Что такое православное творчество конспект урока 9 класс

Урок «Православное изобразительное искуство».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КЕРЧЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРАВОСЛАВНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА.

НАИБОЛЕЕ ЧТИМЫЕ ИКОНЫ.

учитель курса «ОПКК»

Цель урока: познакомить детей с православным искусством, с историей развития древнерусской иконописи, расширить словарный запас и кругозор учащихся, развивать познавательные и творческие способности; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: кинопроектор, альбомы с изображением икон, карточки с практическим заданием.

Основные понятия и термины: иконостас, иконопись, каноны, соборность. Горний мир

Учитель: Давайте немного пройдем по лабиринту наших знаний

* Скажите: Что значит слово «икона»?

/Иконою называют изображения Бога, Божьей Матери,

события Священного Писания, Святых угодников.

С греческого языка слово «икона» переводится как «образ»/

/Господь Вседержитель, Казанская Божия Матерь,

Николай Чудотворець, Рождество Христово/

* Кто из вас знает, какая икона у христиан считается первой?

Показ слайда № 6 / Спас Нерукотворный /

* А что вы знаете о написании этой иконы? Расскажите.

/Она представляет собой отпечатанный на убрусе (плате). Его лик. Эдесский царь Авгарь послал художника написать лик Иисуса Христа. Из-за сияния от лика Спасителя художник не смог выполнить своей задачи. Господь взял полотно, приложил к Своему лицу и чудесно запечатлевшееся изображение отправил Авгарю. Для начинающего иконописца существует правило: первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный»/

* А кто был одним из первых иконописцев?

/Евангелист Лука, который написал 70 икон/

Традиционное религиозное искусство славянского народа – это искусство церковное, православное.

На протяжении многих веков складывались его традиции, довольно строгие, но сохраняющие его от вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержание, единство назначения и внешней формы.

Показ слайда № 7 / Соборность при создании иконы /

Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого-то отдельного человека, а соборным сознанием Церкви, закрепленным в её Предании.

* Что такое соборность?

/Решение какого-либо вопроса или проблемы в единстве всех присутствующих/

был создан человек,

чувств был наделен.

Русский человек в своих творческих исканиях и опытах очень часто обнаруживает у себя способность подняться над личными интересами, проблемами до высочайшего духовного уровня.

Православное искусство имеет главную особенность, которая отличает его от остального искусства: оно канонично, т.е. строго подчиняется законам, правилам, установленным церковью.

До 5-8 веков икона была общим достоянием всех христианских церквей, но после отделения римской католической церкви на Востоке и Западе сложились разные религиозные традиции. В Европе церковное искусство становится все более реалистичным иллюстрированием Библии. Здесь широко используются скульптурные изображения Христа, Богоматери, Ангелов, Святых. А икона превращается в картину на религиозный сюжет.

Показ слайда № 8 / История появления икон /

* Как вы думаете: икона – это предмет религиозного поклонения или произведения искусства?

Посмотрите на картину Репина.

Она изображает земной мир, видимый глазами и по-своему прочувствованный художником. Земной мир – это наш временный дом. Несомненно, что мы должны его знать и любить, и живописцы нам в этом помогают.

Показ слайда № 9 / В чем разница земного и духовного /

Посмотрите на икону Божий Матери «Умиление». Иконописец входит в духовный мир, полагаясь на благодать Святого Духа, недоверяя поиск своему несовершенному внутреннему видению, как доверяет ему обыкновенный художник.

Духовный мир – это мир верующего сердца. И окном в этот мир служит икона.

Показ икон из собраний картин А.Рублева.

Духовным назначеним иконы определяются её следующие изобразительные особенности:

Сознательное нарушение пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, Ангелов и Святых, т.е. удлиненность, вытянутость фигур. Сочетание очень высокого роста, неземной лёгкости и изящества говорит о принадлежности к духовному, а не земному миру и значимости обитателей его.

Плоскостное изображение, т.е. отсутствие передачи объема фигур – важная особенность иконописи. Художник-реалист с помощью передачи света и тени изображает предмет так, как он выглядит в мире земном. Но в отличие от мира земного Горний (т.е. высший, небесный) мир наполнен не физическим светом, а пронизан светом духовным, который не дает тени. Тени в Горнем мире просто не может быть, т.к. тень – это отсутствие света, знак тьмы.

В иконописи отсутствует линейная перспектива, характерная для реалистической живописи. По законам линейной перспективы все горизонтальные линии мысленно сходятся за плоскостью изображения. изображаемый мир расширяется, увеличивается по мере приближения к зрителю.

По мере удаления от зрителя изображаемый земной мир уменьшается, скрывается и исчезает.

В иконе точки горизонтальных линий сходятся перед плоскостью изображения. Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояния есть категория духовная, но не пространственная по земным меркам.

Натура в традиционной иконописи не используется. Этим творчество иконописца отличается от творчества обычного художника. Каноны сохраняют иконопись от нарушения традиций, ухода в личные фантазии.

* Вспомните, на чем писались иконы?

/Иконы писались на дереве, полотне, металле, высекались на камне, вырезались на дереве/

Показ слайдов № 10-12

Древнерусская иконопись – это выдающееся явление мирового искусства.

Тысячи Храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, Святых людей.

Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописними изображениями. Зарождения русской иконописи связано с именами Алипия Печерского, преподобного Григория, Феофана Греха, А.Рублёва, Дионисия, Симона Ушаков.

Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера.

Показ слайдов № 13, 14 «Знамените иконописцы»

* А каких иконописцев вы знаете?

Непременным условием творчества становилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира ценностей.

Показ слайда № 15 «Требование к жизни и творчеству иконописца»

Хотелось бы рассказать вам ещё о наиболее чтимых иконах крымского народа.

Рассказ учителя об устройстве иконостаса

II. Практическое задание «Проверь себя» /закрепление темы/

Источник

Разработка урока православной культуры в 9 классе. Тема урока «Устройство православного храма»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Адонкина Белгородского района Белгородской области»

Разработка урока по православной культуре на тему «Устройство православного храма» в 9 классе.

Цели и задачи урока:

сообщить новые сведения о единстве внутреннего устройства православного храма;

рассказать о символизме форм христианских храмов;

развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия : храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, групповая работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, диалог.

Презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора

Мы живем в великой стране, в России, и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все относится к материальному миру.

— А какой есть еще мир?

— Как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, картинах, скульптурах, архитектуре, отношении между людьми, отношение к миру)

— А как иначе можно назвать этот мир?

В духовном мире есть свои традиции, ими жили наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это история и богатство нашей многонациональной страны.

— А на чем основаны культурные традиции?

(добро, честь, справедливость, милосердие)

— А в чем истоки русской культуры?

( в православной религии)

А поскольку мы изучаем православную культуру, мы должны знать, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

Выявление восприятия, мотивации.

Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)

— Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест )

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

— Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

— Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

( Корабл ь спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

-Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в Смоленский собор г. Белгород.

(показ презентации с фотографиями Смоленского собора)

В начале XVIII века, когда Белгород был духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.

«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».

На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.

Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.

С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.

С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.

Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.

Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.

— Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давайте о них поговорим.

«Как вести себя в храме»:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

-Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Домашнее задание: индивидуальное творческое задание (реферат по устройству любого храма г. Белгород и Белгородского района)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *