Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос

Система понятий нужда, потребности, спрос. Теория человеческих потребностей. Факторы влияющие на формирование и развитие спроса

Таблица 1. Основные понятия

ПонятиеОпределение
Нуждачувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя
Потребностьосознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание
Потребительсубъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи. Это понятие не идентично понятию «покупатель»: процесс покупки и потребления может осуществляться как одним и тем же, так и разными субъектами
Потреблениепроцесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей
Спроспотребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами

Различие между нуждой и потребностью довольно условно. Зачастую в маркетинге эти понятия даже подменяются друг другом. Так,

Исследование потребностей в маркетинге необходимо, чтобы:

— понять причины возникновения и изменения потребностей;

— выявить структуру потребностей и их взаимосвязь;

— определить перспективы и коммерческие возможности удовлетворения потребностей.

Для того чтобы четко ориентироваться в структуре потребностей, необходимо в первую очередь, выявить факторы, влияющие на их формирование и развитие. Среди наиболее действенных факторов выделяют:

Таблица 2. Классификация потребностей

Признак классификацииВид потребности
По историческому месту потребленияПрошлые, настоящие, будущие
По степени настоятельностиНасущные, ненасущные
По степени сопряженностиСлабо сопряженные, сопряженные, сильно сопряженные
По степени удовлетворенияУдовлетворенные, частично удовлетворенные, неудовлетворенные
По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребностиПростые, сложные
По степени выраженностиЯвные, скрытые
По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребностейАктивные, пассивные

Потребность в товаре зависит также и от получаемой полезности. Одним из постулатов теории предельной полезности является утверждение, что мотивом формирования потребности служит стремление получить удовлетворение (релаксацию). Под собственно предельной полезностью понимают величину добавочной полезности, полученную от единичного прироста величины потребления некоторого блага при прочих равных условиях. Принцип убывания предельной полезности гласит: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение его полезности для потребителя, получаемой от единичного приращения его потребления.

Среди закономерностей потребности следует отметить также закон возвышения потребностей: каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне (исключение составляют потребители-консерваторы, но их на целевом рынке, как правило, не более 5 %).

Важно знать, что в процессе удовлетворения потребностей действует закон взаимного страхования поколений: каждое поколение первоначально удовлетворяет свои потребности за счет старшего (родительского) поколения; это происходит до определенного момента, когда новое поколение само начинает отдавать долги старшему и берет на обеспечение следующее новое поколение. Этот процесс непрерывен. В его осуществление вмешивается государство (пенсионное обеспечение, помощь детям и т.п.), он является основой воспроизводства жизни и самих потребностей.

Разнообразие потребностей и их факторов формирует различные типы потребителей и модели потребительского поведения.

Источник

Разница между потребностью и спросом

В экономической науке при исследовании различных закономерностей рынка могут анализироваться такие явления, как потребности и спрос. Что они собой представляют?

Что понимается под потребностью?

С точки зрения экономических исследований потребность — это индивидуализированное ощущение необходимости в приобретении человеком какой-либо вещи или пользования какой-либо услугой. Потребность может быть:

В ряде случаев потребность может перерасти в спрос. Изучим его специфику подробнее.

Что понимается под спросом?

С точки зрения экономических исследований спрос — это индивидуализированное или же групповое поведение, которое выражается в устойчивом стремлении, соответственно, отдельных людей или их групп с той или иной периодичностью покупать какие-либо товары или пользоваться некоторыми услугами.

Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть картинку Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Картинка про Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос

Классификация спросов может быть осуществлена по схеме, похожей на рассмотренную нами выше — по которой потребности делятся на различные категории. Так, спрос может:

Сравнение

Главное отличие потребности от спроса в том, что первое экономическое явление имеет пассивный, непостоянный характер, а второе — активный и сформировавшийся. Человек, имеющий потребность, необязательно пойдет тут же ее удовлетворять в магазине. В свою очередь, у него может сформироваться устойчивый спрос на те или иные товары и услуги — в этом случае он будет стремиться при первой возможности его удовлетворить.

Но стоит отметить, что потребность — в большинстве случаев обязательное условие появления спроса. При ее отсутствии у человека не будет формироваться спрос на товары и услуги.

Потребность практически всегда носит индивидуализированный характер. Покупательские предпочтения одного человека могут значительно отличаться от тех, что характеризуют личности других людей, даже если у них много общего и их правомерно отнести к одной социальной группе. Потребность можно довольно приблизительно отразить в конкретных показателях — например, в единицах товаров или услуг, поскольку в силу различных причин она способна часто меняться.

В свою очередь, спрос может быть, как мы отметили выше, как индивидуализированным, так и групповым. Его можно отразить в конкретных цифрах — соответствующих, например, такому-то количеству вещей или услуг в месяц в привязке к той или иной группе покупателей.

Определив, в чем разница между потребностью и спросом, отразим выводы в небольшой таблице.

Источник

Понятие о спросе и величине спроса. Потребности и спрос

Потребности нельзя отождествлять со спросом, но необходимо учитывать, что эти две категории связаны между собой. Не существует спроса без потребностей. Наличие потребностей и потребительского спроса предполагает создание таких товаров, которые способны их удовлетворить. Потребности управляют спросом. Однако спрос не равен потреблению. Спрос как экономическая категория отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена потребителями.

Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует современная ситуация в России. Производство продукции во многих отраслях народного хозяйства страны сокращается не потому, что нет потребности в соответствующих товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса.

Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров в масштабе общества. Поэтому различают индивидуальный и совокупный спрос.

Объем спроса, объединяющего всех потребителей товаров, зависит от многих факторов: от объема спроса на товар; от цены за единицу товара; от цен на другие товары; от денежного дохода потребителей; от вкусов и предпочтений потребителей, а также моды; от ожидания цен; от количества покупателей; от государственных расходов и величины налогов; от степени влияния производителя на рынок.

Спрос обладает объемом или величиной. Под объемом спроса понимают количество товаров или услуг, которое покупатели хотели бы приобрести за определенный период времени. Если население готово заплатить за поставленные товары больше денег чем раньше, то говорят об изменении уровня спроса.

Перечисленные выше факторы воздействуют на величину спроса, как в сторону повышения, так и понижения.

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:

В реальной жизни действительности на объем спроса оказывают воздействие неценовые факторы. К ним можно отнести следующие:

В результате кривая спроса перемещается влево или вправо:

Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть картинку Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Картинка про Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос

Кроме этих факторов состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределением, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени.

Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: между уровнем цены и величиной спроса на него существует обратная зависимость. Иначе говоря, чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

Доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называют товарами низшей категории. К ним можно отнести хлеб, картофель, низкокачественную одежду. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.

Спрос и цены на сопряженные ( взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность ( сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого.
Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду.

Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция) и, следовательно, тем больше спрос на него.

Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.

Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не измениться или измениться незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев и китайцев является рис, для русских – картофель. В то же время вкусы и предпочтения людей меняются так же, как меняются потребности с развитием производства и общества. Так с появлением колготок постоянно снижался спрос на чулки. Такому изменению способствует и реклама. Она влияет на изменение потребительских вкусов и предпочтений.

Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на спрос в первую очередь влияют цена и доход. Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». Кроме того часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность. Приведенные два объяснения справедливы, но выходят за рамки «закона спроса», поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.

Эффект роста выгоды. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, то есть изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов, покупатель получает больше выгоды, чем раньше.

Эффект дохода. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Закон спроса – величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Но в действительности встречаются факты, противоречащие закону спроса. Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией на непокупке по еще большей цене. Рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков. Вторая ситуация. Рост цены «пошел вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. И третья ситуация – это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (покупка золота, драгоценностей, земли, домов, изделий прикладного искусства).

Спрос можно рассматривать с двух сторон, как индивидуальный и рыночный (совокупный). Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных различий определяется следующей закономерностью: объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.

Предположим, что на рынке какого-либо товара есть три потребителя: А, В, С. исходные данные для соответствующих кривых спроса этих потребителей приведены в таблице.

Источник

Потребности, спрос, потребление

Роль потребности и спроса для функционирования общества. Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления. Социально-экономическое значение денежных доходов населения. Экономические характеристики рынка товаров народного потребления.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления20.04.2013
Размер файла1,0 M

Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Смотреть картинку Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Картинка про Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос. Фото Что такое потребность носители потребности факторы потребности и спрос

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Потребности, спрос, потребление

потребность спрос потребление экономический

Потребности общества и его членов разнообразны, безграничны, непрерывно меняются и совершенствуются под воздействием научно-технического прогресса. На их формирование влияют социально-экономические, национальные, географические и другие факторы. Каждая ступень общественного развития ведет к исчезновению одних и появлению других потребностей. Расширяется их круг, происходят качественные изменения в потребностях и их структуре. Возрастает роль социальных и культурных потребностей в развитии производства и человеческой личности.

По формам, потребление может быть личным (потребление продуктов питания, одежды, мебели и других материальных и духовных благ для удовлетворения личных потребностей) и общественным (потребление материальных благ и услуг учреждениями и организациями сферы образования, здравоохранения, культуры и т.д.).

По источникам выделяют потребление товарное (приобретение товаров на рынке посредством обмена на денежные доходы населения) и нетоварное (за счет использования продуктов собственного труда, а также общественных фондов потребления).

В зависимости от вида потребляемых благ различают материальное потребление и потребление услуг.

Спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных и духовных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных соответствующими денежными доходами.

Спрос формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, природно-климатических, национально-исторических и других факторов. Наибольшее влияние на него оказывают денежные доходы населения и их дифференциация по социальным группам (рис. 1).

Для определения влияния доходов, цен и других факторов на спрос используется коэффициент эластичности. Например, эластичность спроса от дохода определяется по формуле

Данный коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос при росте среднедушевого дохода на 1%.

Изучение характера направлений и степени влияния факторов на спрос позволяет прогнозировать его объем и структуру, величину потребления.

Спрос неоднороден. Его можно классифицировать по многим признакам (табл. 5.1). Дифференциация спроса позволяет адекватно оценивать состояние рынка, более гибко управлять им, принимать оперативные меры по удовлетворению запросов потребителей, позитивно воздействовать на производителей.

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой.

Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, направляемых населением на покупку товаров при данном уровне цен. Он определяется величиной покупательных фондов населения, миграцией денежных средств, а также в условиях ненасыщенного рынка размером неудовлетворенного спроса.

Структура спроса является его качественной характеристикой и отражает соотношение его видов и форм, классифицированных по определенным признакам, например по товарным группам.

Изучение тенденций и закономерностей развития объема и структуры спроса позволяет экономически обосновать товарооборот, сформировать ассортимент товаров, наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах.

3. Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления

Прогнозирование спроса представляет собой поэтапный процесс выработки научно обоснованных предположений о перспективах развития спроса, основанных на комплексном использовании методов и системы информационного обеспечения (рис. 2).

Информационное обеспечение прогнозирования спроса включает:

* данные о денежных доходах и расходах населения;

* данные о численности и половозрастном составе населения, количестве семей;

* данные о движении товаров в розничной торговой сети (поступление, реализация, запасы), потреблении предметов первой необходимости, обеспеченности населения товарами длительного пользования;

* материалы исследований товарных рынков, опросов покупателей и специалистов, единовременных наблюдений и других специальных обследований;

* данные бюджетных обследований семей;

* планы перспективного развития производства и торговли.

Для целей прогнозирования спроса используются: метод экспертных оценок, экстраполяция, нормативный, балансовый методы, экономико-математическое моделирование, маркетинговые исследования.

Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний и интуиции специалистов, имеющих высокий уровень квалификации по специальности, профессиональный и научный опыт. Мнения экспертов обобщаются, строятся логические заключения о прогнозируемом спросе, выбирается оптимальное решение. Данные методы являются вспомогательными как дополнения к другим методам.

Экстраполяция предполагает изучение тенденций и закономерностей развития величины и структуры спроса и построение на их основе прогноза с учетом специфики влияния отдельных факторов в предстоящем периоде. К данной группе методов относятся расчеты коэффициента эластичности, показывающего процентное изменение спроса на определенную группу товаров при изменении значения влияющего фактора на 1 % (цены, дохода, численности и т.д.). Применение данных методов актуально для целей краткосрочного прогнозирования.

Использование нормативного метода при изучении и прогнозировании спроса предполагает учет физиологических норм потребления, научно обоснованных рациональных норм, определение сроков их достижения. Сложность применения метода заключается в разработке норм, их объективной обоснованности.

Для уравновешивания источников образования денежных доходов и направлений их расходования, в том числе и на покупку товаров и оплату услуг, используется балансовый метод.

Экономико-математическое моделирование основано на применении трендовых, корреляционно-регрессионных, оптимизационных моделей, позволяющих установить зависимость развития спроса от влияния одного или нескольких факторов (среднедушевой доход, цена, численность населения, размер семьи, среднедушевое потребление отдельных товаров и услуг). Модели строятся на основе применения теории вероятности, математической статистики, ЭВМ.

Для изучения неудовлетворенного спроса, структурных изменений, сезонности проявлений спроса используются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся маркетинговые исследования.

Прогнозные расчеты проводятся в несколько этапов.

1.Вначале определяют объем и структуру удовлетворенного спроса, который по своей величине и составу в основном соответствует сумме и структуре продажи товаров населению через все каналы реализации. Количественно он также определяется суммой покупательных фондов населения.

2.Затем на основе использования материалов бюджетных обследований семей, данных о приросте сбережений, сопоставления темпов изменения доходов и сбережений, материалов выборочных опросов населения и экспертов определяют объем и структуру неудовлетворенного спроса.

3.Реализованный и неудовлетворенный спрос в сумме показывают объем действительного спроса населения, реально предъявленного и обеспеченного соответствующими денежными средствами.

4.На четвертом этапе проводится оценка достоверности, качества и обоснованности прогнозных расчетов с учетом действия различных факторов, оценивается прогностическая ценность разработанных моделей спроса. При этом применяются различные методы, которые дополняют друг друга.

5.На завершающем этапе на основе изучения и обобщения проведенных расчетов обосновывается прогнозная величина спроса, его структура, внутригодовая динамика, механизм проявления по качественным характеристикам (скрытый, падающий, устойчивый, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, рациональный, неэластичный, эластичный и т.д.).

4. Сущность и социально-экономическое значение денежных доходов населения

Денежные доходы населения, таким образом, выступают как средство связи производства с потреблением, домохозяйств с организациями и государством.

Формируются денежные доходы населения за счет заработной платы, поступлений денежных доходов от колхозов, продажи сельскохозяйственной продукции, пенсий, пособий, стипендий, поступлений из финансовой системы, дивидендов и других источников. Использование денежных доходов населения идет по следующим направлениям: покупка товаров, оплата услуг (квартплата, коммунальные платежи, плата за обучение в средних специальных и высших учебных заведениях), покупка жилья, налоги, сборы, прирост сбережений и т.д.

Структура денежных доходов населения республики по источникам формирования и направлениям расходов представлена в табл. 2. Основу денежных доходов составляет оплата труда (более 50%). Возрастает роль доходов от предпринимательской деятельности. Преобладающую часть денежных средств население тратит на покупку товаров и оплату услуг (более 80%).

Структура денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь (в процентах к итогу)

Денежные доходы населения:

доходы от собственности

доходы от предпринимательской деятельности и др.

Денежные расходы и сбережения населения:

покупка товаров и оплата услуг

оплата обязательных платежей и добровольных взносов

накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы

«Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах, 2006». Минск, 2006. С. 95

Показатели денежных доходов населения. Проблемы расчета денежных доходов и покупательных фондов населения

Изменение численности обслуживаемого населения и его денежных доходов при прочих равных условиях влияет на изменение объема товарооборота. Эти два фактора не зависят от работы торговых организаций. Уровень организации работы по обслуживанию населения товарами находит отражение в проценте охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и в среднем товарообороте на одного жителя. Повысить степень охвата денежных доходов розничным товарооборотом можно за счет лучшей организации торговли, повышения качества торгового обслуживания населения, рекламы, доставки товаров в соответствии со спросом и надлежащего качества.

Для определения влияния на объем розничного товарооборота численности населения, его денежных доходов и степени их охвата товарооборотом методом цепных подстановок можно воспользоваться формулой

С целью выявления внутригодичных колебаний в развитии товарооборота и факторов, их обусловливающих, используются данные поквартального анализа денежных доходов населения. Это позволяет глубже изучить сезонные особенности спроса населения, установить соответствие развития розничного товарооборота покупательной способности населения, а также выявить недостатки в торговом обслуживании, допущенные в отдельные месяцы.

Целесообразно использовать данные о покупательном спросе населения в модели стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения:

Для прогнозирования структуры товарооборота используется метод, основанный на применении коэффициента эластичности продаж от покупательных фондов, который показывает, в какой степени изменится товарооборот при изменении покупательных фондов населения на 1%:

Для повышения обоснованности расчетов структуры товарооборота учитываются прогнозируемые изменения спроса на основе потребительского бюджета, среднедушевого денежного дохода.

Однако в современных условиях имеются определенные сложности в количественном измерении денежных доходов населения.

В рыночных условиях хозяйствования использование показателей денежных доходов и покупательных фондов населения как ориентира при обосновании планов товарооборота несколько потеряло актуальность и значимость по следующим причинам:

* отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии денежных доходов населения;

* отсутствие обоснованных прогнозов денежных доходов населения на предстоящий период;

* использование новых методических подходов к разработке планов товарооборота, диктуемых временем, в частности планирование на основе учета потребности в прибыли.

Традиционно покупательные фонды обслуживаемого населения рассчитывались экономической службой кооперативной организации на основе отчетного баланса денежных доходов и расходов населения, разрабатываемого районным и областным статистическими управлениями. С 1992 г. практика составления балансов денежных доходов и расходов населения на уровне районных и областных статистических управлений отменена. Следовательно, если не составляются отчетные балансы (основа для прогнозируемых), то на этом уровне управления не разрабатываются и плановые. Балансы, разрабатываемые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (в том числе в разрезе областей), представляются нижестоящим организациям и хозяйствующим субъектам с опозданием как минимум на полгода. Так, данные о денежных доходах и расходах населения республики за 2005 г. были представлены, в середине 2006 г., что предопределило невозможность их применения в практике планирования. Причем в этих балансах не видно, как развиваются денежные доходы по районам. А планирование, как известно, осуществляется в низовых звеньях.

Определенная социально-экономическая информация содержится в материалах бюджетных обследований семей, которые проводятся статистической службой республики. С 1995 г. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь перешло на новую методологию обследования домашних хозяйств по изучению их уровня жизни, соответствующую международным стандартам. В Гомельской области, например, обследуется более 800 домашних хозяйств. Однако в выборочных обследованиях домохозяйства не всегда объективно отражают свои доходы. По оценкам экономистов значения денежных доходов, полученные на основе бюджетных обследований, в 1,5 раза ниже данных, полученных на основе баланса денежных доходов и расходов, разработанного на макроуровне. Аналогичные обследования проводятся и Госкомстатом России.

Экономическими службами кооперативных организаций самостоятельно определяется размер денежных доходов по основным статьям (заработная плата, доходы от колхозов, пенсии и пособия, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья). Для определения суммы заработной платы, доходов от колхозов используются данные организаций, предприятий, колхозов, расположенных в зоне деятельности райпо. Такую информацию также могут предоставить отделы статистики при райисполкомах. Доходы населения от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья определяются на основе данных заготовительной организации. Информация о пенсиях и пособиях имеется в районных отделах социального обеспечения. Остальные статьи доходов можно рассчитать на основе сложившейся структуры их формирования в целом по республике с учетом региональных особенностей.

Вместе с тем в современных условиях возникают проблемы расчета покупательных фондов, вызванные следующими причинами:

* большинство статей доходов невозможно рассчитать из-за отсутствия информации либо нежелания предоставить необходимые сведения исследуемыми организациями (коммерческие структуры, банковская сфера);

* сбор информации о заработной плате и других доходах представляет собой длительный процесс из-за большого количества обследуемых объектов (масса предприятий и организаций, колхозов, отделений связи зоны деятельности торговой организации);

* имеют место неучтенные виды деятельности, в том числе акты купли-продажи товаров, валюты, обращение денег в теневой экономике, что предполагает наличие неучтенных доходов и расходов, а также свидетельствует о невысокой степени достоверности официально учтенных денежных доходов населения;

* в условиях скрытой и явной безработицы наблюдается такое экономическое явление, как массовая миграция денег, товара. Этому также способствуют относительная открытость границ между странами СНГ и различный уровень цен на товары и услуги в этих государствах;

* имеет место миграция денег, связанная с недостатками в организации торговли и планировании товарных ресурсов;

* денежные доходы населения имеют стоимостную оценку, поэтому они подвержены инфляционным процессам, причем обычно темпы изменения денежных доходов не соответствуют темпам изменения потребительских цен;

* развитие конкуренции в торговле, появление все большего числа торгующих организаций, в том числе и официально незарегистрированных, развитие выездной торговли в другие регионы, организация ярмарок затрудняют процессы определения численности обслуживаемого населения и его денежных доходов;

* в условиях динамичной экономики плановая работа усложняется различными дополнительными функциями (постоянная корректировка окладов и ставок, комплекс статистической отчетности).

5. Основные экономические характеристики рынка товаров народного потребления

Для характеристики производственного и потребительского потенциала внутреннего рынка используется понятие емкости рынка.

Различают емкость национального и регионального рынков, емкость рынка отдельных потребительских товаров.

Возможный объем реализации товаров в границах национального рынка определяется величиной реального спроса населения и организаций социальной сферы.

При определении емкости регионального рынка кроме перечисленных показателей учитывается объем инорайонного спроса в данном регионе.

Для обоснования и оценки товарооборота, размеров необходимых ресурсов рассчитывается емкость рынка зоны деятельности торговой организации. Она определяется на основе покупательных фондов обслуживаемого населения, объема отложенного и инорайонного спроса, х>бъема потребностей в товарах организаций и учреждений социальной сферы с учетом корректировки на объем покупок товаров населением в других торгующих системах

Емкость рынка отдельного товара зависит от наличия взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, динамики цен на них, изменения структуры потребления и прочих факторов.

Изучение конъюнктуры рынка включает анализ его текущего состояния, обоснование прогноза и разработку рекомендаций по оперативному и стратегическому управлению рынком. Проводится оно на основе использования системы показателей, характеризующих отдельные рыночные элементы:

* объем и структура производства товаров и их соответствие спросу населения;

* объем розничного товарооборота в целом, по товарным группам;

* товарооборот на душу населения;

* товарооборот на один магазин;

* состояние и размещение товарных запасов;

* покупательные фонды населения;

* динамика среднего уровня цен и диапазона цен на отдельные их виды;

* сезонность колебания спроса и предложения.

На основе полученной информации о реальной хозяйственной ситуации на рынке и прогнозах его конъюнктуры торговые организации регулируют текущую деятельность, вносят необходимые изменения в планы, принимают оперативные решения о дополнительных закупках товаров, пользующихся повышенным спросом, по необходимости проводят внутренние переброски товаров между магазинами, снимают с продажи и возвращают поставщикам либо уценивают неходовые товары.

Активность торговой организации характеризует доля, которую она занимает на региональном рынке. Данный показатель определяется по формуле

Выявление количественных и качественных характеристик рынка способствует достижению его сбалансированности, наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Дифференцированный баланс доходов и потребления домашних хозяйств. Модели спроса и потребления. Микромодели, использующие группировку информации по домашним хозяйствам в целом. Макромодели потребления и сбережений, ориентированные на среднедушевые оценки.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 15.06.2011

Макроэкономика. Теория потребления. Обоснование теории. Объективные и субъективные факторы потребления. Кейнсианская теория потребления. Графическая интерпретация функции потребления. Формирование спроса на товары и услуги.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 23.06.2007

Потребление населения и его законодательное регулирование. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления. Фонд потребления населением продуктов питания. Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.

курсовая работа [511,7 K], добавлен 04.08.2008

Рассмотрение понятия, функций и фундаментального свойства спроса; его разновидности. Содержание эффектов присоединения к большинству, сноба и показательного потребления. Сущность парадокса Гиффена. Причины возрастания спроса на товары при повышении цены.

курсовая работа [271,5 K], добавлен 10.10.2014

Сущность потребления и потребительского поведения как экономической категории (кардиналистский и ординалистский подходы). Динамика и особенности формирования потребительского спроса в России. Проблемы и перспективы развития модели общества потребления.

курсовая работа [266,6 K], добавлен 07.09.2014

Субъекты и формы потребления. Закон уменьшения предельной полезности и покупательная способность потребителей. Ценовые и неценовые факторы регулирования спроса. Экспериментальное исследование эластичности спроса на холодильники в г. Днепропетровске.

курсовая работа [534,4 K], добавлен 10.07.2010

Потребности людей в предметах потребления и средствах производства. Основные факторы, влияющие на величину спроса. Изменение потребительских вкусов или предпочтений, увлечений потребителей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса.

презентация [83,9 K], добавлен 24.04.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *