Что такое предметно чувственное сознание

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Что такое предметно чувственное сознание. Смотреть фото Что такое предметно чувственное сознание. Смотреть картинку Что такое предметно чувственное сознание. Картинка про Что такое предметно чувственное сознание. Фото Что такое предметно чувственное сознание

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Сознание и деятельность. Обществознание

Индивидуальное сознание и мировоззрение

Индивидуальное сознание — это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. В них проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Содержанием индивидуального сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт человечества, т. е. совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора.

Зигмунд Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди урока и не отнимаем еду у соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условностям, контролируя мощнейший природный импульс.

Сознание выражается в словах, но одновременно оно само является внутренней речью. Сознание нуждается в языке, как содержание нуждается в форме, а форма — в содержании.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

От психики животных сознание человека отличается тем, что: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своём сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция.

Мировоззрение

Развитое самосознание всегда включает мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через «образ Я», выражая личное отношение человека к миру.

Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Выделяют следующие типы мировоззрения: а) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; б) религиозное, связано с верой в сверхъестественное или с верой в Бога (или богов); в) философское, обобщающее опыт духовного и практического познания мира; г) научное, представляющее собой последовательную систему взглядов на развитие и строение природы и общества.

Основные термины и понятия

Сознание, деятельность, мировоззрение.

1. Какие факторы сыграли решающую роль в развитии человеческого рода? Как они взаимосвязаны между собой?

2. Что такое «предметно-чувственное сознание», «абстрактно-понятийное мышление»? Сравните их, приведя примеры.

3. Проявляется ли у животных предметно-чувственное сознание? Своё мнение обоснуйте.

4. Чем сознание человека отличается от психики животных? Приведите примеры, иллюстрирующие ваше объяснение.

5. Что такое деятельность? Почему можно говорить только о человеческой деятельности?

6. Приведите примеры многообразия форм человеческой деятельности.

7. Что такое индивидуальное сознание? Что влияет на его формирование?

8. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его типы. Приведите примеры каждого из типов мировоззрения.

1. Что является содержанием индивидуального сознания? Подберите примеры его наглядного проявления.

2. Вспомните один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах, сферах деятельности вы себя проявили.

3. Назовите какое-либо явление или процесс, приведя примеры его толкования с позиций каждого из известного вам типов мировоззрения.

Источник

Сознание и деятельность

От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению

Решающую роль в развитии человеческого рода сыграли три фактора — прямохождение, трудовая деятельность и мышление. Их результатом стало появление человеческого сознания и человеческой культуры.

Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далёких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление.

Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием.

Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначающее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что человек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то подразумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рассудок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуждать, анализировать явления, систематизировать их.

В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие.

Что такое деятельность

Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руководят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, но только человеческой, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включает лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характеристики — познание и творческое преобразование — присущи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку.

Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Источник

Чувственное познание и деятельность

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека явления, которые приобретают форму материальных объектов и процессов?

Важнейший тезис марксистско-ленинской гносеологии, который, однако, не должен быть абсолютизирован, состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием.

Фундаментальное значение этого типа познавательной деятельности для всего совокупного процесса человеческого познания неизменно отстаивал материализм.

Диалектико-материалистическая гносеология подчеркивает, во-первых, зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-практической деятельности и, во-вторых, выявляет целостный характер чувственного освоения материального объекта. Но при этом в пределах марксистско-ленинской гносеологии считается необходимым и возможным выделить отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания.

«Первая посылка теории познания,— писал В. И. Ленин,— несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения». Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психо-физиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга — «центр» зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном «перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным его замыслом. Естественнонаучный подход к изучению ощущений характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, то есть способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы.

При этом устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.

Специфика диалектико-материалистического гносеологического подхода заключается в том, что такие элементарные формы отражения, как ощущение, рассматриваются как зависимые компоненты совокупной человеческой деятельности. Нельзя недооценивать человечески-активный характер процессов, которые совершаются в тех случаях, когда предмет «дается», «предоставляется» сознанию, «вступает» в него. Здесь происходит существенное, качественное изменение, совершается скачок: факт объективного по отношению к сознанию раздражения преобразуется, по точному выражению В. И. Ленина, в факт сознания. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную ответную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, непосредственно несвойственное самому предмету качество — его субъективный образ. Говоря, что ощущение дает субъективный образ объективного мира, В. И. Ленин, конечно, имел в виду не ошибочность, произвольность или иллюзорность данного образа (образ может быть и «адекватным» и ошибочным). В данном случае он подчеркивал тот факт, что образ означает возникновение идеального отражения, фиксирования в сознании материального, вне сознания существующего объекта, который выступает как прообраз.

Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, определенную ответную реакцию, определенное действие. Ощущение есть субъективный образ объективного мира еще и в том смысле, что оно не просто фиксирует воздействие вещей и явлений, существующих отдельно и независимо от человека, на человеческий организм.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен определенный человек. Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к воспринимающему человеку и т. п.

Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека — иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Диалектический материализм и субъективный идеализм принципиально по-разному истолковывают положение об ощущении как субъективном образе объективного мира. Материалист подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях, объективность тех отношений и связей субъекта ощущения и его объекта, которые отражаются в ощущениях. Одновременно диалектический материализм считает необходимым точно изучить сложную диалектику объективного и субъективного, которая имеет место в процессе образования и функционирования ощущений.

Субъективный идеализм же не просто подчеркивает, но абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением; он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения лишь от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются субъектом.

Развернутая, аргументированная критика субъективно-идеалистической интерпретации ощущения дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». «Для материалиста,— подчеркивает в этой работе В. И. Ленин,— «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений».

Марксистско-ленинская теория познания, рассматривая ощущения как субъективный образ объективного мира, в то же время истолковывает их как первоначальный источник наших знаний. Концепция, подчеркивающая чувственное происхождение нашего познания, получила в истории философии наименование «сенсуализма» (от латинского «sensus» — чувства). Марксистско-ленинская гносеология, поскольку она является теорией отражения, сохраняет сенсуализм, отмечая следующий несомненный факт: субъект познания есть природное, конкретное существо, окружающий его мир включает материальные объекты, движущиеся и обладающие пространственно-временными характеристиками. Познание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов, то есть располагает в качестве исходного материала и предпосылки образно-чувственным отражением действительности.

Тот или иной материальный объект бывает узнан, назван, определен, «обобщен» в понятии только при условии, что кто-то, когда-то, где-то видел, слышал, осязал, то есть ощущал его. В. И. Ленин указывал: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение…». Материалисты давно приводили в подтверждение концепции сенсуализма такой аргумент: мы не могли бы ничего знать, скажем, об ананасе, если бы никто и никогда не видел ананаса. Но ведь человек, возражали идеалисты, создает представления об объектах совершенно фантастических: люди не только обладают понятиями о таких предметах, но даже наглядно «представляют себе», скажем богов, кентавров и т. д. Материалисты отвечали на это возражение так: сколь бы нереальными ни были объекты фантазии, они являются причудливым, созданным фантазией сочетанием образов реальных объектов. В данном случае домарксовские материалисты были правы, и сильной стороной материалистическо-сенсуалистической концепции является то, что она объясняет происхождение познания и подчеркивает особую роль чувственно-образного элемента в нашем познании.

Ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Что означает тот факт, что ощущения дают образ? Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга и совершенно самостоятельно: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т. п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т. д. (разумеется, при условии нормального функционирования органов чувств). Книга лежит на столе, я ее реально вижу как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно «показывает» мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой «способности» образа — «представлять», «давать» объективный предмет как нечто целое. «…Световое воздействие вещи на зрительный нерв,— отмечает Маркс,— воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет «дается» сознанию именно в своей целостно-предметной форме, то есть в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущение приобретает качество субъективного образа объективного мира.

Восприятие — целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс активный и по-своему творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать (видеть) только часть дома, но наше восприятие дома синтезирует в целостный образ и те части, которые в данный момент непосредственно не ощущаются. Восприятие не дает нам лишь одну плоскость, хотя непосредственно мы можем видеть только ее — перед нами дом в его объемности и целостности. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, эмоции. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или «следуют» друг за другом: «сначала» ощущения, «за ними» — восприятия и т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности. Не упуская из виду это единство, диалектико-материалистическая гносеология в то же время признает и подчеркивает значение и роль чувственно-образных форм отражения (ощущений, восприятий, представлений об объективной реальности) во всех сферах жизни и деятельности людей, в том числе и в познании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *