Что такое преамбула закона

Преамбула

Этот пост – часть проекта научно-практического комментария к Постановлению Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». Другие части комментария можно найти через оглавление по этой ссылке.

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

Комментарий к преамбуле

1. Целью принятия Постановления Пленум традиционно называет обеспечение единообразия применения законодательства, хотя, в отличие от арбитражного процессуального закона (ст. 308.8 АПК РФ), нарушение единообразия никогда не было в уголовном процессе основанием для пересмотра судебных актов. [0.1]

Принципы всеобщности налогообложения и равного налогового бремени, выводимые из содержания ст. 57 Конституции РФ, обуславливают необходимость единообразного применения и толкования налогового законодательства всеми правоприменительными органами, включая суды, рассматривающие дела о налоговых преступлениях. [0.2]

Конституционный Суд РФ отметил, что полномочия высшей судебной инстанции давать разъяснения по вопросам судебной практики – один из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости правовой системы. Он реализуется через возможность отмены судебных актов в случае их расхождения с актами высшего суда в системе судов[1].[0.3]

Учитывая комментируемую позицию Пленума ВС РФ, при постановлении приговоров и их обжаловании доводы о нарушении единообразия в применении и толковании законодательства должны учитываться и получать оценку. [0.4]

2. Верховный Суд в преамбулах к постановлениям по иным преступлениям[2] регулярно указывает, что постановление принято «также в связи с вопросами, возникшими у судов». В преамбулах к постановлению по налоговым преступлениям такой отсылки традиционно нет. Сложно предположить, что у судов не возникают вопросы о применении соответствующих статей УК РФ. Но, видимо, не они составляют критическую массу, сподвигшую ВС РФ на разработку 3-го «издания». [0.5]

Необходимо отметить большое значение активной позиции экспертов, консультантов, предпринимательских объединений, систематически и настойчиво выдвигавших аргументированные предложения по корректировке практики преследования за преступление в сфере налогообложения[3].[0.6]

Нужно вспомнить, что существенные изменения в статьи УК РФ, посвященные налоговым преступлениям, гуманизирующие уголовно-правовую практику, были вынесены в 2003 году по итогам работы общероссийской научно-практической конференции «Конституционные границы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства»[4]. [0.7]

Она же оказала влияние на постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П, направившего развитие законодательства и практики преследования за налоговые преступления по пути определенности и гуманизации[5].[0.8]

3. Верховный Суд в преамбулах к постановлениям, посвященным разным преступлениям, прибегает к разной степени подробности. [0.9]

В преамбулах к некоторым постановлениям[6] Верховный Суд не считает необходимым называть номера статей Уголовного кодекса, по которым он далее в постановлении даст разъяснения. [0.10]

В комментируемом Постановлении Верховный Суд в преамбуле указывает конкретные номера статей Уголовного кодекса, по которым он даёт разъяснения. От разъяснений по недавно (в июле 2017 г.) введённым новым статьям Уголовного кодекса (199.3 и 199.4) Верховный Суд воздержался. Очевидно, по ним пока нет ни практики, ни новых вопросов. [0.11]

[1] См.: Постановление КС РФ от 21 января 2010 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Берег», открытых акционерных обществ «Карболит», «Завод «Микропровод» и «Научно-производственное предприятие «Респиратор».

[2] Например, к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

[3] См., например, публикации в журнале «Налоговед»: В.М. Зарипов. Направления совершенствования законодательства об ответственности за налоговые преступления. Налоговед. 2020. № 2. С. 17–27; С.Г. Пепеляев. О козе и корове. Налоговед. 2020. № 3. С. 4-5; С.Г. Пепеляев. Признак преступления — обман. Налоговед. 2019. № 10. С. 4-6; И.Н. Соловьев Личный интерес в неисполнении обязанностей налогового агента – мотив преступления? Налоговед. 2019. № 9. С. 62–66; К.А. Пономарева. Общие правила борьбы с уклонением от налогообложения в ЕС: регулирование Директивы ATAD. Налоговед. 2019 № 4. С. 81–88; А.М. Гусев. Освобождение от ответственности за налоговые преступления в Италии. Налоговед. 2018. № 3. С. 73–77; С.Г. Пепеляев. Пожизненная кара. Налоговед. 2018. № 2. С. 4-7; В.М. Зарипов. Рекомендации ФНС и Следственного комитета России по доказыванию умысла: предложения по доработке. Налоговед. 2017. № 10. С. 29–39; Л.В. Кравчинский, М.Г. Кошкин, Е.О. Капишников. Уголовная ответственность за уклонение от социальных страховых взносов. Налоговед. 2017. № 9. С. 40–43; А.Н. Ляскало. Практические вопросы вины в налоговых преступлениях. Налоговед. 2016. № 6. С. 82–91.

[4] Материалы конференции см.: Бюллетень «Коммерческое право» № 12. РОО «Ассоциация Коммерческого Права и Юридических Исследований, 2002 г.

[5] Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова».

[6] Например, к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Источник

Что такое преамбула закона

VI. Оформление названия и преамбулы нормативных

21. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, отражать суть акта, в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название нормативного правового акта не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта, без цитирования в полном объеме положения акта законодательства Российской Федерации, предусматривающего издание нормативного правового акта.

Например, название «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ______ N ____» не отражает сути акта.

22. В названии нормативного правового акта о внесении изменений в другой нормативный правовой акт должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, и может быть указано название этого акта.

Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 N 1 «О внесении изменений в приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 N 3».

В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.

23. В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).

24. В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.

25. В преамбуле при необходимости кратко указываются цели и мотивы издания нормативного правового акта. Дополнительное обоснование издания акта может быть изложено в справке.

Например: «В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации. «.

26. В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.

27. В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.

Источник

Вводная часть закона, договора: преамбула – что это такое

В структуре юридического или правового документа обязательно присутствует вводная часть – преамбула. Она сжато формулирует условия, которые послужили поводом для создания акта, реквизиты сторон. Грамотно оформленный вводный блок позволит избежать серьезных проблем при разрешении судебных споров…

Что такое преамбула?

Преамбула – это вступительная часть правового или законодательного акта, которая содержит концентрацию целей и задач, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для написания документа.

В переводе с латинского языка это понятие означает «идущий впереди, предшествующий». Формулировки толкования преамбулы уточняются в профессиональных словарях. Википедия также трактует это понятие в общепринятом смысле.

Нельзя путать преамбулу и фабулу. Фабула – это хронологическая последовательность событий, изложенных в художественном произведении. Изучает фабулу и другие композиционные элементы произведения литературоведение. Сфера употребления вступительного блока в документе – бизнес, политика и юриспруденция. Включается в законы, декларации, международные и гражданско-правовые соглашения.

Преамбула в законодательстве

Вводный блок законодательных актов поясняет причины (мотивы) конкретного закона, сжато излагает описываемые нормы, указывает на цели, которые будут достигнуты, когда акт вступит в силу. Перечисляются категории лиц, деятельность которых регулируется законом.

Например, во вступительной части Закона РФ «О защите прав потребителей» указывается следующее:

Рекомендовано не дробить на параграфы вводную часть нормативного акта, начинать с выражения «в целях».

Формулы вступительной части акта в правовой сфере:

Значение преамбулы в законодательном акте велико, потому что вводный блок истолковывает основания и цели принятия закона или соглашения.

Преамбула в юриспруденции

Нужно понимать, что такое преамбула в юриспруденции. В юридическом делопроизводстве это понятие встречается часто. С вводной части начинается большинство соглашений, которые заключаются юридическими лицами или частными. В юриспруденции во вступительном блоке указываются причины заключения сделки, перечисляются участники.

Важно знать, что вступление факультативно для юридического акта. Допустимо отсутствие вступительного блока в сделках по второстепенным вопросам и в дополнительных соглашениях. У сведений, содержащихся во вступительной части контракта, нет юридической силы, но в суде они учитываются для пояснения остальных положений.

Преамбула договора

В бизнесе договоры также начинаются с преамбулы – это «шапка» документа. Вводную часть деловых бумаг оформляют просто. Указывается информация, которая ценится в конкретном случае. Например, сведения о паспортных данных или юридический адрес.

При оформлении контрактов в бизнесе можно обойтись и без преамбулы. Но стороны, участвующие в подписании соглашения, понимают ощутимую пользу этой части. Например, по номеру, указанному во введении, проще найти деловую бумагу в архиве.

Внимание! Не отказывайтесь в договоре от преамбулы. Она позволяет уяснить суть соглашения без подробного знакомства с документом и упрощает сохранность при архивации.

Специальных требований к структуре вступительной части нет. Важно, чтобы введение не раскрывало коммерческой тайны и не противоречило юридическим нормам.

Преамбула договора имеет следующую структуру:

Право заключения контракта без доверенности доступно только руководителям. Для остальных лиц, указанных в соглашении, необходима доверенность от руководства. Обязательно указание реквизитов доверенности (номер, дата, кем выдана), если одна из сторон заключает соглашение по доверенности.

Представление о том, как составляется вводный блок, дает анализ следующего образца:

на поставку торгового оборудования

Страховое открытое акционерное общество «Дельта», именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице директора Сидорова Сергея Антоновича, действующего на основании Устава, с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «Бета», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора Смирнова Степана Степановича, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.

Этот образец преамбулы заключаемого договора универсален. Если цель контракта иная, например аренда, то просто строка «на поставку» заменяется «на аренду».

Смотрите видео: Условия договора и их толкование

Место преамбулы в договоре

Деловое соглашение не имеет строго определенной структуры. Если вступление необходимо, его размещают первым.

Структурные части стандартного соглашения следующие:

Ошибки, допущенные при составлении вводной части контракта, приводят к серьезным последствиям.

Самые частотные ошибки следующие:

Ошибка вводного блокаПоследствия
Индивидуальный предприниматель указан как физическое лицоДополнительные финансовые расходы, повышение налоговой ставки
Отсутствует информация о полномочиях сторон, заключающих контракт, или указаны недостоверные сведенияРасторжение контракта, потому что у документа нет юридической силы, невозможно предъявить претензии контрагенту
Не указано место заключения сделкиСделка купли-продажи совершается с учетом муниципального законодательства
Исправления, опечаткиПризнание контракта недействительным

Самостоятельное составление вводного блока требует внимательности к мелочам:

Внимание! Доверьте оформление вступительной части соглашения профессиональному делопроизводителю или юристу, чтобы избежать двусмысленности в трактовке.

Полезное видео: о преамбуле Российской конституции

Знание специфики вступительного блока договора повышает уровень правовой и юридической культуры. Грамотное оформление вводной части юридического документа исключит недопонимание между партнерами при заключении сделки. Профессионально составленная вступительная часть – дополнительный козырь в судебном разбирательстве.

Источник

Преамбула Конституции и судебные дела

О возможности анализа обновленного текста Основного закона с позиций конституционной экономики для защиты адвокатами экономических интересов гражданского общества

Некоторые поправки к Конституции вызвали в России подобие «геттингенского» движения. («Геттингенская семерка» осталась в истории мирового конституционализма как пример принципиального подхода к конституционным вопросам, высказанным в XIX в. семью профессорами Геттингенского университета, в число которых, кстати, вошли и знаменитые сказочники братья Гримм.) Около 20 тысяч представителей общественности (среди них немало адвокатов) подписали по Интернету свои возражения по поводу ряда положений закона о поправках к Конституции. Этот справедливый, на мой взгляд, общественный пафос все же не должен отвлечь от анализа ряда других новелл Основного закона, которые могут иметь значение для нашей адвокатской практики в новых конституционных условиях, причем в довольно близкое время.

Адвокатура как институт гражданского общества не осталась в стороне от инициированного в стране конституционного процесса. Под эгидой Международного Союза (Содружества) адвокатов (МССА) совместно с Междисциплинарным центром философии права при Институте философии РАН оперативно между первым и вторым чтением законопроекта о поправках в Конституцию РФ в первой половине февраля в электронной версии была опубликована и широко распространена моя книжка «Принцип сдержек и противовесов (баланс ветвей власти) как неотъемлемая часть доктрины разделения властей и его применение в рамках Конституции России», сразу же размещенная на сайте Федеральной палаты адвокатов. В ней, кроме выдвижения позиции о возможном нарушении баланса властей за счет судебной власти и общем снижении независимости последней, мной была также предложена поправка о развитии в тексте Основного закона экономических гарантий положений Преамбулы Конституции об обеспечении благополучия нынешнего и будущих поколений граждан России. (На эту тему я настойчиво писал последние минимум 15 лет.) Кроме того, были поставлены вопросы конституционных гарантий гражданского общества при решении экономических вопросов в стране.

В президентской инициативе и в законопроекте к первому чтению таких предложений не было. Но затем они, поддержанные и развитые приглашенным в рабочую группу Совета Федерации в феврале на обсуждение поправок членом Правления МССА и председателем Совета молодых адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы Дмитрием Кравченко, вошли в текст новой ст. 75-1 Конституции РФ и создали в сочетании с положениями ее Преамбулы новые серьезные возможности адвокатов использования позиций конституционной экономики в судебных спорах.

Поскольку через некоторое время обязательно объявятся многочисленные «Отцы и Матери – Основатели», для закрепления истории принятия этой новеллы Конституции можно проследить с помощью сравнения следующих текстов.

Из моей книги: «Главным в конституционной экономике является обеспечение провозглашенных в Преамбуле Конституции РФ задач заботы о будущих поколениях с одновременным обеспечением благополучия нынешнего поколения. И мы ничего не видим среди предлагаемых поправок, не считая минимальных размеров пенсий и зарплат, которые на сегодняшнем уровне находятся на пороге бедности и никак счастья не обеспечивают. Поэтому нужна поправка о конституционном полномочии и, соответственно, конституционной ответственности за практическое воплощение задач Преамбулы, не оставляя их будущим поколениям. Такая поправка соответствовала бы реальному значению конституционной нормы и устанавливала бы должные рамки деятельности властей на все времена. Конституционная экономика – это еще и методология борьбы гражданского общества и регионов за настоящий конституционный бюджетный федерализм, который прописан в тексте Конституции России, а также мерки «благополучия» из Преамбулы для принимаемых финансовых решений в центре и на местах.

Когда-то автор опубликовал статью о нормативном значении содержания Преамбулы к Конституции России. Там говорится об ответственности перед будущими поколениями и обеспечении благополучия и процветания. К сожалению, эти положения не нашли развития в тексте других статей Основного закона. Поэтому, раз уже процесс принятия поправок запущен, хотелось бы предложить дополнить статью 80 Конституции о функциях Президента текстом: «обеспечивает проведение экономической политики государства, соответствующей целям и задачам, указанным в Преамбуле Конституции Российской Федерации».

Из предложений Дмитрия Кравченко

Представляется целесообразным дополнить соответствующие положения проекта закона поправкой, дополнительно закрепляющей цель развития благосостояния народа. Подобная поправка, основанная на нормах преамбулы Конституции: «…стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

Предлагается следующая редакция изменения в проект закона: «Пункт второй статьи 1 проекта закона дополнить пунктом “в” следующего содержания:

“в) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. В Российской Федерации гарантируется создание условий для роста экономики, развития предпринимательской и иной экономической деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны принимать необходимые меры для повышения благополучия народа Российской Федерации».».

А в качестве итога: «Статья 75-1 часть 2: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества,». ».

Появление такого текста увязывает это нормативное конституционное положение прямого действия с действующей Преамбулой, нормативное значение которой ранее активно не использовалось в судебной практике, зато позволяет применить научные позиции конституционной экономики к большому числу предстоящих судебных дел. «Благополучие России» из Преамбулы сейчас уточнено «благосостоянием граждан», каждый из которых как значимая часть автора Конституции – «многонационального Народа» – может теперь быть участником судебного спора о нарушении экономических конституционных прав. В сочетании с рядом других конституционно-экономических новелл Основного закона адвокаты получают мощное правовое обоснование своих позиций в интересах граждан. И не только. Теперь ст. 131–133 Конституции говорят, что «органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств… Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории… Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов…».

Прямо записанное в Конституции право (и обязанность!) муниципалитетов, наиболее приближенных к населению и его нуждам, выступать в судах в защиту граждан, как и право отдельных граждан на защиту своих конституционных экономических прав, создает широкое поле для использования новелл Основного закона как в обычных судах, так, разумеется, и в КС РФ.

Кроме того, адвокатура как один из институтов гражданского общества может теперь конкретно проявить себя в качестве Адвоката гражданского общества. Он может осуществлять представительство и защиту других институтов при нарушении государственными органами новеллы ст. 114: «государство осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики».

Как адвокат с 1972 г., я хорошо знаю, что коллеги любят конкретику, а не абстрактные рассуждения, поэтому предлагаю простую возможную ситуацию применения новелл Конституции.

По сообщению Счетной палаты РФ, опубликованному «Интерфаксом», в половине детских поликлиник России нет горячей воды. Сейчас эпидемия, и руки с мылом рекомендуют мыть очень часто, не менее 20 секунд. Адвокаты любого родителя или муниципального депутата могут после официального прохождения письма в соответствующий госорган обратиться в суд со ссылкой на «благополучие» и «будущие поколения» из Преамбулы, конституционную новеллу ст. 67-1 о детях «как важнейшем приоритете государственной политики», новеллы ст. 71 об «установлении единых правовых основ системы здравоохранения». Они также вправе сослаться на «обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни», новеллу ст. 72 о «защите детства», наконец, на нашу «адвокатскую» новеллу ст. 75-1, поскольку «благосостояние» включает и здравоохранительный компонент.

А если обычный суд не примет или откажет в иске, тогда им прямая дорога до Конституционного Суда РФ, который в соответствии с новеллой ст. 125 должен «обеспечить прямое действие Конституции». Такое дело не жалко провести и бесплатно любому из сотен адвокатских образований, расположенных рядом с детскими поликлиниками без горячей воды. Это реалистичный и недорогой подход: как минимум, бойлер в каждую такую поликлинику он обеспечит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *