Что такое повесть в древнерусской литературе кратко
ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ
Название «повесть» могло встречаться в заглавиях житий святых (напр., «Повесть о житии. »), при описаниях чудес, примыкавших к житиям, но не входивших в их состав; «повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Синонимами «повести» выступали «сказание» и «слово» (реже). Повестью древнерусской принято называть как самостоятельные, законченные произведения, так и фрагменты, входящие в состав летописей (воинские повести и «повести о княжеских преступлениях», описывающие вероломные поступки русских князей).
Традиции исторической Повести древнерусской в дальнейшем продолжали сохраняться в старообрядческой литературе («Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова, начало XVIII века); сходство с беллетристическими переводными и оригинальными повестями XVII века прослеживается в творчестве М.Д. Чулкова, В.А. Лёвшина, в авантюрных романах М. Комарова («Жизнь Ваньки Каина», 1779 год, «Повесть о приключении аглинского милорда Георга», 1782 год).
Издания:
Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949;
Русская повесть XVII в. М., 1954;
Русские повести XV-XVI вв. М.; Л., 1958;
Русская демократическая сатира XVII в. 2-е изд. М., 1977;
Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982.
древнерусская повесть
Смотреть что такое «древнерусская повесть» в других словарях:
ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОВЕСТЬ — ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОВЕСТЬ, жанровая форма древнерусской литературы, объединяющая повествовательные произведения разного характера (собственно повесть, житие, летописная повесть, сказание, «слово») … Энциклопедический словарь
Повесть о взятии Царьграда фрягами — – древнерусская повесть о событиях в Византии в начале XIII в. Древнерусская повесть о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 г. во время четвертого крестового похода в старших своих списках (в составе Летописи Новгородской первой) не… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о царице Динаре — – древнерусская повесть XVI в., в рукописях называется: «Слово и дивная повесть зело полезно о девице иверскаго царя дщери Динари царици»; «Писание о Динаре царевне, дщери царя Александра Мелена иверскаго, како власть иверскую правяше и како… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о посаднике Щиле — (в рукописях: «Сказание о Щилове монастыре, еже в великом Новеграде»; «Повесть, содеяшася в великом Новеграде, о избытии изо ада посадника Шила»; «О создании Шилова монастыря»; «Чудо о новгородском посаднике Шиле» и пр.) – произведение с явными… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о Андрее Критском — – анонимное произведение, входящее в группу древнерусских повестей о кровосмесителе (ср. Повесть о папе Григории и Сказание Иеронима о Иуде Предателе). В рукописной традиции встречаются разные варианты заглавия П.: «Слово святого Андрея, епископа … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о Варлааме и Иоасафе — – переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. П. – одно из самых распространенных произведений мировой литературы средневековья. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о Бове — – наиболее ранняя из древнерусских рыцарских повестей. Сказания о Бово д’Антона возникли в средневековой Франции, но впоследствии распространились по всей Западной Европе. В XVI в. лубочные итальянские издания поэтических и прозаических… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о Никифоре Фоке — – повесть об убийстве заговорщиками, руководимыми Иоанном Цимисхием и императрицей Феофаной, византийского императора Никифора Фоки (963–969 гг.), возникшая, как полагают, в Византии в кон. XII – нач. XIII в. Действительная история гибели… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Повесть о создании и попленении Тройском — – повесть, рассказывающая о событиях Троянской войны и созданная, вероятнее всего, составителем первой редакции Хронографа Русского на основе двух источников: рассказа о Троянской войне в Хронике Константина Манассии (главы «Зде поведует, како… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ — древнерусская повесть (2 я пол. 17 в.), где впервые в древнерусской литературе конфликт перенесен непосредственно в сферу чувств: источник счастья и страдания любовь. Драматическая по ситуации (классический треугольник ), Повесть. пронизана… … Большой Энциклопедический словарь
Повесть
По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).
Содержание
Историческое значение
В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.
Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии» и др.), чья достоверность и актуальная значимость (ценностная доминанта) не вызывали сомнения у современников.
Проблемы определения
Жанр повести как переходный между романом и рассказом с трудом поддается однозначному определению. Сюжет классической повести (как она сложилась во второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.
Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина и др.).
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Повесть» в других словарях:
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Повесть — ПОВЕСТЬ род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Однако применение этих трех наименований у отдельных писателей настолько… … Словарь литературных терминов
повесть — См … Словарь синонимов
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, Повести, мн. Повести, повестей, жен. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.) … Толковый словарь Ушакова
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя,… … Современная энциклопедия
ПОВЕСТЬ — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и… … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе 1. П. Пушкина «Метель». 2. То же, что повествование (устар.). | уменьш. повестушка, и, жен. (к 1 знач.; прост.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
повесть — повесть, мн. повести, род. повестей и повестей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Повесть — (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung) одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин «П.» применяли… … Большая советская энциклопедия
Повесть древнерусская
Повесть древнерусская это общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей древнерусских признак — сюжетность, связное описание неких событий. Понятие «Повесть древнерусская» как обозначение единой группы текстов сюжетного характера принадлежит исследователям. В заглавиях древнерусских произведений «повестями» могли называться и жития святых (часто встречается заглавие «Повесть о житии…»), и самостоятельные тексты — описания чудес, примыкавшие в рукописях к житиям, но не входившие в их состав. «Повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные исторические биографии прославленных царей и полководцев. Синонимами «повести» в заглавиях древнерусских произведений были «сказание» и (несколько реже) «слово».
Исследователи относят к древнерусской повести не только произведения, озаглавленные «Повесть…», но и аналогичные им сочинения, в заглавии которых слово «повесть» отсутствует. В исследовательской литературе принято называть древнерусскими повестями как самостоятельные, законченные произведения, так и относительно цельные фрагменты, входящие в состав летописей (воинские повести и «повести о княжеских преступлениях», описывающие вероломные поступки русских князей). Первые древнерусские повести, бытовавшие в литературе Киевской Руси (И — первая треть 13 века), были переводными. Повестью была названа в древнерусском переводе «История Иудейской войны» историка Иосифа Флавия, рассказывающая о событиях иудейской истории 2 век до н.э. — 1 век н.э. В киевский период была переведена первая редакция легендарной греческой биографии Александра Македонского (так называемая «Хронографическая Александрия»). В отличие от византийцев, читавших «Александрию» как роман о приключениях Александра Македонского, древнерусские книжники видели в ней достоверное историческое сочинение и включали ее в состав исторических сводов-хронографов.
В 14-15 веках были созданы пространные нелетописные воинские древнерусские повести: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве. В этих древнерусских повестях усилено беллетристическое начало: подробно изображаются переживания персонажей, приводятся монологи и диалоги. Авторы прибегают к приемам ретардации и убыстрения повествования в наиболее напряженные моменты. В 17 веке характер древнерусской повести принципиально меняется. Беллетристические элементы романического характера проникают в произведения, внешне имеющие исторический характер (цикл повестей об основании Москвы, в одной из которых описывается убийство князя Даниила его женой и ее любовниками). Беллетристическое начало характерно и для исторических повестей 17 века («Повесть об Азовском сидении донских казаков»). В 17 веке создаются многочисленные повести, получившие название «неполезных». Они лишены назидательности и религиозных мотивов; их установка—развлечь читателя описанием необыкновенных событий и приключений («Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякине суде», «Повесть о Карпе Сутулове»). Воинские подвиги благородных богатырей-рыцарей, их и возвышенная любовь к прекрасным героиням составляют содержание переводных повестей 17 века: «Повести о Бове королевиче», восходящей к французскому рыцарскому роману; «Повести о Еруслане Лазаревиче», имеющей тюркское происхождение; «Повести о Брунцвике», переведенной с чешского, и др.
В 1660-х была написана «Повесть о Савве Грудцыне» — произведение сложного жанрового состава, считающееся первым опытом русского романа. В нем есть черты религиозного жанра — сказания о чуде (Богородица спасает Савву от власти дьявола), фоном же повествования служат подлинные события русской истории начала 17 века. Вместе с тем, сюжет повести напоминает приключения героев волшебных сказок, а бес, сопровождающий Савву в его приключениях, подобен сказочным персонажам — «ложным помощникам» главного героя. В повести впервые; в древнерусской литературе выразительно описаны любовные томления Саввы. Судьба беспутного молодца, нарушающего родительский запрет, изображается и в другой оригинальной повести 17 века — стихотворной «Повести о Горе-Злочастии». Историю древнерусской повести завершает «Повесть о Фроле Скобееве», по-видимому, написанная уже в петровское время. Это своеобразная плутовская повесть-новелла, изображающая приключения бедного дворянина, соблазняющего боярскую дочь и после женитьбы на ней делающего головокружительную карьеру. Фрол Скобеев не осуждается, его плутни скорее вызывают восхищение и любование.
Традиции исторических древнерусских повестей в дальнейшем продолжали сохраняться в старообрядческой литературе («Повесть об осаде Соловецкого монастыря», начало 18 века, Семена Денисова); сходство с беллетристическими переводными и оригинальными повестями 17 века прослеживается в творчестве М.Д.Чулкова (повесть «Пригожая повариха», 1770; сборник «Пересмешник, или Славенские сказки», 1766-89), в авантюрных романах М.Комарова («Жизнь Ваньки Каина», 1779; «Повесть о приключении аглинского милорда Георга», 1782), в «Русских сказках» (1780-83) В. А.Лёвшина.
У литературы Древней Руси, как и у современной, существует множество своих отличий и жанров. Одним из таких жанров является воинская повесть – словосочетание, явно знакомое филологам, однако непонятное большинству обывателей. Что же это – воинская повесть, и каковы ее особенности?
Что такое древнерусская литература
Прежде чем говорить о жанре воинской повести, следует точно уяснить для себя, что же такое древнерусская литература. Под данное определение подпадает вся литература Руси с одиннадцатого по семнадцатый век. Одним из выдающихся памятников древнерусской литературы считается дошедшая до нас «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором. Для произведений данного периода характерна высокая духовность и просвещенность, идейность и совершенство художественного слова. К работам этого времени относится много житий, сочинений о жизни и современном быте, о насущных проблемах. Почитаемым писателем в Древней Руси являлся Владимир Мономах.
Определение воинской повести
Воинская повесть является подвидом исторической повести, жанра, распространенного в вышеуказанные столетия. Помимо воинской, в историческую повесть входили также рассказы о различных преступлениях князей и бояр.
Первые элементы воинской повести можно встретить уже в упомянутой ранее «Повести временных лет». Главной целью таких произведений было продемонстрировать наличие своей истории у русского народа, которой он гордится по праву. Также для воинских повестей характерны лиричность вкупе с патриотичностью, некий пафос и отстраненная оценка произошедших событий. Они строятся как изложение Божьей воли на осуществление тех или иных событий.
Интересно, что разные исследователи по-разному смотрят на происхождение воинской повести. Кто-то полагает, что ее следует считать частью летописных сочинений, посвященной воинским сюжетам, иные – что это самостоятельное произведение.
Особенности
Некоторые исследователи выделяют подвиды воинской повести: летописные и внелетописные. Первые являются обычными летописными рассказами о военных событиях и борьбе с чужеземцами, особенность вторых заключается в своеобразных приемах, использованных авторами. Как бы то ни было, у любых видов воинских повестей есть свои отличия.
Еще одной особенностью древнерусских воинских повестей являются особые стилистические фигуры. Очень много в них метафор – например, стрелы летают, как дождь, и тому подобное. Используемые в воинских повестях приемы призваны отразить не только исторические события, но и внутренние переживания героев, весь спектр присущих им эмоций. Помимо метафор, очень частым приемом здесь является гипербола.
К канонам воинской повести древнерусской литературы относится также рассказ о поединке двух самых сильных воинов, предваряющем основное сражение (описанию этого сражения, этой битвы в произведении отводилось огромное место). Кстати, сам бой изображался, как правило, с непременным вмешательством высших небесных сил – иногда это был Бог, иногда ангелы, которые во время битвы находились рядом с нашими воинами и внушали страх иноземцам.
Есть небольшая разница в воинских повестях разных столетий. Рассказы одиннадцатого-тринадцатого веков посвящены сражениям наших дружин и печенегов, половцев либо степных кочевников. В четырнадцатом-пятнадцатом веках, после монголо-татарского нашествия, противниками русских были татары.
Композиционное строение
Композиция древнерусских воинских повестей состояла из трех частей. Первая – подготовка к сражению: сбор дружин, непременное выступление с речью князя перед своим войском, молитва воинов.
Основные темы
Как уже было сказано ранее, главная тема воинской повести – это борьба с различными завоевателями, описание исторических событий и реальных персонажей. Воинские повести, таким образом, – прекрасный нарратив для изучения истории Древней Руси.
Примеры воинской повести
Среди произведений, относящихся к данному жанру, можно выделить следующие: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о взятии Царьграда», «Казанская повесть».
«Слово о полку Игореве»
Черты воинской повести просматриваются в известном «Слове о полку Игореве». Основные персонажи этого произведения напрямую связаны с войной. Все события происходят с великим князем Игорем в его походе против половцев. Стилистические фигуры «Слова» и образы навевают воспоминания о воинских повестях, так же как и тема мужества, пронизывающая все произведение целиком.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Это произведение было создано аж в тринадцатом веке и сохранилось до наших дней. Композиция его полностью отвечает структуре воинской повести, так же как и характер и описание центрального персонажа. Присутствует здесь и описание молитвы, и подготовка к битве, и специальные воинские формулы, и метафоры. Данное произведение считается одним из лучших образцов воинской повести.