Что такое потехе час как объяснить ребенку

В чем смысл пословицы «делу время, потехе час»?

Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое потехе час как объяснить ребенку. Картинка про Что такое потехе час как объяснить ребенку. Фото Что такое потехе час как объяснить ребенку

Представьте: вам предстоит важная задача. Такая, что придется хорошенько потрудиться. Но самое сложное – начать. Время еще есть. Вы никуда не спешите. Занимаетесь праздным досугом. Как бы отдыхаете, но без особого удовольствия.

Ведь мысли о предстоящей работе крутятся в голове, выводят из душевного равновесия и не дают расслабиться. А все, потому что надо было прислушаться к народной мудрости, которую содержит пословица «делу время, потехе час».

Изречение используется в назидательном контексте. При этом слово «время» означает большую часть, а «час» — меньшую. Таким образом, на труд нужно тратить больше времени, чем на развлечения. Но пословица состоит из двух половин. Многие ошибочно считают ее гимном трудоголику, забывая про вторую часть: «а потехе час». Работать без передышки, как и отдыхать без труда – верный путь к саморазрушению и проблемам со здоровьем. Нужно искать баланс и гармонию.

Обратим внимание, в каком порядке выстроены части выражения. Сначала дело, а только затем потеха. Идея в том, что нужно хорошенько потрудиться, а потом уже предаваться развлечениям. Ни в коем случае не наоборот. Иначе это уже похоже на прокрастинацию. Отдыхать приятнее, когда устал.

В качестве яркой иллюстрации посмотрим на знакомый пример из студенческой жизни. Многие учащиеся предпочитают проводить семестр в праздном ожидании сессии. А потом за несколько недель пытаются наверстать упущенное. Срочно впихивают себе в голову сотни страниц мелкого текста. Заготавливают тысячи шпаргалок, забывая о сне и еде. Профессор, выставляя двойку в зачетную книжку, может с полным основанием заявить, что студент пренебрег делом в пользу потехи.

Происхождение пословицы «делу время, потехе час»

История пословицы берет свое начало на Руси. Алексей Михайлович – царь из династии Романовых, являлся большим фанатом охоты. В 1656 году был издан его свод правил «Урядник», где написано: «… помните: делу время и потехе час». Под «потехой» понималась охота с помощью соколов — главная забава дворянского сословия. Но похожие поговорки уже существовали до этого. Правитель лишь перефразировал их в документе для придания тексту художественной выразительности.

Смысл пословицы изначально был иной: и потеха и труд одинаково необходимы. «Время» и «час» тогда считались синонимами. Их употребили, чтобы избежать тавтологии – лексического повторения. Позже союз «и» заменили на «а», что обеспечило противопоставление одного другому. Стоит так же отметить, что в современной разговорной речи, выражение стало всё чаще применяться вообще без союза «а».

Похожие пословицы

В русском языке есть изречения с аналогичным смыслом:

В других странах тоже проповедуют продуктивный отдых после усердной работы. В Англии поговорка звучит как: business before pleasure (дело предшествует удовольствию). В Германии говорят: erst die arbeit, dann das vergnugen (сначала работа, потом удовольствие). Во Франции есть изречение, которое используется в подобных ситуациях: сhaque chose en son temps, что дословно переводится как «всему своё время», однако часто применяется именно в контексте распределения труда и отдыха.

Тест на знание пословиц

Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Делу — время, потехе — час»

ОД (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Задачи:

1. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать последовательность, обобщать, привлекая детей к простейшим экспериментам и опытам.

3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Материалы и оборудование:

— ноутбук, проектор, экран;

— демонстрационный материал: бутафорские часы, видеопрезентация, глобус, лампа, карточки для ребуса;

— материал для продуктивной деятельности: подносы, цветной песок, клей, пуговицы, картинки, прищепки, салфетки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по временам года и суток.

Игровой момент. Воспитатель «спит» за столом. Звучит мелодия «Ура, настало утро». Вбегают дети.

Дети: Ура! Настало утро. Здравствуйте.

Воспитатель: («просыпается»): Здравствуйте, ребята. Который час? Я проспала. Проспала, потому что мои часы сломались!

Сломались мои самые любимые напольные часы. Вы мне поможете их отремонтировать?

Воспитатель: А еще нам помогут в этом вот эти веселые, разноцветные браслеты. (Воспитатель раздает детям наручные браслеты) На что они похожи?

Воспитатель: На какие часы?

Воспитатель: А какие виды часов вы еще знаете?

Дети: настольные, напольные, настенные, песочные, солнечные.

Воспитатель: А по способу завода часы еще бывают механические и электронные.

Воспитатель: Ребятки, а чего же не хватает на наших часах?

Воспитатель: Лицевая сторона часов, на которой расположены цифры как называется?

Воспитатель: Дети, посмотрите на цифры, изображенные на ваших браслетах и возьмите такую же. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 3) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 3.

Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 6.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 6.

Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 9.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 9.

Воспитатель: Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 12.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 12.

Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 3.

Воспитатель: У кого такие цифры, возьмите и поставьте их на циферблат. (Дети выполняют задание.) Какое число стоит перед цифрой 2.

Воспитатель: У кого такое число поставьте его на циферблат. Какое число стоит после цифр 6 и 9.

Воспитатель: Поставьте их на циферблат. Какое число стоит между цифрами 4 и 6.

Воспитатель: А между цифрами 7 и 9.

Воспитатель: Поставь его на циферблат. Саша, у тебя какая цифра?

Воспитатель: Как ты думаешь, куда ее надо поставить?

Ребенок: Между цифрами 10 и 12.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас мальчики, сосчитайте цифры по порядку.

Воспитатель: А девочки сосчитают в обратном порядке.

Воспитатель: Правильно. Чего еще не хватает на циферблате.

Воспитатель: Каких стрелок?

Дети: Большой и маленькой.

Воспитатель: (ставит стрелки): Большая стрелка показывает минуты, а маленькая — часы. Вот теперь циферблат в порядке. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.

Воспитатель: (слушает часы): Но часы не работают. Нам надо выполнить задания, чтобы завести часы.

Воспитатель: И первое задание у нас будет такое – нам нужно будет составить сказку «Один день котёнка Пушок». Для этого мы используем пазлы, которые лежат на столе. Я предлагаю разделиться на 4 команды по цвету браслетов и собрать эти пазлы.

(Дети собирают пазлы).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Что получилось на вашей картинке?

(Дети рассказывают, что изображено на картинке «Утро»).

Воспитатель: Что делает котёнок?

Дети: Котёнок делает зарядку.

Воспитатель: Когда мы делаем зарядку?

(И так далее по всем картинкам – вопрос, ответ, обобщение).

Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь.

Воспитатель: (подводит детей к большим часам)

Утро, день, вечер, ночь-

Улетели сутки прочь.

Воспитатель: Переходим ко второму заданию.

Воспитатель: Хотите узнать, как происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: Я вам предлагаю провести опыт. Для этого нам понадобятся Глобус и настольная лампа. Глобус — это уменьшенный макет Земли, а вместо Солнца — настольная лампа. У нас есть 2 пластилиновых человечка, которых мы поселим на глобусе. Первого на одной стороне, а второго на противоположной стороне. Включим лампу и направим свет на наших земных пластилиновых жителей. Одна сторона хорошо освещена — это день, на вторую свет не падает — там ночь. Земля движется против часовой стрелки. Если поворачивать глобус, то мы увидим, как меняется освещение на Планете Земля.

Был день, наступила — ночь, а затем опять — день.

Смена суток происходит от того, что Планета Земля делает оборот вокруг своей оси.

Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки, друг за другом.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте пройдем в творческую мастерскую и выполним третье задание.

Воспитатель: Я предлагаю вам самим смастерить часы. Давайте подойдем к столам и вновь разделимся на 4 команды. Посмотрите, как много здесь всего интересного, пусть каждый из вас сейчас станет маленьким волшебником и смастерит свои особенные, неповторимые часы. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что же мы с вами смастерили. Какой формы ваши часы?

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года на них изображено?

А. М. : Как вы догадались?

(Далее воспитатель поочередно подходит к каждой группе детей).

Воспитатель: Ребята, еще раз посмотрите на свои часы и поставьте их в правильной последовательности по временам года. Давайте все вместе повторим времена года. (Дети называют.)

Воспитатель: Четыре времени года мы знаем.

С весною подснежники все мы встречаем,

Летом на речке плещемся здорово,

Осень приносит урожай нам готовый,

Зима к нам приходит со снегом, метелью,

И снова пойдет все, как в карусели.

Весна, за ней лето и осень с зимою,

Так идет время своей чередою.

Воспитатель: Итак, переходим к последнему заданию. Я вам предлагаю отгадать интересный ребус. Ребус – это зашифрованное задание. Решив математические примеры, мы узнаем слово, которое здесь спряталось.

(Дети решают примеры и отгадывают ребус.)

Воспитатель: У нас получилось слово ЧАСЫ.

(Звучит музыка «Тики-тики-так»)

Воспитатель: Ребята наши часы заработали. Теперь я никогда не просплю.

Сюрпризный момент — часы «ожива ют».

Часы: Спасибо вам мои друзья,

Вы время не теряли зря.

Время очень любит счет

Никого оно не ждет.

Вам пословицу дарю

Ценить время помогу:

«Время всему научит».

Воспитатель: Вы так хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам. Настало время немного отдохнуть. Часики приглашают нас потанцевать. (Звучит музыка. Танцуют все)

Воспитатель: А разноцветные браслетики, мои хорошие, остаются вам в подарок.

Конспект занятия «Делу время, а потехе час» Конспект совместной интегрированной деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей с целостной картиной мира и театральной деятельности.

Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое потехе час как объяснить ребенку. Картинка про Что такое потехе час как объяснить ребенку. Фото Что такое потехе час как объяснить ребенкуУголок природы в старшей группе в зимнее время года Здравствуйте, уважаемые коллеги! Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое.

Конспект занятия «Действия детей во время пожара» Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Задачи: Образовательные: способствовать.

Конспект занятия «Измерение времени. Час. Минута. Секунда» Тема: Измерение времени. Час. Минута. Секунда. Цель: Вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных.

Классный час для учащихся начальных классов по теме «Зимние игры и забавы. Безопасность во время прогулок» Цель: формирование у детей культуры безопасного поведения на улице в зимний период времени. Задачи: Дать детям первоначальные знания о правилах.

Коррекционный час в старшей логопедической группе по лексической теме «Посуда» Коррекционный час в старшей логопедической группе. Лексическая тема: «Посуда». Задачи: Развитие мелкой моторики: игра «Золушка». Автоматизация.

Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое потехе час как объяснить ребенку. Картинка про Что такое потехе час как объяснить ребенку. Фото Что такое потехе час как объяснить ребенкуКонспект занятия «Оздоровительный час» в старшей группе Оздоровительный час В старшей группе. Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить».

Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое потехе час как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое потехе час как объяснить ребенку. Картинка про Что такое потехе час как объяснить ребенку. Фото Что такое потехе час как объяснить ребенкуПрогулка в старшей группе в летнее время года Жаркая, солнечная с длинными-предлинными днями пришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные, яркие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Время года — зима» Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, активизировать словарный запас детей, закреплять умение правильно строить предложения.

Источник

Воспитательный час «Делу время – потехе час»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Воспитательный час «Делу время – потехе час»

Цели: научить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста.

Оборудование: Часы, плакат с режимом дня, картинки с разными видами деятельности молодёжи, словарь, карточки с пословицами, загадками.

— Время идет только вперед. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить свое время и время других людей – взрослых и ваших сверстников. Важно уметь правильно рассчитать, сколько уйдет времени на приготовление уроков, на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и игры с друзьями, на чтение книг, на просмотр телепередач, компьютер, спорт и т.д.

— Что такое режим дня?

— Для чего его нужно выполнять?

Режим дня помогает хорошо учиться, укрепляет здоровье, помогает ни о чем не забывать.

Игра с моделью циферблата

Показываю разное время, передвигая стрелки, дети говорят, что они делают в это время по своему режиму дня.

а) Экономь свое время и время других (не опаздывай, не заставляй себя ждать, сообщай, если опаздываешь).

б) Приучи себя выполнять режим дня, научи другого (ставь перед собой конкретные задачи, доводи их до конца).

в) Все что нужно, сдавай в срок.

Точное соблюдение режима дня делает время подвластным человеку! (На доске)

— Ребята, как вы понимаете, что такое активный отдых? (Прогулка, игры, спорт).

1)Не обижен, а надут,

Не угнаться за …(мячом).

2) Кто по льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие… (коньки).

3) На снегу две полосы,

Удивились две лисы,

Подошла одна поближе,

Здесь бежали чьи-то…(лыжи).

4) Мне загадку загадали,

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса,

У загадки есть ответ,

Дети находят по словарю определение.

«Досуг – это полезное времяпровождение».

— Ребята, а вы любите мастерить? (ответы детей)

— А вы знаете, что некоторые виды мышления развиваются только в том случае, когда человек выполняет какую-либо точную работу.

Когда занятие человека становится увлечением, и он готов посвящать ему много своего времени, можно сказать, что это его хобби.

Дети рассказывают о своих увлечениях.

— Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Праздность – мать порока.

— Без дела жить только небо коптить.

— Какие выводы сделали для себя?

— И закончит наш воспитательный час, хочу такими хорошими словами:

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть!

С часами дружба хороша!

Уроки делай не спеша

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Общешкольный праздник «Новогодняя дискотека»

Цели и задачи: организация досуга, празднование Нового года.

Возрастная категория : 6-9 классы.

До начала вечера звучат фонограммы современных Новогодних песен.

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья.

Ведущий 2: Хорошего вам праздничного настроения, улыбок и веселья! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике!

Ведущий 2: Именно в этот день происходят незабываемые встречи, исполняются наши желания, возможны самые невероятные чудеса.

Ведущий 1: Дорогие друзья, сегодня в программе нашего вечера игры, конкурсы, викторина, зажигательная дискотека. И, конечно же, встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ведущий 2: Да, да! Встречи с этим Новогодним персонажем с нетерпеньем ожидают не только ребятишки, но и вполне взрослые, солидные люди.

Ведущий 1:Дед Мороз существует около 150 лет. И ни один Новогодний праздник не обходиться без его участия.

Ведущий 2: Ну, а пока наши Новогодние персонажи в пути, давайте немножко поиграем.

Ведущий 1: Новый год мы тут встречаем, ну а старый провожаем.

Летом весело гуляли? ( да) На юга вы улетали? ( да)

В море тёплое ныряли? ( да) Ракушки в море искали? ( да)

Повторить ещё хотите? Ну, тогда вы лета ждите!

А пока давайте с нами, « привет» мы крикнем обезьяне

Обезьянка заканчивая танец « паравозиком» вытаскивает всех на танец

Ведущая 2: И все вместе вспоминаем лето-о-о-о-о. ( Соку-соку)

Вед.1: Молодцы. Ну и конечно на нашем празднике мы не можем обойтись без подарков. Но не всё так просто, предлагаем весёлую праздничную викторину /

Вед.2: Просим внимательно слушать вопросы, при ответе – поднимать руку. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Кто соберёт большее количество жетонов за наш вечер, тот получит новогодний приз.

Вед 1: Приложение 1. ( читает, дети отгадывают)

Вед.2: Замечательно! А сейчас мы предлагаем потанцевать, погреться. А помогут нам ребята из 8 класса с песней «Новогодняя».

Звучит позывной мобильного телефона.

Вед. 2: ( по телефону) Да, ждём, ждём! Нет, не скучаем. Наши ребята уже кучу жетонов насобирали. Как для чего? Ну, какой же Новый год без вас? Вы же поторопитесь! ( отключает телефон) Дед Мороз со Снегурочкой совсем близко.

Вед.1: Ну ты же сказала им, что мы их очень ждём? ( звучит фонограмма « В лесу родилась ёлочка» и раздаётся громкий стук ). Гаснет свет и появляется Фея.

Ведущие хором: Ты кто?

Ф. Я фея, ну не совсем ещё фея. Вообщем, меня к вам на прохождение практики направили. Магию мы изучали, колдовство покажу я в этом зале, волшебство.

Вед.1:А где направление?

Вед. 1: « На ваш праздник направляется студентка 2 курса школы чудес и волшебства для прохождения практики». Значит ты чудеса умеешь делать.

