Что такое предложение в музыке

Мотив, фраза, предложение, период

Мотив наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы. Это яркий, выразительный интонационный оборот, который, даже видоизменяясь в произведении, сохраняет свою «узнаваемость». От качества мотивов в значительной мере зависит образность и запоминаемость музыкальной темы: если они недостаточно выразительны, то музыка может стать безликой и бледной.

Как правило, мотив достаточно короток – содержит только одну сильную метрическую долю. Но бывают мотивы и более сложные, развернутые, которые могут объединять несколько интонационных оборотов. Мотивы не обязательно беспрерывно следуют друг за другом, они могут находиться на расстоянии. Так же мотивы могут соединяться общим звуком, как бы сцепляясь друг с другом.

Фраза любая законченная часть музыкальной темы. Это среднее построение между мотивом и предложением (ее размеры менее определены). Фраза может быть слитной либо члениться на мотивы. Нередки случаи, когда фраза полностью состоит из одного большого мотива. Фразам свойственна незавершенность и взаимосвязанность. Нередко конец одной фразы и начало следующей сливаются. Так же фразы могут следовать одна за другой, не объединяясь ни в какие высшие построения, что часто встречается в инструментальной музыке.

Несколько фраз складываются в предложение. Предложение, в свою очередь, является составной частью периода.

Период построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Обычно классический период состоит из двух сходных по структуре предложений, которые завершаются каденцией. Часто в периоде второе предложение более расширено. Период может включать в себя несколько десятков тактов и составляет раздел произведения или целое небольшое произведение.

Каданс.

Размеры перечисленных элементов музыкальной речи (мотива, фразы, предложения, периода) отражают степень развития музыкальной мысли. Но у них есть свои «средние» нормальные размеры (хотя и очень относительные). Например, размер мотива – до 1 такта, фраза – 1-2 такта, предложение – от 2 тактов, периода – от 8 тактов. Но, как и в других областях, количество здесь – это лишь внешний признак.

В заключении отметим, что музыкальное произведение – это органическое целое, которое состоит из частей, внутренне связанных между собой. Удержать внимание слушателя призвана непрерывность музыкального развития, а завершенность отдельных построений делает музыкальную речь понятной.

Одночастная форма.

Одночастная форма подразумевает изложение тематического материала без его дальнейшего развития. Ее строение принято обозначать формулой из одной буквы: А. Как правило, по размеру это предложение или простой период. Обычная величина такого построения – 8 тактов, хотя может быть 4 такта или до 16 тактов (но при этом не должно быть усложнения в развитии: модуляций в другие тональности с многообразием выразительных средств в мелодии, гармонии, ритме). В одночастной форме в крупном произведении может быть выполнено вступление.

В самостоятельном виде она встречается в вокальной музыке – в качестве куплета, когда каждая новая строфа стихотворения сопровождается одинаковой музыкой; очень распространена в народной музыке, где ее формула может выглядеть так: А+А+А+А…

Если в произведении одночастной формы много свободного развития импровизационного характера, то оно может быть более крупным по масштабу (например, 30-50 тактов).

Двухчастная форма.

В первой части этой формы излагается основная музыкальная мысль, во второй развивается и завершается музыкальная мысль. Вторая часть по размеру может быть значительно больше первой, если в ней происходит широкое развитие материала.

Части в этой форме могут быть слитными, либо четко расчлененными (что характерно для танцевальной музыки). В зависимости от содержания второй части существуют две разновидности двухчастной формы.

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыке Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкеФормула соответствуют такому произведению, где вторая часть очень сходна с первой, фактически она повторяет первую лишь с некоторыми изменениями (в фактуре, гармонии, мелодии, ритме). Часто начало второй части полностью повторяет музыкальный материал первой части, и лишь затем идет вариационное развитие.

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкеФормула А+В говорит о том, что во второй части материал имеет самостоятельный характер (контрастирующий с первой частью).

Яркий пример двухчастной формы – куплетное строение песни, когда сначала идет запев (куплет), а потом – припев. У произведений, выполненных в двухчастной форме, нередко имеются небольшие по размерам вступление и заключение.

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкеДвухчастная форма может иметь более сложное, развитое строение, благодаря чему размеры произведения увеличиваются. Внутри каждой части могут находиться двухчастные или трехчастные построения. При этом формула может усложняться и выглядеть, например, так:

Части такой двухчастной формы не обязательно должны быть четко структурированными, в них может происходить свободное развитие, и тогда окончания построений определяются по временным завершениям развития, паузам, остановкам движения.

Трехчастная форма.

Трехчастная форма состоит из трех частей: первой, средней и третьей (третья часть в классических традициях обязательно повторяет первую часть полностью или частично). Есть следующие разновидности этой формы.

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыке Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкеФормула соответствует такому строению произведения, где средняя часть немного отличается от крайних, а третья часть может полностью повторять первую (даже без изменения регистров и мелодических оборотов). В средней части ( А1 ) повторяется материал первой части без изменения тональности, либо в одноименной или близкой тональности.

Источник

Цезура, мотив, предложение в музыке

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыке

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы будем вести разговор о том, что такое предложение в музыке, а также поговорим о цезуре, мотиве и других важных вещах.

Как мы знаем музыкальную композицию можно разделить на более мелкие части. Мы об этом немного говорили уже. Например, из маленьких фраз пытались создать нечто целостное (читайте об этом здесь: http://gorstorehov.com/page/muzykalnaya-fraza).

В музыке более мелкие части (назовём их музыкальными мыслями, например) образуют нечто более целостное. При этом как маленькие так и большие части разделяют паузы. Их называют цезурами. Цезуры разделяют конец одной части (независимо от её размера) композиции от другой.

Давайте посмотрим на примере Сарабанды Гедике (её можно найти в учебнике по Фортепиано Николаева):

Что такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкерис. 1

Мы отметили на рисунке 1 две цезуры. Они разделяют разные по размеру части композиции. Первая разделяет две фразы (синего цвета). Вторая два предложения (красного цвета).

Кстати, сыграв хотя бы начало композиции мы можем убедиться на практике, что можно «разбить» эту музыку на составные части.

Получается в одном предложении у нас 4-ре такта, в одной фразе два. Значит предложение состоит из фраз (в нашем случае двух).

А что образуют два предложения? Тоже нечто законченное. Это «нечто» называют период или часть (Помните мы писали про трёхчастную форму).

Ну и один такт у нас будет составлять мотив.

Получается в нашей Сарабанде у нас три законченные части (если сыграть, то можно убедиться, что это так). Значит три периода, вместе же они образуют форму.

А зачем нам это всё знать?

Например, мы при разучивании произведения можем играть его по частям. Хорошо суметь сыграть отдельно каждую часть (период или предложение).

Также при исполнении хорошо подчеркивать, что одна часть закончилась и начинается другая. То есть делать паузу (ту самую цезуру) между двумя фразами или предложениями и внутренне осознавать при игре какая часть композиции сейчас идет.

Самую стандартную схему построения произведений (две фразы образуют предложение, два предложения период, несколько периодов целостную композицию) можно использовать и при сочинении своей музыки.

Ну и послушаем как звучит примерно Сарабанда.

Источник

Предложение (музыка)

Содержание

Роль в произведении

По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы. Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции — экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего — это полный совершенный каданс.

Классификация

По тональному строению

По степени расчленения

По тематизму

По масштабу

Музыкальные формыВокальные формыКуплетная форма • Запевно-припевная формаЧто такое предложение в музыке. Смотреть фото Что такое предложение в музыке. Смотреть картинку Что такое предложение в музыке. Картинка про Что такое предложение в музыке. Фото Что такое предложение в музыкеПростые формыПериод • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная формаСложные формыСоставные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-сонатаЦиклические формыСюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория • Опера • БалетПолифонические формыКанон • ФугаСпецифические формы европейского
Средневековья и ВозрожденияБар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • МадригалСпецифические формы эпохи бароккоПростые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработкаСпецифические формы эпохи романтизмаСвободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма

Полезное

Смотреть что такое «Предложение (музыка)» в других словарях:

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

Предложение (фильм, 2005) — У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение (фильм). Предложение The Proposition … Википедия

Музыка Дэвида Боуи в кино — В данных таблицах представлены песни, написанные и/или исполненные Дэвидом Боуи, которые звучат в качестве саундтрека в кинофильмах или телесериалах, а также видеоиграх. Источником данного списка служит страница Дэвида Боуи на сайте IMDb, если не … Википедия

Неправильная музыка — «Неправильная музыка» (нем. Schräge Musik Шрэге музик) способ установки (с июня 1943 года) пушечного вооружения на немецких ночных истребителях во время Второй мировой войны. При такой установке пушек стрельба велась вверх вперёд … Википедия

Косая музыка — «Неправильная музыка» (нем. Schräge Musik Шрэге музик) способ установки пушечного вооружения на немецких ночных истребителях Второй мировой войны. При такой установке пушек стрельба велась вверх и немного вперёд, что позволяло эффективно… … Википедия

Цыганская музыка — включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разд. народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую гор. музыку европ. проф. традиции 18 19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл … Музыкальная энциклопедия

Слова и музыка (фильм) — Слова и музыка Paroles et Musique Жанр мелодрама Режиссёр Эли Шураки Продюсер Эли Шураки Мари Шураки … Википедия

Слова и музыка (фильм, 1984) — Слова и музыка Paroles et Musique Жанр мелодрама Режиссёр Эли Шураки Продюсер Эли Шураки Мари Шураки … Википедия

Отчаянные домохозяйки (музыка сериала) — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Тема (музыка) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Тема. Тема в музыке более или менее развёрнутое построение, выражающее некую … Википедия

Источник

S o l F a form

Предложение и период

Предложение и период – это наименьшие самостоятельные формы, т.е. формы, способные выразить относительно законченную музыкальную мысль.

Законченность мысли

В европейской классической музыке законченность определяется наличием в построении трёх логических этапов: изложение, развитие и завершение.

Минимальное условие самостоятельности формы – наличие как минимум четырёх сильных долей (т.е. четырёх тактов и, соответственно, четырёх мотивов), т.к. только второй двутакт, отвечая на первый, обладает логической весомостью, достаточной для завершения. При этом такая форма неспособна существовать отдельно, завершить её возможно лишь в следующем таком же «благоприятном» моменте – восьмом такте, по прошествии восьми сильных долей и восьми мотивов. Отсюда две основные величины предложения – четыре (только внутри периода) или восемь тактов (может существовать самостоятельно).

Предложение

Предложение – это наименьшая форма изложения темы или её части, которая состоит из четырёх или восьми тактов.

Четырёхтактовое предложение называется малым, восьмитактовое – большим. Слово «малое» обычно пропускается, и четырёхтактовое предложение в обиходе называют просто «предложением».

Гармонически для самостоятельности формы требуется хотя бы минимальное движение, развитие (проявляется в сопоставлении устойчивых и неустойчивых элементов), а также завершение при помощи весомого и функционально определённого оборота –каденции.

Каденция

Каденция – это оборот, который завершает музыкальное построение как сумма метрических (местоположение этого оборота в каденционных тактах) и гармонических факторов.

Каденции делятся по местоположению в форме на заключительные (в конце построения), серединные (в середине), вторгающиеся (когда каденция одновременно является началом следующего построения) и дополнительные (каденция в дополнении).

Каденции делятся по степени завершённости на половинные и полные. Полная каденция – это каденция на Т, обычно состоит из D и T. Половинная – это ½ от полной, т.е. только D; т.е. половинная – это каденция не на T. Полные каденции бывают совершенными (Т в основном виде и в положении основного тона на сильной доле метрически сильного такта после D, реже S в основном виде) и несовершенными (если хотя бы одно из этих условий не соблюдается).

Источник

Предложение музыкальное

Смотреть что такое «Предложение музыкальное» в других словарях:

Построение музыкальное — Построение музыкальное, термин, которым может обозначаться любой раздел музыкальной формы, структурно отграниченный от соседних. Обычно применяется по отношению к разделам, промежуточным между основными элементами членения музыкальной формы,… … Большая советская энциклопедия

Построение — музыкальное, термин, которым может обозначаться любой раздел музыкальной формы (См. Музыкальная форма), структурно отграниченный от соседних. Обычно применяется по отношению к разделам, промежуточным между основными элементами членения… … Большая советская энциклопедия

Заппа, Фрэнк — Для термина «Zappa» см. другие значения. Фрэнк Заппа Frank Zappa … Википедия

Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

Blue October — Основная информация … Википедия

Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

Список эпизодов телесериала «Отчаянные домохозяйки» — «Отчаянные домохозяйки» американский телесериал в жанре комедия драма, премьера которого состоялась 3 октября 2004 года на American Broadcasting Company. Содержание 1 Обзор 2 Рейтинги 3 Эпизоды … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *