы они звучали кратко, были уместны и понятны каждому из присутствующих. Полученное в ответ на них молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Но при этом следует быть очень осторожным, чтобы не скатиться до обычной демагогии и не попасть в неудобное или даже смешное положение.
Переломные вопросы удерживают беседу в строго установленных рамках или же поднимают целый комплекс новых проблем. К тому же они обычно позволяют выявить уязвимые места в позиции партнера. Приведем примеры: «Как вы представляете себе перспективы развития вашего отдела?»; «Как вы считаете: нужно ли радикально изменять систему управления в крупных организациях?».
Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда вы хотите переключиться на другую проблему или же когда вы почувствовали сопротивление партнера. Такие вопросы таят в себе опасность, так как могут нарушить равновесие между сторонами. Собеседник может не справиться с ответом либо, наоборот, его ответ будет настолько неожиданным и сильным, что ослабит позиции и сломает планы спросившего.
Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника тщательно анализировать и комментировать то, что было сказано. Например: «Сумел ли я убедить вас в необходимости пересмотреть условия договора или вы считаете, что мы справимся с создавшейся ситуацией?»; «Какие меры вы можете принять?»; «Правильно ли я понял ваше предложение о том, что. »; «Считаете ли вы, что. ».
Цель этих вопросов — создать атмосферу взаимопонимания, подвести промежуточные и окончательные итоги деловой беседы.
В ходе ответа на вопрос такого типа:
Зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны. Это позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) оптимизировать разговор, привнести в него новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл и открытость. Такой прием дает гораздо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.
Контрольные вопросы помогают управлять вниманием партнера, позволяют вернуться к предыдущим этапам работы, а также проверить достигнутое понимание.
Следует отметить, что контрольные вопросы типа «кто, что?» ориентированы на факты, а вопросы «как, зачем?» в большей мере направлены на человека, его поведение, внутренний мир.
Вопросы, направленные на проверку компетентности. Цель таких вопросов — оценка знаний и опыта инициатора общения. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Зачем вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ?».
Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний. Цель таких вопросов — блеснуть собственной компетентностью и эрудицией перед другими участником беседы. Это одна из форм самоутверждения, попытка «умным» вопросом заслужить уважение партнера. Если вопрос действительно относится к деловой встрече, то вы можете попросить его автора ответить на него самому. Задавая вопрос, ваш собеседник вряд ли ожидает такой просьбы. После того как он закончит свой ответ, вы можете его дополнить.
Сбивающие вопросы имеют цель перевести внимание инициатора общения в область интересов спрашивающего, лежащую в стороне от основного направления работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднамеренно из-за желания решить некоторые из собственных проблем. Инициатору общения не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от существа вопроса. Лучше предложить рассмотреть такой вопрос в другое время.
Провокационные вопросы чаще всего стараются поймать собеседника на противоречии между тем, что он говорит сейчас, и сказанным им ранее.
Если так случилось, что вы не можете оправдать такого противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите других участников деловой встречи в истинности провокационного замечания. Но даже если вы правы, и непоследовательность ваших слов имеет объективные причины (вы можете доказать это), то все равно не стоит использовать возможность разобраться с провокатором. Ввязаться в «разборки» — не самый лучший способ завоевывать авторитет присутствующих. В лучшем случае после вашей победы оппонент выпадет из работы, в худшем — будет искать возможность отомстить позже. Продемонстрируйте, что вы выше, неуязвимы для подобных «уколов», — и заслужите уважение других участников деловой встречи.
Независимо от вида и характера вопросов следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, если до конца ясна его суть.
Итак, задавая вопросы в процессе делового общения, можно получить от партнера профессиональную информацию, лучше узнать и понять его, сделать отношения с ним более искренними и доверительными, а также узнать его позицию, обнаружить слабые стороны, дать ему возможность разобраться в своих заблуждениях. Кроме того, с помощью вопросов мы максимально активизируем нашего собеседника и даем ему возможность самоутвердиться, чем облегчаем решение задачи своей деловой встречи.