Ф. Ага, ну если получится.

Вед. 1 Чего бы ей заказать? А вот и давай нам Деда Мороза и Снегурочку.

Ф. Сейчас попробую. ( колдует) звучит волшебная музыка

На сцене появляются два Д.М, то Снегурочка-ребёнок, то две Снегурочки.

Ф. О! вспомнила, Наверно вам нужен с бородой, с посохом, в новогоднем наряде, Снегурочка стройная, весёлая.( звучит волшебная музыка)

Выходит Дед Мороз: С Новым Годом поздравляю

Счастья радости желаю!

Вед.1 Ура. Получилось! Вот он дедушка, настоящий!

Д.М.: Ой, кого-то мне не хватает. Ребята, а кого ещё с нами на ёлке нет?

Д.М.: Фея, где моя внучка Снегурочка?

Фея снова колдует, а затем говорит : Не получается!? Я пропустила урок, Мне очень стыдно, а может вы, ребята, мне поможете. Надо позвать, давайте все вместе.

Кричат « Снегурочка. », выходит

Д.М.: Ой, вот она моя внучка Снегурочка!

Снегурочка: Сколько лиц вокруг знакомых, Сколько здесь друзей моих!

Хорошо мне здесь как дома. Целый год мы не встречались

Я соскучилась без вас.

Д.М.: И Снегурочка, и я – поздравляем вас, друзья!

Снегурочка: Фея, а почему не горит ёлка? Помоги!

Фея колдует: Ребята без вас у меня ничего не получается. Давайте все вместе, громко РАЗ,ДВА, ТРИ – ёлочка гори.

Вед.1: Предлагаю повеселиться с нашими ребятами. Есть у меня для вас весёлая игра. Посмотрим, кого больше наши ребята любят. Вот вам резиновые пояса набираем команду, а мы посчитаем у кого больше.

Вед.2 : А теперь команды исполняют старинный танец возле ёлки ( звучит, в весёлой обработке « В лесу…..»

После хоровода Д.М. и С. делают вид, что чем-то обеспокоены.

Вед.1: Ребята, что-то наши Д.М. и С. Так загадочно шепчутся.

У вас что-то случилось или пропало?

Д.М. Да, мы везли к вам гостей и где-то растеряли.

Снегурочка: Фея, это ты что-то опять не доучила?

Ф. Я пойду, поищу их, а вы пока повеселитесь.

Вед.2: Дедушка Мороз, снегурочка, а вы любите шоколад?

( общий танец « чоколате»)

Ф. Нашла, нашла. Ваши? Говорят, с Америки.

Снегурочка: А вот Потап и Настя.

Д.М. А это не наши, но пусть заходят, красивые.

Снегурочка. Пора, друзья, проститься нужно. Всех поздравляем от души!

Пусть Новый год встречают дружно и взрослые и малыши!

Д.М. Очень жаль, что праздник быстро заканчивается, мне было очень весело у вас. До встречи в следующем году.

Вед.2:Дорогие друзья! Вот и подошёл к концу наш новогодний вечер.

Вед.1: Все вы очень активно участвовали во всех конкурсах, забавах и зажигали на дискотеке.

Вед.2: И мы надеемся, что настроение веселья, радости, ожидания чего-то необычного вам удастся сохранить на весь год.

Вед.1. Мы не прощаемся с вами, мы говорим вам:

Вместе: До новой встречи через год! ( звучит музыка музыкальная композиция)

Все персонажи принимают участие.

расширить знания школьников о вредных привычках,

познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье,с пагубным влиянием его на личность;

формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: круглый стол

Методические приёмы : беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов)

План воспитательного часа:

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

2.Игра «Лукошко добрых слов».

3.Информационный блок «Заразные слова».

4.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

5.Творческие задания: памятка «Как избавиться от сквернословия

6.Рефлексия «Моё отношение к сквернословию»

Ход воспитательного часа

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Понятна ли вам тема нашего разговора? (Ответы учащихся)

Есть такое выражение: «Сгорел как свечка». Не похожа ли свеча на жизнь человека?

Вот она, горит сначала робко, затем – сильнее, увереннее разгорается и постепенно затухает, когда фитиль – основа её – догорает, а воск тает. Пламя свечи колеблется от любого движения воздуха. И чем сильнее дуновенье, тем большая опасность грозит ему, большая вероятность угаснуть. Так и человеческая жизнь, словно пламя свечи, может в любой момент исчезнуть от сильного дуновения ветра судьбы.

Вот и вы, старшеклассники, уже сейчас должны определиться, куда идти.

Все вы, наверняка задумываетесь о своём будущем. Каким вы его видите? Что ждёт вас впереди? (ответы уч-ся)

Какие? А что плохого есть у нашей молодёжи? (Ответы )

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить

Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

Игра «Лукошко добрых слов»

Во всех языках мира есть красивые, умные, добрые слова.

Каково происхождение слов «спасибо», «прощай»?

Иногда говорят: «Благодарю». Словарь Даля объясняет: «благодарить – дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять признательность; объявлять себя должником за услугу». То есть, выразить признательность – это тоже подарок – «благо дарю». Не будем же скупиться на благодарность, ведь от нее светлее на душе и у того, кто благодарит, и у того, чью услугу заметили. Правда, для этого надо научиться видеть эту услугу, а не считать все то, что для нас делают окружающие само собой разумеющимся.

Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Вот слово «мама» ласково и нежно

Малыш впервые в жизни произносит.

А мама, как НебеснаяЦарица,

Младенцу колыбельную поет:

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасет.

У этих слов- энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

Куда бы нас на ней не заносило.

Но человеку посылает беды

Другая речь ( и бесы рады ей):

Слова- убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова- укусы ядовитых змей.

Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.

-Ребята, как вы думаете, что это за слова? (Ответы уч-ся)

Всё это пустые, бесполезные, скверные слова.

Что же такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное,нечистота, грязь, гниль, смрад, вонь, нравственное растление».

Таким образом, наш язык, произнося такие слова, несёт зло, горе, оскорбление, ссоры. Только вслушаемся в это последнее слово – «сСОРа», оно говорит само за себя. Насколько же засорено наше пространство!

Бранные слова – тоже пожелания, только пожелания негативные. Это своего рода проклятие. Оно приносит вред и тому, кто проклинает, и тому, на кого оно направлено. Чего же желают бранные слова? Попытаемся понять их мистический смысл.

«Сволочь». Заглянем в словарь Владимира Даля. «Сволочь – все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни; дрянной люд, шатуны, воришки, негодяи, где-либо сошедшиеся». Это мусор, который собирают, сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

7) демонстрации принадлежности к `своим`.

Вдохновение великие люди получали, наблюдая за красотой природы. Вот и мы давайте получим заряд вдохновения. Расслабьтесь и полюбуйтесь красотой.

Сколько вокруг красоты!

Откуда же появились гнилые слова в нашей речи?

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто не-возможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непо-требных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Как борется с матом закон

Ст.20, ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Самое важное и страшное то, что мат опасен для здоровья. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни

В XX веке японский ученый Масару Эмото проводил эксперименты с водой и научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похо-жие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком И это лишь самые «безобидные» слова

Эмото Масару поместил рис в три банки. В течение месяца рис в первой банке слышал: «Спасибо», во второй: «Ты – дурак», а на третью банку не обращали внимания. Через месяц рис в первой банке забродил, издавая сильный и приятный аромат, во второй почернел, а в третьей – загнил. Вода и рис «понимают» направленность слов! Слово оказывает воздействие на живую и неживую природу. Вот также слово действует и на человека. Матерные слова вызывают мутации, приводят к врождённым уродствам. Возможно здесь лежит объяснение того факта, что из тысячи новорождённых младенцев только семнадцать имеют запись в медицинской карте: «Здоров» Слишком сильно информационное загрязнение вокруг нас. Люди – употребляющие мат живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Мы все с вами люди верующие, а церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие.

Есть Икона Божьей Матери «Семистрельная».

На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников – сквернословов и не заступничает о них перед Богом.

Вы хотите быть такими? Нет.

Вы хотите стать на их путь? Нет.

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются). У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх: перестать ругаться самому,

1. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

2. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

3. читать русскую классическую литературу;

4. запоминать стихотворения, афоризмы.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *