Что такое потребность технология
Урок 1
О предмете «Технология» в 5 классе. Потребности человека
Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.
Тема урока. О предмете «Технология» в 5 классе. Потребности человека.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомить с целью и задачами изучения «Технологии» в 5 классе; организовать деятельность обучающихся по изучению потребностей человека.
Современные технологии и перспективы их развития
§1. Потребности человека
Любой человек с момента своего рождения ощущает различные нужды, или потребности.
Потребность — это осознаваемая человеком нужда в чём-либо.
Поскольку люди могут объединяться в различные общества, потребности может испытывать и общество в целом. В итоге появляются общественные потребности.
Люди, стремясь удовлетворить свои потребности, ставят перед собой различные задачи и, решая их, движутся вперёд в своём развитии. Таким образом, можно сказать, что потребности являются движущей силой развития человеческого общества.
Потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), показанную на рисунке 1.
В основании изображённой фигуры лежат физиологические потребности (рис. 2). Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий внешней среды (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Выше (см. рис. 1) размещаются потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта; иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств (рис. 3).
Социальные потребности (социальный — связанный с жизнью людей в обществе) свидетельствуют о том, что человек — существо коллективное и вне группы жить не может. Он ищет общения, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, жить и работать в определённом коллективе (рис. 4).
Статусные потребности (статус — это положение человека в обществе) проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признание и высокую оценку деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении (рис. 5).
Наиболее важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии (рис. 6), этические (нравственные), эстетические (потребности в красоте), интеллектуальные (потребности в образовании, духовном развитии), потребности творчества.
Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Кроме того, потребности должны расширяться, то есть становиться всё более разнообразными.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества.
Развитие потребностей влечёт за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить космос — создания новых технологий, чтобы долететь до других планет, исследовать их, передавать информацию на Землю и т. д.
Практическая работа № 1
Изучение потребностей человека
1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми.
2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются физиологическими, социальными, духовными?
3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
4. В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители острова занимаются только тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?
Запоминаем опорные понятия
Потребности, общественные потребности, иерархия потребностей.
Самостоятельная работа
1. Разработайте программу изучения духовных потребностей членов семьи.
2. Проанализируйте духовные потребности семьи в соответствии с разработанной программой.
Проверяем свои знания
1. Объясните значение слова «потребность». Подберите к нему слова-синонимы.
2. Как вы понимаете выражение «потребности расширяются и возвышаются»? Как изменялись с возрастом ваши потребности?
3. Может ли человек управлять своими потребностями? Как именно?
Урок 2. Потребности и технологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2. Потребнсти и технологии
Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.
Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации.
Первичные и вторичные потребности.
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.
Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности.
Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. (голод, жажда);
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. (защита от боли, гнева, страха);
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. (любовь, семья, друзья, общение);
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. (самоуважение, престиж, карьера, успех);
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Домашнее задание: написать свои потребности, потребности в уроке технологии (чего ты ждешь, ожидаешь)
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме «Потребности и технологии».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Дата ____________ класс
Предмет Технология ведения дома
Учитель: Щетинина Виктория Анатольевна
Тема урока Потребности и технологии, их развитие. Цикл жизни технологий.
Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.
Характеристика этапов урока
Проверяет готовность учеников к уроку.
Представляет план урока.
Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей.
К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.
Мотивация к учебной деятельности
В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.
В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии.
Учебник, который вы держите в руках, поможет вам разобраться: Что такое технология?
Вы читаете этот учебник, сидя за столом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате?
За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слушают учителя, знакомятся с учебником.
Работают с карточкой.
П.: структурировать знания
К.: адекватно воспринимать оценку учителя.
Р.: уметь контролировать своё время и управлять им;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Изучение новых знаний
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии.
Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности.
Все технологии созданы и используются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий привели потребности людей.
Рассмотрим, что можно отнести к потребности.
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды.
Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1.
В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств
Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи
Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении
Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.
Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.
После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.
Что же означает слово «технология»?
Конспект урока по технологии на тему «Потребности человека.Понятие технологии» 5 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
1. Дата ____________ класс
2. Предмет Технология ведения дома
3. Учитель: Котова Татьяна Евдокимовна
5. Тема урока Потребности человека. Понятие технологии.
6. Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.
ü предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
ü объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие
ü организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
8. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
9. Планируемые результаты
Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
10. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.
Характеристика этапов урока
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология».
Проверяет готовность учеников к уроку.
Представляет план урока.
Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей.
К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.
Мотивация к учебной деятельности
В мире существует огромное количество технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая и изготавливая изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.
В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии.
Учебник, который вы держите в руках, поможет вам разобраться: Что такое технология?
Вы читаете этот учебник, сидя за столом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате?
За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги . Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слушают учителя, знакомятся с учебником.
Работают с карточкой.
П.: структурировать знания
К.: адекватно воспринимать оценку учителя.
Р.: уметь контролировать своё время и управлять им;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Изучение новых знаний
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии.
Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности.
Все технологии созданы и используются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий привели потребности людей.
Рассмотрим, что можно отнести к потребности.
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды.
Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1.
В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи
Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.
Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.
После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.
Что же означает слово «технология»?
Потребности и технологии. Понятие технологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Потребности и технологии. Понятие технологии
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности.
Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей. Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия, изучаются технологии.
Технология (греч. – искусство, мастерство, умение; др. греч. – мысль, причина; методика, способ производства) – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
– под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
– под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
– под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям ( high — tech ). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Наиболее перспективными и быстро развивающимися на сегодняшний момент являются информационные технологии. Информационные технологии (информационно-коммуникационные технологии) – совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих сбор, накопление, обработку, хранение, представление и распространение информации; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Производственные системы включают все необходимое для производства продукции в искусственных (надприродных) условиях. Примерами таких систем в сфере материального производства товаров могут служить любое производственное и торговое предприятие; в сфере производства нематериальных услуг – школа, институт, больница, театр, музей и т.д.
Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для создания требуемого продукта.
В ходе этого взаимодействия осуществляется производственный или технологический процесс. То есть, иными словами, можно смело утверждать, что наши с вами потребности являются большим двигателем технологического развития общества.
Возьмем, например, такую потребность как перемещение в пространстве. Исторически она удовлетворялась очень многими способами. От «своими ножками», до современных самолетов и ракетно-космической техники.
Общеизвестным является факт, что большинство экономистов и бухгалтеров вовсе не используются свои знания и полученные в процессе обучения технологии для того, чтобы поправить свое финансовое положение или хотя бы его обезопасить. Они используют эти знания только на работе. То же касается и врачей, которые говоря о здоровье, сами зачастую ведут весьма не здоровый образ жизни.
Более того, не секрет, что человек, даже признавая неэффективность, а порой и вредность применяемых технологий по удовлетворению своих потребностей, вовсе не стремится их сменить или улучшить.
Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы :
1. Что такое потребность?
2. По каким трём особым правилам формируется система потребностей?
3. Как взаимосвязаны потребности и технологии?