Что такое повесть и летопись
Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?
Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.
У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.
Что такое летопись? Определение летописи
Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.
Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.
Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.
Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.
Первая русская летопись. Первый русский летописец
Письменность на Руси появилась в Х веке. Уже в XI веке появилась первая летопись под названием «Повесть временных лет». Точная дата появления летописи неизвестна, но историки утверждают, что это произошло примерно в 1113 году.
Создателем первой летописи на Руси был Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» легла в основу всех последующих летописей. Разумеется, ее оригинальный текст не сохранился, но благодаря последующим редакциям содержание летописи удалось восстановить.
Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.
Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.
«Повесть временных лет» охватывала такие события, как призвание варягов, захват Киева князем Олегом, правление князей Игоря и Ольги, междоусобицу сыновей князя Святослава, убийство сыновей князя Владимира, победу Ярослава над Святополком и другие значимые для людей происшествия.
Несмотря на подробное изложение всех событий, происходящих на Руси, правдивость «Повести временных лет» была поставлена под сомнение историками. По их мнению, летопись была собрана из разновременных отрезков, фольклорных произведений и церковной публицистики.
К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.
Летопись — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре (что это?) русской историографии приходилось слышать каждому.
В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».
Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.
Летопись — это.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.
На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.
Если сформулировать, что такое летопись, кратко, то можно дать следующее определение:
это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.
При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:
«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».
Самые древние летописные списки
В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы.
Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись. Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.
У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись. Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.
В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.
Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:
Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.
Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.
Жанровые особенности летописей
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:
Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах (что это?) рукописей редко.
Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (что это?).
Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.
Заключение
Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.
Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.
Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры (что это?). Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не думаю, что через летопись можно почерпнуть достоверную историческую информацию. Ведь события переданы через субъективное восприятие автора.
Можно уверенно сказать, что новостные порталы — тоже летопись, только современного образца))
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.
Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.
Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.
Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.
Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.
Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.
Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.
Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).
Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.
Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.
Издания: Памятники литературы Древней Руси. XI – первая половина XII века. М., 1978; Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996, серия «Литературные памятники»; Библиотека литературы Древней Руси, т. 1. XI – начало XII в. СПб., 1997.
Повесть временных лет: история написания и главные события из произведения
Повесть временных лет – это летопись, созданная в Киеве в начале XII века. Это первая в Киевской Руси историческая и литературная достопримечательность. В первоначальном виде летопись до нас не дошла, но была переписан в начале ХV века и сохранилась в нескольких копиях.
В Древнем рукописном произведении Нестор Летописец рассказывает о:
крещении княгини Ольги;
истории православия на Руси в важнейших моментах его становления;
историю восточных славян и княжеской власти;
возникновения славянской письменности.
Нравится изучать Киевскую Русь? Другие периоды истории Украины не менее интересные. Например, подробнее об украинских землах в XVI веке читайте в учебнике по истории Украины за 8 класс В.С. Власова.
До сих пор не известно, когда на Руси началось летописание. Однако среди ученых популярная гипотеза академика А. Шахматова, согласно которому в 1034-1044 гг. было составлено древнейшее Киевское летописное сведение. В нем содержалась информация о становлении Руси и ее крещении. Около 1073 года в Киево-Печерском монастыре было завершено Первое Киево-Печерское сведение. И уже позже, в 1093-1095 гг., на основе этого сведения было заключено еще одно, которое в свою очередь стало основой для произведения Нестора.
Существует легенда, что Нестора отправили послушником разбирать и упорядочивать рукописи. Он увидел хаос в хронологии событий и решил все упорядочить и дописать свои сведения, очевидцем которых был.
Существовали две редакции «Повести временных лет». Вторую создал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр по заказу Владимира Мономаха в 1116 году. Третью написал неизвестный книжник по заказу сына Владимира Мстислава Мономаха. Удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца.
Оригинал «Повести временных лет» до нашего времени не сохранился, однако известны поздние списки XIV-XV века – это переписаны варианты из других источников. Древнейшими считают Лаврентьевский (1377) и Ипатьевский (XV в.) списки. Первый получил свое название от имени переписчика – монаха Лаврентия, а другой был найден в Ипатьевском монастыре.
По образцам «Повести временных лет» сложились Киевский (о событиях XII в.) и Галицко-Волынский летописи (о событиях XIII в.). В совокупности три летописи называют «Летописью русской», где рассказывается о событиях времен Киевской Руси.
Если вам нужно выполнить домашнее задание или написать контрольную работу, то ищите уже все написанное в разделе «ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс».
Летопись создавалась на протяжении многих лет различными творцами, но в начале XII века завершил, упорядочил и дал название произведения монах Киево-Печервського монастыря – Нестор, который также является автором Жития св. Феодосия и «Чтения о Борисе и Глебе». В позднем Хлебниковском списке XVI века упоминается о Несторе-летописце: «Повести врѣменных лѣт Нестера черноризца Феодосьева манастиря Печерьскаго […]».
