Что такое потребность в острых ощущениях

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Смертная казнь в США: иллинойское измерение

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.

О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты

Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.

Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.

Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке

Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.

Источник

Мурашки по коже: что такое восторг с научной точки зрения

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

Что такое восторг

Каждый наш день наполнен рутиной зоны комфорта — завтрак, ноутбук, смартфон, семья. Как часто вы сталкиваетесь с чем-то грандиозным? Потрясения заставляют выйти из зоны комфорта и взглянуть на привычный мир «свежими» глазами. Эмоции, которые мы испытываем, можно разделить на несколько типов: счастливые, грустные, страх, отвращение, гнев и удивление. А куда отнести восторг, трепет и так называемые «мурашки по коже»?

Восторг — это эмоция, вызванная переживанием сильных чувств, которые нельзя объединить в одну группу из-за их противоположной природы: трепета, страсти, ужаса, удивления. Восторг имеет много источников и вызывается объектами, выходящими за пределы рутины. Мы редко равнодушны, например, к северному сиянию или гениальному искусству.

По одной из версий, английское слово «трепет» (awe) происходит от древнеанглийского слова Ege, что означает «ужас». Позднее от него произошло два слова: «классно» (англ. awesome) и «ужасно» (англ. awful).

Трепет — эмоция, близкая к восторгу. Исторически трепет считался религиозной и духовной эмоцией. Существует несколько эволюционных теорий, утверждающих, что трепет, как способность к осознанию «маленького я» в масштабе Вселенной, и способность наслаждаться эстетикой и красотой, послужил одним из драйверов выделения человека из животного мира.

Чем отличается трепет от удивления

Удивление и трепет — это ответные эмоции на внешнюю среду. Считается, что разница между трепетом и удивлением состоит в том, что трепет, это не просто «вау», он всегда включает элемент благоговения (осознания бесспорного превосходства или невероятности чего-то/кого-то) и восхищения. Трепет также описывается как сильное эмоциональное состояние, которое стимулирует потребность приспособиться к новой информации. Поэтому трепет и удивление считаются важными психологическими состояниями исследователей в дополнение к общепринятым скептицизму и критике.

Трепет тесно связан с научными открытиями и побуждает ученых отвечать на вопросы о натуралистической природе мира. Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, вместе с коллегами обнаружил, что склонность испытывать трепет связана со способностью к научному мышлению. Трепет вызывается неким обширным явлением (буквально или метафорически) и запускает процессы аккомодации, в которых существующие ментальные схемы пересматриваются, чтобы понять внушающие трепет стимулы. Этот механизм приспособления, характерный для научного мышления, приводит к пересмотру шаблонных убеждений.

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

Восторг влияет на критическое мышление

В Университете штата Аризона, США, провели исследование, в котором участников попросили проанализировать статью с аргументами в пользу изменения существующей политики. Люди, которые только что получили wow-эмоции, реагировали на сильные доводы, в то время как контрольную группу убедили как сильные, так и слабые аргументы.

Профессор Мишель Лани Шиота, исследователь из Университета штата Калифорния, объясняет, что эмоции, которые мы называем восторгом — это наша способность испытывать глубокое удовольствие от столкновения с невероятным. Попытки осознать непонятное отражают базовую потребность понять мир, в котором мы живем, для лучшей приспособляемости. Опыт изумления и трепета может быть мотивацией узнавать новое и помочь добиться успеха в инновациях.

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

Восторг снижает уровень провоспалительных цитокинов

Испытывать восторг — важно для здоровья. Считается, что эта эмоция связана с цитокинами иммунной системы. Цитокины — это химические посредники, которые производятся клетками поврежденной ткани. Многие цитокины вызывают воспалительный ответ, который важен для уничтожения патогенов и заживления ран. Гиперактивный цитокиновый ответ, однако, делает человека хронически больным и уязвимым к болезням. Дженнифер Стеллар, исследователь из лаборатории Калифорнийского университета в Беркли, изучила взаимосвязь между системой цитокинов и различными положительными эмоциями и обнаружила, что только восторг влияет на снижение уровня цитокинов (Интерлейкин-6) до статистически значимой степени.

Бесперстов Сергей Владимирович, СПб ГБУЗ «Городская больница № 40», поликлиника № 68, участковый психиатр:

«В 2012 году несколько американских ученых выдвинули интересную гипотезу, что чувство трепета не только позволяет нам обрабатывать обширную информацию из окружающего мира, но и фокусирует наше внимание на том, что происходит в настоящий момент. То есть трепет «растягивает» наше ощущение времени.

Эти ученые (Мелани Радд, Колледж бизнеса Бауэра Университета в Хьюстоне, Дженнифер Аакер, Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета, Кэтлин Вохс, Школа менеджмента Карлсона Университета Миннесоты) опубликовали свое исследование в журнале Psychological Science. Проведенный опыт доказал связь между трепетом и когнитивной обработкой высокого уровня, в том числе того, как мы воспринимаем время. Трепет сосредотачивает наше внимание на «здесь и сейчас», смещая наше внимание на внешнее явление».

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

Восторг делает нас дружелюбнее

Дженнифер Стеллар считает, что важное различие между восторгом и другими эмоциями (такими как вдохновение или удивление) заключается в том, что восторг и трепет заставляют нас чувствовать себя крошечными — или испытывать чувство «самоуменьшения» — и видеть себя маленьким кусочком чего-то большего, быть к нему причастным.

Ощущение себя крошечным снижает эгоистические наклонности, такие как высокомерие и нарциссизм. А также заставляет нас чувствовать себя более взаимосвязанным с другими «маленькими» людьми.

Дженнифер Стеллар из факультета психологии Университета Торонто и Эми Гордон, главный научный сотрудник лаборатории эмоций, здоровья и психофизиологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, выявили, что люди, которые чаще испытывают трепет в своей повседневной жизни, были оценены друзьями как более скромные. По мнению Гордон, трепет заставляет нас с большей вероятностью соглашаться делать то, что нужно для поддержания социальной гармонии, формирования групп и сообщества.

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

Как испытывать больше восторга

Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета рекомендует исследовать повседневную жизнь:

1. Наблюдайте за нравственной красотой и отвагой других людей

Главное чудо жизни — это нравственная красота и отвага людей. Легко восхищаться историями храбрых инноваторов, таких как, например, Михаил Ломоносов или Сергей Королев. Не меньше вдохновляют жертвы, которые становятся драйвером движений за социальные изменения, например, MeToo, Black Lives Matter и др. Такие истории внушают трепет.

Келтнер считает, что 50-60% переживаний трепета вызвано наблюдением за кем-то с невероятными навыками, талантом или уникальными способностями.

2. Синхронизируйтесь с другими

У людей есть естественная склонность к синхронному движению — от церемониальных танцев и пения в хоре до армейских маршей и совместного фитнеса. Несколько исследований показали, что люди становятся более отзывчивыми и щедрыми после того, как движутся в унисон с другими, и что они чувствуют себя более привязанными к своим партнерам по движению. Синхронное движение помогает укрепить социальные связи и, по словам Келтнера, также может вызывать восторг.

3. Гуляйте на природе

Не обязательно посещать Байкал и Эльбрус, чтобы ощутить трепет перед природой. Можно гулять в парке или лесу возле дома, но осознанно — переключая внимание на то, что вас окружает, фокусируясь на тактильных ощущениях и анализируя детали природы, которые вы видите. Келтнер и его коллеги обнаружили, что пожилые люди, которые совершали осознанные еженедельные 15-минутные прогулки, сообщали о большем увеличении положительных эмоций и уменьшении стресса в своей повседневной жизни, чем те, кто просто бесцельно прохаживался.

4. Слушайте музыку

Прослушивание музыки, пение в хоре или игра на музыкальном инструменте может вызвать чувство восторга. Если у вас когда-нибудь возникали мурашки по коже во время прослушивания особенно трогательной песни — вы испытывали трепет. Исключительно красивые или драматические песни с большей вероятностью вызовут эмоции.

5. Уделите время искусству и кино

Личное посещение галерей и музеев, фильмы с потрясающими визуальными эффектами и даже стрит-арт могут вызвать восторг. Самые обычные явления также могут вызвать трепет, если представлены в необычном виде. Многих, например, завораживают ASMR-видео, где медленно режут цветной кинетический песок или леопард настигает свою добычу.

6. Попробуйте духовный опыт

Духовные и религиозные переживания стимулируют более сильное чувство «маленького я». Медитация также может вызывать трепет. Для каждого человека духовно значимыми будут являться разные стимулы.

7. Подумайте о грандиозной идее

Глобальные идеи могут вызывать трепет — подумайте о свободе, справедливости или о масштабах Вселенной. Процесс осмысления новой концепции — это когнитивная адаптация, ключевой элемент восторга. Попробуйте разобраться в новой, неизвестной вам большой идее. Келтнер говорит, что стихи, которые на первый взгляд могут показаться трудными для понимания, могут вызывать трепет, когда читатель осознает глубину эмоций.

Еще один схожий способ добавить больше восторга в свою жизнь — это углубить свое созерцание и любопытство по поводу мира, чтобы превратить повседневный опыт в способ обдумывания больших идей. Например, Келтнер рекомендует думать об облаках и о том, как они работают — о волнах или радуге. Это способ превратить простое явление в чудо и открытие. Если у вас есть дети или внуки, то чаще исследуйте с ними природные явления и технологии.

8. Наблюдение родов и смерти

Роды, так же как и присутствие при смерти, часто вызывают трепет. Но такое созерцание ассоциировано со страхом и может быть психологически сложным.

Эксперты утверждают, что источники трепета можно найти повсюду в повседневной жизни — от легкого трепета, который вы можете испытать во время созерцания океана, до изменяющего жизнь трепета, который вы испытаете от смерти кого-то знакомого или знаменитого. Просто позвольте себе замедлиться и созерцать.

Источник

В поисках острых ощущений: что заставляет идти на риск?

Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть фото Что такое потребность в острых ощущениях. Смотреть картинку Что такое потребность в острых ощущениях. Картинка про Что такое потребность в острых ощущениях. Фото Что такое потребность в острых ощущениях

«Люди, склонные искать острых ощущений и действовать импульсивно, имеют особую структуру мозга», – такой вывод сделали авторы исследования о склонности к адреналиновой зависимости, опубликованное в журнале «Нейронаука» в апреле этого года. Кроме того, подобная структурная особенность мозга отвечает за предрасположенность человека к химическим зависимостям.

Авраам Холмс, психолог из Йельского Университета, и группа исследователей из Гарвардского Университета, обнаружили, что повышенная импульсивность и постоянный поиск острых ощущений среди взрослых здоровых людей связан с определенными отличиями в структуре головного мозга. Зоны, участвующие в принятии решений и самоконтроле, имеют более тонкую кору головного мозга, которая представляет собой наружный слой или серое вещество.

Данное исследование базируется на хорошо изученной связи импульсивности, поиска острых ощущений и склонности к химической зависимости. Более ранние исследование в этой области ссылались на то, что гены отвечают за предрасположенность к подобному поведению. Другие исследования показывают, что злоупотребление алкоголем и химическими веществами постепенно влияет на анатомию головного мозга и его функционирование. Ранее ученым не удалось установить, насколько особенности строения головного мозга, которые присутствовали еще до употребления наркотических веществ, влияют на вероятность развития химической зависимости.

Холмс и его коллеги проверили особенности структуры головного мозга 1 234 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет, у которых не было психических расстройств и химической зависимости. При помощи МРТ команда измерила размер определенных зон головного мозга каждого из участников. Кроме того, участники заполнили анкеты, в которых они отвечали на вопросы о своей склонности к поиску острых ощущений и импульсивности, потребности в новых интенсивных переживаниях, умению рисковать и тенденции быстро принимать решения. Кроме того, участники исследования сообщали о частотности и количестве употребляемого алкоголя, курении и употреблении кофе.

Выяснилось, что люди, склонные искать острые ощущения, имели более тонкую кору головного мозга или серое вещество в тех зонах мозга, которые отвечают за принятие решений и самоконтроль. Это явление особенно заметно в зонах головного мозга, которые отвечают за способность регулировать свои эмоции и поведение, а именно в передней поясной коре головного мозга и в лобной медиальной извилине. Изменения в этих структурах мозга коррелируются с тенденцией к импульсивному поведению и повышенному употреблению алкоголя, табака и кофеина, о которых сообщалось в самоотчетах испытуемых.

Ученые сообщили, что эти сведения позволяют делать заключения о том, как вариации в анатомии мозга здоровых людей отвечают за характеристики темперамента и поведения, включая зависимое поведение.

Тема индивидуальных особенностей строения головного мозга остается весьма актуальной в научной среде. Группа ученых во главе с психологом Авраамом Холмсом планируют продолжить исследование связи особенностей строения мозга и поведения, сопряженного с риском психических заболеваний и других проблем со здоровьем.

Похожие статьи:

Оригинальная статья: A. J. Holmes, M. O. Hollinshead, J. L. Roffman, J. W. Smoller, R. L. Buckner. Individual Differences in Cognitive Control Circuit Anatomy Link Sensation Seeking, Impulsivity, and Substance Use. Journal of Neuroscience, 2016

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: когнитивные функции, мозг, анатомия мозга, нейронаука, нейробиология, нейропсихология

Источник

Индивидуально-типические особенности структуры потребностей в безопасности у студентов

Маралов Владимир Георгиевич,доктор психологических наук, профессор, ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецvgmaralov@yandex.ru

Кудака Марина Александровна,кандидат психологических наук, доцент, ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецkudakam@mail.ru

Перченко Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецpel.mail@mail.ru

Смирнова Ольга Валериевна,кандидат психологических наук, доцент, ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецnovale@inbox.ru

Табунов Иван Александрович,старший преподаватель, ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецtabunovivan@gmail.ru

Индивидуальнотипические особенности структуры потребностей в безопасности у студентов

Аннотация. Статья посвящена выявлению и описанию структуры потребностей в безопасности у студентов. Выделяются четыре типа потребностей: потребность в переживании чувства опасности; потребность в переживании чувства безопасности; потребность в поиске острых ощущений; потребность в обеспечении безопасности. Отмечается, что важнейшую роль среди них играет потребность в обеспечении безопасности. По соотношению выраженности указанных потребностей выделяется и характеризуется восемь типов студентов. Делается предположение, что оптимальным является тип, где доминирующее положение занимает потребность в обеспечении безопасности.Ключевые слова. Потребность в переживании чувства опасности; потребность в переживании чувства безопасности; потребность в поиске острых ощущений; потребность в обеспечении безопасности; структура потребностей в безопасности.

Решение многообразных проблем, связанных с обеспечением безопасности живых, неживых систем и процессов, так или иначе, приводит к необходимости выявления и исследования специфических потребностей, которые и обусловливают развертывание деятельности по обеспечению безопасности. Эти потребности могут анализироваться с различных позиций. С одной стороны, как потребности общества, социума, конкретной организации в обеспечении своей безопасности. С другой стороны, как потребности конкретной личности, которая стремится сделать свою жизнь более стабильной, комфортной и безопасной.

В настоящей работе мы остановимся на последнем аспекте, а именно на проблеме потребностей в безопасности личности.

Потребность в безопасности достаточно активно исследуется в современной психологии. Практически в каждой психологической концепции, так или иначе, затрагивается вопросы происхождения, структуры потребностей, в том числе и потребности в безопасности. Считается, что одними из первых к ее анализу обратились такие ученые, как К. Хорни, А. Маслоу и другие. Согласно К. Хорни, человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Нередко они вступают в противоречие, что и порождает внутренний конфликт. Человек пытается выйти из этого конфликта, используя различные стратегии поведения: «движение к людям», «движение от людей» и «движение против людей» [1].

В иерархии потребностей А. Маслоу потребность в безопасности и защите составляет второй уровень, надстраиваясь непосредственно над физиологическими потребностями, выступая в свою очередь основой для возникновения потребностей более высокого порядка: в признании, в любви, в самоактуализации. Характеризуя данную потребность, автор отмечает, что она проявляется как потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, как потребность в структуре, порядке, законе,ограничениях и в зависимости [2]. В современных типологиях потребностей потребность в безопасности относят к группе биогенных потребностей, наряду с потребностью в эмоциональном контакте, ориентировочной потребностью и потребностью в двигательной активности (С.Б.Каверин [3]).При решении многочисленных проблем, связанных с формированием способности личности к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих его людей, первостепенное значение приобретает ряд вопросов. Вот лишь некоторые из них: «Необходимо ли специально формировать у человека потребность в безопасности?»; «Будет ли он при выраженном уровне названной потребности прилагать усилия для обеспечения безопасности, или, наоборот, если она удовлетворена, то никаких действий предприниматься не будет?».

Если обратиться к специальным исследованиям и теоретическим построениям, то можно обнаружить следующее. Большинство ученых высказывает мнение, что потребность в безопасности должна быть удовлетворена, то есть находиться на относительно низком уровне своей выраженности. В противном случае, человек будет испытывать постоянное чувство страха, тревоги, ощущение нестабильности и угрозы. Отсюда недалеко до невротических реакций и психических отклонений. Например, С.Б.Каверин отмечает, что, если потребность базового уровня доминирует, а потребность в безопасности относится именно к этому уровню, то все поведение человека становится отклоняющимся от нормы. «Зацикленность» на обеспечении своей безопасности не дает реализовываться другим потребностям, то есть потребностям высшего уровня. Согласно А.Маслоу, названная потребность редко выступает как активная сила. Она актуализируется лишь в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой.

Таким образом, вывод, что для развертывания деятельности по обеспечению безопасности должна быть выражена в достаточной степени потребность в безопасности, является сомнительным.

С другой стороны, отсутствие потребности в безопасности, ее низкий уровень, свидетельствующий, что она удовлетворена, ни в коей мере не может сигнализировать о том, что личность, действительно, находится в безопасности. Это ощущение безопасности может быть ложным. Не случайно, некоторые ученые говорят о феномене иллюзии безопасности, возникающей в результате ошибок в восприятии и оценке значимости параметров ситуации (среды, условий) в качестве несущих или не несущих угрозу субъекту безопасности (Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец [4]). Следовательно, и низкий уровень выраженности потребности в безопасности не является оптимальным для стимулирования соответствующей деятельности по обеспечению своей безопасности и безопасности окружения.

Высказанные соображения побудили нас к более детальному теоретическому анализу проблемы потребностей в безопасности и разработке соответствующего диагностического инструментария исследования. В конечном итоге мы пришли к выводу, что необходимо выделять несколько групп потребностей, которые так или иначе связаны с безопасностью личности. Речь должна идти не просто о потребности в безопасности, а, по крайней мере, о четырех типах потребностей, различающихся по своей модальности. Первые два типа характеризуют состояние человека, выражающее его зависимость от объективных условий существования, как это и фиксируется в научном определении потребностей. Сюда относятся два противоположных типа: потребность в переживании чувства опасности; потребность в переживании чувства безопасности.Например: «Я стремлюсь (желаю) испытать чувство опасности» или «Я стремлюсь (желаю) испытывать чувство безопасности». Вторые два типа так же, как и всякая потребность, характеризуют состояние, но состояние особого рода, состояние зависимости от необходимости совершения определенных действий. Сюда относятся –потребность в поиске острых ощущений и переживании чувства опасности; потребность в обеспечении безопасности.

Необходимо заметить, что у конкретного человека все эти потребности могут сочетаться поразному, что зависит от сфер и ситуаций, в которых оказывается личность. В то же время какойто тип потребностей может преобладать, характеризуя тем самым стратегический вектор жизни и деятельности человека. Понятно, что для плодотворной работы и успеха в жизни у человека должна быть сформирована, независимо от наличия у него других типов потребностей, потребность в обеспечении собственной безопасностии безопасности ближайшего окружения.Можно предположить, что для успешной жизни и деятельности уровень этой потребности должен быть неизменно высок, даже в тех случаях, когда человек в данный момент и не переживаетчувства опасности: «Сегодня опасности нет, а завтра она может появиться». Поэтому высокий уровень потребности в обеспечении безопасности является предпосылкой для формирования готовности человека к встрече с угрозами.

Рассматривая потребности в опасности или безопасности с позиций деятельностного их проявления, следует говорить о пассивной или активной форме их удовлетворения.

Пассивными формами проявления общей потребности в обеспечении безопасности являются следующие:потребность в поисках комфортной, безопасной среды;

потребность в поисках защиты и защитников, то есть внешних сил, которые могли бы оградить человека от угроз;потребность в избегании опасных ситуаций, которые способны нанести физический, материальный или психологический ущерб личности;потребность в отказе от вредных привычек, от действий, наносящих ущерб собственной личности и другим людям и др.

Можно констатировать, что общими признаками наличия пассивных форм проявления общей потребности в обеспечении безопасности являются такие параметры, как «отказ от чегото опасного», «поиск безопасного», «избавление от опасного».

Активными формами проявления общей потребности в обеспечении безопасности являются следующие:потребность в заботе о себе и своих близких. В последнее время проблема заботы о себе становится достаточно популярной в современной психологии[5]. Забота о себе может проявляться в самых различных сферах: начиная от заботы о своем здоровье и здоровье близких, заканчивая заботой о своем карьерном росте, обеспечении благополучия социума и близкого окружения;потребность в разумном и оправданном риске, то есть совершении таких действий, которые бы приводили к успеху и значимому результату, но не наносили бы ущерб личности;потребность в ассертивном поведении, другими словами, в поведении, которое бы способствовало достижению поставленных целей, но не наносило вред другим людям. Данная потребность включает в себя и способность находить безопасные выходы из сложных, в том числе и конфликтных ситуаций. Сюда же следует отнести потребность в оказании помощи другим людям (и не только людям);

потребность в создании безопасной среды для себя и для ближайшего окружения. Она проявляется в организаторских, менеджерских качествах личности, которая прилагает специальные усилия для создания благоприятного психологического климата, условий для плодотворной и продуктивной деятельности, не осложненной ненужными трудностями и переживаниями.

Таким образом, в качестве общего признака активной формы проявления потребности в обеспечении безопасности выступает стремление личности совершить такие действия, которые, с одной стороны, нивелировали бы действия отрицательных факторов, с другой, создавали бы благоприятные предпосылки и условия для жизни, деятельности и продуктивного взаимодействия людей без излишних травмирующих тело и душу переживаний.

Пассивными формами проявления общей потребности в переживании чувства опасностимогут выступать следующие:потребность в самоуничижении или, подругому, в самоунижении. Одним из первых описал ее всвоей классификации Г.Мюррей [6]. По его мнению, она проявляется в желании личности подчиняться внешним силам, в готовности принять обиду, обвинения, критику, наказание, в поиске боли, унижения и т.п. В современной психологии признается, что высокийуровень выраженности данной потребности может порождать виктимный тип личности, другими словами, тип жертвы, которая «ищет приключений на свою голову», ради переживания негативных, но будоражащих душу эмоций;

Признаком наличия указанного вида потребностей является не активная деятельность человека, а его стремление либо попасть в ситуацию опасности, либо спровоцировать ее создание.

Активными формами проявления общей потребности в обеспечении переживания опасности (поиске острых ощущений) могут выступать:потребность в совершении агрессивных действий. Как отмечает Г.Мюррей в своей классификации потребностей, она проявляется в стремлении силой преодолевать противодействие, в желании нападать, оскорблять, убивать, мстить и т.д.; потребность в неоправданном риске, в авантюрных действиях. Создавая для себя такие ситуации, человек испытывает чувство азарта, даже при негативном исходе предпринятых действий. Существует категория людей, для которых состояние риска и награда в виде переживания острых ощущений становится нормой жизни, и они без риска не могут ее представить;потребность в провоцировании конфликтных ситуаций, даже там, где ихне должно быть. Главное, чтобы пережить чувство напряжения, стресса, опасности, которая пьянит и этим доставляет удовольствие.

Отсюда общим признаком проявления активной формы потребности в поиске острых ощущений является стремление личности совершить такие действия, которые бы создавали соответствующие ситуации и позволяли бы ей испытать острые ощущения, иногда даже граничащие с серьезным ущербом для жизни и здоровья, не говоря уже о психологическом и социальном благополучии.

С практической точки зрения особую актуальность приобретает проблема диагностики потребностей в безопасности. Однако обзор имеющихся методик показал, что на сегодняшний день они не в полной мере отвечают запросам практики. Все они направлены на выявление удовлетворенности определенных групп потребностей. Например, в тесте А. Маслоу акцент сделан на выявление удовлетворенности физиологических потребностей, социальной потребности, потребности в самоутверждении, в самоактуализации и потребности в безопасности. По такому же принципупостроены и другие опросники. Так в методике парных сравнений В.В.Скворцова группу потребностей в безопасности составляют: «обеспечить себе будущее»» «упрочить свое положение», «избегать неприятностей» [7]. Возникает вопрос, действительно ли выделенные автором потребности являются именно потребностями в безопасности. В частности, потребность «упрочить свое положение» может быть отнесена и к потребности в самоутверждении, а потребность «избегать неприятностей» к потребности к избеганию неудач. В методике А. В. Капцова на выявление потребности в безопасности направлено всего одно утверждение: «Я хочу, чтобы работа (учеба) доставляли мне удовольствие, и изменения в ней не создавали дополнительных хлопот» [8].

Опираясь на высказанные соображения, нами была предпринята попытка разработки опросника на выявление трех групп потребности: потребности в переживании чувства опасности (сюда мы включили и четвертую потребность, то есть потребность в поиске острых ощущений); потребности в переживании чувства безопасности; потребности в обеспечении безопасности.

Опросник включает в себя 15 утверждений. Пять из них направлены на выявление потребности в переживании чувства опасности, пять –на выявление потребности в переживании чувства безопасности, и пять –потребности в обеспечении безопасности. Респондентам предлагались утверждения типа: «Мне нравится переживать чувство опасности, даже, если это угрожает моему здоровью и благополучию» (потребность в переживании чувства опасности); «Я был бы полностью удовлетворен жизнью, если бы имел спокойную и стабильную работу, пусть и не очень высоко оплачиваемую» (потребность в переживании чувства безопасности); «Если в жизни я иду на риск, то всегда тщательно взвешиваю последствия своих действий» (потребность в обеспечении безопасности).

На каждое утверждение предлагалось четыре варианта ответа: «да»; «скорее да, чем нет»; «скорее нет, чем да»; «нет». Этим вариантам приписывались баллы: «2», «1», «1» и «2». Суммарный индекс каждого вида потребностей вычислялся как сумма баллов по пяти утверждениям, диагностирующим ту или иную потребность. Сырые баллы переводились в стены.

В апробации опросника приняло участие 220 студентов различных направлений и специальностей Череповецкого государственного университета. Распределение испытуемых по уровню выраженности той или иной потребности приведены в таблице 1.Таблица 1Распределение студентов по уровню выраженности потребностей в безопасности

УровниСтеныПотребность в переживании чувства опасностиПотребность в переживании чувства безопасностиПотребность в обеспечении безопасностиЧислоПроцентЧислоПроцентЧислоПроцентОчень высокий910421675023Высокий782612833810749Средний56552588404822Низкий3468312913156Очень низкий1267304200Всего:220100220100220100Условный средний балл:3,96,27,3

Как и следовало ожидать, нами обнаружено лишь незначительное число с очень высоким уровнем выраженности потребности в переживании чувства опасности. Всего 4 человека, что составляет 2%. С высоким уровнем таких оказалось 12% (26 человек). Основную массу составляют испытуемые с низким и очень низким уровнем выраженности данной потребности (суммарно –61%). Распределение студентов по уровню выраженности потребности в переживании чувства безопасности оказалось более сбалансированным. Значительная часть студентов (40%) демонстрирует средний уровень выраженности данной потребности, 38% высокий, 7% очень высокий, 13% низкий и 2% очень низкий. Что касается уровня выраженности потребности в обеспечении безопасности, то большинство студентов демонстрирует ее высокий уровень (49%) и 23% очень высокий. 22% находится на среднем уровне. Однако имеются и такие, у кого она практически не выражена (6%), тем не менее, они имеются (6 человек). Таким образом, в целом у студентов преобладает потребность в обеспечении безопасности, достаточно выражена и потребность в переживании чувства опасности, и лишь у небольшой части доминирует потребность в переживании чувства опасности.

Далее нами была предпринята попытка содержательного анализа полученных результатов. Прежде всего, нас интересовал вопрос взаимосвязи общего индекса выраженности той или иной потребности с конкретными ее факторами.

В результате корреляционного анализа было установлено, что обобщенный показатель выраженности потребности в переживании чувства опасностинаиболее тесно связан с такими утверждениями, как: «Иногда мне хочется, что бы случилось чтото опасное, нарушающее устоявшийся порядок в жизни» (r= 0,70); «Иногда, ради острых ощущений, осознанно или неосознанно, я создаю в жизни конфликтные ситуации» (r= 0,64); «Я могу пренебречь своей безопасностью и намеренно поставить себя в трудную ситуацию» (r= 0,67); «Мне нравится переживать чувство опасности, даже, если это угрожает моему здоровью и благополучию» (r= 0,66). Обобщенный показатель выраженности потребности в переживании чувства безопасностибазируется на следующих утверждениях: «Для меня стабильность и благополучие в жизни значит даже больше, чем карьера и личностный рост» (r= 0,70); «Я был бы полностью удовлетворен жизнью, если бы имел стабильную работу, пусть и не очень высоко оплачиваемую» (r= 0,64). В качестве опорных показателей потребности в обеспечении безопасности выступили такие утверждения, как: «Прежде чем предпринять какието шаги, которые могут привести к непредсказуемым последствиям, я тщательно взвешиваю свои возможности» (r= 0,67); «Если в жизни я иду на риск, то всегда тщательно взвешиваю последствия своих действий» (r= 0,78); «Чтобы не попасть в опасную ситуацию, я предпринимаю меры предосторожности» (r= 0,68).

На основании сказанного можно заключить, что потребность в переживании чувства опасности может базироваться либо на действительном желании переживать чувство опасности, стремлении к острым ощущениям, либо она носит виртуальный характер и выступает как желание избавиться от рутины, однообразия жизни (актуализируется воображение: «Хоть бы случилось чтонибудь, пусть даже опасное, что нарушило бы однообразие жизни»). Потребность в переживании чувства безопасности основывается на стремлении к стабильности, даже в ущерб карьере, личностному росту, достижениям и т.п. Потребность в обеспечении безопасности проявляется во взвешенной позиции человека, учету всех обстоятельств и своих возможностей. Даже, если он идет на риск, то такойриск не является безрассудным, просчитываются все возможные варианты успеха или неуспеха предпринимаемых действий.

В связи с рассматриваемыми проблемами особую актуальность приобретает анализ выявления индивидуальнотипических особенностей структуры потребностей в безопасности. Например, может ли у одного и того же человека быть выраженными на высоком уровне все три группы потребностей, или какое сочетание потребностей в безопасности является наиболее распространенным? С целью поиска ответов на эти вопросы все студенты по уровню выраженности той или иной потребности были разбиты на две группы. В первую вошли испытуемые с очень высоким и высоким уровнем, во вторую –все остальные. В итоге были получены следующие результаты (таблица 2).Таблица 2Структура потребностей в безопасности у студентов

Потребность в переживании чувства опасностиПотребность в переживании чувства безопасностиПотребность в обеспечении безопасностиЧислоПроцент+++63++

Как видно из таблицы 2, в нашей выборке испытуемых было обнаружено всего 3% (6 человек) с противоречивым сочетанием всех групп потребностей. Теоретически такое сочетание вполне допустимо. Оно наблюдается в тех случаях, когда базовыми являются потребности в переживании чувства безопасности и обеспечения безопасности, а потребность в переживании чувства опасности проявляется виртуально, как желание, чтобы случилось чтото из ряда вон выходящее, нарушающее привычный и рутинный уклад. Подобным же образом можно объяснить и существование следующего типа, где противоречиво сочетаются две потребности: потребность в переживании чувства опасности и потребность в переживании чувства безопасности. В нашем случае –это всего 4 студента или 2% от выборки.

Следующий тип составили студенты с высокой потребностью в переживании чувства опасности и одновременно с высокой потребностью в обеспечении безопасности. С таким сочетанием также был обнаружено всего 9 студентов (4%). На наш взгляд, оно не является противоречивым. В данном случае стремление к острым ощущениям, к риску уравновешивается потребностью в обеспечении безопасности. То есть у таких людей риск, стремление к переживаниям чувства опасности не будут безрассудными. Их действия и поступки будут характеризоваться взвешенностью, просчетом вариантов возможных достижений и потерь.

А вот следующий тип, где доминирует одна потребность, а именно потребность в переживании чувства опасности, действительно, должен вызывать беспокойство. Таких студентов нами обнаружено 12 человек (5%). Отсутствие тормозов в виде потребности в обеспечении безопасности может приводить к нежелательным и непредсказуемым последствиям. Ведущим для них является утверждение: «Я ловлю себя на мысли, что мне часто не хватает адреналина в крови и чувства опасности». Они и пытаются повысить этот уровень адреналина, провоцируют своим поведением конфликтные ситуации. Именно такие студенты составляют группу «учебного риска», что проявляется в непосещении занятий, неготовности к ним, в конфликтах с преподавателями, родителями, сверстниками, нередко и в противоправных действиях. Заканчивается все, как правило, отчислением из вуза.

Нами обнаружен также немногочисленный тип, где доминирующее положение занимает потребность в переживании чувства безопасности (также 12 человек или 5%). Здесь стремление к безопасности носит пассивный характер и проявляется как желание спокойствия, стабильности, непоколебимости сложившегося уклада жизни. Но это стремление к стабильности носит пассивный характер и не сопровождается способностью к самостоятельным действиям, которые бы обеспечили безопасные условия для учебы, жизни и деятельности. Такие студенты хотели бы, чтобы благоприятные условия были созданы другими людьми, сложились бы сами собой и т.п.

Обратимся теперь к наиболее часто встречающимсясочетаниям указанных потребностей, которые в совокупности охватывают 81% обследованной выборки.

37% составляет тип, где на высоком уровне находятся потребность в переживании чувства безопасности и одновременно потребность в обеспечении безопасности. Такое сочетание представляется нам более благоприятным, чем в предыдущем случае (где выражена только потребность в переживании чувства безопасности). Можно предположить, что наличие потребности в обеспечении безопасности будет находитьсяв подчиненном положении по отношению к потребности в переживании чувства безопасности. Иными словами, личность для того, чтобы обеспечить себе спокойную и стабильную жизнь, будет предпринимать определенные меры для достижения этой стабильности. Вероятно, здесь будет превалировать тактика активного избегания трудностей и неприятностей. Однако данное предположение нуждается в специальной проверке.

Достаточно многочисленный тип (29%) составляют студенты, у которых доминирует одна потребность –потребность в обеспечении безопасности. Мы полагаем, что данный тип с точки зрения обеспечения личностью своей безопасности и безопасности ближайшего окружения является оптимальным. Такой человек не испытывает потребности в острых ощущениях, однако у него нет и потребности в переживании чувства безопасности. Он чувствует себя нормально, способен к активной деятельности, даже предпринимать рискованные шаги, не опасаясь неудач и трудностей. В то же время высокая потребность в обеспечении безопасности ограждает его от непродуманных действий и неоправданного риска, что делает его поведение и поступки взвешенными и обоснованными.

Наконец, последнюю группу составляют студенты, у которых ни одна из названных потребностей не выражена ярко. И таких студентов оказалось немало –15%. Можно предположить, что у таких студентов отношение к угрозам будет носить ситуативный характер, а их отношение к опасностям –определяться не только уровнем выраженности потребностей в безопасности, но и какимто другими факторами. Данный вопрос также нуждается в дальнейшем прояснении и исследовании.

На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы.

Источником активности личности по обеспечению собственной безопасности и безопасности других людей являются потребности. В современной наукевыделяется и описывается потребность в безопасности. Однако практика и специальные исследования показывают, что этого недостаточно. По крайней мере, необходимо выделять четыре группы потребностей: потребность в переживании чувства опасности; потребность впереживании чувства безопасности; потребность в поиске острых ощущений; потребность в обеспечении безопасности. С точки зрения обеспечения безопасности особую значимость приобретает одноименная потребность, а именно потребность в обеспечении безопасности. На базе названной потребности формируются соответствующие мотивы, которые и детерминируют деятельность человека, направленную на достижение жизненных целей, преодолению трудностей и преград, но в безопасном для себя и для других людей направлении.

Проведенное нами исследование показало, что у студентов названные потребности могут находиться на различном уровне. Как положительный момент следует констатировать, что преобладающей является потребность в обеспечении безопасности. Были выделены и описаны различные типы сочетания потребностей в переживании чувства опасности, переживании чувства безопасности и потребности в обеспечении безопасности. Оптимальным является тип, когда потребность в обеспечении безопасности занимает доминирующее положение. Особую озабоченность и тревогу вызывают студенты, у которых потребность в переживании чувства опасности не уравновешивается стремлением к обеспечению своей безопасности.

Дальнейшие перспективы исследования мы видим в сопоставлении уровня выраженности названных потребностей с типами отношения людей к угрозам.

Ссылки на источники1.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –М.: Прогресс, 1993.2.Маслоу А. Мотивация и личность. –СПб.: Евразия, 1999.3.Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. –1987. № 5. –С. 121129.4.Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // EducationSciencesandPsychology.2013. № 1 (23). С. 5964. 5.Сапогова Е.Е. «Забота о себе» как способ саморазвития // Психология саморазвития: материалы ІV Всероссийской научной конференции с международным участием. 35 июня 2014 года, г.Киров. –Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С. 4046.6.Холл К., Линдсей Г. Теории личности. –М.: Издво «КСП+», 1997. 7.Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. Методическая разработка. –М., 1986.8.Капцов А. В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология» 2008. 2(4). С. 5970.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *