Что такое правовые основания

Статья 52. Правовые основания проведения проверок

Статья 52. Правовые основания проведения проверок

1. Правовым основанием проведения проверок является приказ руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также наличие решения о согласовании проведения проверок органами прокуратуры и (или), если это предусмотрено федеральным законом, другими государственными органами и организациями.

2. Типовая форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом.

3. В решении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вида (видов) государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также лиц, привлекаемых органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, наименование организации, место жительства гражданина, место нахождения организации (обособленных подразделений), место осуществления деятельности граждан, место нахождения производственного объекта, проверка которых будет проводиться;

4) цели, задачи, предмет, форма проверки и срок ее проведения;

5) основания проведения проверки;

6) подлежащие проверке обязательные требования со ссылкой на перечни нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, иных нормативных документов (с указанием источников их официального опубликования), устанавливающих обязательные требования), а также реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);

7) перечень действий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

8) перечень положений о виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, административных регламентов;

9) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой решения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

4. Уведомление граждан, организаций о дате начала проведения проверки осуществляется в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

5. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить копию решения, указанного в части 3 настоящей статьи. По просьбе гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации, их представителей должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить лиц с положением о виде государственного контроля (надзора), положением о виде муниципального контроля, административными регламентами, порядком проведения проверки на объектах, используемых гражданином, организацией при осуществлении деятельности.

6. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Правовые основания

Одна из главных проблем, которую должны решить стороны при создании договорных инструментов, – уложить согласованные решения в заданные правовые рамки. Эта проблема решается с помощью оценки правовых оснований формирования договора.

Указанные основания формирования договора разграничиваются на две большие группы:

Первая группа оснований включает императивные и диспозитивные нормы международных договоров (соглашений, конвенций), национального и зарубежного законодательства, а также подзаконных нормативных актов, прямо или косвенно определяющих содержание договора. Соответствующие нормы могут носить как частноправовой, так и публично-правовой характер.

Вторая группа оснований формирования договора включает:

С точки зрения российского права общие правила оценки правовых оснований формирования договора таковы:

Особую сложность в договорной практике представляет работа с нормативными основаниями формирования договора публично-правового свойства. Это обусловлено неоднородностью характера влияния соответствующих оснований на усмотрение сторон в определении содержания разрабатываемого договора. В зависимости от характера такого влияния указанные основания формирования договора разделяются на две подгруппы. Первая подгруппа включает публично-правовые нормы, прямо ограничивающие усмотрение сторон в определении содержания договора. Соответствующие нормы содержат императивные запреты, предписания или ограничения в определении содержания договора.

Вторая подгруппа публично-правовых нормативных оснований формирования договора включает нормы, оказывающие косвенное влияние на усмотрение сторон при определении ими содержания договора. Они влияют не на юридическую действительность заключенного договора, а на его правовую и экономическую эффективность. Возьмем, к примеру, условие договора поставки товара о цене. Правовые параметры содержания этого условия определяются по правилам, установленным в ст. ст. 424, 485 ГК РФ. Однако на содержание этого условия оказывает косвенное воздействие ст. 40 НК РФ.

Что такое правовые основания. Смотреть фото Что такое правовые основания. Смотреть картинку Что такое правовые основания. Картинка про Что такое правовые основания. Фото Что такое правовые основания

Таким образом, грамотный учет второй группы публично-правовых нормативных оснований позволяет сформировать содержание разрабатываемого договора таким образом, чтобы достичь максимально высоких конечных результатов бизнеса в заданных правовых рамках. Согласно Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается закрепить в российском праве приоритет обычая делового оборота над диспозитивной нормой права. Если это предложение будет реализовано, то вышеназванные правила оценки правовых оснований договора с точки зрения российского права существенно изменятся. Обычай делового оборота как правовое основание формирования договора станет играть в российской договорной практике намного более важную роль по сравнению с той, которую он играет в настоящее время.

Очень важную роль в российской договорной практике приобретают судебные прецеденты. Хотя в учебниках пишется, что российское право не является прецедентным, однако на практике дело обстоит совсем наоборот.

Судебными прецедентами являются сформулированные судами определенной инстанции правовые позиции по вопросам толкования и применения норм права. По степени своей важности судебные прецеденты следует разделять на обязательные и рекомендательные (убеждающие). К обязательным судебным прецедентам как основаниям формирования договора относятся правовые позиции Конституционного и Высшего Арбитражного Судов РФ. В решениях Конституционного Суда РФ такие правовые позиции именуются “конституционно-правовыми истолкованиями” норм права. Высший Арбитражный Суд РФ формулирует обязательные для судов правовые позиции в постановлениях Пленума и Президиума, в том числе по конкретным делам. В качестве рекомендательных судебных прецедентов в российском договорном праве рассматриваются выводы судей ВАС РФ о применении норм права в так называемых отказных определениях о передаче дел в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, а также судей федеральных арбитражных судов округов в постановлениях по конкретным делам. Выводы судей арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о толковании и применении норм права прецедентными не считаются.

Помимо судебных прецедентов при создании договорных инструментов необходимо учитывать специальные судебные доктрины, а именно:

Доктрина разумной деловой цели применяется для выявления злоупотреблений в применении договорного инструментария. Отсутствие или недоказанность такой цели являются косвенным признаком соответствующих злоупотреблений. Доктрина “существо над формой” означает, что решающее значение для судебной оценки договорных инструментов имеет не их название и документальное отражение связанных с ними операций, а экономическая и правовая суть опосредуемых договорами отношений. Доктрина “сделка по шагам” ориентирует суды на детальный анализ договорных отношений фирмы в их системной взаимосвязи, особенно при определении налоговых последствий.

Источник

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

1. Основания динамики гражданских правоотношений подразделяются на материальные (экономические) и правовые. В качестве материальных оснований следует рассматривать потребности лиц и те экономические отношения, в которые они вступают для получения материальных и иных благ в целях удовлетворения своих потребностей. Так, в качестве материальных оснований следует рассматривать потребности в пище, в жилье, в одежде и т.д. и т.п.

Правовые основания неоднородны. Существуют, во-первых, нормативные основания — нормы права, регулирующие отношения, входящие в предмет гражданского права, ибо если отношение не регулируется правом, то не появится и правоотношение. Во-вторых, правосубъектные основания: в гражданском правоотношении может участвовать только тот, кто обладает правосубъектностью, кто является субъектом права гражданского, ибо невозможно существование бессубъектного правоотношения. В-третьих, юридико-фактические основания, т.е. факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей у субъектов.

Первые два из названных оснований — нормативные и правосубъектные — именуют предпосылками движения гражданских правоотношений, поскольку они создают лишь абстрактную возможность динамики правоотношения, а основаниями движения правоотношений называют юридические факты, благодаря которым абстрактно существующая возможность динамики правоотношения становится реальностью.

Из сказанного вполне очевидно значение оснований динамики гражданских правоотношений — юридических фактов. Кроме того, понимание категории юридических фактов способствует совершенствованию правовых норм, устанавливающих, какие юридические факты влекут те или иные правовые последствия. Понимание учения о юридических фактах дает возможность знать, вследствие чего появляется то или иное право, откуда появилась обязанность, что повлекло изменение права или обязанности либо прекращение того или другого и т.д.

2. Юридический факт представляет собой факт реальной действительности, с которым нормы действующего права связывают возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

В данном определении отражены существенные признаки юридического факта: 1) это факт реальной действительности, он существует вне зависимости от сознания; 2) юридический факт предусмотрен правовой нормой, он потому и юридический (факт), что назван в норме права как основание динамики правоотношения; 3) на основе норм права юридический факт влечет динамику правоотношения.

Перечисление разных групп юридических фактов содержится в ст. 8 ГК.

3. Юридические факты классифицируются по различным основаниям, в первую очередь в зависимости от того, какие они влекут правовые последствия:

1) правообразующие, например, изготовление вещи влечет возникновение права собственности;

2) правоизменяющие, например, соглашением сторон изменяется цена за проданный товар (правоизменяющий юридический факт — соглашение об изменении цены);

3) правопрекращающие, например, уничтожение вещи влечет прекращение права собственности на эту вещь.

4. Наиболее значимой и с теоретической, и с практической точки зрения является классификация юридических фактов на действия и события. Критерий деления — наличие или отсутствие воли субъектов в появлении данного факта.

События в данном случае называют юридическими потому, что в нормах права они указываются в качестве обстоятельств, влекущих правовые последствия.

Довольно часто установление того, является событие относительным или абсолютным, представляет известную сложность. Упоминавшаяся молния обычно есть природное явление (абсолютное событие), но она может быть связана с деятельностью людей, вызвана ею (относительное событие). Существуют мнения, что различные природные явления (даже такие, как землетрясения) могут быть обусловлены действиями человека. Если в конкретном случае это будет установлено, то соответствующее явление будет квалифицировано как относительное событие. И возможна ответственность за причинение вреда.

6. Юридические действия — волевые акты субъектов, с которыми закон связывает правовые последствия. Действие есть проявление воли вовне — волеизъявление. Поэтому намерения, желания, мотивы к юридическим фактам не относятся (хотя и могут иметь правовое значение). Волеизъявления бывают положительные — активное поведение, собственно действие и отрицательные — пассивное поведение, бездействие. Когда в нормах права и в доктрине говорится о действиях, то, поскольку не оговорено иное, подразумеваются как положительные волеизъявления (собственно действия), так и отрицательные (бездействие).

Чаще всего гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании действий.

Юридические действия классифицируются на правомерные и неправомерные. В большинстве случаев динамика гражданских правоотношений происходит на основании правомерных действий.

7. Правомерными являются действия, соответствующие, т.е. не противоречащие, нормам гражданского права.

В правовых нормах указывается, какие действия влекут те или иные последствия. Например, по договору дарения (правомерное действие) даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность (правовые последствия действия) ( ст. 572 ГК). Допустимы также действия (являются правомерными), которые хотя и не предусмотрены актами гражданского законодательства, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Например, собственник жилого помещения заключает с кем-либо соглашение, в соответствии с которым оно станет общей собственностью. Если это возмездная сделка, то она похожа на куплю-продажу, а если безвозмездная — то на дарение. Но это не купля-продажа и не дарение в чистом виде. Это отношения, не предусмотренные законодательством, но ему не противоречащие и поэтому признаваемые и защищаемые государством. Соответствующее соглашение в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождает гражданские права и обязанности (в гражданско-правовой сфере разрешено все, что не запрещено).

Среди правомерных действий выделяются юридические акты и юридические поступки. Юридическим актом является правомерное действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наиболее распространенным юридическим актом является сделка, и прежде всего договор.

К договорам относятся гражданско-правовые соглашения о купле-продаже, дарении, найме, безвозмездном пользовании и т.д. В ряде случаев закон не упоминает о договоре, но договорная природа отношений не вызывает сомнения, например соглашение о вселении временных жильцов ( ст. 680 ГК). Сделками являются составление завещания, принятие наследства, выдача доверенности и т.д.

Юридические акты иной (не гражданско-правовой) природы также могут влечь гражданско-правовые последствия. Так, акты государственных органов и органов местного самоуправления могут порождать (изменять, прекращать) гражданские права и обязанности. К их числу относятся, например, акты государственной регистрации прав на недвижимость ( ст. 131 ГК), государственной регистрации юридического лица ( ст. 51 ГК), решения об изъятии земельного участка ( ст. 279 ГК) и др. Решение суда чаще всего призвано защитить уже существующее право. Вместе с тем нередко решение суда порождает (изменяет, прекращает) гражданские права и обязанности. Так, по решению суда может быть признано право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь ( п. 3 ст. 225 ГК). В установленных законом случаях по решению суда договор может быть изменен или расторгнут ( ст. 450 ГК). На основании решения суда возможно принудительное изъятие имущества у собственника путем обращения взыскания по обязательствам собственника ( ст. 237 ГК).

Юридический поступок представляет собой правомерное юридическое действие, с которым закон связывает определенные правовые последствия независимо от того, было данное действие направлено на эти последствия или нет. К юридическим поступкам относятся такие действия, как создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, находка, исполнение обязательства и т.д.

8. Неправомерными являются действия, противоречащие действующему праву, нарушающие условия обязательства. Противоправным является действие, нарушающее чужое субъективное право.

Неправомерным действием является, например, причинение вреда (уничтожение или повреждение чужого имущества и т.д.).

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы и многие другие юридико-фактические основания движения иных гражданских правоотношений.

Источник

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Общие черты этих актов:

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *