Что такое позитивные санкции

Понятие и виды социальных санкций, примеры

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Что такое социальные санкции?

Социальные санкции (от лат. sanctio — «нерушимый закон») – это совокупность инструментов поощрения и наказания, который приняты и утверждены в обществе, основной целью которых является обеспечение соблюдения социальных норм.

Социальные санкции выступают в качестве механизма социализации — с их помощью у индивида формируется перспектива получения награды за одни действия или наказания за другие, что оказывает влияние на процесс развития личности. Также социальные санкции можно рассматривать как средство социального контроля, т.к. они призваны побуждать человека принимать участие в строго обозначенной системе совместной деятельности, за счет чего обеспечивается непрерывность этой деятельности и поддерживается целостность группы.

Слово «санкции» у многих может ассоциироваться только с негативным воздействием, т.е. наказанием, однако, санкции бывают и позитивными. К числу таких санкций относится похвала, одобрение, выдача награды, премирование. Болле подробно примеры как негативных так и позитивных санкций мы разберем ниже.

Характерные черты социальных санкций

Эффективность социальных санкций напрямую зависит от ряда условий:

Социальные санкции формировались на протяжении всей человеческой истории, их система складывалась постепенно. Социальные санкции признаются людьми только после того, как их польза, действенность и эффективность была подтверждена на практике.

Разновидности и примеры социальных санкций

Выделяют 4 разновидности социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Рассмотрим подробнее:

Все представленные виды санкций могут перекликаться между собой, образуя сочетания:

Как работают социальные санкции?

Важно отметить, что социальные нормы не могут обеспечивать контроль без другого, не менее важного элемента — конкретных лиц, ответственных за их соблюдение и реализацию. Поведение людей контролируются другими людьми, которые руководствуются нормами, из соображений о том, что они разделяются всеми членами социума.

Исходя из этого, нормы и санкции – это части единой системы. Если у определенной нормы нет следующей за ней санкции, то она больше не может оказывать влияние на поведение людей в определенных ситуациях. Она воспринимается как условная норма, нарушение которой не приводит к наказанию, поэтому теряет свою значимость как элемент социального контроля.

В некоторых случаях обязательным условием для реализации социальных санкций является присутствие посторонних лиц, для других это требование не актуально. Увольнение оформляется отделом кадров организации и может быть осуществлено только после издания соответствующего распоряжения или приказа. Заключение под стражу требует сложной процедуры разбирательства с включением в работу судебных органов, на основании которого выносится приговор по конкретному делу. Привлечение к административной ответственности требуется присутствия представителя соответствующих государственных служб. Для того чтобы получить ученую степень, кандидату необходимо написать и защитить научную диссертацию, а итоговое решение принимается ученым советом.

Важно отметить, что санкции не могут быть применены по отношению к самому себе. Такой формат воздействия рассматривается как самоконтроль.

Функции социальных санкций

Важность социальных санкций неоспорима, но давайте рассмотрим какие конкретно функции они выполняют:

Плюсы и минусы социальных санкций

На современном этапе санкции доказали свою эффективность и пользу в рамках регулирования поведения людей. Если социальные нормы не выполняются людьми, а наказания за это нет, то результатом является катастрофа, вплоть разрушения общества. Социальные санкции представляют собой необходимый элемент для стабильного функционирования общества и налаживания продуктивной коммуникации между индивидами. Они представляют собой один из основных регуляторов поведения людей в сочетании с социальными нормами. Но нельзя не отметить так же определенные минусы социальных санкций. К их числу относятся:

Необходимо отметить, что санкции представляют собой самую эффективную форму обеспечения стабильности и правопорядка. Вне зависимости от того, как они воспринимаются членами социума, их существование является обязательным элементом для существования общества.

Источник

Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения

Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.

Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:

1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN

2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI

3. Ограничения в нефтяной сфере

4. Эмбарго на поставку оружия

5. Ограничения в Крыму и Севастополе

Замораживание активов / Блокирующие санкции

Европейский союз запрещает:

Ограничения финансирования / Секторальные санкции

Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:

Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.

Секторальные санкции США запрещают:

Секторальные санкции Евросоюза запрещают:

Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.

Санкции США: обзор санкционных программ

1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.

2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.

3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.

Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ

1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.

2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.

3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.

Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.

4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.

5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.

6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.

Санкции других стран: обзор санкционных программ

1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.

Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.

2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.

Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.

3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.

4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.

Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.

5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.

6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.

Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.

Правило 50 %

Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.

Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.

Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что такое санкции простыми словами

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Нарушение законодательных или общепринятых норм влечет для субъекта применение наказания. Меры воздействия на нарушителя принято называть санкциями. Они могут применяться и как показательные мероприятия, направленные на пресечение нарушений со стороны остальных субъектов правоотношений. Толкование термина «санкции» простыми словами — только на сервисе Brobank.ru.

Что означает термин «санкции»

Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.

При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.

Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.

Каких видов бывают санкции

Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:

Еще один смысл понятия «санкция» заключается в предоставлении прав на проведение определенных мероприятий. К примеру, в уголовном процессе распространен термин «судебная санкция», дающий следователю право на применение в отношении подозреваемого мер уголовного преследования. Но в законодательных актах применяется словосочетание «постановление о разрешении» на проведение тех или иных мероприятий.

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Уголовно-правовые санкции

В уголовном процессе санкции применяются а виде синонима термина «наказание». В большей степени они носят карательный характер. После доказанного факта совершения преступления, к обвиняемому применяются санкции — приговор суда, определяющий применение к обвиняемому наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.

Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:

Для примера можно взять одну из самых «распространенных» статей Уголовного Кодекса РФ — кража (ст. 158 УК РФ). Гипотезой в данном случае является условие, в соответствии с которым ответственность за кражу наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Диспозиция — вменяемым лицам, достигшим 14-летнего возраста, запрещено совершать кражу. Санкция — наказание в виде 2 лет лишения свободы.

В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.

Административно-правовые санкции

Наряду с уголовным правом, в РФ действует еще одна правовая отрасль — административное право, которое предусматривает систему санкций за допущенное субъектом правонарушение. В отличие от уголовного права, в административном праве не используется термин «преступление». Здесь его принято заменять на понятие «правонарушение».

Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.

Дисциплинарно-правовые санкции

Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:

Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком. Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна. В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Имущественно-правовые санкции

Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:

В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора. Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика. Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.

Международно-правовые санкции

Термин приобрел большую «популярность» благодаря тому, что в марте 2014 года Российская Федерация, вразрез с международными нормами, присоединила к своей территории бОльшую часть Крымского полуострова.

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.

В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.

Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.

Источники информации:

Источник

Управление риском санкций: семь стереотипов и пять элементов

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Ключевым инициатором санкций уже долгое время выступают США. Они опережают всех остальных и по числу вводимых ограничений, и по эффективности инструментов. Ни в одной другой стране нет сходного доступа к информации и возможностей принуждения бизнеса к исполнению санкций. К тому же, американцы все более активно используют санкции экстерриториально или же трактуют свою юрисдикцию расширительно. Политика санкций других стран также представляет риск для бизнеса. Развиваются соответствующие механизмы ЕС. В России предпринимаются ответные меры на западные санкции, которые также затрагивают бизнес. Отдельная история – политика Китая. Здесь санкции менее формализованы, но в силу мощи китайской экономики и государства – потенциально и более чувствительны. В долгосрочной перспективе бизнесу придется учитывать все больше различных режимов санкций и адаптироваться к ним. Эффективное управление риском необходимо начинать с американских санкций как наиболее распространенных и глобальных. А также – с оценки рисков, связанных с национальными юрисдикциями, в которых работает бизнес.

Существует несколько распространенных стереотипов, которые могут оказать владельцам и менеджменту бизнеса медвежью услугу

Первый стереотип – если у меня нет злого умысла и компания преднамеренно не нарушает режимы санкций, значит риск для нее не актуален. Действительно, случаи преднамеренного нарушения существуют. Для некоторых велик соблазн получить сверхприбыль. В иных случаях компания может быть попросту агентом правительства или лиц, находящихся под санкциями. Американские регуляторы зачастую применяют к ним жесткие меры – блокируют их (печально известный SDN-List) или даже заводят уголовные дела. Однако существует множество случаев, когда компания попадает под штраф в силу незнания законов или неосторожности. Это хорошо видно по статистике штрафов за нарушение санкций – меры более мягкой в сравнении с блокированием, но все-равно довольно болезненной. С 2009 по настоящее время только Министерство финансов США взыскало штрафы с 216 нарушителей (данные Российского совета по международным делам – РСМД). Из них только в 32 случаев регулятор указывал на преднамеренные нарушения (willful violations). Тогда как в 80 случаях регулятор указывал на безответственную халатность (recklessness) компаний и менеджмента. В остальных случаях речь также в основном о различных формах неосторожности, ошибок в управлении, сбоях в аудите сделок и т.п.

Второй стереотип – государственные регуляторы обращают на нарушения крупных компаний, а средний и малый бизнес им неинтересны. Это ошибка. Да, крупные компании на слуху. Штрафы и иные санкции против них обязательно вызывают резонанс в прессе. Для американских регуляторов сам факт того, что компания является крупным и разветвленным бизнесом является отягчающим обстоятельством (если ты большой, позаботься о соблюдении законов). Среди попавших под штрафы или иные меры крупных компаний много. Но небольшие фирмы также подвержены риску. Можно выделить, как минимум, два десятка таких случаев. Хрестоматийный пример – дело против Epsilon Electronics за нарушение режима санкций против Ирана. В России же одним из наиболее известных стал случай американской Haverly Systems, оштрафованной в связи со сделкой с «Роснефтью».

С делом Haverly Systems связан и третий стереотип – регуляторы не цепляются к мелочам и сомнительным случаям, а обращают внимание только на вопиющие нарушения. Это не так. Штраф против Haverly Systems – результат весьма специфической и неочевидной интерпретации законодательства США. Платежи за услуги Haverly Systems были задержаны из-за проволочек в оформлении налоговых документов. Однако регулятор интерпретировал задержку фактически как кредитование «Роснефти» со стороны Haverly Systems, то есть как нарушение Директивы 2 Исполнительного указа 13662. Другой неочевидный случай, также связанный с «Роснефтью», – наложение штрафа на Exxon Mobil. Несколько контрактов между «Роснефтью» и Exxon Mobil подписал руководитель компании И.И. Сечин. Он находится в «черных списках» Минфина США, но не является держателем 50 или более процентов акций компании. Exxon Mobil была вынуждена заплатить штраф в 2 млн. долларов, однако затем оспорила это решение в суде.

Четвертый стереотип – «санкции за нарушение санкций» не страшны, если работать в иной юрисдикции. Опыт применения санкций США говорит об обратном. Многие страны (включая Россию, Китай и страны ЕС) критикуют Вашингтон за экстерриториальные санкции. Но бизнесу от этого не легче. Риск никуда не исчезает. С высокой долей вероятности американцы начнут расследование, если трансакция с подсанкционными лицами осуществлялась в долларах США, то есть через счета американских банков. То же касается «дочек» американских фирм, работающих за рубежом. Недавние примеры проблем «дочек» – расследования и последующие штрафы против Stanley Black and Decker, Aplichem GmbH, Kollmorgen и целого ряда других. Проблемы возникают при попытках сделок через третьи страны и компании (случай компании Acteon) или даже если нарушение де факто совершила третья сторона в третьей стране без ведома самого «нарушителя». Так недавно произошло с Appolo Aviation Group. Ее оборудование было сдано в лизинг компании из ОАЭ. Она, в свою очередь, передала его компании из Украины. А та – в находящийся под санкциями Судан. Ответчиком в итоге оказалась Appolo, с удивлением узнавшая о затейливой траектории движения своего оборудования и ставшей невольным нарушителем.

Пятый стереотип – если государственные регуляторы сразу не узнали о нарушениях, то о них можно забыть. Как вариант, если компания не знает о нарушениях, значит их нет. К сожалению, немало компаний узнает о нарушениях от регулятора спустя длительное время. По оценкам РСМД, средний промежуток времени между нарушением и заключением соглашения компании и регулятора о штрафе (в случае санкций Минфина США) занимает более 6 лет. Американский регулятор мотивирует компании самостоятельно раскрывать свои нарушения, снижая в этом случае штраф на 50%. Но что делать, если сама компания не знает о них? По данным РСМД, как минимум 135 компаний из 216 за последние 10 лет не раскрыли нарушения добровольно и заплатили штраф Минфину США в значительно большем размере. Многие попросту не знали о своих нарушениях.

Наконец, седьмой стереотип связан с работой в странах, которые находятся под санкциями и вводят контрмеры. Здесь срабатывает страх оказаться между молотом западных санкций и наковальней мер национального регулятора. В России, например, такие страхи подогрело обсуждение в 2018 г. поправок в Уголовный кодекс, которые предусматривали ответственность за соблюдение зарубежных санкций. Несмотря на то, что поправки приняты не были, само обсуждение оказало негативный эффект на восприятие риска деятельности комплаенс. На деле в задачу комплаенс входит объективная оценка всех существующих для компании рисков санкций, где бы не находился их источник. Национальный регулятор страны, находящейся под санкциями, также заинтересован в эффективной работе комплаенс, ведь он работает и на исполнение национальных норм. По крайней мере, вырастает вероятность того, что они будут адекватно проанализированы и оценены.

Какие требование сегодня предъявляются к эффективному санкционному комплаенс?

Год назад, в мае 2019 года Управление по контролю зарубежных активов Минфина США (OFAC) выпустило «Рамочные обязательства по соблюдению санкций». Предложенные ключевые элементы программы санкционного комплаенса следующие: (1) Приверженность (обязательства) руководства, (2) Оценка рисков, (3) Внутренний контроль, (4) Тестирование и аудит системы и (5) Обучение. Предложенные элементы также есть в любой программе комплаенс: антикоррупционной, антимонопольной, по персональным данным, инсайд и др.

Прежде чем внедрять систему санкционного комплаенса важно осознать, а что же такое комплаенс в принципе? Существует множество определений и в научной литературе, и в законодательных актах, приведем одно, отражающее саму суть: комплаенс – это процесс обеспечения нормативно-правового соответствия требованиям законодательства, регуляторов, заинтересованных сторон (акционеры, инвесторы, кредиторы, общество и др.), бизнес-практикам и этическим нормам. Целью же этого процесса является превентивное устранение рисков и потерь. В приведенных выше кейсах ясно видно, что отсутствие превентивных мер как в виде документов, так и специальных бизнес-процессов и ответственности различных категорий менеджмента приводит к применению различных санкций: от штрафов до включения в SDN-списки. Однако штрафы не единственные потери компании, и когда мы читаем новости о суммах штрафов в реальности к ним также необходимо добавить (как правило закрытые цифры) суммы расходов на: юридических консультантов, судебные расходы (в случае судебных споров с регулятором), выплаты бывшим менеджерам (виновникам нарушений) при увольнении, модернизацию IT-систем и внедрение новых комплаенс-контролей, создание комплаенс-подразделения и др., а также убытки акционеров от снижения курса акций и репутационные потери.

OFAC выделяет следующие ключевые обязательства менеджмента для целей создания, поддержания и развития системы санкционного комплаенса: (1) выделение адекватных ресурсов, (2) внедрение процессов санкционного комплаенса в текущую операционную деятельность, (3) поддержка и формализация программы санкционного комплаенса и (4) воспитание культуры комплаенс в компании.

Таким образом, если на уровне советов директоров и высшего исполнительного менеджмента будут приняты все необходимые решения и предоставлены все необходимые полномочия, ресурсы и обеспечена независимость комплаенс-офицерам, можно с большой долей вероятности утверждать, что во-первых, риск совершения сделок, нарушающих санкционные ограничения снизится, а во-вторых, в случае расследования со стороны OFAC наличие системы санкционного комплаенса, поддерживаемого менеджментом, может быть расценено как смягчающее обстоятельство, влияющее на выбор как вида ответственности, так и снижение ее объема.

Для проведения оценки санкционных рисков необходимо учитывать весьма широкий круг параметров, таких как: типы клиентов, продуктов и услуг компании, юрисдикций присутствия и других географических данных. В каком-то смысле оценку санкционных рисков можно сравнить с созданием уникальной мозаики из разных элементов по форме и цвету. Результаты оценки санкционных рисков должны быть использованы с целью минимизации санкционных рисков и в написании политик и процедур, и во внедрении внутренних контролей, и в обучающих коммуникациях и материалах и в процессе принятия решений о сделках, о выходе на новые рынки, заключении партнерств, создании новых продуктов и/или услуг компании.

Типы внутренних комплаенс-контролей для целей санкционного комплаенса аналогичны тем, что используются в любом типе комплаенс-программы. Так, это обычно: (1) политики и процедуры, (2) процесс идентификации рисковых сделок и транзакций, (3) процедура эскалации выявленных рисков, (4) периодическая отчетность и (5) сохранение записей.

Правильным образом составленные документы по санкционному комплаенсу могут не только минимизировать риски компании, но и сохранить репутацию и компании, и вовлеченного менеджмента. Многие крупные компании уже имеют специальные Политики в области соблюдения санкционных и других ограничений международного законодательства в странах присутствия и используют в своих стандартных договорах т.н. «санкционные оговорки» наравне с антикоррупционными оговорками или положениями о конфиденциальности. Однако помимо верхнеуровневых политик также необходимо вносить соответствующие изменения и в регламенты и положения по операционным процессам, а также в должностные инструкции вовлеченных в эти процессы работников.

Комплаенс-офицеры в свою очередь должны быть вовлечены в цепочку согласования сделок и транзакций, а также обладать необходимыми полномочиями для оперативной эскалации выявленных рисков в планируемых к заключению сделок/транзакций/новых продуктов и услуг, а в некоторых случаях обладать и правом вето на совершение таких транзакций. Указанные полномочия могут оградить компании от совершения высокорисковых транзакций.

Дизайн контролей безусловно будет различным и зависеть от многих факторов: организационная структура компании, IT-инфраструктура, принципы работы с дочерними компаниями, регионы присутствия и др. Но безотносительно к каждому выявленному риску необходимо удостовериться, что в компании предприняты адекватные меры, направленные на превентивное устранение рисков, чтобы и через год, и через 3 и через 5 лет можно было иметь в наличие достоверные доказательства предпринятых в компании мер, направленных на минимизацию санкционных рисков.

В первую очередь необходимо проводить аудит силами квалифицированной команды внешних и/или внутренних аудиторов, а также предоставлять команде необходимые полномочия и уровни доступа к документам и IT-системам. Также в этот процесс необходимо вовлекать менеджмент с целью дальнейшего и эффективного реагирования на выявленные в процессе аудита слабости и недостатки внедренной системы, включая недостатки IT-систем, механизмов внутренних контролей и выявленных иных пробелов системы.

По результатам аудита необходимо разработать план по устранению выявленных недостатков, в котором важно закрепить персональную ответственность конкретных менеджеров различного уровня и установить сроки устранения выявленных недостатков. Отдельным сложным решением менеджмента по результатам аудита может быть решение о добровольном раскрытии в адрес OFAC своего нарушения. Целью такого раскрытия в первую очередь будет снижение потенциального штрафа на 50%.

В целях разработки эффективной системы обучения в области санкционного комплаенса для осознания сотрудниками ответственности и последствий для компании за их ежедневные обязанности необходимо сначала ответить на следующие вопросы: (1) какие подразделения вовлечены в бизнес-процессы, связанные с санкционными рисками? (2) какие группы сотрудников принимают решения в отношении трансакций и сделок, а какие исполняют принятые решения? (3) с какими заинтересованными сторонами взаимодействуют сотрудники (такие как: клиенты, поставщики, бизнес-партнеры)? Ответы на эти вопросы помогут создать концепцию обучения с учетом факторов и особенностей организационной структуры, сектора экономики и бизнес-стратегии компании.

Также важным аспектом успешной программы обучения является имплементация и своевременная коммуникация с сотрудниками в отношении изменений требований OFAC, влияющих на деятельность компании и условия взаимодействия с клиентами, поставщиками или бизнес-партнерами. Хорошей практикой также является подготовка обучающих материалов или тренингов для своих поставщиков и клиентов. Наравне с санкционной оговоркой это также может повысить уверенность компании в том, что ее контрагенты надлежащим образом осведомлены о существующих ограничениях и рисках, а также может дать дополнительный аргумент при формировании позиции компании перед OFAC в случае если нарушение все же было совершено и начато расследование.

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что внедрение эффективной системы санкционного комплаенса приведет к долгосрочным выгодам для бизнеса и позволит принимать акционерам и менеджменту аргументированные и информированные решения по всему кругу вопросов в отношении планируемых сделок, таких как: юрисдикции, регионы присутствия, тип товаров, платежи в сделке, отношения с банками, страхование и ограничение ответственности, рисков акционеров и менеджмента (Совет директоров/Правление в первую очередь), риски связанные с потенциальными партнерами и другие. Ответы на эти вопросы и сами вопросы, возникшие вследствие наличия процессов санкционного комплаенса, помогут избежать компаниям крупных финансовых и репутационных потерь в сегодняшней реальности политических рисков.

Авторы:

Что такое позитивные санкции. Смотреть фото Что такое позитивные санкции. Смотреть картинку Что такое позитивные санкции. Картинка про Что такое позитивные санкции. Фото Что такое позитивные санкции

Иван Тимофеев
Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *