Что такое поталь и как с ней работать
Поталь: 6 секретов при работе
Приветствую вас друзья, читатели и посетители сайта!
Если вы знакомы с моим творчеством, то наверняка знаете, что я широко использую поталь во многих работах. Ранее я писала немного о технике золочения, и решила расширить эту тему, так как я получаю много писем с вопросами о работе с этим чудесным и универсальным материалом.
Само мастерство декоративного золочения уходит далеко своими корнями в давние времена. Ведь, согласитесь, всегда было престижно иметь дома роскошные сияющие вещицы, которые создавали видимость немыслимого богатства.
На фото: Золочение лестницы площадью 45 м² в резиденции короля Катара на юге Франции (коллективная работа художников-декораторов 2013 года)
Были даже специальные умельцы золотого декора, которые назывались золотых дел мастера. Они владели редкой профессией и строго хранили свои секреты. Это сейчас в интернете можно спокойно научиться золотому декору, не выходя из дома!
Кстати, и материалы для золочения сейчас совсем другие. Теперь не надо использовать дорогостоящее золото, применять сложные технологии. Для декоративного золочения предметов и обстановки в настоящее время используется поталь.
Это тончайшая фольга золотого, серебряного или медного цвета настоящего метала, и продается, как правило, в магазинах для творчества.
3 вида потали — золото, серебро, медь
Поталь – имитирует сусальное золото, она искусная обманщица нашего зрения! Она чудесно меняет наше восприятие материала, придавая предметам роскошный сияющий вид. Да, есть различные золотые краски, но среди них нет такой, которая настолько реалистично имитирует серебряный и золотой блеск настоящего металла, как поталь!
В своих работах по декору интерьера и мебели, и не только, я использую золочение или серебрение, и у меня есть практические наработки. Посмотреть некоторые примеры моих работ можно в Галерее моих работ.
А в этой статье я собрала несколько наиболее Частых Вопросов от желающих научится пользоваться поталью в различных работах. Постараюсь ответить на них Понятным и Простым языком и поделюсь некоторыми секретами.
1. Что можно обклеивать поталью?
Самый часто- задаваемый вопрос! Почему? Люди привыкли думать, что поталь используют в узком секторе творчества, и… ошибаются конечно. На самом деле она применяется куда шире, чем мы привыкли думать. Этим удивительным материалом можно обклеивать буквально разные поверхности!
Зеркало в раме с золотой поталью
Поталь отлично держится на стекле, пластике, гипсе, деревянной или металлической поверхности. Она просто невероятно роскошно выглядит и на ровной, и на рельефной поверхности. Поэтому поталью можно декорировать любые предметы, начиная от гипсовой лепнины на потолке и заканчивая стеклянными стаканами на кухне!
Техника золочения с легкостью превращает деревянные предметы в позолоченные. Я использую эти возможности потали для декорирования элементов мебели, например, для столешницы или верхней части мебели. Этот восхитительный материал помогает реализовать невероятные замыслы.
На фото: моя работа по декору мебели серебряной поталью и росписью в стиле гротеск.
Если пофантазировать, то ручная роспись поверх потали может креативно оформить мебель! Такая техника исполнения проверенная на практике и выдержана временем! Все это прекрасно держится не один год и роскошно выглядит при любом освещении!
2. Как работать с поталью правильно и какие нужны кисти и другие материалы?
Сегодня магазины предлагают для работы с поталью целый набор материалов и примочек, которые, в принципе, могут и не пригодиться. Всякие там подушечки, перчатки, специальные ножи и кисти… Ну и скажите, если вы не собираетесь стать профессиональным декоратором и золотить квадратные метры поверхности, зачем вам эти материалы?
На фото: фрагмент из моего видео на Ютуб канале по дополнительному декору золочением интерьерной картины
Для работы нужны две кисти, одна мягкая синтетическая для клея, а вторая – мягкая, желательно натуральная с упругим ворсом, для выравнивания поверхности потали.
Что касается рекомендаций работать с поталью в специальных перчатках, то я этого не придерживаюсь. Я просто беру листочки чистыми сухими руками. Никакого окисления потали за время моей практики я не заметила.
Если вы намерены обклеить большую площадь объема, то перчатки понадобятся, если вы хотите просто приклеить пару золотых листочков на картину, то не вижу в этом необходимости. Нет единых правил, перчатки нужны чтобы поталь не окислялась при длительном контакте с руками/ кожный жир/ и не прилипала к рукам.
При маленьком объеме работ, лист потали не будет успевать прилипать к рукам, поэтому вполне можно обойтись и без перчаток.
На фото: я в процессе объемной работы в Перчатках — Золочение металлической перегородки в интерьере
Есть только один важный момент: в помещении не должно быть сквозняков и пыли. Ну и чихать во время работы с поталью не рекомендуется. Она настолько тонкая и легкая, что летает от легкого взмаха руки!
3. Поталь: как наносить на поверхность?
Чтобы нанести поталь, надо выполнить несколько последовательных шагов. Подготовить: поталь, ножницы, клей для потали, кисть для клея и кисть для разглаживания потали.
Объяснения в видео- формате вы можете посмотреть внизу этой статьи на примере дополнительного Декора золочением в Картине с натюрмортов в стиле Минимализм.
4. Какой клей для потали лучше выбрать? И подойдет ли обычный ПВА?
Из собственного опыта замечу, что надо применять именно клей для потали. Он выпускается на спиртовой, масляной и водной основе. Для позолоты предметов интерьер и картин я рекомендую брать клей на водной основе, подходит для любых поверхностей, быстро подсыхает и не задерживает процесс работы.
На фото: пример моей работы — стеклянная картина витражными красками с золотой и серебряной поталью. К сожалению, здесь плохо передается блеск потали так, как это есть на самом деле.
Почему не подходят другие клеи и ПВА? Они не дают необходимый в работе с поталью отлип. Моя знакомая как-то поделилась своим опытом использования клея для декупажа в золочении. Так получилось, что в магазине клея для потали не было, и продавец ей посоветовал приобрести водный акриловый клей для декупажа.
Как говорит моя приятельница, были сложности в работе, потому что листочки не «цеплялись» к поверхности, поталь скользила. В результате образовались морщинки и наплывы потали из-за невозможности ее располировать кисточкой.
Не стоит забывать, что это фольга, производная из металла, а значит клей не впитывается как бывает это при бумаге и ткани, которые имеют свойства впитывания.
Где-то читала мнение декоратора, что вместо клея можно использовать чеснок. Для этого поверхность золочения натирается срезом дольки чеснока, а затем приклеивается поталь. Если бы мне пришлось выбирать между клеем ПВА и чесноком, при дефиците клея в магазине, то преимущество было бы у чеснока. Потому что у него есть способность делать поверхность липкой, все хозяйки это знают.
5. Обязательно ли покрывать поталь лаком?
Желательно покрыть лаком, в любом случае, я советую лакировать, чтобы обойтись без риска изменения. Повышенная влажность в доме, касание позолоченных предметов руками может привести к окислению и потемнению листов потали. Так что уж лучше сразу позаботиться о долговечности работы.
На фото: мой авторский декор стеклянного столика росписью-витражом и золотой поталью. Есть полнометражный видео-курс по декору этого столика, анонс урока смотрите на отдельной странице
Почему поталь темнеет? Если в составе сусального золота есть благородный метал — золото, то в состав потали входят цинк, медь, металлы которые окисляются при воздействии с внешней средой. К тому же сусальное золото используют как внутри так и снаружи, и лаком его не покрывают. А поталь — вещь красивая, но капризная и используется только внутри помещений с защитной лаковой пленкой сверху.
Например, картина маслом требует больше времени для полного просыхания, и она ждет своего звездного часа вместе с поталью, приклееной сверху на нее. Но есть и стеклянные панно с золотыми вставками, без покрытий лаком вот уже 7-8 лет! Все правила в работе с поталью относительные, но чтобы сильно не переживать, уж лучше покрыть работы с золочением и серебрением лаком как можно скорее.
Да, чуть не забыла про декор мебели поталью, она получается особенно роскошной, и лучше защищенной под лаком конечно же!
6. У меня есть первый опыт работы с поталью, и не очень удачный. Обклеила шкатулку, но местами поталь сморщилась. Как исправить?
Скорее всего, исправить уже не получится. Ну, могу как вариант посоветовать снять поталь мягкой наждачкой и приклеить поверх нее новый слой. А можно оставить все как есть.
Чтобы вы сильно не расстраивались по такому поводу, скажу, что есть такие креативные решения, когда поталь «морщат» специально, чтоб сделать интересную фактуру. Вот, например на фото внизу, я наклеивала серебряную поталь на бумажную салфетку, чтоб сделать эффект мелкого тиснения.
На фото: фрагмент из моего видео на Ютуб канале по декору комода серебряной поталью с рельефной поверхностью.
Кстати, как и создание намеренных «морщин», окисление на поверхности иногда может сделать интересный декоративный эффект, то есть, в намеченных местах изменит цвет на зеленоватый.
Друзья, тема золочения, серебрения очень обширная, поэтому продолжение о работе с поталью будет чуть позже в другой статье, где я поделюсь с вами о картинах с золением и не только….
Видео — объяснение: Картина с поталью — применение декоративного золочения
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Поталь: преимущества и минусы материала, как с ним работать
Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.
Особенности материала, плюсы и минусы
Материал используют мастера в декоративно прикладном искусстве. С помощью него обрабатывают, украшают изделия из дерева, металла, гипса, керамики, картона, стекла. Бывает материал бронзового, золотого и серебряного оттенка. Техника применения непростая, требует мастерства автора и специальных инструментов. В зависимости от вида потали ее используют в разных масштабах производства, от рукодельниц от больших заводов.
Положительные качества материала:
Из минусов мастера выделяют только недолговечность материала. Чтобы поталь прослужила длительное время, десятки лет, необходимо изредка наносить новый слой потали.
Виды потали и технология применения
Полноценная работа с поталью невозможна, если не разобраться в ее видах. Определенная категория подходит под специфическую работу. Если украшать изделие необходимо рукодельнице, потребуется один вид потали. При одноразовом использовании или широком производстве потребуется другая. Вид материала также определяется исходя из текстуры, которую нужно украшать.
Жидкая
Обладает ярким металлическим сиянием, состоит из пигментов, лаков, растворителей. Является хромированной краской. Используется для стекла, дерева, металлической поверхности, гипса, керамики. Жидкая поталь обладает высокой влагостойкостью, прочностью, не окисляется. По консистенции напоминает сметану, не слишком жидкая и не чрезмерно густая.
Перед тем, как работать с поталью, изделие хорошо очищают, обезжиривают с помощью спирта. Жидкий материал наносят поролоновой губкой или плоской кистью. Сначала необходимо прокрасить первый слой. Оставить его на несколько часов для полного высыхания и прокрасить второй слой. В зависимости от изделия и материала, сохнуть золотая краска может около суток. Жидкая золотая поталь наносится в несколько слоев.
Сегодня можно купить специальный аэрограф. Это распылитель для жидкой потали, который помогает наносить краску аккуратно и ровным слоем. Нанесение аэрографом имеет существенный плюс – поталь сохнет быстро, около 2 –3 часов. Идеально подходит для рукодельниц и мастеров.
Рулонная
Используется, когда необходимо наносить золотую краску на большое изделие и ровное. Продается рулоном шириной 1-15 см, длиной около 50 метров. Изготавливается на папирусной бумаге под давлением. Ей склеивают стыки, покрывают швы.
Для нанесения рулонного вида потребуется специальный клей для потали. Сначала наносится клей тонким слоем и после рулон материала, после сверху необходимо заново нанести слой клея. Для потали используется специализированный прозрачный клей на различной основе.
Листовая
Листовой материал используют намного чаще других видов. Он отлично подходит для рукоделия, мастеров, позволяет сделать золотое нанесение на любое изделие: гипс, дерево, стекло, металл, керамика, картон. Золочение поталью в данном случае выполняется по аналогии с рулонным видом. Сначала наносится клей тонким слоем, после сам материал, поверхностный слой клея.
Листовая поталь необходима, когда требуется покрыть большую поверхность. Продается материалов виде тонких пластинок, скрепленных в толстой книжечки. В одной такой книжки содержится около 15 и более страниц. Диаметр пластинок составляет 16 или 15см, имеет бронзовый, золотой или серебряный цвет.
Листовая поталь
Золочение листовой поталью производиться только после тщательного очищения поверхности. Она должна быть ровной и чистой, обезжиренной. Можно наносить грунт перед использованием потали. Для листового вида используют, как правило, масляной или водный клей. В первом случае придется ждать его высыхания около 12 часов и после наносить лист потали. Во втором случае материал можно наносить сразу же после клея.
Чтобы убрать воздушные слои и неровности, после наложения потали используют ткань. Ее накладывают сверху и аккуратно проглаживают все шероховатости. Золочение поталью продержится длительное время, если сверху покрыть изделие специальным прозрачным лаком.
Крошка
Поталь в виде крошки любят использовать мастера, изготавливающие украшения из эпоксидной смолы. Она продается в сыпучей форме, имеет часто многогранные оттенки, что красиво отражается на декоративном изделии. Часто используют такой вид для декора предмета неровного, имеющие изгибы.
Если клей водный, крошка наносится сразу на поверхность. Отличие крошки в том, что она сыпется на изделие. Чтобы поталь лучше прижилась, сверху обязательно наносят слой лака.
Трансферная
Данный вид считается многоразовым, так как золотая краска нанесена в несколько слоев на кальку, бумагу или пергамент. Тонкий лист прикладывают к изделию, пока не используется вся поталь. Практично и удобно в работе. Нередко используется у мастеров и рукодельниц. Процесс работы заключается в следующем:
Особенности работы с материалом
Чтобы получить яркую и естественную позолоченную поверхность, необходимо придерживаться нескольким правилам. Они помогут начинающему мастеру справиться с задачей нанесения потали на изделие с легкостью.
Какие инструменты и материалы потребуются в работе
Поталь считается капризным материалом, для работы с которым требуется опыт и мастерство. Начинающему мастеру придется закупить специальный набор, в который входят инструменты для нанесения потали. Важно, с каким материалом работает человек. Жидкая поталь, крошка требует одного комплекта инструментов, рулонная и листовая другого.
Чтобы получить качественное изделие, для работы понадобятся:
Популярные техники работы
Со временем мастера придумали несколько техник работы с поталью, которые позволяют получить модное и красивое изделие с необычным декором. Использовать их можно не только в рукоделии, но и при реставрации любого изделия.
Стоимость потали зависит от региона и ее вида. В Москве приобрести материал можно по стоимости от 130 рублей.
Золочение и картины с поталью
Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.
Содержание
Виды потали
Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.
Поталь и материалы для картины поталью
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Что позолотить?
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Как создать картину с поталью (мастер-класс)
Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.
Поталь: что это за материал, и как с ним работать?
Поталь — материал, с которым любят работать многие мастера рукоделия, но чаще всего он применяется при создании украшений из полимерной глины. Благородный блеск сусального золота, эффект кракелюра (растрескивания) — изделия с поталью всегда выглядят очень утонченно и благородно.
Что такое поталь?
Поталь иногда называют сусальным золотом, однако это неправильно. Тонкие металлические листы или хлопья потали, как правило, изготовлены из алюминия и никеля и встречаются трех основных цветов:
Ничего удивительно, что поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь считается довольно «капризным» материалом, поэтому мастеру-новичку может потребоваться какое-то время, прежде чем он найдет «общий язык» с поталью. Но прежде всего нужно будет приобрести нужные инструменты и материалы:
Первое и самое главное — это покупка самой потали в хлопьях или в листах, в зависимости от того, какую технику работы вы выберите.
Лампензель — специальная плоская кисть из белки для нанесения сусального золота и потали на изделия. Некоторым мастерам удобнее работать с синтетической веерной кистью-лапкой.
Кисточка из натурального меха колонка необходима для разглаживания потали по поверхности изделия.
Перед тем, как наносить поталь на изделие, его необходимо покрыть специальным клеем. Клей можно приобрести в магазине рукоделия, а некоторые мастера предпочитают самостоятельно изготавливать клеевую основу по собственным уникальным рецептам. Однако начинающим мастерам лучше не экспериментировать и покупать готовый клей до тех пор, пока они не наберутся опыта работы с поталью.
Когда украшение готово, его необходимо покрыть лаком-закрепителем, который продается в магазинах рукоделия.
Особенности работы с поталью
Как и во всем остальном, при работе с поталью опыт и секреты мастерства приходят с постоянной практикой. Но, начиная знакомство с поталью, лучше заранее знать о некоторых нюансах:
Популярные техники и способы работы с поталью
Мастера, которые работают с полимерной глиной, часто используют поталь для получения оригинальных эффектов. Например, для создания имитации слюды, в роли которой, как можно догадаться, выступает поталь. Но это далеко не единственный вариант «симбиоза» потали и пластики.
Полимерная глина очень пластична (это понятно даже из ее названия — «пластика»), а это значит, что к ней можно добавлять поталь, а затем раскатывать, создавать многослойные структуры, вкрапления в виде блесток и многое-многое другое. Среди самых популярных способов работы с поталью мастера выделяют следующие:
Поталь наносится на лист раскатанной пластики, а затем покрывается красками. Далее нужно немного подождать, а когда краска высохнет, можно запекать изделие.
Кстати, интересный эффект получится, если использовать вместо полимерной глины эпоксидную смолу. Хлопья потали, залитые в эпоксидку, смотрятся очень необычно и удивительно красиво!
Опытные мастера, которые давно работают с поталью, рекомендуют начинать с простых техник и изделий. Например, с создания бусин из пластики в технике «кракелюр». Пробуйте, фантазируйте и творите! А все необходимое для творчества — поталь разных цветов и полимерную глину — вы можете приобрести в нашем интернет-магазине Beastree.