Что такое поведение определение
Значение слова «поведение»
1. Образ жизни, совокупность поступков и действий кого-л. Примерное поведение. □ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Пушкин, Капитанская дочка. Ребенку надо видеть поведение отца, чтобы знать, как себя вести. Федин, Необыкновенное лето. || Образ действий, характер поступков. [Сестра] посоветовала ей быть осторожней в своем поведении с Аркадием. Тургенев, Отцы и дети. Мне хотелось сойти вниз и сказать, что ее поведение за чаем оскорбило меня. Чехов, Жена. Штурману было непонятно поведение врага. Лавренев, Подвиг. || Соблюдение правил внутреннего распорядка. [Гороблагодатский] шел в первых по учению и в последних по поведению. Помяловский, Очерки бурсы. — Алеша сказал грубость историку и получил тройку по поведению. Каверин, Двойной портрет.
2. Спец. Характер существования, развития чего-л. в каких-л. условиях. Поведение электронов в веществе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии. А. Н. Леонтьев предложил в качестве объективного критерия психики (в отличие от поведения) рассматривать способность живых организмов реагировать на «биологически нейтральные раздражители» от которых не зависит жизнь организма.
ПОВЕДЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное п. Линия поведения. || Образ действий. Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.
|| Соблюдение установленных правил внутреннего распорядка в школах. Отличное п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поведе́ние
1. совокупность поступков и действий; образ жизни и действий ◆ Прокатиться с нами по Волге днем ― это ещё можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! А. Н. Островский, «Бесприданница», 1879 г. ◆ Здесь конденсировали и распространяли по всему свету веселый, беззлобный смех; разрабатывали, испытывали и внедряли модели поведений и отношений, укрепляющих дружбу и разрушающих рознь… Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Понедельник начинается в субботу», 1964 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. последовательность внешних проявлений неодушевлённого объекта ◆ Ему впервые пришлось видеть такое самостоятельное поведение подлодки. Григорий Адамов, «Тайна двух океанов», 1939 г. (цитата из НКРЯ)
3. филос. психол. социол. присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде ◆ Много места уделялось поведению баранов, волков, гусей, тюленей, и все отмеченные автором законы переносились, понятно, на человеческое общество. Владимир Войнович, «Москва 2042», 1986 г. (цитата из НКРЯ)
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ (англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.
Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.
Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.
П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.
На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)
Смотреть что такое ПОВЕДЕНИЕ в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
поведение ср. 1) Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим. 2) Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка. 3) Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
ПОВЕДЕНИЕ
поведение с.conduct, behaviour дурное поведение — bad* behaviour, misbehaviour
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ, система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средо. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые струк. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
3.4 поведение: Реакция или действие всей системы или ее частей. Источник: ГОСТ Р ИСО 15704-2008: Промышленные автоматизированные системы. Требования. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к-рых живо. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ср.1) behavior, conduct 2) (выполнение, исполнение) performance •- абстрактное поведение- аверсивное поведение- автоматическое поведение по типу стимул. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определённых форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно П. определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм П. и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне. П. любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внеш. среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биол. факторов. П. животных по своей сути является реактивным, т.е. представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте П. рассматривается в рамках бихевиоризма. Его сторонники (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении П. животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны мн. учёных, доказавших несостоятельность биологизации П. человека. Действительно, мн. поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внеш. среды. Но человеческое П. этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены внеш. побуждениями, т. е. П. человека в своих отд. проявлениях может быть реактивно. Но многие более сложные действия определяются внутр. побуждениями человека, и, т. о., его П. выступает как подлинная активность. Осн. содержанием П. животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен выйти за рамки реактивного приспособления. Высш. проявления его П. носят характер деятельности. С науч.-методологич. точки зрения, деятельность — категория специфически человеческая. Её своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внеш. условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого П. На ранних этапах развития П. ребёнка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому пед. рекомендации бихевиористов оказываются чрезвычайно эффективными для детей мл. возраста, впоследствии их роль снижается.) П. ребёнка первых лет жизни психологи определяют как полевое, т.е. обусловленное внеш. полем — той материальной обстановкой, к-рая последовательно предстаёт перед ребёнком. Если психич. развитие нарушено, как это бывает при разл. психич. заболеваниях и аномалиях (напр., шизофрении, раннем дет. аутизме. и др.), П. и впоследствии долго остаётся полевым, непроизвольным. Напр., разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребёнка, страдающего ранним дет. аутизмом, когда он войдёт в эту комнату. Нормальное психич. развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции П., когда всё большую роль приобретают собственные побуждения ребёнка (П. становится т. н. поленезависимым). П. постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и всё в большей степени опосреду-ется сознательно поставленными целями. Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Подобно тому, как ребёнок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практич. назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, к-рые первоначально выступают для ребёнка внеш. регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребёнка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. Со стороны взрослых педагогически неоправданно жёстко придерживаться своей направляющей, регулирующей функции, не считаясь с возрастающей способностью ребёнка эту функцию присвоить. Такого рода присвоение должно осуществляться постепенно, однако если взрослые намеренно тормозят этот процесс, ребёнок может еще долго не усвоить навыков управления своим П. Побудительной силой человеческого П. выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или её искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям П., к-рые в пед. практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное П. Напр., деятельность мл. школьников, особенно первоклассников, определяется преим. игровыми мотивами. Лишь постепенно в результате целенаправленного формирования происходит становление собственно уч. мотивации. П. человека выступает внеш. выражением его внутр. мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём, знания человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутр. установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутр. регуляторов деятельности посредством практич. осуществления определённого П. В П. каждого человека находят отражение его индивидуально-психол. особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отд. индивидуальные черты могут накладывать на П. негативный отпечаток. Напр., эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном П. Задача педагога состоит в коррекции нежелательного П. с учётом особенностей формирования внутр. мира конкретного ребёнка, его индивидуальных черт. Многие отклонения в П. детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутр. конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психол. дисбаланса, устранение болезненных переживаний, порождающих негативное П. Лит. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Выготский Л. С., Л у p и я А. Р., Этюды по истории поведения, М; см. также лит. при ст Деятельность, Мотивы. П. С. Арискин. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ — совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широ. смотреть
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ
поведе́ние сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? поведе́ния, чему? поведе́нию, (вижу) что? поведе́ние, чем? поведе́нием, о чём? о поведе́нии. смотреть
поведение
Полезное
Смотреть что такое «поведение» в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова
поведение — См … Словарь синонимов
Поведение — Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о… … Большой Энциклопедический словарь
поведение — ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Поведение — эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и… … Экологический словарь
Значение слова поведение
Словарь Ушакова
повед е ние, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения.
| Соблюдение установленных правил внутреннего распорядка в школах. Отличное поведение.
Педагогический терминологический словарь
совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Подобно тому как ребёнок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практическое назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребёнка внешними регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребёнка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней.
П. человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём знания человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов деятельности путём практического осуществления определённого П.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200-201)
Криминалистическая энциклопедия
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он состоит, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, ослаблении самоконтроля и т. п.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Объектом изучения криминалистики и судебной психологии является преступное П.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому поводу Паскаль: «Чтобы узнать, на самом ли деле нас заставляет действовать Бог, гораздо лучше всмотреться в наше внешнее поведение, чем размышлять о наших внутренних мотивах». После работ Уотсона (***) и Пьерона (***) появился термин «поведенческая психология» (то же, что бихевиоризм; от английского behavior – поведение). Эта дисциплина, претендующая на объективность, на самом деле ограничивается констатацией поведенческих проявлений, доступных стороннему наблюдению. Бихевиоризм исключает интроспекцию, т. е. самонаблюдение, внутренние переживания и даже сознание, признавая только стимулы и реакции на них. Это попытка осмыслить духовную жизнь, наблюдая за поведением тела.
Джон Бродес Уотсон (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.
Анри Пьерон (1881–1964) – французский психолог, основатель Института психологии и Национального института труда и профориентации. Автор ряда трудов по психофизиологии ощущений.
Энциклопедия «Биология»
, взаимодействие живых существ с окружающей средой, осуществляемое их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Свойственно отдельным особям (индивидуальное поведение) и их сообществам (поведение биологического вида, социальной группы). В психологии под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. К поведению человека относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, жесты, интонации и др.; отдельные движения; действия, имеющие определённый смысл; поступки, т. е. действия, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и др. Поведение человека имеет врождённые и социальные программы. Различают 5 уровней поведения, имеющих разное значение для животных, находящихся на разном уровне развития. Первый уровень – таксисы, их проявление максимально свойственно простейшим, в средней степени – червям и исчезает уже у примитивных млекопитающих. Второй уровень – рефлексы, они отсутствуют у простейших, минимально присущи кишечнополостным, в средней степени свойственны червям и насекомым, уменьшаются, но не исчезают совсем у высокоорганизованных животных и у человека. Третий уровень поведения основывается на инстинктах. Они отсутствуют у кишечнополостных, максимально выражены у насекомых, в средней степени у птиц и млекопитающих, слабо – у человека. Четвёртый уровень – научение, оно отсутствует у червей и насекомых, начинает проявляться у рыб, рептилий, амфибий, свойственно высшим млекопитающим, достигает максимума у приматов и человека. Пятый, высший уровень – осознанная, рассудочная деятельность, начинает проявляться у низших млекопитающих, усиливается у высших животных, резко – у высших приматов и максимально – у человека. Формы поведения живых существ чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Агрессивное поведение характеризуется демонстрацией силы или её применения с целью нанесения ущерба партнёру по взаимодействию. Инстинктивное поведение обеспечивает животному наибольшую приспособляемость в обычной среде и обычных обстоятельствах. Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на внешние раздражители – свойственно животным, детям, а также взрослому человеку при некоторых психических расстройствах. Сексуальное поведение направлено на продление рода у животных, удовлетворение сексуальных потребностей у человека. Опосредованное поведение направляется правилами, нормами, требованиями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. У детей и подростков такое поведение часто является средством самоутверждения, протестом против действительной или мнимой несправедливости взрослых. Поведение человека в обществе изучает социальная психология; поведение животных – этология. См. также биокоммуникация.
ПОВЕДЕНИЕ
Смотреть что такое «ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:
поведение — Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение … Большая психологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
поведение — См … Словарь синонимов
Поведение — Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о… … Большой Энциклопедический словарь
поведение — ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Поведение — эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и… … Экологический словарь