Что такое поземельно зависимые крестьяне

Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии

Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии

В таких условиях разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, они, как правило, не сгонялись с земли, на которой жили. Феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, ибо при феодальном строе «не освобождение народа от земли, а напротив, прикрепление его к земле было источником феодальной эксплуатации». Земля была в условиях господства натурального хозяйства единственным средством существования. Поэтому, даже теряя аллоды, свободные общинники вынуждены были брать у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей.

Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в «прекарий» (precaria). В VIII—IX вв. эта практика получила особенно широкое распространение как одно из важнейших средств феодализации. Прекарий, что дословно означает «переданное по просьбе», — это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) безземельному или малоземельному человеку. За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли.

Существовали прекарий нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли (precaria data), но иногда мелкий собственник, еще не потерявший своей земли, передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них, чаще всего церкви, и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно — в пределах одного-двух поколений (precaria oblata) — на условиях несения определенных повинностей. В результате такого рода сделки прекарист, по существу, отказывался от своего права собственности на землю. Иногда прекарист получал обратно в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарий назывался «прекарий с вознаграждением» (precaria remuneratoria). Прекарий последнего типа были особенно распространены на землях церкви: церковные учреждения стремились таким способом привлечь побольше крестьян-держателей, чтобы округлить свои владения и увеличить площадь культивируемой церковной земли. Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, которые требовали большого приложения крестьянского труда.

Прекарист, отказываясь от права собственности на землю, превращался из собственника ее в держателя. Хотя первоначально он и сохранял свою личную свободу, но оказывался в поземельной зависимости от собственника земли, которая в дальнейшем приводила и к потере им личной свободы. Если более крупные прекаристы брали у церкви землю на условии уплаты незначительного оброка, то мелкие прекаристы, особенно из числа бывших безземельных, несли более тяжелые платежи, а иногда даже и барщину, приближаясь по своему положению к лично зависимым крестьянам.

Таким образом, хотя прекарные отношения имели форму «добровольного договора», в действительности они являлись результатом тяжелого экономического положения крестьян, вынуждавшего их отдавать землю крупным землевладельцам, а иногда и следствием прямого насилия. В лице прекаристов создавался промежуточный социальный слой, переходный от свободного общинника-аллодиста к зависимому крестьянину.

Наряду с крестьянами в VIII—IX вв. в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники, сами эксплуатировавшие труд зависимых людей, обычно вышедшие из среды более зажиточных аллодистов-общинников. В этих случаях прекарий служил для оформления поземельных отношений внутри складывающегося класса феодалов, так как такой мелкий вотчинник был уже, по существу, феодальным землевладельцем, вступившим в определенные отношения с более крупным феодальным земельным собственником, предоставившим ему землю в прекарий.

Одновременно с развитием прекарных отношений и потерей крестьянами собственности на землю происходило и личное закрепощение крестьянства. Теряя землю, крестьянин часто вслед за этим терял и свою личную свободу. Так, бедняк, будучи не в состоянии уплатить долг, попадал в кабалу к кредитору, а затем и в положение лично зависимого человека, мало чем отличающегося от раба. Такая же участь часто ожидала бедняка, которого нужда толкнула на кражу или другие преступления и который, не имея возможности возместить ущерб потерпевшему, становился его кабальным рабом. К личной зависимости часто вел акт коммендации мелкого свободного крестьянина светскому магнату или церкви (см. выше). На практике установление такой личной зависимости крестьянина от феодала могло иногда предшествовать утере им аллода. Однако широкое распространение таких личных отношений между ними имело своей общей предпосылкой быстрый рост крупного землевладения за счет мелкой крестьянской и общинной собственности, выражавший главную тенденцию социального развития Франкского государства той эпохи.

Разорению и втягиванию крестьянства в зависимость способствовала в немалой степени и дальнейшая концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, служившей им орудием внеэкономического принуждения. По мере того как росло количество подвластных магнату людей — прекаристов, кабальных людей, лиц, коммендировавшихся ему, он приобретал над ними все большую власть.

Королевская же власть, будучи не в силах препятствовать сосредоточению политической власти в руках крупных землевладельцев, вынуждена была санкционировать его путем специальных пожалований. Такие пожалования появились ещё при Меровингах, но широкое их распространение относится к каролингскому периоду. Сущность их заключалось в том, что особыми королевскими грамотами правительственным должностным лицам — графам, сотникам и их помощникам — запрещалось вступать на территорию, принадлежавшую тому или иному крупному землевладельцу, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам. Такое пожалование называлось «иммунитетом» (от латинского immuiiitas — неприкосновенность, освобождение от чего-либо). Иммунитетом называлась не только совокупность определенных политических прав, передаваемых крупному землевладельцу, но и территория, на которую распространялось это пожалование.

Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы и иные поборы); наконец, он являлся предводителем военного ополчения, созываемого на территории иммунитетного округа. Юрисдикции иммуниста обычно подлежали гражданские иски и дела о мелких правонарушениях — не только лично зависимых, но и лично свободных жителей его владений. Высший уголовный суд обычно оставался в руках графов, хотя некоторые иммунисты присваивают себе также и права высшей юрисдикции.

В буржуазной историографии распространено чисто юридическое представление об иммунитете, который рассматривается исключительно как результат королевского пожалования, а иммунист — как один из агентов центральной власти на местах. Тем самым иммунитет изображается в виде стоящего над классами органа мира и порядка, который якобы ничего общего не имеет с хозяйственными интересами феодала и эксплуатацией крестьян.

В действительности иммунитетное пожалование чаще всего лишь оформляло ту политическую власть, тот аппарат внеэкономического принуждения, которыми феодал в качестве крупного землевладельца пользовался обычно задолго до получения этого пожалования и которые неизбежно порождались базисом феодального строя и характером феодальной земельной собственности. «. в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде, — говорит Маркс, — была атрибутом земельной собственности». Иммунитет представлял собой важное средство принуждения крестьян и укрепления их зависимости. Располагая судебно-административными и фискальными полномочиями, иммунист использовал их для усиления эксплуатации и окончательного закрепощения своих подданных — крестьян, как уже зависимых от него, так и еще лично свободных. В каролингский период иммунитетное пожалование часто распространяло власть иммуниста на земли и людей, до этого не зависевших от чьей-либо частной власти, еще лично свободных.

Вместе с тем иммунитет способствовал усилению политической независимости феодалов от центральной власти, подготовляя тем самым последующий политический распад Каролингской империи. Росту политической самостоятельности феодалов немало способствовало и развитие вассальных отношений. Вассалами первоначально назывались свободные люди, вступившие в личные договорные отношения с крупным землевладельцем, большей частью в качестве его военных слуг — дружинников. В каролингский период вступление в вассальную зависимость часто сопровождалось пожалованием вассалу бенефиция, что придавало ей характер не только личной, но и поземельной связи. Вассал обязывался верно служить своему господину (сеньору), становясь его «человеком» (homo), а сеньор обязывался защищать вассала. Располагая большим количеством вассалов, крупный землевладелец приобретал политическое влияние и военную силу, которые обеспечивали ему независимое от центрального правительства положение.

В 847 г. внук Карла Великого Карл Лысый в своем Мерсенском капитулярии предписывал, чтобы «каждый свободный человек выбрал себе сеньора». Таким образом, вассалитет признавался главной законной формой общественной связи. Развитие вассалитета вело к зарождению иерархической структуры господствующего класса феодалов, ослабляло центральную власть и способствовало усилению частной власти феодалов.

Читайте также

Слом феодальной системы

Слом феодальной системы «В опричнине Иоанн приобрел новые силы действовать с большей самостоятельностью и независимостью от упорной партии бояр; опричники самим своим отделением от земщины уже ставились в такое положение, что их интересы делались нераздельными от

• От феодальной раздробленности…

• От феодальной раздробленности… Приблизительно к тысячному году от эпохи Каролингов осталось лишь далекое и полузабытое воспоминание. Централизованная власть хотя и принадлежала королю, являвшемуся одним из многих сеньоров, но не была основана на законной традиции

Окраины феодальной Европы

Окраины феодальной Европы В конце XII века феодальные отношения, с некоторыми оговорками, установились на всем пространстве христианского мира. Мне представляется любопытным тот факт, что на окраинах сформировались феодальные государства, которые в той или иной мере

ПАРАДОКСЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ТЕОРИИ «ФЕОДАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

ПАРАДОКСЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ТЕОРИИ «ФЕОДАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» Подобную фрагментацию общества и государства называют «феодальной раздробленностью» и не без основания подчеркивают ее губительные последствия для государственного единства и силы публичной

§ 16. Человек феодальной эпохи

§ 16. Человек феодальной эпохи На протяжении тысячелетнего средневековья «Мир Человека» в Западной Европе определялся христианством.«Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание,

Бенефиции и зачатки феодальной иерархии

Бенефиции и зачатки феодальной иерархии Вопрос о существовании бенефициальной системы в Испании раннего средневековья является спорным. Некоторые зарубежные авторы отрицали ее наличие в Вестготском государстве[903]. Иные исследователи высказывали прямо

КОНЕЦ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ

КОНЕЦ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ Германская революция имела важные последствия, которые непосредственно с ней не связаны. Речь идет скорее о долговременных эволюционных процессах, которые ускорились благодаря опыту революции. Она способствовала быстрому формированию

Период феодальной раздробленности

Период феодальной раздробленности Существенные изменения в развитии русского военно-инженерного искусства произошли в XIII в. Уже со второй половины XII в. письменные источники все чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого штурма. Постепенно

§ 6. Господство феодальной знати

§ 6. Господство феодальной знати В XIV в. Чехия в экономическом отношении находилась в состоянии подъёма. Благоприятная внутренняя и внешняя хозяйственная обстановка толкала феодалов к реорганизации хозяйства поместья для поднятия его производительности увеличения

7. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

7. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ Феодальная раздробленность на Руси оформилась в к. первой трети XII в., после смерти великого князя Мстислава Владимировича Великого. Предпосылки для развития

Преодоление феодальной раздробленности

Преодоление феодальной раздробленности Начавшийся в XIII в. процесс преодоления феодальной раздробленности представлял собой закономерное следствие подъема городов и сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, что представление о «собирании земель» только из центра

Развитие феодальной системы

Развитие феодальной системы Чтобы в полной мере понять, насколько набеги викингов способствовали разрушению империи Каролингов, нужно вернуться назад и представить себе, как управлялась эта империя и как складывались отношения в среде новой социальной элиты.К тому

3. Происхождение отношений личной зависимости

3. Происхождение отношений личной зависимости Искать себе покровителя или покровительствовать кому-то — подобные стремления в природе человеческой и не зависят от времени. Но начало юридически обоснованным институтам они положили лишь однажды и в том государстве, где

Источник

Кто такие лично зависимые крестьяне и поземельно зависимые крестьяне?

Задание по Истории для 6 класса.

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Уровень несвободы крестьян в Средние века был различным для определенных категорий. С одних крестьян хозяин требовал только курицу по праздникам да пару десятков яиц, зато другие отдавали ему чуть ли не половину своего урожая и при этом еще работали от восхода до заката на его угодьях. В первом случае это были так называемые поземельно зависимые крестьяне, то есть те, которые по каким-то причинам лишились собственной земли и были вынуждены арендовать ее у хозяина, находясь под его защитой. А вот во втором случае это были лично зависимые крестьяне, то есть те, которые не имели своей земли и являлись личной собственностью хозяина, который мог их продать или обменять, как ненужную вещь. Как правило, лично зависимыми становились либо неисправимые должники, либо преступники, либо потомки рабов.

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Натуральное хозяйство, человек разумный начал осваивать около десятка тысяч лет назад. До этого в основном, способом пропитания человека была охота на дичь и собирание плодов.

Именно навык возделывать и разводить еду для себя, а потом применять ее в пищу и стал прототипом хозяйствования.

Излишки продуктов, образовывающиеся иногда, стали обмениваться а в последствии продаваться, и так натуральное хозяйство постепенно стало называться «производством» цели которого уже не только накормить своим продуктом того кто его произвел.

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Для меня /я не мусульманин/ главными и особо уважаемыми запретами в мусульманстве, которых почему то нет в христианстве, являются-курить табак и пить алкоголь. А главной и самой человечной обязанностью является обязанность каждого мусульманина достойно содержать своих детей и жен. Ислам религия молодая и намного прогрессивнее других и её каноны на порядок больше соблюдаются верующими, чем в христианстве.

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Люди еще с древности (в каменном веке) понимали, что следует объединить свои усилия, чтобы отражать нападения агрессоров и вместе справляться с разными стихийными бедствиями или бедами, из-за этого стали возникать племенные союзы.

Основные причины возникновения городов в средневековье:

Агрессия варваров, викингов, из-за чего создаются военные центры.

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Во времена первобытно-общинно­ го строя преобладала коллективная собственность на средства производства, то есть люди, живя в родовых общинах, для работы пользовались общими инструментами, которые были довольно низкого качества, поэтому и производительность, то есть конечный результат труда был низкий. Труд был коллективным, то есть работали все вместе: кто-то работал лучше, а кто-то работал хуже, но распределение полученных продуктов происходило поровну. К тому же, погодные условия очень сильно сказывались на конечном продукте и на производительности труда.

Если говорить очень кратко, то главными признаками первобытно-общинного строя можно назвать пять признаков:

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

При более глубоком рассмотрении этого вопроса можно назвать семь признаков:

Источник

Что такое поземельно зависимые крестьяне

Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Ордонанс короля Людовика x от 3 июля 1315г. об освобождении сервов.

Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам, с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за проступки предков множество нашего простого народа впало в состояние серважа и разные [другие зависимые] состояния, что весьма нам не нравится; мы, принимая во внимание, что королевство наше незвано и слывет королевством франков, и желая, чтобы действительное положение вещей соответсвовало [этому] названию и чтобы положение народа было исправлено нами с началом нашего нового царствования, по обсуждении с нашим великим советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников, наших, такие состояния несвободы приведены были к свободе и чтобы всем тем, кои-либо по происхождению, либо по давности, либо вновь в силу браков или в силу проживания на несвободной земле впали в состояние серважа, дана былы на добрыхи приличных условиях свобода. И ради того, чтобы простой народ наш не терпел более ни обид, ни вреда от сборщиков, сержантов и других служащих, которых прежде посылалипо делу о мэнмортах и формарьяжах, как это бало до сих пор и что весьма нам не нравится, а также ради того, чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему, привели их к свободному состоянию, мы, вполне полагаясь на верность и испытанную мудрость вашу, настоящей грамотою поручаем и приказы- ваем вам отправиться в Санлисский бальяж и его ведомство, а также во все местечки, города, общины и к отдельным лицам, кои будут требовать у вас вышеназванной свободы, с тем, чтобы договариваться и условливаться с ними относительно извест- ных выкупов, которыми мы были бы достаточно вознаграждены за выгоды, кои с названного состояния [серважа] могли посту- пить нам и преемникам нашим, и давать им, настолько это касается нас и преемников наших, общую и постоянную свободу, как выше сказано и как более добротно мы вам о том устно говорили, объявляли и поручали. И даём по совести обещание за нас и за преемников наших, что утвердим, одобрим, соблюдаем и повелим соблюсти и оградить всё, что вы сделаете и обещаете в названных случаях, и грамоты, кои вы выдадите по делу о договорах, выкупах и о даровании свободы городам, общинам, местечкам или отдельным лицам, мы тотчас же утвердим и будем выдавать наше на то [разрешение] всякий раз, как будут они о том просить нас. Дано в Париже, в третий день июля, в год от воплощения господа 1315.

Источник

Размер денежного или натурального чинша и других повинностей, если таковые были установлены, был твердо закреплен местным правовым обычаем и сохранялся неизменным из поколения в поколение. Феодальное право не разрешало сеньору произвольно повышать их размер при переходе участка к наследникам чиншевика или при передаче его другому лицу.

Чиншевик мог покинуть свой участок, если не хотел или не мог эксплуатировать его. Уходящий крестьянин должен был перед выходом рассчитаться с господином по своим оброчным обязательствам и уплатить ему особую пошлину. Уходя из сеньории, крестьянин терял все права на участок. Сеньор, как правило, мог удалить чиншевика только при наличии определенных феодальным обычаем или законом оснований.

Например, одним из таких оснований могла явиться неуплата чинша в течение трех лет. Основания эти были довольно многочисленны, не говоря уже об общей беззащитности слабого чиншевика от произвола крупного сеньора. Выморочный участок чиншевика возвращался к сеньору.

Чиншевик имел широкие права по распоряжению своим наделом. Он мог передавать его по наследству, закладывать, отчуждать, иногда не спрашивая разрешения у господина, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в пользу господина сохранялись за новым приобретателем.

Сеньор являлся верховным собственником чиншевого участка, ибо он имел право не только на чинш и на определенные повинности со стороны чиншевика, но и на баналитеты, на пошлину при переходе участка в другие руки, на получение выморочного чиншевого участка, на удаление чиншевика при наличии определенных условий. Поземельно-зависимый крестьянин был подчиненным, неполным собственником земли, но он личным трудом обрабатывал свой участок.

Источник

Размер денежного или натурального чинша и других повинностей, если таковые были установлены, был твердо закреплен местным правовым обычаем и сохранялся неизменным из поколения в поколение. Феодальное право не разрешало сеньору произвольно повышать их размер при переходе участка к наследникам чиншевика или при передаче его другому лицу.

Чиншевик мог покинуть свой участок, если не хотел или не мог эксплуатировать его. Уходящий крестьянин должен был перед выходом рассчитаться с господином по своим оброчным обязательствам и уплатить ему особую пошлину. Уходя из сеньории, крестьянин терял все права на участок. Сеньор, как правило, мог удалить чиншевика только при наличии определенных феодальным обычаем или законом оснований.

Например, одним из таких оснований могла явиться неуплата чинша в течение трех лет. Основания эти были довольно многочисленны, не говоря уже об общей беззащитности слабого чиншевика от произвола крупного сеньора. Выморочный участок чиншевика возвращался к сеньору.

Чиншевик имел широкие права по распоряжению своим наделом. Он мог передавать его по наследству, закладывать, отчуждать, иногда не спрашивая разрешения у господина, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в пользу господина сохранялись за новым приобретателем.

Сеньор являлся верховным собственником чиншевого участка, ибо он имел право не только на чинш и на определенные повинности со стороны чиншевика, но и на баналитеты, на пошлину при переходе участка в другие руки, на получение выморочного чиншевого участка, на удаление чиншевика при наличии определенных условий. Поземельно-зависимый крестьянин был подчиненным, неполным собственником земли, но он личным трудом обрабатывал свой участок.

Землевладение аллодистов. Освобождение крестьян

От личной зависимости

Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть фото Что такое поземельно зависимые крестьяне. Смотреть картинку Что такое поземельно зависимые крестьяне. Картинка про Что такое поземельно зависимые крестьяне. Фото Что такое поземельно зависимые крестьяне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *