Что такое поздний романтизм

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой)
Глава 3. Поздний романтизм.

ГЛАВА 3.

ПОЗДНИЙ РОМАНТИЗМ

Те существенные изменения, которые повлекла за собой для Германии, как и для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских и антинаполеоновских войн, внесли новые черты в характер немецкого романтизма. Наряду с дальнейшим развитием романтической традиции, заложенной в деятельности иенских романтиков, важнейшую роль здесь сыграла антинаполеоновская освободительная борьба 1806-1813 гг. Теоретические искания, философско-эстетические проблемы, столь насыщавшие поиски ранних романтиков, отходят теперь на задний план. Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе [54] с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Вместе с тем национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.

Гейдельбергских романтиков. Близки к ним были братья Якоб и Вильгельм Гримм и Й. Эйхендорф.

Яркую страницу в историю немецкого романтизма вписал своим творчеством Клеменс Брентано в дальнейшее развитие этого направления новые качества. Так, в его романе «Годви» (1801) явно ощутимо влияние романтиков иенской школы и вместе с тем здесь уже открывается начало новой модификации немецкого романтического романа, который у гейдельбергских романтиков заметно сближается с объективной действительностью.

Еще более весомым был вклад Брентано в развитие немецкой лирики. Его заслуга в этой области заключается в том, что, подхватив начинания штюрмеров, он обогатил немецкую поэзию элементами фольклора. Романтическая реформа немецкого стиха, начало которой положил Брентано, конечно, в значительной мере лишила немецкую лирику широты общественного содержания, направленной философской насыщенности (со временем эти утраты будут восполнены уже в романтической поэзии Гейне). Но взамен этого немецкая поэзия станет проще, демократичнее, доступнее широкому кругу читателей, усилится ее национальная ориентация.

Влияние Брентано на последующее развитие романтической лирики в Германии связано не только с его личной творческой деятельностью как поэта, но и с собиранием немецких народных песен, которому вместе со своим другом Арнимом он отдал много сил. В сборник народных стихов, песен и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806-1808) вошли материалы, относящиеся к XVI-XVIII столетиям, включающие кроме непосредственных источников и некоторые авторские стихотворения ряда известных немецких поэтов той поры, и целый ряд оригинальных стихотворений самого Брентано.

«Волшебный рог мальчика» достиг своей основной цели: он дал читателю широкое представление о высоких эстетических достоинствах общественного сознания немецкого народа. И сделано это было в ту пору, когда вопрос о национальном единстве был для Германии [56] одним из самых актуальных общественно-политических вопросов.

Однако следы определенной предвзятости в подборе песен «Волшебного рога» вполне ощутимы. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, лишь в очень немногих песнях можно обнаружить подобные интонации. Напротив, составители утверждают феодальную мораль и законность: всякого, кто отваживается на протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара. При знакомстве со сборником явно бросается в глаза обилие духовных песен. Песни солдатские, песни с военной тематикой соперничают по своему количеству с духовными песнями, что в какой-то мере отражало и характер исторического положения Германии тех периодов и вместе с тем ее современную военно-политическую ситуацию. Особенно это касается военных песен, в которых явственно звучат патриотические интонации («Песня битвы»). Однако в иных военных песнях идеализируется откровенный военный разбой («Старый ландскнехт»).

В начале своей деятельности к гейдельбергским романтикам были близки (1785-1863) (1786-1859), внесшие крупнейший вклад в развитие немецкой филологической науки и фольклористики. Плодом их фольклористских изысканий стал сборник «Детские и семейные сказки» в трех томах, издававшийся в 1822 г.

Источник

Романтизм в литературе

Поздний романтизм

«Исповедь сына века» де Мюссе и «Герой нашего времени» Лермонтова — главные произведения позднего романтизма. В этой части разберем их и проследим переход от романтизма к реализму.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Поговорим о позднем романтизме и его двух главных произведениях 1830-х годов.

📖 В первой половине 19 века появляются два произведения, которые можно назвать этапными в плане беспощадной рефлексии героя над собой и автора над героем. Они написаны двумя великими романтиками — Альфредом де Мюссе (1810 — 1857) и Михаилом Лермонтовым (1810 — 1857).

❇️ В романе «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе (1834) автор старается понять, из-за какой болезни люди скучают, страдают от меланхолии, теряют веру в себя и не находят счастья в любви. Болезнью века становится меланхолия, овладевшая умами большинства французов. Феерические наполеоновские победы и грандиозные имперские планы, связанные с построением нового общества, потерпели крах. Старые смыслы ушли, а новые так и не родились. Тогда-то и зародилась «болезнь», которая заполнила собой томительную пустоту.

❇️ Роман «Герой нашего времени» (1838-1840) Михаила Лермонтова. К главному герою своего главного романа Лермонтов начал присматриваться, еще когда работал над романом «Княгиня Лиговская» (1836). Действие происходит в Петербурге, где Печорин встречает свою былую возлюбленную, Веру, которая теперь замужем и носит фамилию мужа — Лиговская. Печорин ведет себя, как Онегин в последних главах пушкинского «Евгения Онегина»: он пытается добиться внимания княгини Лиговской.

✍️ Лермонтов не дописал этот роман, а двоих его героев забрал в «Героя нашего времени» — Печорина и Веру. Вере автор дал нового мужа и другую фамилию, а фамилию Лиговская отдал княжне Мэри.

🕰 Как мы видим, Лермонтов находится в поиске наиболее адекватного выражения своих мыслей по поводу поколения. Он нашел нужную форму, когда разделил жизнь Печорина на пять фрагментов, каждый из которых по-своему отражал личность этого «героя века». Петербургские главы в этот роман он не включил, хотя несколько раз намекает на них (в истории Печорина и Веры).

❇️ Почему Печорин романтический герой? Он постоянно скучает. В главе «Бэла» Лермонтов устами повествователя намекает, что эту привычку — скучать — Печорин перенял у англичан (намек на байронизм). Какой-либо смысл его жизнь обретает только в крайних проявлениях — в момент опасности, в мимолетном любовном увлечении, в рефлексивной исповедальности дневника.

🔎 Еще одна черта романтизма — автор критически анализирует своего героя. Лермонтов смотрит на Печорина несколько со стороны, но не спешит произносить приговор. Дело в том, что в Печорине слишком много от самого автора. Со стороны Лермонтова такой взгляд на героя — это беспощадный самоанализ.

Романтическая волна в литературе не иссякла даже в 1840-х годах, когда на первый план вышел реализм. Давайте посмотрим, что происходило в литературе на стыке двух течений.

❇️ Романтические произведения продолжают создаваться параллельно первым публикациям произведений реализма. Например, пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт», «Бранд», «Кесарь и Галилеянин» или грандиозный романтический эпос о короле Артуре — «Королевские идиллии» Альфреда Теннисона (1859). Роман «Моби Дик» Германа Мелвилла (1851) и сборник стихов «Цветы зла» Шарля Бодлера (1857) тоже относятся к романтизму.

🤝 Многие авторы-реалисты периодически обращались к романтическим образам и фактически соединяли романтическое и реалистическое в своем творчестве. Так делали Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Эмили и Шарлотта Бронте, Иван Тургенев.

❇️ В декадентскую эпоху, когда наметился кризис реализма, романтизм переживает своего рода ренессанс. Новый виток романтизма рубежа 19-20 веков называют неоромантизмом.

📖 На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра. Поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит сильная личность с одной яркой чертой характера. Например, Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького (1894), Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона (1909).

👥 Вот некоторые авторы- неоромантики:

▪️ Редьярд Киплинг
▫️ Джозеф Конрад
▪️ Генри Райдер Хаггард
▫️ Роберт Льюис Стивенсон
▪️ Брэм Стокер
▫️ Артур Конан Дойль
▪️ Говард Филлипс Лавкрафт
▫️ Джек Лондон
▪️ Максим Горький (в раннем творчестве)
▫️ Герберт Уэллс
▪️ Александр Грин
▫️Александр Беляев
▪️ Александр Чаянов
▫️ Антуан де Сент-Экзюпери
▪️ Герман Гессе
▫️ Юрий Олеша

Мы поговорили о романтизме. Вспомним главное и подведем итоги.

🌀 Мир романтиков — мир искусства, фантазии и красоты. Именно красоту и гармонию романтики искали в жизни.

👤 Герой романтизма бесконечно стремится куда-то, хочет найти идеал. Но поскольку поиск — путь извилистый, то он много раз будет оступаться, сталкиваться с тем, что он не прав и убеждаться, что это была всего лишь иллюзия. Романтический герой всегда занят поиском иного: это сны, фантазии, красота.

➡️ Предшественники романтизма: готическая литература и сентиментализм.

♠️ Готика — мрачная литература, которая принципиально противостояла тайное господствовавшему в эпоху Просвещения культу разума.

♥️ Сентиментализм открыл мир чувств в литературе. Романтизм полностью впитал в себя сентименталистские традиции — культ природы как вместилища божественного начала.

⚰️ Мы узнали о таком течении сентиментализма как кладбищенская поэзия — тексты о бренности человеческого существования.

➡️ Романтики требовали полной свободы для художника, считали, что в литературе не должно быть никаких запретных тем, жанровых и формальных ограничений. Они стремились к синтезу искусств: в творчестве должны быть объединены поэзия, философия, религия и другие виды искусств.

🇩🇪 Романтизм возник в Германии благодаря группе йенских романтиков. Это Новалис (Фридрих фон Харденберг), братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Вильгельм Генрих Ваккенродер.

➡️ Романтизм рождает тексты причудливых форм из-за стремления к формальной свободе.

🧩 Главным жанром романтизма становится фрагмент — краткая фиксация того, что пришло в голову романтику. Отрывочная мысль, набросок идеи или зарисовка, отражающая вдохновенный творческий импульс.

🎨 Еще одна литературная форма с разными по содержанию, форме и стилю фрагментами, причудливо соединенными в единое целое — арабески.

🤹🏻 Ключевое понятие романтизма — романтическая ирония — понятие, сформулированное йенскими романтиками. Ирония может распространяться не только на пошлую действительность, но и на самого романтического героя.

➡️ Мы поговорили о двух основных школах английского романтизма: поэтах-лейкистах и поэзии Байрона и Шелли.

💦 «Озерная школа», поэты-лейкисты (Lake Poets) — группа из трех поэтов: Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Колридж, Роберт Саути. Они верили в иррациональное, традиционные христианские ценности и идеализировали средневековое прошлое.

🎩 С поэтами «Озерной школы» неустанно полемизировали английские романтики второго поколения — Джордж Гордон Байрон и Перси Биши Шелли. Байрон создал тип загадочного и и харизматичного байронического героя.

➡️ Познакомились с другими интересными примерами и жанрами романтизма

🐈 Коснулись творчества Гофмана и узнали, что «Житейские воззрения кота Мурра» — одно из самых причудливых сочинений Гофмана. Совмещение биографии музыканта и дневника кота в романе — реализация двух важных романтических принципов — иронии и арабесок.

⚔️ Узнали, что в 1829 году в Париже состоялась так называемая «Битва за Эрнани» — премьера гиперромантической пьесы Виктора Гюго.

🚩 Поговорили про поиск национальной идеи — одной из граней философии романтизма во всех странах. В России на волне поисков национальной идеи формируется идеология славянофильства.

🕰 Узнали о важном жанре романтизма — историческом романе, его первооткрывателем считается Вальтер Скотт и его первый исторический роман «Уэверли» (1814). Исторический роман — это рыцари, замки, поединки, описания битв, застолий, крепостных стен и доспехов. Роман рассказывает о чем-то прошлом, но так, чтобы это вызывало эмоциональный отклик.

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Немецкая литература: понять и полюбить

Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Источник

Поздний романтизм

Оглавление

литература

Важными авторами позднего романтического периода являются:

Важными характеристиками позднего романтизма являются:

Предпочтительными жанрами позднего романтизма являются:

Музыка

картина

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

В живописи направление, преобладавшее с 1848 по 1900 годы, называется поздним романтизмом, перестраивающим достижения романтизма. Великие вопросы божественности природы и художественного творческого процесса больше не акцентировались, поскольку многие считали, что на них есть ответы. Темы остались прежними. Художники придавали большое значение совершенствованию художественного оформления и техники рисования.

Ситуация во второй половине XIX века.

Однако в новых условиях поздний историзм стал самостоятельным стилем. Появление фотографии поставило под вопрос возможность максимально реалистичного воспроизведения реальности. Импрессионизм смог дать результаты в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем традиционная живопись, и не придавал большого значения сложной технике.

Современная оценка

Культ художника как гения, созданный в эпоху романтизма, также усилился и, по мнению некоторых авторов, почти как заменитель религии. Гений художника, наряду с самим искусством в его различных стилистических проявлениях, был частью концепции автопортрета буржуазии. Это также повлияло на способ рисования. Тщательная точность романтической живописи была оставлена ​​после 1848 года. На смену ему пришла более широкая, более расслабленная манера письма, которая производила впечатление виртуозности и непосредственности, даже если, в отличие от пленэрной живописи импрессионистов, она была тщательно подготовлена ​​и спланирована.

Поздний романтизм в живописи также повлиял на архитектуру, особенно в Вене.

Поздняя оценка

Один из упреков классическому и позднему романтическому периодам состоит в том, чтобы рассматривать искусство как параллельный мир, не тронутый обществом, которое претендует на метафизическое или религиозное посвящение.

Ведущие музеи хранят своих поздних романтиков в своих журналах и показывают работы лишь от случая к случаю и в контексте специальных выставок. Принимая во внимание возрастающую важность числа посетителей, слишком велик риск того, что неопытная публика ошибочно примет произведения позднего романтического периода за китч и сотрет это в музее.

Иная ситуация в сфере искусства, где поздние романтики пользуются все большей популярностью, даже если они еще не приблизились к импрессионистам. Немногочисленные опубликованные монографии о поздних романтиках раскупаются в короткие сроки. Будущая задача истории искусства состоит не в том, чтобы продолжать оценивать творчество поздних романтиков глазами следующего направления, а скорее как дальнейшее развитие по сравнению с предыдущим периодом, романтизмом, и как проявление своего времени. который произвел нечто художественно значимое.

Художниками позднего романтического периода считаются:

Источник

Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Что такое романтизм?

Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Романтизм в литературе

Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Романтизм в поэме «Мцыри»

Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.

Что такое поздний романтизм. Смотреть фото Что такое поздний романтизм. Смотреть картинку Что такое поздний романтизм. Картинка про Что такое поздний романтизм. Фото Что такое поздний романтизм

Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Источник

Поздний романтизм

Успехи реалистической прозы, прежде всего в романном жанре, не отменили успехов романтизма в поэзии, в частности в лирике и в поэзии средних форм — балладе и поэме. В 1850-е годы романтизм переживает короткий расцвет, в 1860-е годы снова наступает упадок, который длится довольно долго, хотя отдельные всплески романтического искусства эстетически волнуют общество.

Поздний романтизм существенно отличается от романтизма 1800—1840-х годов. Романтики учитывали достижения реалистической прозы и сами влияли на нее. Несомненно, что психологический анализ внутренней жизни перешел в реалистическую прозу из романтического искусства, из романтической лирики и поэмы. Но и романтизм многому «научился» у реалистического романа и реалистической прозы вообще. Во-первых, лирический герой у многих романтиков (у Тютчева, например) теряет черты исключительности и избранности, представая вполне обыкновенным человеком, наделенным, однако, мощью и утонченностью личного духа. Во-вторых, романтическую одухотворенность всего сущего романтик (например, Фет) находит вовсе не в чем-то исключительном, а в самых обыденных явлениях природы и предметах, не столько в катаклизмах природы, сколько в ее спокойных, тихих состояниях. В-третьих, романтики ценят точность — изобразительную, живописную, звуковую, акустическую, пластическую, скульптурную и даже «научную» (полет, повадки и поведение зверей, птиц, насекомых).

Все эти новые качества позднего романтизма в наибольшей степени воплотились в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и А. К. Толстого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *