Что такое превентивность в социальной работе
Превентивная социальная работа
Превентивная социальная работа и её смысл
Одной из функций социальной деятельности считается профилактическая практика отрицательных обстоятельств, которые имеют воздействие на общественные взаимоотношения. Превентивная социальная деятельность предоставляет возможность выразить реакцию на устранение либо сокращение социальных трудностей индивида, либо социальной категории людей во время возникновения данной трудности. Данная реакция предоставляет вероятность снижения скорости возникновения общественных проблем.
Предупреждающая социальная деятельность состоит из структуры мер, которые могут быть предприняты государством, социумом, медициной, психологией, и прочими различными организациями. Деятельность данных структур обращена на превенцию, ликвидацию либо уменьшение воздействия ключевых причин и обстоятельств, обусловливающих общественные отступления негативного образа и другие отрицательные отступления в действиях либо положении личности.
Предупреждающая социальная деятельность кроме этого имеет своей составной частью благовременные меры, направленные на профилактическую деятельность возможных физиологических, психических и социально-культурных отступлений у личности и социальных категорий, которые подвержены общественным опасностям.
В том числе, социальная работа включает в себя поддержание соответствующего уровня и качества жизнедеятельности, поддержание здоровья малообеспеченных и престарелых людей, инвалидов, а также помощь в раскрытии скрытых энергетических возможностей индивидов и пенсионеров.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Принципы превентивной социальной работы
Предохранительная социальная деятельность выполняет собственные мероприятия на основании некоторых положений:
Проблемное поле превентивной социальной деятельности
В проблемное поле предупреждающей социальной деятельности заключена в полной мере структура несоответствий и отрицательных факторов, которые оказывают воздействие на общество, а именно преступная деятельность и правовые нарушения, пьянство, наркотическая зависимость и прочие виды зависимости, беспризорность малолетних детей, насильственные семейные отношения, а также прочие отрицательные факторы.
Превентивная общественная деятельность по предотвращению явлений гражданственного неблагополучия и ослаблению отрицательных факторов производится социальными службами, сотрудничающими с клиентурой, которая нуждается в получении социальной помощи. Превентивная общественная деятельность предполагает применение совокупности экономическо-социальных, педагогическо-психологических, юридических и прочих методик социальной деятельности.
Виды превентивной социальной деятельности
В соотношении с размером проблемы и ширины используемых методов и планов, подчеркивают всеобщую и особую социальную деятельность по профилактике, которая подразделяется на первичную, вторичную и третичную деятельность по профилактике. Всеобщая деятельность по профилактике производится на базе совокупного подхода, который организовывает работу системы профилактической деятельности, имеющей способности предотвращения появления возможных общественных проблем и их отрицательные результаты.
Всеобщая превентивная социальная деятельность производится на уровне государства с помощью структуры мероприятий, которые направлены на увеличение качественных показателей степени жизнедеятельности людей, уменьшения социальной напряженности, в том числе на создание положительных условий для осуществления норм социальной справедливости.
Особенная профилактика производит собственную деятельность благодаря мероприятиям, которые направлены на разрешение определённых социальных проблем, появившихся у определённой личности либо социальной категории людей.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Классификация превентивной социальной работы:
В соответствии с осуществлением мер по профилактике превентивной социальной работы, можно также выделить:
Превентивная социальная работа
Вы будете перенаправлены на Автор24
Превентивная социальная работа и ее сущность
Социальная работа характеризуется деятельностью, направленной на гармонизацию социальных отношений и поддержание достойного уровня и качества жизни.
Одной из функций социальной работы является профилактика негативных факторов, имеющих влияние на социальные отношения.
Превентивная социальная работа позволяет оказать воздействие на ликвидацию или уменьшение социальных проблем индивида или социальной группы в момент формирования социальной проблемы, что, в свою очередь, дает возможность снизить темпы прироста социальных проблем.
Профилактическая социальная работа заключается в системе государственных, социальных, медицинских, психологических, педагогических и организационных мер, которые направлены на превенцию, устранение или снижение влияния основных факторов и условий, обуславливающих социальные отклонения отрицательного характера и иные негативные отклонения в поведении или статусе индивида.
Цель превентивной социальной работы заключается в создании социальноприемлемого поведения человека, обеспечивающего гармоничные и стабильные отношения человека и общества.
Превентивная социальная работа также включает в себя своевременные мероприятия, которые направлены на профилактику допустимых физических, психологических и социокультурных отклонений у индивидов и социальных групп, подверженных социальным рискам, а также на поддержку нормального уровня и качества жизни и здоровья и на раскрытие внутреннего жизненного потенциала индивидов.
Принципы превентивной социальной работы
Профилактическая социальная работа осуществляет свои мероприятия в соответствии с рядом принципов:
Готовые работы на аналогичную тему
Проблемное поле превентивной социальной работы
В проблемное поле превентивной социальной работы включена вся система отклонений и негативных факторов, оказывающих влияние на социум, в том числе преступность и правонарушения, алкоголизм, наркомания и иные форма зависимости, безнадзорность несовершеннолетних, все формы насилия в семье, и иные негативные факторы.
Превентивная социальная работа по предупреждению процессов социального неблагополучия и сдерживанию негативных факторов осуществляется социальными службами, которые сотрудничают с клиентами социальной работы, нуждающимися в оказании социальных услуг. Превентивная социальная работа предусматривает использование комплекса социально-экономических, психолого-педагогических, правовых и иных методов социальной работы.
Виды превентивной социальной работы
В зависимости от охвата проблемы и глубины применяемых методик и программ, выделяют общую и специальную профилактическую социальную работу, а также она делится на первичную, вторичную и третичную профилактическую работу.
Общая профилактическая работа осуществляется на основе комплексного подхода, организующего действия системы профилактики и структуры, которые имеют возможности предупреждения возникновения вероятных социальных проблем и их негативных последствий.
Общая превентивная социальная работа осуществляется на государственном уровне посредством системы мер, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, сокращения факторов социального риска, а также на формирования благоприятной среды для реализации принципа социальной справедливости.
Специальная профилактическая работа действует посредством мер, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникших у конкретного человека или социальной группы.
Как уже было выше отмечено, превентивная работа может быть первичной, вторичной и третичной:
В зависимости от реализации профилактических мероприятий превентивной социальной работы, можно также выделить:
Превенция в социальной работе с сообществом
Превенция в социальной работе находит применение в различных сферах: в предотвращении девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних, в профилактике семейного дисфункционирования, а также в профилактике депривации и одиночества. В целом большинство превентивных мероприятий социальной работы связаны с задачами по улучшению здоровья и социального функционирования. Действительно, социальные работники чаще, чем другие специалисты социальной сферы, принимают участие в составлении программ превентивной деятельности, ее реализации и оценке. В то же время в работе с группами людей с физическими или психическими нарушениями здоровья социальные работники забывают о превенции, гораздо больше внимания уделяя разработке технологий непосредственного вмешательства в уже возникшую проблему, а именно терапии и реабилитации. Однако существует область, в которой превенция приобретает наиболее серьезный статус — это область общественного здоровья.
Первые документы о превенции в области психического здоровья появились в США в 1915 г. В то время профилактические рецепты сводились к требованиям создания большего количества интернатов для слабоумных, появились также рекомендации по стерилизации душевнобольных, например больных шизофренией, с тем чтобы «предотвратить» возникновение новых случаев болезни у потомства. Тем не менее профессиональная позиция, представленная в это время М.Ричмонд и другими пионерами социальной работы, позволила отстоять мнение о том, что хороший социальный работник не только помогает вытащить людей из ямы, но и пытается найти способ, как освободиться от ям вообще. К 1930 г. М.Ричмонд определила превенцию как один из конечных результатов нескольких процессов, в ряду которых она рассматривала исследование, индивидуальную терапию, общественное образование, законодательство и административные изменения. Кроме того, ее заслугой было распространение потенциала превенции от частного случая до широкого сообщества, расширение спектра превентивной интервенции от микро- до макроуровня.
Профилактическая работа на уровне сообщества совпадает по целям с первичной профилактикой. Развитие взаимодействия в рамках территориальной общности или проблемных групп представляет основу для наилучшего использования ресурсов сообщества по снижению риска возникновения социальной или индивидуальной патологии. Превенция в данном случае опирается на традиции активизации ресурсов в социальной работе. Непрофессиональные, спонтанные, а также профессиональные, организованные силы сообщества могут быть связаны с деятельностью социального работника воедино и во благо сообщества. Причем формы социальной работы могут варьировать от объединения стихийных инициатив до гарантированных государством услуг.
Профилактическая работа проводится в несколько этапов. Во-первых, формируется осознание потребностей и возможностей людей, живущих вместе или поблизости с человеком, испытывающим психологические трудности. Во-вторых, развиваются сети помощи в сообществе или соседстве, которые объединяют добровольцев и активистов, а также всех членов сообщества.
В-третьих, развиваются профессиональные сети помощи, в сообществе организуется профессиональный консультативный комитет или центр. Иллюстрацией третьего этапа — социальной работы по организации профессиональных сетей — может служить создание специализированного органа и определение принципов межведомственного взаимодействия по проблемам психического здоровья.
Например, в деле превенции суицидального поведения в местном сообществе одного из российских регионов социально-психологическая служба телефона доверия выступила инициатором проведения серии семинаров. В результате были объединены многочисленные службы разных ведомств: социальной защиты, образования, здравоохранения, милиции. Это способствовало созданию системы постоянного обмена информацией о ситуации суицидального риска, уточнению групп риска в сообществе, разработке моделей коммуникации и схемы дальнейшего взаимодействия между ведомствами. В частности, были поставлены вопросы о сотрудничестве системы здравоохранения с социальными службами и образовательными учреждениями. Кроме того, получили известность и одобрение профессионалами других ведомств такие формы антисуицидальной работы, как специализированные курсы для социальных работников, профилактические беседы в школах, консультации специалистов телефона доверия по переписке и многие другие. Очевидно, что подобные усилия имеют ощутимый превентивный эффект для сообщества. Схожим образом могут осуществляться другие варианты координации мероприятий, например организация межсекторного сотрудничества общественных организаций, поддерживающих детей с умственной отсталостью, и донорских коммерческих предприятий, корпораций.
В-четвертых, формируются связи между непрофессиональными и профессиональными сетями помощи. На этом этапе реализуется задача создания взаимосвязей между непрофессиональными и профессиональными группами, когда специалист по социальной работе выступает в качестве координатора, связывающего локальные группы или общественные объединения с профессионалами психического здоровья — психотерапевтами, психиатрами. В процессе координации перечисленные специалисты могут быть приглашены для проведения просветительских бесед по геронтологическим вопросам психического здоровья в группах пожилых людей — клиентов дневных стационаров и клубов по интересам в социальных службах.
В-пятых, непрофессиональные и профессиональные сети связываются с макросистемой. В контексте психического здоровья профессионалы могут помочь сообществу соединить вместе данные относительно состояния психического здоровья на федеральном, государственном, районном и местном уровне с программами социальных служб или макросистему с социальной системой на местном уровне. В-шестых, происходит институциализация процесса создания сетей. Активизируются проводники психического здоровья, осуществляющие постоянную координацию ресурсов, однако эти проводники не подавлены большой бюрократической системой социальных служб, а в силу связей с местным сообществом могут быть инициативными и гибкими в превентивной работе. Таким образом, процесс создания социальных сетей приводит к активизации сообщества и улучшению качества жизни, поэтому все чаще проблемы человеческой психики решаются вне стен специализированных учреждений. Напротив, благодаря первичной профилактике люди, подверженные риску, избегают ненужных страданий и стресса.
Сургова С.Ю., Столярчук Н.В. Превенция – актуальное направление в профессиональной подготовке социальных работников
УДК 378+37
ПРЕВЕНЦИЯ – АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Сургова С.Ю., Столярчук Н.В.
Данная статья посвящена проблеме превентивного подхода в системе профессиональной подготовке будущих социальных работников. Автор рассматривает вопрос превентивного подхода как единую модель защиты прав человека на здоровье и социальное развитие.
Ключевые слова: превенция, превентивный подход, социальные работники.
PREVENTION AS RELEVANT OR DIRECTION
IN TRAINING OF SOCIAL WORKERS
Surgova S.Y., Stolyarchuk N.V.
This article is devoted to the problem of the precautionary approach in the system of professional training of future social workers. The author considers the question of the precautionary approach as a unified model of human rights protection in health and social development.
Keywords: prevention, preventive approach, social workers.
Проблема превентивности очень актуальна во всем мире. В рамках ЮНЕСКО это одна из самых приоритетных проблем мировой науки в системе психолого-педагогических, медицинских, правовых и социологических исследований. Это обусловлено тем, что современная молодежь социализируется под угрозами распространения таких явлений, как преступность, алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД, инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) и т.п. Особой остроты проблема превентивности приобретает в Украине, поскольку имеющаяся тенденция роста всех трех групп факторов (социально-экономических, психолого-педагогических и медико-биологических), вызывающих негативные проявления в молодежной среде.
Превентивный подход неизбежно развивается в единой модели с передовыми достижениями европейского опыта – как единственной модели защиты прав молодежи на здоровье и социальное развитие. Поэтому проблема превентивности в учебно-воспитательном процессе выступает на первый план, и обновлению на основе превентивного воспитания подлежат приоритеты, цели, задачи, содержание, организация и технологии подготовки будущих социальных работников. Актуальность подготовки будущих социальных работников к превентивной деятельности определяется, прежде всего, социальным заказом. Превентивный подход неизбежно развивается в единой модели защиты прав ребенка на здоровье, социальное развитие согласно Декларации прав ребенка. Поэтому проблема превентивности выступает на первый план.
Анализ научных исследований и публикаций: показал, что превентивная проблематика вошла в круг научных интересов многих исследователей, среди них В. Оржеховская, Н. Максимовская, С. Толстоухова, М. Окаринский, С. Беличова, Л. Кондрашова, О. Пилипенко, Л. Родняк, В. Ролинский, О. Тютюник, Т. Федорченко.
Вместе с этим наблюдаем дефицит отечественных исследований, посвященных разработке теоретических основ и совершенствованию практики формирования готовности к превентивной деятельности будущих социальных работников.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование значения превентивного подхода в профессиональной подготовке будущего социального работника.
Профессия социального работника становится общественно значимой благодаря осознанию роли и места специалиста социальной сферы в современном социуме. Особая значимость фундаментального «набора» психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности социального работника дает основание утверждать, что специфика этой деятельности заключается в педагогическом сопровождении процесса социальных отношений в сферах жизнедеятельности общества. В широком смысле речь идет о пробуждении у будущих специалистов духовно-нравственных качеств: толерантности, готовности к принятию ответственных решений, стремление самосознания, самореализация личности.
Важным направлением превентивных исследований является научно-методическое обеспечение превентивного образования, под которым понимается процесс приобретения систематизированных научных знаний в области стратегии и тактики превентивной деятельности, а также умений и навыков ее осуществления на практике. Сегодня в системе высшего образования начинают формироваться научные школы, разрабатывающие учебные курсы по превентивной тематике, что способствуют их внедрению в такие учебные дисциплины, как социальная педагогика, психология, правоведение. Однако процесс институционализации превентивного образования в высшей педагогической школе находится на начальной стадии. Превентивная тематика медленно интегрируется в учебные планы педагогических специальностей и подготовке социальных работников. Исследования в области превентивной педагогики является только началом научного поиска в этом направлении. Это обусловлено тем, что, во-первых, превентивное образование и воспитание начинаются с детства, и требуется глубокое научно-теоретическое обоснование значительного количества аспектов, более частных и еще не освещенных вопросов превентивной педагогики. Во-вторых, объективные задачи превентивного воспитания в значительной мере полагаются на социальных педагогов и социальных работников. Сегодня же эти специалисты в социальной сфере не получают соответствующей профессиональной подготовки в этом направлении. Ключевым понятием в исследовании проблемы готовности к превентивной деятельности в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы является понятие превентивной деятельности.
Для нашего исследования важным документом является Концепция превентивного воспитания детей и молодежи, в соответствии с которым цель превентивной деятельности заключается в достижении устойчивого ответственного поведения, формирования иммунитета к негативным воздействиям социального окружения [2, с. 231].
Авторы документа определяют следующие задачи профилактической деятельности:
– достижение устойчивого ответственного поведения, формирование иммунитета к негативным влияниям социального окружения;
– выработка условий для формирования положительных качеств личности в процессе разных видов трудовой, учебной и другой деятельности;
– обеспечение социально-психологической деятельности, педагогически ориентированной на противодействие втягиванию молодежи в негативные ситуации;
– содействие выработке интегрированных междисциплинарных подходов к подготовке специалистов (социальных работников, социальных педагогов).
В наше время в теории и практике превентивного воспитания идет поиск форм и методов, которые могут создать условия для развития коммуникативных навыков, привычек работать в команде, то есть профессиональной компетенции будущего социального работника. Технологии обучения, направленные на повышение уровня знаний, умений и навыков противодействия негативным явлениям и формирование ответственного поведения различных групп клиентов социальной работы, базируются на таких формах работы, как тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения, дискуссии, беседы, лекции, анализ ситуаций и т.д. [1, с.14].
Под формами превентивной деятельности понимаем систему коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с клиентом в сочетании традиционных и инновационных методов, направленных на выработку системы взглядов на явления в окружающей среде.
Каждая из названных форм имеет перечень методов. Существуют методы, направленные на аккумулирование идей: «мозговая атака», создания карты информации; методы, направленные на работу с определенной тематикой: тест-опрос, презентация, интерактивный театр, игра-импровизация; методы, которые помогают начать занятия: разработка списка приоритетов, «круглый стол» и т.д.
Методы превентивной деятельности предусматривают диагностичность ситуаций, процессов, личностных позиций, интерактивность, диалогичность превентивного процесса, привлечения молодежи к социально-превентивных программ государственного (службы по делам детей и другие службы социальной работы) и негосударственного сектора, активное привлечение лидеров студенческих коллективов к превентивной деятельности по методу «равный – равному». Доминантными в формировании готовности к превентивной деятельности будущих социальных работников считаем диагностические методы, информационные совещания, социальные и психологические консультации, работа в окружении, педагогическая помощь.
Превентивная педагогика охватывает многофункциональную деятельность, обусловленную сложностью ее задач. Социальный работник, оказывая помощь различным группам клиентов, использует следующие функции превентивной деятельности: диагностическую – социальный работник изучает и оценивает особенности социальной среды клиента, прогнозирует возможности влияния среды на клиента, выявляет причины и факторы отклонений в поведении, устанавливает причины социального неблагополучия в семье; – реабилитирующую функцию: социальный работник организует систему мероприятий по социальной реабилитации и поддержки клиентов, которые имеют определенные трудности (инвалидность, применение наркотических веществ, сексуальная агрессия и др.), перевоспитания, преодоления негативных проявлений в поведении; – реализуя координирующую функцию, социальный работник координирует усилия всех заинтересованных воспитательных институтов в предупреждении и преодолении асоциального поведения клиентов, включает клиентов социальной работы в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней, устанавливает доверительные отношения с клиентом; – прогностическая функция социального работника заключается в том, что он на основе социальной ситуации прогнозирует процесс развития личности, предусматривает возможные негативные явления в поведении несовершеннолетних, определяет перспективы развития личности в процессе социализации, планирует личностную превентивную деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Принципы превентивной деятельности определяют ценностные правила, а также закономерности учебного процесса, требования к его организации и результаты. Принципы имеют сквозной характер и охватывают все уровни профилактической работы в высшем учебном заведении. Принципы воспитания, если они отражают правильное равновесие законов влияния и социальных требований, могут быть составляющей единого превентивно-педагогического процесса при подготовке будущих социальных работников [4, с. 10].
При таком подходе в определении содержания и способов организации превентивного обучения и воспитания следует ориентироваться на виды деятельности, которые являются типичными для возраста, социальной ситуации развития и являются профессиональные ориентации. Одним из подходов к проблеме превентивной деятельности является трехкомпонентный подход, который уже стал традиционным. Все превентивные меры, которые составляют систему работы будущих социальных работников, можно разделить на три типа: первичную (социально-педагогическая профилактика), вторичную (превентивная помощь и коррекция) и третичную профилактику [3, с. 18-19].
Первичная, или социальная, превенция направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, сохранению жизни молодежи, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная превенция должна базироваться на комплексном системном изучении влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье и развитие молодежи. Она является массовой и наиболее эффективной. Основной задачей вторичной (ранней) превенции является как можно раннее выявление негативных изменений в поведении молодежи с целью предупреждения их дальнейшего развития. Ее основой являются результаты разноплановой массовой диагностики различных аспектов жизнедеятельности ребенка, глубокий анализ факторов, причин и обстоятельств, обуславливающих асоциальное поведение студента. Третичная, или целенаправленная, превенция включает совокупность мероприятий, направленных на предупреждение перехода отклонений в поведении в более тяжелую стадию. Эта превенция тоже должна быть индивидуальной и содержать меры для выявления и устранения конкретных недостатков воспитания, а также целенаправленную работу с той молодежью, которая имеет отклонения в поведении от социальных норм [5, с.17]. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что превентивная деятельность всегда была предметом внимания исследователей. Проанализировавши мировой опыт осуществления превентивной деятельности, можно констатировать, что понятие превентивности возникло и сформировалось именно в системе воспитательной деятельности.
Формирование духовности, совершенствование и развитие нравственных ценностей у студентов всегда было актуальным, но сегодня эта актуальность приобрела особый характер. Как человек относится к окружающей среде, к самому себе, как он представляет свое место в жизни общества, ее участие в общественной жизни коллектива – это те черты, которые должны составлять характеристику будущего социального работника. Во-первых, структура профессиональной деятельности социального работника содержит в себе превентивную функцию, а во-вторых, характерная особенность отечественной социальной работы заключается в том, что подавляющее большинство руководителей составляют люди не знакомые с превентивной деятельностью.
Превентивное воспитание – это целенаправленное комплексное воздействие на личность в процессе его активного динамического взаимодействия с социальными учреждениями, направленное на физическое, психическое, духовное, социальное развитие личности.
Будучи детерминированной объективными и субъективными факторами, превентивная деятельность является самостоятельным специализированным видом общего педагогического процесса, имея свою цель, принципы, содержание, формы и методы и использует элементы правоохранительной, правовой, медико-оздоровительной работы.
Процесс превентивного воспитания предполагает, прежде всего, использование педагогических технологий во время существенного улучшения преподавания дисциплин. При выборе технологий, форм, методов превентивного воспитания важным является использование психолого-педагогических ресурсов в плоскости развития познавательных процессов личности. Речь идет о просветительской деятельности.
Задачи, которые относятся к разработке и реализации интерактивных технологий в превентивном воспитании:
– создание социально-педагогических условий, направленных на позитивное изменение в знаниях, навыках и поступках;
– создание организационных условий для активной просветительской работы по предупреждению негативных явлений среди молодежи;
– выявление среди молодежи позитивных лидеров;
– повышение социальной компетентности молодежи в вопросах предупреждения и преодоления негативных явлений, формирование ответственного поведения.
Интерактивные педагогические технологии – это, прежде всего, образовательные технологии, которые в свою очередь подразделяются на технологии спонтанного общения и технологии мобилизации. Приобретенный опыт дает основания утверждать, что эффективные интерактивные технологии в превентивном воспитании уже имеют определенные достижения в отечественной системе образования и специфику внедрения их в условиях Украины. Они способствуют дальнейшему развитию, как в национальном образовании, так и в демократических и гуманистических началах общества в целом.
Профессиональное образование способствует активному развитию психических качеств и определяет готовность самостоятельно решать проблемы в конкретной жизненной ситуации. Важной функцией превентивного образования является развитие способности нестандартно мыслить, использовать приобретенные знания, навыки и умения для решения любых проблем социализации. Превентивную работу следует строить на базе изучения причин отклонений в поведении средствами педагогической диагностики и прогнозирования; с учетом специфики каждого учебного заведения, уровня развития ученического коллектива; привлечения трудновоспитуемых подростков к практически-предметной и личностно-ролевой деятельности, а также общественно полезного производительного труда.
Нарушения в последние десятилетия традиционных для Украины механизмов социальной регуляции и взаимодействия требуют пересмотра поведения людей, осмысления того, что происходит с человеком, какова логика смены событий, механизм самозащиты и общегосударственной поддержки людей. Конечно, реализовать социальную политику может только тот человек, который обладает соответствующими профессионально-качественными характеристиками. В связи с этим заслуживают внимания образовательно-квалификационные характеристики социальных работников. Будущий специалист должен знать:
– основы общей и социальной педагогики; юриспруденции;
– анатомо-физиологические, возрастные и психологические особенности людей;
– основы компьютерной грамотности;
В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального работника, на первом месте выступает не учебная, не образовательная, а воспитательная роль, функция социальной помощи и защиты.
Профессиональные стандарты, определяющие требования к таким специалистам, базируются на кодексе этики, который основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях, учитывает достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности.
Практический характер социальной работы обусловливает ее значимость для осуществления принципов превентивного образования в процессе реализации профессиональной деятельности. Превенция и социальная работа взаимосвязаны. Во время решения каких-либо проблем специалисты социальной сферы постоянно сталкиваются с последствиями конфликтов и проявлениями социальной несправедливости. В обществе насущной возникает потребность в практическом развертывании социальной работы, учитывающей принципы превентивной деятельности, с различными слоями населения: детьми, подростками, молодежью, инвалидами, пожилыми людьми и теми, кто подвергся насилию, и т.д. Чаще всего с этим сталкиваются специалисты социальной сферы (социальные работники), которые, как правило, не имеют соответствующей профессиональной подготовки к этому виду деятельности.
Социальные работники должны быть агентами превентивной интеграции в социальной работе, должны признавать неэффективность традиционных отношений между работником и клиентом социальной работы и создавать новое ценностное поле, фундаментальной идеей которого является превентивная деятельность. От их способности осуществлять этот вид деятельности зависят перспективы обслуживания клиентов в решении актуальных социальных проблем.
Анализируя выше изложенное, следует сказать, что превентивный подход в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников дает возможность молодому специалисту профессионально адаптироваться в условиях современной жизни, успешно решать сложные профессиональные задачи, сознательно анализировать и корректировать результаты своей деятельности. А потому, превентивный подход это залог достижения высокого уровня его профессионализма.
Список литературы:
1. Васильєва О.В. Інноваційні підходи до підготовки соціального педагога у ВНЗ / О.В. Васильєва // Соціально-педагогічні проблеми підготовки фахівців у вищих навчальних закладах: мат-ли Міжнар. наук. практич. конф. (м. Ужгород, 25–26 лютого 2003 р.). – Ужгород: Мистецька лінія, 2003. – С. 29–31.
2. Оржеховська В.М. Превентивна педагогіка : Наук.-метод. посібник / В.М. Оржеховська, О.І. Пилипенко; АПУ, Інститут проблем виховання. – Ізмаїл: СМИЛ, 2006. – 283 с.
3. Оржеховская В.М. Использование интерактивных технологий в превентивном воспитании детей и молодежи: учеб.-метод. пособие / В.М. Оржеховская, Т.Е. Федорченко. – К., 2005. – 129 с.
4. Оржеховська В.М. Проблеми превентивного виховання неповнолітніх в сучасних умовах / В.М. Оржеховська // Світ виховання. 2004. – № 4. – С. 9-14.
5. Пилипенко О.І. Превентивна освіта в інтеграції класичних педагогічних підходів / О.І. Пилипенко // Педагогіка і психологія: Науково-теоретичний та інформаційний журнал АПН України. – 2004. – № 1. – С. 74-80.
Сведения об авторах:
Сургова Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, и.о доцента кафедры социальной работы, управления и педагогики Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).
Столярчук Наталья Владимировна – студентка факультета социологии, Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).
Data about the authors:
Surgova Svitlana Yuriyivna – Candidate of Pedagogical Sciences, acting Associate Professor of Social Work, Management and Pedagogy Department, Petro Mohyla Black Sea State University (Mykolaiv, Ukraine).
Stolyarchuk Natalia Volodymyrivna – student of Sociology Faculty, Petro Mohyla Black Sea State University (Mykolaiv, Ukraine).