Что касается биографии автора летописи, то родился Нестор-летописец в 1056 году в Киеве. В 17 лет он пришел в Киево-Печерскую лавру послушником. Принял его основатель монастыря преподобный Феодосий. Вскоре юноша превзошел величайших старцев и сделал книжное дело содержанием всей своей жизни. Во время пострига в монахи Нестор был удостоен сана иеродиакона.
Преподобный Нестор принадлежал к самым образованным людям Киевской Руси конца XI-начала XII века. Он имел исключительные способности к истории, литературе и в совершенстве владел греческим языком.
В «Повести временных лет» перед историей о принятии христианства в 988 году князем Владимиром рассказывается о «выборе веры». Больше всего акцентируется внимание именно на византийском христианстве, а об исламе, иудаизме и других верах упоминается редко. Впоследствии Владимир разослал посланцев в разные страны, чтобы окончательно убедиться в верности выбора.
Или это щедрые дары Византии убедили князя, или то, что его бабушка Ольга была христианкой, но было решено, что Русь нужно крестить. После того, как Владимир захватил греческий город Корсунь, он отправил послов в Византию с просьбой жениться на сестре императора Василия II. Иначе – пообещал взять в осаду город и пытать жаждой и голодом.
Цари византийские были растеряны. Они говорили, что не отдадут христианскую сестру за язычника, и предложили Владимиру креститься. Тогда князь ответил: «Я крещусь, ведь и до этого мне вера ваша нравилась, и мужи мои, посетив вас, остались в восторге».
Крестился Владимир в церкви святой Софии, стоявшей в центре города Корсунь. Впоследствии князь прибыл в Киев, велел сбросить всех языческих идолов, порубить и сжечь. Владимир действовал решительно: он созвал всех жителей Киева в Днепр, а того, кто не пришел, считал своим противником.
«На другой день вышел Владимир с попами на Днепр, и сошлось людей без счета, и влезли они в воду и стояли – те к шее, а вторые – к груди. Дети же (не отходили) от берега, а другие младенцев держали. Взрослые же бродили, а попы, стоя, молитвы творили».
После этого Владимир начал строить церкви и храмы по всей Руси и крестить людей по всем городам и селам. Первой каменной церковью Киевской Руси считают Десятинную, которую разрушили монголы в 1240 году.
Интересует больше узнать о реформах других князей? Тогда выбирайте учебник в разделе «Учебники по истории Украины за 7 класс» и узнавайте интересную информацию!
В «Повести временных лет» рассказывается о племени полян, которое было самым умным среди других племен. И были три брата-поляны Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.
«Сидел Кий на горе, где теперь Боричев спуск. Щек сидел на горе, которая называется ныне Щекавицей. Хорив – на третьей горе, от него она прозвалась Хоревицей. И построили они город во имя старшего брата и назвали его Киев. Был круг города лес большой, и ловился там всякий зверь».
Олег Вещий впервые упоминается в летописи в связи со смертью Рюрика: «Умер Рюрик. Княжение свое он передал Олегу, что был с его рода, отдав ему на руки сына своего Игоря, ибо был очень мал».
В 907 году пошел Олег на Константинополь. Тогда он впервые поставил корабли на колеса, с попутным ветром поставили паруса и пошли со стороны моря в город. Далее подается первый текст торгового договора Киевской Руси с греками.
Согласно «Повести временных лет», в 912 году Олег заключил вторую торговое соглашения с греками и умер от собственного коня. А подробнее узнать о легенде о смерти князя Олега вы сможете благодаря учебнику по истории Украины 7 класс В.С. Власова.
3. Месть княгини Ольги древлянам
Мужчину княгини Ольги – князя Игоря Рюриковича – убили древляне из-за непомерного сбора дани. После этого древляне захотели отдать Ольгу замуж за князя Мала и послали 20 мужей в Киев. Когда пристали древляне к берегу под Боричевым спуском, тогда Ольга сказала, что им сделают большую честь, понесут в лодках на гору, а сама велела выкопать большую и глубокую яму во дворе. Понесли их в лодке и принесли во двор к Ольге. Тогда княгиня велела засыпать их живыми.
Второй раз древляне послали своих мужей. Ольга велела приготовить им омовение, говоря так: «Помывшись, придите ко мне». Они начали мыться, как за ними закрыли печь. И в том огне сгорели все.
Понравилось читать об истории Украины? Вы можете еще и слушать и просматривать ее! Переходите в раздел «Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины» и изучайте такие темы, как «Кревская уния», «Инкорпорация русских удельных княжеств», «Галицко-Волынская держава» и многие другие.