Что такое позитивная социализация

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация

Рубрики

Свежие комментарии

Страницы

Позитивная социализация дошкольников

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник

Позитивная и негативная социализация индивидов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, общество оказывает влияние на индивида, предлагая ему социальные и культурные нормы. С другой стороны, индивид, на протяжении всей своей жизни, осваивает предложенные нормы и ценности, благодаря которым он вписывается в существующую структуру общества. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни

Человек является единственным биологическим видом, который не только адаптируется к условиям внешней среды, пассивно приспособляясь к ней, но и социализируется, изменяя среду своей практической деятельностью. Первоначально процесс социализации запускается в семье, и в дальнейшем переносится на среду жизнедеятельности.

Основной целью социализации является установление однородности общества. Главным признаком успешной социализации индивида является умение подавлять личные интересы в пользу общественных потребностей.

На процесс социализации влияет:

Социализация личности может быть как позитивной, так и негативной. На рисунке 1 представлены примеры различных видов социализации:

Позитивная социализация индивидов в обществе

Процесс социализации можно охарактеризовать как позитивный в том случае, когда индивид получает возможность развивать свои способности и таланты в соответствии с нравственными и культурными ценностями общества. Человек осваивает все новые и новые виды деятельности, учится ориентироваться в системе связей между ними, осмысливает новые социальные роли. При этом происходят контакты с другими людьми, что складывается в общение. Формируется внутренний мир и социальное поведение. Через деятельность и общение происходит самопознание личности, выбираются и осуществляются социальные роли, что можно считать ее созреванием.

Готовые работы на аналогичную тему

Позитивной социализации индивидов способствуют согласованные действия таких социальных сфер, как образование, общение, досуг и самоуправление. Нужно отметить, что личность – понятие автономное, чем и предопределяется возможность развития самого общества в процессе социализации его индивидов. Помимо принятия общественных ценностей, собственная позиция личности в осуществлении своей социальной роли также оказывает влияние на свою социальную структуру, и на общество в целом.

Негативная социализация личности

Несмотря на то, что социализация обычно представляется положительным явлением, существуют и негативные аспекты данного вопроса. Так как социализация является сложным процессом, протяженностью во всю жизнь человека, индивид выбирает те ценности, которые, как ему кажется, позволят наилучшим образом реализоваться в окружающем обществе на том, или ином этапе его существования. Однако окружение человека может носить отрицательные черты, и в этом случае в процессе социализации личность приобретает негативные ценности. К отрицательным чертам окружения можно отнести следующие:

Процесс взросления в негативной социализации происходит быстрее, чем в среде позитивной социализации, но характеризуется обширным объемом накопленного негативного жизненного опыта. При этом не вырабатываются такие качества, как ответственность и избирательность.

Источник

Понятие позитивная социализация, ее структура

Зарубежные исследователи: Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э. выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых. Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делается на усвоении, предполагает формирование предельных способов действовать, крайних смыслов тех или иных поступков и освоении новых социальных сфер и способов поведения (6).

В отечественной социальной психологии в качестве особенностей познавательной социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций (6).

Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

​ −умение ребенка войти в детское общество;

​ −умение ребенка действовать совместно с другими; −умение следовать и уступать общественным нормам;

​ −умение ребенка контролировать свои желания и др.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникациюпроисходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает позитивную социализацию и успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В психолого-педагогической литературе позитивная социализация рассматривается, как умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Схема 1. Понятие позитивной социализации (В. П. Чурепкина)

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация
Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация
создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация

формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализацияЗадачи П.С.

создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1153 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализация Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений задействованных в процесс социализации детей, как фундамента становления и проявления социальной культуры во взрослой жизни.

Ключевые слова: позитивная социализация, социальное развитие, новообразования, социальная ситуация развития, толерантность

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, так как сам процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, являясь фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Как и прежде актуальна проблема социального развития ребенка, т. к. одной из целевых установок ФГОС ДО (5) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе игра как ведущего вида деятельности, содействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Согласно выше сказанному, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям, т. е. среда ДОУ, культура общения и взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – все это компоненты позитивной социализации дошкольника.

Личностные структуры (1,такие как: темперамент, характер закладываются в первые годы жизни, следовательно, на семью и дошкольные учреждения возлагается нравственно-патриотическая ответственность по воспитанию личностных качеств у детей дошкольного возраста. Современная практика дошкольного образования реализует образовательный стандарт, где четко определено, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Поэтому, считаю целесообразно в ДОУ создать следующие условия для успешной социализации детей:

Эмоциональное благополучие ребенка – это душевный комфорт ребенка. Создание комфортной атмосферы, способствующей развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха каждого ребенка-индивидуума.

Положительные динамические отношения ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сопричастности и толерантности.

Развитие социальной коммуникативной компетентности ребенка, т. е. способность устанавливать и поддерживать необходимое эффективное взаимодействие с другими членами социума, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции в рамках адекватного, конструктивного поведения.

Развитие социальных навыков детей, помогающих установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться, мобилизоваться, регенерировать, рефлексировать.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития, самосовершенствования.

Многие согласятся со мной, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье, т. к. приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию, лабильности и динамической мобилизации собственных ресурсов. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Согласна с мнением Е. А. Ключниковой (4, которая утверждает, что одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”, оно успешно и уникально.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью определенных критериев. Такими показателями успешного социального развития дошкольникав детском саду могут служить следующие умения ребенка: войти в детское общество; действовать совместно с другими; следовать и уступать общественным нормам; контролировать свои желания и др.

4. «Прикоснутся к ребенку сердцем». Формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольниковв процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников Текст: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Е. А. Ключниковой. –Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. – 208с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализацияЛэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.

Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Мониторинг в условиях ФГОС ДО (Слайд 1) На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Что такое позитивная социализация. Смотреть фото Что такое позитивная социализация. Смотреть картинку Что такое позитивная социализация. Картинка про Что такое позитивная социализация. Фото Что такое позитивная социализацияПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Вишняк Наталия Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО.

Обеспечение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Выступление на совещании заведующих ДОУ Выступление на совещании заведующих ДОУ Куртамышского района Пронько Натальи Николаевны, заведующего.

Источник

Позитивная социализация

Автор: Путятина Оксана Валерьевна

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня образование рассматривается как адекватный ответ на вызовы времени, как система личностно и социально ориентированных знаний и практик человека, обеспечивающих необходимый уровень его компетентностей в течение всей жизни, как ресурс развития инновационной экономики страны и её регионов. Важным шагом на пути обновления может стать внедрение в практику школьного образования модели деятельности общественно-активных школ и технологий социально-ориентированного образования. Сегодня идея общественно-активной школы стала востребованной для системы российского образования. Общественно-активная школа имеет высокий уровень адаптации к конкретным социальным условиям, в которых происходит ее развитие. Важнейшая задача общественно-активной школы — помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Деятельность такой школы направлена на формирование активной гражданской позиции школьников, получение опыта гражданского действия, саморазвитие.

Общественно-активная школа включает в себя три основных компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества, добровольчество. Для нас одной из важнейших составляющих демократизации образовательного процесса в общественно-активной школе является использование принципа партнерства при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению образования представителей сообщества. Партнерские отношения предполагают четкое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства и нести взаимную ответственность.

Общественно-активная школа обладает достаточным потенциалом для того, чтобы способствовать образованию субъектов демократии. Являясь образовательным учреждением, общественно-активная школа превращается в центр гражданских, просветительских, культурных, добровольческих инициатив, становится ресурсным центром для жителей тех территорий, где находится, формируя демократию низового участия.

Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Общественно-активные школы помимо всего прочего обладают определенным опытом достижения нового качества образования на основе формирования ключевых компетентностей. В частности, к их числу относится позитивная социализация обучащихся. Предлагаем вам опыт работы в данном направлении.

Задумываются ли ваши учащиеся о том, в чем для них заключается успех? Что происходит вокруг них в их сообществе? Зачем надо быть активным? Какие примеры социальных проектов они знают из своего опыта, в чем их ценность? Что надо делать, чтобы команда работала эффективно? Какие методы сбора информации можно использовать, чтобы создать карту своего сообщества? Поиск ответов на эти вопросы позволяет молодым людям учиться и развиваться посредством активного участия в специально организованных действиях, которые дают возможность использовать приобретенные академические знания и навыки в ситуациях реальной жизни их сообществ, поддерживают образовательные цели учреждений; являются практическим применением приобретенных в школе знаний; направлены на решение насущных проблем сообщества.

Школа, занимающая активную позицию в окружающем сообществе; школа, которая не только дает знания и готовит к будущей карьере, но и учит терпимости и состраданию, проводит акции в поддержку нуждающихся, больных, сирот и ветеранов войны, будет играть превалирующую роль в становлении современного гражданина. Это будет школа жизни для учителя и его учеников, такая школа, где невозможно спрятаться за школьной партой и отговориться чрезмерной занятостью. Эта школа, которая учит готовности идти к людям, делиться с ними, что у тебя есть из добрых побуждений, не рассчитывая на то, что тебя похвалят или заметят.

Это возможность широкого обмена опытом между учителями в направлении социально значимых, перспективных направлений работы, востребованных обществом как никогда. Это возможность объединения между школами разных регионов. Это навык становления активных форм работы в самой школе, организация таких общественно полезных дел, которые способствуют развитию как практических, так и социально-необходимых навыков, возможность сплотить коллектив вокруг общего дела, показать им успех работы вместе, воспитать чувство гражданственности.

Для достижения успеха на поприще общественно-ориентированного образования в рамках проекта « Общественно-активные школы как эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа»» нами был разработан инновационный проект «Позитивная социализация обучающихся». Основной идеей инновационного проекта является создание реальной возможности родителям, местным жителям, общественным организациям и учреждениям стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей школьникам и решении проблем местного сообщества.

Вместе с тем процесс демократизации и гуманизации общественных отношений (в большей мере декларируемых, чем реализуемых) усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.

Сущность воспитательной деятельности в этих условиях состоит в управлении процессом социализации воспитанников с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды. На этом фоне особую значимость приобретает проблема позитивной социализации.

Понятие «позитивная социализация» используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого подростками социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия как одного из критериальных в нашем исследовании мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. Первая их группа факторов — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Известно, что социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Исследуя вопросы социализации личности, в настоящее время принципиально важным становится выявление особо значимых факторов и механизмов позитивной социализации школьников одной из центральных школ областного центра и создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей и подростков.

Решение проблемы позитивной социализации школьников может наиболее успешно осуществляться в школе, позиционирующей себя с общественно-активной школой, ориентированной на формирование демократического уклада школьной жизни и активное взаимодействие с местным сообществом.

Основываясь на том, что общественно–активная школа ориентируется на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривает сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремится максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик, МБОУ г.Иркутска СОШ № 72 выстраивает работу по социализации своих учеников на их активном участии в местной жизни, на помощи им в формировании партнерских отношений с взрослыми при решении общих, актуальных для всех проблем.

Принимая концепцию общественно-ориентированного образования, мы убеждены в том, что в решении проблем образования и сообщества нам могут оказать активное содействие местные жители, общественные организации, другие учреждения. С этих позиций общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации совместные усилия по сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Согласование усилий, средств и ресурсов социальных субъектов может осуществляться по таким направлениям: в образовательном процессе – для улучшения качества образования – проведения уроков по отдельным дисциплинам, занятий кружков, клубов педагогами одного учреждения в других; в сфере общения и досуга – организация общих праздников, акций, реализация социокультурных проектов и тому подобное; в сфере самоуправления – создание детско-взрослых сообществ, общих органов соуправления и самоуправления и др.

Таким образом, проблема позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования, на решение которой и направлен данный инновационный проект.

Показатели эффективности инновационного проекта: наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему; проведение плана мероприятий по инновационному проекту; мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта; положительная динамика показателей личного роста школьников.

Ожидаемые результаты инновационного проекта: Консолидированы усилия социальных субъектов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию в контексте общественно-ориентированного образования. Изучены и описаны факторы и механизмы социализации личности ученика конкретной школы. Создан комплекс условий, направленных на позитивную социализацию школьников. Усовершенствован уклад школы по развитию личности школьника в условиях общественно-ориентированного образования. Описан инновационный опыт участников проекта по вопросам позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования

Ожидаемые социальные эффекты инновационного проекта:повышение качества образования; совпадение педагогических целей учителя с жизненными устремлениями, интересами, целями ребенка; повышение мотивации личностного роста школьника; полноценное развитие ребенка, его хорошего физического, психического, интеллектуального, нравственного, душевного самочувствия в школе; развитие гражданских инициатив; участие местного сообщества в решении вопросов образования.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 288 с.

4. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).

5. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие.–Хабаровск:Изд-во Хабар.гос.пед.ун-та, 2005.- 320 с.

9. Общественно-активные школы: от теории к практике. Выпуск 2. Реализация проекта «Общественно-активная школа как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описание эффективных практик. Иркутск. ИПКРОР. – 2011 – с. 116.

10. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

12. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

13. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности:монография.-Воронеж:ВГПУ,2006- 200 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *