Что такое праведник в литературе
Образ праведника в русской литературе
Автор: Guru · 07.07.2018
(333 слова) Важное место в русской литературе занимает образ праведника — человека доброго и искреннего, не отступающего от религиозной морали. Основанная на православном сознании, литература всегда стремилась найти разные подходы к изображению безгрешных людей, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.
Среди героев автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого выделяется один персонаж повести «Детство», юродивый Гриша. Он непонятен и смешон для окружающих. Гриша ходит в лохмотьях, но под ними он скрывает вериги. Он притворяется умалишённым, но, когда рассказчик Николенька подглядывает за ним и видит его в молитве, он называет юродивого «великим христианином».
Праведник часто становится лишним человеком. Общество его не принимает, и он вынужден страдать, как и происходит с князем Мышкиным из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Сам автор в черновиках называл своего героя «князем Христом». Однако Мышкин не способен повлиять на окружающих: он слишком слаб, его детское сознание и болезнь не дают ему проникнуть в сердца людей. Если говорить о настоящем праведнике, преодолевшем мирские преграды, то это монах Зосима из романа «Братья Карамазовы». Старец смог «порвать с миром» ради людей и Бога, за что удостоился почитания прихожан и братии.
Безусловно, в число религиозных писателей входит Николай Семенович Лесков. В одном из его рассказов «Очарованный странник» Иван Флягин, «большой грешник», становится монахом. Сложная судьба и раскаяние в грехах приводят его к Богу. В результате из взбалмошного богатыря Флягин становится монахом Измаилом и странствует по святым местам.
Без праведника, по пословице, не стоит ни село, ни, как добавляет Александр Исаевич Солженицын в рассказе «Матренин двор», «вся земля наша». Матрёна Васильевна жила для других, хотя сама нуждалась в помощи. Она не жаловалась на судьбу, не осуждала насмехающихся над ней родственников. Чистая, смиренная и добрая душа, — вот что делало ее настоящей праведницей.
От средневекового жанра «житие» до литературы серебряного века образ праведника оставался актуальным для отечественных писателей и поэтов. Герои вроде старца Зосимы и Мартены становятся своеобразным противовесом порочному обществу. Автор знакомит с ними читателя, чтобы показать пример идеальной духовной жизни и указать на недостатки людей, не способных не то что на праведническую жизнь, а зачастую даже на простые добрые дела.
Реферат на тему: «Праведничество в русской литературе».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3»
«Праведничество в русской литературе».
Шеншина Лидия Анатольевна
Ученица 9 а класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Яковлева Ирина Александровна
Введение. Актуальность, цели и задачи исследования. 3
Кто такие праведники? 4
Н. С. Лесков «Очарованный странник» 8
А. И. Солженицын «Матренин двор» 11
Заключение. Выводы по работе. 17
Ссылки и сноски. 18
Список литературы. 19
В наше время общество проявляет большое уважение к героям, геройским поступкам. Действительно, невозможно остаться равнодушным к самоотверженному поведению человека во спасение жизни других. Но в мире есть и другие герои, которые достойны такой же высшей похвалы. Им не вручаю медали, их не поздравляет президент, их не показывают по телевизору. Они другие. Они совершают другой самоотверженный подвиг. Подвиг праведничества, подвиг православной веры и благочестия. Но что мы действительно знаем о праведничестве сейчас, когда это слово используется абсолютно в иных значениях? Кто такие праведники? В чем состоит их подвиг? В этом нам и предстоит разобраться с помощью научных статей и публицистических произведений.
Но особенно широко раскрылась тема праведничества в русской литературе. Некоторые произведения раскрывают ее очень хорошо. А сами они актуальны и с интересом читаемы нашими современниками. На основе произведений русских классиков люди издавна учились житейской мудрости и набирались жизненного опыта. Знаменитые художники слова воспевали героизм русского народа, а особенно героизм праведников, который становился основой литературных творений разных писателей во все времена.
Цель работы: раскрыть концепции праведничества в русской литературе на материале произведений Н. Лескова и А. Солженицына.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
Изучить понятие «праведничество».
Проанализировать произведение Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник».
Проанализировать произведение Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор».
Предмет исследования: черты, определяющие праведничество героев.
Объект исследования: главные герои произведений Н.Лескова «Очарованный странник и А.Солженицына «Матренин двор».
Кто такие праведники?
«Праведник – это не звание,
это смысл жизни человека»
Мне кажется, что каждый человек по-своему представляет себе праведника. Для того чтобы узнать мнения различных людей, я опросила своих близких и друзей. Я задала им вопрос: «Кто такой, по вашему мнению, праведник»? Ответы были разнообразными, поэтому я выбрала те, которые отражают непохожие точки зрения.
Ответчик 2 (15 лет): «Есть нормы морали, которым можно как следовать, так и не следовать. В одном случае ты праведник (соблюдаешь определенные правила и традиции), в другом нет. Поскольку вариантов норм морали может быть несколько, то и праведники могут быть разными».
Ответчик 3 (16 лет): «Я, наверное, не делю людей на праведных и неправедных. Мне кажется, что каждый вправе сам для себя решать, как ему жить, по каким законам. Для себя же я выделяю своих близких, друзей, знакомых – людей, которые для меня много значат. И мне не важно, соблюдают ли они какие-либо нормы, главное, что они дороги мне».
Ответчик 4 (15 лет): «На этот вопрос однозначного ответа нет, так как каждый считает по-своему. Но лично мне больше близка такая трактовка: праведник – человек, который делает добро людям и никогда не желает им зла».
Ответчик 5 (70 лет): «Праведник – человек, который живет безгрешной жизнью, исполняет все заповеди православной веры. Мне кажется, что другие трактовки неприменимы».
Итак, мы убедились, что мнения наших опрашиваемых действительно очень различны. Возможно, что каждый из них по-своему прав. Теперь, зная мнения людей, стоит воспользоваться научной литературой.
Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим.
Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали. [1]
Праведник – человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии. [2]
Праведник – человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях. [3]
Таким образом, мы видим, что все три определения несколько различаются. Первое никак не связывает праведника с религией, то есть праведником в соответствии с ним может быть даже атеист, который не живет против правил нравственности и морали. В соответствии же со вторым определением праведником является все же религиозный человек, который выполняет все заповеди своей веры. А вот третье определение, которое взято из православного словаря, ближе всех, наверное, к определению, которое существовало в дореволюционной России. Оно называет праведником того человека, который, веря в Бога, свято выполнял все Его заповеди в мирских условиях.
Что же представляют собой праведники с точки зрения христианской религии? Безусловно, для того, чтобы понять это, определения будет недостаточно. Есть множество рассказов и притч о праведниках, об их жизни, почитав которые, можно глубоко проникнуться самой Христианской религией.
В Христианстве есть святые, которые почитаются церковью. Но именуются они по-разному, например: священномученик Георгий Победоносец, которому молятся воины; страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие от рук злодеев; преподобный Сергий Радонежский, помогающий в учении; благоверные князья Петр и Феврония, которым молятся о семейном благополучии; праведный Иоанн Кронштадский. Все они признаны святыми за разные подвиги перед Богом. Так вот праведными именуются святые, проводившие в миру особенно богоугодную жизнь. Так называют святых Иоакима и Анну, Захария и Елизавету. [4]
Праведники не так часто являются героями литературных произведений. И это объяснимо.
Работая над своим исследованием, я выделила два наиболее ярких, с моей точки зрения, образа праведников, которые и будут анализированы.
Тема праведничества в русской литературе
Исследовательская работа, раскрывающая образы праведников в творчестве Н.С. Лескова, А.И. Солженицына.
Просмотр содержимого документа
«Тема праведничества в русской литературе»
Тема праведничества в русской литературе
Выполнили: Фокина Юлия
учитель: Кичмар Ольга Ивановна
Цели: Раскрыть концепции «праведничества» в русской литературе
-Прочитать произведения Н.С.Лескова, А.П.Платонова, А.И.Солженицына.
-проанализировать образы персонажей, воплощающих идею «праведничества».
Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова,Лескова,Платонова,Солженицына.
Так кто же такой праведник?
Праведник — это человек,строго придерживающийся заповедей,моральных предписаний какой — либо религии; добрый человек,любящий людей больше самого себя.
Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова
Лесков в сказке раскрывает образ бедной женщины по имени Маланья. Она живет сегодняшнем днем и прежде всего, думает не о себе, а о других людях. За это в народе прозвали ее «Голова баранья». Лесков уделяет большое внимание не внешности героини, а ее внутреннему миру, красоте души. Помощь другим: наверное, в этом и заключается смысл ее жизни. Маланью абсолютно не волнует, беден человек или болен. Она безотказно поможет каждому человеку, а если не может, то одарит его теплом и лаской. В ней отсутствует черты эгоизма, это добрая и отзывчивая душа, ей руководят только чистые и искренние побуждения.
Именно такие люди помогают нам понять, кто мы есть на самом деле и дают возможность оставаться прежде всего людьми и проявлять хоть каплю сострадания и помощи людям, которые в этом нуждаются.
Образ праведника в сказке Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
Образ праведника Тимофея Осиповича в сказке «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова
В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим»
При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверх чувственности, Божественного Промысла. В рассказе «Христос в гостях у мужика» реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар.
Когда-то давно Тимофея Осиповича сильно обидел его дядя. Он держал злобу на старика на протяжении долгих лет, уехал подальше от родных в сибирский край, но не смог простить столь сильные обиды. Именно Христос и вера помогли ему обрести счастье в жизни и простить своего дядю. Тимофей исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрел мир в душе.
Образ крепостного мальчишки Паньки в рассказе Н.С. Лескова «Дурачок»
К сожалению, люди совершают так мало добра, что окружающие относятся с презрением к людям, которые идут на подвиги, жертвуя собой. Так случилось и с главным героем в рассказе «Дурачок».
Безродный крепостной мальчик по имени Панька, рос при господском доме, и должность была его «всем помогать».Люди задавались вопросами о его деятельности, а вот Панька от своих деяний получал необыкновенный заряд тепла и любви. Панька всех удивлял своими поступками, то во дворе работал днями и ночам, то конюшни чистил, а в свободное время плел лапти и себе и другим.
Он был настоящим праведником, который не щадил себя, это хорошо видно в сцене с провинностью Пети. Увидев, как Петька боится идти на наказание, Панька решается выручить его и пойти на розги вместо него.
Его любовь к людям можно сравнить с любовью Иисуса Христа, он совершенно искренен и все его поступки идут от чистого сердца, во имя добра.
Образ праведника Ефима в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
Рассказ «Юшка», написанный Платоновым, весь пронизан болью и состраданием к герою, которого не считали за человека. Он был трудолюбив, работал в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал всякую работу и получал за это очень скромное жалование. Он жил тем что подаст ему кузнец. Юшка работал с утра до ночи, честно выполняя свою работу, и никто никогда не слышал от него плохого слова. Проходя по улице в Юшку летели горсти камней и ветки деревьев, которые дети поднимали с земли и бросали в бедного Юшку, а мужики, напиваясь, избивали его. Но Юшка был убежден, что люди любят его. Он был в этом уверен, потому что он сам любил людей всем сердцем и делал для них все. Бедняга считал, что все на земле живое и имеет душу.
Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
Воплощение русского национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Общие черты всех праведников
Тема праведничества в русской литературе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Тема праведничества в русской литературе»
(по произведениям Н.С. Лескова «Очарованный странник» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
Выполнила:
ученица 10 «а» класса
школы № 37
Артеева Любовь
Описание слайда:
Описание слайда:
Вступление:
«Праведность – это…»
«…благочестивость, безгрешность, соответствие религиозным правилам, справедливость.»
С.И. Ожегов
Ф.Ф. Ушаков
«…жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение требований нравственности.»
Описание слайда:
Вступление:
На самом деле сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе.
Что касается веры, она практически забылась к нашему времени. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, покорность, то теперь, когда церковь потеряла своё влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать.
Я выбрала тему праведничества для своего реферата, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать мнение разных людей о, том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях разных писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо. И чем же тогда он будет отличаться от животного?
Описание слайда:
Основная часть:
Кто такие праведники?
Слово «праведник» образовано от слова «правда», то есть, если рассуждать логически, праведник – это человек, который знает правду, живёт по правде.
Для того чтобы узнать мнения различных людей, я воспользовалась Интернет-ресурсами. Мною был проведён опрос среди посетителей популярного сайта «ВКОНТАКТЕ».
Вот несколько сообщений, оставленных в ответ на мой вопрос «Кто такой, по вашему мнению, праведник?».
Описание слайда:
Интересно: что же думает о праведниках человек, посвятивший свою жизнь служению Богу? Побеседовав со студентом Духовной Семинарии, я получила ответ на свой вопрос.
В узком смысле праведник – святой, великомученик, который претерпел гонения за свою веру, но не отрёкся от Христа.
Однако чаще так называют мирян, почитаемых за праведную жизнь, угождение Богу и исполнение христианских заповедей. Праведник небезгрешен, но он осознаёт свои грехи и раскаивается, несёт в себе смирение и любовь.
Мне кажется, что праведником не обязательно является человеком, преданный Богу. Для меня праведник –тот, кто с уважением относится к окружающим людям, соблюдает нормы морали и нравственности.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Описание слайда:
Н.С. Лесков:
«Очарованный странник».
«..всеми зависящими от нас средствами
увеличивать сумму добра
в себе и вокруг себя.»
Н.С. Лесков
Описание слайда:
Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений.
Описание слайда:
Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». Но ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Неоднозначность натуры героя проявляются и в том, что при всех своих заблуждениях и пороках, он поступает по совести и всегда честен с собой и окружающими людьми.
Я считаю, что Иван Северьяныч Флягин – настоящий праведник. Жизнь преподносит ему нелегкие испытания и искушения, но твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести, морали.
Н.В. Кузьмин «Очарованный странник», 1952
Описание слайда:
А.И. Солженицын:
«Матрёнин двор».
Оказывается, не только Н.С. Лесков интересовался темой праведничества. Многие великие писатели, например, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, посвящали этой проблеме свои произведения. Не исключением стал А.И. Солженицын, который продемонстрировал исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, наблюдении за судьбами людей в рассказе “Матренин двор”. Автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношения власти и человека, противостояние личности обществу.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Заключение:
«Нужны ли праведники сегодня?»
«Человеческая натура несовершенна,
а потому странно было бы видеть
на земле одних только праведников»
А.П.Чехов.
Проанализировав произведения Н.с. Лескова и А.И. Солженицына, сопоставив мнения светских людей и людей, служащих Богу, мы составили собирательный образ праведника. Нам известно, что праведники могут быть разными, верующими или неверующими, но всех их объединяет честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, мудрость. Пока человек не научится признавать свои ошибки и исправлять их, он не сможет стать праведником. К тому же, праведнику не нужны деньги и слава, он предпочитает жить мирной жизнью и творить добро на благо окружающих. Но сам собой напрашивается вопрос: нужны ли праведники в наше время?
Описание слайда:
Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду
Бредет по жаркой мостовой;
Кто смотрит вскользь через ограду
На пень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий, мимо саду
Бредёт по знойной мостовой.
Ф.И. Тютчев
Описание слайда:
Список используемой литературы:
Толковый словарь С.И. Ожегова; http://www.ozhegov.org/words/26222.shtml
Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова; http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=55705
Н.С. Лесков «Очарованный странник», издательство «Астрель», М., 2006
Аннинский Л. «Почва правды. Очарование и странность “Очарованного странника”», издательство «Просвещение», М., 1998
Громов П., Эйхенбаум Б. «Н.С. Лесков: очерк творчества», издательство «Просвещение», М., 1999
Худякова Е.В. «
Чередникова М.П. «Об одном фольклорном мотиве в “Очарованном страннике”», издательство «Русская литература», М., 1997
Ранчин А.М. «”Очарованный странник” Н.С.Лескова», статьи о русской классической литературе, М., 1996
Пульхритудова Е. «Творчество Н.С. Лескова и русская массовая беллетристика», издательство «Советский писатель», М., 1983
Солженицын А.И. «Матрёнин двор», издательство «Детская литература», М., 2007
Чалмаев В. «Александр Солженицын. Жизнь и творчество», журнал “Литература в школе” №11, М., 2004
Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы», издательство «Высшая школа», М., 1995
Розанов В. «Философия в литературе», издательство «Просвещение», М., 1999
Тютчев Ф.И., стихотворение «Пошли, Господь, свою отраду…», «Ваш Тютчев (подарочное издание)», издательство «Классика», М., 2003
Курдюмова Т.Ф. Леонов С.А. Марьина О.Б. «Литература, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», издательство «Дрофа», М., 2007
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тема праведничества в русской литературе
Исследовательская работа, раскрывающая образы праведников в творчестве Н.С. Лескова, А.И. Солженицына.
Просмотр содержимого документа
«Тема праведничества в русской литературе»
Тема праведничества в русской литературе
Выполнили: Фокина Юлия
учитель: Кичмар Ольга Ивановна
Цели: Раскрыть концепции «праведничества» в русской литературе
-Прочитать произведения Н.С.Лескова, А.П.Платонова, А.И.Солженицына.
-проанализировать образы персонажей, воплощающих идею «праведничества».
Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова,Лескова,Платонова,Солженицына.
Так кто же такой праведник?
Праведник — это человек,строго придерживающийся заповедей,моральных предписаний какой — либо религии; добрый человек,любящий людей больше самого себя.
Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова
Лесков в сказке раскрывает образ бедной женщины по имени Маланья. Она живет сегодняшнем днем и прежде всего, думает не о себе, а о других людях. За это в народе прозвали ее «Голова баранья». Лесков уделяет большое внимание не внешности героини, а ее внутреннему миру, красоте души. Помощь другим: наверное, в этом и заключается смысл ее жизни. Маланью абсолютно не волнует, беден человек или болен. Она безотказно поможет каждому человеку, а если не может, то одарит его теплом и лаской. В ней отсутствует черты эгоизма, это добрая и отзывчивая душа, ей руководят только чистые и искренние побуждения.
Именно такие люди помогают нам понять, кто мы есть на самом деле и дают возможность оставаться прежде всего людьми и проявлять хоть каплю сострадания и помощи людям, которые в этом нуждаются.
Образ праведника в сказке Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
Образ праведника Тимофея Осиповича в сказке «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова
В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим»
При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверх чувственности, Божественного Промысла. В рассказе «Христос в гостях у мужика» реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар.
Когда-то давно Тимофея Осиповича сильно обидел его дядя. Он держал злобу на старика на протяжении долгих лет, уехал подальше от родных в сибирский край, но не смог простить столь сильные обиды. Именно Христос и вера помогли ему обрести счастье в жизни и простить своего дядю. Тимофей исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрел мир в душе.
Образ крепостного мальчишки Паньки в рассказе Н.С. Лескова «Дурачок»
К сожалению, люди совершают так мало добра, что окружающие относятся с презрением к людям, которые идут на подвиги, жертвуя собой. Так случилось и с главным героем в рассказе «Дурачок».
Безродный крепостной мальчик по имени Панька, рос при господском доме, и должность была его «всем помогать».Люди задавались вопросами о его деятельности, а вот Панька от своих деяний получал необыкновенный заряд тепла и любви. Панька всех удивлял своими поступками, то во дворе работал днями и ночам, то конюшни чистил, а в свободное время плел лапти и себе и другим.
Он был настоящим праведником, который не щадил себя, это хорошо видно в сцене с провинностью Пети. Увидев, как Петька боится идти на наказание, Панька решается выручить его и пойти на розги вместо него.
Его любовь к людям можно сравнить с любовью Иисуса Христа, он совершенно искренен и все его поступки идут от чистого сердца, во имя добра.
Образ праведника Ефима в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
Рассказ «Юшка», написанный Платоновым, весь пронизан болью и состраданием к герою, которого не считали за человека. Он был трудолюбив, работал в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал всякую работу и получал за это очень скромное жалование. Он жил тем что подаст ему кузнец. Юшка работал с утра до ночи, честно выполняя свою работу, и никто никогда не слышал от него плохого слова. Проходя по улице в Юшку летели горсти камней и ветки деревьев, которые дети поднимали с земли и бросали в бедного Юшку, а мужики, напиваясь, избивали его. Но Юшка был убежден, что люди любят его. Он был в этом уверен, потому что он сам любил людей всем сердцем и делал для них все. Бедняга считал, что все на земле живое и имеет душу.
Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
Воплощение русского национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Общие черты всех праведников