Что такое предмет правоведение
Понятие науки ‘Правоведение’, ее предмет и методы
Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.
Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.
Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире.
При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.
Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.
Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:
а) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии;
2) общенаучные методы:
а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния;
3) частно-научный метод:
а) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
в) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.
Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.
Правоведение
Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Понятие, предмет и методы правоведения
Правоведение — это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки — это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза — диспозиция — санкция; гипотеза — диспозиция.
Системный метод — это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы
1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы
Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.
Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.
Данная наука рассматривает систему права в целом, во взаимосвязи различных ее отраслей, она также позволяет понять сущность права и государства, их возникновение, развитие, а также происходящие в современном обществе государственно—правовые явления. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и др.), их сущности.
Предметом правоведения (в который включен перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой) являются:
1) система основных правовых понятий;
2) государство как общественно—политическое явление;
3) право как социально—политического явления общественной жизни;
4) взаимосвязь между государством и правом;
5) основные понятия и положения различных отраслей права.
Правоведение традиционно использует следующие методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки), которые основаны на следующих положениях:
1. всеобщие:
а) государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право являются институтами, которые находятся в постоянном развитии;
2. общенаучные а) анализ (расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям);
б) синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе);
в) системный подход (рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи);
г) функциональный подход (изучение функций государственно—правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния).
3. частнонаучные:
а) формально—юридический подход к изучению предмета, при этом дается необходимое определение, производится их классификация на основе выделенных признаков и т. д.;
б) сравнительно—правовой (путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления их требований);
в) статистический (основан на статистической информации, количественных показателях);
г) социологический (исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы).
Таким образом, правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует понимание права в целом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 2. Предмет науки теории государства и права
Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,
Глава II Правоведение в системе наук
Глава II Правоведение в системе наук § 1. Политика и догма права Каково место правоведения среди других наук?Основное различие между всеми науками зависит от различия их цели. Одни науки устанавливают естественно необходимую связь явлений, т. е. такую их связь, которая
2. Предмет и методы правового регулирования экологического права
2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических
Глава 1 Предмет и система науки гражданского процессуального права
Глава 1 Предмет и система науки гражданского процессуального права § 1 Правосудие и судебная власть в современной России Осуществление правосудия во все времена являлось необходимым атрибутом государственного суверенитета. Поэтому не случайно, что судебные решения, в
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ Криминалистика – наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и
1. Понятие, предмет и методы правоведения
1. Понятие, предмет и методы правоведения Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений,
Глава 1. Предмет и система науки гражданского процессуального права Каковы формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций?
Глава 1. Предмет и система науки гражданского процессуального права Каковы формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций? При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и
1. Понятие и предмет банковского права
1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
1. Жилищное право: понятие, методы, предмет
1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники
2. Предмет науки
2. Предмет науки Предмет истории русского права определяется первым из указанных признаков понятия ее, т. е. понятием о праве. Прежде эта наука именовалась историей законодательства, и сообразно с этим излагала лишь сведения о законодательных памятниках прошлых времен.
2. Предмет и методы конституционного регулирования
2. Предмет и методы конституционного регулирования Предмет конституционного регулирования — это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом
4.1. Понятие информации и методы ее обработки
4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:• установление общих положений и принципов исполнения
Русское правоведение: «юридическая чума» на Руси — вылечим
Русское правоведение: «юридическая чума» на Руси — вылечим Предлагаемая вниманию читателя работа, продолжая освещение проблематики, затронутой в работе ВП СССР «Введение в конституционное право» (аналитическая записка из серии «О текущем моменте» № 1 (108),
Понятие, предмет, объект, система правоведения.
Понятие, предмет, объект, система правоведения.
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Объект правоведения – государство и право, государственно-правовые явления.
Система правоведения включает:
1. теоретико-исторические науки – изучают наиболее общие закономерности, процесс развития и познания гос-х правовых явлений (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);
2. отраслевые юридические науки – это основной по объему блок юрид. дисциплин, который исследует конкретные юрид. учреждения и предписания, а так же соответствующую им практику (конституционное право, международное право, гражданское право, уголовное право и др.);
3. межотраслевые юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор);
4. прикладные (специальные) юридические науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология).
5. науки, изучающие зарубежное государство и право (Римское право, конституционное право зарубежных стран)
6. международное право – юрид. дисциплина, изучающая правовые установления, складывающаяся на основе межгосударственных соглашений и состоящая из 2х частей:
А) международное публичное право – регулирует взаимоотношения м/д гос-ми и международными органами
Б) международное частное право – рег-етимущественные и личные неимущественные отн-ния м/д гражданами и органами различных стран.
Понятие и социальное назначение права.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих, обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни, волю общества, охраняемая от нарушений возможностями гос. принуждения и являющаяся гос. регулятором общественных отношений.
Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Общее социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы.
Социальная ценность права выражается в том, что оно является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций. Право определяет права и обязанности субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в обще-ственной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.
Понятие, виды, структура нормы права.
Норма права – это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения, гарантированное силой гос. принуждения.
1. Разрешающие нормы допускают определенное поведение субъектов (разрешение на предпринимательскую деят-ть);
2. Управомочивающие нормы наделяют субъектов правом на совершение опред. юридически значимых действий;
3. Нормы обязывающие устанавливают обязанность субъектов совершать определенные юридически значимые действия (обязывают соблюдать дисциплину во время работы);
4. Запрещающие нормы обязуют субъектов не совершать запрещенные законом действия (нормы админ. и угол. права предусматривают запрещенные законом деяния, которые квалифицируются как правонарушения и преступления и влекут к применению правовых санкций).
Структура норм права (внутренне строение):
1. Гипотеза (предположение) — комплексы юрид. фактов, являющихся основанием возникновения данных правоотношений.
2. Диспозиция (распоряжение) – часть нормы, формирующая права и обязанности участников правоотношений.
3. Санкция (взыскание) – часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при её нарушении.
Нормативные правовые акты. Понятие, виды, иерархия нормативных правовых актов в РФ.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы (официальный письменный документ).
• конституционные законы(конституция – ей должно соответствовать всё законодательство страны; законы, которые вносят изменения и дополнения или прямо предусмотренные конституцией).Приняты, если за них проголосовало > 2/3 законодательной власти. Пр.: закон о правительстве РФ, закон о конституционном суде РФ.
• текущие (обычные) законы(не могут противоречить конституции и отменять её, принимаются по конкретным вопросам на основе и в развитие конституционных законов. Приняты, если за них проголосовала половина депутатов законодательного собрания.).Пр.: закон о выборах депутатов в Гос. Думу, о защите прав потребителя.
Все нормативные акты подлежат обязательному официальному опубликованию.
Иерархия нормативных правовых актов в РФ
Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):
• Кодексы (объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права).
• Указы и распоряжения Президента РФ;
• Постановления и распоряжения Правительства РФ;
• Акты министерств и ведомств;
• Акты органов местного самоуправления.
Формы государства.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Виды монархий: Абсолютная монархия (неограниченная), ограниченная монархия,
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Форма государственного устройства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.
Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей.
Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Демократический режим, Авторитарный режим, Тоталитарный режим.
Функции государства.
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. (См. схему в тетради).
Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти форм и методов. Публичное упорядочение имеет 2 аспекта:
1. Установление определенных правил, имеющих общий характер,
2. Охрана этих правил от нарушений.
Соответственно функции государства можно разделить на 2 типа:
В зависимости от сферы применения выделяются внутренние и внешние функции.
Внутренние определяют внутренне развитие общества,
внешние – направление деятельности в отношениях с другими государствами.
Конкретное содержание функции государства определяется его формой и политическим режимом.
В наибольшей степени функции государства проявляются в политической, экономической и социальной сферах. Соответственно и выделяют политическую, экономическую и социальную функцию.
Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, регулировании политических процессов в обществе, разрешение социальных конфликтов и т.д.
Экономическая– обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе по средствам охраны существующих форм собственности, установленных нормативов налоговых отчислений.
Социальная– осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей населения, поддержания необходимых условий труда и быта, оказания государственной помощи лицам, которые по независимым от них причинам не могут обеспечить себе достойный уровень существования.
Федеральное собрание
Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Исполнительная ветвь власти
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Судебная власть в РФ
Судебная власть – вид государственной власти, обладающий полномочиями на осуществление правосудия. Правосудие – вид гос-ой деятельности, направленный на разрешение споров о праве, т.е. решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норма права. Осуществляется судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел. Правовой основой является КРФ, федеральный закон о судебной системе. Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов, с их компетенцией, определенными целями и задачами, и включает федеральные суды и суды субъектов РФ.
Состав преступления
Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
Объект – охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает общественно-опасные и уголовно-наказуемые деяния. Преступное посягательство на общественные отношения возможно одним из трех способов: 1Путем причинения вреда субъекту общественных отношений (убийство ст.105 УК РФ) 2)Путем воздействия на вещь, по поводу которой возникли общественные отношения (158, 161 УК РФ – кража, грабеж) 3)Путем исключения себя из охраняемого законом общественного отношения (198, 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов и сборов).
Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК РФ).По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако, за многие наиболее опасные преступления (20 составов ч.2 ст. 20 УК РФ) ответственность наступает с 14 лет.Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния, находилось в состоянии невменяемости или руководить своими действиями вследствие хронического, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (к таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера (ст.21 УК РФ)).Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного, наркотического опьянения подлежит уголовной ответственности. Объективная сторона – внешнее проявление конкретного общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые уголовным законом интересы. Деяние, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями, способ, метод, время и место совершения преступления.Преступное деяние, составляющее объективную сторону, может выступать:
Субъективная сторона. Её образует психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением им преступления. Она характеризует процессы, протекающие в психике виновного и раскрывающиеся через такие юридические признаки, как вина, мотив, цель. Вина – психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершенному им общественно-опасному деянию, предусмотренного уголовным законом и его последствием. Мотив преступления – обусловленные определенными потребностями и интересами внутреннего побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и каким оно руководствуется при его совершении. Цель – мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо, при совершении преступления. Цель преступления возникает на основе преступного мотива, а в совокупности мотив и цель предопределяют вину. При определенных обстоятельствах, указанных в главе 8? УК РФ – причинение вреда, охраняемым уголовным законом отношениям, признается правомерным, т.е. преступность деяний исключается. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния относятся общественно полезные и целесообразные действия, направленные на устранение угрозы общественным отношениям и стимулирование общественно-полезной деятельности. (ст.37 УК РФ – необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление ст.38 УК РФ)
Наследование по закону.
Осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 ГК РФ (Д.З.) Наследники каждой последующей очереди наследуют, если:
1) наследники предыдущих очередей отсутствуют
2) наследники предыдущих очередей не имеют право наследовать
3) наследники предыдущих очередей отстранены от наследования
4) никто из наследников предыдущих очередей не принял наследство
5) наследники одной очереди наследуются в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представителя (-потомки наследника по закону умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем)
Законом определен круг лиц, которые наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталось бы каждому из них при наследовании по закону. Таких наследников называют необходимыми, а причитающуюся им долю – обязательной.
Необходимые наследники – это несовершеннолетние, нетрудоспособные дети наследодателя; нетрудоспособные супруг(а) наследодателя; нетрудоспособные иждивенцы, призываемые к наследованию в соответствии со статьей 1148 ГК РФ.
Иждивенцы – граждане, находящиеся на полном материальном содержании других лиц или получающие от них помощь как постоянный и основной источник дохода (студенты, пенсионеры, инвалиды, получающие стипендию).
Выморочное имущество переходит в порядке наследования но закону в собственность РФ.
Наследник вправе отказаться от наследства в пользу другого лица или без указания лиц. Отказ от наследства возможен в течении срока, установленного для принятия наследства путем подачи заявления об отказе от наследства нотариусу или иному уполномоченному в соответствии с законом должностному лицу (лично, по почте, через представителя).
48. Наследование по завещанию.
Завещание – акт распоряжения имуществом либо иным, принадлежащим гражданину благом, на случай смерти. В соответствии с ГК РФ, распорядиться имуществом можно только по завещанию.
Свобода завещания – совокупность правомочий наследодателя по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Свобода завещания: Завещать имущество любым лицам. Любым образом определять доли в наследстве. Лишать наследства одного, нескольких или всех наследников по завещанию, не указывая причин такого решения. Включать в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК РФ о наследовании. Отменять или заменять совершенное завещание.
Единственное ограничение свободы завещания – право определений категорий граждан на обязательную долю в наследстве (1149 ГК РФ).
Содержание завещания: завещатель в завещании может распорядиться любым своим имуществом, даже тем, которое он, возможно, приобретет в будущем. Завещать можно часть или всё имущество, составив 1 или несколько завещаний.
При завещании имущества 2 или нескольким лицам, наследодатель вправе либо определять, либо не определять их доли. Если доли не определены в составе наследства завещателем, они считаются равными. Наследодатель может определять в завещании, какие конкретно вещи назначаются каждому из наследников. Завещатель вправе сделать в завещании 1 или несколько завещательных распоряжений:
I. Под назначение наследника.
II. Завещательный отказ (легат).
III. Завещательное возложение.
Общие требования, касающиеся завещания:
1) Может быть составлено гражданином, обладающим полной дееспособностью.
2) Должно быть совершено только лично наследодателем; через представителя не допускается.
3) Односторонняя сделка, создающая права и обязанности только после смерти наследодателя (открытие наследства).
4) В нем могут содержаться распоряжения только одного гражданина.
5) Нотариус и другие лица (1123) не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его изменения или отмены. В случае нарушения тайны завещания, завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда и воспользоваться другими способами защиты гражданских прав.
Дееспособность малолетних.
Малолетними гражданами являются несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет.
Итак дееспособность малолетних включает в себя следующее: Малолетние граждане в возрасте от шести до четырнадцати лет могут совершать самостоятельно:• мелкие бытовые сделки это не значительные по сумме сделки, направленные на удовлетворение личных, культурных потребностей;
• сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Иные сделки (которые не вошли в указанный выше перечень) могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. При этом органы опеки и попечительства контролируют действия законных представителей малолетнего по распоряжению его имуществом.Необходимо обратить особое внимание на то, что малолетние граждане не могут нести вины, как следствие, не могут нести гражданско-правовую ответственность. В этой связи, имущественную ответственность по сделкам малолетнего (в том числе по сделкам, которые совершены им самостоятельно) несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
ООО и ОДО
О́бщество с ограни́ченной отве́тственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников, если это право предусмотрено Уставом общества.
О́бщество с дополни́тельной отве́тственностью —учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Для участников обществ с дополнительной ответственностью не предусмотрено ограничение ответственности, которое предоставляется участникам (акционерам) иных форм хозяйствующих товариществ и обществ.
Требования, на которые исковая давность не распространяется.
Исковая давность не применяется к: (ст. 208 ГК):
1. требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
2. требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
3. требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;
4. требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);
5. другие требования в случаях, установленных законом.
73. Сроки исковой давности и порядок их исчисления.
различают два вида для сроков:общий (3 года, например, для исков по ничтожным сделкам)специальные — устанавливаются для особых случаев (например, 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок) Специальный срок делится на:
1. трехмесячные — нарушения права преимущественной покупки
2. шестимесячный — по искам чекодателя ко всем обязанным лицам
3. годичный — по искам о некачественной работе, по искам, связанных с перевозками грузов
4. двухгодичный — по искам о недостатках проданного товара, по требованиям, связанным со страхованием
5. пятилетний — по искам о недостатках работы по строительству подряда
6. шестилетний — иски по возмещению ущерба от загрязнений с судов нефтью
7. десятилетний — по требованиям работы по бытовому подряду, иски, связанные с морской перевозкой опасных грузов
Формы собственности в РФ.
1) Государственная собственность: Собственность субъектов федерации – это имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами субъектов федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. И казна субъектов федерации.
· Федеральная собственность – имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. И государственная казна РФ.
3) Частная собственность – ч.с. граждан и ч.с. коммерческих и не коммерческих организаций (юридических лиц).
Иные формы собственности.
Понятие, предмет, объект, система правоведения.
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Объект правоведения – государство и право, государственно-правовые явления.
Система правоведения включает:
1. теоретико-исторические науки – изучают наиболее общие закономерности, процесс развития и познания гос-х правовых явлений (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);
2. отраслевые юридические науки – это основной по объему блок юрид. дисциплин, который исследует конкретные юрид. учреждения и предписания, а так же соответствующую им практику (конституционное право, международное право, гражданское право, уголовное право и др.);
3. межотраслевые юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор);
4. прикладные (специальные) юридические науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология).
5. науки, изучающие зарубежное государство и право (Римское право, конституционное право зарубежных стран)
6. международное право – юрид. дисциплина, изучающая правовые установления, складывающаяся на основе межгосударственных соглашений и состоящая из 2х частей:
А) международное публичное право – регулирует взаимоотношения м/д гос-ми и международными органами
Б) международное частное право – рег-етимущественные и личные неимущественные отн-ния м/д гражданами и органами различных стран.