Что такое постмодернизм в искусстве
Постмодернизм: бездна новых смыслов под маской иронии и эпатажа
Постмодернизм — это широкое направление в искусстве, отражающее поиски современными художниками новых смыслов. Эти поиски — ответ на кризис классической культуры. Считается, что в XX веке произошла так называемая «смерть супероснований»: Бога, человека и автора. Иными словами, пошатнулся религиозный фундамент, возник кризис гуманистических идей, а творцы перешли от создания нового к переосмыслению старого. Постмодернизм в искусстве является частью глобального тренда, охватившего мировую культуру и философию.
Постмодернизм — это не единый стиль, а комплекс направлений, объединяемых общим мировоззренческим базисом. Многие из них даже вступают в конфронтацию друг с другом.
Особенности постмодернизма
Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы. Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.
Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:
История постмодернизма и его стили
Постмодернистское течение оформилось в 1960-1970-х годах, но предпосылки его появления связаны с кризисом мировоззрения, возникшим гораздо раньше. Среди них:
Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно, и классические методы искусства не подходят для его описания.
Какие же художественные стили можно отнести к постмодернистским? На этот у искусствоведов нет единства мнений: например, некоторые стили одновременно относят и к авангарду, и к постмодерну. Но всё-таки можно выделить следующий список стилей постмодернизма:
Известные художники-постмодернисты
Поскольку мы — современники постмодернисткого искусства, трудно выделить знаковые имена эпохи: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать». Лишь по прошествии времени можно будет сказать, какие художники оставили выразительный след в истории живописи, а чья известность была всего лишь данью моде. Но, поскольку постмодернизм развивается более полувека, можно назвать некоторые имена, уже вписанные в историю.
К таковым относятся, к примеру:
Постмодернизм — один из самых распространённых сейчас творческих методов. Сотни современных художников-постмодернистов из разных стран выставляют свои работы на сайте VeryImportantLot. Эти картины можно приобрести, связавшись напрямую с автором. А произведения мастеров-постмодернистов, работавших десятилетия назад, можно найти на онлайн-аукционах. Они пользуются большим спросом у ценителей современного искусства и инвесторов, вкладывающих средства в перспективные имена.
Что такое Постмодернизм
Постмодернизм — стиль и концепция 20-го века в искусстве, архитектуре и философии; представляет собой отход от модернизма и характеризуется осознанным использованием более ранних стилей и условностей, смешением различных художественных стилей, общим недоверием к теориям и критическим ответом на предположения.
Постмодернист — это последователь постмодернизма.
Постмодернизм и постмодерн
Постмодернизм и постмодерн — это два связанных между собой понятия, но они не синонимы.
Постмодерн выражает состояние культуры, искусства и общества. Постмодернизм — это совокупность воззрений и манифестация явлений, т.е. направление в искусстве и философии.
Постмодернизм и модернизм
Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.
Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.
Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).
В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.
Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.
В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.
Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.
Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.
Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.
Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе. Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.
Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.
Например, в направлении с названием «кубизм» (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.
Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.
Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.
Постмодернизм в литературе
В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.
Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.
Главные черты литературы постмодернизма:
Примеры представителей постмодернизма в литературе:
Смотрите также значение Экзистенциализм.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.
Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).
Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.
Строения в основном имеют метафорическую природу.
Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.
Смотрите также значение Эклектики.
Философия постмодернизма
Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.
Философии постмодернизма присущи следующие особенности:
Смотрите также значение Искусство и Абстракция.
Постмодернизм
Постмодернизм (от фр. postmodernisme — после модернизма) – период в искусстве, который последовал за доминированием модернизма в теории и практике культуры. Возникшее в середине XX века это течение, идейно объединяющее многих современных художников, непосредственно связано со скептицизмом, иронией и философской критикой универсальных истин и объективной реальности. Сам термин « постмодернизм » ввел в обиход Жан-Франсуа Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна» (1979), в которой обыгрывалась идея «языковой игры». Впервые предложенная австрийцем Людвигом Витгенштейном идея заключалась в том, что разные группы людей используют один и тот же язык по-разному – и это, в свою очередь, может привести к тому, что и на мир они будут смотреть совершенно по-разному.
Глубине постижения темы и метафизике модернистов противопоставили поверхностность, иронию и искусство жеста. Постмодернизм дал художникам возможность критиковать всех и вся, разрушать старые устои живописи, отрицать вкусы публики. В послевоенной Америке появились нео-дада и поп-арт, а в последующие несколько десятилетий реакционные формы искусства вылились в такие направления, как минимализм, концептуальное искусство, перфоманс, видеоарт. Разнообразные по сути и форме все эти движения постмодернизма имеют общие характеристики такие, как смешение иерархий высокого и низкого искусства, отрицание концепций подлинности и оригинальности, характерных для модернистов, делая акценты на зрелищность, иронию и игривость.
В искусстве наступила эпоха вседозволенности. Радикализированная и провокативная эстетика постмодернизма смешивала стили и творила новые смыслы. Как писал британский драматург Гарольд Пинтер, « не существует жестких различий между тем, что реально, и тем, что нереально. И между тем, что является правдой и тем, что является ложью. Вещь не обязательно либо истинна, либо ложна; это может быть и правдой, и ложью ». Новые тенденции проявились не только в живописи, но и в архитектуре, драматургии, музыке, танце. Классический балет разбавили хип-хопом и эротизмом, на сцене царила Мадонна, шокируя публику новыми образами. Успех в искусстве стал оцениваться его коммерциализацией и всеобщей шумихой, которую поднимали СМИ вокруг того или иного художника.
Итак, постмодернизм представляет собой парадоксальное смешение стилей, направлений и жанров, отрицая наследие европейской художественной традиции. В то же время этот стиль остро затрагивает насущные социальные вопросы, встающие перед обществом, на которые пытаются дать ответы современные художники. Используя готовые формы и материалы, выдернутые из обычного окружения, которые помещаются в новую, порой непривычную систему координат, постмодернизм пытается решить главные задачи искусства как такового.
Художники стиля постмодернизм : Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Барбара Крюгер, Джефф Кунс, Роберт Раушенберг, Марина Абрамович, Герхард Рихтер, Дэмиен Херст.
Постмодернизм
Постмодернизм — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Характерные черты постмодернизма:
Например, игры со штампами — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.
Особо яркие постмодернистские тропы:
Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:
Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается метамодерн — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).
Урок 7. Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм – это течение в искусстве, пришедшее на смену модернизму. Такая замена трендов была вызвана накопившимся разочарованием от отсутствия видимых положительных результатов развития модернизма в разных сферах искусства. Основная проблема состояла в том, что модернизм перестал отвечать на насущные вызовы эпохи.
Построенный на отрицании всего прошлого и стремлении уничтожить национальные черты в искусстве, модернизм со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, а творения модернизма стали обретать признаки однообразия и монотонности. Такой путь в перспективе является тупиковым и саморазрушительным. В противовес модернизму, постмодернизм построен на совмещении и смешении множества стилей, культур и направлений.
Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.
Содержание:
Как и прочие течения в искусстве, постмодернизм захватил разные страны, виды и жанры искусства не одновременно. Постмодернизм – это, ориентировочно, вторая половина 20 столетия.
Многообразие проявлений постмодернизма в его смешении и совмещении стилей и культур столь велико, что в данном случае видится логичным сначала рассказать о том, что же такое постмодернизм в целом. И только потом переходить к рассмотрению его проявлений в различных видах искусства.
Еще одна ремарка: не стоит путать постмодернизм и постмодерн. Термин «постмодерн» относится к современной социальной теории и не является предметом рассмотрения в рамках нашего курса. Итак, начнем с основных идей и принципов постмодернизма.
Основные идеи и принципы постмодернизма
Мы уже начали говорить о том, что постмодернизм – это смешение и совмещение стилей. Из этого базового постулата проистекают многие характеристики постмодернизма. Рассмотрим их все по порядку.
7 основных принципов постмодернизма:
Помимо вышеназванных принципов, следует остановиться на философских идеях постмодернизма. Философия постмодернизма – это конструктивизм и эпистемологический или познавательный релятивизм. В понимании постмодернистов, истина не может быть познана в принципе, поэтому любое знание относительно, и даже наука является не более чем интерпретацией окружающей действительности. Более того, интерпретаций может быть бесчисленное множество, и все они абсолютно равноправны.
В этом плане интересны взгляды, которые высказывает французский философ Жан Франсуа Лиотар. Он определяет постмодернизм как крах метанарративов или великих проектов. Уточним, что словно «нарратив» происходит от латинского narrare (рассказывать).
Так вот, в постмодернизме то, что кто-то когда-то сказал, уже не является истиной в последней инстанции. Все ранее сказанное подлежит переосмыслению и интерпретации с учетом изменений, происходящих в обществе. Более подробный анализ взглядов Лиотара по отношению к метанарративам приводится в статье «Их много, а я один» [А. Стрельников, 2019].
Возможно, вам будет проще понять суть постмодернизма и его основные отличия от модернизма, если вы изучите сравнительную таблицу определяющих признаков, которыми обладает модернизм и постмодернизм:
Итак, с основными идеями и принципами постмодернизма мы разобрались, и теперь можем перейти к рассмотрению его проявления в различных видах искусства.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.
Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» [Р. Вентури, 1966]. С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.
В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:
Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:
Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:
Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.
Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:
Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:
Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.
Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.
Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.
За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt.
Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» [Ч. Дженкс, 1985]. А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.
Постмодернизм в скульптуре
Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.
Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:
Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:
Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:
Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:
А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:
Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» [Н. Маньковская, 1995].
Постмодернизм в живописи
Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.
Например, художник и шахматист Марсель Дюшан (1887-1968), стоявший у истоков дадаизма, развил свое творчество в новое направление – концептуализм. Воплощением концептуализма Дюшана стала его работа «Дано», над которой он трудился почти 20 лет:
Если в двух словах, увидеть основную часть композиции можно лишь через отверстие в двери. Причем там отчетливо просматривается фрагмент картины Курбе «Рождение мира»:
Отметим, что в работе использованы самые разные материалы, что вполне сочетается с традициями дадаизма, где коллаж – один из главных художественных методов. Если сюжет кажется слишком запутанным, разобраться в хитросплетениях мысли великого творца поможет статья «Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства» [В. Кругликов, 2013].
К дадаизму восходит и еще один стиль эпохи постмодернизма – ассамбляж, или объемный коллаж из трехмерных предметов. В качестве примера можно привести картину Любо Кристека «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», где угадывается обычная мышеловка:
Из принципиально новых достижений постмодернизма следует отметить поп-арт, показавший, что потребительская культура может стать искусством при правильной подаче. Классический пример – это художник Энди Уорхол и его работа «33 банки супа»:
Параллельно продолжают развиваться и переосмысливаться в работах художников 20 века такие стили, как экспрессионизм, сюрреализм, абстрактный импрессионизм. Экспрессионизм в живописи постмодернизма наиболее ярко представлен работами Фрэнсиса Бэкона (1909-1992, не путать с философом Фрэнсисом Бэконом). Весьма интересна его работа «Голова VI»:
Кстати, на примере этой работы мы можем проиллюстрировать тему интертекстуальности и заимствования в творчестве постмодернистов. В основу сюжета положена картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X», написанная еще в 17 веке.
Сюрреализм постмодернизма представлен творчеством испанской художницы Ремедиос Варо (1908-1963). Пожалуй, наиболее явно ее сюрреалистические устремления выражены в ее работе «Спиральное путешествие»:
И, наконец, абстрактный импрессионизм, читаемый в работах Роберта Раушенберга (1925-2008). Весьма оригинальна даже по меркам сегодняшнего дня его картина «Стертый рисунок де Кунинга»:
Помимо картин, Роберт Раушенберг прославился своими инсталляциями, коллажами и литографиями. Всем, кого заинтересовал постмодернизм, можем посоветовать книгу «Непонятное искусство», после прочтения которой вам многое станет понятнее [У. Гомперц, 2016].
О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.
Постмодернизм в литературе
Литературе постмодернизма свойственны все признаки, о которых мы говорили в самом начале урока: плюрализм, интертекстуальность как неизбежная включенность в контекст мировой литературы, юмор, ирония, в какой-то степени антропологический пессимизм и т.д.
Об интертекстуальности стоит сказать отдельно. Это как раз то, за что критикуют литературу постмодернизма, обвиняя ее в несамостоятельности. Образцом такой «несамостоятельности» обычно считают творчество Луиса Борхеса (1899-1986). В частности, его рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота». Тут мы видим отсылку к известному произведению Сервантеса, однако, безусловно, в новой интерпретации. Так или иначе, Борхес за свою жизнь получил почти два десятка литературных премий и множество других наград, по его произведениям снято более 30 фильмов.
С интертекстуальностью связано и такое явление постмодернистской литературы, как пастиш – компоновка из нескольких произведений, стилей, авторов, имитация творчества одного или нескольких писателей. К пастишу можно отнести посмертные продолжения рассказов Роберта Э. Ховарда, которые написали Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер.
Безусловно, к постмодернизму относится литература битников или бит-поколения (разбитого поколения) американских авторов 50-60-х годов 20 века. Знаковые произведения битников – это «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, «В дороге» Джека Керуака, поэма «Вопль» Аллена Гинзберга. Впоследствии битники трансформировались в хиппи ввиду того, что идейные основы битников и хиппи весьма схожи: красота, свобода, любовь, мир.
И, наконец, отдельно хотелось бы подчеркнуть тему иронии и юмора, подчас черного юмора в литературе постмодернизма. В зарубежной литературе 20 века черный юмор свойственен произведениям таких авторов, как Джозеф Хеллер, Джон Барт, Уильям Гэддис и уже упоминавшийся Курт Воннегут.
Из русскоязычных авторов к постмодернистам можно отнести Сергея Довлатова и практически все его произведения, пропитанные юмором и антропологическим пессимизмом: «Заповедник», «Чемодан», «Зона», «Иностранка», прочие. К слову, из книги «Русская постмодернистская литература» вы узнаете массу интересного об отечественных литературных традициях постмодернизма [И. Скоропанова, 2001].
Конечно, не все, что написано во второй половине 20 века, однозначно подходит под определение постмодернизма. Однако, в целом, литературный постмодернизм получает наибольшее развитие именно в этот период, период второй половины 20 столетия. Это можно сказать и по отношению к музыке и зрелищным искусствам.
Постмодернизм в музыке и зрелищных искусствах
Поиск новых форм и форматов, новых интерпретаций используемых стилей затронул всю культуру, в том числе музыку и зрелищные искусства. Кроме того, технический прогресс открыл принципиально новые возможности совмещения и сочетания того, что раньше было невозможно сочетать.
Так, в музыке зародилась традиция сочетать природные и искусственные звуки. Направление получило название «конкретной музыки», а пионером в этом стиле стал французский акустик и композитор Пьер Шеффер (1910-1995). Отчасти это было течением переходным от модернизма к постмодернизму. Так, первые опыты в данном направлении начались в конце 40-х годов 20 века, и в 1948 году мир услышал «Пять шумовых этюдов» Пьера Шеффера.
Еще один крупнейший новатор в музыке второй половины 20 столетия – немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокгаузен (1928-2007). Он стал основоположником такого направления музыкальной композиции, как алеаторика, в основе которой лежит принцип случайной последовательности музыкальных элементов. Наиболее известна его «Пьеса для фортепиано XI», представляющая собой 19 нотных групп с комментариями автора, которые можно играть в любом произвольном порядке.
Технические возможности звукозаписи достигли такого уровня, что позволили отказаться от традиции имитировать звук зрительного зала на записи. Теперь голос солиста и аккомпанемента в записи звучит максимально чисто, без посторонних вкраплений.
В музыке появились принципиально новые направления, такие как электронная музыка, рок и рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, получили новый импульс к развитию джаз и блюз. Важный момент: именно во второй половине 20 века сформировалась популярная эстрадная музыка в том формате и понимании, которое мы имеем сейчас.
В 60-70-е годы на эстраде появилось множество артистов, предопределивших дальнейшее развитие популярной музыки на десятилетия вперед. Среди них Адриано Челентано, Джо Кокер, Майкл Джексон, Элтон Джон, Карел Готт, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Джо Дассен, Стиви Уандер, Бонни Тайлер, Дайна Росс, Дорис Дэй, Алла Пугачева, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Если мы начнем вспоминать музыкальные поп- и рок-группы, предопределившие музыкальный облик эпохи, список получится вообще безразмерным.
На сегодняшний день мы имеем прогресс в развитии форм художественного выражения, музыкальном оформлении, оформлении декораций концертов и подготовке костюмов певцов. Однако основные форматы массовой подачи – радио, телевидение – зародились именно в рамках постмодернизма, и сегодня лишь дополняются возможностями цифровой эпохи.
Показательно, что самый масштабный на сегодняшний день музыкальный телевизионный конкурс «Евровидение» появился в далеком 1956 году, и его основные характеристики остаются неизменными несколько десятков лет: новая песня, телевизионная презентация, голоса жюри и зрителей из разных стран. Больше разнообразной информации на тему музыкальной культуры 20 века вы найдете в статье «Музыка в эпоху постмодернизма» [А. Рылов, 2015].
Вторая половина 20 века – это время расцвета киноиндустрии. К постмодернизму относится практически все, что снято в Голливуде. Из отечественного кинематографа наиболее ярким образцом постмодернизма является творчество Киры Муратовой с ее мозаикой смыслов и душевных состояний героев кинолент.
Во второй половине 20 века получил развитие такой жанр, как театр абсурда. Суть наиболее точно выразил один из родоначальников жанра Сэмюэл Беккет (1906-1989): «Выражать нечего, выражать нечем, нет силы и желания выражать, равно как и обязательства выражать». Из прочих представителей жанра наиболее яркими являются Жан Жене (1910-1986), Аркадий Адамов (1920-1991) и, конечно, Эжен Ионеско (1909-1994) с его нетривиальными постановками «Лысая певица», «Урок», «Стулья».
И, наконец, в рамках постмодернизма зародился такой вид искусства, как искусство перформанса. Базовый элемент перформанса и его принципиальное отличие от прочих зрелищных искусств – это обязательное взаимодействие устроителя действа со зрителем.
В качестве примера можно привести перформансы, организованные в разное время художницей из Белграда Мариной Абрамович. Самый известный ее перформанс – это эксперимент «Ритм 0», где участникам разрешалось производить с ведущей Мариной Абрамович любые действия любым из 72 предметов, в том числе колющими, режущими и огнестрельными.
Уточним, что перформанс может предполагать как активное действие, так и в некотором смысле бездействие. В качестве примера можно упомянуть перформансы «Быть может» в исполнении британской актрисы Тильды Суинтон. Она просто занимала пространство в стеклянной витрине, предназначенное для экспоната, и спала столько, сколько ей хотелось. Взаимодействие со зрителем выражалось в тех эмоциях неожиданности, что предсказуемо посещали всех увидевших такой «экспонат». Тильда Суинтон провела несколько таких перформансов в 1995 и 2013 годах.
Больше об искусстве постмодернизма вы узнаете из книги «Постмодернизм: сущностные идеи и их представители» [Л. Бронзино, 2010]. Столь же интересна работа «Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века» [Е. Андреева, 2007]. А мы закрепим пройденный материал, ответив на вопросы проверочного теста, и перейдем к последнему уроку нашего курса. Да, забегая вперед, скажем, что постмодернизм живет и в новом тысячелетии, так что материал этого урока поможет вам в освоении новой темы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.