Что такое правовое пространство
Единство правового пространства
Описание
Деятельность Минюста России по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации
В федеральный регистр включаются тексты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в основной (первоначальной) редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений, а также указанные тексты актов с внесенными в них изменениями. Кроме того, доступны дополнительные сведения: информация о правовой экспертизе, опубликовании и обнародовании и т.п.
В рамках возложенных полномочий по обеспечению единства правового пространства территориальными органами Минюста России проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок со дня их принятия в территориальные органы Министерства России, на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
На основе данных федерального регистра Министерство юстиции Российской Федерации проводит системный мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в первую очередь, по наиболее важным сферам правового регулирования.
В рамках мониторинга регионального нормотворчества проводится повторная правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что позволяет обеспечивать приведение региональной нормативной базы в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также эффективно устранять пробелы в региональном законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» с 1 сентября 2005 г. Минюст России наделен функцией по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации.
В рамках реализации функции по государственной регистрации уставов (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) и ведению государственных реестров уставов и муниципальных образований Российской Федерации территориальные органы Минюста России осуществляют проверку уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации и проверяет соблюдение установленного федеральным законом порядка принятия устава и муниципального правового акта о внесении изменений в уставы.
Важным этапом деятельности Минюста России по обеспечению единства правового пространства является принятие мер по созданию системы мониторинга муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан. В этих целях с 1 января 2009 года Минюст России и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» приступили к ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Совместно с территориальными органами Минюста России организовано проведение систематического обзора качества ведения федерального муниципального регистра. Информация о его результатах направляется в заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
ПОНЯТИЕ «ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК «МОДНЫЙ» КОНЦЕПТ
Яхьяева М.У.
ORCID:0000-0003-3987-8534, ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет
ПОНЯТИЕ «ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК «МОДНЫЙ» КОНЦЕПТ
Аннотация
В статье рассматривается понятие «правовое пространство» как часто употребляемый концепт не только в правовой литературе, но и во многих средствах массовой информации. Автор лаконично анализирует существующие интерпретации и смысловые нагрузки понятия, которые раскрывают функциональные возможности термина «правовое пространство». Понятие «правовое пространство» включает в себя универсальные символы многообразных процессов: экономических, политико-правовых, социокультурных и т.д.[3]. Оно является понятием, которое носит междисциплинарный характер.
Ключевые слова: правовое пространство, понятие, правовая литература, государство, закон.
Jahiyaeva M.U.
ORCID:0000-0003-3987-8534, assistant of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Chechen State University
CONCEPT OF “LEGAL FRAMEWORK” AS “FASHION” CONCEPT
Abstract
The paper deals with the concept of “legal framework” as a frequently used concept not only in legal literature, but also in numerous media. The author succinctly analyzes existing interpretations and concepts meanings that reveal the functional possibilities of “legal framework” term. The concept of “legal framework” includes the universal symbols of diverse processes: economic, political and legal, sociocultural, etc. [3]. It is a concept that is multi-subject character.
Keywords: legal framework, term, legal literature, State, law.
На современном этапе все чаще используется определение «правовое пространство» в средствах массовой информации. Динамика глобализационных процессов, изменение политических систем на карте мира сказалась и на теоретических вопросах и дефинициях в лексиконе правосознании юристов, актуализируя наш интерес в заявленной теме исследования.
В правовой литературе существуют понятия, интерпретация которых имеет очевидное значение, так как определяет какие именно элементы, могут находиться в радиусе действия термина «правовое пространство». В настоящее время в политико-правовом лексиконе часто используется понятие «правовое пространство». Что же подразумевает оно, какую смысловую нагрузку мы вкладываем в данное понятие сегодня?
Следует отметить, что определений понятия «правовое пространство» множество. Например, энциклопедический словарь по конституционному праву характеризует его как единство правовых, социально-политических, экономических и информационных стандартов[8]. Как правило, речь идет о едином правовом пространстве в стране.
Понятие «пространство» в правовой литературе имеет определяющее значение и позволяет исследовать разные стороны предмета познания в юридическом аспекте. Преломление через правовое пространство предмет исследования – это рассмотрение его сквозь призму правовых стандартов в конкретной социокультурной среде. Исследование природы правового пространства даже в прикладном аспекте предполагает изучение самого широкого круга вопросов, касающихся содержания государственно-правового режима территории, состава территории государства, разрешения правовых коллизий, вопросов осуществления внутренних и внешних функций государства и т.д. [7]
Отметим также общеизвестный факт, что вообще стремление к созданию политико-правовых неологизмов замечено в кризисные, периоды истории государства. Новые методические приемы заключаются в том, что к старым дефинициям добавляется новый концепт, несущий смысловую нагрузку, соответствующую новым социально-экономическим и политическим потребностям[4]. Причем добавленное определение, обычно имеет гораздо большее значение, чем само базовое понятие.
Понятие «правовое пространство» включает в себя универсальные символы многообразных процессов. В современной культуре трансформации коснулись традиционных представлений этносов. Процессы стандартизации и унификации коснулись и образа жизни, мыслительных процессов, настроенных на поглощение максимального объема информации в краткие сроки. Поэтому новые дефиниции должны быть емкими, объемными и запоминающимися[4]. Как отмечает Э.С. Абдулаева «дихотомичность ментальных установок современных людей, заключается и в выработке универсальных символов, позволяющих выразить многообразие форм восприятия социальной реальности»[1]. Также автор в другой работе замечает, что «многие составляют поверхностное суждение, не имеющее под собой логическое основание, «приправляя» его эмоциональной, артистичной подачей»[2]. В современном информационном пространстве важна «подача», контекст и объемность информации. Частое употребление в средствах массовой информации понятия «правовое пространство» и является таким объемным и артистичным словосочетанием, позволяющим выразиться о предмете лаконично и опосредованно.
Существуют аналогии в образовании понятий «экономическое» и «правовое» пространства. В период глобализационных процессов эти понятия часто отражают одни явления в социуме. Однако есть и различия. Последний термин более объемный, и способен решить экономические вопросы в рамках единого правового пространства страны или ряда стран, подписавших экономические соглашения и т.д [6].
Также заметим, что использование концепта «правовое пространство» модно и часто употребляется. В статье «Феномен моды в теоретической юриспруденции» М.Н. Козюк заметил: «стремление создать словосочетание с определением «правовой» — бич отечественной юриспруденции». Далее он отмечает, что стремлением к концептотворчеству при помощи прилагательного «правовой» страдают не только новички в науке, для которых «застолбить» новое понятие — это перспектива кандидатского остепенения, но и маститые ученые. Причину он видит, конечно, в междисциплинарности понятия, которое включает возможность рассмотрения разных проблем сквозь призму нескольких социальных сфер[5].
Правовое пространство определяется, прежде всего, в рамках коммуникативной деятельности индивидуумов. Отражая поведение людей в контексте термина, происходит толкование именно относительности оценки нормы и отклонения от них в конкретном пространственном континууме. Термин «правовое пространство» охватывает целый ряд взаимодействий в социуме, контролируемых законом. Термин разграничивается разными сферами и местными субьектными границами. Базовым элементом в понятии «правовое пространство» выступают особенности социально-экономических отношений[5].
Приведем высказывания Суханова В.В., в которых он отмечает, что в правовом государстве нельзя не допускать различия в толковании правового пространства. Так как, подобное отношение может привести к нарушению не только зарубежных правовых пространств, международных законодательных сфер, но социокультурного пространства этносов России, которые сохраняют свою специфику и в толковании закона с точки зрения традиционной культуры[7]. На современном этапе правовое пространство России в некоторых регионах нивелируется из-за несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными традиционными правовыми нормами. Есть необходимость в создании социального мониторинга правового пространства страны для устранения существующих недостатков и улучшении деятельности правовой системы на региональном уровне.
Очень часто, характеризуя современную культуру, мы подчеркиваем инновационные процессы, происходящие в обществе. Возникает свободомыслие, изменяется отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватывает философию, искусство, науку, технику, что приводит и к трансформациям в социуме. Не следует забывать, что всякая развивающаяся культура предстает как культура настоящего, исторически возникшая из культуры прошлого. Несмотря на плюрализм мнений, существующий в современных демократических государствах, отметим необходимость выстраивания правового пространства, отвечающего на вызовы современной цивилизации, модернизационных трансформаций традиционных обществ[4]. Есть необходимость в выстраивании основных механизмов сосуществования разных народов в едином глобализованном мире, не нарушая своеобразия локальных обществ и их ценностей. Нельзя привнести и «научить» демократическим процессам, если они отсутствуют в самом обществе. Существующие различия в подходах к поведению человека не должны вступать в спор и вызывать противоречия в системе права.
На наш взгляд, следует стремиться к созданию единого правового пространства, которое охватывало бы интересы всех существующих субъектов Российской Федерации, не нарушая их национального своеобразия, а дополняя новыми политическими гарантиями в рамках закона.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English
Что такое правовое пространство
Проблемы системного представления нормативно-правовых актов
Введение
Правовая терминология
Система права и Правовая система
В юриспруденции под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (рис. 1)
Одной из главных характеристик «системы права» считается объективность, поскольку не может создаваться по субъективному мнению людей и не учитывать объективные потребности общества в целом. Такой традиционный тезис противоречив сам по себе, а кроме того противоречит принципам системного подхода. С точки зрения системного подхода такое представление «системы права» не учитывает внешние воздействия (например, военную или экономическую агрессию со стороны других государств) и внутренние противоречия между различными социальными группами, а соответственно и необходимость изменения принятых ранее элементов или норм права.
К сожалению, такой фактор как «время» практически не учитывается, соответственно, и в правотворческой деятельности отсутствует практика согласоwвания процессов функционирования системы права. Изменение тех или иных норм происходит на самом деле не на основании объективных потребностей общества, а на основании субъективного мнения ряда законодателей, которое зачастую формируется различного рода лоббистскими группами.
Практически ни один существующий закон не предусматривает длительность его действия до тех пор, пока в обществе не созреет конфликтная (революционная) ситуация, требующая своего разрешения, а затем и правового регулирования.
В этом смысле принципы, заложенные международным сообществом в стандартах «Системы менеджмента качества» (СМК) ISO – 9001, являются более «продвинутыми». Эти принципы обуславливают необходимость постоянного мониторинга регламентов и их исполнения не только самим предприятием или организацией, но и сертификацию сторонней уполномоченной организацией с целью выявления несоответствий.
Таким образом, можно отметить, что основным недостатком применения понятия «Системы права» является отсутствие свойств самой системности. Сложившиеся за многие годы (столетия) в юриспруденции понятия «Системы права» отражают в большей степени классификацию нормативно-правовых документов. В данной системе не предполагается наличие формального языка описаний, как это делается для технических систем – например, языка спецификаций и описаний (Specification and Description Language – SDL). Тогда, «Систему права» можно было бы представить одним из способов описания в виде системы, подсистемы, блока, и т.д. (рис.1). Под спецификацией понимается точное формальное определение системы или ее части, под описанием – неформальная спецификация, иллюстрирующая тот или иной аспект системы. Описания используются на ранних этапах разработки системы или для ее документирования, спецификации – на стадии детального проектирования, и по ним предполагается автоматическая генерация программного кода. Тот факт, что для этих разных этапов разработки системы предлагается один язык, является несомненным достоинством SDL, поскольку в этом случае преодолевается проблема семантических разрывов. Основным достоинством SDL является наличие графических конструкций для наиболее полной передачи понимания от одной группы разработчиков другой.
Каждое из государств имеет свое право. В различных странах оно сформулировано на разных языках и создано для обществ с весьма различными традициями, правилами поведения, религиозными верованиями и культурой. Само понятие «Правовая система» по историческим меркам возникло совсем недавно – в середине 90-х годов прошлого столетия.
Как отмечает А.В. Малько, термин «Правовой системы» «содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие». Если к позитивным составляющим, по его мнению, следует отнести само право, правовую систему в целом, юридическую практику, правосознание и правопорядок, то к негативным относятся противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовая система выступает в качестве нормативно-упорядочивающей составляющей правовой жизни, создает условия для ее стабильности и нормального протекания. В свою очередь качественное состояние правовой жизни общества на конкретном этапе его развития определяется в теории права при помощи термина «правовая культура».
Некоторые исследователи при изучении вопроса о возможностях соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений различают пять уровней правовой системы:
* субъектно-сущностный;
* интеллектуально-психологический;
* нормативно-регулятивный;
* организационно-деятельностный;
* социально-результативный.
Основной закономерностью развития «Правовой системы» является необходимость приведения в соответствие правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также имеет много аспектов и включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. К сожалению, это происходит не автоматически, а путем проб и ошибок законодателей. Для снижения количества таких ошибок необходимы специальные организационно-правовые технологии с соблюдением процедур и правовых стандартов.
Несмотря на то, что очень часто термины «Система права» и «Правовая система» используют как тождественные понятия, в настоящее время принято их различать. В сжатом виде это различие можно сформулировать как «Система права» – это форма нормативно-правовых актов, а «Правовая система» – это конкретное содержание нормативно-правовых актов, позволяющих государству осуществлять властные функции в конкретный исторический период. Таким образом, представление нормативных актов в виде конечного автомата с памятью могло бы дать формальное описание процессов. Такой подход, по моему мнению, позволил бы проводить целую серию проверочных действий на «зацикливание», наличие «висячих веток», соответствие алфавита (тезауруса) в различных нормативных документах, условия перехода системы из одного состояния в другое и т.д.
«Правовое поле» и «Правовое пространство»
Терминологически «Правовое поле», «Правовое пространство», «Правовая система», «Система законодательства» и т.д. очень часто употребляются как синонимы по отношению к терминологической паре «система законодательства». Все эти рассуждения напоминают просто спор о терминах как некоторые схоластические рассуждения. Однако, некоторые исследователи пытаются детально изучить «внутреннее содержание» и «характеристику» «правового поля» как вторичного социального явления.
На мой взгляд, использование термина «правовое поле» не совсем адекватно. Так, например, в словаре Ожегова можно увидеть следующие определения понятия «поле»:
* безлесная равнина, пространство;
* большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь;
* край шляпы, отходящей в сторону или вниз от тульи;
* область деятельности, поприще;
* обрабатываемая под посев земля, участок земли;
* основной цвет, фон под узором;
* пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил;
* работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях;
* чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.
Выводы.
Краткий обзор понятий, используемых в юриспруденции, показал неочевидность использования той или иной терминологии. Использование терминов «системы» носит неоднозначный характер, так как чаще всего различные «системы» определяются либо как одна через другую, либо изначально противопоставляются друг другу.
Нормативно-правовые акты – это не что иное, как алгоритм (программа), в соответствии с которой должен осуществлять свою деятельность каждый индивид в правовом государстве. Однако многообразие законов (и их количество), появляющиеся на свет как результат консенсуса различных противоборствующих сторон не позволяют создавать непротиворечивые нормативно-правовые акты. Представляется, что противоречивость нормативно-правовых актов можно снять за счет введения в практику действительно принципов системного подхода и системного анализа с использованием методов математического (программного) моделирования. В настоящее время средства вычислительной техники обладают мощными параметрами, а системы моделирования технических систем на основе систем объектного программирования стали такими, что не требуют специальных навыков программирования.
Представляется, что моделирование введенных и вводимых в действие нормативно-правовых актов на непротиворечивость и целостность может стать одним из важнейших направлений деятельности в области правовой информатизации
Тема 1. Государство и право
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие государства и права, их признаки и роль в жизни общества
Государство представляет собой сложное явление. Считается, что сам термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (Х в.).
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Необходимо определить основные признаки, отличающие государство от государственной организации общества и негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и пр.).
Публичная власть — один из главных признаков государства. В первобытном обществе власть не носила политического характера, потому что родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои, классы появляются разнообразные интересы у индивидов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность (автономность) по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, — они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, на которые возложено выполнение публичных функций.
Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, для которого характерны:
Власть государства распространяется на всех людей, населяющих территорию данной страны. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и защищает свои границы от вторжений.
В состав государственной территории входят:
Кроме того, признаком государства является наличие постоянного населения, проживающего на данной территории. В качестве основных признаков государства называют единый язык общения, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Также важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, является суверенитет.
Государственный суверенитет — это самостоятельность, верховенство, независимость государственной власти при осуществлении ею своей политики как в пределах территории государства, так и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение — один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. У государства нет других источников доходов, кроме налогов, да еще природных богатств, земли и др. Но эти источники относятся к числу иссякаемых. Налоги же существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую специальным аппаратом принуждения и распространяющую свои полномочия на определенную территорию. Наряду с этим существует и другое определение государства. Это — общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающей особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях. 1
Наиболее общие признаки права:
Государство и право функционируют в определенном обществе. Общественная потребность в праве необходима:
для установления единого порядка отношений людей в обществе, государстве и народов в мировом сообществе, а также для поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные группы и ограничения, смягчения силового противостояния социальных групп народов и государств. Кроме того, право воздействует на все сферы жизни общества (экономику, политику, мораль, духовную культуру, религию, экологию).
В политической системе общества государство играет особую роль как собственник основных средств производства, определяет главные направления развития общества, выступает организацией всех граждан, осуществляя правотворчество, располагая специальным аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом. Является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, характеризуется единством законодательных управленческих и контрольных функций.
1.2. Норма права и нормативно-правовые акты
Нормы права — это властные, письменно закрепленные общеобязательные правила поведения людей в обществе, коллективов и общностей, установленные государством и охраняемые им от нарушений. Право и норма соотносятся между собой, как целое и часть.
Признаки нормы права: связь с государством; общеобязательность; формальная определенность; представительно-обязывающий характер; системность, властность, нормативность. Норма права имеет свою структуру, то есть внутреннее строение, определенный порядок изложения.
Элементы нормы права
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Условия, при которых она применяется в конкретных правоотношениях
Содержит правила поведения участников правоотношения, их права и обязанности
Неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы
Нормы права разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.
Например, можно выделить следующие виды правовых норм:
1.3. Основные правовые системы современности
Международное право как особая система права.
Правовая система (семья) – это объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений.
Главные элементы структуры правовой системы:
Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их развития.
Основные правовые системы современности: 3
Романо-германская правовая семья. К ней относятся правовые системы Франции, Австрии, Германии, России (при всех ее особенностях, она более родственна именно романо-германской семье) и др. Среди признаков романо-германской семьи можно выделить следующие:
Англосаксонская правовая семья. К ней относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др. Ее признаки:
Международное право как особая система права
Нормы, входящие в международное право, обязывают участников проводить мирную политику и обеспечивать каждому члену общества достойную жизнь. Государства, признавая международно-правовое регулирование общественных отношений, демонстрируют готовность их соблюдать и поэтому закрепляют их в своих законах. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Признание приоритета международного права над внутригосударственным не означает подмену одной правовой системы другой.
1.4. Закон и подзаконные акты
Подзаконные акты – нормативный документ компетентного государственного органа, изданный в соответствии с законом, на его основе, в его исполнение
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу
Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА
Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
По юридической силе:
законы субъектов федерации
По отраслевой принадлежности:
содержат нормы различных отраслей права
лица без гражданства
1.5. Система российского права, его отрасли
Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую идеологию (правовую).
Элементы системы права
правовой институт (совокупность норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений)
подотрасль (совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений)
отрасль (совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования)
Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос «Что регулирует право?» то метод — «Как регулирует?». Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
Характеристика отраслей права. Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы на две разновидности:
Отрасли материального права
Отрасли процессуального права
экологическое право и т. п.
К ним относятся те отрасли, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права (например, гражданское, уголовное, административное право и др.)
Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридичёских норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, охраны труда и т. п. Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:
а) правоохранительные, которые состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан;
б) функциональные, то есть те, которые охватывают нормы права, регулирующие процедуру, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер;
в) общие (содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения).
Профилирующие, или базовые, отрасли, то есть те которые охватывают главные правовые режимы: конституционное право; затем три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
Следует обратить внимание на терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) — процессуальным, процедурным вопросам. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества – трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и др. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право; банковское право и другие.
Профилирующие отрасли российского права
Конституционное (государственное) право – это право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Роль конституционного права как ведущей отрасли обусловлена тем, что его основным источником является Конституция — Основной Закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей права. Например, Конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т. д.
Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы.
Гражданско-процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданско-процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д.
Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д.
Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
Административное право регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера.
Специальные отрасли
Трудовое право определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений, обязательную меру труда и его оплату, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работника и работодателя, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров, закрепляет права коллективов и их органов на участие в управлении производством и т. д.
Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и расторжение брака и т. д.
Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы.
Комплексные отрасли
Экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Иными словами, оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д.
Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридически лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг и связана с риском самостоятельной имущественной ответственности предпринимателей.
1.6. Правонарушение и юридическая ответственность
Правонарушение является нарушением права, его норм. Основной признак – противоправность, а также общественная вредность (к преступлениям применяется понятие «общественная опасность»). Количественной характеристикой правонарушения является степень общественной вредности, и она зависит от его характера. Правонарушение может быть мелким или крупным, совершаться различными способами. При этом не всякое общественно вредное деяние может быть правонарушением. А только то, что противоречит воле государства, находится в оппозиции государству, его праву (причинение вреда и т. д.). Следующим признаком правонарушения является вина, которая выражается в осознании общественной вредности противоправного деяния или, наоборот, в ее неосознании, в случаях, когда лицо могло или должно было его осознавать. Правонарушение отсутствует, если не установлена юридическая ответственность за совершение тех или иных действий. Следовательно, правонарушение это противоправное, виновное общественное вредное деяние, за которое установлена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность. Понятие, виды
Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством (в лице его специальных органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Признаками юридической ответственности являются: а) государственно-принудительный характер, т. е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение; б) строгая регламентация законом применения государственного принуждения и осуществление в специальной процессуальной форме; в) совершение правонарушения служит основанием юридической ответственности; г) наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов; д) главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращение в будущем совершения правонарушений.
Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от видов совершенных правонарушений. Выделяют уголовно-правовую, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.
Уголовная ответственность относится к карательному виду ответственности, она предусматривает меры наказания, которые, в свою очередь, назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентирована законом, в частности предусмотрено применение уголовной ответственности в процессуальной форме. Поскольку уголовная ответственность — наиболее жесткий вид юридической ответственности, предусмотрен ряд принципов ее применения: а) законность, т. е. она применяется только в отношении преступлений (перечень их и понятие определяются только уголовным законодательством); б) вина: уголовная ответственность наступает только за те преступления, в отношении которых доказана вина лица; в) равенство граждан перед законом независимо от пола, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств; г) справедливость, что означает соответствие мер наказания характеру и степени опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; д) гуманизм: меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства; е) презумпция невиновности, т. е. каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Наказания за совершенные преступления разнообразны, например лишение свободы, в том числе пожизненное лишение свободы, штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и др. (вплоть до смертной казни).
Административная ответственность наступает за совершенные административные проступки, предусмотренные КоАП РФ, а также другим законодательством. Совершение административных правонарушений влечет применение мер административных взысканий, которые менее суровы, чем наказания за совершенные преступления. Среди них штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, исправительные работы, административный арест (до 15 суток) и др. Меры административного взыскания не влекут судимости и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, судами, таможенными органами и др. Существуют сроки наложения административных взысканий и сроки их исполнения.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера. Гражданско-правовая ответственность — это всегда ответственность имущественного характера. Даже компенсация морального вреда, т. е. физических или нравственных страданий, причиненных действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, осуществляется в денежной форме. Гражданско-правовая ответственность носит правовосстановительный, а не карательный характер, она направлена на восстановление имущественных потерь, причиненных правонарушением. Формы этой ответственности: взыскание убытков, признание сделки недействительной или недействительным акта государственного органа, взыскание неустойки, самозащита гражданских прав и др. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общий суд, арбитражный или третейский) и в процессуальном порядке.
Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, т. е. за нарушения трудовой дисциплины, которые могут выражаться в несоблюдении требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Например, работники связи обязаны соблюдать тайну переписки, государственные служащие обязаны хранить государственную и служебную тайну и т. д.
Применение юридической ответственности основывается на определенных принципах: законности, справедливости, неотвратимости и индивидуализации наказания (меры воздействия).
1.7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство
Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, состоящее в точной и неукоснительной реализации (исполнении, использовании, соблюдении, применении) правовых норм всеми и повсеместно.