Что такое потребительский рынок

Потребительский рынок

Потребительский рынок

Потребительский рынок — это общественные отношения, основанные на соблюдении правовых норм, возникающие между государством, изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации, выполнения и эксплуатации товаров, работ и услуг.

В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность ее удовлетворить в товарах определенной отрасли.

Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой. [1]

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов.

Содержание

Целевые принципы

Целевые принципы потребительского рынка включают: [2]

Государственное регулирование

Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей. Решение задач регулирования потребительского рынка направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества. Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей [3]

Сегментация рынка

Сегментация проводится с целью удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара. Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками, они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке. [4]

Источник

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

Что такое потребительский рынок. Смотреть фото Что такое потребительский рынок. Смотреть картинку Что такое потребительский рынок. Картинка про Что такое потребительский рынок. Фото Что такое потребительский рынок

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Тема 7.3. Потребительский рынок: магазины, рынки, ярмарки и аукционы

Цель и задачи темы

Данная тема продолжает анализ товарного рынка. Её целью является рассмотрение сущности потребительского рынка, методов продажи товаров.

Задачи темы:

Оглавление

Потребительский рынок представляет собой часть товарного рынка, на котором реализуются потребительские товары. Объектом его является огромное множество товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления. В качестве субъектов рынка выступают производители (или их посредники) и домашние хозяйства. Домашние хозяйства имеют целью удовлетворение потребностей. Поэтому путем покупок они приобретают товары в личное (индивидуальное) или коллективное владение. Производители реализуют товары с целью получения максимально возможной прибыли и получения своей ниши на рынке.

Объектом рынка выступают товары, предназначенные для конечного потребления. Их можно разделить на товары длительного использования и быстро расходуемые товары. Для первой группы важной характеристикой являются технические показатели, а также срок службы, количество товара на определенное количество семей, средний срок фактической службы имеющихся товаров (физический износ). Товары быстро расходуемые требуют постоянного обновления, поэтому одной из главных характеристик является уровень (норма) потребления данного товара на одного реального потребителя (так называемый уровень проникновения).

Считается, что производитель и потребитель на рынке ведут себя рационально. Покупатель сравнивает каждый товар с другими по качеству и характеристикам, соответствие полезности и цены и выбирает наиболее ценный. В результате формируется потребительский набор, т.е. количество товаров разного вида, приобретаемый потребителем (домашним хозяйством) обычно. Поскольку полезность падает при росте количества приобретаемых товаров, то количество приобретаемого товара одного вида ограничено. Ограничение потребления связано и с ограничением бюджета потребителя, совокупным доходом домашнего хозяйства. В результате формируется потребительский спрос как функция от множества факторов, основными из которых является цена товара и доход потребителя. Потребитель абсолютно независим от производителя, и последний не может заставить его купить свой товар. Но производитель может так изменить цену товара или методы его реализации, что приобретение его станет желаемым для покупателя.

Сумма спроса всех потребителей на рынке формирует рыночный спрос на данный товар. Если покупателей товара много, то спрос становится массовым и изменение спроса отдельного покупателя не оказывает существенного слияния на рынок. Т.е. на потребительском рынке спрос на отдельные товары устойчив и меняется только под воздействием серьезных причин, таких как, например, инфляция, когда меняется структура потребления. Примером таких товаров являются все предметы первой жизненной необходимости.

С другой стороны, спрос на промышленные потребительские товары отличается высокой степенью нестабильности. Существенными факторами, определяющими спрос на данном рынке, является мода, сезонность, индивидуальные предпочтения потребителей, наличие товаров-заменителей.

Спрос на товары длительного пользования можно разделить на первичные и вторичный. Если первичный спрос – это спрос тех, кто не имел раньше данный товар (например, спрос на первую цифровую видеокамеру), то вторичный состоит из спроса тех потребителей, кто хочет приобрести вторую такую же вещь (например, второй автомобиль в семью), а также тех, кто хочет заменить физически или морально устаревшую продукцию. То есть на спрос на товары длительного потребления существенное влияние оказывает научно-технический прогресс и появление новых технологий, на основе которых создаются товары-заменители.

Поскольку потребительский рынок – это организованная структура, посредством которой спрос на товары и услуги встречается с предложением их со стороны производителей, то следует рассмотреть предложение.

Рынок диктует производителям, что производить, сколько и с какими затратами, чтобы получить достижение цели – максимизацию прибыли.

Чем выше цена товара, тем больше (при прочих равных условиях) будет прибыль. Чем больше доход от производства и реализации данных товаров, тем больше стимулов для расширения производства. В тоже время процесс производства товаров связан с производственным циклом и поэтому производство товаров не может изменяться при любом изменение на рынке (изменении цен). Производитель не успевает закупить новое оборудование, сырье, нанять рабочих, если цена увеличилась и не может остановить процесс производства, если цена упала. Но предприниматели стараются использовать имеющиеся производственные мощности наиболее эффективно, поэтому чем выше цена товара, тем больше будет предложение товара на рынке.

Развитие предприятия всегда предполагает наращивание и техническое совершенствование производственных мощностей, поэтому на потребительском рынке постоянно увеличивается объём предложения, который часто не может поглотить спрос. Вследствие этого в развитых странах часто наблюдается излишек товара. В результате возникают две проблемы: во-первых, проблема продажи, во-вторых, проблема получения максимальной прибыли. В современных условиях предприятия часто жертвуют максимальной прибылью, чтобы закрепиться на рынке или закрепить за собой сегмент покупателей, улучшить свои позиции на рынке, повысить имидж.

Реализацию продукции на потребительском рынке осуществляют множество торговых предприятий – самостоятельных хозяйствующих субъектов с правом юридического лица, созданных для закупок, хранения, реализации товаров и оказания сопутствующих услуг.

Интенсивность и экономические результаты продаж во многом определяются методами или способами реализации продукции.

7.3.2. Основные методы реализации товаров: магазины, ярмарки, аукционы и их особенности

К основным видам продажи потребительских товаров относятся стационарная торговля, посылочная торговля, передвижная торговля, рыночная торговля.

Стационарная торговля осуществляется в постоянном месте – магазине, при посылочной покупатель выбирает товар по каталогу, а продавец (или производитель) высылают его на дом, передвижная торговля основана на том, что продавец ищет покупателя и выезжает к нему домой.

Наиболее распространена торговля через магазин. Она предполагает следующие методы:

Традиционной формой организации магазинов является продажа через прилавок. Эта форма предполагает продажу товаров с обязательным участием продавцов, которые должны представить товар покупателю, уметь его обработать (нарезать, отмерить или взвесить, упаковать, определить стоимость), дать ему характеристику, заинтересовать и подвигнуть покупателя на покупку. При этом продавец должен обладать нужными знаниями, умением, культурой, выдержкой и т.п.

Продажа товаров на основе самообслуживания получила широкое распространение с 50-60 гг. ХХ века. Она предполагает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность его осмотреть и выбрать без участия продавца. Отобранные самостоятельно товары оплачиваются в специальных узлах расчета, где работают кассиры-контролеры. Эта форма удобна для реализации тех товаров, которые могут быть расфасованы, не требуют доработки, могут храниться, имеют удобную упаковку. Самообслуживание позволяет увеличить пропускную способность магазинов, эффективно использовать имеющиеся площади, расширить ассортимент продукции, снизить издержки. К основным недостаткам такой торговли относятся потери, связанные с нарушением упаковки и кражами товаров. Эта форма удобна и покупателям, поскольку сокращается время покупки, покупатель сам выбирает тот товар, который ему нужен или интересен.

Торговля по предварительным заказам может осуществляться по широкому кругу товаров от книг и верхней одежды, до мебели, автомобилей и проч. Заказ может быть сделан в магазине, дома, на работе, при этом необязательно в письменной форме, возможен заказ в устной форме или через Интернет. Заказанные товары могут быть получены в магазине или доставлены на дом, в соответствии с договоренностью. Эта форма позволяет сэкономить время на приобретение товара, а магазинам позволяет сделать точный заказ на продукцию, снизить издержки на хранение и работу продавца, освободить площади под другие товары и т.п.

Большое распространение получила продажа через телевизионный магазин. Она считается одной из наиболее эффективных форм, поэтому некоторые коммерсанты считают, что за ней будущее. Такой магазин не требует ни площадей для хранения и торговых (выставочных) залов, ни работы продавцов с конкретным покупателем. Телемагазин не сравним ни с одной другой формой торговли по охвату потенциальных покупателей. Кроме того, он нагляден, информационен, здесь рождается эффект подражания большинству, Он может работать круглые сутки, по много раз показывая один и тот же ролик. Можно приостановить продажу какого-либо товара, а через какое-то время вернуться к нему снова.

Торговля по почте становится очень популярной с 80-х годов прошлого века. Покупатели делают заказ, получая информацию из каталогов, Интернета, справочников и брошюр, а затем получают по почте выбранные товары.

Одной из самых эффективных форм торговли является ярмарка.

Ярмарка – это форма организации товарного рынка, которая является периодическим мероприятием, проводимым в определенное время в определенном месте. Главные ее цели:

Ярмарки позволяют, в определенной степени, разбить монополизацию рынка, повысить качество продукции, расширить ассортимент, здесь создаются новые взаимосвязи и отношения. Производители, заключая договор, могут формировать программу выпуска и обновления продукции, а покупатели преодолевают региональную привязку к одному поставщику.

Международные ярмарки помогают выявить тенденции на мировом рынке данного товара, определить насколько соответствует продукция мировым стандартам по качеству, ценам, сервису и т.д.

Во время работы ярмарок часто проводятся семинары, учеба, консультации ведущих специалистов в данной сфере, работников министерств и ведомств.

Участие в ярмарке стоит обычно больших денег. Затраты, связанные с ярмаркой, включают:

Значительные затраты на участие в ярмарке делают их мало доступными для средних и мелких участников рынка. Но чем более развит рынок, тем больше стимулов для участия в ярмарках. Поскольку ярмарки проводятся по графику, то производители могут начать готовиться к ним заранее, делая затраты постепенно, а не единовременно.

В последнее время в России стало проводиться множество ярмарок от специализированных (например, ярмарки медицинского или строительного оборудования) до универсальных (например, традиционная ярмарка сельхозтоваров). Более широко участвуют отечественные производители и в торговых ярмарках за рубежом (например, в Лейпцигской, Парижской, Базельской и др.).

Особой формой российской ярмарочной торговли является постоянные ярмарки товаров широкого потребления в одном месте. (на больших площадях). Такая торговля не является ярмарочной в полном смысле этого слова. Она обычно имеет цель быстрой продажи продукции, зачастую, невысокого качества. Осуществляют такую торговлю посредники, не имеющие ни постоянных (договорных) связей с производителями, ни собственных торговых площадей, осуществляющих часто челночную поставку продукции. Такое явление возникло в начале 90-х годов, когда существовал дефицит практически всех товаров на рынке, и надо было удовлетворять спрос на дешевые товары. Нанимая небольшие площади в огромных простаивающих помещениях, предприниматели не несли крупных затрат ни на аренду, ни на обеспечение этих площадей, в любой момент могли свернуть торговлю и перебраться в другое помещение. В последнее время на этих ярмарках стали размещаться местные производители и предприниматели ближайших регионов, продукция которых не знакома покупателям, не отличается оригинальностью или высоким качеством. Реализация через специализированные магазины или аренда помещений в них настолько увеличивает цену продукции, что она становится не конкурентоспособной.

Еще одной формой организации торговли выступают аукционы.

Аукцион – это публичный торг товарами, покупателем которого становится тот, кто предлагает самую высокую цену. Такой способ продажи более всего подходит товарам, чьи характеристики (или свойства) являются настолько исключительными, что порождают высокую конкуренцию среди покупателей за право обладать ими. Это обычно редкие, уникальные, раритетные товары. Аукционный способ реализации позволяет продать их быстро и по самой выгодной для продавца цене.

Особенностями такой торговли является следующее:

Источник

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

Клавиатура:

Обновлено секунду назад

Потребительский рынок

Что такое потребительский рынок. Смотреть фото Что такое потребительский рынок. Смотреть картинку Что такое потребительский рынок. Картинка про Что такое потребительский рынок. Фото Что такое потребительский рынок

Потребительский рынок – совокупность частных лиц и домохозяйств, приобретающих товарную продукцию и услуги для личного некоммерческого использования. Характеризуется высокой конкуренцией, обилием и разнообразием товара, децентрализованной структурой. Состоит из множества субъектов, на экономическое поведение которых влияют социокультурные, личные и психологические факторы.

К сфере потребительского рынка относятся не только торговля и общепит, но и сельскохозяйственные предприятия, пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание населения.

Современный потребительский рынок

Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.

Важно отметить, что товарные рынки являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике Российской Федерации.

В современных условиях перехода к рыночной экономике формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российских товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам российские производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения. По моему мнению, это связано с тем, что все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а также способствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей.

Особенности потребительского рынка

Потребителями продукции или созданных услуг является или отдельные люди, семьи (таких потребителей нередко называют домашними хозяйствами), или другие организации (промышленные потребители).

Значительная часть предприятий производит продукцию для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, организует свою деятельность с учетом требований соответствующих рынков. Поэтому очень важно знать то, как домашние хозяйства принимают решение о покупке товаров, влияет на эти решения. Потребительский маркетинг, ориентированный на изучение этих вопросов, на максимально полный учет в деятельности компании особенностей поведения этой группы потребителей.

В целом процесс выбора индивидуального потребителя можно разделить на следующие стадии: осознание проблемы (потребности); поиск информации, связанной с возможностями решения проблемы; выявление и оценка имеющихся вариантов решения проблемы; принятие решения о покупке товара; самооценка осуществленной покупки.

путь индивидуального потребителя к приобретению товара начинается с «активации» потребности, с осознания проблемы.

Основные факторы, влияющие на восприятие:

1. Личностные характеристики:
— Возраст;
— Доходы, оценка своих текущих и перспективных экономических возможностей;
— Семейное положение, этап жизненного цикла семьи;
— Особенности характера, самооценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *