Что такое предложение 2 класс
Что такое предложение?
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?
Видеоурок
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки»
Анна Бобкова
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки»
Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.
Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 2
— предметные:
актуализировать знания учащихся, о предложении полученные в 1 классе;
формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения;
развивать речевой слух при выделении в речи отдельных предложений;
формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте;
развивать опыт монологической речи (умения высказываться).
— метапредметные:
• Уметь строить рассуждения;
• Уметь осуществлять анализ объектов;
• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
• Уметь оценивать выполнение действий и вносить коррективы, уточнения;
• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите, расскажите, объясните).
• Работать взаимодействуя со взрослым, сверстниками;
• Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
• Работать с текстом учебника (понимание, воспроизведение);
• Принимать и осваивать социальную роль «Я-ученик», формировать личностный смысл учения;
• Формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения:
• Формировать чувство гордости за свою Родину.
Учебная задача для учащихся
• Отличать предложения от группы слов;
• Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи;
•Ответить на вопрос: «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»
• Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Наглядность/оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, оформленный кроссворд на каждого, цветок –ромашка для кроссворда.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой урока.
— Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово “оживлять” мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Минутка чистописания.
— Запишите строчными первые буквы,с которых начинаются следующие слова: зебра, улитка, домик, воробей, цапля. Буквы пишем красиво.
-Какие буквы записали? (з, у, д, в, ц)
-Что общего у этих букв? (элемент – петелька)
— Чередуя, допишите эти буквы до конца строки.
2) Словарная работа.
— Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, а поможет нам цветок – ромашка. (На доске цветок ромашка и кроссворд. На лепестках цветка написаны номера, которые соответствуют порядковым номерам слов в кроссворде, а с обратной стороны — комментарии к слову. Ученик «срывает» лепесток, читает, отгадывает и все записывают слово в клетки кроссворда, проговаривая правильное написание словарного слова)
1. У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
Так ведь это … (Деревня)
4. Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей. +
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью. (лисица).
5. Змейка, как огромный рот,
Всё проглотит кашалот,
Карандаш, линейку, ластик,
И цветной большой фломастер!
6. Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
— Прочитайте ключевое слово номер 7 по вертикали. (РОДИНА) Послушайте стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
• Отечество, родная страна. Место рождения кого-нибудь.
• Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками.
— Назовите опасное место в написании слова «родина» и поясните.
— Слово «родина» иногда пишется с заглавной буквы, а иногда со строчной. В каком случае мы пишем слово «родина» с заглавной, а в каком со строчной?
-Запишите слово «родина» в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
III. Целеполагание. Актуализация знаний и постановка первой познавательной задачи урока.
-Прочитайте запись на доске?
Кот, на, греется, солнышко, Васька.
-Что записано на доске? (Слова)
-Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
-Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них предложение)
-Какое? (Кот Васька греется на солнышке.)
-О чём мы будем говорить на уроке? (О предложении)
-Определите учебно-познавательную задачу урока (Что такое предложение)
— Да, мы начинаем изучение нового раздела «Предложение». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел на странице 23.
-Сегодня на уроке мы должны решить с вами две познавательные задачи. Первую – что такое предложение? – мы сейчас и будем решать. Для начала давайте вспомним, что мы знаем о предложении. (Предложение состоит из слов, оно выражает закон-ченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы)
-Молодцы! Прочитайте задание упражнения 20 на странице 24. Определите, где записано предложение.
-Почему не все записи являются предложениями? Объясните свой ответ.
-Спишите это предложение.
— Сделаем вывод: Что же такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
-Прочитаем правило в учебнике на стр. 24, правильно ли мы сказали?
Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).
Раз – росой она умылась, («умываемся»)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. («полетели» – машем руками, как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)
— Выполним устно упражнение 21 на стр. 24.
IV. Постановка второй познавательной задачи урока.
-А теперь выполним упражнение 22 страница 25 учебника (робота устно и письменно)
-Какую вторую познавательную задачу мы будем решать на уроке? (Какие знаки препинания ставятся в конце предложения)
-Прочитайте текст на доске:
Мы гуляли в осеннем лесу
До чего красиво здесь
А вы были в осеннем лесу
-Какая здесь допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения)
— Подумайте, какие знаки препинания можно поставить и почему?
-Давайте устно ответим на вопрос третьего предложения.
-Спишите предложения.
V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
— Откройте учебник на странице 40 и ответим на первые два вопроса рубрики «Проверь себя».
-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёный квадратик.
-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый квадрат.
-У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.
VII. Домашнее задание
Выучить правило на стр. 24, упр. 22 – устно, упр. 24, стр. 26 – письменно.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Единственное и множественное число глагола» Тема урока Класс Единственное и множественное число глаголов 2 Тип урока Урок изучения нового материала Цель урока познакомить с единственным.
Конспект занятия и презентация урока русского языка в 4 классе «Время глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Время глагола Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам». Задачи:.
Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.
Конспект урока русского языка в 2 классе «Имена прилагательные, противоположные по значению» Цель урока: Формировать представления о прилагательных-антонимах и их роли в речи. Задачи: познакомить учащихся со словами,.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Методическая разработка конспекта урока по развитию речи на тему: «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Подготовила:.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.
Урок русского языка на тему » Что такое предложение?»(2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Что такое предложение?
Цель: повторить признаки предложения, учить отличать предложение от группы слов,не составляющих предложение, повторить правила постановки знаков препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, определять границы предложения в деформированном тексте, оформлять предложение на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: веера с гласными буквами, «Светофор».
Проверка домашнего задания
Какое слово «лишнее»? Прочитайте ключевое слово.
Работа по учебнику на с.23, 24.
− Мы начинаем изучение нового раздела «Предложение».
− Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Прочитайте тему урока . На какой вопрос мы должны дать ответ? ( Что такое предложение?)
Определите учебно-познавательную задачу урока.
Работа по теме урока
Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны запомнить сегодня на уроке? (Родина.)
Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Объясните значение слова. ( Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и гражданином которой считается.)
Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)
Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Кто за Родину горой —
Тот истинный герой.
Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. ( Безударная гласная в словах горой, герой, Родину.)
Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно запомнить? ( Написание буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой — горы.)
Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)
Почему вы так считаете? ( Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)
Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? (Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)
Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложения? (У каждого человека есть место, где он родился, живет.)
Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)
Прочитайте правило. ( Предложение — это слово или несколько слов , которые выражают законченную мысль.)
Что бы вы дополнили к этому правилу? (. и связаны между собой.)
А сейчас мы с вами, дети,
На носки поднимись,
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь.
Закрепление изученного материала
Как на письме оформляется предложение? ( Первое слово пишем с большой буквы , в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)
Когда ставим точку в конце предложения? ( Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)
Я маковой крупинкой
О чем говорит вопросительный знак в конце предложения? (В предложении о чем-то спрашивается.)
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
Как читаем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? ( С сильным чувством (с радостью, огорчением, страхомю и т. д.).)
Никогда он не молчит,
2. Работа по учебнику
Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)
Спишите выделенные предложения.
Какой знак стоит около упражнения? (Вопросительный.)
Найдите первое предложение. (Как быстро пролетело лето!)
О чем говорится в этом предложении? (О лете.)
О чем второе предложение? (Об осени.)
Прочитайте второе предложение. (Уже наступила осень.)
Прочитайте следующее предложение. (Желтеют листья на деревьях.)
О чем это предложение? (О деревьях.)
Доделайте упражнение самостоятельно. (Дети находят еще два предложения.)
Прочитайте текст, голосом выделяя каждое предложение.
(Учитель читает текст, дети цифрой записывают количество предложений в тексте.)
Мы с папой были на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.
Озаглавьте текст. («На рыбалке». «Рыбаки».)
Подведение итогов урока
Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)
Какие знаки могут стоять в конце предложения?
Какую «работу» выполняет каждый знак?
Кто считает, что хорошо находит границы предложений, поднимите руку.
Кто еще не очень хорошо видит, где начинается и заканчивается предложение?
Выполнить упр. 23 (с. 25).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-320708
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.