Что такое предмет в школе опк
“Основы Православной культуры” в средней общеобразовательной школе
Время прошло, и страсти поутихли. Проблема же осталась. Более того, если несколько лет назад она находилась все более в области теории и перспективы (ОПК тогда преподавались в сравнительно небольшом количестве школ РФ), то на сегодняшний момент можно с большой долей уверенности говорить о практической стороне вопроса: все новые и новые школы, несмотря на сильнейшее давление со стороны Министерства Образования, вводят в своих школах факультативные занятия по данному курсу. И не только факультативные, о чем далее и пойдет речь.
Так или иначе, “Основы Православной культуры”, которые, специально или по незнанию, именуются противниками курса “Законом Божьим” или “Основами православия”, не только дожил до нашего времени, но и явно не собирается “кануть в Лету”. Являясь по самим целям, основам и конечному результату предметом культурологическим, а не религиозным, ОПК не несет никакого вреда ни “демократии”, ни “правам других конфессий”, ни уж тем более правам уважаемых атеистов. Нет смысла доказывать уже много раз доказанное. Автор данной статьи задался целью показать всем интересующимся некоторые небезынтересные особенности преподавания “Основ Православной культуры” в обычной средней школе.
В школе №18 Балашихинского района Московской области курс “Основ Православной культуры” был введен как обязательный на весь учебный год (2004/2005). То есть речь идет не о факультативе (уроке, находящимся вне школьного расписания и по сути являющимся своего рода кружком), а именно об обязательном предмете, имеющим такое же законное место в дневнике ученика, как и литература, история, математика и т.д. и т.п. Инициативу проявили власти Балашихинского района, в отличие от многих других областей, губерний и автономных округов, охотно контактирующие с Православной Церковью и прекрасно понимающие, что в деле духовно-нравственного воспитания современного ребенка без помощи Церкви не обойтись. В нескольких школах были экспериментально введены курсы ОПК, которые преподаются учителями, имеющими или соответственное образование или окончивших курсы повышения квалификации, проходящие в православной гимназии и местных приходских школах. Среди этих учителей был и автор данной статьи, который желает поделиться некоторым опытом после преподавания ОПК в 5-9 классах в школе №18.
Необходимо сразу оговориться: по существующей программе А. В. Бородиной “История религиозной культуры” (известна также как составитель учебника “Основ Православной культуры”), курс, прежде всего, предназначен для детей, обучающихся в 6 классах, с поправкой, что “на первом году введения курса рекомендуется и в старших классах”. [1] Однако это обстоятельство нисколько не отражается на том, что ОПК изучают и ученики 5-х классов.
Несмотря на подобного рода проблемы, можно с большой долей уверенности говорить о позитивных моментах. Их много, но главное состоит в том, что ученики, особенно старшие, интересуются предметом. Особенно это стало заметно в период изучения сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Школьникам, как младшим, так и старшим, интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Так, например, было во время рассказа о Всемирном потопе и об упоминаниях о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. Об увлеченности библейскими сюжетами говорят и жаркие споры между старшеклассниками по поводу описанных чудес, продолжающиеся и после урока.
Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.
Конечно, речь идет, прежде всего, о подростках; учащиеся 5 и 6-х классов пока не так затронуты антивоспитательной деятельностью ТВ, но и за их души уже сейчас идет борьба. Ребенок, еще не достигший возраста подросткового максимализма и комплекса неполноценности, подобен губки, впитывающей все подряд. И здесь важно именно то, что “впитывает” 10 и 11-летнее существо. Будет ли это нравственный язык Библии и христианской культуры, основанный на любви к людям, умении видеть прекрасное в добрых поступках, или эгоизм современной западной культуры, которая пока не дала миру ничего существеннее поп-музыки и сетевого маркетинга? Впрочем, об этом говорилось в церковной и светской печати много раз. Практически же, во время преподавания ОПК в 5-6 классах чувствуется большая разница в восприятии воспитательного материала по сравнению с 8-9 классами (до некоторой степени с 7 классом – это своего рода возрастная граница) где, как правило, более скептически относятся к тому, что выходит за рамки увлекательных библейских рассказов. Детям, в отличие от подростков, более понятна фраза “это хорошо, а это плохо”.
На основании этого примера конечно нельзя делать вывод о том, что на подростков нужно “махнуть рукой” как на потерянных для духовной жизни людей и сосредоточить все воспитательное внимание на доподростковом возрасте. Это не так. Всем преподавателям ОПК, работающим не в факультативе, куда записывались в основном и записываться будут верующие дети из верующих семейств, а с детьми, которые пришли на урок Православной культуры, потому что так написано в расписании, т.е. воспринимающие его как еще одну цепь на своих школьных “кандалах”, необходимо помнить одно: на них лежит ответственность, несоизмеримая с ответственностью учителя математики, истории или литературы. Не случайно эпиграфом статьи стали слова Сэлинджера, вложенные им в уста как раз подростка Холдена Колфилда. Учитель именно и делает то, что “не дает упасть детишкам в пропасть”, в которой, кроме физиологии и отсутствия духовного смысла существования, ничего нет. И особенно важно не дать упасть подросткам, потому что уже на следующем этапе жизни их индивидуальность может безвозвратно превратиться в набор простейших инстинктов.
Необходимо развеять миф о том, что введение ОПК в школах приведет к столкновениям на межнациональной и межрелигиозной почве. Наблюдения за школьниками всех возрастов показали, что это не так. Для многих подростков было открытием узнать, что христианство говорит и о любви к иноверцам, не призывает к борьбе с ними или насильному переводу в свою веру. Открытием для русских детей было то, что, оказывается, армяне (представители этой национальности также учатся в школе №18), также как и русские – христиане, пусть и немного отличающиеся в догматах. Во время изучения Ветхого Завета мусульмане узнали о том, что ислам глубоко чтит Адама и Еву, Авраама (Ибрагима), Моисея (Мусу) и др. библейских персонажей. Стимулировало интерес к предмету у обучающихся известие о том, что Иисус Христос, Дева Мария пользуются уважением у мусульман (Иса, Мариам). То есть историческая связь религиозных учений – христианства, ислама и иудаизма сыграла некоторую объединяющую роль в отношениях между детьми разных национальностей и вероисповеданий.
В заключении хотелось бы сказать, что главным врагом введения курса “Основ Православной культуры” (хотя бы факультативного) в школах РФ является не какие-то таинственные и злобные политические силы и не загадочные демонизириванные политики, а обыкновенное человеческое невежество. Являясь предметом культурологическим, ОПК, о чем можно уже сейчас с уверенностью говорить, может сыграть важную роль в деле избавления российского общества от многих язв, добычей которых становятся зачастую именно дети. Ведь каждый знает, что человек, укрепленный вполне конкретными духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является такой легкой мишенью для низменных пороков. И глупо каждый раз ссылаться на “цивилизованные” Европу и Америку, в которых вскоре преступлением будет считаться ношение нательного креста и откуда нескончаемым потоком приходят “волки в овечьих шкурах” – секты.
[1] А. В. Бородина “Основы Православной культуры” (учебно-методическое пособие) М., 2004 стр.2
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».
Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.
Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:
— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;
— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.
На уроках могут быть использованы следующие средства:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.
Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.
Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.
От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.
Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.
Главное условие преподавания данного предмета — личность
преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.
К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».
Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.
Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».
Использование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.
Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.
Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.
Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.
Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.
Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.
Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.
Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.
Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.
О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы
О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?
Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:
– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);
– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;
– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.
О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК
Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.
Может быть, факультатив…
Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.
Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.
Резерв времени для обязательного курса ОПК
Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?
Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.
Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.
Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».
Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…
История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.
И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).
Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.
В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».
Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.
Если все-таки факультатив…
Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:
– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;
– как быть, когда изъедает зависть и жадность;
– почему в православных храмах часами стоят;
– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;
– зачем надо поститься;
– какая разница между браком венчанным и невенчанным…
Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.
Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».
Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.
А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…».
скрыть способы оплаты